Статья 'Проективная методика «Рисунок идеальной работы» как инструмент оценки профессиональных планов оптанта' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Проективная методика «Рисунок идеальной работы» как инструмент оценки профессиональных планов оптанта

Прохорова Мария Вячеславовна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психология управления, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603022, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Малая Ямская, 76, кв. 11

Prokhorova Mariya Vyacheslavovna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Managerial Psychology at National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

603022, Russia, Nizhni Novgorod, str. Malaya Yamskaya, 76, ap. 11

personalgerente@mail.ru
Пономарева Лидия Николаевна

кандидат психологических наук

аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, 77

Ponomareva Lidia Nikolaevna

PhD in Psychology

post-graduate student at National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

603000, Russia, Nizhni Novgorod, Maxim Gorky's str., 77, ap. 76

Lidia.unn@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.11.22379

Дата направления статьи в редакцию:

22-03-2017


Дата публикации:

18-06-2017


Аннотация: Статья посвящена разработке проективной методики «Рисунок идеальной работы», предназначенной для оперативного выявления профессиональных планов оптанта. Идея методики состоит в том, что оптант помещается в ситуацию профессионального выбора, а идеальная работа становится для него неопределённым и неоднозначным стимулом, который предстоит изобразить на листе бумаги. Авторы дают методологическое обоснование инструмента, обозначают его структуру, подробно описывают процедуру обследования оптанта, которая включает формулирование инструкции и способы преодоления возражений испытуемого относительно выполнения задания, регистрацию процесса рисования, постдиагностическую беседу. В статье объясняется, каким образом проводится анализ процесса рисования и структуры рисунка, предлагается схема интерпретации полученных данных и разработки рекомендаций. В статью включён рисунок, на примере которого проведён анализ профессионального плана старшеклассника. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Методика включает инструкцию и бланк для регистрации общих сведений об испытуемом, его ответов на вопросы психолога, ориентировочных ключей для анализа процесса рисования (Приложение 1, часть 2) и структуры изображения (Приложение 1, часть 4). В основу разработки ориентировочных ключей положены исследования по интерпретации элементов проективных рисунков [1, с.285-320; 4, с. 211-221]. Апробация методики осуществлялась на занятиях по организационной психодиагностике [7], а также в старших классах нижегородских школ. Разработанная методика «Рисунок идеальной работы», относящаяся к группе экспрессивных проективных техник, позволяет оперативно выявлять наличие или отсутствие, а также содержание профессиональных планов оптанта. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Перспективными будут исследования по проверке психометрических показателей методики и её апробация на разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности группам.


Ключевые слова:

проективная методика, рисунок идеальной работы, анализ структуры рисунка, анализ процесса рисования, профориентация, профессиональная роль, оценка профессиональных планов, ситуация профессионального выбора, экспрессивная проективная техника, организационная психодиагностика

УДК:

159.9.072

Abstract: The article is devoted to design of the projective technique “Picture of ideal work” intended for a fast detection of an optant’s professional plans. The idea of the method is that an optant is placed in a situation of professional choice, and the ideal work becomes for him or her an uncertain and multivalued stimulus which has to be drawn on paper. The authors offer the methodological basement of this method, point out its structure, describe in detail an optant’s survey procedure which includes preparing the instruction and the means of overcoming the optant’s objections in respect to performing the task, recording the drawing process, and postsurvey interview. The way of carrying out the analysis of the drawing process and the structure of the picture is explained, a sketch of interpreting the obtained data and elaboration of references is suggested in the article. The article includes a picture, that is an example, on which the analysis of a high school student’s professional plans is realized. When carrying out professional counselling, it is reasonable to apply this method along with occupational orientation tests and interviews that will raise accuracy and predictive validity of conclusions. The method includes an instruction and paper sheet for recording overall information about a respondent and his or her answers to psychologist's questions, keys to analyze the drawing process (Annex 1, Part 2) and the image structure (Annex 1, Part 4). The keys were developed based on the provisions of researches devoted to interpretation of drawing elements. The method was tested during organisational psychodiagnostics classes and at high schools of Nizhni Novgorod. The developed method 'Picture of Ideal Work' as an expressive projective technique allows to define presence or absence as well as contents of an optant's professional plans. The method can be useful during professional counselling if it is combined with professionally oriented tests and interviews which will raise its accuracy. Further reseraches of the method may include validation of psychometric indicators and testing the method for different gender, age and professional attribution.


Keywords:

projective technique, picture of ideal work, analysis of picture structure, analysis of drawing process, vocational guidance, occupational role, assessment of professional plans, situation of the professional choice, expressional projective equipment, organizational psychodiagnostics

Введение

«Помимо основных целевых компонентов, которые, несомненно, выступают доминирующими» [5, с.26], профессиональный план включает и «представление и о средствах реализации цели» [там же]. Выявление профессиональных планов оптанта является первой стадией профессионального цикла [6] и отправной точкой в карьерном консультировании старшеклассников, кандидатов на вакансии рынка труда.

Наиболее известные профориентационные методики, к числу которых относятся «Дифференциально-диагностический опросник» [2], «Опросник профессиональных предпочтений» [9], «Профориентатор» [3], «Якоря карьеры» [10], позволяют выявлять профессиональные типы, предпочтения, ценности оптанта. Определённым потенциалом в оценке профессиональных планов обладают биодромальный метод [5] и «Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы» [8], реализация которых предполагает значительные затраты времени, а также не исключает социально желаемых и закрытых ответов оптанта. Отсюда возникает потребность в создании простого инструмента, который позволяет оперативно выявить у оптанта наличие или отсутствие профессиональных планов, определить их содержание, сведя к минимуму его желательные или закрытые ответы. Разработка такой методики послужила целью данного исследования, методологическим основанием которого выступил проективный подход. Идея методики состоит в том, что оптант помещается в ситуацию профессионального выбора, а идеальная работа становится для него неопределённым и неоднозначным стимулом, который предстоит изобразить на листе бумаги. «Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему» [2, с. 294] позволяет отнести данную методику, в соответствии с классификацией Л. Франка, к группе экспрессивных проективных техник.

Структура методики. Методика включает инструкцию и бланк для регистрации общих сведений об испытуемом, его ответов на вопросы психолога, ориентировочных ключей для анализа процесса рисования (Приложение 1, часть 2) и структуры изображения (Приложение 1, часть 4). В основу разработки ориентировочных ключей положены исследования по интерпретации элементов проективных рисунков [1, с.285-320; 4, с. 211-221]. Апробация методики осуществлялась на занятиях по организационной психодиагностике [7], а также в старших классах нижегородских школ.

Процедура исследования. Психолог проводит исследование с испытуемым индивидуально, что позволяет ему отслеживать и фиксировать процесс рисования, а также провести интервью с респондентом в благоприятной атмосфере.

Первоначально психолог просит испытуемого сообщить о себе общие сведения, которые необходимы для обработки данных: фамилия, имя, возраст в количестве полных лет, а также наличие опыта работы и его продолжительность, занимаемая должность. Опыт работы регистрируется в количестве полных месяцев. Указанная испытуемым информация, а также его пол фиксируются на специальном бланке (Приложение 1, часть 1).

Далее психолог обращается к испытуемому со следующей инструкцией: «Пожалуйста, нарисуйте идеальную работу такой, какой Вы себе её представляете, на листе белой бумаги. Это поможет подобрать Вам работу по душе. Совместно мы сможем построить план Вашего карьерного и профессионального роста. Вы можете использовать для этого цветные и простые карандаши, ластик. Качество изображения роли не играет. Главное, чтобы это была именно картинка, смысл которой понятен тому, кто на неё смотрит. Избегайте схем, структур. Старайтесь использовать минимальное количество слов и фраз, обращаясь к ним только в том случае, если они являются необходимой деталью картинки. Время рисования не ограничено». Формулируя инструкцию, психолог предлагает оптанту взять заранее приготовленные листы белой (нелинованной) бумаги формата А4, цветные и простые хорошо заточенные карандаши, ластик. Как правило, после ознакомления с инструкцией и получения набора для рисования испытуемые начинают задавать вопросы: «А что именно рисовать? А какую работу рисовать?». В таком случае предлагается повторить инструкцию, указав на то, что важно представление именно того человека, к которому обращается психолог, а не самого исследования: «Важен именно Ваш, а не мой образ идеальной работы. Любое дополнительное высказывание с моей стороны уведёт нас в сторону. Самое лучшее, что я могу для Вас сделать ─ повторить инструкцию». Весьма часто оптанты указывают психологу на то, что затрудняются выполнить задание, так как не умеют рисовать. В таком случае психологу следует подчеркнуть, что качество изображения роли не играет, а выполнить простой рисунок в состоянии любой человек: «При постановке задания уже было отмечено, что качество изображения роли не играет. Главное, чтобы это была именно картинка». Если испытуемый не приступает к работе, а приводит возражения, то психолог может усилить свои аргументы: «Такой рисунок может сделать каждый. Многим кажется, что это трудно, но, начав рисовать, они увлекаются этим процессом»; «Каждый из нас в душе ─ художник. Большинство из нас в детстве любили рисовать, а в школе на скучных уроках многие из нас изображали в своих тетрадях карикатуры, набрасывали на страницах смешные образы»; «Вспомните школу. Все мы получили среднее образование по изобразительному искусству. У Вас ведь есть такая оценка в свидетельстве о неполном среднем образовании?»

Психолог следит за тем, как испытуемый выполняет задание, и регистрирует результаты наблюдения в специальной части бланка (Приложение 1, часть 2). Анализ процесса рисования позволяет в ходе обследования конкретизировать вопросы (Приложение 1, часть 3), адресуемые психологом оптанту после завершения задания, а также получить дополнительную информацию, которая необходима для точной и взвешенной интерпретации полученных данных. После получения ответа на последний вопрос психолог благодарит оптанта за участие в обследовании и договаривается о том, каким образом и когда будет предоставлена обратная связь, и переходит к анализу содержания рисунка (Приложение 1, часть 4). Результаты анализа структуры рисунка также фиксируются на бланке в соответствующем месте.

Интерпретация полученных данных. Выполняя интерпретацию данных, психолог сопоставляет полученные по рисунку данные и информацию о предлагаемой работе (описание вакансии, должностную инструкцию) при наличии таковой, а также использует в своей работе результаты других тестов. В отчёте психолог указывает, насколько чётко оптант представляет свою будущую работу, осознаёт своё место в ней, каким именно видом деятельности склонен заниматься, каков уровень его мотивационного потенциала (готовности к работе). В профессиональной характеристике также указывается, с кем и каким образом стремится взаимодействовать оптант в профессиональной деятельности, насколько он связывает свою карьеру с работой в конкретной организации.

По итогам проведённого исследования определяется наличие или отсутствие у оптанта профессиональных планов, выявляется их содержание, определяются препятствия и недостатки при построении карьерного пути, а также формируются рекомендации относительно будущего рода занятий и места работы, целесообразности рассмотрения кандидата на имеющиеся вакансии рекрутингового агентства или конкретной компании. Целесообразно соотнести полученные в ходе выполнения рисунка данные, с результатами тестирования по другим методикам, как это было сделано в описанном ниже примере, что повышает точность и обоснованность выводов.

Рисунок идеальной работы «Сварщик» (рис.1) выполнен школьником 14 лет, который обучается в девятом классе. При тестировании по дифференциально-диагностическому опроснику выявлен профессиональный тип «Человек-техника», по опроснику профессиональных предпочтений Дж. Холланда ─ реалистический тип. Из шести вопросов постдиагностической беседы оптант ответил на четыре, сообщив, что на рисунке изображён сварщик, который сваривает. Результатом работы он удовлетворён на «9/10». В будущем сварщик «закончит сваривать». Затруднения вызвали вопросы о месте нахождения сварщика и результатах работы.

Рис.1. Профессиональный план Сварщик (чёрно-белый).jpg

Рис. 1. Профессиональный план «Сварщик»

Используя ориентировочный ключ к анализу структуры рисунка, можно сообщить следующее. Оптант осознаёт свою будущую работу, понимает и принимает свою роль в ней, представлена готовность к трудовой деятельности. В ходе работы взаимодействие с другими лицами не планируется. Предпочитаемая трудовая функция отражена чётко, как на рисунке, так и в интервью ─ «сваривать». Оптант активен, готов брать на себя ответственность за выполняемую деятельность. Связывает свою работу с использованием оборудования конкретной организации ─шведского производителя “ESAB”. К профессиональному выбору подходит осмысленно. Результаты, полученные по дифференциально-диагностическому опроснику, опроснику профессиональных предпочтений и рисунку идеальной работы конгруэнтны друг другу, что позволяет предположить реалистичность профессионального плана. Для подтверждения поставленной гипотезы следует провести оценку технических способностей оптанта, а также выявить средства, которые он собирается использовать для реализации поставленного плана. Решению последних двух задач послужат: тестирование и беседа.

Заключение

Разработанная методика «Рисунок идеальной работы», относящаяся к группе экспрессивных проективных техник, позволяет оперативно выявлять наличие или отсутствие, а также содержание профессиональных планов оптанта. При проведении профконсультационной работы целесообразно использовать данную методику в совокупности с профориентационными тестами и беседой, что повысит точность и прогностическую обоснованность выводов. Перспективными будут исследования по проверке психометрических показателей методики и её апробация на разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности группах

Приложение 1. Бланк проективной методики «Образ идеальной работы» (используется психологом)

Часть 1. Общая информация об испытуемом

Фамилия, имя

Возраст (количество полных лет)

Уровень образования

Учёная степень, высшее, среднее, неполное среднее (подчеркните свой вариант ответа сплошной чертой)

Трудовой стаж (количество полных месяцев)

Занимаемая должность

Часть 2. Анализ процесса рисования (ориентировочный ключ)

Элементы рисунка

Смысловая нагрузка

Данные процесса рисования

1

Последовательность рисования

Первой изображается наиболее значимая фигура в профессиональной деятельности

2

Возврат к нарисованному ранее изображению

Важность элемента рисунка для испытуемого

3

Паузы перед рисованием отдельных элементов и деталей

Отражают рассогласование мотивов испытуемого, конфликтные отношения или трудности в понимании профессиональных ролей

4

Стирание, перерисовка

В том случае, если качество изображения не изменилось, это свидетельствует о неоднозначном отношении к объекту. При улучшении качества изображения, это отражает значимость объекта

5

Спонтанные комментарии

Помогают лучше понять смысл рисунка, эмоциональное состояние испытуемого, снимают напряжение в процессе рисования, служат отправной точкой для формулировки вопросов после выполнения задания

Часть 3. Список вопросов для обсуждения с испытуемым после завершения рисунка

Список вопросов для обсуждения

Ответы

1

Кто здесь нарисован?

2

Что вы делаете? Что они делают?

3

Где вы находитесь? Где они находятся?

4

Каков результат Вашей работы?

5

Насколько Вы удовлетворены результатом своей работы?

6

А что будет дальше?

Часть 4. Анализ структуры рисунка (ориентировочный ключ)

Элементы рисунка

Смысловая нагрузка

Данные рисунка

1

Наличие испытуемого

Осознание своей будущей работы, понимание своей роли в ней, готовность к трудовой деятельности

2

Наличие других людей на рисунке, их роли, взаимодействие с испытуемым, близость к нему

Готовность к сотрудничеству и взаимодействию в ходе трудовой деятельности; вид и направленность взаимодействия

3

Особенности нарисованных фигур, их цвет и размеры, тщательность исполнения, декорирование

Значимость нарисованных людей, положение испытуемого по отношению к ним, их влияние на работу испытуемого, отношение к ним испытуемого

4

Выполняемая деятельность

Предпочитаемая трудовая функция (ожидаемые должностные обязанности)

5

Активность испытуемого в выполняемой работе

Уровень мотивационного потенциала, готовность к трудовой деятельности и к ответственности в ней

6

Логотип или символика, здание конкретной компании

Идентификация своей профессиональной роли с конкретной организацией

7

Рабочее место, оборудование, расходные материалы

При наличии испытуемого и его активной профессиональной роли ─ тщательное осмысление идеальной работы; при отсутствии испытуемого или его пассивной позиции ─ доминирование внешней мотивации труда

Часть 5. Интерпретация полученных данных. Выводы и рекомендации

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Библиография
1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] /Л.Ф. Бурлачук.─ СПб.: Питер, 2006. ─ 351 с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] /Е.А. Климов. ─ М.: Academia, 2012. ─ 304 с.
3. Кононова, В.Н., Шмелёв, А.Г. «ДДО» и «Профориентатор»: преемственность отечественных профориентационных методик [Текст] /В.Н. Кононова, А.Г. Шмелёв // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2010, №2. С.63-74.
4. Общая психодиагностика [Текст]/ Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. ─ М.: МГУ, 1987. ─ 387 с.
5. Орёл, В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками: учебное пособие [Текст]/ В.Е. Орёл. ─ Ярославль: ЯрГУ, 1990. ─ 84 с.
6. Поваренков, Ю.П. Уточнение психологического содержания уровней профессионального становления и реализации личности / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник, 2016, №3. ─ С.202-210.
7. Прохорова, М.В. Психодиагностика в организациях [Текст] /М.В. Прохорова. ─ Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. ─ 76 с.
8. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика [Текст] /Н.С. Пряжников. М.: Academia, 2008. ─ 320 с.
9. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося [Текст] /Г.В. Резапкина. ─ М.: Генезис, 2013. ─ 144 с.
10. Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала [Текст] / В.А. Чикер. ─ СПб.: Питер, 2006. ─ 176 с.
References
1. Burlachuk, L.F. Psikhodiagnostika: uchebnik dlya vuzov [Tekst] /L.F. Burlachuk.─ SPb.: Piter, 2006. ─ 351 s.
2. Klimov, E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Tekst] /E.A. Klimov. ─ M.: Academia, 2012. ─ 304 s.
3. Kononova, V.N., Shmelev, A.G. «DDO» i «Proforientator»: preemstvennost' otechestvennykh proforientatsionnykh metodik [Tekst] /V.N. Kononova, A.G. Shmelev // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya, 2010, №2. S.63-74.
4. Obshchaya psikhodiagnostika [Tekst]/ Pod red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina. ─ M.: MGU, 1987. ─ 387 s.
5. Orel, V.E. Psikhologicheskie osnovy profkonsul'tatsionnoi raboty so shkol'nikami: uchebnoe posobie [Tekst]/ V.E. Orel. ─ Yaroslavl': YarGU, 1990. ─ 84 s.
6. Povarenkov, Yu.P. Utochnenie psikhologicheskogo soderzhaniya urovnei professional'nogo stanovleniya i realizatsii lichnosti / Yu.P. Povarenkov // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2016, №3. ─ S.202-210.
7. Prokhorova, M.V. Psikhodiagnostika v organizatsiyakh [Tekst] /M.V. Prokhorova. ─ N. Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2013. ─ 76 s.
8. Pryazhnikov, N.S. Professional'noe samoopredelenie. Teoriya i praktika [Tekst] /N.S. Pryazhnikov. M.: Academia, 2008. ─ 320 s.
9. Rezapkina, G.V. Psikhologiya i vybor professii. Programma predprofil'noi podgotovki. Rabochaya tetrad' uchashchegosya [Tekst] /G.V. Rezapkina. ─ M.: Genezis, 2013. ─ 144 s.
10. Chiker, V.A. Psikhologicheskaya diagnostika organizatsii i personala [Tekst] / V.A. Chiker. ─ SPb.: Piter, 2006. ─ 176 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.