Мировая политика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Региональные конфигурации международных отношений"
Региональные конфигурации международных отношений
Кулешова Н.С. - Современные тенденции энергетического сотрудничества в Южной Азии c. 13-26

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22472

Аннотация: Объектом предлагаемого исследования является сотрудничество государств региона Южной Азии в сфере энергетики; предмет исследования составляют энергетическая политика государств региона (ресурсы, проблемы транспортировки энергетического сырья, доступа к пресной воде), а также взаимодействие государств региона по формированию энергетического сотрудничества и других мер, направленных на обеспечение стабильности и безопасности в регионе. Предмет исследования актуализирует тот факт, что в современных условиях взаимоотношения между ведущими игроками в сфере мирового энергетического сектора, как правило, определяют региональную расстановку сил и влияют на общую международную безопасность. Заявленная тема представляет собой комплексную проблему, что определяет комплексный характер методологической базы ее исследования. Для рассмотрения актуальных аспектов проблемы автор использует междисциплинарный, комплексный, системный, проблемный подходы, применяет политологические, экономические, исторические, социологические, сравнительные и другие исследовательские методы. Рассмотрев энергетическое взаимодействие государств региона, влияние внутрирегиональных и внешних факторов на энергетический рынок, автор приходит к выводу, что в условиях современной глобализации сотрудничество в сфере энергетики представляет собой сложную систему мер, направленных на удовлетворение растущих энергопотребностей государств и безопасность в регионе, стабильность развития Южной Азии в целом. Кризисы на рынке энергоносителей приводят к формированию новых геополитических и экономических реалий, к глобальным изменениям в системе международных отношений.Проделанное исследование позволяет определить глобальный характер энергетических проблем и их возрастающую политизацию, в современных условиях энергетический фактор превращается в определяющий как для развития региона, для региональной и глобальной безопасности, так и для международных отношений.
Мазур О.А. - Политические партии Сирийского Курдистана в конфликте в Сирии c. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.1.18359

Аннотация: Предметом данного исследования являются курдские сирийские партии и их роль в политическом конфликте в Сирии. Объектом данного исследования является курдский вопрос в Сирии. Автор рассмотрела такие аспекты темы как политические программы двух основных сирийских курдских партий - Партии демократического союза (ПДС) и Курдского национального совета (КНС), их цели, внутреннюю структуру, сильные и слабые стороны, позицию по отношению к сирийскому конфликту, а также региональную и мировую ориентацию. Партии стремятся использовать конфликт в Сирии и организовать автономное правление в регионах, населенных курдами. Между тем, они находятся в противостоянии, что ставит под вопрос успех курдского сирийского автономного проекта в Сирии. Методологическим и теоретическим основанием исследования являются междисциплинарный, системный, проблемный подходы. Были использованы описательный, системный, институциональный и исторический методы. Новизна исследования заключается в том, что были изучены ведущие партии Сирийского Курдистана, которые встали во главе курдского процесса автономизации, запущенного после начала конфликта в Сирии, проанализированы их цели, политические программы, структура, сильные и слабые стороны, региональная и международная ориентация, а также позиция по отношению к сирийскому конфликту. Автор также рассмотрела взаимоотношения партий, проанализировала причины партийного противостояния. Выводы данной работы заключаются в том, что без четкого официального соглашения между ПДС и КНС, нейтральной позиции Турции по отношению к планам сирийских курдов, а также поддержки со стороны Курдского регионального правительства в Ираке курдский автономный проект в Сирии стоит под угрозой.
Плавинский В.Б. - Вопросы международного признания государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21016

Аннотация: Объектом исследования является Приднестровье как важная с геополитической точки зрения территория, затрагивающая интересы различных субъектов международного и регионального политического процесса. Сравниваются различные подходы международного сообщества к разрешению проблемы признания Приднестровской Молдавской Республики, появившейся в контексте дезинтеграционных процессов постсоветского периода. Подробно рассматриваются доклады известных специалистов международного права, решавших вопрос о возможности для ПМР получить признание её суверенитета. Анализируются взаимоотношения Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики, а также позиция России по вопросу официального признания государственного суверенитета ПМР. В работе используется системный подход, который позволяет получить комплексное видение объекта в рамках среды его существования и во всей совокупности составляющих его элементов, в их взаимозависимости и взаимодействии. Автор приходит к выводу, что на фоне очевидной несостоятельности международного права определяющим фактором в вопросах признания / непризнания новых государств становятся политические и стратегические интересы ключевых международных игроков, преследующих свои интересы. В результате этого сам объект коллизий – Приднестровье, выступает как побочный продукт их политического противостояния. Ситуация вокруг непризнанных государств требует переосмысления, преодоления стереотипов в понимании государственности и отказа от восприятия таких государств только через призму Ялтинско-хельсинских соглашений, что снизило бы уровень политической ангажированности в отношении этих государств со стороны ведущих мировых держав.
Приймачук Д.В. - Эволюция афганской политики США в 2000-2016 годах c. 44-53

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21080

Аннотация: Предметом исследования является эволюция политики США в отношении Исламской Республики Афганистан, реализуемой в 2000-2016 годах. При проведении исследования акцент сделан на войну в Афганистане, развязанную в 2001 году под предлогом борьбы с международным терроризмом (операция «Несгибаемая свобода») и официально завершенную в 2015 году в связи с достижением поставленных военно-политических целей операции. С этих позиций дана характеристика условий и факторов реализации политических концепций двух президентов США с выделением общего и самостоятельного в реализуемых ими политических курсах в отношении Афганистана. При проведении исследования использовались методы историографии, источниковедения, конфликтологии с применением системного подхода и системного анализа исследуемой проблемы. Основным выводом исследования является то, что современная стратегия Вашингтона в отношении Афганистана, с одной стороны, полностью соответствует традиционным геополитическим представлениям американских стратегов, а с другой – выступает логичным продолжением подходов администрации Джорджа Буша-младшего. Этот вопрос стал одним из немногих, в которых позиции двух американских президентов практически совпадали: общим стало осуществление политического курса в отношении Афганистана по единому плану и замыслу в интересах укрепления влияния Вашингтона в Центрально-Азиатском регионе.
Грачёв Б.В. - Политическая система интеграционного объединения c. 53-60

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19674

Аннотация: Данная статья посвящена определению понятия «политическая система интеграционного объединения» и описанию сущностных характеристик, присущих такой системе. Предметом исследования являются особенности взаимодействия институтов, определяющих функционирование политической системы в интеграционном блоке. Затрагиваются вопросы теории интеграции, истории системных и сравнительно-функциональных исследований в политической науке. Дается краткое описание основных функциональных элементов политической системы государства, и способов их взаимодействия. Особое внимание уделяется определению уровней институционального взаимодействия в интеграционном объединении. В качестве методологии использованы положения структурно-функционального подхода Г. Алмонда, отдельные элементы системного подхода Д. Истона. Используются положения теории неофункционализма применительно к интеграционным процессам. Новизна исследования заключается в рассмотрении интеграционного объединении как политической системы, формулировании соответствующего понятия и выработки определения. Особый вклад автора состоит в определении институциональных уровней взаимодействия такой политической системы, описании возможных схем взаимовлияния институтов на уровне гражданского общества отдельной страны, государства, интеграционного объединения, международной среды. Выводы исследования развивают методологию сравнительного подхода в политологии, позволяя на их основе проводить исследование политических объектов надгосударственного уровня.
Плавинский В.Б. - Институализация политической власти в Приднестровской Молдавской Республике: исторические предпосылки и современные факторы c. 61-68

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.20231

Аннотация: Предметом исследования являются основные черты и особенности институализации политической власти в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) в контексте исторических и современных политических процессов. В работе даётся обоснование объективных предпосылок институализации государственной власти в Приднестровье, выделяются ключевые факторы ее формирования и функционирования. Автор статьи аргументирует тезис о значении международно - правового признания ПМР для институализации власти в республике. Показаны делегитимирующие факторы политического режима, которые отражаются на состоянии его институализации В качестве основных методологических подходов использованы институционализм и сравнительный анализ. Их применение в совокупности с другими политическими теориями позволяет изучить новые политии как целостный институт, обладающий самодостаточностью, имеющий свои особые потребности и проявляющий тенденции развития. В результате исследования делается вывод о сложной, гибридной форме институализации политического режима ПМР, институализации политико - государственной власти как системной историко - политической проблемы, взаимозависимости институализации и легитимации власти, их внутренних и внешних факторов. Материалы статьи могут быть использованы в политической практике, а также в качестве дополнительной информации в курсах по политологии и регионоведению.
Филиппов В.Р. - Африканская политика Франсуа Миттерана c. 81-94

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.21714

Аннотация: Предметом исследования является африканская политика Франции в период правления четвертого президента Пятой республики Франсуа Миттерана (политика «Франсафрик»). Особое внимание уделено выяснению побудительных мотивов и форм участия Елисейского дворца в гражданской войне в Республике Чад; целей и причин организации французскими спецслужбами военного переворота в Буркина-Фасо и убийства президента этой страны Томаса Санкары; определению меры ответственности Франции, лично президента Франсуа Миттерана за геноцид социальной общности тутси в Руанде. Методологическая основа исследования – исторический материализм и принцип историзма. Использование метода исторической реконструкции позволило выяснить латентные цели африканской политики Франции и характеризовать ее как неоколониализм и вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов и др.) дал возможность выяснить роль Франции в развязывании гражданской войны в Чаде; позволил показать особенности политики Пятой республики в отношении других стран, втянутых в военные действия в этом регионе – США, Ливии, Судана. Показана тесная связь между событиями в Республике Чад и войной в Дарфуре. Обоснован вывод о том, что Франция инспирировала межконфессиональное и межрасовое противостояние в Республике Чад с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом ураном и стратегически важном регионе. Сделан вывод о том, что убийство президента Буркина-Фасо Томаса Санкары было организовано французскими спецслужбами по указанию Ф. Миттерана и с непосредственным участием его сына Жана-Кристофа. Автор приходит к заключению, что Франция несет свою долю ответственности за преступление против человечества в Руанде, за развязывание геноцида, в ходе которого были убиты более миллиона человек. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363 «Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа».
Зобнин А.В. - "Бахрейнский синдром": влияние международных факторов на российско-бахрейнские отношения (2014-2015 гг.) c. 85-102

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16693

Аннотация: Объектом настоящего исследования являются российско-бахрейнские отношения на современном этапе (2014-2015 гг.), предметом - черты и специфические особенности так называемого "Бахрейнского синдрома". «Бахрейнский синдром» определяется автором как феномен внешнеполитического поведения малых государств, характерными чертами которого являются активное участие в деятельности различного рода коалиций, лавирование между интересами крупных держав с целью поддержания баланса сил в регионе, подкрепление политических договоренностей финансово-экономическими соглашениями для реализации национальных потребностей. В центре внимания исследования - факторы, способствующие развитию и эволюции "Бахрейнского синдрома", их взаимозависимость друг с другом и способность оказывать действенное влияние на формирование российско-бахрейнских отношений. В качестве ключевого метода исследования используется сравнительно-политический анализ, а также факторный анализ в части определения факторов, оказывающих влияние на формирование "Бахрейнского синдрома". В ходе проведения исследования был сделан вывод о том, что к общим чертам «Бахрейнского синдрома» можно добавить специфическое компоненты, характерные только для внешнеполитического поведения Королевства Бахрейн, такие как ограничение обсуждения с потенциальными партнерами ряда внутриполитических вопросов, в частности, острое нежелание вмешательства третьих стран в проблемы политического развития бахрейнского общества, отдельные направления социального и культурного сотрудничества развиваются без привязки к политико-экономическим направлениям двухстороннего взаимодействия. К числу причин и факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование и эволюцию «Бахрейнского синдрома» можно отнести фактор Украины и Крыма, фактор США и Великобритании, фактор «Арабской весны». Однако если последний фактор можно отнести к разряду стимулирующих отношения, то первые два - к разряду затрудняющих их развитие.
Мехдиев Э.Т., Ермолаев А.О. - Новая модель глобального управления и региональная интеграция c. 95-106

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.21956

Аннотация: Авторы исследуют формирование механизмов глобального управления в рамках сопряжения региональных интеграционных комплексов на примере Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. В результате процесса регионализации на современные международные отношения значительное влияние оказывают региональные интеграционные комплексы. Авторы отмечают, что региональные державы предлагают свое видение мирового порядка и стремятся создать пояс стабильности и безопасности, форсируя интеграционные процессы в регионе. Отдельное внимание в статье уделяется Латинской Америке, где сочетаются модели «хорошего (эффективного, надлежащего) управления» и регионального консолидированного сотрудничества. Методологической основой исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ и синтез, обобщение, сравнение, исторический и статистический методы и др. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о возможности применения концепта «региональной полиархии» в формировании модели глобального управления, что позволило бы государствам участвовать в процессах обсуждения важнейших вопросов, а также ощущать равенство/равнозначность всех субъектов, несмотря на различные финансово-экономические показатели и ресурсный потенциал.
Пеньков М.Ю. - Влияние США и Западной Европы в восточно-европейском регионе c. 104-112

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.19259

Аннотация: Предметом исследования является политика США и стран Западной Европы в Восточно-Европейском регионе. В статье показана нацеленность США и стран Западной Европы на закрепление и расширение своего влияния в Восточно-Европейском регионе и создание на постсоветском пространстве «санитарного кордона» вокруг России. Особое внимание уделяется анализу стремлений Запада использовать страны Восточной Европы для создания зон нестабильности в государствах, приграничных с Россией, и процессам евроатлантической интеграции стран Восточной Европы. Методология исследования объединяет методы политических исследований, источниковедение, историографию, системный анализ, ретроспективный и проспективный анализ политической обстановки. Основным выводом проведенного исследования является то, что США и страны Западной Европы используют все возможные, в том числе и явно противоречащие международному праву, методы (наглядным примером является Украина) для вовлечения стран Восточной Европы и, в особенности, бывших республик СССР в орбиту своего влияния. При этом в угоду своим интересам они готовы принимать сугубо политические решения об интеграции в евроатлантические структуры даже тех стран, которые не соответствуют установленным на Западе критериям.
Хонг С. - Внешняя политика Республики Корея в Арктическом регионе c. 107-126

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22275

Аннотация: В статье исследуется содержание арктической стратегии Республики Корея. Автор рассматривает причины экономического и политического характера, по которым Южная Корея стремится активизировать свою деятельность в регионе. Экономические возможности в Арктике связаны с добычей энергоресурсов, эксплуатацией транспортных маршрутов (Северного морского пути), превращением южнокорейских портов в крупные логистические центры и развитием судостроения. Политический аспект арктической стратегии обусловлен желанием Республики расширить свое международное влияние и получить признание в качестве средней державы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ и синтез, обобщение, сравнение, исторический и статистический методы и др. В результате исследования автор приходит к выводу, что в арктических институтах Республика Корея позиционирует себя в роли средней державы и является подходящей страной для такой роли, учитывая ее неагрессивную политику в Арктическом регионе. Она готова служить связующим звеном между странами – постоянными участницами Арктического совета и неарктическими странами, заинтересованными в регионе.
Розанова Л.И., Морошкина М.В. - Оценка влияния приграничного положения регионов на инвестиционную активность: зональные различия c. 112-119

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.13411

Аннотация: Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность являются неотъемлемой частью экономической политики стран. В статье рассматривается взаимосвязь инвестиционной активности с приграничным положением регионов России. Данный процесс неоднозначен для различных приграничных зон, характеризующихся большей или меньшей инвестиционной привлекательностью и активностью. Объектом исследования являются выделенные авторами по типологическим признакам регионы, сгруппированные в отдельные приграничные зоны. Предметом исследования является инвестиционная активность регионов, входящих в различные зоны. Актуальность исследования определяется сложностью социально-экономического развития во многих приграничных регионах, прежде всего входящих в состав казахстанской и кавказской приграничных зон, и необходимостью активизации инвестиционной деятельности в отстающих регионах. В исследовании используется метод группировки, сравнительного анализа. Авторами выделяются по типологии и местоположению разные приграничные зоны и проводится представленный в графическом виде вертикальный и горизонтальный анализ статистических данных по привлеченным в регионы инвестициям в основной капитал. В статье предпринята попытка дать характеристику инвестиционным процессам в регионах с позиций их выгодного в геополитическом и экономическом плане приграничного местоположения. Новизна исследования заключается в оригинальном подходе сопоставления регионов по их инвестиционной активности в разрезе не отдельных регионов, а целых групп регионов, объединенных в типологические зоны. Выявленные зональные различия позволяют авторам сделать вывод о том, что на инвестиционную активность влияет не столько фактор приграничного положения, сколько доступ к природным ресурсам, прежде всего в топливно-энергетическом секторе, а также возможность выхода на крупные рынки сбыта в условиях развитой транспортно-логистической инфраструктуры и емкого внутреннего потребительского рынка.
Хадорич Л.В., Хейфец В.Л. - Эволюция Организации американских государств в 90-е гг. ХХ века c. 120-140

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.14325

Аннотация: Период 1990-х гг. стал для Организации американских государств (ОАГ) поворотным моментом: с одной стороны, международная организация приобрела общеконтинентальный характер, формально объединив все 35 независимых государств Западного полушария, с другой – изменение основ международных отношений в результате распада биполярной системы означало неизбежную трансформацию основополагающих принципов функционирования ОАГ. Развитие получила деятельность по продвижению демократии, начался коренной пересмотр подходов к проблемам безопасности в регионе, основанный на отказе от идеи противодействия коммунистической угрозе; стала очевидна необходимость создания нового сценария регионального развития в целом. Данная статья предлагает анализ основных институциональных и функциональных трансформаций ОАГ в 1990-е гг. Акцент сделан на противоречиях, с которыми столкнулись государства-члены в процессе поиска новых моделей многостороннего взаимодействия в рамках старейшей региональной организации Западного полушария. Исследование базируется на общенаучных методах познания. В ходе работы авторы опирались на междисциплинарный и интегративный подход, рассматривая ОАГ системно, во всей совокупности межамериканских отношений в указанный хронологический период. Развитие ОАГ анализируется в тесном взаимодействии с конкретными историческими событиями и явлениями, то есть в соответствии с принципом историзма. В качестве основного вывода выступает идея о том, что несмотря на трансформации ОАГ периода 1990-х гг. вследствие совместного поиска новых моделей регионального развития государствами региона, глубинные межамериканские противоречия не позволили ОАГ полностью обновить механизмы взаимодействия, обеспечивая их максимальную эффективность. Неспособность справиться с уже имеющимися противоречиями ограничила достижения ОАГ в рассматриваемый период, несмотря на всю значимость системы коллективной безопасности демократии, оформившейся в рассматриваемый период. Тем не менее, 1990-е гг. заложили основные направления развития ОАГ в начале XXI века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"