Статья 'Проблемы организации добровольных народных дружин как формы участия граждан в охране общественного порядка (на примере Челябинской области)' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Проблемы организации добровольных народных дружин как формы участия граждан в охране общественного порядка (на примере Челябинской области)

Майоров Владимир Иванович

доктор юридических наук

профессор, кафедра административного и финансового права, Тюменский государственный университет

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6

Maiorov Vladimir Ivanovich

Doctor of Law

Professor at the Department of Administrative and Finance Law of Tyumen State University

625003, Russia, Tyumen', ul. Volodarskogo, 6

rector@utmn.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.4.20145

Дата направления статьи в редакцию:

18-08-2016


Дата публикации:

24-08-2016


Аннотация: В статье рассматриваются основы функционирования народных дружин, представляющих собой одну из форм участия граждан в охране общественного порядка. Взаимодействие граждан и правоохранительных органов с целью поддержания правопорядка, а также обеспечения прав и законных интересов граждан, является перспективным направлением получившим свое отражение в Федеральных законах «О полиции» и «Об участии граждан в охране общественного порядка». Автор статьи проводит анализ наиболее важных проблем в деятельности народных дружин на примере Челябинской области и дает рекомендации по их решению. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Важный вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для эффективной охраны общественного порядка необходимо улучшать правовые и организационные основы взаимодействия граждан и полиции. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье это необходимость повышение качества взаимодействия граждан и общественности в сфере охраны общественного порядка. Показаны особенности такого взаимодействия в Челябинской области.


Ключевые слова:

дружина, охрана, порядок, безопасность, полиция, МВД, гражданин, ОВД, правоохрана, взаимодействие

Abstract: The paper considers the principles of people’s patrols functioning as one of the forms of participation of citizens in public order protection. The interaction of citizens and law enforcement agencies, aimed at law and order maintenance and rights and lawful interests of citizens protection, is one of the main directions of work reflected in the federal laws “On Police” and “On the participation of citizens in public order protection”. The author analyzes the most important problems of people’s patrol’s activities, using the case of Chelyabinsk region, and proposes the ways of their solution. The research methodology is based on the recent achievements in epistemology. The author applies general philosophical and theoretical research methods (dialectics, the system method, analysis synthesis, analogy, deduction, observation and modeling), traditional legal methods (formal logical) and the methods of special sociological research (statistical, expert assessments, etc.). The author concludes that at present, in order to increase the effectiveness of public order protection, it is necessary to improve legal and organizational bases of cooperation between citizens and the police. The author asserts that it is necessary to increase the quality of interaction between citizens in the sphere of public order protection. The author demonstrates the peculiarities of this interaction in Chelyabinsk region. 


Keywords:

interaction, law enforcement, internal affairs bodies, citizens, ministry of internal affairs, police, security, order, protection, patrol

Вовлечение граждан и общественных объединений в деятельность по охране правопорядка является центральной идеей концепции социального партнерства полиции и общества, реализованной в развитых зарубежных странах и на практике доказавшей свою эффективность. Необходимо отметить, что полиция во всех странах более эффективно выполняет возложенные на нее обязанности во взаимодействии с различными институтами гражданского общества. Следует отметить, что в истории нашей страны имеется достаточно богатый опыт взаимодействия полиции и добровольных народных дружин, в этой связи рассмотрение обозначенной проблемы представляется достаточно актуальным. Принципы социального взаимодействия и поддержки со стороны граждан были закреплены в новом законе «О полиции» [1], принятом в России 5 лет назад. Был взят курс «на сближение, консолидацию органов полиции с общественными структурами» [2]. Кроме того, правовые основы и формы взаимодействия правоохранительных органов и общественности закреплены в следующих нормативных правовых актах: - Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»; - Приказ МВД России от 21 июля 2014 года № 597 «Вопросы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и народных дружин»; - Приказ МВД России от 21 июля 2014 года № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» и др. Именно в деятельности народных дружин законодатель усматривает большой потенциал для эффективной профилактики преступлений и борьбы с ними. Свою роль здесь сыграл позитивный опыт советского времени, когда народные дружины оказывали значительную помощь милиции в ее работе. Согласно закону «Об участии граждан в охране общественного порядка» народная дружина является одной из форм участия граждан в охране общественного порядка наряду с содействием полиции, внештатным сотрудничеством, участием в поиске лиц, пропавших без вести, а также участием в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. При этом данные объединения следует отличать от дружин, поскольку общественное объединение правоохранительной направленности – не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка. А народная дружина представляет собой основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления [3]. Таким образом, организация народных дружин происходит на основе реализации принципа взаимодействия и сотрудничества, суть которого заключается в том, что «полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ» [4]. Основными принципами участия граждан в охране общественного порядка являются: 1) добровольность; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; 5) взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления [3]. Создавать народные дружины могут граждане РФ, изъявившие желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления, территориального органа внутренних дел. Решение о внесении в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности принимается в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета заявлений о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр. Деятельность добровольных народных дружин ведется по следующим направлениям: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины; 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах [3]. Границы территории, к которой будет отнесена народная дружина, устанавливаются представительными органам муниципальных образований. При этом на одной территории, как правило, допускается создание лишь одной народной дружины. Не разрешено: - привлечение народной дружины к охране общественного порядка на территории за пределами установленных ей границ; - участие народных дружин в охране общественного порядка до внесения их в региональный реестр; - создание народных дружин при политических партиях и религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений внутри народных дружин. На практике выходит, что к дружинникам и их организации предъявляется немало различных требований со стороны законодательства и органов власти, что может затруднить их работу. Упорядочение деятельности народных дружин и установление критериев к их созданию и работе обусловило сокращение количества дружин, действовавших до принятия закона 44-ФЗ в 2014 году, они либо прекратили существование из-за несоответствия новым требованиям, либо были объединены. Так, по данным заместителя начальника Главного Управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России Вадима Гайдова, количество народных дружин за два года действия закона 44-ФЗ сократилось с 14 тыс. до 8,5 тыс. [5]. В действующих на сегодняшний день дружинах состоят около 200 тыс. граждан. В 2015 году при их содействии было пресечено более 800 тыс. преступлений в общественных местах, выявлено свыше 370 административных правонарушений и задержано более 285 тыс. правонарушителей [5]. В целом позитивно оценивая деятельность народных дружинников, нельзя не выделить ряд существенных проблем, касающихся функционирования данной формы участия граждан в охране общественного порядка. Проанализируем некоторые проблемы на примере деятельности добровольных народных дружин в Челябинской области. Территориальным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность народных дружин, является закон Челябинской области от 31.03.2015 №148-30 (ред. от 30.06.2016) «О некоторых вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка». В самом законе обозначено, что он «регулирует отношения, связанные с участием граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Челябинской области» [6]. Однако регулирование осуществляется весьма ограниченно: всего в законе содержится 6 статей, определяющих вопросы функционирования штаба, материальных выплат дружинникам и оформления их удостоверений. Тогда как по прочим вопросам, по-видимому, следует обращаться к федеральным нормативным правовым актам. Вместе с тем на территориях многих муниципальных образований существуют собственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность общественных объединений правоохранительной направленности с учетом местных особенностей. Некоторые подвижки в этом направлении имеются, например, принятие 30 октября 2015 гола Положения «Об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории Миасского городского округа». Также каждая народная дружина должна иметь свой устав, в сети Интернет можно найти сотни уставов дружин различных муниципальных образований, однако как на официальных, так и на неофициальных сайтах Челябинской области нет ни одного устава народной дружины, что является одним из признаков неразвитости данной формы участия граждан в охране общественного порядка на рассматриваемой территории. Невысокий уровень организации народных дружин наглядно демонстрируют и данные регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности Челябинской области. Всего в него внесено 55 добровольных народных дружин общей численностью 929 человек, созданных на базе 40 муниципальных образований [7]. Получается, что в среднем каждая из зарегистрированных дружин имеет менее 20 человек в своем составе. 55 дружин столь немногочисленного состава вряд ли способны эффективно осуществлять функции по охране правопорядка в таком крупном территориальном образовании, как Челябинская область. К тому же дружины образованы лишь в 40 муниципальных образованиях, тогда как в состав Челябинской области входят 16 городских округов и 27 муниципальных районов [8]. Очевидно, что необходимо уделять внимание дальнейшему развитию народных дружин, оказывать содействие гражданам, участвующим в охране общественного порядка, и их объединениям, создавать благоприятные условия для их деятельности. Другой проблемой, связанной с предыдущей, является необходимость создания координирующих органов (штабов) народных дружин. Создавать их рекомендовано главам муниципальных образований Челябинской области на своих территориях. По состоянию на начало 2016 года, на территории 32 муниципальных образований области созданы штабы народных дружин. Однако количество городских округов и муниципальных районов в области составляет 43, таким образом, неохваченными остаются 11 муниципальных образований, а в трех из них, как мы упоминали выше, отсутствуют не только штабы, но и сами дружины. В настоящее время штабы не созданы: - в городских округах: Челябинском, Снежинском, Трехгорном, Копейском, Миасском, Троицком; - в муниципальных районах: Верхнеуральском, Каслинском, Нязепетровском и Троицком. Для округов и районов, где действует лишь одна дружина, проблема отсутствия штаба не является критичной, однако в Верхнеуральском районе и Миасском городском округе, где действуют по две дружины, и в особенности в городе Челябинске (9 дружин) необходимо создание штабов для повышения эффективности и координации деятельности народных дружин. Отсутствие штабов свидетельствует о недостаточном внимании со стороны должностных лиц администраций к работе в данном направлении. В ходе заседания штаба народных дружин Челябинской области, прошедшего 29 февраля 2016 года в г. Челябинске, для решения данной проблемы было постановлено следующее: - рекомендовать главам муниципальных образований Верхнеуральского муниципального района, Миасского городского округа и города Челябинска создать координирующий орган (штаб) народных дружин; - с целью пропаганды участия граждан в охране общественного порядка задействовать средства массовой информации для освещения работы добровольных народных дружин на территории муниципального образования; - рекомендовать ГУ МВД России по Челябинской области совместно с Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области с целью оказания практической и методической помощи продолжить практику выездов в муниципальные образования Челябинской области [7]. На том же заседании была рассмотрена еще одна серьезная проблема – материальное стимулирование граждан, участвующих в охране общественного порядка. В соответствии со ст. 26 закона 44-ФЗ, «органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников» [3]. Необходимость такого стимулирования несомненна, поскольку дружинники тратят личное время и силы на выполнение части полицейской работы, однако если полицейские получают за свою службу заработную плату, то и дружинники не должны трудиться бесплатно. Кроме того, материальный стимул будет способствовать повышению эффективности их деятельности, привлечению в народные дружины новых членов, увеличению количества дружин. В Челябинской области разрабатывается Положение о порядке стимулирования граждан, участвующих в охране общественного порядка на территории Челябинской области, в 2016-2018 годах, в рамках которого создается механизм материального поощрения членов народных дружин денежными средствами, выделяемыми субъектом Российской Федерации – Челябинской областью – на данные цели [7]. Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области предусмотрено создание комиссии по принятию решений о вознаграждении членов народных дружин. Предполагается, что ГУ МВД России по Челябинской области для определения кандидатов на вознаграждение проведет конкурсный отбор, направленный на определение народных дружинников, имеющих лучшие показатели в охране общественного порядка, и по результатам проведения данного отбора представит необходимые документы на комиссию по поощрению для рассмотрения и принятия решения. Для вознаграждения наиболее активных членов народных дружин определена денежная премия в размере 20 000 руб. [7]. В настоящее время Положение проходит процедуру согласования. Его принятие будет иметь большое значение для организации материального стимулирования дружинников, а также оно может послужить правовой основой разработки аналогичных Положений в муниципальных образованиях на территории Челябинской области. Одним из требований, предъявляемых к народным дружинникам, является прохождение ими специальной подготовки в соответствии с Приказом МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи». В Приказе определена цель подготовки народных дружинников – получение знаний, умений и навыков, необходимых в их деятельности, а также ряд стоящих перед ними задач: 1. Ознакомление с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность народных дружинников, и их практическое применение при участии в охране общественного порядка. 2. Формирование, закрепление, развитие у народных дружинников практических навыков к действиям при участии в охране общественного порядка. 3. Ознакомление с мерами личной безопасности и приемами самозащиты при участии в охране общественного порядка. 4. Поддержание у народных дружинников постоянной готовности участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений. 5. Формирование навыков оказания первой помощи [9]. Подготовка народных дружинников осуществляется в форме инструктажей, которые должны проводиться должностными лицами территориального органа МВД России. Согласно Приказу инструктажи должны занимать не более 30 минут, однако за столь короткий промежуток времени невозможно должным образом подготовить к работе народного дружинника. Считаем, что для достижения цели, указанной в рассматриваемом Приказе, необходима организация специальных курсов для народных дружинников, которые могут создаваться при учебных заведениях правоохранительной направленности под контролем МВД России. Курсы должны иметь определенную программу, включающую сдачу зачета по их окончанию. Таким образом повысится компетентность народных дружинников, они смогут эффективно решать стоящие перед ними задачи по охране общественного порядка. В городах Челябинской области имеется большое количество учебных заведений, обучающих среди прочего по специальности «Правоохранительная деятельность» (ЧелГУ, ЮУрГУ и др.). К работе по подготовке дружинников и участию в дружинах можно привлекать студентов старших курсов данного направления, поскольку они уже обладают необходимыми компетенциями, и закрепление знаний на практике будет полезно, в том числе им самим. Значимым вопросом в деятельности народных дружин является организация их взаимодействия с полицией. Взаимодействие, по нашему мнению, должно осуществляться с участковыми уполномоченными полиции, поскольку именно они в своей профессиональной деятельности (согласно п. 7 Приказа МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции») осуществляют взаимодействие с учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами [10]. Эффективное взаимодействие с народными дружинниками способствовало бы достижению успешных результатов деятельности участкового уполномоченного полиции. В заключение следует отметить, что для усиления эффективности деятельности добровольных народных дружин необходимо проводить работу по повышению правовой культуры населения, поскольку без повышения уровня правосознания народные дружинники не будут восприниматься гражданами должным образом. Как справедливо подмечено: «Правосознание – это источник, вызывающий внутреннюю готовность гражданина к процессу реализации правовых норм, совершенствованию социально-правовой жизни» [11].
Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.