Статья 'К вопросу о реализации полномочий органами внутренних дел при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о реализации полномочий органами внутренних дел при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта

Матюхин Олег Игоревич

адъюнкт 3 факультета, Академия управления МВД России

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои И Александра, 8

Matyukhin Oleg Igorevich

Adjunct of the 3rd Faculty, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

125171, Russia, g. Moscow, ul. Zoi I Aleksandra, 8

olegmat80@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-9945.2022.1.36832

Дата направления статьи в редакцию:

10-11-2021


Дата публикации:

03-04-2022


Аннотация: Предметом исследования рассматриваемой темы является реализация полномочий органами внутренних дел при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Статья показывает роль органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности посредством реализации возложенных на них полномочий. Статья представляет собой структурное изложение материала по вопросам реализации правоохранительных задач на объектах воздушного транспорта. Во введение описывается актуальность сферы авиационного транспорта для удовлетворения потребностей общества, о высокой потребности населения на данный вид транспорта, о задачах правоохранительных органов и предприятий воздушного транспорта обеспечить безопасность граждан во время нахождения их в аэропорту и во время перелета. В основной части разъясняются вопросы, связанные с использованием нормативных актов как средства недопущения лиц, на объекты воздушного транспорта при выполнении работ, связанных с транспортной безопасностью, путем их проверки по различным базам данных по результатам которого выносится заключение. Дается представление об использовании норм законодательства, предусматривающих ответственность в случае совершения административного правонарушения или преступления. Статья может быть полезна тем, кто задействован в процессе обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта, сотрудникам правоохранительных органов, субъектам обеспечения транспортной безопасности – работникам службы авиационной безопасности и ведомственной охраны Минтранса России, а также чьи интересы связаны с проведением работ на таких объектах, и гражданам пользующимся услугами авиационного транспорта. Таким образом, сосредоточение усилий в области обеспечения общественной безопасности, основанных на применении и реализации правовых норм субъектами задействованными в этом процессе, уяснение важности аспектов взаимодействия при реализации предоставленных полномочий, а также в целом организации деятельности на объектах воздушного транспорта позволит говорить об эффективности всей системы обеспечения безопасности ориентированной главным образом на социальные нужды граждан и интересы государства.


Ключевые слова:

транспортная безопасность, авиационный транспорт, акт незаконного вмешательства, органы внутренних дел, система, угрозы, транспортный комплекс, объекты транспорта, полномочия, взаимодействие

Abstract: The subject of the study of the topic under consideration is the implementation of the powers of the internal affairs bodies in ensuring public safety at air transport facilities. The article shows the role of the internal affairs bodies in ensuring public safety through the implementation of the powers assigned to them. The article is a structural presentation of the material on the implementation of law enforcement tasks at air transport facilities. The introduction describes the relevance of the field of aviation transport to meet the needs of society, the high demand of the population for this type of transport, the tasks of law enforcement agencies and air transport enterprises to ensure the safety of citizens while they are at the airport and during the flight. The main part explains the issues related to the use of regulations as a means of preventing persons from entering air transport facilities when performing work related to transport security by checking them against various databases, the results of which are concluded. An idea is given about the use of the norms of legislation providing for liability in the case of an administrative offense or crime. The article may be useful to those who are involved in the process of ensuring security at air transport facilities, law enforcement officers, subjects of ensuring transport security – employees of the aviation security service and departmental security of the Ministry of Transport of the Russian Federation, as well as whose interests are related to carrying out work at such facilities, and citizens using air transport services. Thus, the concentration of efforts in the field of public safety, based on the application and implementation of legal norms by the subjects involved in this process, understanding the importance of aspects of interaction in the implementation of the powers granted, as well as the overall organization of activities at air transport facilities will allow us to talk about the effectiveness of the entire security system focused mainly on the social needs of citizens and interests states.


Keywords:

threats, system, internal affairs bodies, an act of unlawful interference, aviation transport, transport security, transport complex, transport facilities, authority, interaction

Авиационный транспорт — это наиболее востребованный вид транспорта, когда требуется преодолеть большие расстояния за короткий промежуток времени. Только за 8 месяцев 2021 года Российскими авиакомпаниями привезено более семидесяти одного миллиона пассажиров [1], что свидетельствует о высокой общественной потребности на данный вид услуг. Авиационный комплекс — это целая система взаимосвязанных объектов и элементов, обеспечивающих выполнение полетов воздушных судов. В этой связи, от эффективности деятельности правоохранительных органов, субъектов транспортной инфраструктуры, включающих авиакомпании и собственников объектов, подразделений транспортной безопасности зависит: во – первых, состояние защищенности от различных опасностей; во – вторых, повышение спроса на авиаперевозки; в – третьих, совершенствование деятельности в реализации поставленных задач. Обеспечение воздушных перевозок — это целенаправленная деятельность, как государственных органов, так и коммерческих структур, включающая многоплановость и многозадачность, в различных областях. Целеполагание каждой из структур, функционирующих на объектах воздушного транспорта определяет и постановку советующих задач. На взгляд автора предполагается и выполнение общих задач применительно сферы гражданской авиации. Среди них такие как: стабильное функционирование системы воздушного транспорта; повышение качества оказываемых услуг при авиаперевозках; обеспечение безопасности полетов; реализация различных государственных программ, нормативных правовых актов, концепций в области транспортной безопасности [2].

Специфика воздушного транспорта требует больших финансовых затрат для обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров, сохранения экономических интересов, соблюдения норм и правил международных договоров и конвенций [3].

Актуальность состоит в том, что в условиях развития современного общества, возрастающей потребности авиационного транспорта, существуют опасности техногенного, природного и социального характера негативно влияющие на нормальное функционирования аэропортового комплекса. В этой связи, главная задача заключается в защите гражданской авиации от условий и факторов, способствующих дестабилизации отношений, а также своевременного их выявления и прогнозирования.

Это комплекс мер организационного, экономического, политического, информационного характера, образующих в целом устойчивую и стабильную деятельность воздушного транспорта [4].

Развитая экономика страны определяется благосостоянием граждан, задействованных как в перевозочном процессе, так и пользующихся услугами авиаперевозок. Поэтому одними из факторов, способствующих повышенного внимания к обеспечению безопасности на воздушном транспорте являются экономическая и демографическая ситуация в России, глобализационные и интеграционные процессы [5].

Проблемными вопросами в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте остаются: двойная система правового регулирования авиационной и транспортной безопасности; неурегулированность некоторых вопросов сертификации авиационной техники; привлечение лиц к выполнению авиационных работ, не имеющих достаточной подготовки.

Правоохранительные органы несут значимую роль в обеспечении безопасности граждан от угроз криминального характера, тем самым учувствуют в соблюдении интересов личности, общества и государства. Правоохранительная сфера как функция государственных органов многообразна, имеющая множество направлений и отраслей [6]. На объектах воздушного транспорта правоохранительные функции осуществляют органы внутренних дел на транспорте, ведомственная охрана Минтранса России, служба авиационной безопасности аэропорта [7].

Урегулированность правовыми нормами деятельность всех субъектов, функционирующих на воздушном транспорте дает основания полагать их взаимообусловленность, взаимоответственность и координацию усилий для достижения общих целей и задач.

Требования к обеспечению безопасности на транспорте определяются положениями Федерального закона № 16 от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности», который дает правовую основу для комплексного понимания круга вопросов, подлежащих разрешению на транспорте [8]. Вместе с тем, при реализации изложенных в нем требований возникают сложности, как в организационном, экономическом, так и правовом поле. С момента принятия закона в него вносились изменения уже 19 раз, что также свидетельствует о постоянной актуализации вопросов безопасности на транспорте.

Сложность системы обеспечения транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта говорит о первостепенности задач государственного управления в этой области. Как одного из важнейших направлений стратегического развития Российской Федерации, определяющего в целом благосостояние общества и национальную безопасность.

По мнению ряда авторов, безопасность на объектах воздушного транспорта, не отвечает предъявляемым требованиям, так как: во –первых не урегулирован механизм управления, во – вторых, происходит дублирование функций между уполномоченными субъектами.

Так, Зырянов С.М. считает нормы Федерального закона «О транспортной безопасности» вызывают не понимания и противоречия в части построения юридических конструкций, двух самостоятельных категорий «безопасность» и «транспорт». Поэтому в качестве основных субъектов обеспечения транспортной безопасности оказались частные лица – владельцы транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры [9].

Махаков Б.Д. и Килясханов Х.Ш. считают, что увеличение количества сил и средств на воздушном транспорте, задействованных в обеспечении безопасности приводит к несогласованности действий и отсутствию единой системы управления ими. Вследствие этого задачи антитеррористической защищенности решаются не комплексно, разнопланово, в рамках индивидуальной ограниченности, при недостаточном и достоверном информационном обеспечении [10].

Масштаб возможных негативных последствий в авиационной сфере, способных нанести как имущественный вред, жизни и здоровью граждан, повлечь дестабилизацию функционирования транспортного комплекса, а также спад интереса к России на международной арене в социально-экономическом развитии трудно переоценить [11].

Как уже упоминалось к субъектам транспортной инфраструктуры авиационного транспорта обеспечивающие безопасность относятся службы авиационной безопасности аэропортов, подразделения транспортной безопасности и другие уполномоченные органы [12]. Органы внутренних дел на транспорте осуществляют свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О полиции». Так, в компетенцию полиции входит осуществление досмотра пассажиров и их ручной клади и багажа, а также выдача заключений о возможности либо невозможности лиц осуществлять работы на объектах воздушного транспорта [13]. Проведение досмотра пассажиров не является обязанностью, а есть право сотрудников полиции при выполнении возложенных на них обязанностей.

Тогда как, проведение досмотра является основным направлением деятельности для служб авиационной безопасности правила, проведения которого утверждены и четко определяются Приказом Министерства транспорта Российской Федерации [14].

Выдача заключений представляет собой мероприятие по проверке лиц, для решения вопроса о возможности осуществлять работы лиц, связанные с транспортной безопасностью. Проверка осуществляется на основании поступивших документов от субъекта транспортной инфраструктуры, органов аттестации или специализированной организации. По результатам проверки выносится соответствующее заключение, подписанное начальником территориального органа МВД России или его заместителем [15].

Пункт 27 ст.13 Закона «О полиции» дает право сотрудникам участвовать в проверках в области контроля (надзора) за транспортной безопасностью с целью проверки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством. В качестве методов проверки используются тест-предметы, тест-субъекты, тест-ситуации. Также, в рамках такой деятельности осуществляются постоянные рейды, включающие действия по досмотр, осмотру, обследованию, истребованию документов с составлением акта о нарушении в случае выявления нарушений обязательных требований [16]. В полномочия Главного управления на транспорте МВД России входит участие в разработке и реализации мер в области транспортной безопасности [17].

Кроме этого, предусмотрена административная и уголовная ответственность лиц за несоблюдение требований транспортной безопасности. Например, статья 11.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за повреждение воздушного судна или оборудование аэродрома, а также за нарушение правил размещения на зданиях дневных и ночных знаков в целях безопасности полета воздушных судов; статья 11.14. КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; статья 11.15.1 КоАП РФ за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности. А также ряд уголовных статей, таких как 263.1, 267, 267.1 УК РФ, предусматривающие более серьезный вид наказания и отличающийся тяжестью совершенного деяния.

Важно отметить, что функции по обеспечению транспортной безопасности находятся в неразрывной связи с обеспечением общественной безопасности.

Доктринальное понимание общественной безопасности состоит в мировоззренческих установках, направленных на защиту прав и свобод личности, поддержания социального благополучия, стабильного функционирования транспорта, в конструктивном взаимодействии сил обеспечения безопасности и институтов гражданского общества.

Таким образом, система обеспечения безопасности в транспортном комплексе включает; во – первых, меры, принимаемые со стороны государственных органов, во-вторых, со стороны – собственников объектов воздушного транспорта, в-третьих, со стороны самого общества. Последнее может проявляться в обязанности физических лиц, сообщать сведения подразделениям транспортной безопасности о ставших им известных действиях или фактах противоправного характера, создающих угрозу транспортной безопасности [18].

Сохранение состояния безопасности пребывания пассажиров в аэропортах это приоритетная задача всех задействованных в этом субъектов безопасности от перевозчика (авиакомпаний), технического персонала служб и предприятий аэропорта, контролирующих и надзорных органов, правоохранительных органов.

Важно обеспечить состояние безопасности и объектов транспорта и воздушных судов от внешних угроз, таких как акты незаконного вмешательства, связанные с их захватом, угоном, взрывом, хищением или блокированием [19]. Законодательно эти угрозы определены как потенциальные и соответствуют первому уровню безопасности [20].

Достаточно вспомнить крупные террористические акты на воздушном транспорте, от которых пострадали сотни граждан, что придает еще большую значимость вопросам обеспечения безопасности. Одним из важных мероприятий, направленных на предотвращения актов незаконного вмешательства является проведение оценки уязвимости объектов воздушного транспорта специализированными организациями.

Также в аэропортах используется многоуровневая система досмотра с использованием стационарных рентгенотелевизионных средств, технических средств, и путем ручного (контактного) способа [21].

В целях улучшения качества предоставляемых услуг и повышения безопасности на воздушном транспорте осуществляется строительство и реконструкция взлетно-посадочных полос и аэропортовых комплексов, модернизация аэронавигационной системы.

Система обеспечения транспортной безопасности должна основываться на основополагающих принципах, в числе которых: согласованность и координация действий всех заинтересованных служб и подразделений; взаимный обмен полной и достоверной информацией; соответствие принимаемых мер, сложившейся обстановки и степени опасности; соблюдение интересов пассажиров, транспортных предприятий и государственных органов.

Дальнейшее развитие обеспечения безопасности транспортного комплекса видится в совершенствование нормативного регулирования в вопросах принятия мер по предупреждению актов незаконного вмешательства, в частности конкретизации мероприятий, определенных в Федеральных законах в данной области, взаимной ответственности как субъектов транспортной инфраструктуры, так и правоохранительных и надзорных органов. Также, необходимо отметить такие вопросы как материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение этой деятельности. Кроме этого, научные исследования, разработка концепций, стратегий, внедрение положительного опыта расширит границы познания в проблематике обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте.

Библиография
1. Статистика Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-stat-pokazately/(дата обращения: 07.11.2021).
2. Т.В. Галямова «Организация перевозок на воздушном транспорте»: Тексты лекций / СПбГУ ГА. СПб, 2018.
3. Авиатранспортные системы: учеб. Пособие / сост. Л. Б Бажов– Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2013. – 98 с.
4. Доклад руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) А.В. Нерадько «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2020 году, основных задачах на 2021 год и среднесрочную перспективу».
5. Авиатранспортный маркетинг: экономическая эффективность эксплуатационной деятельности авиакомпании: учеб. пособие / О. А. Немчинов, О. М. Жуков. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018.-116 с.
6. Нагорных Р.В. Обеспечение безопасности как функция государственной правоохранительной службы // Пенитенциарная наука.-2011.-№ . 1-С. 36-39.
7. Сейтмеметова Т.С. Субъекты правоохранительной деятельности на воздушном транспорте: общая характеристика // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. №. 4 (24). – С.44-51.
8. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О транспортной безопасности».
9. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал Российского права.-2012.-№ 12 (192).-С. 5-12.
10. Махаков Б.Д., Килясханов Х.Ш. Обеспечение безопасности воздушного транспортного комплекса России: правовые вопросы // Академическая мысль.-2018.-№. 3 (4).-С. 85-87.
11. Губенко А.В., Растова Ю.И., Панкратова А.Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент».-2019.-№. 2.-С. 81-89.
12. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
13. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (последняя редакция).
14. Приказ Министерство транспорта российской федерации от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».
15. Приказ МВД России от 06.07.2021 № 515 «Об утверждении Порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности».
16. Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 № 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
17. Приказ МВД России от 16.06.2011 № 680 «Об утверждении положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации».
18. Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры».
19. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 05.03.2010 № 52/112/134 г. Москва «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
20. Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»
21. Приказ Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»
References
1. Statistika Federal'nogo agentstva vozdushnogo transporta (Rosaviatsiya) [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa. URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-stat-pokazately/(data obrashcheniya: 07.11.2021).
2. T.V. Galyamova «Organizatsiya perevozok na vozdushnom transporte»: Teksty lektsii / SPbGU GA. SPb, 2018.
3. Aviatransportnye sistemy: ucheb. Posobie / sost. L. B Bazhov– Ul'yanovsk: UVAU GA(I), 2013. – 98 s.
4. Doklad rukovoditelya Federal'nogo agentstva vozdushnogo transporta (Rosaviatsiya) A.V. Nerad'ko «Ob itogakh raboty Federal'nogo agentstva vozdushnogo transporta v 2020 godu, osnovnykh zadachakh na 2021 god i srednesrochnuyu perspektivu».
5. Aviatransportnyi marketing: ekonomicheskaya effektivnost' ekspluatatsionnoi deyatel'nosti aviakompanii: ucheb. posobie / O. A. Nemchinov, O. M. Zhukov. – Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 2018.-116 s.
6. Nagornykh R.V. Obespechenie bezopasnosti kak funktsiya gosudarstvennoi pravookhranitel'noi sluzhby // Penitentsiarnaya nauka.-2011.-№ . 1-S. 36-39.
7. Seitmemetova T.S. Sub''ekty pravookhranitel'noi deyatel'nosti na vozdushnom transporte: obshchaya kharakteristika // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2019. №. 4 (24). – S.44-51.
8. Federal'nyi zakon ot 09.02.2007 № 16-FZ (red. ot 11.06.2021) «O transportnoi bezopasnosti».
9. Zyryanov S.M., Kuznetsov V.I. Transportnaya bezopasnost' i sistema sub''ektov ee obespecheniya // Zhurnal Rossiiskogo prava.-2012.-№ 12 (192).-S. 5-12.
10. Makhakov B.D., Kilyaskhanov Kh.Sh. Obespechenie bezopasnosti vozdushnogo transportnogo kompleksa Rossii: pravovye voprosy // Akademicheskaya mysl'.-2018.-№. 3 (4).-S. 85-87.
11. Gubenko A.V., Rastova Yu.I., Pankratova A.R. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya rynka passazhirskikh aviaperevozok v Rossii // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment».-2019.-№. 2.-S. 81-89.
12. Vozdushnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 19.03.1997 № 60-FZ (red. ot 02.07.2021).
13. Federal'nyi zakon «O politsii» ot 07.02.2011 № 3-FZ (poslednyaya redaktsiya).
14. Prikaz Ministerstvo transporta rossiiskoi federatsii ot 23.07.2015 № 227 «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya dosmotra, dopolnitel'nogo dosmotra, povtornogo dosmotra v tselyakh obespecheniya transportnoi bezopasnosti».
15. Prikaz MVD Rossii ot 06.07.2021 № 515 «Ob utverzhdenii Poryadka vydachi organami vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii zaklyucheniya o vozmozhnosti (zaklyucheniya o nevozmozhnosti) dopuska lits k vypolneniyu rabot, neposredstvenno svyazannykh s obespecheniem transportnoi bezopasnosti».
16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.06.2021 № 1051 «Ob utverzhdenii Polozheniya o federal'nom gosudarstvennom kontrole (nadzore) v oblasti transportnoi bezopasnosti i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii i otdel'nykh polozhenii nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii».
17. Prikaz MVD Rossii ot 16.06.2011 № 680 «Ob utverzhdenii polozheniya o Glavnom upravlenii na transporte Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii».
18. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.11.2014 № 1208 «Ob utverzhdenii trebovanii po soblyudeniyu transportnoi bezopasnosti dlya fizicheskikh lits, sleduyushchikh libo nakhodyashchikhsya na ob''ektakh transportnoi infrastruktury ili transportnykh sredstvakh, po vidam transporta, a takzhe v zonakh bezopasnosti, ustanovlennykh vokrug otdel'nykh sudov i (ili) inykh plavuchikh sredstv s yadernym reaktorom libo sudov i (ili) inykh plavuchikh sredstv, transportiruyushchikh yadernye materialy, ob''ektov transportnoi infrastruktury».
19. Prikaz Ministerstva transporta Rossiiskoi Federatsii (Mintrans Rossii), Federal'noi sluzhby bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (FSB Rossii), Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii (MVD Rossii) ot 05.03.2010 № 52/112/134 g. Moskva «Ob utverzhdenii Perechnya potentsial'nykh ugroz soversheniya aktov nezakonnogo vmeshatel'stva v deyatel'nost' ob''ektov transportnoi infrastruktury i transportnykh sredstv».
20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2020 № 2344 «Ob urovnyakh bezopasnosti ob''ektov transportnoi infrastruktury i transportnykh sredstv i o poryadke ikh ob''yavleniya (ustanovleniya)»
21. Prikaz Mintransa RF ot 28.11.2005 № 142 «Ob utverzhdenii Federal'nykh aviatsionnykh pravil «Trebovaniya aviatsionnoi bezopasnosti k aeroportam»

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования достаточно интересный и посвящен отдельным вопросам «…реализации полномочий органами внутренних дел при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта». Методология исследования – ряд методов, правильно используемых автором: формально-юридический, анализ и синтез, логика и др. Методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов практики. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства в сфере безопасности. Выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты заявленной темы в ее совокупности. Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений и обоснована автором во введении к статье и выражается в следующем: «…от эффективности деятельности правоохранительных органов, субъектов транспортной инфраструктуры, включающих авиакомпании и собственников объектов, подразделений транспортной безопасности зависит: во – первых, состояние защищенности от различных опасностей; во – вторых, повышение спроса на авиаперевозки; в – третьих, совершенствование деятельности в реализации поставленных задач» и далее «Специфика воздушного транспорта требует больших финансовых затрат для обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров, сохранения экономических интересов, соблюдения норм и правил международных договоров и конвенций [3]». Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений и хорошо обоснована в исследовании автора. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод: «Проведение досмотра пассажиров не является обязанностью, а есть право сотрудников полиции при выполнении возложенных на них обязанностей», а «…проведение досмотра является основным направлением деятельности для служб авиационной безопасности …», но «Выдача заключений представляет собой мероприятие по проверке лиц, для решения вопроса о возможности осуществлять работы лиц, связанные с транспортной безопасностью …». Указанные и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. Следовательно, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки. Стиль, структура, содержание заслуживают особого внимания. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Административное право и практика администрирования», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с обеспечением безопасности на авиационном транспорте и роли ОВД в этом вопросе. Исследование имеет все необходимые структурные элементы: актуальность, постановка проблемы, цели и задачи, предмет, научная новизна, методология и выводы. Стиль работы хороший, она легко читается и носит исследовательский характер. Содержание в полной мере отражает существо статьи. Автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Он логично подводит читателя к существующей проблеме. Он акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, опираясь на исследования оппонентов, что «…главная задача заключается в защите гражданской авиации от условий и факторов, способствующих дестабилизации отношений, а также своевременного их выявления и прогнозирования» и приводит положение дел в рассматриваемой сфере. Автор при постановке проблемы отмечает, что «Проблемными вопросами в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте остаются: двойная система правового регулирования авиационной и транспортной безопасности; неурегулированность некоторых вопросов сертификации авиационной техники; привлечение лиц к выполнению авиационных работ, не имеющих достаточной подготовки». Переходя к анализу основного вопроса, исследуемого в статье, автор показывает, используя работы оппонентов, что «На объектах воздушного транспорта правоохранительные функции осуществляют органы внутренних дел на транспорте, ведомственная охрана Минтранса России, служба авиационной безопасности аэропорта [7]», и делает вывод «Урегулированность правовыми нормами деятельность всех субъектов, функционирующих на воздушном транспорте дает основания полагать их взаимообусловленность, взаимоответственность и координацию усилий для достижения общих целей и задач». Далее автором отмечаются и перечисляются НПА, обеспечивающие транспортную и авиационную в частности безопасность, но «По мнению ряда авторов, безопасность на объектах воздушного транспорта, не отвечает предъявляемым требованиям, так как: во –первых не урегулирован механизм управления, во – вторых, происходит дублирование функций между уполномоченными субъектами…», «…в качестве основных субъектов обеспечения транспортной безопасности оказались частные лица – владельцы транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры [9]», «…задачи антитеррористической защищенности решаются не комплексно, разнопланово, в рамках индивидуальной ограниченности, при недостаточном и достоверном информационном обеспечении [10]». Рассматривая основной вопрос статьи, автор отмечает «…Органы внутренних дел на транспорте осуществляют свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О полиции»», «Проведение досмотра пассажиров не является обязанностью, а есть право сотрудников полиции при выполнении возложенных на них обязанностей», а «…проведение досмотра является основным направлением деятельности для служб авиационной безопасности правила, проведения которого утверждены и четко определяются Приказом Министерства транспорта Российской Федерации [14]…», но «Выдача заключений представляет собой мероприятие по проверке лиц, для решения вопроса о возможности осуществлять работы лиц, связанные с транспортной безопасностью …» является прерогативой МВД России и дает «…право сотрудникам участвовать в проверках в области контроля (надзора) за транспортной безопасностью с целью проверки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством». Автор перечисляет статьи НПА об ответственности: «статья 11.1 КоАП РФ предусматривает ответственность …» (но в КоАП это другая статья, необходимо исправить). Далее автором отмечается, что «Важно отметить, что функции по обеспечению транспортной безопасности находятся в неразрывной связи с обеспечением общественной безопасности» и раскрывается понятие общественной безопасности. В заключение автор подводит итог: «Дальнейшее развитие обеспечения безопасности транспортного комплекса видится в совершенствование нормативного регулирования в вопросах принятия мер по предупреждению актов незаконного вмешательства, в частности конкретизации мероприятий, …, взаимной ответственности как субъектов транспортной инфраструктуры, так и правоохранительных и надзорных органов…» и далее «… научные исследования, разработка концепций, стратегий, внедрение положительного опыта расширит границы познания в проблематике обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте». Как нам кажется, приведены конкретные, дающие для практики и теории выводы. Необходимо констатировать, что журнал, в который представлена статья является научным, и автор направил в издательство статью, соответствующую определенным требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики он обращается к текстам научных работ оппонентов. Библиография достаточная и содержит научные исследования, есть ссылки на НПА и учебники, к которым автор обращается. Это позволяет автору определить проблемы и соответственно поставить их на обсуждение. Он, исследовав их, раскрывает предмет статьи. Автор продемонстрировал хорошее знание обсуждаемого вопроса, привел научные работы оппонентов, исследовавших его прежде, привнес своей статьей определенную научную новизну. Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным присутствует. Автором используется материал других исследователей. Выводы – работа может быть опубликована, интерес читательской аудитории будет присутствовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.