по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 15-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Культура и власть
Ирина Ж. - Мы учились думать: О студенческом движении НГУ 1960-х. Часть 1

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.18138

Аннотация: Предметом анализа явлется студенческое движение НГУ в 1963-1967 гг. как часть более широкого оппозиционного движения в Академгородке. Имеющиеся публикации на эту тему не покрывают его историю и неточно квалифицируют это это явление. Развитие гражданской активности явилось незапланированным побочным результатом сибирского эксперимента, который актуален в поиске решений по обновлению общественной системы. Статья анализирует предпосылки и факторы студенческого движения, а также полный спектр коллективной общественной деятельности студентов: самоуправление, клубные формы активности, суд над антисемитами, участие в выборе ректора университета и в сохранении автономии университета и академических свобод, защита преподавателей и товарищей от политического преследования. Эта статья написана на пересечении нескольких жанров и методов: документально подтвержденные факты из истории движения подкрепляются воспоминаниями студентов и преподавателей, социологические наблюдения сочетаются с эссеистикой и статистическими данными. Основным вкладом автора является первый в научной литературе анализ студенческого движения НГУ в 1960-х гг.: его предпосылок, форм движения и основных акций, созданных им прецедентов, причин его окончания. Показано, что оно было первым открытым, легальным и наиболее продолжительным студенческим движением после 1920-х, примером оппозиции без диссидентства, самодеятельным движением по самоорганизации и трансформации общественной системы снизу. Оно пошло дальше всех других известных студенческих движений того периода в формировании ячейки гражданского общества.
Ирина Ж. - Мы учились думать: О студенческом движении НГУ 1960-х. Часть 1 c. 291-308

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67821

Аннотация: Предметом анализа явлется студенческое движение НГУ в 1963-1967 гг. как часть более широкого оппозиционного движения в Академгородке. Имеющиеся публикации на эту тему не покрывают его историю и неточно квалифицируют это это явление. Развитие гражданской активности явилось незапланированным побочным результатом сибирского эксперимента, который актуален в поиске решений по обновлению общественной системы. Статья анализирует предпосылки и факторы студенческого движения, а также полный спектр коллективной общественной деятельности студентов: самоуправление, клубные формы активности, суд над антисемитами, участие в выборе ректора университета и в сохранении автономии университета и академических свобод, защита преподавателей и товарищей от политического преследования. Эта статья написана на пересечении нескольких жанров и методов: документально подтвержденные факты из истории движения подкрепляются воспоминаниями студентов и преподавателей, социологические наблюдения сочетаются с эссеистикой и статистическими данными. Основным вкладом автора является первый в научной литературе анализ студенческого движения НГУ в 1960-х гг.: его предпосылок, форм движения и основных акций, созданных им прецедентов, причин его окончания. Показано, что оно было первым открытым, легальным и наиболее продолжительным студенческим движением после 1920-х, примером оппозиции без диссидентства, самодеятельным движением по самоорганизации и трансформации общественной системы снизу. Оно пошло дальше всех других известных студенческих движений того периода в формировании ячейки гражданского общества.
Теоретическая культурология и теория культуры
Злотникова Т.С. - Методологические «ответвления» в изучении актуальных проблем культуры

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.17967

Аннотация: В статье доказывается необходимость междисциплинарного изучения сложных культурных феноменов и отдельных персон. С акцентом на психоаналитическую методологию (ассоциация – аналог сновидения, творец – аналог ребенка) подчеркнута значимость междисциплинарности в изучении творческой личности. Модель «ребенка», воплощенная в личности А.С. Пушкина, принципы изучения лидера в художественной сфере показаны как авторский опыт работы в междисциплинарном методологическом горизонте. Возможности междисциплинарности, по сей день отрицаемой некоторыми гуманитариями, выявлены на материале культурологического исследования (И. Кондаков), искусствоведческого (Б.Зингерман, Г.Стернин), театроведческого (Г. Бродская). Применительно к потребностям изучения массовой культуры собраны свидетельства междисциплинарности в работах социологов (Ж. Тощенко), привлечен опыт синергетических исследований (И. Пригожин, В. Аршинов, М. Каган), философско-психологические идеи (К.-Г.Юнг), на основании чего Олимпиада представлена как текст массовой культуры. В качестве кода массовой культуры определен архетип, проанализировано присутствие в современной российской массовой культуре мужского архетипа (в ретродетективах Б. Акунина, А. Чижа), женского архетипа (в творчестве писательниц Е. Вильмонт, Д. Рубиной, Д. Донцовой, актрис И. Чуриковой, Л. Гурченко). Сделан вывод о продуктивности обращения к нескольким методам – психоаналитическому, синергетическому, социокультурному, искусствоведческому – в их активном и непосредственном взаимодействии, интеграции, взаимодополнительности, то есть, междисциплинарности.
Злотникова Т.С. - Методологические «ответвления» в изучении актуальных проблем культуры c. 309-320

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67822

Аннотация: В статье доказывается необходимость междисциплинарного изучения сложных культурных феноменов и отдельных персон. С акцентом на психоаналитическую методологию (ассоциация – аналог сновидения, творец – аналог ребенка) подчеркнута значимость междисциплинарности в изучении творческой личности. Модель «ребенка», воплощенная в личности А.С. Пушкина, принципы изучения лидера в художественной сфере показаны как авторский опыт работы в междисциплинарном методологическом горизонте. Возможности междисциплинарности, по сей день отрицаемой некоторыми гуманитариями, выявлены на материале культурологического исследования (И. Кондаков), искусствоведческого (Б.Зингерман, Г.Стернин), театроведческого (Г. Бродская). Применительно к потребностям изучения массовой культуры собраны свидетельства междисциплинарности в работах социологов (Ж. Тощенко), привлечен опыт синергетических исследований (И. Пригожин, В. Аршинов, М. Каган), философско-психологические идеи (К.-Г.Юнг), на основании чего Олимпиада представлена как текст массовой культуры. В качестве кода массовой культуры определен архетип, проанализировано присутствие в современной российской массовой культуре мужского архетипа (в ретродетективах Б. Акунина, А. Чижа), женского архетипа (в творчестве писательниц Е. Вильмонт, Д. Рубиной, Д. Донцовой, актрис И. Чуриковой, Л. Гурченко). Сделан вывод о продуктивности обращения к нескольким методам – психоаналитическому, синергетическому, социокультурному, искусствоведческому – в их активном и непосредственном взаимодействии, интеграции, взаимодополнительности, то есть, междисциплинарности.
Культурное наследие, традиции и инновации
Горбунова М.Ю. - Отражение оркестра Мехтер в искусстве османской миниатюры

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.19052

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является изображение военно-исторического оркестра Мехтер в османской миниатюре 16-18 вв. Эмпирической базой исследования послужил иллюстративный материал, состоящий из выборки 25 османских миниатюр с изображением музыкантов оркестра Мехтер, находящихся в архивах и музеях Турции. В соответствии с поставленными целями и задачами рассматриваются и анализируются изображения оркестра в походных сценах, церемониальных обрядах, а также в сценах дворцовых фестивалей и празднеств. В качестве методологии своей работе автор использовал исторический и семиотический методы, а также метод полевых исследований Научная новизна работы состоит в том, что впервые на основе османских миниатюр автором проведен семиотический анализ состава оркестра, применяемых музыкальных инструментов и выявлена роль и место Мехтера в космосе османских тюрков. В результате исследования было выявлено, что оркестр Мехтер занимает особое положение в турецкой культуре, являясь одной из доминант духовного космоса тюркского мира. Во время военных походов оркестр не только настраивает армию на победу, но и выступает в роли некого религиозного оберега, «щита», защищающего султана и войско. Во время же дворцовых мероприятий оркестр представляется проводником высшей силы при церемониях и обрядах, занимая срединное положение между божественным и земным. Таким образом, османская миниатюра является не только летописью османской истории, но и символизирует объем тюркского космоса, образованного религиозной вертикалью и этнической горизонталью кочевника. Результаты исследования будут полезны при подготовке курсов лекций по тюркологии, а также культурологии и искусствоведению.
Горбунова М.Ю. - Отражение оркестра Мехтер в искусстве османской миниатюры c. 321-329

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67823

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является изображение военно-исторического оркестра Мехтер в османской миниатюре 16-18 вв. Эмпирической базой исследования послужил иллюстративный материал, состоящий из выборки 25 османских миниатюр с изображением музыкантов оркестра Мехтер, находящихся в архивах и музеях Турции. В соответствии с поставленными целями и задачами рассматриваются и анализируются изображения оркестра в походных сценах, церемониальных обрядах, а также в сценах дворцовых фестивалей и празднеств. В качестве методологии своей работе автор использовал исторический и семиотический методы, а также метод полевых исследований Научная новизна работы состоит в том, что впервые на основе османских миниатюр автором проведен семиотический анализ состава оркестра, применяемых музыкальных инструментов и выявлена роль и место Мехтера в космосе османских тюрков. В результате исследования было выявлено, что оркестр Мехтер занимает особое положение в турецкой культуре, являясь одной из доминант духовного космоса тюркского мира. Во время военных походов оркестр не только настраивает армию на победу, но и выступает в роли некого религиозного оберега, «щита», защищающего султана и войско. Во время же дворцовых мероприятий оркестр представляется проводником высшей силы при церемониях и обрядах, занимая срединное положение между божественным и земным. Таким образом, османская миниатюра является не только летописью османской истории, но и символизирует объем тюркского космоса, образованного религиозной вертикалью и этнической горизонталью кочевника. Результаты исследования будут полезны при подготовке курсов лекций по тюркологии, а также культурологии и искусствоведению.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Шапинская Е.Н. - Массовая культура как доминанта социокультурного контекста (пост)современной России: размышления по поводу книг «Коды массовой культуры» и «Российский дискурс массовой культуры»/

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.17708

Аннотация: Предметом данной статьи является анализ книг, посвященных исследованию российской массовой культуры, выпущенных учеными и педагогами из Ярославля. Книги представляют собой взаимодополняющие издания: коллективную монографию и учебное пособие, что очень важно в современных условиях сближения академической и университетской науки. Рассмотрены различные аспекты массовой культуры, как в теориях, так и в культурных практиках и проанализирован вклад авторов данных работ в создание концептосферы российской массовой культуры. Результаты исследования оценены как ценный вклад в развитие культурологического знания. В анализе представленных работ был применен метод дискурс анализа, а также дескриптивный метод при описании различных аспектов труда авторов монографии и учебного пособия. Несмотря на то, что по массовой культуре существует большой пласт литературы, отдельные ее аспекты не интегрированы в междисциплинарное исследовательское пространство. Анализируя труды ярославских ученых, автор вводит их в пространство культурологического дискурса. Обращается внимание на ценность отражения в данных работах культурного опыта авторов, которые используют репрезентативные примеры из жизни не только культуры в целом, но российской провинции, в которой процессы распространения массовой культуры и ее характер имеют свою специфику.
Шапинская Е.Н. - Массовая культура как доминанта социокультурного контекста (пост)современной России: размышления по поводу книг «Коды массовой культуры» и «Российский дискурс массовой культуры»/ c. 330-338

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67824

Аннотация: Предметом данной статьи является анализ книг, посвященных исследованию российской массовой культуры, выпущенных учеными и педагогами из Ярославля. Книги представляют собой взаимодополняющие издания: коллективную монографию и учебное пособие, что очень важно в современных условиях сближения академической и университетской науки. Рассмотрены различные аспекты массовой культуры, как в теориях, так и в культурных практиках и проанализирован вклад авторов данных работ в создание концептосферы российской массовой культуры. Результаты исследования оценены как ценный вклад в развитие культурологического знания. В анализе представленных работ был применен метод дискурс анализа, а также дескриптивный метод при описании различных аспектов труда авторов монографии и учебного пособия. Несмотря на то, что по массовой культуре существует большой пласт литературы, отдельные ее аспекты не интегрированы в междисциплинарное исследовательское пространство. Анализируя труды ярославских ученых, автор вводит их в пространство культурологического дискурса. Обращается внимание на ценность отражения в данных работах культурного опыта авторов, которые используют репрезентативные примеры из жизни не только культуры в целом, но российской провинции, в которой процессы распространения массовой культуры и ее характер имеют свою специфику.
Экранная культура и экранные искусства
Хренов Н.А. - Кино и город: фольклорный образ праздничного разгула в ранней кинематографической рецепции

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.17481

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются, в том числе, внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов-архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры и связанные с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем, проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся и на кино. В конечном счете, кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевом, так и в доосевом выражении. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино. Для выявления мифологических и архетипических подтектов в рецепции кино применяется методология таких научных дисциплин, как рецептивная эстетика, психоанализ и аналитическая психология. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: а. в структуре посещаемости раннего кино преобладают те слои городского населения, которые сохраняют в своем сознании фольклорные стереотипы; б. восприятие города происходит в соответствии с фольклорным стереотипом праздничного разгула как синонима свободы; в. проецируемая массовым сознанием на город аура определяет, в том числе, и рецепцию кино. Вклад автора в исследование кинорецепции связан с распознаванием образа кино, на который переносится миф города. Новизна исследования заключается в выявлении существующих в сознании реципиентов специфических архетипов, актуализируемых при восприятии кино.
Хренов Н.А. - Кино и город: фольклорный образ праздничного разгула в ранней кинематографической рецепции c. 339-351

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67825

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются мифологические подтексты, определяющие восприятие реципиентом конкретных фильмов, созданных многими режиссерами в разные эпохи. Эти подтексты активно влияют на сознание массовой публики, но при этом не осознаются. Содержанием массовой рецепции кино являются, в том числе, внекинематографические проявления коллективного бессознательного. В ней актуализируются ментальные проекции образов-архетипов, возникших в разные эпохи истории культуры и связанные с утопическими представлениями, мифами, религиозными символами. Причем, проекциям коллективного бессознательного на кинематограф предшествуют проекции на город, которые затем переносятся и на кино. В конечном счете, кинематограф как таковой оказывается грандиозным интертекстом, в котором получает отражение история культуры как в ее осевом, так и в доосевом выражении. Предмет анализа в статье сводится к проекциям, ставшим реальными уже на ранних этапах истории кино. Для выявления мифологических и архетипических подтектов в рецепции кино применяется методология таких научных дисциплин, как рецептивная эстетика, психоанализ и аналитическая психология. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: а. в структуре посещаемости раннего кино преобладают те слои городского населения, которые сохраняют в своем сознании фольклорные стереотипы; б. восприятие города происходит в соответствии с фольклорным стереотипом праздничного разгула как синонима свободы; в. проецируемая массовым сознанием на город аура определяет, в том числе, и рецепцию кино. Вклад автора в исследование кинорецепции связан с распознаванием образа кино, на который переносится миф города. Новизна исследования заключается в выявлении существующих в сознании реципиентов специфических архетипов, актуализируемых при восприятии кино.
Искусство и искусствознание
Попов Е.А. - Преимущества и недостатки применения комплексной методологии в исследовании искусства

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.17615

Аннотация: Основной целью предлагаемой статьи является обобщение методологических нюансов в исследовании феномена искусства. Данный ракурс работы позволил представить с точки зрения научного поиска деструктивные и созидательные моменты в определении методологических оснований исследования искусства и его форм. Главная проблема кроется в непродуманном повсеместном применении так называемого комплексного подхода или анализа, с которым не все исследователи справляются и потому такие работы обнаруживают некоторые методологические изъяны. В то же время показана роль междисциплинарного подхода в изучении феномена искусства, который имеет непреложную ценность для получения нового знания. Методология исследования определяется системностью в анализе бытования искусства и его форм в жизни человека и общества. Основные выводы исследования определяются следующими положениями: 1) при изучении феномена искусства имеет значение продуманное и обоснованное использование комплексного подхода или анализа; понимание данного ракурса изучения феномена искусства как простой совокупности методов или приемов исследования существенно опрощает работу; 2) междисциплинарный подход имеет явные преимущества при исследовании искусства, однако требует соблюдения важных правил, игнорирование которых способно привести к рискам получения декларативных и неубедительных с научной точки зрения результатов
Попов Е.А. - Преимущества и недостатки применения комплексной методологии в исследовании искусства c. 352-359

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67826

Аннотация: Основной целью предлагаемой статьи является обобщение методологических нюансов в исследовании феномена искусства. Данный ракурс работы позволил представить с точки зрения научного поиска деструктивные и созидательные моменты в определении методологических оснований исследования искусства и его форм. Главная проблема кроется в непродуманном повсеместном применении так называемого комплексного подхода или анализа, с которым не все исследователи справляются и потому такие работы обнаруживают некоторые методологические изъяны. В то же время показана роль междисциплинарного подхода в изучении феномена искусства, который имеет непреложную ценность для получения нового знания. Методология исследования определяется системностью в анализе бытования искусства и его форм в жизни человека и общества. Основные выводы исследования определяются следующими положениями: 1) при изучении феномена искусства имеет значение продуманное и обоснованное использование комплексного подхода или анализа; понимание данного ракурса изучения феномена искусства как простой совокупности методов или приемов исследования существенно опрощает работу; 2) междисциплинарный подход имеет явные преимущества при исследовании искусства, однако требует соблюдения важных правил, игнорирование которых способно привести к рискам получения декларативных и неубедительных с научной точки зрения результатов
Данилова О.В. - Спектакли "Зингаро" как инициация с архаическими истоками бытия

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.19081

Аннотация: Способность апелляции к подсознанию путем создания действенно-пластических мизансцен позволяющих режиссеру-постановщику вызывать в воображении зрителей необходимый ассоциативный ряд, способный преобразовать статичность миросозерцания наяву, в смысловую действенно-ассоциационную динамику в воображении, - вот основной постулат предмета исследования. Духовно-философская основа театрально-постановочного мышления Клемана Марти и актеров его труппы – это видоизменение, своеобразное преображение трансформирующее реальность бытия в сакрально-мистериальное действо. В нем не существует личности, как таковой. Но, это отнюдь и не обезличивание. Скорее всего, это – собирательный архетипический образ, выражающийся в форме интуитивного воплощения. Его бессознательные проявления – это сублимированная интеграция образно-художественного видения, в пластическое действо, обличенное в оригинальную театрально-постановочную форму. Статья рассматривает художественно-эстетические особенности постановок французского конного театра «Зингаро» Бартабаса. Предпринимается попытка аналитического осмысления произведений театрального искусства, созданных Клеманом Марти (Бартабасом), через призму антропоморфизма аудиовизуального философско-психологического восприятия культурно-исторического опыта человечества, инициированного благороднейшим животным – Лошадью. В изучении исследуемой проблематики используется системный подход, анализ и обобщение. Новая форма метафорического действенно-пластического изъяснения оформленного надлежащим музыкальным сопровождением и интересной световой партитурой, во многом способствует качественной передаче информации на вневербальном уровне. Этот постановочный прием пластического театра, вызывающий определенную эмоционально-действенную аудиовизуализацию образов в подсознании зрителей, помогает воплотить режиссерскую задачу именно таким нетривиальным способом.
Данилова О.В. - Спектакли "Зингаро" как инициация с архаическими истоками бытия c. 360-372

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67827

Аннотация: Способность апелляции к подсознанию путем создания действенно-пластических мизансцен позволяющих режиссеру-постановщику вызывать в воображении зрителей необходимый ассоциативный ряд, способный преобразовать статичность миросозерцания наяву, в смысловую действенно-ассоциационную динамику в воображении, - вот основной постулат предмета исследования. Духовно-философская основа театрально-постановочного мышления Клемана Марти и актеров его труппы – это видоизменение, своеобразное преображение трансформирующее реальность бытия в сакрально-мистериальное действо. В нем не существует личности, как таковой. Но, это отнюдь и не обезличивание. Скорее всего, это – собирательный архетипический образ, выражающийся в форме интуитивного воплощения. Его бессознательные проявления – это сублимированная интеграция образно-художественного видения, в пластическое действо, обличенное в оригинальную театрально-постановочную форму. Статья рассматривает художественно-эстетические особенности постановок французского конного театра «Зингаро» Бартабаса. Предпринимается попытка аналитического осмысления произведений театрального искусства, созданных Клеманом Марти (Бартабасом), через призму антропоморфизма аудиовизуального философско-психологического восприятия культурно-исторического опыта человечества, инициированного благороднейшим животным – Лошадью. В изучении исследуемой проблематики используется системный подход, анализ и обобщение. Новая форма метафорического действенно-пластического изъяснения оформленного надлежащим музыкальным сопровождением и интересной световой партитурой, во многом способствует качественной передаче информации на вневербальном уровне. Этот постановочный прием пластического театра, вызывающий определенную эмоционально-действенную аудиовизуализацию образов в подсознании зрителей, помогает воплотить режиссерскую задачу именно таким нетривиальным способом.
Квон Д. - Основные особенности и проблемы театрального образования в Корее

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.19130

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является театральное образование в Корее и его проблемы. Наибольшей проблемой современного корейского театра являются взаимоотношения между актером и режиссером, которые продолжают жить на сцене, опираясь на традиционные конфуцианские традции поведения. Актеры для современного корейского театра готовятся в университетах, однако корейская система высшего театрального образования до сих пор находится в процессе становления. За исключением некоторых университетов, в Корее нет разделения на актерский, режиссерский и театроведческий факультеты, а есть только театральные или кино-театральные факультеты в общем. В исследовании используется сравнительный метод, когда система театрального образования в Корее сравнивается с российской системой, основанной на методе Станиславского. Основным выводом приведенного исследования является утверждение о том, что дополнение уже привычной корейцам системы Станиславского методом Мейерхольда сможет способствовать формированию национального театра, так как условность, присущая этому методу является основой национального театра Кореи. Обогащение метода К.С. Станиславского педагогическими приемами В.Э. Мейерхольда может быть полезным для корейской актерской школы и оказаться тем путем, которым корейский студент может пройти в театральный мир.
Квон Д. - Основные особенности и проблемы театрального образования в Корее c. 373-378

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67828

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является театральное образование в Корее и его проблемы. Наибольшей проблемой современного корейского театра являются взаимоотношения между актером и режиссером, которые продолжают жить на сцене, опираясь на традиционные конфуцианские традции поведения. Актеры для современного корейского театра готовятся в университетах, однако корейская система высшего театрального образования до сих пор находится в процессе становления. За исключением некоторых университетов, в Корее нет разделения на актерский, режиссерский и театроведческий факультеты, а есть только театральные или кино-театральные факультеты в общем. В исследовании используется сравнительный метод, когда система театрального образования в Корее сравнивается с российской системой, основанной на методе Станиславского. Основным выводом приведенного исследования является утверждение о том, что дополнение уже привычной корейцам системы Станиславского методом Мейерхольда сможет способствовать формированию национального театра, так как условность, присущая этому методу является основой национального театра Кореи. Обогащение метода К.С. Станиславского педагогическими приемами В.Э. Мейерхольда может быть полезным для корейской актерской школы и оказаться тем путем, которым корейский студент может пройти в театральный мир.
Сценические искусства
Фролова Н.Л. - Современный репертуарный театр: проблемы и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.18888

Аннотация: Предметом исследования выступает модель репертуарного театра в контексте изменений, произошедших за последнее десятилетие в правовом, экономическом, организационном, социологическом и творческом поле нашей страны. Автор ставит целью провести комплексный анализ ситуации, определившей бытование репертуарного театра, и проследить векторы его дальнейшего развития. В статье рассматриваются законодательные инициативы и результаты их реализации, влекущие за собой преобразования организационного характера. Кроме того, внимание уделяется попытке театров обрести новое социокультурное качество взамен утраченного значения театра как кафедры и храма. Творческий фактор рассматривается в ракурсе встраивания отечественного театра в мировой театральный процесс, а также с учетом изменений, происходящих в государственной культурной политике. С точки зрения методологии исследование построено на отдельном рассмотрении четырех аспектов проблемы адаптации репертуарного театра к современным условиям: экономическом, организационном, социологическом и творческом. В заключении синтезированы выводы по каждому аспекту. Динамично меняющаяся ситуация в сфере культуры нашей страны предопределяет потребность постоянного осмысления происходящего. Данное исследование фиксирует основные тенденции современного театрального процесса и предполагает пути его дальнейшего развития. Основными выводами проведенного исследования являются: необходимость пересмотра действующего федерального и регионального законодательства, нелояльного к сфере культуры, важность борьбы профессионального сообщества за создание многоканальной системы поддержки искусства, усиление коммуникативной и образовательной функций театров, способствующих воспитанию и расширению театральной аудитории, а также благоприятность соперничества консервативных и новаторских течений в театральном искусстве.
Фролова Н.Л. - Современный репертуарный театр: проблемы и перспективы развития c. 379-385

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67829

Аннотация: Предметом исследования выступает модель репертуарного театра в контексте изменений, произошедших за последнее десятилетие в правовом, экономическом, организационном, социологическом и творческом поле нашей страны. Автор ставит целью провести комплексный анализ ситуации, определившей бытование репертуарного театра, и проследить векторы его дальнейшего развития. В статье рассматриваются законодательные инициативы и результаты их реализации, влекущие за собой преобразования организационного характера. Кроме того, внимание уделяется попытке театров обрести новое социокультурное качество взамен утраченного значения театра как кафедры и храма. Творческий фактор рассматривается в ракурсе встраивания отечественного театра в мировой театральный процесс, а также с учетом изменений, происходящих в государственной культурной политике. С точки зрения методологии исследование построено на отдельном рассмотрении четырех аспектов проблемы адаптации репертуарного театра к современным условиям: экономическом, организационном, социологическом и творческом. В заключении синтезированы выводы по каждому аспекту. Динамично меняющаяся ситуация в сфере культуры нашей страны предопределяет потребность постоянного осмысления происходящего. Данное исследование фиксирует основные тенденции современного театрального процесса и предполагает пути его дальнейшего развития. Основными выводами проведенного исследования являются: необходимость пересмотра действующего федерального и регионального законодательства, нелояльного к сфере культуры, важность борьбы профессионального сообщества за создание многоканальной системы поддержки искусства, усиление коммуникативной и образовательной функций театров, способствующих воспитанию и расширению театральной аудитории, а также благоприятность соперничества консервативных и новаторских течений в театральном искусстве.
Музыка и музыкальная культура
Чеботарева Ю.В. - Трактовка жанра скрипичного концерта в творчестве Генрика Венявского

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.19114

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловливается популяризацией романтического направления в современной музыке, ориентацией на романтические стилевые тенденции среди композиторов и исполнителей. В этой связи обращение к творчеству ярчайшего представителя романтического течения в музыке польского скрипача и композитора Генрика Венявского представляет несомненную важность. Яркое, фееричное, в то же время философски-глубокое творчество Венявского открыло путь к новым достижениям, новым вершинам, иным путям развития скрипичного искусства, помогая развивать современное скрипичное исполнительство. Предметом исследования являются два произведения Генрика Венявского в жанре скрипичного концерта, где наиболее ярко проявляется творческий стиль композитора и прослеживается его развитие. Автором предпринята попытка обратить внимание современных педагогов и исполнителей к авторскому замыслу и глубокому концептуальному решению композитора, в частности, во Втором концерте. Основой исследования является комплексный теоретико-исполнительский подход, который обусловливает использование метода сравнительного анализа скрипичных концертов Генрика Венявского с точки зрения рассматриваемых в работе компонентов. Научная новизна данного исследования определяется параметрами сравнительного анализа двух скрипичных концертов Генрика Венявского с позиции рассмотрения содержательно-музыкальных и стилистических особенностей, присущих данным произведениям. В результате исследования были сделаны выводы, свидетельствующие об эволюции композиторского мышления польского музыканта на уровне стиля, особенностей применения выразительных средств, принципов симфонизации. Полученные результаты могут являться важным источником для дальнейшего изучения творчества польского скрипача и композитора Генрика Венявского, а также способствовать изучению путей развития в области европейского романтического искусства.
Чеботарева Ю.В. - Трактовка жанра скрипичного концерта в творчестве Генрика Венявского c. 386-391

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67830

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловливается популяризацией романтического направления в современной музыке, ориентацией на романтические стилевые тенденции среди композиторов и исполнителей. В этой связи обращение к творчеству ярчайшего представителя романтического течения в музыке польского скрипача и композитора Генрика Венявского представляет несомненную важность. Яркое, фееричное, в то же время философски-глубокое творчество Венявского открыло путь к новым достижениям, новым вершинам, иным путям развития скрипичного искусства, помогая развивать современное скрипичное исполнительство. Предметом исследования являются два произведения Генрика Венявского в жанре скрипичного концерта, где наиболее ярко проявляется творческий стиль композитора и прослеживается его развитие. Автором предпринята попытка обратить внимание современных педагогов и исполнителей к авторскому замыслу и глубокому концептуальному решению композитора, в частности, во Втором концерте. Основой исследования является комплексный теоретико-исполнительский подход, который обусловливает использование метода сравнительного анализа скрипичных концертов Генрика Венявского с точки зрения рассматриваемых в работе компонентов. Научная новизна данного исследования определяется параметрами сравнительного анализа двух скрипичных концертов Генрика Венявского с позиции рассмотрения содержательно-музыкальных и стилистических особенностей, присущих данным произведениям. В результате исследования были сделаны выводы, свидетельствующие об эволюции композиторского мышления польского музыканта на уровне стиля, особенностей применения выразительных средств, принципов симфонизации. Полученные результаты могут являться важным источником для дальнейшего изучения творчества польского скрипача и композитора Генрика Венявского, а также способствовать изучению путей развития в области европейского романтического искусства.
Захаров Ю.К. - Секреты тональной мелодии

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.19225

Аннотация: В настоящей статье автор продолжает разработку новых методов анализа тональной мелодии, основанных на оригинальном претворении теории Г. Шенкера. Предметом рассмотрения являются песня Ф. Шуберта «В путь» (из цикла «Прекрасная мельничиха») и Песня без слов № 20 Ф. Мендельсона. Мелодия рассматривается в четырёх аспектах: 1) в контексте гармонического четырёхголосия; 2) в контексте линеарных ходов (урлинии, линий среднего плана); 3) внутри мелодического амбитуса ; 4) как интонируемое сопряжение звуков или аккордов. Выделяются начальные и/или конечные массивы тоники ("твёрдые части"). Мелодические устои дифференцируются на главные, побочные и промежуточные. Анализ завершается построением развёрнутой и сжатой схем , формирующих единомоментное представление о мелодии в её соотношении с ладовыми опорами. Предложенные методы позволяют адекватно отобразить движение мелодии в контексте линеарно-гармонического развёртывания лада. Статья также содержит краткий экскурс в историю изучения мелодики в СССР.
Захаров Ю.К. - Секреты тональной мелодии c. 392-405

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67831

Аннотация: В настоящей статье автор продолжает разработку новых методов анализа тональной мелодии, основанных на оригинальном претворении теории Г. Шенкера. Предметом рассмотрения являются песня Ф. Шуберта «В путь» (из цикла «Прекрасная мельничиха») и Песня без слов № 20 Ф. Мендельсона. Мелодия рассматривается в четырёх аспектах: 1) в контексте гармонического четырёхголосия; 2) в контексте линеарных ходов (урлинии, линий среднего плана); 3) внутри мелодического амбитуса ; 4) как интонируемое сопряжение звуков или аккордов. Выделяются начальные и/или конечные массивы тоники ("твёрдые части"). Мелодические устои дифференцируются на главные, побочные и промежуточные. Анализ завершается построением развёрнутой и сжатой схем , формирующих единомоментное представление о мелодии в её соотношении с ладовыми опорами. Предложенные методы позволяют адекватно отобразить движение мелодии в контексте линеарно-гармонического развёртывания лада. Статья также содержит краткий экскурс в историю изучения мелодики в СССР.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.