|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психология и Психотехника"
> Содержание № 11, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 19-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 11, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА |
Гуревич П.С., Стаховский Е. - К.-Г. Юнг как эзотерик (беседа главного редактора журнала Павла Гуревича с писателем, ведущим научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгением Стаховским) |
|
c. 883-889
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22621
Аннотация: Беседа посвящена К.-Г. Юнгу как эзотерику. Швейцарский психиатр был глубоко связан духовной мистической традицией. Фрейд и Юнг по-разному понимали содержание бессознательного, его структуру и роль в культуре. Юнг стремился глубоко изучить мистическую духовную традицию. Поэтому он интересовался не только европейской, но и восточной культурой. Юнг полагал, что для обретения духовности, нужно преодолеть множество трудностей. Это особый путь, доступный не многим. Обыденное сознание, как правило, глубоко укоренено в житейской достоверности. Скрытый план бытия ускользает от такого взгляда на реальность. В беседе отмечается глубочайший интерес Юнга к восточным учениям, к эзотерике. Он считал, что истинная тайна мира непостижима. Её можно только обозначить символически как бездну, как трансцендентное. В беседе использован сравнительный метод. Он позволил сопоставить учение Фрейда и Юнга, показать близость и принципиальное значение этих учений. В статье делается попытка дать целостное представление об эзотеризме Юнга. Отмечено его глубокое знакомство с восточными учениями – буддизмом и дзен-буддизмом. Показано, что буддизм использовал и числовую символику в качестве шифра, обозначающего сложный и длинный путь к постижению истины. Юнг снабдил издание Тибетской «Книги мёртвых» собственным предисловием. Он характеризовал этот памятник как философско-религиозный трактат-наставление для живых. По его мнению, в числе Священных Писаний эта книга имеет такой же вес и значение, как Библия, и Новый завет, Талмуд и Коран. Она является священной книгой не только в самом Тибете, но также и в других странах Востока.
Гуревич П.С., Стаховский Е. - К.-Г. Юнг как эзотерик (беседа главного редактора журнала Павла Гуревича с писателем, ведущим научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгением Стаховским) |
|
c. 883-889
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68631
Аннотация: Беседа посвящена К.-Г. Юнгу как эзотерику. Швейцарский психиатр был глубоко связан духовной мистической традицией. Фрейд и Юнг по-разному понимали содержание бессознательного, его структуру и роль в культуре. Юнг стремился глубоко изучить мистическую духовную традицию. Поэтому он интересовался не только европейской, но и восточной культурой. Юнг полагал, что для обретения духовности, нужно преодолеть множество трудностей. Это особый путь, доступный не многим. Обыденное сознание, как правило, глубоко укоренено в житейской достоверности. Скрытый план бытия ускользает от такого взгляда на реальность. В беседе отмечается глубочайший интерес Юнга к восточным учениям, к эзотерике. Он считал, что истинная тайна мира непостижима. Её можно только обозначить символически как бездну, как трансцендентное. В беседе использован сравнительный метод. Он позволил сопоставить учение Фрейда и Юнга, показать близость и принципиальное значение этих учений. В статье делается попытка дать целостное представление об эзотеризме Юнга. Отмечено его глубокое знакомство с восточными учениями – буддизмом и дзен-буддизмом. Показано, что буддизм использовал и числовую символику в качестве шифра, обозначающего сложный и длинный путь к постижению истины. Юнг снабдил издание Тибетской «Книги мёртвых» собственным предисловием. Он характеризовал этот памятник как философско-религиозный трактат-наставление для живых. По его мнению, в числе Священных Писаний эта книга имеет такой же вес и значение, как Библия, и Новый завет, Талмуд и Коран. Она является священной книгой не только в самом Тибете, но также и в других странах Востока.
Русакова М.С. - Типологический и ролевой подходы к командообразованию: сравнительный анализ процессов ролевого распределения |
|
c. 890-897
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22329
Аннотация: Статья посвящена эмпирическому сопоставлению особенностей процесса распределения ролей в командах, созданных посредством альтернативных технологий командообразования. Рассмотрению подлежат два наиболее разработанных подхода к комплектованию команды – типологический и ролевой. Исследование демонстрирует специфику каждого из подходов в отношении ряда вопросов распределения ролей членов команд. В частности, рассматриваются такие проблемы, как согласованность и устойчивость процесса распределения ролей, степень легкости категоризации ролевого поведения членов команды, особенности отношения участников к происходящим в команде процессам. Рассматриваются изменения данных показателей в зависимости от трех наиболее актуальных и естественно сменяющих друг друга условий совместной деятельности. Данные условия воссоздаются в ходе двухфакторного многоуровневого эксперимента. Первым условием взаимодействия членов команды выступает контекст низкой осведомленности игроков об особенностях ролевого поведения друг друга. Второе условие совместной деятельности предполагает закономерное накопление опыта командного взаимодействия, в то время как третье условие моделирует деятельность в условиях изменений, с которыми длительно функционирующей команде неизбежно приходится сталкиваться. Исследование показывает, что применение типологического подхода приводит к более напряженным процессам ролевого распределения, первоначально формируя в команде взаимные иллюзии участников относительно друг друга. Временной фактор и условия изменений способствуют активной конструктивной перестройке системы ролей. В то же время внедрение ролевого подхода сопряжено с замедленным и достаточно корректным формированием данной системы, оказывающейся, однако, менее устойчивой к стрессовым условиям деятельности.
Русакова М.С. - Типологический и ролевой подходы к командообразованию: сравнительный анализ процессов ролевого распределения |
|
c. 890-897
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68632
Аннотация: Статья посвящена эмпирическому сопоставлению особенностей процесса распределения ролей в командах, созданных посредством альтернативных технологий командообразования. Рассмотрению подлежат два наиболее разработанных подхода к комплектованию команды – типологический и ролевой. Исследование демонстрирует специфику каждого из подходов в отношении ряда вопросов распределения ролей членов команд. В частности, рассматриваются такие проблемы, как согласованность и устойчивость процесса распределения ролей, степень легкости категоризации ролевого поведения членов команды, особенности отношения участников к происходящим в команде процессам. Рассматриваются изменения данных показателей в зависимости от трех наиболее актуальных и естественно сменяющих друг друга условий совместной деятельности. Данные условия воссоздаются в ходе двухфакторного многоуровневого эксперимента. Первым условием взаимодействия членов команды выступает контекст низкой осведомленности игроков об особенностях ролевого поведения друг друга. Второе условие совместной деятельности предполагает закономерное накопление опыта командного взаимодействия, в то время как третье условие моделирует деятельность в условиях изменений, с которыми длительно функционирующей команде неизбежно приходится сталкиваться. Исследование показывает, что применение типологического подхода приводит к более напряженным процессам ролевого распределения, первоначально формируя в команде взаимные иллюзии участников относительно друг друга. Временной фактор и условия изменений способствуют активной конструктивной перестройке системы ролей. В то же время внедрение ролевого подхода сопряжено с замедленным и достаточно корректным формированием данной системы, оказывающейся, однако, менее устойчивой к стрессовым условиям деятельности.
Мордас Е.С. - Зависть к беременности и фантазии о беременности у мужчин |
|
c. 898-905
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22765
Аннотация: В работе представлен обзор некоторых психоаналитических идей, посвященных теме зависти мужчины к женщине (репродуктивным возможностям женщины), мужским фантазиям о беременности. З. Фрейд отмечал в контексте своей фаллоцентрической теории специфическое проявление зависти (у женщин), а именно зависть к пенису. Анализ зависти к пенису и женского кастрационного комплекса имеет важное значение для психоаналитической терапии женщин. К сожалению, не так много работ посвящено теме зависти мужчины к женскому полу и детородной функции, а также той роли, которую это чувство играет в развитии мужского характера и психопатологии. Несмотря на то, что разочарование мальчика в этом отношении столь же глубоко, как зависть к пенису у девочки. Чувство зависти беременности и деторождению, фантазии о беременности – значимый материал для понимания идентификации мужчины с женской фигурой и формирования мужской половой идентичности. Психоаналитический опыт показал доэдипальный период возникновения чувства зависти. Мальчик хочет быть всемогущим как мать, и иметь способность к деторождению. Это выражение гермафродитического желания и бисексуальности человека. Стадия анального эротизма позволяет мальчику фантазировать о беременности, не имея феминных наклонностей. Идентификация с матерью способствует тому, что мальчик обходит кастрационные переживания, сохраняет связь с матерью (то есть предупреждает разлуку). Посредством фантазий о беременности мальчик выражает желание стать ребенком; фантазия появляется в ситуации, когда необходимо проявить мужественность. Идентификация с матерью позволяет мальчику (мужчине) стать любимым для отца. Фантазии о беременности мужчины поддерживают идентификацию с женской фигурой и возможным источником которых (фантазий) является зависть к матери, способной к деторождению. Провоцирующие внешние обстоятельства (беременность жены, аналитика) приводят к потере психического равновесия мужчины, регрессии. Возникающее новое психическое равновесие зависит от структуры Эго и исходного конфликта и структуры личности. Беременность является одним из решающих периодов развития для мужчин и для женщин. Отдельно стоит отметить недостаточность клинического психоаналитического материала (психотерапевтической практики, в частности), посвященного психоанализу беременности, доступного русскоязычному читателю.
Мордас Е.С. - Зависть к беременности и фантазии о беременности у мужчин |
|
c. 898-905
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68633
Аннотация: В работе представлен обзор некоторых психоаналитических идей, посвященных теме зависти мужчины к женщине (репродуктивным возможностям женщины), мужским фантазиям о беременности. З. Фрейд отмечал в контексте своей фаллоцентрической теории специфическое проявление зависти (у женщин), а именно зависть к пенису. Анализ зависти к пенису и женского кастрационного комплекса имеет важное значение для психоаналитической терапии женщин. К сожалению, не так много работ посвящено теме зависти мужчины к женскому полу и детородной функции, а также той роли, которую это чувство играет в развитии мужского характера и психопатологии. Несмотря на то, что разочарование мальчика в этом отношении столь же глубоко, как зависть к пенису у девочки. Чувство зависти беременности и деторождению, фантазии о беременности – значимый материал для понимания идентификации мужчины с женской фигурой и формирования мужской половой идентичности. Психоаналитический опыт показал доэдипальный период возникновения чувства зависти. Мальчик хочет быть всемогущим как мать, и иметь способность к деторождению. Это выражение гермафродитического желания и бисексуальности человека. Стадия анального эротизма позволяет мальчику фантазировать о беременности, не имея феминных наклонностей. Идентификация с матерью способствует тому, что мальчик обходит кастрационные переживания, сохраняет связь с матерью (то есть предупреждает разлуку). Посредством фантазий о беременности мальчик выражает желание стать ребенком; фантазия появляется в ситуации, когда необходимо проявить мужественность. Идентификация с матерью позволяет мальчику (мужчине) стать любимым для отца. Фантазии о беременности мужчины поддерживают идентификацию с женской фигурой и возможным источником которых (фантазий) является зависть к матери, способной к деторождению. Провоцирующие внешние обстоятельства (беременность жены, аналитика) приводят к потере психического равновесия мужчины, регрессии. Возникающее новое психическое равновесие зависит от структуры Эго и исходного конфликта и структуры личности. Беременность является одним из решающих периодов развития для мужчин и для женщин. Отдельно стоит отметить недостаточность клинического психоаналитического материала (психотерапевтической практики, в частности), посвященного психоанализу беременности, доступного русскоязычному читателю.
Профессиональная психология |
Гандер Д.В., Ворона А.А., Пономаренко В.А., Алексеенко М.С. - Методологические и теоретические предпосылки психологических исследований летного труда на современном этапе развития авиации |
|
c. 906-912
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22442
Аннотация: Предметом исследования являются методы и результаты психологических исследований летного труда. Объектом исследования является психологическое обеспечение эксплуатации летательных аппаратов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как психологические аспекты принятия решений в летной деятельности, методико-теоретическая основа психологических исследований в авиации, психологические особенности летной деятельности на современных летательных аппаратах, технические средства формирования профессионально важных качеств летчика. Особое внимание уделяется определению значимости психологических исследований летного труда для безопасности полетов государственной авиации. Методология исследований базируется на системном подходе и объединяет методы психологии труда, инженерной психологии, эргономики и авиационной медицины. Основным выводом проведенного исследования является конкретизация того, что учет результатов психологических исследований при проектировании летательных аппаратов и обучении летного состава является неотъемлемой составляющей системы обеспечения безопасности полетов и сохранения здоровья летного состава. Особым вкладом авторов в исследование темы является обобщение результатов психологических исследований летного труда с акцентом на их применение на современном этапе развития авиации.
Гандер Д.В., Ворона А.А., Пономаренко В.А., Алексеенко М.С. - Методологические и теоретические предпосылки психологических исследований летного труда на современном этапе развития авиации |
|
c. 906-912
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68634
Аннотация: Предметом исследования являются методы и результаты психологических исследований летного труда. Объектом исследования является психологическое обеспечение эксплуатации летательных аппаратов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как психологические аспекты принятия решений в летной деятельности, методико-теоретическая основа психологических исследований в авиации, психологические особенности летной деятельности на современных летательных аппаратах, технические средства формирования профессионально важных качеств летчика. Особое внимание уделяется определению значимости психологических исследований летного труда для безопасности полетов государственной авиации. Методология исследований базируется на системном подходе и объединяет методы психологии труда, инженерной психологии, эргономики и авиационной медицины. Основным выводом проведенного исследования является конкретизация того, что учет результатов психологических исследований при проектировании летательных аппаратов и обучении летного состава является неотъемлемой составляющей системы обеспечения безопасности полетов и сохранения здоровья летного состава. Особым вкладом авторов в исследование темы является обобщение результатов психологических исследований летного труда с акцентом на их применение на современном этапе развития авиации.
Рыбакова Н.А. - Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога |
|
c. 913-920
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22760
Аннотация: Объектом исследования является самоактуализация педагога в профессиональной деятельности, обеспечивающая его профессионально-личностный рост и достижение целей современного образования. Предметом выступает выявление совокупности внешних факторов, способствующих повышению эффективности педагогической самоактуализации. В соответствии с этим, автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как определение основных объективных источников самоактуализации педагога, осознание и использование ресурсов которых выступает важным фактором, положительно влияющим на данный процесс. Существенное место отводится принципам педагогической самоактуализации, раскрывающим значимость всего комплекса внешних факторов в единстве с внутренними. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию внешне-активизирующих условий. Исследование опирается на идеи философии экзистенциализма о необходимости дополнения абсолютности свободы тотальной ответственностью человека; личностно-деятельностный подход; теории и концепции самоактуализации и личностного роста; акмеологический подход к самоактуализации педагога; аксиологический подход к педагогической деятельности и др. Основными выводам исследования являются следующие положения: становление и эффективное функционирование самоактуализации педагога в высокой степени детерминируется внешними факторами; важными объективными источниками самоактуализации педагога выступают социальная востребованность, объективные научные знания, культура общества, сама профессионально-педагогическая деятельность; внешне-активизирующие условия связаны с наличием стимулирующей профессиональной среды и с организацией специальной подготовки педагога к самоактуализации в системе непрерывного образования.
Рыбакова Н.А. - Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога |
|
c. 913-920
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68635
Аннотация: Объектом исследования является самоактуализация педагога в профессиональной деятельности, обеспечивающая его профессионально-личностный рост и достижение целей современного образования. Предметом выступает выявление совокупности внешних факторов, способствующих повышению эффективности педагогической самоактуализации. В соответствии с этим, автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как определение основных объективных источников самоактуализации педагога, осознание и использование ресурсов которых выступает важным фактором, положительно влияющим на данный процесс. Существенное место отводится принципам педагогической самоактуализации, раскрывающим значимость всего комплекса внешних факторов в единстве с внутренними. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию внешне-активизирующих условий. Исследование опирается на идеи философии экзистенциализма о необходимости дополнения абсолютности свободы тотальной ответственностью человека; личностно-деятельностный подход; теории и концепции самоактуализации и личностного роста; акмеологический подход к самоактуализации педагога; аксиологический подход к педагогической деятельности и др. Основными выводам исследования являются следующие положения: становление и эффективное функционирование самоактуализации педагога в высокой степени детерминируется внешними факторами; важными объективными источниками самоактуализации педагога выступают социальная востребованность, объективные научные знания, культура общества, сама профессионально-педагогическая деятельность; внешне-активизирующие условия связаны с наличием стимулирующей профессиональной среды и с организацией специальной подготовки педагога к самоактуализации в системе непрерывного образования.
Луценко Т.В., Свистунова Е.В. - Инклюзивное образование как фактор формирования адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с нарушениями зрения) |
|
c. 921-927
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22606
Аннотация: Предметом исследования явился процесс формирования адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Объектом исследования является инклюзивное образование как фактор формирования адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования: 1. Исследовать факторы, влияющие на динамику изменения агрессивности и тревожности дошкольников с ОВЗ при включении в систему инклюзивного образования. Включение дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивную группу является стрессовым фактором. Методология исследования: 1. опросники «Определение тревожности у ребенка методом наблюдения» (П. Бейкер, М. Алворд) 2. «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко). В условиях реорганизации системы образования в РФ, когда повсеместно вводится инклюзивная практика, в инклюзивных группах возникают проблемы, связанные с разницей в восприятии, сменой привычной среды и др. как у дошкольников с нарушениями зрения, так и у их нормально развивающихся сверстников. Вывод: инклюзивное образование содержит существенный потенциал для снижения тревожности и агрессивности детей с ОВЗ. Но для его реализации необходимо своевременное проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения и дошкольников с нормативным зрением при переходе на инклюзивные формы обучения путем формирования навыков и умений, снижающих агрессивность и тревожность детей, посещающих инклюзивную группу и их родителей.
Луценко Т.В., Свистунова Е.В. - Инклюзивное образование как фактор формирования адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с нарушениями зрения) |
|
c. 921-927
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68636
Аннотация: Предметом исследования явился процесс формирования адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Объектом исследования является инклюзивное образование как фактор формирования адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования: 1. Исследовать факторы, влияющие на динамику изменения агрессивности и тревожности дошкольников с ОВЗ при включении в систему инклюзивного образования. Включение дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивную группу является стрессовым фактором. Методология исследования: 1. опросники «Определение тревожности у ребенка методом наблюдения» (П. Бейкер, М. Алворд) 2. «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко). В условиях реорганизации системы образования в РФ, когда повсеместно вводится инклюзивная практика, в инклюзивных группах возникают проблемы, связанные с разницей в восприятии, сменой привычной среды и др. как у дошкольников с нарушениями зрения, так и у их нормально развивающихся сверстников. Вывод: инклюзивное образование содержит существенный потенциал для снижения тревожности и агрессивности детей с ОВЗ. Но для его реализации необходимо своевременное проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие социальной компетентности дошкольников с нарушениями зрения и дошкольников с нормативным зрением при переходе на инклюзивные формы обучения путем формирования навыков и умений, снижающих агрессивность и тревожность детей, посещающих инклюзивную группу и их родителей.
Прохорова М.В., Овсянникова О.М. - Сравнительный анализ социально-психологических методик диагностики мотивации трудовой деятельности |
|
c. 928-934
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22791
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу некоторых социально-психологических методик, используемых для оценки мотивации трудовой деятельности, с целью определения их диагностического потенциала. В ходе сравнительного анализа рассматриваются четыре теста, диагностическая процедура и пять опросных методик. Авторами собраны справочные данные по каждой методике (их полное и краткое наименования, разработчики, год издания, метод диагностики), проведён анализ структуры, ситуаций и особенностей применения диагностических инструментов, выявлены их сильные и слабые стороны. Для описания и выявления диагностического потенциала социально-психологических методик оценки мотивации трудовой деятельности авторами определён набор характеристик, в соответствии с которыми последовательно проводилось сравнение диагностических инструментов: предмет исследования; теоретическая или концептуальная модель; структура методики; автоматизация; время выполнения и обработки данных; условия применения (решаемые задачи). На этапе интерпретации данных и формирования рекомендаций авторами применён метод классификации. Научная новизна и практическая ценность исследования состоит в выделении по предмету диагностики трёх групп методик, оценивающих мотивацию трудовой деятельности. Методики первой группы позволяют определить типы мотивации; методики второй группы выявляют структуру (содержание) мотивации трудовой деятельности; методики третьей группы позволяют выявлять мотивационное поле (процесс решения задачи мотивации труда). Разработаны рекомендации по подбору методик для оценки мотивации в научных и прикладных целях.
Прохорова М.В., Овсянникова О.М. - Сравнительный анализ социально-психологических методик диагностики мотивации трудовой деятельности |
|
c. 928-934
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68637
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу некоторых социально-психологических методик, используемых для оценки мотивации трудовой деятельности, с целью определения их диагностического потенциала. В ходе сравнительного анализа рассматриваются четыре теста, диагностическая процедура и пять опросных методик. Авторами собраны справочные данные по каждой методике (их полное и краткое наименования, разработчики, год издания, метод диагностики), проведён анализ структуры, ситуаций и особенностей применения диагностических инструментов, выявлены их сильные и слабые стороны. Для описания и выявления диагностического потенциала социально-психологических методик оценки мотивации трудовой деятельности авторами определён набор характеристик, в соответствии с которыми последовательно проводилось сравнение диагностических инструментов: предмет исследования; теоретическая или концептуальная модель; структура методики; автоматизация; время выполнения и обработки данных; условия применения (решаемые задачи). На этапе интерпретации данных и формирования рекомендаций авторами применён метод классификации. Научная новизна и практическая ценность исследования состоит в выделении по предмету диагностики трёх групп методик, оценивающих мотивацию трудовой деятельности. Методики первой группы позволяют определить типы мотивации; методики второй группы выявляют структуру (содержание) мотивации трудовой деятельности; методики третьей группы позволяют выявлять мотивационное поле (процесс решения задачи мотивации труда). Разработаны рекомендации по подбору методик для оценки мотивации в научных и прикладных целях.
Пудиков И.В. - Был ли К.И. Чуковский фрейдистом? |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.21300
Аннотация: К.И. Чуковский является самым читаемым автором за всю историю человечества. Уже один это факт делает актуальным выявление предпосылок его творческого успеха. В статье анализируется влияние на творчество К.И. Чуковского, в частности, его книгу о детской психологии «От двух до пяти», ставшую бестселлером в СССР, фактов биографии писателя, его увлечения концепциями З. Фреда, М. Кляйн, Д.В. Винникотта, С. Айзекс, контактов писателя с отечественными и зарубежными учеными-психологами. С помощью историко-биографического метода, переписки писателя с представителями творческой интеллигенции, анализа пометок писателя в первоисточниках из его библиотеки выявляются истоки его психолого-педагогической концепции, проводятся сопоставления с трудами зарубежных специалистов. Впервые в отечественной психологии творчества рассматривается психоаналитическая методология классика отечественной детской литературы, прослеживаются связи позиции Чуковского-психолога с работами современных ему психоаналитиков. Делается вывод о психоаналитическом фундаменте и одновременно оригинальности авторской концепции «От двух до пяти», а также его ориентации на работы представителей британской школы психоанализа.
Пудиков И.В. - Был ли К.И. Чуковский фрейдистом? |
|
c. 935-948
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68638
Аннотация: К.И. Чуковский является самым читаемым автором за всю историю человечества. Уже один это факт делает актуальным выявление предпосылок его творческого успеха. В статье анализируется влияние на творчество К.И. Чуковского, в частности, его книгу о детской психологии «От двух до пяти», ставшую бестселлером в СССР, фактов биографии писателя, его увлечения концепциями З. Фреда, М. Кляйн, Д.В. Винникотта, С. Айзекс, контактов писателя с отечественными и зарубежными учеными-психологами. С помощью историко-биографического метода, переписки писателя с представителями творческой интеллигенции, анализа пометок писателя в первоисточниках из его библиотеки выявляются истоки его психолого-педагогической концепции, проводятся сопоставления с трудами зарубежных специалистов. Впервые в отечественной психологии творчества рассматривается психоаналитическая методология классика отечественной детской литературы, прослеживаются связи позиции Чуковского-психолога с работами современных ему психоаналитиков. Делается вывод о психоаналитическом фундаменте и одновременно оригинальности авторской концепции «От двух до пяти», а также его ориентации на работы представителей британской школы психоанализа.
Днов К.В., Баурова Н.Н. - Разработка и апробация психодиагностической методики выявления военнослужащих, склонных к избегащему, суицидальному, агрессивному, делинквентному и аддиктивному поведению («ИСАДА») |
|
c. 949-959
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22178
Аннотация: Авторы рассматривают проблему отклоняющегося поведения военнослужащих, описывают этапы выделения наиболее значимых для Вооруженных сил типов отклоняющегося поведения, и разработки оригинальной методики их диагностики. На первом этапе проводился опрос офицеров (n=113) непосредственно руководящих военнослужащими по призыву на предмет наиболее значимых по их мнению форм отклоняющегося поведения, которые оказывают выраженное негативное влияние на боеспособность подразделения и деятельность подразделений в мирное время. В результате были выделены пять основных форм девиантного поведения, актуальных для военнослужащих по призыву: избегащее, суицидальное, агрессивное, делинквентное и аддиктивное. На следующих этапах работы проводилось обследование военнослужащих по призыву и разрабатывалась методика выявлению военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению. Было обследовано1352 военнослужащих по призыву в начальный период прохождения службы комплексом современных психодиагностических методик«Индекс жизненного стиля», опросник «Девиантность», опросник враждебности Басса-Дарки, «Пятифакторный опросник личности», опросник «Способы совладающего поведения», опросник «Девиантное поведение» (ДАП; 1999 г.). выделении вопросов-маркеров при анализе ответов на вопросы психодиагностических методик военнослужащих, проявивших в ходе дальнейшее службы различные формы отклоняющегося поведения и военнослужащих без подобных проявлений. На основе выделенных вопросов была разработана оригинальная скрининговая Методика по оценке отклоняющихся форм поведения у военнослужащих. Основной упор при разработке Методики «ИСАДА» был сделан на удобство применения. Получены удовлетворительные показатели содержательной, очевидной, конструктной валидности, самосогласованности и ретестовой надежности. В своей настоящей форме методика может быть рекомендована в качестве дополнительной при обследовании военнослужащих по призыву и лиц поступающих на военную службу по призыву в ходе Военно-врачебной экспертизы.
Днов К.В., Баурова Н.Н. - Разработка и апробация психодиагностической методики выявления военнослужащих, склонных к избегащему, суицидальному, агрессивному, делинквентному и аддиктивному поведению («ИСАДА») |
|
c. 949-959
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68639
Аннотация: Авторы рассматривают проблему отклоняющегося поведения военнослужащих, описывают этапы выделения наиболее значимых для Вооруженных сил типов отклоняющегося поведения, и разработки оригинальной методики их диагностики. На первом этапе проводился опрос офицеров (n=113) непосредственно руководящих военнослужащими по призыву на предмет наиболее значимых по их мнению форм отклоняющегося поведения, которые оказывают выраженное негативное влияние на боеспособность подразделения и деятельность подразделений в мирное время. В результате были выделены пять основных форм девиантного поведения, актуальных для военнослужащих по призыву: избегащее, суицидальное, агрессивное, делинквентное и аддиктивное. На следующих этапах работы проводилось обследование военнослужащих по призыву и разрабатывалась методика выявлению военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению. Было обследовано1352 военнослужащих по призыву в начальный период прохождения службы комплексом современных психодиагностических методик«Индекс жизненного стиля», опросник «Девиантность», опросник враждебности Басса-Дарки, «Пятифакторный опросник личности», опросник «Способы совладающего поведения», опросник «Девиантное поведение» (ДАП; 1999 г.). выделении вопросов-маркеров при анализе ответов на вопросы психодиагностических методик военнослужащих, проявивших в ходе дальнейшее службы различные формы отклоняющегося поведения и военнослужащих без подобных проявлений. На основе выделенных вопросов была разработана оригинальная скрининговая Методика по оценке отклоняющихся форм поведения у военнослужащих. Основной упор при разработке Методики «ИСАДА» был сделан на удобство применения. Получены удовлетворительные показатели содержательной, очевидной, конструктной валидности, самосогласованности и ретестовой надежности. В своей настоящей форме методика может быть рекомендована в качестве дополнительной при обследовании военнослужащих по призыву и лиц поступающих на военную службу по призыву в ходе Военно-врачебной экспертизы.
Прохорова М.В., Пономарева Л.Н. - Проективная методика «Рисунок идеальной работы» как инструмент оценки профессиональных планов оптанта |
|
c. 960-964
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.22379
Аннотация: Статья посвящена разработке проективной методики «Рисунок идеальной работы», предназначенной для оперативного выявления профессиональных планов оптанта. Идея методики состоит в том, что оптант помещается в ситуацию профессионального выбора, а идеальная работа становится для него неопределённым и неоднозначным стимулом, который предстоит изобразить на листе бумаги. Авторы дают методологическое обоснование инструмента, обозначают его структуру, подробно описывают процедуру обследования оптанта, которая включает формулирование инструкции и способы преодоления возражений испытуемого относительно выполнения задания, регистрацию процесса рисования, постдиагностическую беседу. В статье объясняется, каким образом проводится анализ процесса рисования и структуры рисунка, предлагается схема интерпретации полученных данных и разработки рекомендаций. В статью включён рисунок, на примере которого проведён анализ профессионального плана старшеклассника. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Методика включает инструкцию и бланк для регистрации общих сведений об испытуемом, его ответов на вопросы психолога, ориентировочных ключей для анализа процесса рисования (Приложение 1, часть 2) и структуры изображения (Приложение 1, часть 4). В основу разработки ориентировочных ключей положены исследования по интерпретации элементов проективных рисунков [1, с.285-320; 4, с. 211-221]. Апробация методики осуществлялась на занятиях по организационной психодиагностике [7], а также в старших классах нижегородских школ. Разработанная методика «Рисунок идеальной работы», относящаяся к группе экспрессивных проективных техник, позволяет оперативно выявлять наличие или отсутствие, а также содержание профессиональных планов оптанта. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Перспективными будут исследования по проверке психометрических показателей методики и её апробация на разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности группам.
Прохорова М.В., Пономарева Л.Н. - Проективная методика «Рисунок идеальной работы» как инструмент оценки профессиональных планов оптанта |
|
c. 960-964
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.11.68640
Аннотация: Статья посвящена разработке проективной методики «Рисунок идеальной работы», предназначенной для оперативного выявления профессиональных планов оптанта. Идея методики состоит в том, что оптант помещается в ситуацию профессионального выбора, а идеальная работа становится для него неопределённым и неоднозначным стимулом, который предстоит изобразить на листе бумаги. Авторы дают методологическое обоснование инструмента, обозначают его структуру, подробно описывают процедуру обследования оптанта, которая включает формулирование инструкции и способы преодоления возражений испытуемого относительно выполнения задания, регистрацию процесса рисования, постдиагностическую беседу. В статье объясняется, каким образом проводится анализ процесса рисования и структуры рисунка, предлагается схема интерпретации полученных данных и разработки рекомендаций. В статью включён рисунок, на примере которого проведён анализ профессионального плана старшеклассника. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Методика включает инструкцию и бланк для регистрации общих сведений об испытуемом, его ответов на вопросы психолога, ориентировочных ключей для анализа процесса рисования (Приложение 1, часть 2) и структуры изображения (Приложение 1, часть 4). В основу разработки ориентировочных ключей положены исследования по интерпретации элементов проективных рисунков [1, с.285-320; 4, с. 211-221]. Апробация методики осуществлялась на занятиях по организационной психодиагностике [7], а также в старших классах нижегородских школ. Разработанная методика «Рисунок идеальной работы», относящаяся к группе экспрессивных проективных техник, позволяет оперативно выявлять наличие или отсутствие, а также содержание профессиональных планов оптанта. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Перспективными будут исследования по проверке психометрических показателей методики и её апробация на разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности группам.
|
|