по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-6-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2012
Рейфман Б.В. - Живое кино как не визуальный образ (по поводу ниги К. Э. Разлогова "Мировое кино. История искусства экрана")
Аннотация: В статье дается анализ авторской формы, организующей большой фактический материал в только что изданной книге К. Э. Разлогова о мировом кинопроцессе. Образ "истории кино", созданный Разлоговым, сравнивыается с живым организмом, развивающимся в череде новых рождений, но сохраняющим неизменное основание своей жизни. Речь идет о повествовательной структуре, в которой идея коллажа сочетается с определенным "железным сценарием", обекспечивающим информационному массиву текста необходимую упорядоченность.
- Российскому институту культурологии — 80 лет c. 7-7
Аннотация:
Культура и цивилизация
Люсый А.П. - Боги и черти нашей наивности
Аннотация: В статье рассмотрено взаимодействие двух взглядов на наив и близкий ему по смыслу примитив в культуре и искусстве. Отмечены дискуссионные места концппции, сжделаны критические замечания, в целом же продемонстрированный в книге двойной взгляд охарактеризован как исчерпывающая на сегодняшний день картин спонтанных метаморфоз и пониманиия их сути
Культура и власть
Червонная С.М. - ЭРеализм без берегов" Роже гароди и понятие границ и берегов в советской культуре
Аннотация: Отталкиваясь от событий полувековой давности, связанных с появлением эсте-тического трактата Роже Гароди «Реализм без границ» и с шумной идеологической кампанией, развернувшейся в советском искусствознании и эстетике, осудившей концепцию «реализма без границ», автор в данной статье, которая носит теоретический характер, рассматривает комплекс проблем, касающихся постулата границы в общест-венном сознании, культуре, искусстве и в политике тоталитарного государства. Выяв-ляется системный характер свойственных советской культуре и коммунистической идеологии противоречий: с одной стороны, культ «государственной границы», насаж-даемый средствами искусства (при особенно активной роли популярного, массового кино), с другой стороны, перманентное стремление (и сопутствующее ему пропаганди-стское обоснование) к внешней экспансии, к расширению собственных границ, к раз-рушению интегральной целостности соседних государств и к переделу мира. Столь же противоположными и несовместимыми друг с другом во внутренней политике совет-ской державы оказываются установка на создание единой советской культуры и новой суперэтнической общности – советского народа, на укрепление «морально-политического единства советского общества», на стирание внутренних границ (между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, между национальными и цивилизационными ареалами), с одной стороны, и жесткая клановая система всего «социалистического» социума, иерархия властных структур с их непреодолимыми внутренними перегородками, внедрение номенклатурных размежеваний во все сферы жизни, в том числе в художественную жизнь и в организацию творческой интеллиген-ции. Диалектическая сложность ситуации, отразившаяся, как в лакмусовой бумаге, в накале страстей вокруг предложенной французским марксистом формулы «реализма без берегов», заключалась в том, что как потребность в определенных, нерушимых гра-ницах, так и потребность в их размывании и разрушении была органически присуща мышлению и стремлениям противоборствующих друг с другом политических сил: коммунистической диктатуре, которая могла держаться только на максимальной изо-ляции общества от «буржуазного окружения» и зарубежья и которая при этом никогда не отказывалась от претензий на безграничное расширение интернационального поля своей деятельности, а также оппозиции, диссидентскому подполью, силам сопротивле-ния, которые искали выход в конвергенции разных миров, в укреплении связей между прогрессивными движениями, в разрушении навязанных им ограничений, в том числе в воссоединении творческих потенциалов отечественной культуры и эмиграции, и одно-временно выстраивали свои границы, сопротивляясь всему, что могло подвергнуть эро-зии национальные традиции и духовные ценности.
А. Н. Полосина - Идея насилия в творчестве Л. Н. Толстого c. 8-13
Аннотация: несмотря на утопичность и абстрактность идеи ненасилия, ее актуализация в конце ХIX – начале XX вв. во всей грандиозности, присущей лишь Л. Н. Толстому, произвела сильное впечатление на его современников, вызвав критику философов и политиков всех толков и направлений и определив условия ее признания во многих регионах мира (М. Ганди, М. Л. Кинг и др.). Словно предвидя невиданный всплеск насилия в грядущем XX в., писатель с неустанной повторяемостью трактует известную со времен античности истину в своих художественных произведениях, философских и публицистических трактатах, дневниках, письмах и устных вы- сказываниях. Не претендуя на полное отражение темы, мы проанализируем генетические истоки неприятия насилия Толстым и эволюцию идеи непротивления злу насилием в его художественно-философской системе.
Культура и культ
Розин В.М. - Загадка эсхатологического и демиургического мироощущения мыслителей и художников «Серебряного века» (на материале концепции «всеединства» В.Соловьева)
Аннотация: В статье рассматривается мироощущение мыслителей и художни ков "Серебряного века", в котором сходились эсхатологические и демиургические идеи. В связи с этим обсуждаются идеи В.Соловьева о возможном бессмертии человека, а также его "концепция всеединства". Для анализа последней автор обращается, с одной стороны, к своим исследованиям эзотерических учений, с другой - к своей теории "Схемологии". Он показывает, что Соловьев, являясь эзотериком, полагает с помощью схем реальность всеединства, в рамках которой он решает и проблему преодоления смерти. При этом Соловьев реализует стратегию "эзотерических снов наяву, которая вводит его в реальность всеединства.
В. М. Розин - Загадка эсхатологического и демиургического мироощущения мыслителей и художников «Серебряного века»: на материале концепции «всеединства» В. Соловьева c. 14-21
Аннотация: в статье рассматривается мироощущение мыслителей и художников Серебряного века, в котором сходились эсхатологические и демиургические идеи. В связи с этим обсуждаются идеи В. Соловьева о возможном бессмертии человека, а также его «концепция всеединства». Для анализа последней автор обращается, с одной стороны, к своим исследованиям эзотерических учений, с другой — к своей теории «схемологии». Он показывает, что Соловьев, являясь эзотериком, полагает с помощью схем реальность всеединства, в рамках которой он решает и проблему преодоления смерти. При этом Соловьев реализует стратегию «эзотерических снов наяву, которая вводит его в реальность всеединства.
Культурология и cultural studies
В. С. Жидков - О специфике искусства XXI века c. 22-37
Аннотация: ускоряющийся научно-технический прогресс, стимулирующий социокультурные изменения, радикальным образом влияет на социокультурную атмосферу и картину мира как художников — создателей художественных ценностей, так и воспринимающей их аудитории. В связи с этим возникает необходимость определить границы между искусством и созданием неких артефактов. Этому и посвящена статья.
Философия культуры
Т. Г. Скороходова - Философское освоение библейского наследия: индо-российские параллели XIX–XX веков c. 38-45
Аннотация: автор предпринимает попытку компаративного сопоставления философского осмысления Библии в индийской и российской мысли XIX–XX вв. Общим подходом к текстам Библии, объединяющим философа и реформатора Раммохана Рая, священника, богослова и общественного деятеля Кришномохана Банерджи, философа Вл. С. Соловьева и священника и богослова А. В. Меня, ста- ло феноменологическое, личное собеседование с Библией, дистанцированное от современных и традиционных толкований текстов. Обращение к Духу библейского наследия позволяет этим мыслителям обосновать синтез национального и универсального, восточного и западного в духовном и социальном развитии народов и культур, а также открытость общечеловеческих ценностей, выраженных в библейском наследии, для восприятия каждого народа.
Теория коммуникации и медиалогия
С. С. Хоружий - О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации c. 46-49
Аннотация: анализ свойств виртуальных и медийных технологий коммуникации и общения обнаруживает в их современном развитии тенденцию к обеднению общения, опустошению его духов- но-душевных, личностных и экзистенциальных измерений, утрате качества «глубины общения». Эта тенденция позволяет говорить о появлении иерархии форм общения, нисходящей от полноценного личного общения вплоть до всецело формализованного «общения протоколов» компьютерных систем. Напротив, в сфере духовной жизни и, в первую очередь, духовных практик усматривается существование противоположной иерархии форм общения, восходящей от обычного эмпирического общения — через формы, отвечающие ступеням духовной практики, — к абсолютной полноте общения, которая представляет собой актуальный взаимообмен уже не информацией, а бытием, и передается понятием византийской патристики «перихорисис». Поскольку же выхолащивание человеческого общения входит в число опасностей нынешней антропологической и социальной ситуации, то культивация личного общения и его высших форм должна рассматриваться как одна из стратегий борьбы с антропологическим кризисом. Новые возможности подобной культивации открывает идущий процесс вступления общества и сознания в постсекулярную парадигму.
Memory studies
Е. Н. Шапинская - Образы прошлого в культуре постмодернизма: репрезентация или пастиш? c. 58-63
Аннотация: в статье рассмотрена проблема репрезентации прошлого в постмодернистской культуре. Наиболее характерной формой обращения к прошлому стал пастиш, который, являясь мимикрией под ушедшее, не имеет исторических референтов. Основываясь на положении теории постмодернизма Ф. Джеймисона, автор анализирует ряд культурных текстов и практик современности, показывая утрату чувства истории в культуре постмодернизма и в то же время популярность исторических сюжетов в массовой культуре, особенно в экранных искусствах. Для постмодернистских художественных практик в области исторических сюжетов характерны такие приемы, как смешивание фрагментов различных эпох, присутствие как реальных, так и фикциональных персонажей. Одной из форм таких художественных практик являются интерпретации классических сюжетов, лишенные каких-либо темпоральных признаков. Признавая неоднозначность постмодернистской трактовки истории, автор делает вывод, что стремление постичь прошлое характерно для человека «посткультуры», несмотря на изменения в понимании истории, произошедшие в конце ХХ – начале ХХI в.
Историческая культурология и история культуры
В. С. Листов - «Летит орел, тяжел и страшен»: об одном историческом мотиве в поэме А. С. Пушкина «Езерский» c. 50-57
Аннотация: статья посвящена строфе XIII поэмы «Езерский» — «Зачем крутится ветр в овраге…». Эта строфа, наполненная глубоким философским смыслом, имеет, по мнению автора, и конкретно-исторический подтекст. В ней отражены события 1815 г. — побег Наполеона с острова Эльбы, движение императора на Париж, идейная эволюция Бонапарта и возвращение его к власти. Строфа подтверждает стремление Пушкина «пародировать историю и Шекспира».
Экранная культура и экранные искусства
Потокина О.В. - Киноформула: поэтика гонконгского полицейского фильма
Аннотация: Кинематограф Гонконга является одной из мало изученных в отечественной науке культурных явлений, история которого тесно связана как с традиционной китайской культурой, так и новейшими достижениями массмедиа ХХ-ХХI вв. К изучению обширного пласта жанра популярного полицейского фильма применим типологический метод анализа материала. Автор данной статьи приходит к выводу, что в построении и художественном языке исследованных кинофильмов наличествует формульность, укладывающаяся в определенный жанровый канон. Канон соединяет в себе и старые наивысшие достижения кино Гонконга и новые удачно найденные элементы. Кинематограф в одном из своих важнейших жанров выступает выражением состояния современного общества Гонконга.
Н. Ф. Хилько - Сравнительный анализ языка социального кино и телевидения c. 64-68
Аннотация: в статье дан развернутый анализ эволюции изобразительного языка кинодокументалистики и телевизионных фильмов, отражающих важнейшую тематику социального признания таланта. На примере фильмов Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири», проходившего в Омске в ноябре 2011 г., выявляются стилистические и композиционные характеристики картин социально-брендового репертуара. Исследуются такие аспекты развития языкового сознания, как появление новых жанров, операторских приемов и особенностей монтажа.
Виртуальная реальность
Кириллова Н.Б. - Человек и миф в пространстве медиареальности
Аннотация: речь в статье идет о новых вызовах информационной эпохи, о глобальных ИКТ, влияющих на развитие многих сфер. В этой связи возросла роль медиакультуры, включающей культуру производства и передачи информации и культуру ее восприятия. Массмедиа все активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека – «виртуального» мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность, создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать окружающую действительность; но мифы создают и самого человека. Формирование мировоззрения, нравственных ориентаций, целостной «картины мира» – одна из основных функций медиакультуры в современном обществе. В конечном итоге миф с помощью медиа создает особую мифологическую, медийную реальность, которая начинает восприниматься человеком как истина, как объективная реальность. Современный человек оказывается между мифом, созданным массмедиа, и объективной реальностью. Вот почему столь большое значение приобретает «экология культуры в пространстве экрана», важным фактором которой является система медиаобразования. Ее объектом и субъектом выступает «медиачеловек» – новый тип личности XXI в.
Художественная культура и творчество
О. Д. Балдина - Дмитрий Жилинский — человек и художник: к юбилею мастера c. 69-82
Аннотация: статья посвящена творчеству академика Российской академии образования и Российской академии художеств, народному художнику РСФСР Д. Д. Жилинскому, которому в 2012 г. исполнилось 85 лет, значимым поворотам его дохудожественной и последующей художественной жизни. Статья написана по опубликованным воспоминаниям и высказываниям самого художника, а также по личным впечатлениям автора статьи.
Искусство и искусствознание
Жидков В.С. - О специфике искусства XXI века
Аннотация: ускоряющийся научно-технический прогресс, стимулирующий социокультурные изменения, радикальным образом влияет на социокультурную атмосферу и картину мира как художников (создателей художественных ценностей), так и на воспринимающую их аудиторию. В этой связи возникает необходимость определить границы между искусством и созданием неких артефактов. Этому и посвящена статья.
Эстетика и теория искусства
Хренов Н.А. - Символизм на фоне надлома империи
Аннотация: в статье ставится вопрос о традиции, связанной с одним из художественных направлений рубежа ХIХ–ХХ веков, известным как символизм. Автор доказывает, что символизм не стал достоянием истории, поскольку оказался предвосхищением культуры, становление которой развертывается на протяжении всего ХХ в. Возникшая в ХХ в. альтернативная культура способствует пониманию символизма как культурологического явления, расширяет неочевидный на рубеже ХIХ–ХХ вв. его смысл. В связи со становлением новой системы ценностей более очевидна связь рождающейся в наше время культуры с художественным наследием символизма
Хренов Н.А. - Символизм в контексте столкновения антропоморфной и дезантропоморфной тенденций в культуре
Аннотация: в статье обсуждается значимость символизма как художественного направления в русском искусстве рубежа ХIХ–ХХ вв. Во многом он — порождение эпохи надлома империи. В связи с этим выделяются признаки символизма, оказывающиеся следствием этой эпохи (он демонстрирует разрыв в преемственности между поколениями; для него характерна ставшая очевидной оппозиция антропоморфных и дезантропоморфных тенденций т.е. гуманитарной и естественнонаучной стихией) и во многом способствовавшие разрыву между «отцами» и «детьми». Если «отцы» представали позитивистами, то «дети»-символисты демонстрировали уход в мистику, теософию, мифологию, гностицизм, христианский персонализм. Это сделало их близкими романтикам, почему собственно символизм часто обозначают как «неоромантизм»; в оппозиции модерна и романтизма, ставшей определяющей и для ХХ в., символисты подхватывают и развивают романтическую традицию.
Хренов Н.А. - Символизм в истории становления альтернативной культуры
Аннотация: в статье ставится вопрос о необходимости рассмотрения символизма как художественного направления не только с точки зрения искусствознания, но и культурологии. Если до возникновения символизма в эстетике преобладала ориентация на чувственную стихию, что и характеризует модерн, то символизм, подхватывая романтическую традицию, реабилитирует сверхчувственное, начавшее угасать в истории культуры в период перехода от Средневековья к Ренессансу. Переходность новой эпохи как контекст возникновения символизма характеризуется новыми отношениями между чувственным и сверхчувственным. Символизм — очередная после романтизма фаза реабилитации сверхчувственного. Этот признак символизма как художественного явления выводит его значение за пределы искусствоведческого подхода в область культурологии. По сути, реабилитация сверхчувственного означает, как гласит фундаментальная концепция социодинамики П. Сорокина, исходную точку альтернативной культуры, или культуры идеационального типа.
Н. А. Хренов - Символизм на фоне надлома империи c. 83-91
Аннотация: в статье ставится вопрос о традиции, связанной с одним из художественных направлений рубежа ХIХ–ХХ вв. — символизмом. Автор доказывает, что символизм не стал достоянием истории, поскольку оказался предвосхищением культуры, становление которой развертывается на протяжении всего ХХ в. Возникшая в ХХ в. альтернативная культура способствует пониманию символизма как культурологического явления, расширяет и углубляет его смысл, не очевидный на рубеже ХIХ–ХХ вв. В связи со становлением новой системы ценностей связь рождающейся в наше время культуры с художественным наследием символизма становится более очевидной.
Музыка и музыкальная культура
Собакина О.В. - СОНОРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И АЛЕАТОРИКА В ПОЛЬСКОЙ МУЗЫКЕ. СОНОРНЫЕ ФОРТЕПИАННЫЕ КОМПОЗИЦИИ КАЗИМЕЖА СЕРОЦКОГО
Аннотация: Польская музыка 1960-х г.г. выделяется развитием экспериментальных направлений, среди которых наиболее ярким достижением стала сонористика. Особое место в развитии стилистики этого направления занимает творчество Казимежа Сероцкого, фортепианные композиции которого анализируются в данной статье. Тенденция развития сонорики оказалась наиболее устойчивой и перспективной, а открытый Сероцким звуковой мир с его собственной художественной проблематикой, пульсирующей драматургией эмоций остался по-прежнему актуальным. Именно эта сонорная основа дает возможности обогащения современного музыкального языка на основе взаимодействия с другими выразительными средствами. Новый красочный звуковой мир Сероцкого стал особым явлением современной музыки, он открыл дорогу целому направлению, поскольку оказался не столько радикально новаторским, сколько богатым, воплотившим исключительную изобретательность и мастерство.
О. В. Собакина - Сонорное направление и алеаторика в польской музыке. Сонорные фортепианные композиции К. Сероцкого c. 92-98
Аннотация: польская музыка 1960-х гг. выделяется развитием экспериментальных направлений, среди которых наиболее ярким достижением стала сонористика. Особое место в развитии стилистики этого направления занимает творчество К. Сероцкого, фортепианные композиции которого анализируются в данной статье. Тенденция развития сонорики оказалась наиболее устойчивой и перспективной, а открытый Сероцким звуковой мир с его собственной художественной проблематикой, пульсирующей драматургией эмоций остался по-прежнему актуальным. Именно эта сонорная основа дает возможности обогащения современного музыкального языка на основе взаимодействия с другими выразительными средствами. Новый красочный звуковой мир Сероцкого стал особым явлением современной музыки, открыл дорогу целому направлению, поскольку оказался не столько радикально новаторским, сколько богатым, воплотившим исключительную изобретательность и мастерство.
От первого лица
Т. А. Галкина - Российский институт культурологии: страницы прошлого c. 107-115
Аннотация: в год 80-летия Российского института культурологии автор делится личными воспоминаниями о первом послевоенном 20-летии института, последовательно носившего название Института краеведческой и музейной работы, Института музееведения, Института культуры. Т.А. Галкиной были хорошо знакомы многие сотрудники института: она нередко бывала в нем, когда там работала ее мать — Павла Ивановна Галкина (многие годы — заместителем директора). В статье рассказано о жизни и деятельности П. И. Галкиной, показаны изменения в направлениях работы института, смена общей парадигмы в его деятельности с 1947 по 1973 г., расширение и углубление научных задач.
Дискуссионный клуб
В. В. Ванслов - Культура и искусство в современном мире c. 99-103
Аннотация: в статье дана оценка гуманистическому значению искусства и его роли в развитии гуманизма; оно объединяет людей, помогает взаимопониманию наций, является духовной опорой человечества. Автор рассматривает две составляющие кризиса современной культуры (и искусства как важной ее части): материальную (недостаток финансирования) и духовную. Кризис духовности он связывает с утратой духовной доминанты эпохи, аргументируя тезис: искусство мельчает; есть крупные художники, но говорить об эпохальных явлениях пока трудно. В сохранении профессиональной художественной школы отмечено значение Российской академии художеств, решающей программные задачи государственного масштаба и утверждающей принципы высокого искусства. Констатируется противостояние традиционного и так называемого современного искусства, расширение культурных горизонтов как следствие глобализации.
Хроника культурной жизни
К. Э. Разлогов - Продолжатель великой традиции c. 104-106
Аннотация: в статье книга Р. Казаряна «Эстетика кино» рассматривается как продолжение традиции отечественного искусствоведения, связанной с тем, что о закономерностях творчества серьезно размышляют и пишут люди, непосредственно создающие художественные произведения. Отмечается новаторство автора книги в анализе звука, в подходе к кинофонографии с точки зрения синтеза звука и изображения. Как плодотворные оцениваются предлагаемый им пространственный подход и его размышления о соотношении пространства диегезиса (того мира, который показывается в произведении) и пространства зрительного зала.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.