Статья 'Символизм в истории становления альтернативной культуры' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Символизм в истории становления альтернативной культуры

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2012.3.8519

Дата направления статьи в редакцию:

18-05-2012


Дата публикации:

1-6-2012


Аннотация: в статье ставится вопрос о необходимости рассмотрения символизма как художественного направления не только с точки зрения искусствознания, но и культурологии. Если до возникновения символизма в эстетике преобладала ориентация на чувственную стихию, что и характеризует модерн, то символизм, подхватывая романтическую традицию, реабилитирует сверхчувственное, начавшее угасать в истории культуры в период перехода от Средневековья к Ренессансу. Переходность новой эпохи как контекст возникновения символизма характеризуется новыми отношениями между чувственным и сверхчувственным. Символизм — очередная после романтизма фаза реабилитации сверхчувственного. Этот признак символизма как художественного явления выводит его значение за пределы искусствоведческого подхода в область культурологии. По сути, реабилитация сверхчувственного означает, как гласит фундаментальная концепция социодинамики П. Сорокина, исходную точку альтернативной культуры, или культуры идеационального типа.


Ключевые слова:

Культурология, альтернативная культура, культура чувственного типа, культура идеационального типа, сверхчувственное, символические формы выражения, теургическая эстетика, новое религиозное сознание, эпикуреизм и гедонизм, вечное возвращение

Библиография
1. Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999.

2. Белый А. Между двух революций. М., 1990.

3. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.

4. Белый А. Начало века. М., 1990.

5. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994.

6. Бычков В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.

7. Гайденко П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

8. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. СПб., 2006.

9. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.

10. Иванов-Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1910.

11. Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.

12. Трубецкой Е. Миросозерцание В. С. Соловьева. Т. 1. М., 1995.

13. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

14. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.

15. Ханзен-Леве А. Русское сектантство и его отражение в литературе русского модернизма // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997.

16. Хренов Н. Ренессанс в отечественной эстетике конца 1950-х – начала 1960-х годов в контексте становления культуры идеационального типа // Искусствознание. 2009., № 1–2.

17. Хренов Н. Художественная культура эпохи надлома империи в цивилизационном контексте // Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философские аспекты. М., 2010.

18. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998.

19. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.