Статья 'Преимущества и недостатки применения комплексной методологии в исследовании искусства' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Преимущества и недостатки применения комплексной методологии в исследовании искусства

Попов Евгений Александрович

доктор философских наук

профессор кафедры социологии и конфликтологии Алтайского государственного университета

65649, Россия, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 513А

Popov Evgeniy Aleksandrovich

Doctor of Philosophy

Professor of the Department of Sociology and Conflictology of Altai State University

656038, Russia, Barnaul, 66 Dimitrova str., room 513А

popov.eug@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.3.17615

Дата направления статьи в редакцию:

17-01-2016


Дата публикации:

15-06-2016


Аннотация: Основной целью предлагаемой статьи является обобщение методологических нюансов в исследовании феномена искусства. Данный ракурс работы позволил представить с точки зрения научного поиска деструктивные и созидательные моменты в определении методологических оснований исследования искусства и его форм. Главная проблема кроется в непродуманном повсеместном применении так называемого комплексного подхода или анализа, с которым не все исследователи справляются и потому такие работы обнаруживают некоторые методологические изъяны. В то же время показана роль междисциплинарного подхода в изучении феномена искусства, который имеет непреложную ценность для получения нового знания. Методология исследования определяется системностью в анализе бытования искусства и его форм в жизни человека и общества. Основные выводы исследования определяются следующими положениями: 1) при изучении феномена искусства имеет значение продуманное и обоснованное использование комплексного подхода или анализа; понимание данного ракурса изучения феномена искусства как простой совокупности методов или приемов исследования существенно опрощает работу; 2) междисциплинарный подход имеет явные преимущества при исследовании искусства, однако требует соблюдения важных правил, игнорирование которых способно привести к рискам получения декларативных и неубедительных с научной точки зрения результатов


Ключевые слова:

Культура, Общество, философия, Ценности, интеграция наук, познание, искусство, методология, наука, междисциплинарность

Abstract: The main purpose of the present research article is to summarize methodological peculiarities of art research. The author's approach to the topic has allowed to describe destructive and constructive aspects of defining methodological grounds for studying art and artistic forms from the scientific point of view. According to the author, the main problem is the unreasoned application of the so-called integrated approach and analysis. Not all researchers can handle this approach so their researches have methodological gaps. On the other hand, the author emphasizes the crucial role of the interdisciplinary approach in studying the phenomenon of art. The methodological basis of the research is defined by the systems analysis of arts in the human life and society. The main conclusions of the research are the following: 1) Reasoned and adequate application of the integrated approach and analysis is very important for studying the phenomenon of art. The idea of art studies as a plain combination of research methods and/or techniques makes it much easier to achieve the research objectives. 2) Interdisciplinary approach has certain advantages, however, important rules are to be observed in order to avoid the risk of obtaining declarative or invalid results. 


Keywords:

interdisciplinarity, science, methodology, art, cognition, integration of sciences, values, philosophy, society, culture

Библиография
1. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. С. 24.
2. Розов Н.С. Новая актуальность философии истории и проблема согласования описаний прошлого // Общественные науки и современность. 2014. № 2. С. 150-160.
3. Казанцева Ю.А. Фортепианные пьесы Арнольда Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. искусствоведения // http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=182355
4. Нехвядович Л.И. Многообразие подходов к определению понятия «этническая традиция» // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3. С. 179-184.
5. Семилет Т.А. Конструктивные стратегии выхода из тупика современной социокультурной ситуации: о книге А.В. Иванова, И.В. Фотиевой, М.Ю. Шишина «На путях к новой цивилизации (Очерки духовно-экологического мировоззрения)» // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 3(87). С. 203-206.
6. Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт как феномен культуры // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 46-56.
7. Гессерт Дж. История искусства с привлечением ДНК // Логос. 2006. № 4. С. 127-147.
8. Никулина Е.Е. Стилевые особенности иконописи Карелии середины XVII –второй половины XVIII веков. По материалам коллекции музея изобразительных искусств Республики Карелия: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. искусствоведения // http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=180449
9. Смирнов И.П. История мысли – история философии: проблема дифференциации // Философские науки. 2013. № 4. С. 31-34.
10. Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 3-14.
11. Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 51.
References
1. Burd'e P. Prakticheskii smysl / Per. s fr. SPb.: Aleteiya, 2001. S. 24.
2. Rozov N.S. Novaya aktual'nost' filosofii istorii i problema soglasovaniya opisanii proshlogo // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2014. № 2. S. 150-160.
3. Kazantseva Yu.A. Fortepiannye p'esy Arnol'da Shenberga: evolyutsiya stilya i problemy interpretatsii: Avtoref. diss. ... na soisk. kand. iskusstvovedeniya // http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=182355
4. Nekhvyadovich L.I. Mnogoobrazie podkhodov k opredeleniyu ponyatiya «etnicheskaya traditsiya» // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 4-3. S. 179-184.
5. Semilet T.A. Konstruktivnye strategii vykhoda iz tupika sovremennoi sotsiokul'turnoi situatsii: o knige A.V. Ivanova, I.V. Fotievoi, M.Yu. Shishina «Na putyakh k novoi tsivilizatsii (Ocherki dukhovno-ekologicheskogo mirovozzreniya)» // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. T. 1. № 3(87). S. 203-206.
6. Kasavina N.A. Ekzistentsial'nyi opyt kak fenomen kul'tury // Voprosy filosofii. 2014. № 10. S. 46-56.
7. Gessert Dzh. Istoriya iskusstva s privlecheniem DNK // Logos. 2006. № 4. S. 127-147.
8. Nikulina E.E. Stilevye osobennosti ikonopisi Karelii serediny XVII –vtoroi poloviny XVIII vekov. Po materialam kollektsii muzeya izobrazitel'nykh iskusstv Respubliki Kareliya: Avtoref. diss. ... na soisk. kand. iskusstvovedeniya // http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=180449
9. Smirnov I.P. Istoriya mysli – istoriya filosofii: problema differentsiatsii // Filosofskie nauki. 2013. № 4. S. 31-34.
10. Bychkov V.V. Khudozhestvennost' kak sushchnostnyi printsip iskusstva // Voprosy filosofii. 2015. № 3. S. 3-14.
11. Zimmel' G. Izbrannoe: v 2-kh t. T. 1. Filosofiya kul'tury. M.: Yurist, 1996. S. 51.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.