по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-1.09090909091-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Культура и цивилизация
И. В. Кондаков - «Новая Русь» и судьба человечества: русская культура в концепции Л. Н. Гумилева c. 7-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62080

Аннотация: статья посвящена этно-исторической концепции русской культуры по Л. Н. Гумилеву, который обнаружил в этнокультурной истории взаимосвязь между этногенезом и культурогенезом, показал зависимость культуры от ландшафта, биосферы, пассионарности других этносов. С его точки зрения, русская культура является евразийским феноменом, пограничным между оседлыми и кочевыми народами, Лесом и Степью, Востоком и Западом. Распад СССР и кризис этнокультурной идентичности многих народов, входивших в состав российской, а затем и советской империй побуждают по-новому оценить теорию этногенеза Гумилева, ее проективные и прогностические возможности применительно к современным социокультурным реалиям России XXI в.
Культура и власть
Чернявская Е.Н. - Государственные символы в пространстве Москвы

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7222

Аннотация: Рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности в пространстве Москвы: Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на рву, храм Христа Спасителя, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити. Уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея правителей о международной роли государства. Отмечается отсутствие архитектурных символов государственности в 1920-е и 1960-1980-е гг. – годы господства функциональной архитектуры, когда были созданы лишь архитектурные знаки. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов со сталинскими новостройками. Традиционная смысловая значимость градостроительных осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.
Культура и культ
Е. Б. Рашковский - Религия и культура в современной России c. 21-25

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62081

Аннотация: автор ставит перед собой задачу теоретического осмысления глубокого культурного кризиса в нынешней России, исходя из анализа тернарной институциональной структуры современного общества — государственность – религиозные институты – гражданское общество. По мысли автора, только исходя из понимания, с одной стороны, взаимной дополнительности этих трех базовых основ современного общества, а с другой — их принципиального содержательного и функционального несходства, и возможны предпосылки преодоления нынешнего культурного коллапса российского общества и его дальнейшей гуманистической эволюции.
Философия культуры
Н. А. Хренов - Символизм в контексте столкновения антропоморфной и дезантропоморфной тенденций в культуре c. 26-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62082

Аннотация: в статье обсуждается значимость символизма как художественного направления в русском искусстве рубежа ХIХ–ХХ вв. Он рассматривается как порождение эпохи надлома Российской империи, в связи с чем выделяются следующие его признаки: символизм демонстрирует разрыв преемственности между поколениями; для него характерна ставшая очевидной оппозиция антропоморфных и дезантропоморфных тенденций, гуманитарной и естественнонаучной стихий. Последнее во многом способствовало разрыву между «отцами» и «детьми». Если «отцы» представали позитивистами, то «дети»-символисты демонстрировали уход в мистику, теософию, мифологию, гностицизм, христианский персонализм. Это сделало их близкими романтикам, почему символизм часто обозначают как неоромантизм. В оппозиции модерна и романтизма, определяющей и для ХХ в., символисты подхватили и развили романтическую традицию.
Этнология и культурная антропология
Лапкина Н.А. - Прогулки с книгой: как включать науку в образовательные программы и программы раннего развития детей

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7046

Аннотация: В статье представлены разработки методики, направленной на формирование естественной толерантности и механизмов межкультурной адаптации посредством коммуникативного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Новаторство разработки заключается в попытке использования научной литературы по культуре и искусству непосредственно в работе с детьми. Автор представляет свои практические наработки и теоретические исследования в данном направлении.
Марушиакова Е.А., Попов В.З. - Цыганский суд в Восточной Европе: основные характеристики и современное развитие

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7166

Аннотация: Статья продолжает тему этнического цыганского суда – основного элемента традиционной соционормативной культуры цыган, которая продолжает функционировать среди определенных цыганских групп в регионах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. В этой статье мы знакомим читателей с основными характеристиками цыганского суда как институциональное разрешение внунтри обностных конфликтов. Вместе с тем мыобращаем внимание на современные трансформации в цыганском суде.
Е. А. Марушиакова, В. З. Попов - Цыганский суд в Восточной Европе: концепция, виды и современные трансформации c. 41-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62083

Аннотация: статья продолжает тему этнического цыганского суда — одного из основных институтов контроля нормативности поведения, который продолжает функционировать у определенных цыганских групп в регионах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. В этой статье мы знакомим читателей с основными характеристиками цыганского суда как способа институционального разрешения внутробщинных конфликтов, а также с происходящими в нем на современном этапе трансформациями.
Теория коммуникации и медиалогия
Синеокий О.В. - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.8638

Аннотация: Феномен рок-н-ролла представляется в виде информационно-когнитивной модели, которая состоит из различных компонентов, наиболее важным из который является география звукозаписи. В статье рассмотрена история становления организации рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее и, отчасти, в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предлагаются практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего, на правовом уровне.
О. В. Синеокий - Восточный рок: звукозапись из социалистической Азии c. 47-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62084

Аннотация: в статье феномен рок-н-ролла представлен в виде информационно-когнитивной модели, наиболее важным из компонентов которой является география звукозаписи. Рассмотрена история становления и рекординговой индустрии в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Северной Корее, отчасти в Южной Корее. Особое внимание уделено коммуникативным особенностям грамзаписи рок-музыки в условиях социализма. Предложены практические пути решения некоторых поднятых вопросов, прежде всего на правовом уровне.
Знак, слово, речь, язык
В. М. Алпатов - У индийской смерти «имеются каста, пол, возраст, социальный статус, политическая ангажированность и вкусовые пристрастия» c. 54-60

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62085

Аннотация: в статье дан анализ фундаментального издания — книги «Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение» (М.: Наталис, 2012; 816 с.), включающей тексты разного содержания, объединенные одновременным присутствием в них двух тем: темы Махараштры, одного из крупнейших штатов Индии, и темы смерти. Обрисованы черты сходства и отличия индийской культуры от культур России и Запада, а также от культуры глобализации, заявляющие о себе в отношении к смерти и в связанных с нею ритуалах. Особое внимание обращено на три постоянно присутствующие в книге темы: касты (в том числе в современном государстве), положение женщин (Индия — страна с худшими условиями жизни для них) и терроризм (разные точки зрения на убийство М. Ганди — самый яркий пример существования в Индии точки зрения, альтернативной идеям ненасилия). Отмечено, что интерес к индийской культуре (и Индии вообще) переживал в нашей стране периоды подъема (начало ХХ в., годы моды на ориентализм, и 1950-е гг., когда активизировались советско-индийские отношения и получили известность индийские кино и литература) и спада (в том числе сейчас).
Культурное наследие, традиции и инновации
О. Д. Балдина - Предметно-материальный мир народной культуры в сфере современной коммуникации: «контактные зоны» c. 61-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62086

Аннотация: в статье рассматривается проблема традиционной народной культуры как «новой» культурной реальности, анализируется, в каких формах бытует народное творчество как продолжение культурной традиции в стремительно глобализирующемся мире, как в нем реализуются процессы коллективной и индивидуальной идентификации, как оно взаимодействует с другими пластами народного творчества. В основе постановки проблемы и аргументации — материалы выставки «Современное народное искусство. Традиции и современность» (Вологда, 2008), а также конференции «Теория и практика народного искусства в постперестроечный период», проходившей в МГХПА имени С. Г. Строганова в рамках Вороновских чтений (Москва, 2010).
Художественная культура и творчество
Д. Я. Северюхин - Художественный рынок и самоорганизация художников Ленинграда–Санкт-Петербурга в переходный период (середина 1980-х – середина 2000-х годов) c. 74-87

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62087

Аннотация: статья посвящена художественной жизни Ленинграда–Санкт-Петербурга в «перестроечное» 20-летие (середина 1980-х – середина 2000-х гг.). В ней анализируется развитие художественного рынка, выставочного и галерейного дела, описывается деятельность художественных группировок. Делается вывод, что только к середине 2000-х гг. на петербургской художественной сцене стали отчетливо проявляться новые тенденции, которые связаны с появлением галерей «западного типа», успешно соединяющих коммерческую практику с последовательным продвижением современного искусства и определенно задающих тон в этой сфере.
Стили, течения, школы
Л. Ю. Лиманская - Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века c. 88-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62088

Аннотация: Одесса занимает особое место в культурно-географическом пространстве Украины. Являясь крупным черноморским портом, она подобно Санкт-Петербургу выполняет функции связующего звена между Россией, Украиной и Европой. Ее удаленность от центральной части Украины создала предпосылки для поселения в этих краях неугодных официальным властям деятелей литературы и искусства. Тесная связь с западноевропейскими художественными центрами и присутствие представителей оппозиционных направлений в искусстве создали почву для формирования здесь самобытной школы живописи. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. Истоки различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ в. во многом связаны с международной деятельностью В. Кандинского, Д. Бурлюка, В. Издебского, Т. Фраермана, А. Нюренберга , М. Бойчука, М. Жука, Н. Шелюто, проходивших обучение в Одессе, а затем в Париже, Мюнхене, Кракове, Вене.
Архитектура и дизайн
Е. Н. Чернявская - Государственные символы в пространстве Москвы c. 96-103

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62089

Аннотация: в статье рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности в пространстве Москвы — Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на Рву, храм Христа Спасителя, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити; уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея правителей о международной роли государства. Отмечается отсутствие архитектурных символов государственности в 1920-е и 1960–1980-е гг. — годы господства функциональной архитектуры, когда были созданы лишь архитектурные знаки. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей: Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов со сталинскими новостройками. Традиционная смысловая значимость градостроительных осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.
Музыка и музыкальная культура
В. О. Петров - Вокальная симфония: к вопросу о синтезе музыки и слова c. 104-114

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.62090

Аннотация: в статье на примере жанра вокальной симфонии, сформировавшегося в ХIХ в. и явившегося одним из знаковых элементов модификации жанра симфонии, изначально сугубо инструментального, рассматривается вопрос о синтезе двух рядов — музыкального и вербального. Сквозь призму взаимоотношения музыки и слова прослеживается историческая эволюция вокальной симфонии, рассматривается ряд оригинальных опусов.
От первого лица
Рашковский Е.Б. - Философия общения: из воспоминаний об А. Г. Кудашевой-Тиниковой

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7215

Аннотация: Предлагаемый читателю текст – своеобразные аналитические мемуары, посвященные детскому театральному педагогу Александре Георгиевне Кудашевой-Тиниковой (1894? – 1971), наследнице и продолжательнице традицийвеликой российской театральной культуры начала ХХ столетия, воспитательнице многих известных актеров второй половины ХХ – начала XXI века. Анализируя жизньь и художественную практику А. Г. Кудашевой-Тиниковой, автор – историк и философ – пытается осмыслить феномен театра как неотъемлемую часть человеческой жизни и культуры
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.