Статья 'Традиции советской школы искусствознания в выпускных работах китайских студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина рубежа 1950-1960-х годов (по архивным материалам) ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Традиции советской школы искусствознания в выпускных работах китайских студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина рубежа 1950-1960-х годов (по архивным материалам)

Ван Шуцзин

аспирант, кафедра рисунка, РГПУ им. А.И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48

Wang Shujing

Postgraduate student, the department of Drawing, Herzen State Pedagogical University of Russia

191186, Russia, g. Saint Petersburg, nab. Reki Moiki, 48

lucky_lovely_1@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.4.35248

Дата направления статьи в редакцию:

16-03-2021


Дата публикации:

10-05-2021


Аннотация: Аннотация: статья посвящена актуальной искусствоведческой проблеме и позволяет выявить степень влияния традиций советской академической искусствоведческой школы на художественное образование Китайской Народной Республики. Основополагающая роль в данном процессе принадлежит китайским студентам, обучавшимся в 1950-1960-е гг. в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, а также их преподавателям и научным руководителям. В статье проанализированы стенографические материалы государственной аттестации четырех китайских студентов Факультета теории и истории искусств, которые защитили работы в 1959 и 1960 гг. Новизна исследования заключается в том, что ранее не использованные в научном обороте материалы Научного архива Российской академии художеств, в частности, работа со стенографическими материалами государственной аттестации выбранных студентов, поспособствовали пониманию некоторых особенностей искусствоведения и художественного образования Китайской Народной Республики, выявлению традиции советской школы искусствоведения и ее влиянию на китайское образование на рубеже 1950-1960-х гг. Впоследствии китайские выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина стали продолжателями традиций советской искусствоведческой школы, и своей профессиональной деятельностью в КНР заложили основу для обучения грядущих поколений работников искусства. На основании проанализированного материала можно выделить несколько актуальных направлений советской школы, повлиявших на развитие китайской искусствоведческой науки.


Ключевые слова:

Китайское образование, Художественное образование, Китайское художественное образование, Советско-китайские отношения, Советская школа искусствознания, Традиции советской школы, Традиции академической школы, Традиции искусствоведческой школы, Академия художеств, Академия имени Репина

Abstract: This article is dedicated to the relevant problem of art history, and determines the degree of impact of the traditions of the Soviet Academy of Art History upon the art education of the People's Republic of China. The fundamental role in this process is assigned to the Chinese students who studied in I. E. Repin Leningrad State Institute of Painting, Sculpture and Architecture of the USSR Academy of Arts during the 1950s – 1960s, as well as their pedagogues and academic advisors. The article analyzes the stenographic materials of state attestation of the four Chinese students of the faculty of Theory and History of Art, who defended their theses in 1959 and 1960. The novelty of this research lies in the fact that the the materials of the Scientific Archive of the Russian Academy of Arts that were not previously used in scientific discourse, namely work with the stenographic materials of state attestation of the selected students, reveal certain peculiarities of art history and art education of the People's Republic of China, description of the tradition of the Soviet Academy of Art History and its impact upon the Chinese education at the turn of the 1950s – 1960s. The Chinese graduates of I. E. Repin Leningrad State Institute of Painting, Sculpture and Architecture have later continued the traditions of the Soviet Academy of Art History, and laid the foundation for education of the future generations of specialists in the field of art. The conducted research determines several relevant trends of the Soviet School that influenced the development of Chinese art history.


Keywords:

Chinese education, Art education, Chinese art education, Soviet-Chinese relations, Soviet art school, Soviet school Traditions, Academic school Traditions, Art history Traditions, Academy of Arts, Leningrad Academy

Введение

Традиции советской школы искусствознания тесно связаны с изобразительным искусством и художественно-образовательной деятельностью Академии художеств имени И. Е. Репина. Они нашли отражение в художественно-педагогической деятельности китайских студентов института рубежа 1950-1960-х гг., направленных Китайской Народной Республикой на учебу в Советский Союз. Обозначенное в теме десятилетие является одним из важнейших этапов в истории культурных связей между СССР и КНР.

После основания Китайской Народной Республики в 1949 г. китайское правительство уделило огромное внимание развитию образования, сосредоточилось на повышении культурно-просветительского уровня народа. Пик влияния советской культуры на Китай выпал на первое пятилетие 1950-х гг. – расцвет советско-китайских отношений. Советский Союз первым из стран мира признает Китайскую Народную Республику, 14 февраля 1950 г. был подписан «Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». В этот период китайские студенты и состоявшиеся художники получили возможность полноценного обмена между китайскими и советскими художественными учебными заведениями. Одним из таких ВУЗов была Академия художеств имени И. Е. Репина в Ленинграде – ведущий художественный институт, куда китайские студенты прибывали для повышения квалификации, обучения, обмена опытом и совместной работы с советскими художниками.

Статья посвящена актуальной искусствоведческой проблеме и позволяет выявить степень влияния традиций советской академической искусствоведческой школы в художественном образовании Китайской Народной Республики. Основополагающая роль в данном процессе принадлежит китайским студентам, обучавшимся в 1950-1960-е гг. в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР и их научным руководителям.

Во второй половине 1950-х гг., на Факультете истории и теории искусств Ленинградского института имени И.Е. Репина проходили обучение китайские студенты Чэн Юнцзянь (1932–2014), Ли Юйлань (род. 1933) [1], Шао Дачжень (род. 1934) [2], Си Цзинчжи (род. 1935) [3]. Единственным источником для изучения специфики обучения китайских искусствоведов являются материалы Научного архива Российской академии художеств, которые включают в себя личные дела, дипломные работы и стенографические материалы государственной аттестации студентов.

В статье проанализированы стенографические материалы четырех китайских студентов Факультета теории и истории искусств, которые защитили работы в 1959 и 1960 гг. Источники позволяют определить традиции и влияние советской школы искусствознания на развитие китайской искусствоведческой науки во второй половине ХХ в. Перечислим их:

· Чэн Юньцзян. Ф. 7. Оп. 5. Д. 1755.

· Си Цзинчжи. Ф. 7. Оп. 5. Д. 1881.

· Шао Дачжень. Ф. 7. Оп. 5. Д. 1882.

· Ли Юйлань. Ф. 7. Оп. 5. Д. 1880.

Чэн Юнцзянь – студент-выпускник ФТИИ

Рассмотрим стенограмму защиты студента Факультета теории и истории искусств Чэн Юнцзяня, который поступил на стационарное отделение института в 1954 г. 24 июня 1959 г. прошла защита его диплома на тему «Пролетариат в русской живописи второй половины XIX – начала XX вв.», который был написан под руководством заслуженного советского и российского искусствоведа Р. И. Власовой (1919–2003). Впоследствии Чэн Юнцзянь получил диплом с отличием об окончании института [4, с. 15]. Актуальность работы студента заключается в возможности глубже раскрыть одну из важнейших на тот момент сторон демократической традиции русского искусства – формирование в нем основных элементов социалистического реализма. Для изучения данной тематики студентом были привлечены и изучены материалы русского прогрессивного искусства второй половины XIX - начала XX вв. Автор и поставил задачу проследить: эволюцию образа пролетариата; возникновение и развитие социалистического реализма; на основе анализируемых материалов доказать историческую необходимость и закономерность его появления в русском искусстве того времени.

В своей работе автор также подчеркивает необходимость противостоять попыткам ревизионистов умалить реалистическую традицию русского демократического искусства [4, с. 16]. В обозначенный период изучение данного вопроса в китайском искусствознании только зарождалось, и обращение к этой теме помогло глубже познать ценность реалистической традиции русского демократического искусства и разработать правильный подход в Китайской Народной Республике.

Работа Чэн Юнцзяня построена на изучении живописных произведений русских художников второй половины XIX - начала XX вв. из собраний Государственного Русского музея [4, с.17], Музеев революции Москвы и Ленинграда и Центрального государственного исторического музея Москвы, трудов классиков марксизма – ленинизма, критической и искусствоведческой литературы и архивных материалов ГТГ, ГРМ, ЦГИМ и Архива Академии художеств СССР.

Автор обращается к самым первым работам, в которых ставится данная тема и привлекает новый материал – серию работ, посвященных картинам крепостного художника В. П. Худоярова, И. М. Прянишникова, Г. А. Ладыженского, А. И. Морозова, Н. А. Ярошенко и других [4, с. 22]. В дипломной работе проанализированы следующие основные темы: зарождение нового жанра в пейзаже и появление образов деревенских и городских мастеровых в русском искусстве 1830-1850-х гг.; появление образа прототипа пролетариата и разработка городского жанра в искусстве 1860-1880-х гг.; утверждение образа индустриальных рабочих в искусстве 1890-х гг.; новые черты в их образах в период 1905-1907-х гг.

Возникновениетемы труда и создания образа пролетариата,прослеженной на примерах русской живописи второй половины XIX -начале XX вв., связано с зарождением русской реалистической живописи 1830-1850-х гг.,которая получила основное развитие в эпоху формирования пролетариата как самостоятельной общественной силы в 1880-1890-е гг. [4, с. 18]. Связанные с ней сюжеты поднимались и утверждались в произведениях наиболее передовых художников. Наиболее ценный вклад в этом отношении был внесен в русскую живопись младшим поколением передвижников.

Научный руководитель Р. И. Власоваотметила, чтотема дипломной работы Юнцзяня требует очень широкой исторической и искусствоведческой базы [4, с. 19]. Стоит отметить, что в 1951 г. эта работа «стала основой ее первой серьезной публикации – монографии «Константин Коровин. Творчество», вышедшей в издательстве «Художник РСФСР» в 1969 г. [5].

Рецензент данной исследовательской работы, доцент И. А. Бродский,подчеркнул актуальное значение для молодого китайского революционного искусства, которая помогает лучше понять пути русского и советского искусства [4, с. 28].

А. П. Чубова, известный искусствовед, специалист в области древнегреческого и древнеримского искусства, педагог Института им. И. Е. Репина, отметилаинтерес данной работы и для советского искусствоведения [4, с. 29].

Си Цзинчжи – студент-выпускник ФТИИ

Си Цзинчжи поступила на Факультет теории и искусств в 1955 г. 28 июня 1960 г. успешно защитила дипломную работу «Образы наших современников в советской портретной живописи 1950-х гг.». Выпускная работа была выполнена под руководством советского искусствоведа, педагога и музейного работника А. Н. Савинова (1906–1976).

Во вступлении Си Цзинчжиотмечает, что первые пятьдесят лет ХХ в. – годы мощного расцвета СССР в области науки, культуры, техники. В этот период проявилось стремление запечатлеть в произведениях искусства образы современников – строителей коммунизма. Живописный портрет приобрел особое значение в решении задачи воздания образа героя данной эпохи [6, с. 29]. Живописный портрет обладает большими возможностями, гибкими изобразительными средствами для воссоздания неповторимого индивидуального образа человека. То, что сделано в советской портретной живописи, высоко ценят китайские художники, потому что масляный живописный портрет для китайского искусства вообще является новым и молодым видом живописи, а проблема создания образов современников остро поставлена и в китайском изобразительном искусстве. Изучение опыта советских художников создает важные условия для дальнейшего развития портретного жанра в Китайском изобразительном искусстве.

В дипломной работе Си Цзинчжирассматривает следующие темы: общий образ развития советского искусства и живописного портрета; значение создания образов современников; творчество ведущих мастеров и молодых художников советской портретной живописи 1950-х гг.; новые искания в создании мастерами образов современников [6, с. 30]; критический обзор портретов людей труда, представленных на выставке «Наш современник» 1959 г.; что мешает дальнейшему расцвету советского портретного искусства. В заключение студент обобщает достижения советской портретной живописи 1950-х гг., и отмечает ее большое общественное значение и широкие перспективы дальнейшего развития.

В качестве материалов в работе студентки использованы произведения советской портретной живописи 1950-х гг., высказывания художников-портретистов о советском портретном искусстве о своем творческом опыте из книг и журнальных статей, материалы личных бесед и переписки с мастерами советской портретной живописи [6, с. 31]. Автор рассматривает творчество целого ряда художников: П. Д. Корина, В. М. Орешникова, А. М. Герасимова, В. П. Ефанова и др. Научный интерес представили собранные студенткой письма и высказывания советских художников: П. Д. Корина, В. А. Баженова и др.

Руководитель дипломанта А. Н. Савинов отметил тему высоким значением и для советского искусства, и для более молодой китайской реалистической живописи. Он выразил удовлетворение, что в стенах факультета вырос еще один квалифицированный специалист, который будет полезен на своей Родине [6, с. 32].

Рецензент С. В. Коровкевич отметила, что дипломантка Си Цзинчжи избрала чрезвычайно интересную и актуальную тему. Развитие портретного жанра играет значительную роль на этапе развития социалистического реализма в советской живописи 1950-х гг. [6, с. 33]. К достоинствам работы студентки рецензент отнесла попытку показать портретное искусство советских художников, как многонационального искусства. В заключительном слове Си Цзинчжи подчеркнула,что, «вернувшись на Родину, она обязательно будет верным пропагандистом русского и советского искусства» [6, с. 34].

Шао Дачжень – студент-выпускник ФТИИ

Рассмотрим стенограмму студента Факультета теории и истории искусств Шао Дачжэнь, который обучался в иституте с 1955 по 1960 г. 29 июня 1960 г. Шао Дачжэнь защитил дипломную работу на тему «О некоторых римских портретах в музейных собраниях СССР» с оценкой «отлично». Научный руководитель – А. П. Чубова, известный искусствовед, специалист в области древнегреческого и древнеримского искусства, педагог Института им. И.Е. Репина. Она работала в Эрмитаже под руководством крупнейшего историка античного искусства О. Ф. Вальдгауэра (1883–1935). Работа Шао Дачжэня под руководством А. П. Чубовой – одна из немногих работ китайских студентов, посвященная зарубежному искусству.

Для своего исследования Шао Дачжень выбирает пять римских портретов из ведущих коллекций античной скульптуры СССР. Он подчеркивает, что римляне своими портретными памятниками внесли неоценимый вклад в мировое искусство, и история портрета Запада с момента Ренессанса связана с портретным искусством древнего Рима, на наследии которого воспитывались художники различных стран и времен. Он отмечает, что портретное искусство дает возможность познать все богатство римской культуры.

Практическую необходимость работы студент объяснил малой известностью античного художественного наследия вообще и римского портрета, в частности, не только простому китайскому народу [7, с. 42], но и художественной интеллигенции страны. Существует необходимость изучения античного портретного искусства в развивающемся искусствоведении Китайской Демократической республики и знакомства художественной общественности и широких масс Китая с античным искусством. Студент подчеркивает, что научная методика изучения портрета, разработанная О. Ф. Вальдгауером и другими советскими исследователями будет поучительной для китайской искусствоведческой науки.

Автор отмечает, что Советский Союз обладает богатейшим собранием римского портрета, собрания Эрмитажа и музея им. Пушкина достаточно изучены. Тщательным предметом исследования студента стали римские портреты Киевских и Одесских музеев. Автор останавливается на неисследованных памятниках, и проводит работу в области датировки, определения художественного круга и иконографии.

В процессе проведения аналогий студент выясняет следующие особенности: портретная голова молодого человека Одесского музея представляет портрет одного из членов семьи Клавдиев. Женский портрет со сложной прической Киевского музея студент датировал концом I в.н.э. – позднефлавийским временем, до этого момента считавшегося троянским. На основе аналогий достоверных изображений студент предположил, что иконографическое определенияе головы юноши Киевского музея является портретом юного Марка Аврелия. Женский портрет Одесского музея студент предположил отнести к III в.

При изучении мужской головы, хранящейся в музее Академии художеств студент отверг старую датировку IV в. и отнес данный фрагмент надгробного рельефа Пальмиры к III в. Он продолжил ряд аналогий надгробными рельефами глиптотеки Копенгагена и Константинопольского музея, обратив внимание на срезаную затылочную часть головы в качестве доказательства, что она представляет собой фрагмент подобного надгробного рельефа. Таким образом студенту удалось изучить портреты разных периодов древнего Рима.

В ходе работы студенту была оказана помощь со стороны сотрудников Эрмитажа, Музея им. Пушкина, Киевского музея Западного и Восточного искусства, Одесского музея Западного и Восточного и Одесского археологического музея [7, с. 43].

Научный руководитель А. П. Чубова отметила высокое трудолюбие дипломанта Шао Дачженя. Она отмечает достаточно разработанную методику изучения римских портретов и античных памятников. В своей работе студент сделал важное заявление ''это я отношу не к IV, а к III веку, считаю не римским, а пальмирским памятником'', что, по мнению заслуженного преподавателя, является показателем тщательно изученной литературы, каталогов и трудов для данного заключения [7, с. 44].

В заключение А. П. Чубова добавила: «Мне очень приятно, даже очень лесно, что в Китай поедет специалист по античному искусству, который, вероятно, будет преподавать искусство античного мира, и я очень надеюсь, что он не бросит занятий античным искусством, которые он так успешно здесь начал. Хочу от всей души поздравить дипломанта и пожелать трудолюбивому ученику успехов на его Родине».

Рецензент дипломной работы А. А. Передольская отметила работу как «состоятельное исследование группы портретов, которые в полной мере не были введены в научный обиход» [7, с. 45], и провела анализ самой работы. Она уделяет особое внимание проведенному студентом анализу портретов в хронологическом порядке в пределах трех веков и рассматрению их с точки зрения иконографии и датировки. Первый портрет – Голова юноши из Киевского музея, которая происходит из Афин, определена студентом как портрет одного из членов императорской семьи Юлиев-Клавдиев [7, с. 46]. Шао Дачжэнь сопоставляет данный портрет с изображением Тиберия из коллекции Эрмитажа из древних Афин и выявляет сходство характерного для Тиберия подбородка, линии рта, общих очертаний головы, затылка.

Второй портрет – Женский портрет в высокой прическе времени Трояна из собрания Киевского музея студент отнес к концу I века н.э. А. А. Передольская подтверждает верную датировку экспоната. Портрет эпохи Антонинов из Киевского музея, юного императора Марка Аврелия, по мнению А. А. Передольской, самый интересный из всех портретов ввиду описания памятника и разбора методом художественной характеристики [7, с. 47].

Четвертый портрет – Одесская женская голова в плаще, по мнению рецензента, был разобран студентом более поверхностно. Шао Дачжэнь определил тип женщины, который не отнести ни к римскому, ни к греческому. Рецензент отмечает, в данном случае стилистические аналогии необходимо было искать в Пабуанских провинциях Римской империи. Пятый портрет – определение фрагмента с портретной маски из собрания Академии художеств [7, с. 48].

В заключение рецензент добавила: «В целом я считаю, что работа заслуживает отличной оценки и мне кажется, что можно поздравить Китайскую Демократическую республику с таким специалистом, который будет не только преподавателем античного искусства, но и исследователем».

Научный сотрудник Музея Академии художеств СССР Е. Маслова также оставила отзыв на работу, который зачитал В.М. Рогачевский. Она отметила ценность работы за выбор высокохудожественных, неисследованных и неопубликованных памятников, не имевших аргументированных данных о датировке. Их исследование дало дипломанту возможность поработать в области иконографии, определения художественного круга и времени возникновения произведений [7, с. 49].

Е. Маслова подчеркнула большое научное значение для Музея Академии художеств СССР работы по исследованию выбранных памятников, в частности, хранящегося в Музее памятника-фрагмента мужской головы, в котором дипломант нашел родственные исследуемому памятнику черты с рельефами памятников пальмирской культуры в Эрмитаже [7, с.50]. Она отметила, что обогащение коллекции пальмирских памятников еще одним образцом имеет интерес широкой общественности. Ценность этих памятников увеличивает синтез черты римского и восточного искусств ввиду географической связи Пальмиры с Индией, одной из областей, связывающих восток и запад.

В заключение Е. Маслова добавила: «Дипломант проявил себя очень способным, внимательным и пытливым исследователем, обладающим зорким глазом и большим стилистическим чутьем. Работа его несомненно вносит вклад в очень интересную, сохраняющую и в наши дни огромное познавательное значение область исследования портретного искусства античности» [7, с. 51].

Ли Юйлань – студент-выпускник ФТИИ

Ли Юйлань поступила на Факультет теории и истории искусств Института им. И.Е. Репина в 1955 г. 27 июня 1960 г. студентка защитила дипломную работу «Современная тема в дипломных работах живописного факультета Института И.Е. Репина» и получила оценку «отлично». Научный руководитель – преподаватель советского изобразительного искусства С. В. Коровкевич (1901-1992).

Во вступлении Ли Юйлань отметила актуальность своей работы тем, что в СССР быстрым темпами развивается наука и повышается уровень культуры, что требует от художников скорее поднимать качество своего творчества, укреплять тесную связь искусства с жизнью народа. Эта тенденция отражается и в дипломных картинах студентов живописного факультета Института им. И. Е. Репина, чьи работы охватывают почти всю историю Советской страны. В искусствовеческой литературе того периода почти не существует исследовательских работ, посвященных первым самостоятельными картинам воспитанников Академии художеств, кроме ряда газетных и журнальных статей обзорного характера. В своей работе Ли Юйлань раскрывает следующие темы: чувство нового в дипломных работах на производственную тему; творческое решение тем о колхозной деревне; образ советской молодежи в дипломных работах; запись бесед с молодыми художниками; список иллюстраций.

В первой главе автор рассказывает о тематическом разнообразии дипломных работ на производственную тематику и анализирует дипломные картины А. Ливитина ''Обмен стахановским опытом'' (1951), В. Гончаренко ''После смены'' (1959), В. Григорьева ''Рыбаки Мурманска'' (1956). Во второй главе проведен анализ дипломных работ на колхозную тематику, рассматривается работа Токарева ''Вода идет'' (1957), Фурманкова ''Весна в колхозе'' (1959). В третьей главе, посвященной анализу образа советской молодежи послевоенного времени, автор оценивает картины М. Клионского ''После собрания'' (1953), А. Козловского ''На работу в деревню'' (1956), Л. Фокина ''Вечером'' [8, с.28].

Рассмотренными примерами Ли Юйлань доказывает, что изучение опыта молодых советских художников имеет большое значение для развития искусства Народного Китая и отмечает, что дипломные работы послевоенного периода свидетельвуют о больших достижениях художественной школы, как в идейном воспитании, так и художественно-профессиональной подготовке молодых живописцев.

Научный руководитель С. В. Коровкевич, в свою очередь, подчеркнула достоинства студентки и ее дипломной работы, и охарактеризовала ее как очень серьезную и целеустремленную студентку, которая выбирала материал и характер его подачи совершенно самостоятельно. С. В. Коровкевич выразила гордость за воспитание в стенах института нового прекрасного будущего китайского искусствоведа [8, с.25].

Рецензентом по работе выступила К. К. Созанова, которая отметила, что дипломная работа Ли Юйлань представляет собой обстоятельный и серьезный очерк о достижениях советской художественной школы. Она отметила актуальность и интерес данной темы: дипломные работы живописного факультета послевоенного периода несут в себе основные черты общего состояния советского изобразительного искусства, и они также могут показать профессиональное мастерство, умение самостоятельно выражать явления жизни в образной, художественной форме [8, с.26].

Особое внимание рецензент уделил факту, что данный вопрос мало изучен, и ему посвящены лишь небольшие статьи и отдельные высказывания, что мотивировало студентку самостоятельно разобраться в материале.

Рецензент заключает, чтонесмотря на обилие материала, Ли Юйлань удалось проанализировать творчество лучших дипломных работ живописного факультета Института им. И. Е. Репина послевоенного времени, дать правильную оценку методике преподавания художественной школы, готовящей высококвалифицированные кадры советских художников. Работа, проделанная Ли Юйлань, дала больше знаний как в области советского изобразительного искусства, так и в области исследования медодики преподавания советской художественной школы [8, с.29].

В стенограмме студентки также представлены материалы свободной дискуссии. А. П. Чубова, известный искусствовед, преподаватель Факультета теории и истории искусства, много работавшая китайскими студентами, отметила особый интерес студентки к работам молодых художников, к формированию их мастерства, исследование которых поднимает проблемы современности. Грамотно построенная исследовательская работа позволила выяснить целый ряд приципиальных, важных вопросов о направленности не только живописного факультета Института им. Репина, но и направленности художественной школы Советского Союза. На основании прочитанной работы, А. П. Чубова отметила, что Ли Юйлань показала себя хорошим знатоком русского и советского искусства, уверенно оперируя накопленными знаниями и умело сравнивая новые картины с принципами старой и новой живописи уже заслуженных мастеров.

В заключение дискуссии А. П. Чубова отмечает: «Я полагаю, что в Китай приедет сильный искусствовед, который будет там плодотворно работать не только как педагог, что всем предстоит, но и в области критики и методики. Хочется пожелать, чтобы она не оставляла этой теоретической и методической работы и дальше, развивала бы те удачи, которые здесь найдены» [8, с.31]. Она также указывает на задачи, которые стоят перед будущими представителями китайского искусствознания: «Думаю, что опыт советской художественной школы она передаст и своим товарищам и предостережет их от ошибок, поможет им стать более точный, правильный путь, имея опыт нашей школы» [8, с.32].

Другие источники для изучения специфики обучения китайских искусствоведов – личные дела, дипломные работы, – доступны в Научном архиве Российской академии художеств.

Заключение

Материалы Научного архива Российской академии художеств, в частности, работа со стенографическими материалами государственной аттестации выбранных студентов поспособствовала пониманию некоторых особенностей искусствоведения и художественного образования Китайской Народной Республики, выявлению традиции советской школы искусствоведения и ее влиянию на китайское образование на рубеже 1950-1960-х гг.

Впоследствии китайские выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина стали продолжателями традиций советской искусствоведческой школы, и своей профессиональной деятельностью в КНР заложили основу для обучения грядущих поколений работников искусства. На основании проанализированного материала можно выделить несколько актуальных направлений советской школы, повлиявших на развитие китайской искусствоведческой науки.

В период 1950-1960-х гг. изучение вопроса темы труда и создания образа пролетариата, связанного с зарождением русской реалистической живописи 1830-1850 гг., в китайском искусствознании только зарождалось. Одной из важнейших сторон демократической традиции русского искусства стало формирование в нем основных элементов социалистического реализма. Обращение к этой теме в работе «Пролетариат в русской живописи второй половины XIX – начала XX вв.» Чэн Юнцзяня помогло глубже познать ценность реалистической традиции русского демократического искусства и разработать правильный подход в Китайской Народной Республике.

Другим важным направлением советской школы, повлиявшем на художественное образование Китая, стал живописный портрет. Данному вопросу посвящена исследовательская работа Си Цзинчжи «Образы наших современников в советской портретной живописи 1950-х годов».В первые пятьдесят лет ХХ в. – годы мощного расцвета СССР в области науки, культуры, техники проявилось стремление запечатлеть в произведениях искусства образы современников – строителей коммунизма. Масляный живописный портрет для китайского искусства стал новым и молодым видом живописи, и решил проблему создания образов современников в китайском изобразительном искусстве. Изучение опыта советских художников создало важные условия для дальнейшего развития портретного жанра в Китайском изобразительном искусстве.

Следующая актуальная тема – античное портретное искусство, рассмотренное Шао Дачжэнем в его исследовательской работе «О некоторых римских портретах в музейных собраниях СССР». На рубеже 1950-1960-х гг. античное художественное наследие и римский портрет были мало известны не только простому китайскому народу, но и художественной интеллигенции страны. Поэтому особенно существовала необходимость изучения римского портрета в развивающемся искусствоведении Китайской Демократической республики и знакомства художественной общественности и широких масс Китая с античным искусством.

Данная работа до сих пор представляет актуальность ввиду малочисленности памятников древнего города Пальмиры, особенно после его разрушения. Предмет из коллекции музея Академии художеств может служить примером для будущего восстановления и реставрации объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другим актуальным направлением стало изучение тематического разнообразия в дипломных картинах выпускников живописного факультета послевоенного периода. В обозначенный период тема оказалась малоизученной, а исследование Ли Юйлань «Современная тема в дипломных работах живописного факультета Института И. Е. Репина» стало первой комплексной работой на заданную тематику. Изучение опыта молодых советских художников имело большое значение для развития искусства Народного Китая, а дипломные работы послевоенного периода свидетельствуют о больших достижениях художественной школы, как в идейном воспитании, так и художественно-профессиональной подготовке молодых живописцев.

Отметим при этом и определенную типичность большинства выбранных тем. В работах советских студентов-искусствоведов также преобладают темы, связанные с изучением современного искусства социалистического реализма, зарубежные сюжеты встречаются реже. В этом смысле дипломная работа Шао Дачженя является, скорее, исключением. Для рассматриваемого периода такая ориентация на изучение актуального (для того времени) искусства имело вполне очевидные основания: художественные практики молодой Китайской Народной Республики были связаны с освоением масляной живописи и ориентаций на социалистический реализм. В Институте им. И. Е. Репина обучалось значительное количество китайских живописцев и воспитание специалистов в области художественной публицистики, способных представить новому китайскому зрителю новое искусство было актуальной задачей.

Стоит отметить также, что традиции русской и советской школы искусствознания в китайской науке об искусстве прослеживаются до сих пор. После довольно продолжительного периода охлаждения отношений СССР и КНР, с начала 1990-х годов российское академическое образование снова востребовано китайскими обучающимися, которые приезжают учиться в крупнейшие художественные вузы, в том числе в Санкт-Петербургскую Академию художеств имени Ильи Репина (так официально называется Институт им. И. Е. Репина с октября 2020 года) и перенимают российскую методику обучения. Бакалавры и магистры в области изобразительного искусства достаточно востребованы в Китае, и, представляя результаты обучения в России, продолжают линию советско-китайского сотрудничества в области подготовки художников и искусствоведов, которая была заложена в 1950-х гг.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования является влияние традиций советской академической искусствоведческой школы на художественное образование Китайской Народной Республики. Пользуясь архивными материалами, автор анализирует работы китайских студентов Факультете истории и теории искусств Ленинградского института имени И.Е. Репина, обучавшихся в СССР в 1950-е гг. – десятилетие, наиболее значимое для становления культурных связей СССР и КНР.

Методология исследования основана на анализе стенографических материалов, освещающих процесс защиты дипломных работ студентов. Что позволяет улучшить понимание некоторых особенностей искусствоведения и художественного образования Китайской Народной Республики, помогает выявлению традиции советской школы искусствоведения и ее влиянию на китайское образование на рубеже 1950-1960-х гг.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на 1950-е гг. приходится пик влияния советской культуры на китайское художественное образование, и рассмотрение этой темы позволяет лучше понять, насколько значимым было это влияние и как оно отражается по сей день.

Научная новизна представленной статьи состоит в воде в научный обиход новых материалов, так как архивные материалы, с которыми работает автор, не были достаточно исследованы до настоящего момента.

В статье проанализированы стенографические материалы четырех китайских студентов Факультета теории и истории искусств, которые защитили работы в 1959 и 1960 гг. Источники позволяют определить традиции и влияние советской школы искусствознания на развитие китайской искусствоведческой науки во второй половине ХХ в.
Следует отметить, что темы всех четырех дипломных исследований имели актуальность как для советского, так и для китайского искусствознания. Малая изученность европейских художественных традиций в Китае стала причиной выбора тем, а для их изучения привлекались достижения российского и советского искусствоведения XIX – XX вв.
Впоследствии китайские выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина стали продолжателями традиций советской искусствоведческой школы, и своей профессиональной деятельностью в КНР заложили основу для обучения грядущих поколений работников искусства. На основании проанализированного материала автор выделяет несколько актуальных направлений советской школы, повлиявших на развитие китайской искусствоведческой науки.
Также автор отмечает, что традиции русской и советской школы искусствознания в китайской науке об искусстве прослеживаются до сих пор. После довольно продолжительного периода охлаждения отношений СССР и КНР, с начала 1990-х годов российское академическое образование снова востребовано китайскими обучающимися, которые приезжают учиться в крупнейшие художественные вузы, в том числе в Санкт-Петербургскую Академию художеств имени Ильи Репина (так официально называется Институт им. И. Е. Репина с октября 2020 года) и перенимают российскую методику обучения.
Результаты исследования изложены в статье логично и последовательно, строгим научным, но в то же время доступным для восприятия языком. Выводы подтверждены в процессе исследования.

Библиографический список включает 8 источников, наиболее интересны из которых стенограммы и иные архивные материалы.

Статья информативна, выполнена на высоком научном уровне и несомненно вызовет интерес не только у преподавателей теории и истории искусства, но и у широкого круга читателей.

Статья может быть рекомендована к изданию в журнале «Культура и искусство».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.