NB: Административное право и практика администрирования - рубрика Полицейское право
по
NB: Административное право и практика администрирования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "Полицейское право"
Полицейское право
Майстренко Г.А. - К вопросу о понятии «оперативная обстановка» (на примере учреждений уголовно-исполнительной системы) c. 1-8

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.1.33426

Аннотация: Статья посвящена вопросам координации деятельности оперативных подразделений по недопущению осложнений оперативной обстановки в исправительных учреждениях. Методологическую основу настоящего исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают сравнительно-правовой, формально-юридический и статистический методы, а также методы логического анализа, синтеза, индукции, дедукции и обобщения. Автором описывается оперативная обстановка в исправительном учреждении, как совокупность взаимосвязанных объективных факторов (условий) среды функционирования исправительного учреждения, учитываемых при планировании, организации и осуществлении мероприятий по борьбе с преступностью. В контексте обеспечения безопасности в исправительных учреждениях характеризуется понятие «оперативная обстановка», приводятся мнения исследователей по данному вопросу, дается наиболее полное определение данного понятия. Автор опирается в своём исследовании на труды представителей отечественной юридической науки. Приводится нормативно-правовая база регулирующая данную сферу общественных отношений. Подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствование информационной и аналитической деятельности по оценке оперативной обстановки в местах лишения свободы. Выделяются факторы, негативно влияющие на состояние оперативной обстановки в местах лишения свободы. Проанализированы данные социологического опроса оперуполномоченных исправительных колоний. Констатируется, что наличие достоверной информации, которая характеризует состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении способствует достижению целей уголовно-исполнительного процесса.
Майоров В.И. - Проблемы организации добровольных народных дружин как формы участия граждан в охране общественного порядка (на примере Челябинской области) c. 9-14

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.4.20145

Аннотация: В статье рассматриваются основы функционирования народных дружин, представляющих собой одну из форм участия граждан в охране общественного порядка. Взаимодействие граждан и правоохранительных органов с целью поддержания правопорядка, а также обеспечения прав и законных интересов граждан, является перспективным направлением получившим свое отражение в Федеральных законах «О полиции» и «Об участии граждан в охране общественного порядка». Автор статьи проводит анализ наиболее важных проблем в деятельности народных дружин на примере Челябинской области и дает рекомендации по их решению. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Важный вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для эффективной охраны общественного порядка необходимо улучшать правовые и организационные основы взаимодействия граждан и полиции. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье это необходимость повышение качества взаимодействия граждан и общественности в сфере охраны общественного порядка. Показаны особенности такого взаимодействия в Челябинской области.
Цветков И.Б. - Полномочия следователя по обеспечению реализации прав и законных интересов обвиняемого при предъявлении ему обвинения c. 12-18

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.3.19118

Аннотация: Предметом исследования является правовой режим деятельности следователя, направленной на обеспечение реализации прав и законных интересов обвиняемого при предъявлении ему обвинения. В статье проведён теоретико-правовой анализ положений действующего законодательства в сфере уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной работы правоохранительных органов. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в стадии предварительного расследования при привлечении лица в качестве обвиняемого. Особое внимание в исследовании уделено деятельности следователя по исполнению процессуальной обязанности, связанной с разъяснением обвиняемому его прав и законных интересов, а также с обеспечением возможности реализации этих прав. В работе использован комплекс общенаучных и частно-научных методов познания, которые включают в себя такие методы, как нормативно-логический метод, системный метод, синтез, анализ, дедукция, индукция и другие методы научно-исследовательской деятельности. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов правового регулирования механизма реализации следователем своих полномочий по обеспечению реализации прав и законных интересов обвиняемого при предъявлении ему обвинения. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в следующем: деятельность следователя, направленная на обеспечение прав и законных интересов указанного участника уголовного судопроизводства, возможна и должна осуществляться и до придания такому субъекту правового статуса обвиняемого. Следователь обязан ещё до предъявления обвинения проинформировать обвиняемого о наличии у него ряда процессуальных прав, а также создать условия для их реализации по уголовному делу.
Давлетшина Л.Х. - Поощрение в системе правового регулирования службы в органах внутренних дел в России c. 21-26

DOI:
10.7256/2306-9945.2019.5.30828

Аннотация: Предметом рассматриваемой статьи являются проблемы правового регулирования вопросов поощрения сотрудников органов внутренних дел, возникающих при прохождении службы; отсутствия стремления начальников (непосредственных руководителей) ОВД применять на практике методы поощрения; несовершенства системы действующего законодательства (включая приказ № 50 2018 года) регулирующей общие вопросы применения мер поощрений к полицейским. Вышеперечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают актуальность обозначенной проблемы. Кроме того, в статье проводится полный теоретико-правовой анализ поощрения сотрудника ОВД в России. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что поощрение существенно более эффективно, оказывает действенные установки, нежели наказание, так как оно стимулирует положительные эмоции, укрепляет уверенность в себе и в завтрашнем дне, подтверждает высокий профессионализм, человеческие и деловые качества, формирует чувство собственного достоинства, укрепляет служебную дисциплину и ответственность, а также повышает авторитет и социальный статус сотрудника органов внутренних дел. Новизна статьи заключается в разработке предложений по внесению корректирующих поправок в главу ХІ приказа Министра внутренних дел России № 50 от 1 февраля 2018 года.
Новгородов Д.А. - Особенности возбуждения сотрудниками полиции дел об административных правонарушениях, совершенных в сети Интернет c. 21-26

DOI:
10.7256/2306-9945.2020.2.33567

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье выступают общественные отношения, складывающиеся по вопросам исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел и возбуждения ими дел об административных правонарушениях, за деяния, совершенные в сети Интернет. Предметом исследования выступает федеральное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие организацию деятельности различных подразделений полиции, а также материалы судебной практики. Автор проводит анализ отечественного законодательства, статистических данных МВД России и материалов судебной практики по делам об административных правонарушениях, которые были совершены с использованием сети Интернет.   Новизна исследования заключается в том, что автор, проведя анализ материалов дел об административных правонарушениях, совершенных посредством сети Интернет в различных регионах Российской Федерации, приходит к выводу, что сотрудники органов внутренних дел в некоторых случаях уклоняются от выполнения своих должностных обязанностей, и осуществляют несвойственную их должностям функции. Например, участковые уполномоченные полиции занимаются мониторингом сети Интернет с целью профилактики и выявления административных правонарушений на обслуживаемой территории, и при выявлении признаков правонарушения возбуждают административные дела. В этой связи автором предлагаются пути решения указанной проблемы.
Щербаков О.Н. - Основные этапы и формы взаимодействия населения с государственными органами по вопросам охраны общественного порядка c. 22-30

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.5.25571

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные правовые акты советского и постсоветского периодов по вопросам охраны правопорядка. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием населения в охране общественного порядка. Автор подробно рассматривает организационно-правовые вопросы деятельности граждан в сфере охраны общественного порядка. Особое внимание уделяется административно-правовому статусу граждан, участвующих в охране общественного порядка, в частности их правовой защищенности, возможностям применения мер принуждения, их взаимодействию с правоохранительными организациями. Методологическую основу исследования составили управленческие и нормативно-правовые акты органов государственной власти по вопросам охраны общественного порядка и противодействию преступности. При подготовке работы применены методы сравнения, абстрагирования, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному. Основными выводами проведенного исследования являются: институту участия граждан в охране общественного порядка были свойственны весомые недостатки: при комплектовании дружин нарушался принцип добровольности, преимущественно в их состав зачислялись люди преклонного возраста и подростки; специализированные дружины использовались не по назначению, проблемы качественной составляющей результативности их деятельности разрешались посредством неоправданного количественного увеличения; правовая подготовка, обучение дружинников формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений не носила системного характера.
Сасыкин К.Ю. - Стадия возбуждения уголовного дела как административный барьер, за которым начинается предварительное расследование (на примере ст.177 Уголовного кодекса РФ и иных составов преступлений, находящихся в подследственности ФССП РФ). c. 22-34

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.1.35470

Аннотация: Статья посвящена оценке фактической возможности реализации гражданами конституционного права на доступ к правосудию в условиях действующей в Российской Федерации модели уголовного судопроизводства. Автором исследуется проблематика применения отдельных положений уголовно-процессуального законодательства РФ определяющих поводы, основания и сроки возбуждения уголовного дела, объединенных в стадию возбуждения уголовного дела (гл.19-20 УПК РФ). Исследуется вопрос о необходимости реформирования отечественного законодательства в указанной части в целях повышения эффективности уголовно-процессуальной функции государства. Исследование основано в ракурсе актуальных вопросов возбуждения уголовных дел за совершение преступлений, находящихся в подследственности ФССП РФ, в том числе предусмотренных ст.177 Уголовного кодекса РФ, с учетом официальной статистики за 2020 год и судебной практики по жалобам граждан. Актуальность основана на неутешительных данных исполнения судебных актов в РФ. В частности, обращается внимание на нахождение в 2020 году на исполнении в ФССП РФ свыше 110,5 млн. исполнительных производств, обобщенный уровень исполняемости по которым составил не более 50%, суммарно составляя 696 млрд. руб., что является серьезной угрозой экономической стабильности и требует своевременного реагирования. Соответствующие данные рассматриваются как следствие существующего барьера на стадии возбуждения уголовного дела при реализации уголовного законодательства, в том числе определяющего ответственность за преступления против власти, злостное неисполнение судебных актов, что в том числе подтверждается необоснованными показателями возбуждаемости уголовных дел по ст.ст. 177, 311, 312, 315 УК РФ. В целях обеспечения реализации уголовно-процессуальной функции государства предлагается комплексное реформирование указанной стадии путем трансформации в институт начала уголовного судопроизводства, что позволит восстановить превентивную функцию норм уголовного законодательства РФ и обеспечить эффективную деятельность органов государственной власти.
Кравченко А.Г., Хажироков В.А. - Модели правоохранительной функции государства в федеративном пространстве: сравнительно-правовой аспект c. 26-38

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.5.20248

Аннотация: Статья посвящена вопросам рецепции элементов моделей правоохранительной функции зарубежных государств в отечественное правовое пространство. Предметом исследования статьи являются национальные модели правоохранительной функции, прежде всего, федеративных государств. Целью исследовательской работы, представленной в статье, является установление взаимосвязи между региональными факторами и конкретными национальными правоохранительными моделями. При этом в статье выдвигается гипотеза, проверяемая в ходе исследования, согласно которой национальная модель правоохранительной функции любого государства напрямую зависит от ряда региональных факторов сформированных под воздействием внутренних особенностей (этнокультурных, религиозных, социо-экономических и т.п.) и внешних угроз (трансграничной преступности, геополитических интересов, международного терроризма и т.п.). В заключении статьи сформулированы выводы, содержащие обобщения исследования, в том числе тезисы об историчности национальных правоохранительных моделей, их объективной зависимости от конкретных ментальных, исторических, геополитических, криминогенных, политических и иных условий, а также ограниченности, в этой связи, правовых рецепций из других национальных правоохранительных систем и их интеграции в отечественное правовое пространство. Методологическую основу статьи составили общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), а также специальные методы познания: сравнительно-правовой, системный, культурологический, исторический и др. Научная новизна исследования представленная в статье обусловлена оригинальностью подхода к осмыслению проблемы поиска идеальной правоохранительной модели российского государства, в том числе посредством анализа первопричин национальных особенностей моделирования правоохранительной функции как объективных оснований различия исторически сложившейся системы средств, методов, способов обеспечения законности и правопорядка в государстве. Авторами анализируются национальные правоохранительные модели США, Англии, ФРГ, Японии, Сингапура и стран мусульманского права, дается критический анализ попытке создания универсальной правоохранительной модели в рамках международного права. В заключении статьи сформулированы выводы содержащие обобщения исследования, в том числе тезисы о историчности национальных правоохранительных моделей, их объективной зависимости от конкретных ментальных, исторических, геополитических, криминогенных, политических и иных условий, а также ограниченности в этой связи правовых рецепций из других национальных правоохранительных систем и их интеграцию в отечественное правовое пространство.
Матюхин О.И. - К вопросу о реализации полномочий органами внутренних дел при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта c. 35-43

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.1.36832

Аннотация: Предметом исследования рассматриваемой темы является реализация полномочий органами внутренних дел при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Статья показывает роль органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности посредством реализации возложенных на них полномочий. Статья представляет собой структурное изложение материала по вопросам реализации правоохранительных задач на объектах воздушного транспорта. Во введение описывается актуальность сферы авиационного транспорта для удовлетворения потребностей общества, о высокой потребности населения на данный вид транспорта, о задачах правоохранительных органов и предприятий воздушного транспорта обеспечить безопасность граждан во время нахождения их в аэропорту и во время перелета. В основной части разъясняются вопросы, связанные с использованием нормативных актов как средства недопущения лиц, на объекты воздушного транспорта при выполнении работ, связанных с транспортной безопасностью, путем их проверки по различным базам данных по результатам которого выносится заключение. Дается представление об использовании норм законодательства, предусматривающих ответственность в случае совершения административного правонарушения или преступления. Статья может быть полезна тем, кто задействован в процессе обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта, сотрудникам правоохранительных органов, субъектам обеспечения транспортной безопасности – работникам службы авиационной безопасности и ведомственной охраны Минтранса России, а также чьи интересы связаны с проведением работ на таких объектах, и гражданам пользующимся услугами авиационного транспорта. Таким образом, сосредоточение усилий в области обеспечения общественной безопасности, основанных на применении и реализации правовых норм субъектами задействованными в этом процессе, уяснение важности аспектов взаимодействия при реализации предоставленных полномочий, а также в целом организации деятельности на объектах воздушного транспорта позволит говорить об эффективности всей системы обеспечения безопасности ориентированной главным образом на социальные нужды граждан и интересы государства.
Тульская Е.А. - Принципы дисциплинарной практики в сфере внутренних дел c. 38-49

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.2.22377

Аннотация: Предмет статьи посвящен рассмотрению проблемы дисциплинарной практики в органах внутренних дел. Обоснованию необходимости обеспечения дисциплины и законности в сфере внутренних дел. Обозначенная проблема обусловлена правовыми и организационными проблемами, которые имеют место в деле обеспечения дисциплинарной практики. Актуальность данной проблеме добавляет тот факт, что от обеспечения законности и дисциплины в сфере внутренних дел зависит качество работы полиции. Автором обосновывается тот факт, что на эффективность обеспечения дисциплинарной практики в сфере внутренних дел оказывает качество законодательно закрепленных принципов ее обеспечения. На основе проведенного исследования в статье предлагаются усовершенствовать механизм реализации некоторых из принципов дисциплинарной практики. Методологическую основу статьи составили традиционные методы научной познания. Так, в ходе исследования применялись общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические оценки и др.). Важный вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения дисциплинарной практики в сфере внутренних дел Российской Федерации необходимо совершенствовать качество соответствующих принципов, а также максимально полно их учитывать в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье это раскрытие содержание принципов дисциплинарной практики, а также формулирование их понятия в теоретическом аспекте.
Павлова Е.В. - Отдельные аспекты организации взаимодействия государственных органов с общественными организациями при охране общественного порядка c. 41-47

DOI:
10.7256/2306-9945.2019.1.29140

Аннотация: Предметом настоящего исследования является система общественных и правовых отношений при организации взаимодействия государственных органов с общественными организациями при охране общественного порядка. Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общественных организаций правоохранительной направленности с государственными органами, в том числе на территории конкретного субъекта Российской Федерации (на примере Орловской области). Автор останавливается на детальном изучении действующих правовых норм, закрепляющих процедуру организации указанного взаимодействия с целью выработки предложений по повышению эффективности рассматриваемого правового института. Для достижений названной цели использованы основные общенаучные методы: диалектический метод познания, метод системного анализа, сравнений и аналогий, а также формально-юридический, метод правового моделирования, а также обобщение практического опыта и иные методы. Достаточно актуальной является проблема организации взаимодействия государственных органов правоохранительной направленности и населения. Новизной представленного исследования является то, что автор, на основе анализа действующих правовых норм, закрепляющих основы организации взаимодействия государственных органов с общественными организациями при охране общественного порядка предлагает стимулировать отдельные субъекты Российской Федерации, которые достигли положительных результатов в рассматриваемой сфере, в том числе и финансово. В статье предлагаются конкретные направления по повышению эффективности рассматриваемого института, в том числе на примере опыта субъектов Российской Федерации, основная суть которых сводится к необходимости достаточного финансирования указанного направления, а также законодательного сопровождения на уровне субъекта и муниципального образования.
Обыденова Т.В. - Правовое регулирование использования в России положительного опыта Германии в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних c. 45-61

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.1.15872

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием профилактики правонарушений несовершеннолетних. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования профилактической работы полиции Германии с позиции административно-правового регулирование профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия административно-правовой профилактики правонарушений несовершеннолетних. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних с позиций немецкого опыта. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в необходимости использования опыта правоохранительных структур Германии по профилактике административных правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Автором статьи анализируются направления деятельности специализированных субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних Германии и возможности их использования в России. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования профилактической деятельности в сфере внутренних дел.
Бегеза В.В. - Организация деятельности органов внутренних дел в условиях появления новых вызовов кибербезопасности России c. 48-57

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.2.39962

EDN: ASFTXL

Аннотация: В статье рассматривается проблема организации и эффективности правоохранительных органов в обеспечении киберпрбезопасности Российской Федерации. На основании анализа нормативно-правовых актов и результативности деятельности правоохранительных органов. Киберпреступность с каждым годом приобретает все большую популярность и тем самым все большее значение ей придается со стороны правоохранительных органов. Статистика ГИАЦ МВД России о состоянии преступности в РФ за январь - октябрь 2022 года показывает, что количество преступлений, которые совершены с использованием информационных технологий, сократилось на 5,6% . Однако, такая статистика подтверждает лишь то, что правоохранительные органы успешно справляются с выполнением превентивной функции, предупреждая и пресекая преступления в сфере информационных технологий. В то же время статистика не говорит о том, что киберпреступления теряют свою актуальность. Они приобретают новый формат, становясь более изощренными в техническом плане, что, безусловно, требует от правоохранительных органов большей компетенции и профессионализма в этой сфере. В 2022 году в структуре органов внутренних дел действует новое управление – «Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий» как специализированное управление в структуре МВД России. В качестве причин создания Управления законодатель указывает – рост компьютерных атак, дистанционных хищений денежных средств и активное развитие противоправной цифровой индустрии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.