по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2011
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-10-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2011
Культура и культуры
А. К. Якимович - Сервантес, Дон Кихот и Санчо Панса c. 7-15
Аннотация: по издаваемости роман Сервантеса находится на втором месте после Библии. Его интерпретации бесчисленны и сильно затрудняют понимание текста как такового. Попытаемся прочитать текст, абстрагируясь от идеологий и аксиологий. Нас интересует не католик Сервантес, не монархист, не патриот, не почвенник, а свободный художник. Возможно, этот подход подскажет нам существенные аспекты смысла, до сих пор скрытые от исследователей литературы и культуры Испании.
Культура и цивилизация
Шемякин Я.Г. - Авангард как феномен социокультурного «пограничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия
Аннотация: в статье, к написанию которой автора побудил выход в свет фундаментального труда «Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика» (кн. 1–2, М.: ИМЛИ РАН, 2010), авангард рассматривается через призму концепции «пограничности», выявляется эвристический потенциал системного подхода, ставится вопрос об уточнении цивилизационного «лица» авангарда. Автор приходит к выводу, что как социокультурный феномен он глобален, но не универсален, его архаические истоки ограничиваются индоевропейским ареалом; в первые три десятилетия XX в. авангардное движение охватило близкородственные цивилизации двух типов: «классическую» западную субэкумену и «пограничные» цивилизации России, Латинской Америки, Пиренейской Европы и Балкан. Восток, если и был в какой-то степени затронут движением авангарда, то лишь на поверхностном уровне, как чужеродная новация.
Культура и власть
Л. Кёпник - Фашизм и парадоксы кинематографического времени c. 16-23
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о том, насколько национал-социализм и итальянский фашизм были созданы посредством кино и насколько большое значение они придавали кино, какую роль играл кинематограф в пропаганде политически нужных символов и эмоций, какие были выработаны ответы на парадоксы кинематографического времени. Автор исходит из того, что и нацистская, и фашистская идеология обращались к логике эпохи кинематографа в надежде связать настоящее с какой-то более крупной идеологической необходимостью, и аргументирует свою позицию, анализируя «Первый манифест футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти 1909 г., речь А. Гитлера на открытии «Большой выставки немецкого искусства» 1937 г., творчество итальянского скульптора Умберто Боччони и др.
Культура и наука
Голубицкий Ю.А. - Гносеологическое родство и взаимопроникновение способов научного и художественного отражения действительности в процессе конвергенции этих феноменов c. 24-33
Аннотация: автор статьи, будучи сторонником литературоцентричного мировоззрения относительно основных, фундаментальных явлений культуры, распространяет свой подход и на понимание междисциплинарного взаимодействия культуры (в частности литературы) и гуманитарных научных дисциплин. Выдвигает гипотезу о литературодетерминированном генезисе социологии и, шире, всего корпуса гуманитарных наук. Предприняв экскурс в историю предмета, он стремится доказать описательными и формально-структурными методами сравнительного анализа родство находящихся там гносеологически близких, по его мнению, явлений — литературы (в первую очередь, документальной) и социальной науки.
Теоретическая культурология и теория культуры
Рылева А.Н. - Нефть - метафора культуры
Аннотация: Изменения, происходящие в понимании многих явлений и сущностей в последнее время, позволяют по-новому осмыслить сочетание слов «нефть и культура».Не вдаваясь в подробности, скажем, что это становится предельно ясно в последнее время после открытий генетиков, связанных с пониманием базисных оснований культуры. Образ визуальный или вербальный корнями уходит в речевой механизм. Метафора, как уже известно, это механизм переноса, стало быть речепорождения, а раз рече-, то и культуропорождения тоже. Наступило время культурологического осмысления стратегических природных ресурсов. Базовый и самый глубокий, но не единственный, инструмент такого рода осмысления – метафора. Означает ли это, что наступает новый этап гуманизации естественнонаучной мысли и открываются в связи с этим возможности культурологии, например, культурологическое осмысление, своего рода культурологический аудит, недр?
Философия культуры
Гирин Ю.Н. - Авангардная картина мира
Аннотация: статья посвящена авангарду, который рассматривается как целостная система культуры с особой аксиологией и собственной мерой эстетического. При этом цель его — не художество, а выработка нового культурного континуума. Авангард — важная составляющая обновленческого движения в общечеловеческой культуре, искусство становящихся, изменчивых форм, где художник сам вовлечен в трансформацию мира, превращаясь из субъекта еще и в объект исторического процесса.
Руднев В.П. - Реальность и существование
Аннотация: Это исследование представляет собой маленький трактат, написанный в духе позднего Л. Витгенштейна («Философские исследования», «О достоверности») , Э. Мура «The proof of external world») и «Исповеди» Блаженного Августина. Автор анализирует проблему реальности и существования в духе философии полифонического мышления , то есть такого, которое не может однозначно ответить на вопрос о первичности/вторичности сознание или материи, Бога или реальность. сознания бессознательного, и которое одновременно верит и не верит в существование Бога, реальности, бессознательного и даже самого сознания.
Социология культуры, социокультура
Т. В. Букина - Конструирование советской культурной идентичности в социологии музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов c. 34-42
Аннотация: в последние советские десятилетия социология музыки формировалась в концептуальном пространстве отечественного музыковедения как преимущественно идеологический продукт. В данной статье музыкально-социологические тексты конца 1960-х – начала 1980-х гг. исследуются в качестве инструмента культурной политики. Делается вывод о том, что миссией этой науки должно было стать, прежде всего, создание приемлемого официального «имиджа» советской публики, ее вкусовых предпочтений и реакции на музыку.
Теория коммуникации и медиалогия
Е. А. Тинякова - Взаимосвязь социального и культурного развития общества через лингвистическую коммуникацию c. 43-47
Аннотация: лингвистическая коммуникация, порождающаяся человеческой деятельностью, может превратиться в управляющий ею фактор. Разнообразие и сложность лингвистической коммуникации обостряют социальные и культурные проблемы. Основные линии влияния лингвистической коммуникации на социальную и культурную реальность: стимулирующая и организующая, деструктивная, компенсирующая, прогнозирующая, содержательно-контекстуальная, эстетическая, социально-разбавляющая. Наиболее совершенное использование языка наблюдается на фоне высокого общекультурного развития общества.
Знак, слово, речь, язык
Алпатов В.М. - Массовое сознание и язык: Япония и Россия
Аннотация: статья посвящена языку как одному из тех компонентов культуры, которые наиболее четко осознаются, представление о которых имеют самые разные носители этой культуры, имеющие различный образовательный уровень. Но массовым стереотипам и предрассудкам могут быть подвержены, как показывают многочисленные примеры, видные писатели, деятели искусства и даже ученые, в том числе языковеды. Само существование массовых представлений относительно языка требует объяснения и оценок. В статье рассматриваются в сравнительном плане массовые представления о языке в двух странах: России и Японии; в отношении многоязычной России речь в основном идет о представлениях носителей русского языка.
В. М. Алпатов - «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталина: ответы на письма читателей c. 48-53
Аннотация: в статье рассматриваются ответы И. В. Сталина на письма читателей его работы «Относительно марксизма в языкознании» («К некоторым вопросам языкознания: ответ товарищу Е. Крашенинниковой» и «Ответ товарищам»). В ней показано, что вождь явно хотел подтвердить на собственном примере высказанное им в первом выступлении положение о необходимости «борьбы мнений, свободы критики»; положение Сталина в обществе и государстве объективно не давало возможности такой борьбы при его личном участии, но он нашел способы совместить несовместимое, причем в разных письмах по-разному.
Историческая культурология и история культуры
А. Ю. Михайлов - «Археология культуры»: применение методологии М.Фуко к изучению и преподаванию истории культуры (на примере Российской империи) c. 54-60
Аннотация: автор статьи применяет методологию М. Фуко к изучению и преподаванию российской культуры. Археология знания в совокупности с другими методологическими установками (Т. Кун, И. Локатос, Э. Панофский и Н. Певзнер) позволяет выработать исследовательскую рамку анализа механизмов взаимодействия и взаимовлияния исторической эпохи и конкретных сфер культуры. Для изложения авторского видения развития культуры разработан понятийный аппарат, помогающий избежать дискриминационного описания культурно-исторического процесса (дух эпохи, культурно-историческая парадигма, ведущая культурная практика).
Культурное наследие, традиции и инновации
Э. А. Шулепова - Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема c. 61-64
Аннотация: в статье подчеркивается, что в России исторически сложились различные формы музея (личная, корпоративная и государственная). Последняя форма и сегодня является наиболее универсальной, но порой недостаточно мобильной. На практике в музейной системе важно соподчинить экстрасистемные функции музеев, позволяющие работать с различными слоями общества, и системные функции, исторически связанные с организационной внутренней жизнью этого учреждения. Подобный подход на практике уже привел к тому, что ведущие музеи России сегодня не выглядят некой резервацией или некрополем культуры, а являются частью местной историко-культурной среды.
Экранная культура и экранные искусства
С. С. Севастьянова - «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского на экране c. 65-75
Аннотация: в условиях развития новых технологий представление многих произведений классического искусства в ХХ в. поистине преображается. Как совершенно новое явление формируется экранный музыкальный театр, в ресурсах которого находится масса уникальных образцов, среди них — и экранизации фортепианного цикла М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Авторская программа композитора в фильме-балете Б. Хебера, М. Пендлетона и Ч. Дютуа, а также в мультипликационных балетах И. Ковалевской, О. Тэдзуки и А. Алексеева пересматривается, а аудиовизуальный текст выходит на совершенно новые обобщения. Экранные версии «Картинок с выставки» представляют собой оригинальные интерпретационные версии, во многом вписывающиеся в характерный для искусства постмодернизма деривационный процесс «игры с текстом».
Художественная культура и творчество
О. Д. Балдина - Изобразительно-пластические формы народной культуры в их взаимодействии с другими пластами современного художественного творчества: к постановке проблемы c. 76-88
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы современного развития традиционной народной культуры и, в первую очередь, две проблемы: особенности языка «предметного фольклора» и его взаимодействие с современными пластами художественного творчества, в частности с художественными промыслами.
Эстетика и теория искусства
К. В. Горбунова - В. В. Кандинский и новая наука об искусстве: комментарий и публикация статьи художника «О методе работ по синтетическому искусству» c. 89-93
Аннотация: в данной публикации дана характеристика оригинального исследования В. В. Кандинского «О методе работ по синтетическому искусству», в котором художник указывает на «эмбриональное состояние» науки об искусстве, формулирует стоящие перед ней задачи и определяет пути сближения искусства и позитивной науки. Он расширяет границы понятия «теория искусства», подводит под теорию искусства новую научную базу, обогащая ее естественнонаучными принципами. Приводится полный текст ранее никогда не публиковавшейся статьи Кандинского.
Сценические искусства
Д. Ю. Густякова - Массовая культура как контекст оперной постановки: «Пиковая дама» П. Чайковского в постановке А. Галибина c. 94-98
Аннотация: в статье с точки зрения массовой культуры как контекста оперной постановки исследуется сценическая версия оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» режиссера А. Галибина. В ходе анализа выявляются два момента. Во-первых, признаки массовой культуры в спектакле: преобладание репродуктивного начала над творческим, актуализация в игре актеров характерных особенностей поведения «человека массы», внешняя зрелищность и формальная иллюстративность сценографии и режиссуры, отсутствие целостности и последовательности режиссерского решения. Во-вторых, реализация в спектакле принципов функционирования массовой культуры: простота, доступность, привычность, необременительность и удобство для восприятия.
О поэзии и прозе
Дж. Джойс - Джеймс Кларенс Мэнген. (Перевод и комментарий: С. С. Хоружий) c. 99-103
Аннотация: эссе Дж. Джойса «Джеймс Кларенс Мэнген» (1902), впервые публикуемое в русском переводе, — один из основных текстов с выражением эстетических позиций раннего Джойса. Герой эссе Дж. К. Мэнген (1803–1849) — «кельтский Нерваль», поэт, переводчик, эссеист, одна из ярких фигур ирландского и европейского позднего романтизма. Эссе стало важной вехой в творчестве раннего Джойса; многие его мысли, формулы, стилистические обороты затем повторяются и варьируются в других произведениях автора
От первого лица
Разлогов К.Э. - Кино ХХI века
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы функционирования кинематографа как индустрии и формы творчества в современных условиях. Особое внимание уделяется техническим трансформациям, связанным с распространением технологии 3D (стереокино). Анализируются причина расслоения кинопроцесса на «мейнстрим» и «артхаус» и влияние экономического кризиса на отечественное кино.
С. Е. Бирюков - Побег ИЗ: таинственное появление и исчезновение Глеба Цвеля c. 104-107
Аннотация: в статье, посвященной творчеству поэта Олега Юдаева (Глеба Цвеля), показано, что практически в каждом его тексте мы можем обнаружить следы пристального всматривания в зазоры между предметами, явлениями и обстоятельствами, часто соединяемые поэтом на несоединимых границах по принципу еще ломоносовского «сближения далековатых...» и в ХХ в. актуализированного русскими заумниками, а за ними имажинистами, обэриутами, а также разностранными дадаистами и сюрреалистами. Вероятно, что-то наш юный герой читал, но вполне возможно, что он улавливал и в воздухе необходимость пересечения границ, сближений, соединений, приручений слов и снов. Реальность ему была явно мала. Она слишком зауживала пространство, которое было шире диктантов и прописей.
Хроника культурной жизни
Д. Я. Северюхин - «Человек с несгибаемым счастливым характером…»: о художнике В. И. Шухаеве и о книге «Василий Шухаев. Жизнь и творчество». Василий Шухаев. Жизнь и творчество / Науч. ред. Е. П. Яковлева; сост. и автор вступ. ст. Н. А. Элизбарашвили; комментарии Е. П. Яковлевой; «Летопись жизни и творчества», «Выставки» и «Библиография» Е. П. Яковлевой и Н. А. Элизбарашвили. М.: Галарт, 2009. 287 с., илл c. 108-114
Аннотация: в статье дана информация биографического характера о крупном и все еще недооцененном русском художнике В. И. Шухаеве (1887–1973), показана важность и своевременность выхода книги о нем, отмечен высокий уровень подготовленного Е. П. Яковлевой научно-справочного аппарата.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.