Социодинамика - рубрика Диалог культур
по

 

 

Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Диалог культур"
Диалог культур
Синеокий О.В. - Звукозапись поп-музыки в зеркале экранной культуры c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15390

Аннотация: В статье изложены результаты исследования социально-информационных аспектов музыкального сектора экранной культуры в 1960-90-ые годы. Музыкальное телевидение рассматривается как сложный кластер сферы социокультурных коммуникаций, в котором сформированы устойчивые правила взаимообусловленности принципов экранной и фонографической культур (музыкальной звукозаписи). Аудиовизуальные средства продвижения музыкальной продукции показаны в коммуникационной парадигме медиасистемы CCCР и социалистических стран Восточной Европы. Основываясь на системном понимании многоканальных коммуникаций в музыкальной сфере представлена хронология телепередач и видеопрограмм о роке и диско, проанализированная с позиции культурологии. Историко-культурный анализ позволил рассмотреть социальную среду, в которой в определенный исторический период сформировалось явление массового рекординга (т.е. звукозапись поп-музыки). Для выяснения жанровых особенностей поп-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. Особое место в авторском подходе к анализу документального материала отведено систематизации информации, что стало возможным благодаря использованию хронологической методологии. Экранная культура ретроспективно трактуется как зеркало, в котором перманентно отражались «бит», «рок» и «диско» в виде выхваченных ярких отрывков прогрессивных направлений музыкального искусства, недоступных для советских граждан в полном объеме и без искажений. Трактовка событий подается с учетом одновременно существовавших и (иногда) взаимопроникающих уровней социокультурных коммуникаций – поп-музыки телевидения, филармоний, грампластинок и магнитофонов, с помощью которых (в совокупности) и удовлетворялись музыкальные эстетические потребности советских людей. Одним из важных выводов, к которым пришел автор, является то, что в условиях социализма музыкально-информационное манипулирование представляло специфическую разновидность массовых коммуникаций «мозаичного» характера.
Кичеева К.А. - Феномен рецепции культуры в процессе социально-культурных взаимодействий между Японией и Россией c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16135

Аннотация: В данном исследовании речь пойдет о сути явления рецепций культуры в их актуальном состоянии и их роли в формировании актуального состояния культур. Основной проблемой рецептивного процесса является малоизученность рецептивных факторов, а также особенностей рецепций культуры. Будет рассмотрено существование донорско-реципиентных связей и их роли в культурных процессах. Для раскрытия рецептивной сущности японской культуры вкратце будут рассмотрены особенности формирования и существования японского социально-культурного пространства, его взаимодействие с другими социально-культурными национальными пространствами — в частности, с российским. И попробуем проследить пути предполагаемых рецепций. В конце исследования произведем введение в методологию, при помощи которой будем исследовать значимые феномены, характерные для современной Японии. В данной работе предполагается использовать методологию культурно-аналитического подхода с элементами историко-генетического и эволюционистского подходов. Основными методами исследования для указанных подходов являются: общий анализ, компаративный анализ, генетический и исторический анализ, описание. Помимо указанных подходов, исследование опирается на принципы конструктивизма, предполагающего структурно-функциональный анализ элементов методологической системы с целью оптимизации исследовательского процесса. Под рецептивным взаимодействием мы предполагаем перенятие группы признаков, приспособлений или норм одной культурой у другой. А также последующую аккультурацию этих норм в собственной матричной структуре как аутентичных. Говоря упрощённым языком под рецепцией мы понимаем заимствование единиц культуры одной конкретной культурой у другой, дочерней в реципиентном смысле – от материнской. Трудность в изучении конкретно рецепционного процесса заключается в обширности вопроса за счёт той широты, что вкладывает в понятие рецепций современная социологическая наука. Потому - во избежание терминологической путаницы - под рецепциями в данном исследовании было принято понимать рецепции как побочный (желательный или нежелательный) результат взаимодействия двух и более культур между собой. Такой процесс, при котором происходит это (случайное или же направленное извне) взаимодействие будет называться рецептивным, а соответствующий ему результат – рецепцией. Отличительными признаками рецептивного процесса были выявлены: процессуальная непрерывность как фактор и условие для протекания рецепции; стихийность и спонтанность.
Еремина Н.В., Конфисахор А.Г., Солонников Д.В. - Концепт "геоцивилизаций": теоретические и практические аспекты. c. 12-29

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.22897

Аннотация: Предмет статьи - функционирование и развитие геоцивилизаций с теоретической и практической точек зрения. Некоторые страны того или иного региона, в соответствии со своим уровнем культурного, материально-технического, экономического и военного развития могут быть названы цивилизациями, а с примыкающими к ним государствами, разделяющими общие ценности, "культурные и идентификационные коды", они создают геоцивилизации. Именно геоцивилизации являются наиболее крупным объектом для исследования международных отношений, что позволяет учитывать динамику изменений в рамках больших пространств. Поэтому в статье особое внимание уделено идентификационным маркерам, связанным с психологическими и культурными особенностями сообществ, которые влияют на формирование геоцивилизаций. Статья основывается на системном и цивилизационном подходах, которые позволяют исследовать международные процессы комплексно, в контексте группирования государств в союзы, блоки, макрорегиональные организации и, в конечном итоге, геоцивилизационные объединения. Также при написании статьи использован сравнительно-политический метод, позволивший провести сравнительный анализ трендов макрорегионального развития с точки зрения эволюции мировой политики. Научная новизна исследования состоит в совмещении разработок психофизиологической теории власти, цивилизационных подходов и концепций "английской" школы международных отношений, что позволило выделить ключевые геоцивилизации, определить их черты и объяснить возможности для диалога или конфликта между ними. Выводы исследования заключаются в следующем: геоцивилизации развиваются как пространства для диалога или конфликта, возникающими в связи с конкретными идентификационными задачами сообществ, проживающих в их рамках; однако между цивилизациями и государствами, входящими в общую геоцивилизацию, гораздо больше точек соприкосновения, нежели причин для конфронтации. Эти позиции закладывают основы для долгосрочных межгосударственных союзов.
Тан В. - Анализ российско-китайских отношений на современном этапе (глазами китайцев) c. 14-21

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.5.22746

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются российско-китайские отношения, политико-философское осмысление которых сегодня становится все более актуальным. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как развитие диалога между китайской конфуцианской цивилизацией и православной культурой России, во многом способствующему поддержанию цивилизационного и культурного разнообразия в регионе, предотвращению «столкновения цивилизаций», что является важным фактором для перспектив развития китайско-российских отношений. По мнению автора, сегодня задача развития российско-китайских отношений рассматривается как одна из важнейших политических целей КНР. В методологическом плане, отвечая на вопрос о том, существуют ли закономерности развития отношений между Китаем и Россией и каковы основные цели Китая в отношении с Российской Федерацией, автор использует исторический подход и диалектический метод исследования, а также метод философского рационализма, коррелирующего с реалиями современной политики. Как полагает автор статьи, сегодняшние российско-китайские отношения являются продолжением межгосударственных контактов Китая и СССР прошлых десятилетий. Резюмируя анализ, автор констатирует, что на рубеже XX–XXI столетий во взаимоотношениях двух стран произошли некоторые изменения - по совокупной мощности позиции стран сравнялись, но неизменным остается стремление обеих сторон к тесному стратегическому сотрудничеству и партнерству.
Дашибалова И.Н. - «Смотреть хронику»: рефлексия бурятского кинозрителя на советское документальное кино (по материалам социологического исследования) c. 17-29

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.9.20064

Аннотация: Предметом исследования является реконструкция зрительского видения документального кино и типология киноаудитории по основаниям этнической принадлежности, уровню образования, кинозрительской компетенции. Социальная дифференциация этнических акторов по отношению к советскому документальному кинематографу проанализирована на основе изучения бурятских кинозрителей. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как зрительский опыт в контексте просмотра кинохроники, ретрансляция советской идентичности, консервация идеологических установок и визуальных приёмов в документальном кинематографе, рефлексия кинопублики по отношению к изменению традиционного уклада и его возможному этническому ренессансу. Социологическое исследование осуществлено методом фокус-групп в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ, Селенгинский район). Групповые интервью проводились с просмотром кинофильмов, снятых в советский период в Бурятии. Выборка являлась целевой, гомогенной, квотной по несвязанным параметрам : этническая принадлежность, пол, возраст, профессиональная принадлежность, образование, место жительства. Также были собраны экспертные интервью с авторами кинолент. Основными выводами проведённого исследования являются определение социальной дифференциации этнических акторов по отношению к документальному кинематографу как средству формирования групповой идентичности. Рецептивный анализ киноаудитории бурятских кинозрителей показал, что советская кинохроника в настоящее время является стимулом рефлексии об этнической культуре, и в то же время ввиду её мощного идеологического заряда сохраняет для большей части зрителей ностальгический эффект памяти о советском прошлом.
Синеокий О.В. - Профессиональная продюсерская культура: право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии c. 18-48

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.14631

Аннотация: В историко-культурном контексте звукозаписи исследуются проблемы профессиональной культуры продюсера. Автором осмыслена проблематика музыкального продюсирования. Предмет публикации сфокусирован главным образом на изучении организационно-правовой проблематики продюсирования звукозаписи рок-музыки, поскольку подготовка и продвижение релизов с классической музыкой, джазом, этно-фольком и другими жанрами имеет значительную специфику, что подчас требует применения иных продюсерских приемов с четкой ориентацией на соответствующие потребительские сегменты музыкального рынка. Особое внимание в статье уделяется изучению приемов рекорд-продюсера, используемых в рок-бизнесе. Проблемы изучения профессиональной продюсерской культуры рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Исследуя право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии, автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Автор пришел к выводу о том, что глобальная индустрия рекординга требует модернизации коммуникационной платформы и формирования новой формулы фонографической организации и филофонического взаимодействия. В этой связи в заключении акцентируется внимание на том, что в зарубежной юридической традиции постепенно сформировалось специфическое направление – право шоу-бизнеса. В рамках взаимодействия отправителей и адресатов контрафактной продукции в «пиратском» секторе музыкальной индустрии проанализированы информационно-правовые проблемы «антирекординга». Определены проблемы формирования стратегий антикризисных коммуникаций в музыкальной индустрии.
Макарова Е.А. - Коллекционирование как форма демонстрационного поведения c. 24-34

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.4.32057

Аннотация: В XXI веке под воздействием факторов глобализационного характера, в условиях массовой культуры консьюмеризма и демонстрационного потребления сформировался новый тип культурологического мышления, обусловивший новые концептуальные подходы к пониманию феномена коллекционирования. На смену базовой функции собирательства — сохранению наследия прошлого, приходит демонстрационное коллекционирование, в котором ценность (и материальная, и духовная) подменена ее символическим восприятием потребности индивида, а основным мотивационным фактором для субъекта коллекционирования выступает желание закрепления определенного статусного престижа и стремление быть причастным к элитному общественному кругу или же продемонстрировать свою индивидуальность. Эти изменения являются объективным и естественным процессом, характерным для периода смены парадигмы цивилизационного развития, а именно, от перехода от традиционного индустриального общества к обществу постиндустриальному. В данной статье детально рассматриваются представленные структурные трансформации форм коллекционирования, которые обусловлены развитием культурных трендов общества потребления.
Синеокий О.В. - Социодинамика среднеазиатского рока в парадигме советской звукозаписи c. 39-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.14625

Аннотация: В статье рассматривается организационная структура советской индустрии грамзаписи с описанием каждого элемента. Предметом публикации является коммуникативно-культурные условия становления и структурно-регионального развития системы грамзаписи в СССР. Цель исследования заключается в изучении организационно-правовых основ Ташкентского заводов грампластинок, а также Тбилисской студии грамзаписи как структурных подразделений «Фирмы Мелодия» и коммуникативной роли виниловых пластинок и компакт-кассет в сообществе филофонистов. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере проанализирована история рока в Средней Азии. Автором проводится подробная характеристика среднеазиатской рок-сцены. Особое место в авторском подходе к анализу справочного материала отведено систематизации информации по малоизученным страницам истории грамзаписи в республиках Средней Азии. Междисциплинарный характер обусловил применение в исследовании методологического инструментария различных гуманитарных наук. Проекция общетеоретических и методологических положений в процессе проведенного исследования позволяет получить результаты, которые детально раскрывают коммуникационную специфику рекординга как организационно-информационного и социокультурного процесса и, одновременно с этим, философски интерпретировать данное социальное явление в рамках целостной медиакоммуникативной системы. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию. Географические границы исследования составляют пять бывших советских среднеазиатских республик – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Во второй половине ХХ ст. как результат совокупного действия социально-информационных, коммуникативных и коммуникационных факторов в советском культурном поле сформировалось уникальное явление – средне-азиатская школа музыкальной звукозаписи, имеющее сложные многоуровневые корелляции. Автор акцентирует внимание на том, что в Средней Азии возникла и получила самобытное развитие бинарная пара – грамзапись и национальный джаз-рок. В содержание данного феномена были вплетены особые компоненты, которые существенно отличали явление от западной музыки и индустрии звукозаписи.
Еремина Н.В., Конфисахор А.Г., Солонников Д.В. - Фактор «идентичности» в развитии геоцивилизаций c. 45-63

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.3.25672

Аннотация: Предмет исследования - фактор идентичности в формировании, развитии и взаимодействии геоцивилизаций. Концепт идентичности раскрывается через социокультурные, психологические, этнические константы. Они служат как основанием для соответствующего ответа геоцивилизации в целом и стержневого государства геоцивилизации в отдельности на разнообразные вызовы, так и объяснением этого ответа. В статье особое внимание уделено следующим аспектам: пониманию геоцивилизации, представлениям о стержневых государствах, характеристикам этничности, культуры и религии, идентификационным чертам важнейших геоцивилизаций. Цель статьи - определить возможности использования концепта «идентичность» как рабочего инструмента для выявления позиций, возможного алгоритма действий ключевых геоцивилизаций. Исследование базируется на сложившихся цивилизационных и геоцивилизационных подходах, которые связаны с выявлением идентификационных черт крупных региональных сообществ в развитии и взаимодействии. Основной исследовательский метод - сравнительный анализ идентификационных (психологических, социокультурных, этнических, ментальных) черт важнейших геоцивилизаций. Основные выводы исследования заключаются в следующем: развитие геоцивилизаций зависит от стержневых государств, ведь именно их идентификационные константы влияют на ход этого развития; через призму концепта идентичности между геоцивилизациями обнаруживается ряд общих характеристик, на основании которых можно выстраивать дипломатическую активность, в первую очередь, между стержневыми государствами разных геоцивилизаций; идентификационные черты также показывают, что многие проблемы межгосударственного взаимодействия не могут быть преодолены в принципе по причине сложностей во взаимодействии исключительно различных геоцивилизационных идентичностей; для преодоления проблем во взаимодействии необходимо создавать новые идентификационные связи между относительно сходными геоцивилизациями. Новизна исследования и авторский вклад заключены в актуализации (гео)цивилизационного подхода в объяснении мировой политики.
Емельянов А.С. - Современное состояние трансграничной коммуникации на Юго-Западе Российской Федерации c. 46-63

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.2.32231

Аннотация: Данное исследование посвящено рассмотрению основных особенностей развития трансграничной коммуникации на Юго-Западе России. В центре обсуждения трансграничное сотрудничество последних лет между Российской Федерацией и Украиной, которое в последнее время по ряду политических и культурно-цивилизационных факторов претерпело значительные трансформации. Цель исследования – анализ и обсуждение ключевых показателей трансграничного взаимодействия (миграция, экономика, коммуникация) на Юго-Западе Российской Федерации.В качестве ключевых направлений отношений двух стран рассматривались: трансграничная миграция, трансграничное экономическое сотрудничество и транскультурная коммуникация. По каждому из направлений развития трансграничной коммуникации осуществлялась комплексная оценка динамики взаимного перемещения граждан, товарооборота, характера межкультурной и информационно-просветительской коммуникации, а также анализ трансграничной политики двух стран на предмет выявления институциональных барьеров препятствующих ее развитию. В ходе исследования отмечаются негативные тенденции развития трансграничной коммуникации двух стран, а также предлагаются ряд стратегий по трансформации действующего положения дел. В частности развитие технологий «мягкой силы» и механизмов «народной дипломатии». Особо подчеркивается, что трансграничная коммуникация в сфере культурного и информационного взаимодействия России и Украины должна опираться на совместный исторический опыт и культурно-цивилизационную общность.
Слезин А.А., Баланцев А.В. - Противодействие комсомольских организаций религиозному влиянию среди «восточных национальных меньшинств» : специфика первой половины 1920-х годов c. 48-100
Аннотация: Проанализировав публицистические материалы, документы Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области, мемуары, раскрывающие сущность антирелигиозной работы комсомола среди т.н. «восточных национальных меньшинств» в первой половине 1920-х гг., авторы считают, что даже в данной деятельности комсомола проявлялся его созидательный потенциал. Хотя привитие новых норм поведения в восточном обществе часто происходило с помощью административных мер, главной особенностью антирелигиозной пропаганды среди «восточных нацменьшинств» являлся умеренный подход. В тоже время в статье выявлены причины, из-за которых борьба комсомола с исламом в 1920-е гг. осуществлялась значительно менее эффективно, чем с христианскими конфессиями. Показано, что неправославное население России пропаганду атеизма под маской культурного просвещения во многих случаях вообще не воспринимало. Национальные меньшинства рассматривали действия комсомола и советской власти в целом в области антирелигиозной пропаганды как посягательства на их духовные ценности.
Кочерова А.В. - Система сакрализации базовых идеалов культуры Византии на основе анализа трактата Михаила Пселла «Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы» (XI век) c. 49-63

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.15048

Аннотация: В статье предпринимается анализ социально-философского текста, для этого производится изложение истории трактата, раскрывается специфика авторства текста Михаила Пселла, определяется объект и предмет текста, его цель и основные функции, а также формулируется спектр основных идей. Любой визуальный образ того или иного периода истории является носителем идей, которые развивались, культивировались или только зарождались в этот период. Для изучения системы сакрализации базовых идеалов византийского общества и византийской культуры актуальны идеи ученого византийского монаха и богослова Михаила Пселла (1018 — около 1078 или позже), который рассмотрел учение Платона с точки зрения православной теологии. Основной метод исследования - анализ социально-философского текста, выявление его основных идей. На материале анализа социально-философского текста Михаила Пселла раскрываются принципы социальной сакрализации базовых идеалов. Проанализировав историю трактата, специфику авторства, объект и предмет текста, его цель и функции, а также десять основных идей, можно заключить, что по мнению Пселла сила и красота произведения словесного искусства состоят в конечном счете в духовном содержании, на воплощение которого должен быть ориентирован весь арсенал художественных средств, так глубоко и всесторонне разработанный античной культурой. При доминанте содержания над формой, Пселлу важен принцип гармоничности этих двух элементов текста, который в то же время универсален для всех видов искусства.
Рубцова М.В., Васильева Е.А. - Различия теоретико-методологических подходов и структуры российских и американских диссертаций, посвящённых исследованию социальных практик c. 51-58

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.11.27878

Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа академических жанров в российской и зарубежной практике на примере кандидатских и досторских диссертаций. Объектом исследования была структура диссертации. В ходе нашего исследования были выдвинуты следующие гипотезы: различие в структуре построения диссертации определяется различиями в философии и методологии науки; в текстах социологических диссертаций на русском языке чаще встречаются ссылки на классические работы, в том числе из других сфер гуманитарного знания. Был проведен анализ по социологии, защищенных в период с 2010 по 2016 год в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки. Отбор диссертаций проводился из электронных баз диссертаций, защищенных в США (ProQuest Digital Dissertations and Theses), и представленных на сайте Высшей аттестационной комиссии. С помощью генератора случайных чисел были получены 5 значений для каждой базы данных, диссертации, расположенные под указанными номерами, были отобраны для анализа. Проведенный анализ структуры диссертаций показал, что их можно представить как две логические схемы: теория-практика-теория (русскоязычный академический жанр) и практика-теория-практика (англоязычный академический жанр). Также различается и схема построения аргументации: российские авторы сначала представляют анализ ранее проведенных исследований, начиная с классических философских работ, а затем излагают собственные теоретические концепции; западные социологи используют ссылки на работы других авторов только для подтверждения своих тезисов.
Макарова Е.А. - Коллекционирование как свободная самореализация личности c. 62-73

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.32978

Аннотация: В статье рассматривает феномен коллекционирования с позиций его социальной значимости. Выступая как форма свободной активности, коллекционирование исторически представляло собой наиболее интересную человеческую деятельность, основанную на стремлении индивида раскрыть свой творческий потенциал посредством собирания тех или иных предметов. Автор позиционирует коллекционирование как социальную деятельность, первопричина которой лежит в плоскости психологического типа личности. Анализ этих процессов с позиций психологии позволяет объяснить сущностные аспекты коллекционирования с позиций которых коллекционер выступает как актор социального творчества, а также раскрыть негативные моменты, которые позволяют определить коллекционирование как одну из форм девиантного поведения личности. В статье используется сравнение различных теоретических концепций по теме социальной практики коллекционирования. Анализируются основные факторы, способствующие росту значимости индивида в социуме. Новизной данной статьи являются выводы относительно основных характерных черт психотипа личности коллекционера. Эти черты определенным образом формируют как внутренний потенциал коллекционера, который он актуализирует посредством своей коллекции, так и формы социальной активности, в рамках которых коллекционер самореализуется как свободная творческая личность
Литвинова Т.Н. - Образ Монголии глазами россиян (по результатам интернет-опроса) c. 91-100

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.1.27873

Аннотация: Предметом исследования является имидж Монголии в восприятии российских граждан. Объектом исследования выступает политический образ страны, который представляет собой, с одной стороны, отражение ее реальных характеристик, а с другой – проекцию ожиданий субъекта восприятия, будь то граждане изучаемой страны (внутренний имидж) или соседние народы. Автор раскрывает основные подходы к изучению имиджа страны, которые пришли в общественные науки из экономических (маркетинговых) исследований. Особое внимание уделяется социологическому подходу, который опирается на определенные образы и мнения, сформированные в сознании людей о стране, как внутри, так и снаружи. Эмпирической базой исследования послужил онлайн опрос о восприятии образа Монголии населением различных регионов России (n=462). При составлении анкеты акцент делался на следующих аспектах образа соседней страны: оценка российско-монгольских отношений; ассоциации с Монголией; черты национального характера монголов; известные личности народа-соседа и факторы сближения России и Монголии. Новизна исследования заключается в том, что эмпирически доказано значительное преобладание позитивных оценок россиянами Монголии и монголов, наличие высокой осведомленности россиян об истории, культуре и приоритетных направлениях развития Монголии, осознание россиянами факторов взаимного сближения наших стран и необходимости сотрудничества. Результаты исследования наглядно свидетельствуют об интересе россиян к своему близкому восточному соседу, связанному с нашей историей и культурой наших народов.
Пархоменко Р.Н. - «Особый путь» России и Германии (Н.Бердяев) c. 93-123
Аннотация: В статье рассматриваются идеи Н.А. Бердяева культурном и политическом своеобразии России и Германии, причем особый упор делается на сопоставление т.н. «русской идеи» и Sonderweg («особого пути») Германии. Интерес к данной тематике проявился у Бердяева уже в его ранней работе «Судьба России», написанной сразу после прихода большевиков к власти. Трагические события отечественной истории, имевшие далеко идущие последствия не только для нашей страны, но и для всего мира, заставили Бердяева задуматься над вопросами о психологии русского народа, о проблеме национальностей и о психологии войны и политики. Бердяев предпринимает попытку определить «душу России», которая по сути своей является противоречивой и антиномичной. Эта противоречивость и антиномичность русского мышления как в зеркале отразилась как в идеологии славянофильства, так и в классической русской литературе.В результате проведенного исследования было показано, что в своих размышлениях Бердяев, сопоставляя сходства и различия исконно русского менталитета с европейским мышлением, выделяет рационализм западного человека в сравнении со стихийностью и хаотичностью русской души. Западноевропейское мышление, по мнению Бердяева, «ослаблено рационализмом» и концентрирует свои усилия на прояснение деталей, тогда как русских мыслителей интересует суть поблемы в целом. Русский человек стремится не только описать и поставить проблему, какой бы сложно и абстрактной она ни была, но также и решить ее.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"