Мировая политика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Региональные конфигурации международных отношений"
Региональные конфигурации международных отношений
Мазур О.А. - Политические партии Сирийского Курдистана в конфликте в Сирии c. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.1.18359

Аннотация: Предметом данного исследования являются курдские сирийские партии и их роль в политическом конфликте в Сирии. Объектом данного исследования является курдский вопрос в Сирии. Автор рассмотрела такие аспекты темы как политические программы двух основных сирийских курдских партий - Партии демократического союза (ПДС) и Курдского национального совета (КНС), их цели, внутреннюю структуру, сильные и слабые стороны, позицию по отношению к сирийскому конфликту, а также региональную и мировую ориентацию. Партии стремятся использовать конфликт в Сирии и организовать автономное правление в регионах, населенных курдами. Между тем, они находятся в противостоянии, что ставит под вопрос успех курдского сирийского автономного проекта в Сирии. Методологическим и теоретическим основанием исследования являются междисциплинарный, системный, проблемный подходы. Были использованы описательный, системный, институциональный и исторический методы. Новизна исследования заключается в том, что были изучены ведущие партии Сирийского Курдистана, которые встали во главе курдского процесса автономизации, запущенного после начала конфликта в Сирии, проанализированы их цели, политические программы, структура, сильные и слабые стороны, региональная и международная ориентация, а также позиция по отношению к сирийскому конфликту. Автор также рассмотрела взаимоотношения партий, проанализировала причины партийного противостояния. Выводы данной работы заключаются в том, что без четкого официального соглашения между ПДС и КНС, нейтральной позиции Турции по отношению к планам сирийских курдов, а также поддержки со стороны Курдского регионального правительства в Ираке курдский автономный проект в Сирии стоит под угрозой.
Плавинский В.Б. - Вопросы международного признания государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21016

Аннотация: Объектом исследования является Приднестровье как важная с геополитической точки зрения территория, затрагивающая интересы различных субъектов международного и регионального политического процесса. Сравниваются различные подходы международного сообщества к разрешению проблемы признания Приднестровской Молдавской Республики, появившейся в контексте дезинтеграционных процессов постсоветского периода. Подробно рассматриваются доклады известных специалистов международного права, решавших вопрос о возможности для ПМР получить признание её суверенитета. Анализируются взаимоотношения Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики, а также позиция России по вопросу официального признания государственного суверенитета ПМР. В работе используется системный подход, который позволяет получить комплексное видение объекта в рамках среды его существования и во всей совокупности составляющих его элементов, в их взаимозависимости и взаимодействии. Автор приходит к выводу, что на фоне очевидной несостоятельности международного права определяющим фактором в вопросах признания / непризнания новых государств становятся политические и стратегические интересы ключевых международных игроков, преследующих свои интересы. В результате этого сам объект коллизий – Приднестровье, выступает как побочный продукт их политического противостояния. Ситуация вокруг непризнанных государств требует переосмысления, преодоления стереотипов в понимании государственности и отказа от восприятия таких государств только через призму Ялтинско-хельсинских соглашений, что снизило бы уровень политической ангажированности в отношении этих государств со стороны ведущих мировых держав.
Приймачук Д.В. - Эволюция афганской политики США в 2000-2016 годах c. 44-53

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21080

Аннотация: Предметом исследования является эволюция политики США в отношении Исламской Республики Афганистан, реализуемой в 2000-2016 годах. При проведении исследования акцент сделан на войну в Афганистане, развязанную в 2001 году под предлогом борьбы с международным терроризмом (операция «Несгибаемая свобода») и официально завершенную в 2015 году в связи с достижением поставленных военно-политических целей операции. С этих позиций дана характеристика условий и факторов реализации политических концепций двух президентов США с выделением общего и самостоятельного в реализуемых ими политических курсах в отношении Афганистана. При проведении исследования использовались методы историографии, источниковедения, конфликтологии с применением системного подхода и системного анализа исследуемой проблемы. Основным выводом исследования является то, что современная стратегия Вашингтона в отношении Афганистана, с одной стороны, полностью соответствует традиционным геополитическим представлениям американских стратегов, а с другой – выступает логичным продолжением подходов администрации Джорджа Буша-младшего. Этот вопрос стал одним из немногих, в которых позиции двух американских президентов практически совпадали: общим стало осуществление политического курса в отношении Афганистана по единому плану и замыслу в интересах укрепления влияния Вашингтона в Центрально-Азиатском регионе.
Грачёв Б.В. - Политическая система интеграционного объединения c. 53-60

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19674

Аннотация: Данная статья посвящена определению понятия «политическая система интеграционного объединения» и описанию сущностных характеристик, присущих такой системе. Предметом исследования являются особенности взаимодействия институтов, определяющих функционирование политической системы в интеграционном блоке. Затрагиваются вопросы теории интеграции, истории системных и сравнительно-функциональных исследований в политической науке. Дается краткое описание основных функциональных элементов политической системы государства, и способов их взаимодействия. Особое внимание уделяется определению уровней институционального взаимодействия в интеграционном объединении. В качестве методологии использованы положения структурно-функционального подхода Г. Алмонда, отдельные элементы системного подхода Д. Истона. Используются положения теории неофункционализма применительно к интеграционным процессам. Новизна исследования заключается в рассмотрении интеграционного объединении как политической системы, формулировании соответствующего понятия и выработки определения. Особый вклад автора состоит в определении институциональных уровней взаимодействия такой политической системы, описании возможных схем взаимовлияния институтов на уровне гражданского общества отдельной страны, государства, интеграционного объединения, международной среды. Выводы исследования развивают методологию сравнительного подхода в политологии, позволяя на их основе проводить исследование политических объектов надгосударственного уровня.
Плавинский В.Б. - Институализация политической власти в Приднестровской Молдавской Республике: исторические предпосылки и современные факторы c. 61-68

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.20231

Аннотация: Предметом исследования являются основные черты и особенности институализации политической власти в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) в контексте исторических и современных политических процессов. В работе даётся обоснование объективных предпосылок институализации государственной власти в Приднестровье, выделяются ключевые факторы ее формирования и функционирования. Автор статьи аргументирует тезис о значении международно - правового признания ПМР для институализации власти в республике. Показаны делегитимирующие факторы политического режима, которые отражаются на состоянии его институализации В качестве основных методологических подходов использованы институционализм и сравнительный анализ. Их применение в совокупности с другими политическими теориями позволяет изучить новые политии как целостный институт, обладающий самодостаточностью, имеющий свои особые потребности и проявляющий тенденции развития. В результате исследования делается вывод о сложной, гибридной форме институализации политического режима ПМР, институализации политико - государственной власти как системной историко - политической проблемы, взаимозависимости институализации и легитимации власти, их внутренних и внешних факторов. Материалы статьи могут быть использованы в политической практике, а также в качестве дополнительной информации в курсах по политологии и регионоведению.
Зобнин А.В. - "Бахрейнский синдром": влияние международных факторов на российско-бахрейнские отношения (2014-2015 гг.) c. 85-102

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16693

Аннотация: Объектом настоящего исследования являются российско-бахрейнские отношения на современном этапе (2014-2015 гг.), предметом - черты и специфические особенности так называемого "Бахрейнского синдрома". «Бахрейнский синдром» определяется автором как феномен внешнеполитического поведения малых государств, характерными чертами которого являются активное участие в деятельности различного рода коалиций, лавирование между интересами крупных держав с целью поддержания баланса сил в регионе, подкрепление политических договоренностей финансово-экономическими соглашениями для реализации национальных потребностей. В центре внимания исследования - факторы, способствующие развитию и эволюции "Бахрейнского синдрома", их взаимозависимость друг с другом и способность оказывать действенное влияние на формирование российско-бахрейнских отношений. В качестве ключевого метода исследования используется сравнительно-политический анализ, а также факторный анализ в части определения факторов, оказывающих влияние на формирование "Бахрейнского синдрома". В ходе проведения исследования был сделан вывод о том, что к общим чертам «Бахрейнского синдрома» можно добавить специфическое компоненты, характерные только для внешнеполитического поведения Королевства Бахрейн, такие как ограничение обсуждения с потенциальными партнерами ряда внутриполитических вопросов, в частности, острое нежелание вмешательства третьих стран в проблемы политического развития бахрейнского общества, отдельные направления социального и культурного сотрудничества развиваются без привязки к политико-экономическим направлениям двухстороннего взаимодействия. К числу причин и факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование и эволюцию «Бахрейнского синдрома» можно отнести фактор Украины и Крыма, фактор США и Великобритании, фактор «Арабской весны». Однако если последний фактор можно отнести к разряду стимулирующих отношения, то первые два - к разряду затрудняющих их развитие.
Розанова Л.И., Морошкина М.В. - Оценка влияния приграничного положения регионов на инвестиционную активность: зональные различия c. 112-119

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.13411

Аннотация: Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность являются неотъемлемой частью экономической политики стран. В статье рассматривается взаимосвязь инвестиционной активности с приграничным положением регионов России. Данный процесс неоднозначен для различных приграничных зон, характеризующихся большей или меньшей инвестиционной привлекательностью и активностью. Объектом исследования являются выделенные авторами по типологическим признакам регионы, сгруппированные в отдельные приграничные зоны. Предметом исследования является инвестиционная активность регионов, входящих в различные зоны. Актуальность исследования определяется сложностью социально-экономического развития во многих приграничных регионах, прежде всего входящих в состав казахстанской и кавказской приграничных зон, и необходимостью активизации инвестиционной деятельности в отстающих регионах. В исследовании используется метод группировки, сравнительного анализа. Авторами выделяются по типологии и местоположению разные приграничные зоны и проводится представленный в графическом виде вертикальный и горизонтальный анализ статистических данных по привлеченным в регионы инвестициям в основной капитал. В статье предпринята попытка дать характеристику инвестиционным процессам в регионах с позиций их выгодного в геополитическом и экономическом плане приграничного местоположения. Новизна исследования заключается в оригинальном подходе сопоставления регионов по их инвестиционной активности в разрезе не отдельных регионов, а целых групп регионов, объединенных в типологические зоны. Выявленные зональные различия позволяют авторам сделать вывод о том, что на инвестиционную активность влияет не столько фактор приграничного положения, сколько доступ к природным ресурсам, прежде всего в топливно-энергетическом секторе, а также возможность выхода на крупные рынки сбыта в условиях развитой транспортно-логистической инфраструктуры и емкого внутреннего потребительского рынка.
Хадорич Л.В., Хейфец В.Л. - Эволюция Организации американских государств в 90-е гг. ХХ века c. 120-140

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.14325

Аннотация: Период 1990-х гг. стал для Организации американских государств (ОАГ) поворотным моментом: с одной стороны, международная организация приобрела общеконтинентальный характер, формально объединив все 35 независимых государств Западного полушария, с другой – изменение основ международных отношений в результате распада биполярной системы означало неизбежную трансформацию основополагающих принципов функционирования ОАГ. Развитие получила деятельность по продвижению демократии, начался коренной пересмотр подходов к проблемам безопасности в регионе, основанный на отказе от идеи противодействия коммунистической угрозе; стала очевидна необходимость создания нового сценария регионального развития в целом. Данная статья предлагает анализ основных институциональных и функциональных трансформаций ОАГ в 1990-е гг. Акцент сделан на противоречиях, с которыми столкнулись государства-члены в процессе поиска новых моделей многостороннего взаимодействия в рамках старейшей региональной организации Западного полушария. Исследование базируется на общенаучных методах познания. В ходе работы авторы опирались на междисциплинарный и интегративный подход, рассматривая ОАГ системно, во всей совокупности межамериканских отношений в указанный хронологический период. Развитие ОАГ анализируется в тесном взаимодействии с конкретными историческими событиями и явлениями, то есть в соответствии с принципом историзма. В качестве основного вывода выступает идея о том, что несмотря на трансформации ОАГ периода 1990-х гг. вследствие совместного поиска новых моделей регионального развития государствами региона, глубинные межамериканские противоречия не позволили ОАГ полностью обновить механизмы взаимодействия, обеспечивая их максимальную эффективность. Неспособность справиться с уже имеющимися противоречиями ограничила достижения ОАГ в рассматриваемый период, несмотря на всю значимость системы коллективной безопасности демократии, оформившейся в рассматриваемый период. Тем не менее, 1990-е гг. заложили основные направления развития ОАГ в начале XXI века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"