по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 11, 2020
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 11-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2020
Художественная культура и творчество
Золотухина Н.А. - Художественно-стилевое своеобразие крымских мотивов в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ веков c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34448

Аннотация: Объектом исследования является отечественное изобразительное искусство рубежа XIX–ХХ веков. Предметом исследования выступает крымская тематика в изобразительном искусстве обозначенного периода. Цель статьи – выявить художественно-стилевое своеобразие крымских мотивов в живописи и графике конца XIX – начала XX веков. Методологической основой исследования выступает культурно-исторический метод, который дает возможность проанализировать историю художественно-стилевых систем в отечественном пейзажном жанре, развитие крымской тематики в искусстве. Совокупность культурологических и искусствоведческих методов позволила исследовать культурно-стилевое своеобразие крымских мотивов конца XIX – начала ХХ веков. Новизна исследования заключается в том, что крымские мотивы, нашедшие широкое воплощение в творчестве художников исследуемого периода, рассмотрены как один из формо- и смыслообразующих факторов развития художественно-стилевых модусов жанра пейзажа в Крыму. Специфику образа природы определяют художественно-стилевые модусы, обусловливающие авторскую концепцию и систему изобразительных средств. Установлено, что своеобразие крымских мотивов в живописи и графике рубежа XIX–ХХ веков заключается в использовании вибрирующего цвета, сочетании с грубыми мазками цветных теней, ритмичном принципе построения колористической гаммы, легкой воздушной и световой среды крымских ландшафтов.
Историческая культурология и история культуры
Покатилова И.В., Ядреева А.П. - Архитектонический метод в изучении культуры Якутии c. 11-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34490

Аннотация: Предметом исследования является художественная культура города Якутска. Несмотря на обилие краеведческих, исторических, социологических, экономических исследований, посвященных истории Якутска, мало работ культурологического характера. Одним из актуальных методов исторической культурологии начала XXI в. становится архитектонический, разработанный И.В. Кондаковым(1998). Предложенная автором, архитектоника русской культуры состоит из двух уровнего механизма циклов: 1) кумуляции/дивергенции и 2) селекции/конвергенции, которая носит универсальный характер. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью художественной культуры Якутии в целом. Целью статьи является использование архитектонического метода изучения культуры Якутии, на примере города Якутска. Новизна исследования показывает результативность применения архитектонического метода в изучении культуры Якутии в целом.1)На кумулятивном этапе XVII-XIXвв. архитектоника культуры города Якутска является смысловым ядром культурной целостности. 2) На уровне дивергентном со 2 половины XIX – нач. XX вв. – это ядро дробится, постепенно утрачивая целостность. 3) Начало ХХ в. – синтезирующий уровень, просветительский этап якутской культуры сосредоточен в городе Якутске. 4) Селекционный уровень - 1920- сер.1980-х гг. настроен на достижении культурной целостности и цивилизационной идентичности за счет насилия, селекции вокруг ценностей советской культуры. 5) Конвергентный уровень – предполагает условный синтез - 1990-2020гг., одним из компонентов, которого является «реинтерпретация и модернизация архаики», принимая условный и игровой характер.
Философия культуры
Герасимова И.А. - Ритмы прошлого, ритмы грядущего c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34514

Аннотация: Ритм как универсалия культуры и как фундаментальный философский принцип временной организации систем различного порядка явился предметом исследования. Цель исследования – проанализировать возможности создания общей теории ритма. В реализации цели были поставлены следующие задачи: проанализировать этнокультурные традиции, в когнитивном отношении опирающиеся на развитость ритмочувствующего мышления; провести анализ рефлексий древнегреческих натурфилософов над значением ритма; проследить тематику ритма в искусстве, науке и практиках XIX-XXI вв.; проблематизировать вопрос о значении ритмологии в понимании новых векторов когнитивной эволюции в настоящее время. Методология исследования ориентируется на общесистемные методы, такие как философия сложности и экогеосистемный подход. Постановка проблемы ритма как универсалии востребует рассмотрения космоприродных, планетарных, социальных, культурных, личностных реальностей (миров). В исследовании исторических артефактов и этнографического материала принимаются во внимание принципы эволюционной эпистемологии. Анализ натурфилософских учений и древнегреческого мироощущения дополняется анализом языка. Новизна исследования состоит в постановке и анализе проблемы ритма как универсалии культуры в предельном основании, охватывая природные, социокультурные и творчески-личностные ритмики. Трансформации сознания и мышления в когнитивной эволюции шли от развитой чувствительности в архаике к развитию интеллекта. Вплоть до раннего средневековья было развито ритмочувствующее мышление, эмпатически связывающее человека с природой. Особое значение для понимания чувствующего мироощущения имеет культура и натурфилософские рефлексии над понятием гармонии. Красота как созидающий принцип мироздания передавалась комплексом понятий, которые вошли в язык современной науки. Ритм как эстетическая категория в естественных науках привлекает внимание исследователей корреляций биосферных, социальных и космических процессов. Рефлексии над универсальностью ритма в сложных эволюционирующих системах позволяют по-новому оценить рассогласование ритмик (десинхроноз) современного глобального кризиса.
Социология культуры, социокультура
Желтикова И.В. - Варианты возможного будущего в современном российском кинематографе c. 36-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34473

Аннотация: Предметом этого исследования выступают десять отечественных фантастических фильмов, вышедших в прокат с 2013 до 2020 года. Целью этой статьи является изучение сценариев в видении будущего, представленных современным российским кинематографом. В статье дается обзор подходов к изучению визуальных образов. На их основе предлагается новая стратегия исследования кинообразов будущего, предполагающая различение в кинофильме трех групп элементов: когнитивных, визуальных и эмоционально-модальных и четырех тематических составляющих, соответствующих сферам жизни общества. В результате применения этой методики были выделены четыре основные темы, присутствующие в кинематографической репрезентации будущего – космос, вооруженные конфликты, индустрия развлечений и кардинальные изменения человеческой личности. Определено, что визуальная репрезентация будущего представлена четырьмя группами образов – универсальными образами, образами настоящего, образами прошлого, и образами, незнакомыми зрителю и репрезентирующими то небывалое, чем привлекательно будущее.     Приходится признать, что в большинстве фильмов будущее оценивается как недолжное, несправедливое, неправильное, вызывает нравственное несогласие. Изображаемое будущее – это не тот мир, в котором бы хотелось оказаться. В большинстве своем российские фильмы посвящены российскому же будущему, удаленность которого не превышает 50 лет. Такой подход повышает вовлеченность зрителей в изображаемые события и сообщает им общий пессимистический настрой на завтрашний день, присутствующий не только в сюжете, но и в визуальном ряде большинства картин. Целостные образы будущего, функционирующие в определенной культуре, могут быть выделены на основании сопоставления различных источников, и кинематограф, является всего лишь одним из таких источников. Поэтому делать выводы о восприятии будущего нашими современниками только на основании его одного, конечно, нельзя. Однако кинофильмы являются ценным источником информации по визуализации будущего и передаче общих настроений, с ним связанных.
Культурное наследие, традиции и инновации
Чернявская Е.Н. - Способы историзации усадебных ландшафтов Москвы c. 53-74

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.32067

Аннотация: Объектом исследования являются способы, которые применяются в проектной практике постсоветского времени для придания исторического вида, утратившим его ландшафтам бывших подмосковных усадеб – способы историзации. Рассмотренные ландшафты ныне охраняются государством как объекты культурного наследия Москвы и используются как музеи (музеи-заповедники) и парки общего пользования. Предметом исследования является раскрытие сути этих способов и их оценка с точки зрения соответствия историческим первоисточникам, возможности применения, широты распространения и аттрактивности. Проведена систематизация используемых способов. По степени соответствия результата применения историческим реалиям они разделены на группы, обеспечивающие: 1) точное воспроизведение исторических форм, 2) создание подобий, 3) создание новых форм. В каждой группе выделены подгруппы рассматриваемых приемов. По частоте использования лидируют приемы первой группы, направленные в основном на возрождение форм зданий и сооружений. Остальные приемы нацелены на возрождение памяти о прошлом. Результаты их применения относятся к новому строительству, которое можно рассматривать как развитие ландшафта и оценивать, как современное художественное явление. Приемы второй группы ведут к развитию ландшафта в духе историзма, приемы третьей группы – к развитию территории на основе современного видения прошлого. Проведенный анализ ценен общим взглядом на процесс сохранения одного из сложных видов культурного наследия Москвы. Дополнительным вкладом
Эстетика и теория искусства
Белова Д.Н. - Световая символика женских мифологических образов как духовная основа японской и китайской культур c. 75-92

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34358

Аннотация: В статье анализируется женское начало, отраженное в образах богинь японской и китайской мифологии, связанных с солярным культом и световой символикой. Сделана попытка проследить роль женского начала в мифологическом феномене Неба и связи его с Землей. Предметом исследования являются японские и китайские мифы и сказания, иконографические образы богинь и их посредников лис в религиозной живописи XIII - нач. XX вв. Использовались сравнительно-исторический и иконографический методы исследования, опирающиеся на философские, культурологические и искусствоведческие научные материалы. Актуальность темы обусловлена тем, что в глобализирующимся мире страны Дальнего Востока в большей мере способны противостоять утрате мировоззренческих ориентиров, благодаря традиционализму и духовному самосознанию, сохраняя национально-культурную идентичность.   Новизна исследования заключается в рассмотрении на основе иконографического материала и мифологических сюжетов световых манифестаций богинь, как проявления энергии женского начала и отражение их в феномене связи Неба и Земли. Сделан вывод, что для оценки японского и китайского искусства необходимо учитывать мультикультурное взаимодействие этих стран, основанное на гармонии существования человека и природы. Богини Солнца и Луны, богини Земли стремятся осуществлять связь с Небом, как в частности автохтонное божество Инари через своих посредников лис. Богини Солнца и Луны, богини Земли стремятся осуществлять связь с Небом, как в частности автохтонное божество Инари через своих посредников лис. Женское начало, воплощенное в феминности божественных лис представлено в бесконечной борьбе за бессмертие и возможность присутствия на Небе в лучах света и разума. Световая насыщенность женских образов способствует их духовности.
Изобразительные искусства
Голикова И.С. - Интернациональный аспект в истории современной русской графики: проблемы интерпретации и идентичности c. 93-102

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34375

Аннотация: В статье проанализированы отдельные примеры формального соответствия общемировым тенденциям в отечественной печатной графике XX — начала XXI в. Предмет исследования — сравнительные характеристики русской и общемировой практики в области современного графического искусства. В этом контексте прежде всего выделены стилистические характеристики экспрессионизма (1910–1920-гг.) и неоэкспрессионизма (1960–1980-е гг.). Методом компаративного анализа определены точки взаимодействия российских примеров западным аналогам, а также качества их оригинальности, внеположные формальным соответствиям. Акцентированы источники определения своеобразия графики как вида искусства в истории отечественного искусствознания.   В процессе исследования выделены, в частности, примеры «экспрессивной» графики в творчестве Н. Н. Купреянов и А. И. Кравченко в соотношении с гравюрой немецкого экспрессионизма и некоторые новейшие образцы российской графики (петербургские художники П. С. Белый, П. М. Швецов) в сравнении с графическими опытами А. Кифера. Итоговые выводы базируются на определении своеобразной традиции отечественного реализма (В. А. Ветрогонский и В. И. Шистко), что, по мнению автора материала, следует считать определяющим фактором идентичности русской графики в противовес нивелирующим национально-культурные различия трендам международного актуального искусства.
Книжная культура и искусство книги
Алиханова В.Л. - Массовизация культуры и искусства на примере деятельности современных библиотек c. 103-107

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.32047

Аннотация: В статье рассматривается трансформация книжной культуры в контексте деятельности современной библиотеки, в частности, на примере воздействия культурной политики государства на данный феномен. Особое внимание уделяется изменению в деятельности библиотек в рамках Национального проекта "Культура" и Модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек. В контексте работы автором отмечается трансформация самого феномена библиотеки и являющиеся следствием данных процессов массовизация культуры, стирание границ между элитарным и масссовым, превращение читателя в массового "потребителя". Основными методами исследования выступают функциональный анализ и диалектический метод. Применяется также кампаративисткий анализ в части рассмотрения функций современной библиотеки в сравнении с исторически первыми формами их работы. Новизна исследования заключается в том, что процесс трансформации библиотек рассматривается системно и нелинейно, с учетом противоречивости данного процесса. Автор акцентирует внимание на трансформации библиотеки как феномена культуры, ее сущности, что приводит к угрозе размытия понимания библиотеки и, как следствие, утрате ею своей уникальности и дисфункции, как социокультурного учреждения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.