по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 01, 2011
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-2-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2011
Культура и культуры
Швидковский Д.О. - Ренессансные черты в русской архитектурной культуре и дипломатия Венеции конца XV века
Аннотация: Для возникновения Ренессанса в архитектуре любой европейской страны, кроме Италии, было необходимо взаимодействие четырех основных факторов, среди них в первую очередь - существование нескольких групп людей, готовых к восприятию идей и форм, связанных в той или иной степени с античностью: мастеров-строителей, могущественных заказчиков и мыслителей, способных или воспринять философию гуманизма (итальянского и,как в русском случае, византийского) или создать идеологию, чаще всего государственную, в которой ассоциации с Римской империей или Византией как ее наследницей играли бы заметную роль. То новое, что появилось в годы близости московского зодчества к итальянскому Возрождению XV в., в течение долгого времени определяло его развитие.
В. А. Тишков - О триединстве современной культуры c. 0-0
Аннотация: в статье дан анализ соотношения и взаимодействий в современной культуре трех потоков, или культурных пластов, — мировой высокой и массовой культуры, национальных культур (для России это общероссийская культура) и партикулярных этнических культур. Показаны ресурсы, которые позволяют разным культурам сохранять достойное место в культурном арсенале. Особое внимание уделено российской культуре, сложность которой представляет собой историческое и постоянно подтверждаемое каждым поколение единство (по словам М. Бахтина, «негомогенное целое») - единство в многообразии.
К. Э. Разлогов - Культура и искусство: консерватизм против инновации c. 0-0
Аннотация: обозначив континуум определений культуры, автор показывает, как традиции, ценности, обычаи и ритуалы, образ жизни и вообще правила общежития и поведения, имеющие итогом образование в культуре множества культур, трансформируются в ходе политического и культурного процесса, каким образом люди понимают или не понимают друг друга. Взгляд с точки зрения культуры на все происходящее позволяет понять, в каких точках культуры можно воздействовать на массы людей, а в каких нет.
Культура и цивилизация
Сальникова Е.В. - Роль медицинского вскрытия и анатомического театра в эволюции носителей информации
Аннотация: В центре внимания автора - переход от средневеково-ренессансной эпохи к Новому времени. В статье исследуются изменения, которые происходят в XVI-XVII в.в. в понимании смерти, в отношении к человеческому телу. Автор рассматривает семантику образов смерти на рубеже средних веков и Ренессанса. Интерпретирует различия зрелищ Пляски смерти и анатомического театра. Автор обращает внимание на связь развития анатомии с техническими революциями, в результате которых и рождаются современные электронные носители информации.
Культура и власть
Люсый А.П. - Россия между восстанием масс и элит: Политическая культурология в ситуации ноль-политики
Аннотация: Рассматриваются вертикальное и горизонтальное измерение общественных антагонизмов и социокультурные формы синтеза общества и государства в мировом контексте и применительно к российской специфике
А.П. Люсый - Россия между восстаниями масс и элит: политическая культурология в ситуации ноль-политики c. 0-0
Аннотация: рассматриваются вертикальное и горизонтальное измерения общественных антагонизмов и социокультурные формы синтеза общества и государства в мировом контексте и применительно к российской специфике.
Культура и наука
Л.Ю. Лиманская - Визуализация духовных странствий в хрониках и путеводителях XII–XIII веков. c. 0-0
Аннотация: визуализация пути предполагала: во-первых, поиск в тварных вещах телесно воплощенных следов Бога; во-вторых – анагогическое восхождение к их духовному содержанию. Важную роль в этом процессе отводили картам и путеводителям. Средневековая картография представляла собой историко-мифологиче- ский хронотоп. Визуальные и вербальные фрагменты карт были определены топографической информацией Ветхого и Нового заветов и теми сведениями античной географии, что пережили времена варварских нашествий.
Культурология и cultural studies
Э. Тарковска - Культура настоящего времени в глобальной и локальной перспективе c. 0-0
Аннотация: категория времени стала сегодня одной из основных категорий междисциплинарного дискурса, посвященного обществу и культуре, их нынешней ситуации и современным преобразованиям. Понятие культуры настоящего времени отражает основные особенности современной темпоральности и особой роли времени в культуре и обществе: характерные для современности явления сжатия времени и пространства и последствия этих явлений для индивидуумов и сообществ; изменение статуса настоящего, прошлого и будущего, а также исключительное место в современной культуре настоящего времени; способы восприятия времени и влияние на них новых информационных и коммуникационных технологий, а также влияние потребительской культуры; болезни цивилизации, связанные со спешкой и новыми стрессами в связи с восприятием времени, новые угрозы и предложения противостояния им; влияние изменяющегося опыта и концепций времени на общественную жизнь и межличностные отношения. В статье культура настоящего рассматривается как глобальное явление, имеющее также локальную (польскую) версию. Ставится вопрос: является ли это исключительно польской или восточноевропейской посткоммунистической спецификой.
Теоретическая культурология и теория культуры
Хренов Н.А. - История искусства как история культуры
Аннотация: Статья посвящена взаимоотношениям, складывающимся сегодня между бурно развивающейся наукой о культуре и искусствоведческими дисциплинами, в частности, историей искусства. Констатируя кризис современной исторической науки, как и истории искусства как субдисциплины искусствознания, автор пытается вернуться к плодотворному методологическому тезису историка искусства И. Грабаря, согласно которому история искусства является вместе с тем и историей культуры. По мнению автора, этот тезис сегодня дает ориентиры для историков, но и требует углубления в методологические вопросы.
Е. Н. Шапинская - Образы реальности в пространстве репрезентации: анализ литературных и экранных текстов. c. 0-0
Аннотация: статья посвящена феномену репрезентации, который в постсовременной медиатизированной культуре становится первичным по отношению к реальности. Знания и представления о мире все больше черпаются из универсума репрезентаций, который строится по определенным законам, связанным с политикой репрезентации. В статье проводится анализ специфики литературных и экранных тестов современной, которые являются наиболее богатым источником репрезентаций.
Философия культуры
Махмудова П.Г. - Влияние идей фрейдизма на литературу постмодернизма
Аннотация: В статье исследуется влияние фрейдизма на сферу художественного творчества XX в. и на гуманитарные науки, связанные с изучением искусства. Фрейдистские концепции искусства Ж. Лакана, Ж. Делёза, Ф. Гаттари, Ж.-Ф. Лиотара, М. Серра, Ю. Кристевой, М. Плейне, Ж.-Л. Бодри были не просто восприняты постмодернистской эстетикой, но именно в ее силовом поле доказали свою жизнеспособность. Творчески, критически переосмыслив эстетический опыт основных неофрейдистских школ XX века, фрейдисты сосредоточились на изучении разных уровней и сфер проявления структуры и языка бессознательного в искусстве.
Прикладная культурология
долматовская т.в. - Женский глянцевый журнал: экономические, социокультурные и эстетические факторы, определяющие содержание
Аннотация: Глянцевые журналы - особый род медиа. Здесь тесно переплетены вопросы моды, рекламы и социальных стаусов. Сатья исследует соотношение всех компонентов этого рода прессы за почти двадцатилетнюю историю глянца в России.
А. Н. Рылёва - К вопросу о понимании культуры и что из этого следует для образования c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается определение культуры, наиболее адекватное последним открытиям в речевой деятельности человека, свидетельствующее, что рече- и культуропорождение становятся практически синонимами. Утверждается, что человеческое бытие в XXI в. определяется не постоянством социальных связей, а постоянством выбрасывания из ниш, страт и т. п. Построение в этих условиях своего личного «мира впервые» и есть построение культуры — собственной, индивидуальной, наивной. Предлагается один из возможных методов культурологического образования, позволяющий найти способ освоения универсальных мыслительных операций и сконцентрироваться на личности, призванной жить в изменяющемся мире.
Теория коммуникации и медиалогия
Е. Ю. Гениева - Библиотека как центр межкультурной коммуникации c. 0-0
Аннотация: модель, реализованная в коммуникационной библиотеке, представляет, быть может, единственный шанс для обучения поведению в многополярном, глобализированном, мозаичном пространстве современной действительности. Это достижимо, когда библиотека ставит своей целью не сохранение идеалов прошлых эпох, а удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей, когда она стремится обнаружить, обнажить общезначимые проблемы, сосредоточить на них внимание; предоставить свои помещения, информационные ресурсы и каналы связи для организации современных «переговорных площадок» с максимальным количеством сервисов для диалога. В отличие от театра — «школы жизни», поликультурная библиотека прежде всего — «школа общения».
Знак, слово, речь, язык
Серов Н.В. - Цвет, искусство, культурология: коды относительной детерминации синестезии
Аннотация: Показано различие между наукой и бытием. Проведен анализ синестетических представлений. Создана модель синестезии.
Штейнер Е.С. - Аура азбуки: кириллическое "глаголь: добро есть" и японское "красота увяла вся"
Аннотация: В статье сопоставляются принципы организации и семантизации кириллического алфавита и японской слоговой азбуки ироха, а также других способов структурирования японских силлабических букв (амэцути, тэнараи и современный годзюон). Показываются возможности и ограниченность каждого из способов служить моделирующей мировоззренческой схемой.
Memory studies
Э. А. Шулепова - Чеховская провинция и память о знаменитом земляке c. 0-0
Аннотация: в статье показаны Таганрог как место с сильной исторической и культурной энергетикой (в российском и мировом историко-культурном контексте) и чеховская провинция как особая область идей и настроений, оказавшихся на перекрестке мнений художников и философов до- и после-чеховской России. Выявлена консолидирующая роль А.П. Чехова для Таганрога, его содействие созданию и поступательному развитию учреждений культуры (театра, библиотеки, музея), а также «обратная связь», которая была реально ощутима для писателя при его жизни, а для жителей Таганрога — после того как писателя не стало.
Культурное наследие, традиции и инновации
Серов Н.В. - Цвет, искусство, культурология: гармония и красота окружающей среды
Аннотация: Показано соответствие цвета разным предикатам бытия. Рассмотрены представления о моделировании с помощью цвета. Цветовые концепты показаны в различных аспектах разработки моделей.
Серов Н.В. - Цвет, искусство, культурология: гармония и красота окружающей среды
Аннотация: Показаны возможности моделирования сложных систем с помощью цветовых концептов. Представлены образцы информационных моделей. Получены новые подходы к объектам культурологии и/или искусствознания.
Культура повседневности
М. Ю. Мартынова - Московский социум и культурное многообразие c. 0-0
Аннотация: статья посвящена проблеме открытости повседневной культуры к иному в условиях современности, феномену повседневности в диалоге различных культурных традиций. Радикальность происходящих в мире трансформаций настолько велика, что повседневность, понимаемая ранее как одна из наиболее консервативных сфер человеческой жизни, испытывает на себе последствия глобальных культурных сдвигов. Среди прочих изменений в социальной сфере одно из значимых — миграции. Насколько же существенны трансформации в бытовой культуре москвичей, связанные с этим явлением? Учитывая, что миграции в столичные города широко распространены во всем мире, данный вопрос может представлять, на наш взгляд, интерес не регионального, а более широкого масштаба.
Экранная культура и экранные искусства
А. В. Головнёв - Антропология плюс кино c. 0-0
Аннотация: статья посвящена анализу феномена антропологического кинематографа. Дан краткий очерк его истории и современного состояния (в социокультурном контексте), представлены две школы российского антропологического кино — «московская» (во главе с Е. В. Александровым) и «уральская», представляемая автором статьи, а также фестивальное движение, обозначена перспектива дальнейшего развития.
Искусство и искусствознание
Петров В.О. - Слово в инструментальной композиции ХХ века как фактор утрирования трагического содержания
Аннотация: В статье рассматривается уникальный музыкальный жанр ХХ века – инструментальная композиция со словом, неизученный в искусствоведении как самобытный феномен. При всем многообразии концепций, используемых композиторами в рамках данного жанра, основное его содержание составляют произведения трагические в своей основе. Цель статьи заключается не только в рассмотрении специфики использования литературных текстов в трагических по характеру инструментальных сочинениях, но и в выявлении констант их взаимоотношения с музыкальным материалом, в анализе смыслового присутствия текстов в музыкальном контексте.
История искусств
Макарова Н.И. - Аллегорический портрет герцога Козимо I Медичи в виде Орфея
Аннотация: Статья посвящена анализу аллегорического портрета герцога Козимо I Медичи в виде Орфея, написанного художником Аньоло Бронзино. Выступая как образец влюбленного и как основатель орфизма, Орфей стал для Марсилио Фичино и его последователей символом мудреца, приобщающего людей к добродетельной и полезной для общества жизни. В статье высказывается предположение о воздействии на программу создания портрета диалога Платона «Пир». Флорентийский гуманист Козимо Бартоли рассматривается как возможный автор иконографии произведения.
Н. А. Хренов - История искусства как история культуры c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена взаимоотношениям, складывающимся сегодня между бурно развивающейся наукой о культуре и искусствоведческими дисциплинами, в частности историей искусства. Констатируя кризис современной исторической науки (как и истории искусства) как субдисциплины искусствознания, автор пытается вернуться к плодотворному методологическому тезису историка искусства И. Грабаря, согласно которому история искусства является вместе с тем и историей культуры. По мнению автора, этот тезис сегодня дает ориентиры для историков, но и требует углубления в методологические вопросы.
Архитектура и дизайн
Д. О. Швидковский - Ренессансные черты в русской архитектурной культуре и дипломатия Венеции конца XV века c. 0-0
Аннотация: для возникновения Ренессанса в архитектуре любой европейской страны, кроме Италии, было необходимо взаимодействие четырех основных факторов, среди них в первую очередь — существование нескольких групп людей, готовых к восприятию идей и форм, связанных в той или иной степени с античностью: мастеров-строителей, могущественных заказчиков и мыслителей, способных или воспринять философию гуманизма (итальянского и,как в русском случае, византийского) или создать идеологию, чаще всего государственную, в которой ассоциации с Римской империей или Византией как ее наследницей играли бы заметную роль. То новое, что появилось в годы близости московского зодчества к итальянскому Возрождению XV в., в течение долгого времени определяло его развитие.
Дискуссионный клуб
А. К. Якимович - «Свободный художник» и «чудо искусства». Мифы искусствоведов и проблема понимания художественных произведений c. 0-0
Аннотация: сталкиваясь с искусством, мы интуитивно улавливаем, что настоящие художники свободны в своем творчестве. Словосочетание «свободный художник» является мифологическим в смысле — «это есть недоказуемая и часто повторяемая фантазия», а понятие «чудо искусства» несет в себе мифологичность иного рода. Предположение, что на нас сильно действует искусство по той причине, что оно запечатлело идеи, верования, картину мира других веков и культур, сомнительно. Мы способны понять и объяснить в области искусств очень многое или даже почти все, кроме одного: почему шедевр есть шедевр, почему мы теряем голову от шедевров искусства и чем так сильно действует на наши души именно шедевр. Только одно это остается непонятным, но это одно есть самое главное в искусстве, это — суть искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.