по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2016
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 22-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2016
Актуальный вопрос
Гончаров В.В. - Глобальный конституционализм и «слом» национального культурного кода: социально-философский анализ

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.20623

Аннотация: Настоящая статья посвящена роли глобального конституционализма в «сломе» национального культурного кода. Автор обосновывает позицию, согласно которой глобализация общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства национальных обществ и государств направлена на форматирование и уничтожение национальной самобытности, культурной, нравственной, религиозной идентичности. Процессы глобализации имеют своим следствием унификацию и универсализацию культуры в общепланетарных масштабах, с одной стороны, для упрощения процессов управления мировым устройством, а с другой стороны, для недопущения создания условий для изоляционизма отдельных национальных обществ и государств. В настоящей статье используется ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; историзма; прогнозирования; диалектического анализа; статистический. По мнению автора, в Российской Федерации следует противостоять процессам культурной глобализации. Данное противостояние должно осуществляться комплексно, путем разработки и реализации общественно-политических, государственно-правовых программ, мероприятий, носящих системный характер. В противном случае, по мере «слома» национального культурного кода, наше государство обречено на утрату своего суверенитета, территориальной целостности и независимости.
Гончаров В.В. - Глобальный конституционализм и «слом» национального культурного кода: социально-философский анализ c. 755-761

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68495

Аннотация: Настоящая статья посвящена роли глобального конституционализма в «сломе» национального культурного кода. Автор обосновывает позицию, согласно которой глобализация общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического устройства национальных обществ и государств направлена на форматирование и уничтожение национальной самобытности, культурной, нравственной, религиозной идентичности. Процессы глобализации имеют своим следствием унификацию и универсализацию культуры в общепланетарных масштабах, с одной стороны, для упрощения процессов управления мировым устройством, а с другой стороны, для недопущения создания условий для изоляционизма отдельных национальных обществ и государств. В настоящей статье используется ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; историзма; прогнозирования; диалектического анализа; статистический. По мнению автора, в Российской Федерации следует противостоять процессам культурной глобализации. Данное противостояние должно осуществляться комплексно, путем разработки и реализации общественно-политических, государственно-правовых программ, мероприятий, носящих системный характер. В противном случае, по мере «слома» национального культурного кода, наше государство обречено на утрату своего суверенитета, территориальной целостности и независимости.
Ли Х. - Экзистенциальное мировоззрение в советском неофициальном искусстве c. 762-769

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68496

Аннотация: В данной статье особое внимание уделяется исследованию произведений неофициального искусства Советского Союза 1950-х 1960-х гг., в которых отражается экзистенциальное мировоззрение художников, как В. Сидур, Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий и В. Яковлев. Эти художники, испытывавшие ужас войны, унижение человеческого достоинства не только в сталинском ГУЛАГе, а еще в коммунальных квартирах выявляют в своем творчестве выражения одиночества, страдания, страха, неизбывной озабоченности и желания свободы. Такие тематические характеристики в произведениях этих художников заключают возможность интерпретировать их творчество в контексте экзистенциализма, чье влияние имело всемирный масштаб. Методологической и теоретической основой данного исследования послужил ряд работ следующих направлений научного знания: искусствоведения, философии, литературоведения и психоанализа. Междисциплинарное взаимодействие разноплановых методик анализа способствует более обширному и углубленному пониманию творчества художников ХХ в. Экзистенциализм после Второй мировой войны связан с появлением новых течений искусства не только на Западе, а еще в странах Востока и в Советском союзе. Такой всемирный масштаб влияния экзистенциализма связан со сходным опытом личностей данного периода, т.е. опыт войны. Исследование неофициального искусства Советского Союза в связи с экзистенциализмом является важным для понимания ценности неофициального искусства в контексте мирового искусства прошлого века.
Свирский Я.И. - Индивидуация в перспективе парадигмы сложности c. 770-781

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68497

Аннотация: В предлагаемой статье предполагается рассмотреть несколько ключевых понятий исследовательской стратегии французского философа Жильбера Симондона, выдвинувшего концепцию технической, биологической, психологической и коллективной индивидуации, обретающей, в конечном счете, онтологический статус. В ходе данного рассмотрения предполагается провести некое сопряжение между критикой субстанциалистской и гилеморфической традиции истолкования происхождения индивидуальных сущих и такими концептами как трансдукция и аллагматика, привлекая при этим и другие сопутствующие представления (первичная информация, внутренний резонанс, метастабильность и другие).. Предполагается компаративный метод исследования, сопрягающий философскую стратегию Жильбера Симондона с парадигмой сложности, учитывая, что концепции Симондона оказали большое влияние на творчество Жиля Делеза, Жана Бодрийяра, Брюно Латура, Изабеллы Стенгерс и других видных авторов, движущихся в стратегии парадигмы сложности. Основным выводомпроведенного исследования является связь философской стратегии Жильбера Симондона с современными проблемами как социального, таки интеллектуального характера. Прежде всего имеются ввиду сюжеты, связанные с индивидуацией как технических, так и витальных объектов, обеспечивающих существование современного социума. Причем творчество Симондона предстоит осваивать не только отечественной, но и зарубежной философии
Гарин А.Ф. - Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании c. 782-787

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68498

Аннотация: В статье рассматривается использование современных информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании. Косвенно делаются выводы и относительно использования таких технологий в музыкальном искусстве в целом. Рассматривается влияние сетевых, коммуникационных технологий на музыкальное образование и педагогический процесс в целом, а также влияние на музыкальное образование появления и массового распространения мобильных устройств. Исследуются возможности сенсорных экранов при использовании на практических занятиях в рамках музыкального образовательного процесса. Используются классические для педагогических наук методы исследования. Автор также оперирует методологией психологических и социальных наук. Делается вывод, что появление мобильных устройств кардинально изменило и продолжает изменять музыкальное образование. Это, в первую очередь, связано с массовым распространением мобильных устройств. Во вторую очередь, это объясняется широкими возможностями данных устройств, которые продолжают раскрываться и по сей день. Речь идет как возможностях цифровой обработки звука; их использования в игровом формате, так и об использовании мобильных устройств с помощью их приложений в качестве виртуальных музыкальных инструментов и вспомогательных приборов (например метронома). Наконец, такая характеристика данных средств как мобильность, универсальность и многофункциональность, т.е. возможность сочетания в одном аппарате нескольких функций, позволяет утверждать, что современные мобильные устройства займут первостепенное место в музыкальном педагогическом процессе.
Ли Х. - Экзистенциальное мировоззрение в советском неофициальном искусстве

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21185

Аннотация: В данной статье особое внимание уделяется исследованию произведений неофициального искусства Советского Союза 1950-х 1960-х гг., в которых отражается экзистенциальное мировоззрение художников, как В. Сидур, Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий и В. Яковлев. Эти художники, испытывавшие ужас войны, унижение человеческого достоинства не только в сталинском ГУЛАГе, а еще в коммунальных квартирах выявляют в своем творчестве выражения одиночества, страдания, страха, неизбывной озабоченности и желания свободы. Такие тематические характеристики в произведениях этих художников заключают возможность интерпретировать их творчество в контексте экзистенциализма, чье влияние имело всемирный масштаб. Методологической и теоретической основой данного исследования послужил ряд работ следующих направлений научного знания: искусствоведения, философии, литературоведения и психоанализа. Междисциплинарное взаимодействие разноплановых методик анализа способствует более обширному и углубленному пониманию творчества художников ХХ в. Экзистенциализм после Второй мировой войны связан с появлением новых течений искусства не только на Западе, а еще в странах Востока и в Советском союзе. Такой всемирный масштаб влияния экзистенциализма связан со сходным опытом личностей данного периода, т.е. опыт войны. Исследование неофициального искусства Советского Союза в связи с экзистенциализмом является важным для понимания ценности неофициального искусства в контексте мирового искусства прошлого века.
Свирский Я.И. - Индивидуация в перспективе парадигмы сложности

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.17579

Аннотация: В предлагаемой статье предполагается рассмотреть несколько ключевых понятий исследовательской стратегии французского философа Жильбера Симондона, выдвинувшего концепцию технической, биологической, психологической и коллективной индивидуации, обретающей, в конечном счете, онтологический статус. В ходе данного рассмотрения предполагается провести некое сопряжение между критикой субстанциалистской и гилеморфической традиции истолкования происхождения индивидуальных сущих и такими концептами как трансдукция и аллагматика, привлекая при этим и другие сопутствующие представления (первичная информация, внутренний резонанс, метастабильность и другие).. Предполагается компаративный метод исследования, сопрягающий философскую стратегию Жильбера Симондона с парадигмой сложности, учитывая, что концепции Симондона оказали большое влияние на творчество Жиля Делеза, Жана Бодрийяра, Брюно Латура, Изабеллы Стенгерс и других видных авторов, движущихся в стратегии парадигмы сложности. Основным выводомпроведенного исследования является связь философской стратегии Жильбера Симондона с современными проблемами как социального, таки интеллектуального характера. Прежде всего имеются ввиду сюжеты, связанные с индивидуацией как технических, так и витальных объектов, обеспечивающих существование современного социума. Причем творчество Симондона предстоит осваивать не только отечественной, но и зарубежной философии
Гарин А.Ф. - Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21196

Аннотация: В статье рассматривается использование современных информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании. Косвенно делаются выводы и относительно использования таких технологий в музыкальном искусстве в целом. Рассматривается влияние сетевых, коммуникационных технологий на музыкальное образование и педагогический процесс в целом, а также влияние на музыкальное образование появления и массового распространения мобильных устройств. Исследуются возможности сенсорных экранов при использовании на практических занятиях в рамках музыкального образовательного процесса. Используются классические для педагогических наук методы исследования. Автор также оперирует методологией психологических и социальных наук. Делается вывод, что появление мобильных устройств кардинально изменило и продолжает изменять музыкальное образование. Это, в первую очередь, связано с массовым распространением мобильных устройств. Во вторую очередь, это объясняется широкими возможностями данных устройств, которые продолжают раскрываться и по сей день. Речь идет как возможностях цифровой обработки звука; их использования в игровом формате, так и об использовании мобильных устройств с помощью их приложений в качестве виртуальных музыкальных инструментов и вспомогательных приборов (например метронома). Наконец, такая характеристика данных средств как мобильность, универсальность и многофункциональность, т.е. возможность сочетания в одном аппарате нескольких функций, позволяет утверждать, что современные мобильные устройства займут первостепенное место в музыкальном педагогическом процессе.
Культура и цивилизация
Нехаева Т.В. - Михаил Алексеевич Юдин и татарская музыкальная культура 1940-х годов: по материалам казанских архивов

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.20681

Аннотация: В статье дается краткий обзор творческой деятельности в Казани русского советского композитора, профессора Ленинградской и Казанской консерваторий Михаила Алексеевича Юдина (1893-1948). Уникальность и многоплановость деятельности М.А.Юдина находит отражение в отзывах деятелей музыкальной культуры Ленинграда и Казани. Одна из задач данной статьи – рассмотреть основные проблемы музыкального творчества композитора М.А.Юдина в период 1942-1948 годов в Казани. Педагог, общественный деятель, автор большого числа сочинений для хора, М.Юдин стал первым деканом хорового факультета Казанской консерватории, открывшейся в 1945 году. В результате изучения казанских архивных фондов удалось восстановить историю создания некоторых произведений, прояснить детали, отсутствующие или ранее неверно истолкованные факты. В статье подчеркнута заслуга М.А.Юдина в создании в консерватории хоровой капеллы. В эпоху форсированного становления национальных музыкальных культур М.А.Юдин внес свой вклад в развитие оперного жанра в Татарии (опера «Фарида», 1944); плодотворным оказалось его творческое содружество с татарским композитором С.Сайдашевым («Милая Хафиза», 1943), с гармонистом Ф.Туишевым («Пионерская сюита» для струнного квартета).
Нехаева Т.В. - Михаил Алексеевич Юдин и татарская музыкальная культура 1940-х годов: по материалам казанских архивов c. 788-796

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68499

Аннотация: В статье дается краткий обзор творческой деятельности в Казани русского советского композитора, профессора Ленинградской и Казанской консерваторий Михаила Алексеевича Юдина (1893-1948). Уникальность и многоплановость деятельности М.А.Юдина находит отражение в отзывах деятелей музыкальной культуры Ленинграда и Казани. Одна из задач данной статьи – рассмотреть основные проблемы музыкального творчества композитора М.А.Юдина в период 1942-1948 годов в Казани. Педагог, общественный деятель, автор большого числа сочинений для хора, М.Юдин стал первым деканом хорового факультета Казанской консерватории, открывшейся в 1945 году. В результате изучения казанских архивных фондов удалось восстановить историю создания некоторых произведений, прояснить детали, отсутствующие или ранее неверно истолкованные факты. В статье подчеркнута заслуга М.А.Юдина в создании в консерватории хоровой капеллы. В эпоху форсированного становления национальных музыкальных культур М.А.Юдин внес свой вклад в развитие оперного жанра в Татарии (опера «Фарида», 1944); плодотворным оказалось его творческое содружество с татарским композитором С.Сайдашевым («Милая Хафиза», 1943), с гармонистом Ф.Туишевым («Пионерская сюита» для струнного квартета).
Культура и наука
Калинина Г.Н. - Границы знания как границы компетенции разума в культуре

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.17002

Аннотация: Предметом исследования выступают внешние и внутренние границы науки, определяющие метаморфоз превращенных, ненаучных форм знания на границах науки. Объект исследования - взаимоотношение науки и ненаучных форм знания в диахронном и синхронном измерениях.Особое внимание уделяется исследованию границ, за которые не может (и не должна) простираться «работа науки», которая переходит не столько в поиск ограничений компетенции разума, сколько в горизонт нравственной ответственности ученого. С учетом данных реалий проблематика границ в научном и ином знании оказывается связанной с культурой рациональности, приобретая в новых условиях дополнительную актуальность. Обосновывается, что деструктивные черты техногенной цивилизации, где наука играет роль инновационного социокода, служат достаточным основанием для эпистемологической программы выявления границ компетенции разума, поставленной в свое время И. Кантом. Основным методом работы послужил классический метод диалектики, поскольку он имеет дело с особым способом рассмотрения сущего в широком онтологическом, гносеологическом и культурно-историческом контекстах. Также по мере необходимости нами использовались феноменологический, герменевтический и системный принципы, тезаурусный и контекстный подходы понимания и интерпретации культурных феноменов. C позиции автора, философская рефлексия границ науки и «другого» знания несомненно актуальна и для понимания того факта, что нет мира «чистой» науки и «чистого» рационализма: «мир науки» включает в себя все многообразие других, отличных от «чисто научных» форм знания (миф, теологические представления, интуицию, мистический, эзотерический опыт), равно как и все формы знания в известной мере рациональны (последняя рождается вместе с разумом). - Везде мы наблюдаем метаморфоз, взаимопревращение, взаимозаменяемость, восполняемость всех форм знания на границах науки и ненауки.
Калинина Г.Н. - Границы знания как границы компетенции разума в культуре c. 797-801

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68500

Аннотация: Предметом исследования выступают внешние и внутренние границы науки, определяющие метаморфоз превращенных, ненаучных форм знания на границах науки. Объект исследования - взаимоотношение науки и ненаучных форм знания в диахронном и синхронном измерениях.Особое внимание уделяется исследованию границ, за которые не может (и не должна) простираться «работа науки», которая переходит не столько в поиск ограничений компетенции разума, сколько в горизонт нравственной ответственности ученого. С учетом данных реалий проблематика границ в научном и ином знании оказывается связанной с культурой рациональности, приобретая в новых условиях дополнительную актуальность. Обосновывается, что деструктивные черты техногенной цивилизации, где наука играет роль инновационного социокода, служат достаточным основанием для эпистемологической программы выявления границ компетенции разума, поставленной в свое время И. Кантом. Основным методом работы послужил классический метод диалектики, поскольку он имеет дело с особым способом рассмотрения сущего в широком онтологическом, гносеологическом и культурно-историческом контекстах. Также по мере необходимости нами использовались феноменологический, герменевтический и системный принципы, тезаурусный и контекстный подходы понимания и интерпретации культурных феноменов. C позиции автора, философская рефлексия границ науки и «другого» знания несомненно актуальна и для понимания того факта, что нет мира «чистой» науки и «чистого» рационализма: «мир науки» включает в себя все многообразие других, отличных от «чисто научных» форм знания (миф, теологические представления, интуицию, мистический, эзотерический опыт), равно как и все формы знания в известной мере рациональны (последняя рождается вместе с разумом). - Везде мы наблюдаем метаморфоз, взаимопревращение, взаимозаменяемость, восполняемость всех форм знания на границах науки и ненауки.
Философия культуры
Аронсон О.В. - Перевод и политика. Шмитт, Беньямин и... Достоевский

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.18354

Аннотация: Предметом исследование данной статьи являются отношения между политикой и переводом, сложившиеся в России. Особое внимание уделено политической идее "вторжения" текста в культуру посредством перевода, которая находится в противоречии с идеей взаимообогащения культур. Анализируя полемику, возникшую вокруг переводов на русский язык работ одного из нацистских теоретиков Карла Шмитта, автор указывает на теорию культурного перевода, которую можно обнаружить имплицитно обнаружить у Достоевского и на концепцию абсолютной переводимости Беньямина, которые позволяют лучше понять почему именно в России оказались столь востребованы политические идеи Шмитта. В работе использована имманентисткая методология, когда выявляется зона общности политического и культурного действия, в результате чего можно взглянуть на идею перевода через призму политических теорий, а концепции перевода могут дать многое для понимания политического. Основным результатом исследования является открытие области политического бессознательного, присутствующего в любом переводном тексте, а также области политического желания, выраженного в практике выбора культурой тех или иных текстов и авторов в качестве культовых, особенно тех, которые выражают якобы чуждые культуре идеи и ценности.
Аронсон О.В. - Перевод и политика. Шмитт, Беньямин и... Достоевский c. 802-811

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68501

Аннотация: Предметом исследование данной статьи являются отношения между политикой и переводом, сложившиеся в России. Особое внимание уделено политической идее "вторжения" текста в культуру посредством перевода, которая находится в противоречии с идеей взаимообогащения культур. Анализируя полемику, возникшую вокруг переводов на русский язык работ одного из нацистских теоретиков Карла Шмитта, автор указывает на теорию культурного перевода, которую можно обнаружить имплицитно обнаружить у Достоевского и на концепцию абсолютной переводимости Беньямина, которые позволяют лучше понять почему именно в России оказались столь востребованы политические идеи Шмитта. В работе использована имманентисткая методология, когда выявляется зона общности политического и культурного действия, в результате чего можно взглянуть на идею перевода через призму политических теорий, а концепции перевода могут дать многое для понимания политического. Основным результатом исследования является открытие области политического бессознательного, присутствующего в любом переводном тексте, а также области политического желания, выраженного в практике выбора культурой тех или иных текстов и авторов в качестве культовых, особенно тех, которые выражают якобы чуждые культуре идеи и ценности.
Прикладная культурология
Кумакова Д.Б. - "Роль региональных арт-практик в трансформации художественной среды: от инерции к динамике"

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21149

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает региональная художественная среда. Предметом исследования статьи является значение арт-практик в динамике художественной среды. Особое внимание уделяется специфике художественной среды как элемента социокультурной среды, а так же их роли в появлении самоорганизаций художников и арт-инициатив. Автор выявляет два вида художественной среды - внутреннюю и внешнюю, подробно рассматривает этапы развития художественного сообщества и исследует факторы, влияние которых ведет к трансформации художественной среды из неспособной к воспроизводству и развитию в производящее, «живое» сообщество. Основным методом исследования является анализ опыта развития институций как государственных, так и частных, работающих с современным искусством в российских регионах. Результатом исследования является вывод о том, что мотивом, подталкивающим актуальных художников в регионах к объединению в самоорганизации, является поиск единомышленников, стремление к коммуникации в рамках общего дискурса и стремление к формирование динамичной художественной среды. Новизна исследования заключается в рассмотрении региональной художественной среды как основы формирования самоорганизаций художников.
Кумакова Д.Б. - "Роль региональных арт-практик в трансформации художественной среды: от инерции к динамике" c. 749-754

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68393

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает региональная художественная среда. Предметом исследования статьи является значение арт-практик в динамике художественной среды. Особое внимание уделяется специфике художественной среды как элемента социокультурной среды, а так же их роли в появлении самоорганизаций художников и арт-инициатив. Автор выявляет два вида художественной среды - внутреннюю и внешнюю, подробно рассматривает этапы развития художественного сообщества и исследует факторы, влияние которых ведет к трансформации художественной среды из неспособной к воспроизводству и развитию в производящее, «живое» сообщество. Основным методом исследования является анализ опыта развития институций как государственных, так и частных, работающих с современным искусством в российских регионах. Результатом исследования является вывод о том, что мотивом, подталкивающим актуальных художников в регионах к объединению в самоорганизации, является поиск единомышленников, стремление к коммуникации в рамках общего дискурса и стремление к формирование динамичной художественной среды. Новизна исследования заключается в рассмотрении региональной художественной среды как основы формирования самоорганизаций художников.
Культурное наследие, традиции и инновации
Соколова А.Н. - Трансформация жанровой модели традиционной танцевальной музыки западных адыгов (черкесов)

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21243

Аннотация: Объектом исследования является танцевальная культура западных адыгов (черкесов), проживающих на территории современной Адыгеи. Предметом исследования становятся танцевальные жанры в совокупности музыкально-инструментальной, сюжетно-образной и пластической составляющих. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как причины деформации старой системы танцевальных жанров, причины, условия и каналы проникновения в танцевальную культуру "забытых" или иноэтнических жанров, порождение новых смыслов в реконструированных жанрах. Особое внимание уделяется проблеме художественных ценностей в вопросе репродукции и порождении новых художественных продуктов. В работе использованы методы сравнительно-типологического и системного анализа, а также эмпирические методы включенного наблюдения и неформального интервью с носителями культуры. Научная новизна исследования состоит как в самой постановке вопроса, связанного с попыткой выведения жанро-стилевой модели танцевальной музыки западных адыгов, так и в анализе причин и условий социокультурных изменений, обусловивших сложение новой системы. Основными выводами проведенного исследования является констатация обновления жанровой модели танцевальной музыки западных адыгов за счет освоения забытого, заимствования и переработки иноэтнического художественного наследия. При этом в культуре «приживается» то, что воспринимается как преемственность и наследование, что в значительной степени понятно современному обществу, соответствует его духовным потенциям и выражает его коллективное бессознательное.
Соколова А.Н. - Трансформация жанровой модели традиционной танцевальной музыки западных адыгов (черкесов) c. 812-818

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68502

Аннотация: Объектом исследования является танцевальная культура западных адыгов (черкесов), проживающих на территории современной Адыгеи. Предметом исследования становятся танцевальные жанры в совокупности музыкально-инструментальной, сюжетно-образной и пластической составляющих. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как причины деформации старой системы танцевальных жанров, причины, условия и каналы проникновения в танцевальную культуру "забытых" или иноэтнических жанров, порождение новых смыслов в реконструированных жанрах. Особое внимание уделяется проблеме художественных ценностей в вопросе репродукции и порождении новых художественных продуктов. В работе использованы методы сравнительно-типологического и системного анализа, а также эмпирические методы включенного наблюдения и неформального интервью с носителями культуры. Научная новизна исследования состоит как в самой постановке вопроса, связанного с попыткой выведения жанро-стилевой модели танцевальной музыки западных адыгов, так и в анализе причин и условий социокультурных изменений, обусловивших сложение новой системы. Основными выводами проведенного исследования является констатация обновления жанровой модели танцевальной музыки западных адыгов за счет освоения забытого, заимствования и переработки иноэтнического художественного наследия. При этом в культуре «приживается» то, что воспринимается как преемственность и наследование, что в значительной степени понятно современному обществу, соответствует его духовным потенциям и выражает его коллективное бессознательное.
Культура повседневности
Сидорова Г.П. - Материнство и отцовство в советской культуре 1960-1980-х: художественные образы и воспоминания

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21233

Аннотация: Предметом исследования являются материнство и отцовство в советском обществе и культуре 1960–1980-х между традицией и новацией, между идеологией и повседневностью: рассмотренные в аспекте столкновения ценностей традиционного и индустриального (социалистического) общества, столкновения социалистической идеологии с повседневностью, пред-ставленные в образах советского массового искусства и воспоминаниях. Используя в качестве основного источника культовые произведения советского массового искусства 1960–1980-х, дополняя их опубликованными воспоминаниями и личными воспоминаниями, автор предпринимает попытку проследить динамику этих социокультурных феноменов. Системный метод, метод исторической типологии, семиотический метод, сравнительно-исторический метод. Изучение материнства и отцовства через образы искусства выявляет коды, передающие особенности и динамику культуры. Это обусловлено тем, что искусство обладает способностью глубинного обобщения, выраженного в художественных образах, воздействующих одновременно на ум и сердце человека; способно целостно представлять человеческий мир. Основными выводами проведенного исследования являются: в советской социалистической культуре индустриального общества 1960-1980-х наряду с высочайшими техническими достижениями и утверждением рационализированных поведенческих практик, во многих сферах сохранялись черты традиционного общества. В советской социалистической культуре индустриального общества 1960-1980-х годов инновационная культура противоречиво соединялась со старыми и новыми формами традиционной культуры. Эта системная особенность обнаруживается в институте семьи, в ее репродуктивной и социализирующей функциях. В аксиологике субъекта культуры (человека и общества в целом) материнство и отцовство, взаимоотношения родителей и детей колебались между ценностями традиционного и инновационного общества. Кроме того, системный анализ показывает, что материнство и отцовство, взаимоотношения родителей и детей колебались между социалистической идеологией и повседневностью – «микроуровнем истории», жизненно-практическим пространством человека, наполненным конкретными вещами и событиями. Здесь наблюдается двойственность социокультурного феномена и двойственность его отражения в образах искусства.
Сидорова Г.П. - Материнство и отцовство в советской культуре 1960-1980-х: художественные образы и воспоминания c. 819-825

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68503

Аннотация: Предметом исследования являются материнство и отцовство в советском обществе и культуре 1960–1980-х между традицией и новацией, между идеологией и повседневностью: рассмотренные в аспекте столкновения ценностей традиционного и индустриального (социалистического) общества, столкновения социалистической идеологии с повседневностью, пред-ставленные в образах советского массового искусства и воспоминаниях. Используя в качестве основного источника культовые произведения советского массового искусства 1960–1980-х, дополняя их опубликованными воспоминаниями и личными воспоминаниями, автор предпринимает попытку проследить динамику этих социокультурных феноменов. Системный метод, метод исторической типологии, семиотический метод, сравнительно-исторический метод. Изучение материнства и отцовства через образы искусства выявляет коды, передающие особенности и динамику культуры. Это обусловлено тем, что искусство обладает способностью глубинного обобщения, выраженного в художественных образах, воздействующих одновременно на ум и сердце человека; способно целостно представлять человеческий мир. Основными выводами проведенного исследования являются: в советской социалистической культуре индустриального общества 1960-1980-х наряду с высочайшими техническими достижениями и утверждением рационализированных поведенческих практик, во многих сферах сохранялись черты традиционного общества. В советской социалистической культуре индустриального общества 1960-1980-х годов инновационная культура противоречиво соединялась со старыми и новыми формами традиционной культуры. Эта системная особенность обнаруживается в институте семьи, в ее репродуктивной и социализирующей функциях. В аксиологике субъекта культуры (человека и общества в целом) материнство и отцовство, взаимоотношения родителей и детей колебались между ценностями традиционного и инновационного общества. Кроме того, системный анализ показывает, что материнство и отцовство, взаимоотношения родителей и детей колебались между социалистической идеологией и повседневностью – «микроуровнем истории», жизненно-практическим пространством человека, наполненным конкретными вещами и событиями. Здесь наблюдается двойственность социокультурного феномена и двойственность его отражения в образах искусства.
Искусство и искусствознание
Белозерова В.Г. - Искусство китайских садов: теория и практика периода династии Мин

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.20702

Аннотация: Предметом исследования являются теория и практика садового искусства Китая эпохи династии Мин (1368-1644), когда традиции садов достигла апогея своего развития. Объектом изучения служит трактат выдающегося практика и теоретика садового искусства Цзи Чэна (1582-1642?) «Юань е» («Устроение садов»), а так же сочинение прославленного литератора Вэнь Чжэньхэна (1585-1645) «Чжан у чжи» («О вещах, радующих взор»). Цель работы систематизация художественных приемов и анализ эстетических принципов, предопределивших национальное своеобразие феномена китайских садов. Искусствоведческая методология дополняется методами семиотики, герменевтики и культурологического анализа материала. Фрагменты трактатов даются в авторском переводе, предлагаются новые трактовки ключевых терминов. Исследование садовой традиции подтверждает характерное для китайского искусства единство теории и практики. Новизна полученных результатов заключается в уточнении содержания теоретических постулатов, наделяющих Человека правом активно преобразовывать Природу средствами ландшафтного искусства, что открывает перспективы для последующей корректировки понимания статуса Человека в китайской традиционной культуре в целом.
Белозерова В.Г. - Искусство китайских садов: теория и практика периода династии Мин c. 826-836

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68504

Аннотация: Предметом исследования являются теория и практика садового искусства Китая эпохи династии Мин (1368-1644), когда традиции садов достигла апогея своего развития. Объектом изучения служит трактат выдающегося практика и теоретика садового искусства Цзи Чэна (1582-1642?) «Юань е» («Устроение садов»), а так же сочинение прославленного литератора Вэнь Чжэньхэна (1585-1645) «Чжан у чжи» («О вещах, радующих взор»). Цель работы систематизация художественных приемов и анализ эстетических принципов, предопределивших национальное своеобразие феномена китайских садов. Искусствоведческая методология дополняется методами семиотики, герменевтики и культурологического анализа материала. Фрагменты трактатов даются в авторском переводе, предлагаются новые трактовки ключевых терминов. Исследование садовой традиции подтверждает характерное для китайского искусства единство теории и практики. Новизна полученных результатов заключается в уточнении содержания теоретических постулатов, наделяющих Человека правом активно преобразовывать Природу средствами ландшафтного искусства, что открывает перспективы для последующей корректировки понимания статуса Человека в китайской традиционной культуре в целом.
Морозова А.В. - Особенности восприятия испанской живописи в России первой половины - середины XIX века

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21356

Аннотация: Предметом исследования является приходящийся на первую половину – середину XIX в. начальный этап активного знакомства русских зрителей с испанским искусством. Этот этап очень важен, так как именно тогда закладывались основные подходы к испанской живописи в формирующемся российском искусствознании. Автор анализирует оценки и восприятие испанского искусства со стороны литераторов, художников и первых ученых-искусствоведов. Из литераторов выбран В. П. Боткин, из художников К. П. Брюллов, из ученых - А. И. Сомов. Метод исследования состоит в сравнении оценок старой испанской живописи у разных авторов: представителей литературных кругов, художников и первых представителей формирующегося российского искусствознания. Основным выводом проведенного исследования является вывод о дискретности в изучении образов испанского искусства и его стилистики. В трудах такого крупного исследователя искусства, каким являлся А. И. Сомов, соединивший в своих исследованиях образно-эстетический и художественный подходы, чувствуется восхищение образной стороной испанской живописи и неудовлетворенность ее стилистическими особенностями. Понимания неразрывной связи одного с другим еще не было в русской науке об испанском искусстве этого времени.
Морозова А.В. - Особенности восприятия испанской живописи в России первой половины - середины XIX века c. 837-841

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68505

Аннотация: Предметом исследования является приходящийся на первую половину – середину XIX в. начальный этап активного знакомства русских зрителей с испанским искусством. Этот этап очень важен, так как именно тогда закладывались основные подходы к испанской живописи в формирующемся российском искусствознании. Автор анализирует оценки и восприятие испанского искусства со стороны литераторов, художников и первых ученых-искусствоведов. Из литераторов выбран В. П. Боткин, из художников К. П. Брюллов, из ученых - А. И. Сомов. Метод исследования состоит в сравнении оценок старой испанской живописи у разных авторов: представителей литературных кругов, художников и первых представителей формирующегося российского искусствознания. Основным выводом проведенного исследования является вывод о дискретности в изучении образов испанского искусства и его стилистики. В трудах такого крупного исследователя искусства, каким являлся А. И. Сомов, соединивший в своих исследованиях образно-эстетический и художественный подходы, чувствуется восхищение образной стороной испанской живописи и неудовлетворенность ее стилистическими особенностями. Понимания неразрывной связи одного с другим еще не было в русской науке об испанском искусстве этого времени.
Езерницкая А.Б. - Compagnie Della Calza (Общества Чулка) в контексте венецианского мифа.

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21448

Аннотация: Предметом данной статьи являются Compagnie della Calza и их место в жизни Венецианской республики XV-XVI веков. Информация об Обществах Чулка практически отсутствует в отечественной научной литературе, между тем сведения о союзах молодых нобилей существенно дополняют картину культурной жизни Венеции эпохи Возрождения. Закономерность существования подобных объединений в Венеции XV—XVI веков объясняется тем, что они полностью вписываются в программу внутренней и внешней политики, направленной правительством Республики на поддержание венецианского мифа. В связи с малой изученностью венецианских Обществ Чулка статья носит междисциплинарный характер. Проведен анализ историографии, посвященной феномену Обществ Чулка. Впервые на русском языке автор рассматривает причины появления и характер деятельности данных «клубов по интересам «золотой молодежи». На основании изученных автором архивных документов, имеющих отношение к Обществам Чулка, выявлены новые направления для исследования сюжетов программных произведений искусства таких венецианских живописцев как Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, Джорджоне, Тициана и др.
Езерницкая А.Б. - Compagnie Della Calza (Общества Чулка) в контексте венецианского мифа. c. 842-853

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68506

Аннотация: Предметом данной статьи являются Compagnie della Calza и их место в жизни Венецианской республики XV-XVI веков. Информация об Обществах Чулка практически отсутствует в отечественной научной литературе, между тем сведения о союзах молодых нобилей существенно дополняют картину культурной жизни Венеции эпохи Возрождения. Закономерность существования подобных объединений в Венеции XV—XVI веков объясняется тем, что они полностью вписываются в программу внутренней и внешней политики, направленной правительством Республики на поддержание венецианского мифа. В связи с малой изученностью венецианских Обществ Чулка статья носит междисциплинарный характер. Проведен анализ историографии, посвященной феномену Обществ Чулка. Впервые на русском языке автор рассматривает причины появления и характер деятельности данных «клубов по интересам «золотой молодежи». На основании изученных автором архивных документов, имеющих отношение к Обществам Чулка, выявлены новые направления для исследования сюжетов программных произведений искусства таких венецианских живописцев как Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, Джорджоне, Тициана и др.
Изобразительные искусства
Тетермазова З.В. - Неизвестный гравированный портрет великого князя Павла Петровича из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Опыт интерпретации

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21405

Аннотация: В статье рассматривается уникальный оттиск портрета великого князя Павла Петровича, хранящийся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Гравюра была исполнена и напечатана в технике офорта и резца немецким мастером И.Э. Нильсоном в Аугсбурге предположительно в последней трети XVIII века и имеет сложную аллегорическую программу. Однако, помимо сопровождающих образ текстов и аллегорических изображений, этот эстамп привлекает внимание тем, что по всей поверхности листа сделаны небольшие надрезы, которые образуют самостоятельный декоративный рисунок, изящно дополняющий изображение. Это отличает рассматриваемый портрет среди памятников подобного рода и вызывает особенный интерес. Обращаясь к стилистическому и иконологическому методам исследования, автор предпринимает попытку расшифровать программу изображения, определить обстоятельства и причины создания надрезов, тем самым приблизившись к личности того, кто сподобился их произвести. Сделанные на листе надрезы тонко связаны с зашифрованным в изображении смыслом. Имя владельца гравюры, столь остроумно усовершенствовавшего композицию, пока остается загадкой. Однако, на основании сохранившихся свидетельств, автор статьи предпринимает попытку составить его «портрет», а также реконструировать культурный и политический контекст, в котором гравюра создавалась и существовала. Введение в научный оборот столь необычного памятника представляется особенно ценным и расширяет наше представление о культуре эпохи.
Тетермазова З.В. - Неизвестный гравированный портрет великого князя Павла Петровича из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Опыт интерпретации c. 742-748

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68388

Аннотация: В статье рассматривается уникальный оттиск портрета великого князя Павла Петровича, хранящийся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Гравюра была исполнена и напечатана в технике офорта и резца немецким мастером И.Э. Нильсоном в Аугсбурге предположительно в последней трети XVIII века и имеет сложную аллегорическую программу. Однако, помимо сопровождающих образ текстов и аллегорических изображений, этот эстамп привлекает внимание тем, что по всей поверхности листа сделаны небольшие надрезы, которые образуют самостоятельный декоративный рисунок, изящно дополняющий изображение. Это отличает рассматриваемый портрет среди памятников подобного рода и вызывает особенный интерес. Обращаясь к стилистическому и иконологическому методам исследования, автор предпринимает попытку расшифровать программу изображения, определить обстоятельства и причины создания надрезов, тем самым приблизившись к личности того, кто сподобился их произвести. Сделанные на листе надрезы тонко связаны с зашифрованным в изображении смыслом. Имя владельца гравюры, столь остроумно усовершенствовавшего композицию, пока остается загадкой. Однако, на основании сохранившихся свидетельств, автор статьи предпринимает попытку составить его «портрет», а также реконструировать культурный и политический контекст, в котором гравюра создавалась и существовала. Введение в научный оборот столь необычного памятника представляется особенно ценным и расширяет наше представление о культуре эпохи.
Музыка и музыкальная культура
Королева А.В. - Воплощение лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского на примере оперы "Мавра" и балета "Поцелуй феи"

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.20961

Аннотация: Объектом исследования статьи является трактовка лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского. Особое внимание обращается на тот факт, что несмотря на декларируемую композитором антиромантическую направленность эстетического кредо лирическое начало все же представлено в его музыке. Особенно ярко оно проявляет себя в музыкально-театральных сочинениях, поскольку специфика спектакля и избираемые сюжеты предполагают тот или иной вариант воплощения лирических образов. В качестве объектов исследования были выбраны контрастные с точки зрения образного содержания произведения: комическая опера "Мавра" и сказочный балет "Поцелуй феи". Основным методом исследования является анализ либретто и музыкального текста двух сочинений И.Ф. Стравинского, в которых ярко представлен лирический сюжет. Последующее сравнение указанных произведений позволяет выявить различные аспекты трактовки лирических образов в творчестве композитора. Результатом исследования является вывод о том, что в произведениях И.Ф.Стравинского воплощение лирических образов имеет ярко выраженные специфические особенности, которые заключаются в том, что автор всегда занимает позицию "стороннего наблюдателя", не переживая те или иные ситуации, в том числе связанные с развитием лирических чувств, а «показывая» их. Лирические образы предстают либо в пародийно-ироническом облике, как в опере "Мавра", или в ритуально-мифологическом преломлении, как в балете "Поцелуй феи".
Королева А.В. - Воплощение лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского на примере оперы "Мавра" и балета "Поцелуй феи" c. 723-728

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68305

Аннотация: Объектом исследования статьи является трактовка лирических образов в творчестве И.Ф. Стравинского. Особое внимание обращается на тот факт, что несмотря на декларируемую композитором антиромантическую направленность эстетического кредо лирическое начало все же представлено в его музыке. Особенно ярко оно проявляет себя в музыкально-театральных сочинениях, поскольку специфика спектакля и избираемые сюжеты предполагают тот или иной вариант воплощения лирических образов. В качестве объектов исследования были выбраны контрастные с точки зрения образного содержания произведения: комическая опера "Мавра" и сказочный балет "Поцелуй феи". Основным методом исследования является анализ либретто и музыкального текста двух сочинений И.Ф. Стравинского, в которых ярко представлен лирический сюжет. Последующее сравнение указанных произведений позволяет выявить различные аспекты трактовки лирических образов в творчестве композитора. Результатом исследования является вывод о том, что в произведениях И.Ф.Стравинского воплощение лирических образов имеет ярко выраженные специфические особенности, которые заключаются в том, что автор всегда занимает позицию "стороннего наблюдателя", не переживая те или иные ситуации, в том числе связанные с развитием лирических чувств, а «показывая» их. Лирические образы предстают либо в пародийно-ироническом облике, как в опере "Мавра", или в ритуально-мифологическом преломлении, как в балете "Поцелуй феи".
Азарова В.В. - Опера Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток» как «христианская концепция человека»

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21299

Аннотация: Предметом исследования является оперная концепция, рассматриваемая в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, тенденции "католицизма" во французском музыкальном театре и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии и эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения документальных источников в статье изложены история создания оперы, ее сценическая судьба, этапы формирования христианской концепции человека, принципы соотношения в опере литературного текста (драмы) и музыки. Также предметом исследования является основной вектор утверждения художественного смысла, представленный в опере на примере экзистенциального выбора пути к обретению благодати Святого Духа главной героиней оперы - юной послушницей монастыря кармелиток Бланш де Лафорс. Музыкально-философская, музыкально-теологическая, музыкально-психологическая, герменевтическая реконструкция процесса формирования художественной концепции в опере Ф. Пуленка "Диалоги кармелиток".- Анализ семантической и композиционной организации литературного текста пьесы и музыкального текста оперы. Впервые на русском языке изложены аспекты католического мистицизма в содержании оперы: связи между сверхъестественным явлением благодати и свободы человека. Рассмотрены основные принципы соотношения в опере драмы и музыки. Проанализированы тексты документальных источников, связанных с процессом трансформации структуры оперы в период 1953 - 1955 годов. Рассмотрен контрапункт духовного и социального измерений в музыкальной драматургии произведения. Сделан вывод о специфике музыкального содержания оперы, раскрывающего общечеловеческий, гуманистический, ментально-психологический, философский и богословский смысл благодати как одного из основных концептов христианства.
Азарова В.В. - Опера Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток» как «христианская концепция человека» c. 729-741

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68352

Аннотация: Предметом исследования является оперная концепция, рассматриваемая в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, тенденции "католицизма" во французском музыкальном театре и в плане анализа музыкальной композиции, музыкальной драматургии и эмоционально-психологической стороны музыкального содержания. На основе изучения документальных источников в статье изложены история создания оперы, ее сценическая судьба, этапы формирования христианской концепции человека, принципы соотношения в опере литературного текста (драмы) и музыки. Также предметом исследования является основной вектор утверждения художественного смысла, представленный в опере на примере экзистенциального выбора пути к обретению благодати Святого Духа главной героиней оперы - юной послушницей монастыря кармелиток Бланш де Лафорс. Музыкально-философская, музыкально-теологическая, музыкально-психологическая, герменевтическая реконструкция процесса формирования художественной концепции в опере Ф. Пуленка "Диалоги кармелиток".- Анализ семантической и композиционной организации литературного текста пьесы и музыкального текста оперы. Впервые на русском языке изложены аспекты католического мистицизма в содержании оперы: связи между сверхъестественным явлением благодати и свободы человека. Рассмотрены основные принципы соотношения в опере драмы и музыки. Проанализированы тексты документальных источников, связанных с процессом трансформации структуры оперы в период 1953 - 1955 годов. Рассмотрен контрапункт духовного и социального измерений в музыкальной драматургии произведения. Сделан вывод о специфике музыкального содержания оперы, раскрывающего общечеловеческий, гуманистический, ментально-психологический, философский и богословский смысл благодати как одного из основных концептов христианства.
Саамишвили Н.Н. - Музыкальная драматургия и образный строй оперы "Эмили" Кайи Саариахо

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21359

Аннотация: Объектом исследования являются музыкальная драматургия и образный строй монооперы известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо «Эмили». На основе изучения особенностей либретто, музыкальной композиции, а также совокупности музыкально-выразительных средств, связанных с образно-смысловым и драматургическим решениями оперы, в статье приводятся и анализируются оригинальные принципы работы композитора над воплощением образа главной героини. Особенно ярким в этом отношении является метод раскрытия образа Эмили через «незримое присутствие» в ее монологе других «персонажей», упоминаемых в тексте и отражаемых в музыке. Основные аналитические приемы, используемые в работе, связаны с музыкальной герменевтикой. Кроме того, автор опирался на традиционные для отечественного музыковедения подходы, выработанные при анализе либретто и музыки в опере. Научная новизна работы определяется, прежде всего, ее музыкальным материалом. Результатом исследования является вывод о том, что многослойная драматургия либретто и музыки оперы, разнохарактерность личности героини наряду с образной полифонией, возникшей в моноопере «Эмили», открывают новые возможности жанра, а также перспективы его развития.
Саамишвили Н.Н. - Музыкальная драматургия и образный строй оперы "Эмили" Кайи Саариахо c. 854-859

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.68507

Аннотация: Объектом исследования являются музыкальная драматургия и образный строй монооперы известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо «Эмили». На основе изучения особенностей либретто, музыкальной композиции, а также совокупности музыкально-выразительных средств, связанных с образно-смысловым и драматургическим решениями оперы, в статье приводятся и анализируются оригинальные принципы работы композитора над воплощением образа главной героини. Особенно ярким в этом отношении является метод раскрытия образа Эмили через «незримое присутствие» в ее монологе других «персонажей», упоминаемых в тексте и отражаемых в музыке. Основные аналитические приемы, используемые в работе, связаны с музыкальной герменевтикой. Кроме того, автор опирался на традиционные для отечественного музыковедения подходы, выработанные при анализе либретто и музыки в опере. Научная новизна работы определяется, прежде всего, ее музыкальным материалом. Результатом исследования является вывод о том, что многослойная драматургия либретто и музыки оперы, разнохарактерность личности героини наряду с образной полифонией, возникшей в моноопере «Эмили», открывают новые возможности жанра, а также перспективы его развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.