Статья 'Отражение оркестра Мехтер в искусстве османской миниатюры' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Отражение оркестра Мехтер в искусстве османской миниатюры

Горбунова Марина Юрьевна

аспирант, кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур, факультет иностранных языков и регионоведения, Московский государственный университет (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1

Gorbunova Marina

post-graduate student of the Department of Comparative Studies of National Literatures and Cultures, Faculty of Foreign Languages and Regional Studies at Moscow State University

119991, Russia, Moscow, str. Leninskie Gory, 1

marinochka88@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.3.19052

Дата направления статьи в редакцию:

05-05-2016


Дата публикации:

15-06-2016


Аннотация: Предметом исследования в данной статье является изображение военно-исторического оркестра Мехтер в османской миниатюре 16-18 вв. Эмпирической базой исследования послужил иллюстративный материал, состоящий из выборки 25 османских миниатюр с изображением музыкантов оркестра Мехтер, находящихся в архивах и музеях Турции. В соответствии с поставленными целями и задачами рассматриваются и анализируются изображения оркестра в походных сценах, церемониальных обрядах, а также в сценах дворцовых фестивалей и празднеств. В качестве методологии своей работе автор использовал исторический и семиотический методы, а также метод полевых исследований Научная новизна работы состоит в том, что впервые на основе османских миниатюр автором проведен семиотический анализ состава оркестра, применяемых музыкальных инструментов и выявлена роль и место Мехтера в космосе османских тюрков. В результате исследования было выявлено, что оркестр Мехтер занимает особое положение в турецкой культуре, являясь одной из доминант духовного космоса тюркского мира. Во время военных походов оркестр не только настраивает армию на победу, но и выступает в роли некого религиозного оберега, «щита», защищающего султана и войско. Во время же дворцовых мероприятий оркестр представляется проводником высшей силы при церемониях и обрядах, занимая срединное положение между божественным и земным. Таким образом, османская миниатюра является не только летописью османской истории, но и символизирует объем тюркского космоса, образованного религиозной вертикалью и этнической горизонталью кочевника. Результаты исследования будут полезны при подготовке курсов лекций по тюркологии, а также культурологии и искусствоведению.


Ключевые слова:

Османская миниатюра, военный оркестр, Мехтер, тюркская культура, музыкальные инструменты, культурный космос, культурный символ, кочевничество, военные походы, круг

УДК:

75.044

Abstract: The subject of the present research is the historical millitary orchestra Mehter depicted in Ottoman miniatures of the 16th - 18th centuries. The illustrative material consisting of 25 samples of Ottoman miniatures depicting the musicians of the Mehter band located in archives and museums of Turkey served as the empirical base of the research. In accordance with the objectives the author has reviewed and analyzed images of the band in the millitary campaign scenes, ceremonial rites, as well as in the scenes of the palace festivals and celebrations. In her research Gorbunova has used the historical and semiotic methods as well as the field survey. The scientific novelty of the work is caused by the fact that based on the Ottoman miniatures for the first time there the author has conducted a semiotic analysis of the composition of the orchestra, used musical instruments and identified the role and place of Mehter in the cosmos of Ottoman Turks. The study revealed that Mehter millitary band has a special place in Turkish culture, being one of the dominant features of the spiritual space of the Turkic world. During the military campaigns the orchestra does not only set up the army to victory but also plays the role of a certain religious talisman, "shield" that protects the Sultan and his army. During the court events orchestra seems to guide a higher power at ceremonies and rituals occupying a middle position between the divine and the earthly. Thus, Ottoman miniatures are not only a chronicle of Ottoman history but also represent the Turkic cosmos formed by the religious vertical and ethnic nomad horizontal. The results of the study will be useful in the preparation of lectures on Turkic studies, cultural studies and art history.


Keywords:

Ottoman miniature, millitary band, Mehter, Turkish culture, musical instruments, cultural cosmos, cultural symbol, nomadism, military campaigns, circle

Библиография
1. Мусакулов Ф.С. Миниатюра. Учебное методическое пособие. Ташкент, 2004. С. 56.
2. Веймарн Б. Всеобщая история искусств в шести томах. Т. 2. Кн. 2. М.: Искусство, 1960. 505 с.
3. Karatay F.E. Topkapı Sarayı Müzesi Kütüphanesi Farsça Yazmalar Kataloğu: no. 1-940. İstanbul: Istanbul Topkapı Sarayı Müzesi, 1961. s.658-659
4. Altınölçek S. Osmanlı Minyatürlerinde Müzik// Türkler. Cilt 12. Ankara: Yeni Türkiye Yayınları, 2002. s.464-475 .
5. Tezbaşar A. Mehter Tarihi, Teşkilâtı ve Marşları. İstanbul: Berksoy Basımevi, 1975. 95 s.
6. Наурзбаева. З. Вечное небо казахов. Издательство «СаГа», Алматы, 2013. 704 с.
7. Özalp M.N. Türk Musikîsi Tarihi. C. I. Ankara: Milli Eğitim Bakanlığı yayınları: Bilim ve kültür eserleri dizisi, 1986. 175 s.
8. Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: издательство бурятского госуниверситета, 2004. 92 с.
9. Айджанова А.К. Ислам и веды. Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций. M.: Издательство «108», 2015. 180 c.
10. Küçük S. Eski Türk kültüründe renk kavramı. Bilig. Yaz 2010. Sayı 54, s.185-210
11. Лэмб Г. Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566 / Пер. c англ. Л. Игоревский. М.: Центрполиграф, 2002. 384 с.
12. Лукина А.Г. Круговой танец как феномен традиционной культуры кочевых народов // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного обра-зования : материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск. Якутск: АГИИК, 2014. 360 с.
13. Каракозова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Издание третье, переработанное. Алматы: ТОО «Эверо», 2011. 66 с.
14. Çağman F., Tanındı Z. Topkapı Sarayı Müzesi. İslam Minyatürleri. Istanbul: Tercüman art and cultural Publications, 1979. 194 s.
15. Yener S. Osmanlı Dönemi Minyatürlerinde Enstrüman Figürleri Üzerine Bir İnceleme// Atatürk Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2012. №16 (1). s.169-186.
References
1. Musakulov F.S. Miniatyura. Uchebnoe metodicheskoe posobie. Tashkent, 2004. S. 56.
2. Veimarn B. Vseobshchaya istoriya iskusstv v shesti tomakh. T. 2. Kn. 2. M.: Iskusstvo, 1960. 505 s.
3. Karatay F.E. Topkapı Sarayı Müzesi Kütüphanesi Farsça Yazmalar Kataloğu: no. 1-940. İstanbul: Istanbul Topkapı Sarayı Müzesi, 1961. s.658-659
4. Altınölçek S. Osmanlı Minyatürlerinde Müzik// Türkler. Cilt 12. Ankara: Yeni Türkiye Yayınları, 2002. s.464-475 .
5. Tezbaşar A. Mehter Tarihi, Teşkilâtı ve Marşları. İstanbul: Berksoy Basımevi, 1975. 95 s.
6. Naurzbaeva. Z. Vechnoe nebo kazakhov. Izdatel'stvo «SaGa», Almaty, 2013. 704 s.
7. Özalp M.N. Türk Musikîsi Tarihi. C. I. Ankara: Milli Eğitim Bakanlığı yayınları: Bilim ve kültür eserleri dizisi, 1986. 175 s.
8. Sambueva S.B. Simvolika traditsionnogo buryatskogo zhenskogo kostyuma. Ulan-Ude: izdatel'stvo buryatskogo gosuniversiteta, 2004. 92 s.
9. Aidzhanova A.K. Islam i vedy. Opyt sravnitel'nogo izucheniya sufiiskoi i vaishnavskoi religioznykh traditsii. M.: Izdatel'stvo «108», 2015. 180 c.
10. Küçük S. Eski Türk kültüründe renk kavramı. Bilig. Yaz 2010. Sayı 54, s.185-210
11. Lemb G. Suleiman Velikolepnyi. Velichaishii sultan Osmanskoi imperii. 1520-1566 / Per. c angl. L. Igorevskii. M.: Tsentrpoligraf, 2002. 384 s.
12. Lukina A.G. Krugovoi tanets kak fenomen traditsionnoi kul'tury kochevykh narodov // Traditsionnaya kul'tura kochevykh narodov v sisteme khudozhestvennogo obra-zovaniya : materialy nauchno-tvorcheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 22 marta 2014 g., g. Yakutsk. Yakutsk: AGIIK, 2014. 360 s.
13. Karakozova Zh.K., Khasanov M.Sh. Kosmos kazakhskoi kul'tury. Izdanie tret'e, pererabotannoe. Almaty: TOO «Evero», 2011. 66 s.
14. Çağman F., Tanındı Z. Topkapı Sarayı Müzesi. İslam Minyatürleri. Istanbul: Tercüman art and cultural Publications, 1979. 194 s.
15. Yener S. Osmanlı Dönemi Minyatürlerinde Enstrüman Figürleri Üzerine Bir İnceleme// Atatürk Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2012. №16 (1). s.169-186.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.