по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2011
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-4-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2011
Попов Е.А. - Модернизм и русский авангард: соотношение категориальных систем
Аннотация: В статье предлагается обобщение накопленного в науке опыта соотношения сложных категориальных систем модернизма и русского авангарда ХХ века. Новый взгляд состоит в том, что модернизм рассматривается как общекультурный феномен, имеющий истоки в западной цивилизации и распространившийся повсеместно, а авангард является преимущественно русским явлением. Его актуализация важна для русского искусства и культуры, так как сформировала культуроцентричную эпоху - Серебряный век.
Культура и культуры
Е. С. Штейнер - Аура азбуки: кириллическое «глаголь: добро есть» и японское «красота увяла вся» c. 0-0
Аннотация: в статье сопоставляются принципы организации и семантизации кириллического алфавита и японской слоговой азбуки ироха, а также других способов структурирования японских силлабических букв (амэцути, тэнараи и современный годзюон). Показываются возможности и ограниченность каждого из способов служить моделирующей мировоззренческой схемой.
Культура и власть
Аймермахер К.-. - Взаимоотношения искусства и политики, из личного опыта
Аннотация: Статья посвящена анализу цикла моих рисунков и скульптур «Из страны Красных носков» (Aus dem Land der Roten Socken), создающих образ не какой-то конкретной страны, а модели общественно-политического пространства, в котором в течение многих лет штамповалось специфическое речевое поведение граждан ГДР (большей частью функционеров). Дискуссии об «истине», о сложности и противоречивости исторических или имеющих отношение к действительности явлений - это и есть общий этический, а также материальный фон для многих произведений названного цикла, а также ряда моих научных работ и публикаций.
К. Аймермахер - Взаимоотношения искусства и политики: из опыта исследователя и художника c. 0-0
Аннотация: статья посвящена анализу цикла моих рисунков и скульптур «Из страны Красных носков» (Aus dem Land der Roten Socken), создающих образ не какой-то конкретной страны, а модели общественно-политического пространства, в котором в течение многих лет штамповалось специфическое речевое поведение граждан ГДР (большей частью функционеров). Дискуссии об «истине», о сложности и противоречивости исторических или имеющих отношение к действительности явлений - это и есть общий этический, а также материальный фон для многих произведений названного цикла, а также ряда моих научных работ и публикаций.
Культура и культ
Е. Б. Рашковский - Культура и свобода (к проблематике Нового гуманизма) c. 0-0
Аннотация: Король умер, да здравствует король… Старый гуманизм, антропоцентрический гуманизм Нового времени, в значительной мере исчерпал себя. Но его «вопросник» — «вопросник» о бесспорной ценности человеческой личности, свободы и культуры — как был, так и остается в силе. Наследие великого русского священника — протоиерея Александра Меня — как раз и имеет своей сердце- виной соотнесение этого «вопросника» со многовековым опытом веры, благоговения и понимания несамо- достаточности и парадоксальной внутренней динамики человека. Освоение этого наследия чрезвычайно важно при обсуждении и анализе проблематики Нового гуманизма и судеб современной культуры.
Культура и наука
Лиманская Л.Ю. - Визуализация духовных странствий в западноевропейских хрониках и путеводителях 12-14 вв.
Аннотация: Визуализация пути предполагала: во-первых, поиск в тварных вещах телесно воплощенных следов Бога; во-вторых – анагогическое восхождение к их духовному содержанию. Важную роль в этом процессе отводили картам и путеводителям. Средневековая картография представляла собой историко-мифологический хронотоп. Визуальные и вербальные фрагменты карт, были определены топографической информацией Ветхого и Нового заветов и теми сведениями античной географии, что пережили времена варварских нашествий.
Теоретическая культурология и теория культуры
Шапинская Е.Н. - Образы реальности в пространстве репрезентации: анализ литературных и экранных текстов
Аннотация: Статья посвящена феномену репрезентации, который в постсовременной медиатизированной культуре становится первичным по отношению к реальности. Знания и представления го мире все больше черпаются из универсума репрезентаций, который сторится п определнным законам, связанным с политикой репрезентации. В статье проводится анализ специфики литературных и экранных тестов современной, которые являются наиболее юогатым источником репрезентаций.
Философия культуры
Н. А. Хренов - Идеи М. Бахтина и Г. Лукача на фоне трансформаций культуры ХХ века c. 0-0
Аннотация: в статье сделана попытка воспроизвести некоторые явления, характерные для становления истории отечественной гуманитарной науки. Автор сводит эту эпоху, начавшуюся «оттепелью» и закончившуюся распадом СССР, к двум примечательным именам — М. Бахтину и Г. Лукачу. Если идеи М. Бахтина в тот период давали перспективы для развития искусствознания и культурологии в их отечественном варианте, а потому и оказались весьма актуальными, то открытие идей Г. Лукача происходит труднее и растягивается на неопределенное время. Это объясняется тем, что на протяжении всего своего творческого пути Лукач оставался последовательным марксистом, а интерес к марксизму в связи с катастрофой коммунизма в России угасал. Опытом построения марксистской эстетики является и его поздний фундаментальный труд по эстетике, второе издание которого предпринимается в настоящее время. Между тем в идеях Лукача было рациональное зерно, что в последнее время и ощутили многие исследователи, вновь и вновь обращающие внимание на его философское и эстетическое наследие. Несмотря на разность методологических подходов к искусству этих двух исследователей, автор находит в них и некоторые общие черты.
Социология культуры, социокультура
Голубицкий Ю.А. - Художественная метафора как пространство социокультурной аналитики
Аннотация: Статья, исследуя повышенный интерес к живописи малых голландцев со стороны советского общества первых послевоенных лет, вскрывает причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. В ней проанализирован феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссиденства в СССР.Представлена в качестве социального индикатора художественная метафора.
Жидков В.С. - О специфике исторического исследования культуры
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению требования научности в социальной теории. С этой целью исторический процесс, в том числе история культуры, анализируются в парадигме системно-синергетического подхода. Исследуется роль ментальности в историческом процессе, затрагиваются разные аспекты вопроса о наличии или отсутствии закономерностей в историческом развитии социума.
Тарковска Э.о. - Культура настоящего времени в глобальной и локальной перспективе
Аннотация: Категория времени стала сегодня одной из основных категорий междисциплинарного дискурса, посвященного обществу и культуре, их нынешней ситуации и современным преобразованиям. Понятие культуры настоящего времени отражает основные особенности современной темпоральности и особой роли времени в культуре и обществе: характерные для современности явления сжатия времени и пространства и последствия этих явлений для индивидуумов и сообществ; изменение статуса настоящего, прошлого и будущего, а также исключительное место в современной культуре настоящего времени, «сейчас», текущего момента; способы восприятия времени и влияние на них новых информационных и коммуникационных технологий, а с другой стороны, влияние потребительской культуры; современную одержимость временем, болезни цивилизации, связанные со спешкой и новыми стрессами в связи с восприятием времени, новые угрозы и предложения противостояния им; влияние изменяющегося опыта и концепций времени на общественную жизнь и межличностные отношения; дифференциацию и социальное расслоение, а также связанные со временем конфликты. В данной статье культура настоящего рассматривается как глобальное явление, имеющее также локальную (польскую) версию. Является ли это исключительно польской или восточноевропейской посткоммунистической спецификой? Вопрос остается открытым.
Ю. А. Голубицкий - Художественная метафора как пространство социокультурной аналитики c. 0-0
Аннотация: статья, исследуя повышенный интерес к живописи малых голландцев со стороны советского общества первых послевоенных лет, вскрывает причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. В ней проанализирован феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссиденства в СССР. Представлена в качестве социального индикатора художественная метафора.
Знак, слово, речь, язык
Розин В.М. - Анализ контекстуальных значений знаков
Аннотация: В статье строится понятие «схема» и анализируются функции схем (они задают новую реальность, определяют деятельность, описывают объекты). Обсуждаются отношения, связывающие схемы со знаками. В частности, показывается, что необходимым условием формирования знаков и знаний, а также задания их значений, выступают схемы.
Историческая культурология и история культуры
В. С. Жидков - О специфике исторического исследования культуры c. 0-0
Аннотация: статья посвящена рассмотрению требования научности в социальной теории. С этой целью исторический процесс, в том числе история культуры, анализируются в парадигме системно-синергетического подхода. Исследуется роль ментальности в историческом процессе, затрагиваются разные аспекты вопроса о наличии или отсутствии закономерностей в историческом развитии социума.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кошман Л.В. - Русский г8ород конца XIX - начала ХХ в. на видовой огткрытке. К вопросу о креативности исторической памяти
Аннотация: В статье рассматривается культурный потенциал русского города рубежа XIX-XX столетий; видовая открытка как один из информативных источников для изучения архитектурно-пространственной, культурной среды города, важнейшей составляющей национального культурного наследия.
Л. В. Кошман - Русский город конца XIX – начала ХХ века на видовой открытке. К вопросу о креативности исторической памяти c. 0-0
Аннотация: в статье рассматриваются культурный потенциал русского города рубежа XIX–XX вв., видовая открытка как один из информативных источников для изучения архитектурно-пространственной и культурной среды города — важнейшей составляющей национального культурного наследия.
Культура повседневности
Журкова Д.А. - Музыка как фон повседневности: функции и особенности восприятия
Аннотация: В статье рассматриваются функции музыкального фона в современности, и прослеживается их трансформация в исторической ретроспективе. Предпринимается попытка объяснить, чем обусловлено столь широкое распространение фоновой музыки сегодня, зачем она необходима и что выражает в различных ситуациях повседневной жизни, а также как изменяется восприятие музыки в зависимости от контекста её звучания.
Экранная культура и экранные искусства
К. Э. Разлогов - Парадоксы глобализации: кино на пересечении искусства и промышленности c. 0-0
Аннотация: в статье рассматриваются различные формы глобализации кинематографической культуры на рубеже XX–XXI вв. Прослеживаются пути превращения Голливуда из явления американской культуры в транснациональную корпорацию, производящую фильмы, изначально рассчитанные на планетарное распространение. Анализируются частные варианты глобальных процессов в кино, от Болливуда в Индии до зарубежных работ отечественных кинематографистов.
Эстетика и теория искусства
Н. В. Серов - Цвет, искусство, культурология: гармония и красота окружающей среды c. 0-0
Аннотация: показано соответствие цвета разным предикатам бытия. Рассмотрены представления о моделировании с помощью цвета. Цветовые концепты показаны в различных аспектах разработки моделей.
Книжная культура и искусство книги
Гениева Е.Ю. - Библиотека как центр межкультурной коммуникации
Аннотация: Модель, реализованная в коммуникационной библиотеке, представляет, быть может, единственный шанс для обучения поведению в многополярном, глобализированном, мозаичном пространстве современной действительности. Это достижимо, когда библиотека ставит своей целью не сохранение идеалов прошлых эпох, а удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей, когда она стремится обнаружить, обнажить общезначимые проблемы, сосредоточить на них внимание; предоставить свои помещения, информационные ресурсы и каналы связи для организации современных «переговорных площадок» с максимальным количеством сервисов для диалога. В отличие от театра – «школы жизни», поликультурная библиотека прежде всего – «школа общения».
Сценические искусства
В. В. Ванслов - Реформа балетной музыки в спектаклях дягилевской антрепризы c. 0-0
Аннотация: статья посвящена анализу значимых реформ русского балетного искусства, которые привели к углублению его содержания и в повышению художественного уровня. Первая из них связана с П. И. Чайковским, вторая — с композиторами, привлеченными в балет С. П. Дягилевым (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.). Их творчество изучено хорошо, однако суть балетно-музыкальной реформы в исследованиях пока еще выявлена недостаточно, поэтому нами и предпринята попытка заполнить эту лакуну.
Музыка и музыкальная культура
В. О. Петров - Слово в инструментальной композиции ХХ века как фактор утрирования трагического содержания c. 0-0
Аннотация: в статье рассматривается уникальный музыкальный жанр ХХ в. — инструментальная композиция со словом, неизученный в искусствоведении как самобытный феномен. При всем многообразии концепций, используемых композиторами в рамках данного жанра, основное его содержание составляют произведения, трагические в своей основе. Цель статьи заключается не только в рассмотрении специфики использования литературных текстов в трагических по характеру инструментальных сочинениях, но и в выявлении констант их взаимоотношения с музыкальным материалом, в анализе смыслового присутствия текстов в музыкальном контексте.
О поэзии и прозе
П. Г. Махмудова - Влияние идей фрейдизма на литературу постмодернизма c. 0-0
Аннотация: исследуется влияние фрейдизма на сферу художественного творчества XX в. и на гуманитарные науки, связанные с изучением искусства. Фрейдистские концепции искусства Ж. Лакана, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, М. Серра, Ю. Кристевой, М. Плейне, Ж.-Л. Бодри были не просто восприняты постмодернистской эстетикой, но именно в ее силовом поле доказали свою жизнеспособность. Творчески, критически переосмыслив эстетический опыт основных неофрейдистских школ XX в., фрейдисты сосредоточились на изучении разных уровней и сфер проявления структуры и языка бессознательного в искусстве.
Дискуссионный клуб
Якимович А.К. - «Свободный художник» и «чудо искусства». Мифы искусствоведов и проблема понимания художественных произведений
Аннотация: Сталкиваясь с искусством, мы интуитивно улавливаем, что настоящие художники свободны в своем творчестве. Словосочетание «свободный художник» является мифологическим в смысле «это есть недоказуемая и часто повторяемая фантазия», а понятие «чудо искусства» несет в себе мифологичность иного рода. Предположение о том, что на нас сильно действует искусство по той причине, что оно запечатлело идеи, верования, картину мира других веков и культур, сомнительно. мы способны понять и объяснить в области искусств очень многое или даже почти все, кроме одного: почему шедевр есть шедевр, почему мы теряем голову от шедевров искусства и чем так сильно действует на наши души именно шедевр. Только одно это остается непонятным, но это одно есть самое главное в искусстве, это суть искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.