Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Диалог культур"
Диалог культур
Синеокий О.В. - Звукозапись поп-музыки в зеркале экранной культуры c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15390

Аннотация: В статье изложены результаты исследования социально-информационных аспектов музыкального сектора экранной культуры в 1960-90-ые годы. Музыкальное телевидение рассматривается как сложный кластер сферы социокультурных коммуникаций, в котором сформированы устойчивые правила взаимообусловленности принципов экранной и фонографической культур (музыкальной звукозаписи). Аудиовизуальные средства продвижения музыкальной продукции показаны в коммуникационной парадигме медиасистемы CCCР и социалистических стран Восточной Европы. Основываясь на системном понимании многоканальных коммуникаций в музыкальной сфере представлена хронология телепередач и видеопрограмм о роке и диско, проанализированная с позиции культурологии. Историко-культурный анализ позволил рассмотреть социальную среду, в которой в определенный исторический период сформировалось явление массового рекординга (т.е. звукозапись поп-музыки). Для выяснения жанровых особенностей поп-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. Особое место в авторском подходе к анализу документального материала отведено систематизации информации, что стало возможным благодаря использованию хронологической методологии. Экранная культура ретроспективно трактуется как зеркало, в котором перманентно отражались «бит», «рок» и «диско» в виде выхваченных ярких отрывков прогрессивных направлений музыкального искусства, недоступных для советских граждан в полном объеме и без искажений. Трактовка событий подается с учетом одновременно существовавших и (иногда) взаимопроникающих уровней социокультурных коммуникаций – поп-музыки телевидения, филармоний, грампластинок и магнитофонов, с помощью которых (в совокупности) и удовлетворялись музыкальные эстетические потребности советских людей. Одним из важных выводов, к которым пришел автор, является то, что в условиях социализма музыкально-информационное манипулирование представляло специфическую разновидность массовых коммуникаций «мозаичного» характера.
Кичеева К.А. - Феномен рецепции культуры в процессе социально-культурных взаимодействий между Японией и Россией c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16135

Аннотация: В данном исследовании речь пойдет о сути явления рецепций культуры в их актуальном состоянии и их роли в формировании актуального состояния культур. Основной проблемой рецептивного процесса является малоизученность рецептивных факторов, а также особенностей рецепций культуры. Будет рассмотрено существование донорско-реципиентных связей и их роли в культурных процессах. Для раскрытия рецептивной сущности японской культуры вкратце будут рассмотрены особенности формирования и существования японского социально-культурного пространства, его взаимодействие с другими социально-культурными национальными пространствами — в частности, с российским. И попробуем проследить пути предполагаемых рецепций. В конце исследования произведем введение в методологию, при помощи которой будем исследовать значимые феномены, характерные для современной Японии. В данной работе предполагается использовать методологию культурно-аналитического подхода с элементами историко-генетического и эволюционистского подходов. Основными методами исследования для указанных подходов являются: общий анализ, компаративный анализ, генетический и исторический анализ, описание. Помимо указанных подходов, исследование опирается на принципы конструктивизма, предполагающего структурно-функциональный анализ элементов методологической системы с целью оптимизации исследовательского процесса. Под рецептивным взаимодействием мы предполагаем перенятие группы признаков, приспособлений или норм одной культурой у другой. А также последующую аккультурацию этих норм в собственной матричной структуре как аутентичных. Говоря упрощённым языком под рецепцией мы понимаем заимствование единиц культуры одной конкретной культурой у другой, дочерней в реципиентном смысле – от материнской. Трудность в изучении конкретно рецепционного процесса заключается в обширности вопроса за счёт той широты, что вкладывает в понятие рецепций современная социологическая наука. Потому - во избежание терминологической путаницы - под рецепциями в данном исследовании было принято понимать рецепции как побочный (желательный или нежелательный) результат взаимодействия двух и более культур между собой. Такой процесс, при котором происходит это (случайное или же направленное извне) взаимодействие будет называться рецептивным, а соответствующий ему результат – рецепцией. Отличительными признаками рецептивного процесса были выявлены: процессуальная непрерывность как фактор и условие для протекания рецепции; стихийность и спонтанность.
Еремина Н.В., Конфисахор А.Г., Солонников Д.В. - Концепт "геоцивилизаций": теоретические и практические аспекты. c. 12-29

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.22897

Аннотация: Предмет статьи - функционирование и развитие геоцивилизаций с теоретической и практической точек зрения. Некоторые страны того или иного региона, в соответствии со своим уровнем культурного, материально-технического, экономического и военного развития могут быть названы цивилизациями, а с примыкающими к ним государствами, разделяющими общие ценности, "культурные и идентификационные коды", они создают геоцивилизации. Именно геоцивилизации являются наиболее крупным объектом для исследования международных отношений, что позволяет учитывать динамику изменений в рамках больших пространств. Поэтому в статье особое внимание уделено идентификационным маркерам, связанным с психологическими и культурными особенностями сообществ, которые влияют на формирование геоцивилизаций. Статья основывается на системном и цивилизационном подходах, которые позволяют исследовать международные процессы комплексно, в контексте группирования государств в союзы, блоки, макрорегиональные организации и, в конечном итоге, геоцивилизационные объединения. Также при написании статьи использован сравнительно-политический метод, позволивший провести сравнительный анализ трендов макрорегионального развития с точки зрения эволюции мировой политики. Научная новизна исследования состоит в совмещении разработок психофизиологической теории власти, цивилизационных подходов и концепций "английской" школы международных отношений, что позволило выделить ключевые геоцивилизации, определить их черты и объяснить возможности для диалога или конфликта между ними. Выводы исследования заключаются в следующем: геоцивилизации развиваются как пространства для диалога или конфликта, возникающими в связи с конкретными идентификационными задачами сообществ, проживающих в их рамках; однако между цивилизациями и государствами, входящими в общую геоцивилизацию, гораздо больше точек соприкосновения, нежели причин для конфронтации. Эти позиции закладывают основы для долгосрочных межгосударственных союзов.
Тан В. - Анализ российско-китайских отношений на современном этапе (глазами китайцев) c. 14-21

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.5.22746

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются российско-китайские отношения, политико-философское осмысление которых сегодня становится все более актуальным. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как развитие диалога между китайской конфуцианской цивилизацией и православной культурой России, во многом способствующему поддержанию цивилизационного и культурного разнообразия в регионе, предотвращению «столкновения цивилизаций», что является важным фактором для перспектив развития китайско-российских отношений. По мнению автора, сегодня задача развития российско-китайских отношений рассматривается как одна из важнейших политических целей КНР. В методологическом плане, отвечая на вопрос о том, существуют ли закономерности развития отношений между Китаем и Россией и каковы основные цели Китая в отношении с Российской Федерацией, автор использует исторический подход и диалектический метод исследования, а также метод философского рационализма, коррелирующего с реалиями современной политики. Как полагает автор статьи, сегодняшние российско-китайские отношения являются продолжением межгосударственных контактов Китая и СССР прошлых десятилетий. Резюмируя анализ, автор констатирует, что на рубеже XX–XXI столетий во взаимоотношениях двух стран произошли некоторые изменения - по совокупной мощности позиции стран сравнялись, но неизменным остается стремление обеих сторон к тесному стратегическому сотрудничеству и партнерству.
Дашибалова И.Н. - «Смотреть хронику»: рефлексия бурятского кинозрителя на советское документальное кино (по материалам социологического исследования) c. 17-29

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.9.20064

Аннотация: Предметом исследования является реконструкция зрительского видения документального кино и типология киноаудитории по основаниям этнической принадлежности, уровню образования, кинозрительской компетенции. Социальная дифференциация этнических акторов по отношению к советскому документальному кинематографу проанализирована на основе изучения бурятских кинозрителей. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как зрительский опыт в контексте просмотра кинохроники, ретрансляция советской идентичности, консервация идеологических установок и визуальных приёмов в документальном кинематографе, рефлексия кинопублики по отношению к изменению традиционного уклада и его возможному этническому ренессансу. Социологическое исследование осуществлено методом фокус-групп в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ, Селенгинский район). Групповые интервью проводились с просмотром кинофильмов, снятых в советский период в Бурятии. Выборка являлась целевой, гомогенной, квотной по несвязанным параметрам : этническая принадлежность, пол, возраст, профессиональная принадлежность, образование, место жительства. Также были собраны экспертные интервью с авторами кинолент. Основными выводами проведённого исследования являются определение социальной дифференциации этнических акторов по отношению к документальному кинематографу как средству формирования групповой идентичности. Рецептивный анализ киноаудитории бурятских кинозрителей показал, что советская кинохроника в настоящее время является стимулом рефлексии об этнической культуре, и в то же время ввиду её мощного идеологического заряда сохраняет для большей части зрителей ностальгический эффект памяти о советском прошлом.
Синеокий О.В. - Профессиональная продюсерская культура: право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии c. 18-48

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.14631

Аннотация: В историко-культурном контексте звукозаписи исследуются проблемы профессиональной культуры продюсера. Автором осмыслена проблематика музыкального продюсирования. Предмет публикации сфокусирован главным образом на изучении организационно-правовой проблематики продюсирования звукозаписи рок-музыки, поскольку подготовка и продвижение релизов с классической музыкой, джазом, этно-фольком и другими жанрами имеет значительную специфику, что подчас требует применения иных продюсерских приемов с четкой ориентацией на соответствующие потребительские сегменты музыкального рынка. Особое внимание в статье уделяется изучению приемов рекорд-продюсера, используемых в рок-бизнесе. Проблемы изучения профессиональной продюсерской культуры рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Исследуя право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии, автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Автор пришел к выводу о том, что глобальная индустрия рекординга требует модернизации коммуникационной платформы и формирования новой формулы фонографической организации и филофонического взаимодействия. В этой связи в заключении акцентируется внимание на том, что в зарубежной юридической традиции постепенно сформировалось специфическое направление – право шоу-бизнеса. В рамках взаимодействия отправителей и адресатов контрафактной продукции в «пиратском» секторе музыкальной индустрии проанализированы информационно-правовые проблемы «антирекординга». Определены проблемы формирования стратегий антикризисных коммуникаций в музыкальной индустрии.
Синеокий О.В. - Социодинамика среднеазиатского рока в парадигме советской звукозаписи c. 39-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.14625

Аннотация: В статье рассматривается организационная структура советской индустрии грамзаписи с описанием каждого элемента. Предметом публикации является коммуникативно-культурные условия становления и структурно-регионального развития системы грамзаписи в СССР. Цель исследования заключается в изучении организационно-правовых основ Ташкентского заводов грампластинок, а также Тбилисской студии грамзаписи как структурных подразделений «Фирмы Мелодия» и коммуникативной роли виниловых пластинок и компакт-кассет в сообществе филофонистов. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере проанализирована история рока в Средней Азии. Автором проводится подробная характеристика среднеазиатской рок-сцены. Особое место в авторском подходе к анализу справочного материала отведено систематизации информации по малоизученным страницам истории грамзаписи в республиках Средней Азии. Междисциплинарный характер обусловил применение в исследовании методологического инструментария различных гуманитарных наук. Проекция общетеоретических и методологических положений в процессе проведенного исследования позволяет получить результаты, которые детально раскрывают коммуникационную специфику рекординга как организационно-информационного и социокультурного процесса и, одновременно с этим, философски интерпретировать данное социальное явление в рамках целостной медиакоммуникативной системы. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию. Географические границы исследования составляют пять бывших советских среднеазиатских республик – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Во второй половине ХХ ст. как результат совокупного действия социально-информационных, коммуникативных и коммуникационных факторов в советском культурном поле сформировалось уникальное явление – средне-азиатская школа музыкальной звукозаписи, имеющее сложные многоуровневые корелляции. Автор акцентирует внимание на том, что в Средней Азии возникла и получила самобытное развитие бинарная пара – грамзапись и национальный джаз-рок. В содержание данного феномена были вплетены особые компоненты, которые существенно отличали явление от западной музыки и индустрии звукозаписи.
Слезин А.А., Баланцев А.В. - Противодействие комсомольских организаций религиозному влиянию среди «восточных национальных меньшинств» : специфика первой половины 1920-х годов c. 48-100
Аннотация: Проанализировав публицистические материалы, документы Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области, мемуары, раскрывающие сущность антирелигиозной работы комсомола среди т.н. «восточных национальных меньшинств» в первой половине 1920-х гг., авторы считают, что даже в данной деятельности комсомола проявлялся его созидательный потенциал. Хотя привитие новых норм поведения в восточном обществе часто происходило с помощью административных мер, главной особенностью антирелигиозной пропаганды среди «восточных нацменьшинств» являлся умеренный подход. В тоже время в статье выявлены причины, из-за которых борьба комсомола с исламом в 1920-е гг. осуществлялась значительно менее эффективно, чем с христианскими конфессиями. Показано, что неправославное население России пропаганду атеизма под маской культурного просвещения во многих случаях вообще не воспринимало. Национальные меньшинства рассматривали действия комсомола и советской власти в целом в области антирелигиозной пропаганды как посягательства на их духовные ценности.
Кочерова А.В. - Система сакрализации базовых идеалов культуры Византии на основе анализа трактата Михаила Пселла «Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы» (XI век) c. 49-63

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.15048

Аннотация: В статье предпринимается анализ социально-философского текста, для этого производится изложение истории трактата, раскрывается специфика авторства текста Михаила Пселла, определяется объект и предмет текста, его цель и основные функции, а также формулируется спектр основных идей. Любой визуальный образ того или иного периода истории является носителем идей, которые развивались, культивировались или только зарождались в этот период. Для изучения системы сакрализации базовых идеалов византийского общества и византийской культуры актуальны идеи ученого византийского монаха и богослова Михаила Пселла (1018 — около 1078 или позже), который рассмотрел учение Платона с точки зрения православной теологии. Основной метод исследования - анализ социально-философского текста, выявление его основных идей. На материале анализа социально-философского текста Михаила Пселла раскрываются принципы социальной сакрализации базовых идеалов. Проанализировав историю трактата, специфику авторства, объект и предмет текста, его цель и функции, а также десять основных идей, можно заключить, что по мнению Пселла сила и красота произведения словесного искусства состоят в конечном счете в духовном содержании, на воплощение которого должен быть ориентирован весь арсенал художественных средств, так глубоко и всесторонне разработанный античной культурой. При доминанте содержания над формой, Пселлу важен принцип гармоничности этих двух элементов текста, который в то же время универсален для всех видов искусства.
Пархоменко Р.Н. - «Особый путь» России и Германии (Н.Бердяев) c. 93-123
Аннотация: В статье рассматриваются идеи Н.А. Бердяева культурном и политическом своеобразии России и Германии, причем особый упор делается на сопоставление т.н. «русской идеи» и Sonderweg («особого пути») Германии. Интерес к данной тематике проявился у Бердяева уже в его ранней работе «Судьба России», написанной сразу после прихода большевиков к власти. Трагические события отечественной истории, имевшие далеко идущие последствия не только для нашей страны, но и для всего мира, заставили Бердяева задуматься над вопросами о психологии русского народа, о проблеме национальностей и о психологии войны и политики. Бердяев предпринимает попытку определить «душу России», которая по сути своей является противоречивой и антиномичной. Эта противоречивость и антиномичность русского мышления как в зеркале отразилась как в идеологии славянофильства, так и в классической русской литературе.В результате проведенного исследования было показано, что в своих размышлениях Бердяев, сопоставляя сходства и различия исконно русского менталитета с европейским мышлением, выделяет рационализм западного человека в сравнении со стихийностью и хаотичностью русской души. Западноевропейское мышление, по мнению Бердяева, «ослаблено рационализмом» и концентрирует свои усилия на прояснение деталей, тогда как русских мыслителей интересует суть поблемы в целом. Русский человек стремится не только описать и поставить проблему, какой бы сложно и абстрактной она ни была, но также и решить ее.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"