Статья 'Особенности восприятия испанской живописи в России первой половины - середины XIX века' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Особенности восприятия испанской живописи в России первой половины - середины XIX века

Морозова Анна Валентиновна

кандидат искусствоведения

доцент, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Morozova Anna Valentinovna

PhD in Art History

associate professor of the Department of History of Western European Art at Institute of History, Saint Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, str. Universitetskaya Nab., 7-9

amorozova64@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.6.21356

Дата направления статьи в редакцию:

08-12-2016


Дата публикации:

19-01-2017


Аннотация: Предметом исследования является приходящийся на первую половину – середину XIX в. начальный этап активного знакомства русских зрителей с испанским искусством. Этот этап очень важен, так как именно тогда закладывались основные подходы к испанской живописи в формирующемся российском искусствознании. Автор анализирует оценки и восприятие испанского искусства со стороны литераторов, художников и первых ученых-искусствоведов. Из литераторов выбран В. П. Боткин, из художников К. П. Брюллов, из ученых - А. И. Сомов. Метод исследования состоит в сравнении оценок старой испанской живописи у разных авторов: представителей литературных кругов, художников и первых представителей формирующегося российского искусствознания. Основным выводом проведенного исследования является вывод о дискретности в изучении образов испанского искусства и его стилистики. В трудах такого крупного исследователя искусства, каким являлся А. И. Сомов, соединивший в своих исследованиях образно-эстетический и художественный подходы, чувствуется восхищение образной стороной испанской живописи и неудовлетворенность ее стилистическими особенностями. Понимания неразрывной связи одного с другим еще не было в русской науке об испанском искусстве этого времени.


Ключевые слова:

испанское искусство, стилистика, образный строй, Веласкес, Мурильо, Рибера, Сурбаран, Сомов, Боткин, Брюллов

Abstract: The subject of the research is the first stage in the active acquaintance of the Russian audience with Spanish art during the first half - the middle of the 19th century. According to the author of the article, this is a very important period because it was the time when the main approaches of Russian art studies to Spanish painting developed. The author analyzes responses and perception of Spanish art by Russian writers, artists and first scholars in art history. Writers discussed by the author are Botkin and Brullov and a scholar is Somov. The research method used by the author of the article involves comparison of evaluations of Spanish painting demonstrated by different people, representatives of literary groups, artists and the first representatives of new Russian art studies. The main conclusion of the research is that studies of Spanish images and styles were rather discrete. A major art critic Somov, for example, whose researches combined aesthetical and artistical approaches, expressed his admiration by the imaginary side of Spanish painting and dissatisfaction of its stylistic patterns. Evidently, Russian science was still to come to understanding that there was an inextricable connection between the former and the latter in Spanish painting of that time. 


Keywords:

Spanish art, style, images, Velazquez, Murillo, Ribera, Zurbaran, Somov, Botkin, Brullov

Библиография
1. Боткин В. П. Письма об Испании. Л.: Наука, 1976. 343 с.
2. Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX — начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени канд. Искусствоведения. Рукопись. М., 2001. 312 с.
3. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л.: Искусство, 1985. 408 c.
4. Каганэ Л. Л. Испанская живопись XVII — начала XIX века. История собрания и его состав // Spanish Art of the XVI-XIX Centuries from State Hermitage Museum. Edites and Published by Committee for the Exhibition of The State Hermitage Museum. St. Petersburg, 1996. P. 8-33.
5. Каганэ Л. Л. Испанская живопись в Эрмитаже. XV – начало XIX в. История собрания. La pintura española del Museo del Ermitage. Siglos XV á comienzos del XIX. Historia de una colección. Traducción : Aquilino Duque (en español y ruso). СПб.; Севилья, Фонд Эль Монте: Изв-во Гос. Эрмитажа, 2005. 602 с.
6. Каганэ Л.Л. Картины старых испанских мастеров в частных собраниях Санкт-Петербурга. Конец XVIII-начало XX века. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2014. 408 с.
7. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. Составитель книги и автор предисловия проф. Н. Г. Машковцев. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. 318 c.
8. Карл Брюллов. Альбом. Автор-составитель М.М. Ракова. М., Изобразительное искусство, 1988. 47 с. текста, 228 илл.
9. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. Под общей ред. А. А. Губера и др. М., «Искусство», 1965-1970. Т. 6. Искусство народов СССР XIV-XIX вв. Под ред. А. А. Федорова-Давыдова. 1969. 543 с. , 41 л. илл.
10. Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни. Л.: Художник РСФСР, 1985. 255 с. с илл.
11. Ваганова Е.О. Советское искусствознание об испанских живописцах эпохи расцвета // Проблемы искусствознания и художественной критики. Межвузовский сборник. Под ред. Т. В. Ильиной, Н. Н. Калитиной, В. А. Суслова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982. С. 37-50.
12. Сомов А. И. Картины императорского Эрмитажа. СПб., изд-во не указано, 1859, 179 с.
13. Diccionário histórico de los más ilustres profesores de las bellas artes en España, por D.I.A.C. Bermúdez. Madrid, 1800. T. 1-6.
References
1. Botkin V. P. Pis'ma ob Ispanii. L.: Nauka, 1976. 343 s.
2. Lopes Krus Kh. Muril'o i Velaskes v russkoi khudozhestvennoi kul'ture XIX — nachala XX vekov. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kand. Iskusstvovedeniya. Rukopis'. M., 2001. 312 s.
3. Levinson-Lessing V. F. Istoriya Kartinnoi galerei Ermitazha (1764-1917). L.: Iskusstvo, 1985. 408 c.
4. Kagane L. L. Ispanskaya zhivopis' XVII — nachala XIX veka. Istoriya sobraniya i ego sostav // Spanish Art of the XVI-XIX Centuries from State Hermitage Museum. Edites and Published by Committee for the Exhibition of The State Hermitage Museum. St. Petersburg, 1996. P. 8-33.
5. Kagane L. L. Ispanskaya zhivopis' v Ermitazhe. XV – nachalo XIX v. Istoriya sobraniya. La pintura española del Museo del Ermitage. Siglos XV á comienzos del XIX. Historia de una colección. Traducción : Aquilino Duque (en español y ruso). SPb.; Sevil'ya, Fond El' Monte: Izv-vo Gos. Ermitazha, 2005. 602 s.
6. Kagane L.L. Kartiny starykh ispanskikh masterov v chastnykh sobraniyakh Sankt-Peterburga. Konets XVIII-nachalo XX veka. SPb.: Izd-vo Gosudarstvennogo Ermitazha, 2014. 408 s.
7. K. P. Bryullov v pis'makh, dokumentakh i vospominaniyakh sovremennikov. Sostavitel' knigi i avtor predisloviya prof. N. G. Mashkovtsev. Izd. 2-e, dop. M.: Izd-vo Akademii khudozhestv SSSR, 1961. 318 c.
8. Karl Bryullov. Al'bom. Avtor-sostavitel' M.M. Rakova. M., Izobrazitel'noe iskusstvo, 1988. 47 s. teksta, 228 ill.
9. Mastera iskusstva ob iskusstve. Izbrannye otryvki iz pisem, dnevnikov, rechei i traktatov. V 7-mi t. Pod obshchei red. A. A. Gubera i dr. M., «Iskusstvo», 1965-1970. T. 6. Iskusstvo narodov SSSR XIV-XIX vv. Pod red. A. A. Fedorova-Davydova. 1969. 543 s. , 41 l. ill.
10. Vereshchagina A. G. Fedor Antonovich Bruni. L.: Khudozhnik RSFSR, 1985. 255 s. s ill.
11. Vaganova E.O. Sovetskoe iskusstvoznanie ob ispanskikh zhivopistsakh epokhi rastsveta // Problemy iskusstvoznaniya i khudozhestvennoi kritiki. Mezhvuzovskii sbornik. Pod red. T. V. Il'inoi, N. N. Kalitinoi, V. A. Suslova. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1982. S. 37-50.
12. Somov A. I. Kartiny imperatorskogo Ermitazha. SPb., izd-vo ne ukazano, 1859, 179 s.
13. Diccionário histórico de los más ilustres profesores de las bellas artes en España, por D.I.A.C. Bermúdez. Madrid, 1800. T. 1-6.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.