Статья 'Неизвестный гравированный портрет великого князя Павла Петровича из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Опыт интерпретации' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Неизвестный гравированный портрет великого князя Павла Петровича из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Опыт интерпретации

Тетермазова Залина Валерьевна

младший научный сотрудник, Государственный Исторический музей

109012, Россия, г. Москва, ул. Красная Площадь, 1

Tetermazova Zalina Valerievna

junior research fellow, State Historical Museum

109012, Russia, g. Moscow, ul. Krasnaya Ploshchad', 1

zalinnas@list.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.6.21405

Дата направления статьи в редакцию:

12-12-2016


Дата публикации:

19-12-2016


Аннотация: В статье рассматривается уникальный оттиск портрета великого князя Павла Петровича, хранящийся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Гравюра была исполнена и напечатана в технике офорта и резца немецким мастером И.Э. Нильсоном в Аугсбурге предположительно в последней трети XVIII века и имеет сложную аллегорическую программу. Однако, помимо сопровождающих образ текстов и аллегорических изображений, этот эстамп привлекает внимание тем, что по всей поверхности листа сделаны небольшие надрезы, которые образуют самостоятельный декоративный рисунок, изящно дополняющий изображение. Это отличает рассматриваемый портрет среди памятников подобного рода и вызывает особенный интерес. Обращаясь к стилистическому и иконологическому методам исследования, автор предпринимает попытку расшифровать программу изображения, определить обстоятельства и причины создания надрезов, тем самым приблизившись к личности того, кто сподобился их произвести. Сделанные на листе надрезы тонко связаны с зашифрованным в изображении смыслом. Имя владельца гравюры, столь остроумно усовершенствовавшего композицию, пока остается загадкой. Однако, на основании сохранившихся свидетельств, автор статьи предпринимает попытку составить его «портрет», а также реконструировать культурный и политический контекст, в котором гравюра создавалась и существовала. Введение в научный оборот столь необычного памятника представляется особенно ценным и расширяет наше представление о культуре эпохи.


Ключевые слова:

гравюра, портрет, XVIII век, немецкое искусство, русское искусство, масонство, Екатерина II, Павел I, Дмитрий Александрович Ровинский, офорт

Abstract: The article is devoted to a unique print of a portrait depicting Paul I of Russia. The engraved portrait is stocked in the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts and was made and printed using the calligraphic etching and cutting method by a German craftsman I. Nilson in Augsburg supposedly in the last third of the XVIIIth century and has a complex allegoric program. However, besides associated texts and allegoric images, the engraving has one very interesting feature. Over the entire engraving, there are small cuts that make an individual decorate pattern elegantly completing the general image. This distinguishes the aforesaid portrait from other artwork of the kind and thus provokes special interest. Appealing to the stylistic and iconological research methods, the author makes an attempt to decode the image program, to define circumstances and reasons for making such cuts, and to get an insight about the personality of the one who created them. The cuts are associated with the meaning of the engraving encoded in the image. The name of the owner of the engraving who was so witty to improve the composition in this way is still a mystery. However, based on the evidence, the author of the article tries to create a ‘portrait’ of the owner as well as to describe the cultural and political environment in which the engraving was created. By introducing such a unique piece of art, the author of the article makes a valuable contribution and extends our image of the cultural life of that epoch


Keywords:

engraving, portrait, 18th century, German art, Russian art, freemasonry, Catherine II, Paul I, Dmitry Rovinsky, etching

Библиография
1. Алексеева М.А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII – начала XVIII в. // Русское искусство барокко: Материалы и исследования. М., 1977. – С. 7–29.
2. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. – 495 с.
3. Махов А.Е. «Печать недвижных дум» // Эмблемы и символы / Вступ. ст. и коммент. А.Е. Махова. М., 2000. – С. 5–20.
4. Карев А.А. К вопросу о модификациях портретного образа в русской живописи и графике XVIII века // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы: Сборник статей. – Вып. 8. М., 2004. – С. 5–20.
5. Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида / пер. с лат. С. Шервинского, С. Ошерова. М., 2007. – 539 с.
6. Вергилий Марон, Публий. Еней / Героическая поема Публия Виргилия Марона. Переведена с Латинскаго Васильем Петровым. СПб., 1770. – 42 с.
7. Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006. – 322 с.
8. Иконологический лексикон, или Руководство к познанию живописнаго и резнаго художеств, медалей, эстампов и проч. с описанием, взятым из разных древних и новых стихотворцев / С французскаго переведен академии наук переводчиком Иваном Акимовым. СПб., 1763. – 328 с.
9. Griffiths A. Prints and Printmaking: An Introduction to the History and Techniques. London, 1996. – 160 p.
10. The Grove Encyclopedia of Materials and Techniques in Art. Oxford, 2008. – 864 p.
11. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 3. СПб., 1888. – 2208 стб.
12. Государственный Русский музей. Живопись XVIII в.: Каталог. Т. 1. СПб., 1998. – 205 с.
13. Howard Creel Collinson. Johann Esais Nilson. The Rise & Fall of Augsburg Rococo // The Print Collector's Newsletter, Vol. 25, No. 3 (July–August 1994). – P. 89–92.
14. Gun-Dagmar Helke: Johann Esaias Nilson (1721–1788): Augsburger Miniaturmaler, Kupferstecher, Verleger und Kunstakademiedirektor. München, 2004. – 321 p.
15. English transfer-printed pottery and porcelain: a history of over-glaze printing / by Cyril Williams-Wood. London, 1981. – 249 p.
16. Sayer R. The Ladies Amusement: Or, Whole Art of Japanning Made Easy. London, 1762. – 6 p.
17. Stalker, J., Parker, G. A treatise of japaning [sic] and varnishing : being a compleat discovery of those arts, with the best way of making all sorts of varnish ... : together with above an hundred distinct patterns for japan-work ... engraven on 24 large copper-plates. Oxford, 1688. – 148 p.
18. Государственный Эрмитаж. Русские художественные лаки XVIII – XX веков. Каталог коллекции. СПб., 2009. – 256 с.
19. Санктпетербургские ведомости, 1779, № 10. – С.131–142.
20. Санктпетербургские ведомости, 1793, № 83. – С.1989–2012.
21. Магазин свободно-каменьщической, содержащий в себе: Речи, говоренныя в собраниях; песни, письма, разговоры и другия разныя краткия писания, стихами и прозою; В 7 томах, а каждый том в 3 частях состоящий. Т. 1 Ч. 1. М., 1784. – 141 с.
22. Мельгунов С.П. Один из русских розенкрейцеров // Голос минувшего. М., 1917. № 1. – С. 73–83.
23. Брачев В.С. Масоны и власть в России (XVIII – первая четверть XIX вв.). Учебное пособие. СПб., 2000. – 226 с.
24. Янчук Н.А. Знаменитый зодчий В.А. Баженов и его отношение к масонству // Журнал министерства народного просвещения. Пг., 1916. № 12. – С. 167–238.
25. Сахаров В. «Калигулы последний час…» Император Павел I и вольные каменщики // Родина. М, 1997. № 7. – С. 38–41.
26. Магазин свободно-каменьщической, содержащий в себе: Речи, говоренныя в собраниях; песни, письма, разговоры и другия разныя краткия писания, стихами и прозою; В 7 томах, а каждый том в 3 частях состоящий. Т. 1 Ч. 2. М., 1784. – 144 с.
References
1. Alekseeva M.A. Zhanr konklyuzii v russkom iskusstve kontsa XVII – nachala XVIII v. // Russkoe iskusstvo barokko: Materialy i issledovaniya. M., 1977. – S. 7–29.
2. Tarasov O.Yu. Ikona i blagochestie. Ocherki ikonnogo dela v imp. Rossii. M., 1995. – 495 s.
3. Makhov A.E. «Pechat' nedvizhnykh dum» // Emblemy i simvoly / Vstup. st. i komment. A.E. Makhova. M., 2000. – S. 5–20.
4. Karev A.A. K voprosu o modifikatsiyakh portretnogo obraza v russkoi zhivopisi i grafike XVIII veka // Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Issledovaniya i materialy: Sbornik statei. – Vyp. 8. M., 2004. – S. 5–20.
5. Publii Vergilii Maron. Bukoliki. Georgiki. Eneida / per. s lat. S. Shervinskogo, S. Osherova. M., 2007. – 539 s.
6. Vergilii Maron, Publii. Enei / Geroicheskaya poema Publiya Virgiliya Marona. Perevedena s Latinskago Vasil'em Petrovym. SPb., 1770. – 42 s.
7. Proskurina V. Mify imperii: Literatura i vlast' v epokhu Ekateriny II. M., 2006. – 322 s.
8. Ikonologicheskii leksikon, ili Rukovodstvo k poznaniyu zhivopisnago i reznago khudozhestv, medalei, estampov i proch. s opisaniem, vzyatym iz raznykh drevnikh i novykh stikhotvortsev / S frantsuzskago pereveden akademii nauk perevodchikom Ivanom Akimovym. SPb., 1763. – 328 s.
9. Griffiths A. Prints and Printmaking: An Introduction to the History and Techniques. London, 1996. – 160 p.
10. The Grove Encyclopedia of Materials and Techniques in Art. Oxford, 2008. – 864 p.
11. Rovinskii D.A. Podrobnyi slovar' russkikh gravirovannykh portretov. T. 3. SPb., 1888. – 2208 stb.
12. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Zhivopis' XVIII v.: Katalog. T. 1. SPb., 1998. – 205 s.
13. Howard Creel Collinson. Johann Esais Nilson. The Rise & Fall of Augsburg Rococo // The Print Collector's Newsletter, Vol. 25, No. 3 (July–August 1994). – P. 89–92.
14. Gun-Dagmar Helke: Johann Esaias Nilson (1721–1788): Augsburger Miniaturmaler, Kupferstecher, Verleger und Kunstakademiedirektor. München, 2004. – 321 p.
15. English transfer-printed pottery and porcelain: a history of over-glaze printing / by Cyril Williams-Wood. London, 1981. – 249 p.
16. Sayer R. The Ladies Amusement: Or, Whole Art of Japanning Made Easy. London, 1762. – 6 p.
17. Stalker, J., Parker, G. A treatise of japaning [sic] and varnishing : being a compleat discovery of those arts, with the best way of making all sorts of varnish ... : together with above an hundred distinct patterns for japan-work ... engraven on 24 large copper-plates. Oxford, 1688. – 148 p.
18. Gosudarstvennyi Ermitazh. Russkie khudozhestvennye laki XVIII – XX vekov. Katalog kollektsii. SPb., 2009. – 256 s.
19. Sanktpeterburgskie vedomosti, 1779, № 10. – S.131–142.
20. Sanktpeterburgskie vedomosti, 1793, № 83. – S.1989–2012.
21. Magazin svobodno-kamen'shchicheskoi, soderzhashchii v sebe: Rechi, govorennyya v sobraniyakh; pesni, pis'ma, razgovory i drugiya raznyya kratkiya pisaniya, stikhami i prozoyu; V 7 tomakh, a kazhdyi tom v 3 chastyakh sostoyashchii. T. 1 Ch. 1. M., 1784. – 141 s.
22. Mel'gunov S.P. Odin iz russkikh rozenkreitserov // Golos minuvshego. M., 1917. № 1. – S. 73–83.
23. Brachev V.S. Masony i vlast' v Rossii (XVIII – pervaya chetvert' XIX vv.). Uchebnoe posobie. SPb., 2000. – 226 s.
24. Yanchuk N.A. Znamenityi zodchii V.A. Bazhenov i ego otnoshenie k masonstvu // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Pg., 1916. № 12. – S. 167–238.
25. Sakharov V. «Kaliguly poslednii chas…» Imperator Pavel I i vol'nye kamenshchiki // Rodina. M, 1997. № 7. – S. 38–41.
26. Magazin svobodno-kamen'shchicheskoi, soderzhashchii v sebe: Rechi, govorennyya v sobraniyakh; pesni, pis'ma, razgovory i drugiya raznyya kratkiya pisaniya, stikhami i prozoyu; V 7 tomakh, a kazhdyi tom v 3 chastyakh sostoyashchii. T. 1 Ch. 2. M., 1784. – 144 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.