Genesis: Historical research
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Rubric "Regions of the world in the global historical process"
Regions of the world in the global historical process
Drong A. - The relations between Bangladesh, USSR, and Russia (1972-2015) pp. 1-11

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.21609

Abstract: The subject of this research is the development of relationship between Russia and Bangladesh over the period of 1972-2015. The author thoroughly examines such aspects of the topic as the positions of USSR in Bangladesh Liberation War, ups and downs in diplomatic relations between two countries during the Cold War with the West, reasons of alienation in cooperation between Russia and Bangladesh in the early 1980’s. Special attention is given to the question of modern policy of Bangladesh Prime Minister Sheikh Hasina regarding Russia and new aspect of development in trade, construction, and energy segment. The author refers to the contemporary methodology based on the idea of multipolar world and pluralism of views upon the problems of Russia and Bangladesh. Author’s special contribution consists in the in-depth and objective outlook upon the historical events that took place in critical time of political instability between Bangladesh and USSR, and subsequently, Russia. The scientific novelty consists in the fact that the author appeals to modern methods of cultural diplomacy in development of escalation of the friendly and economic cooperation, as well as consolidation of peace and mutual understanding between the nations of Russia and Bangladesh.
Ganiev R.T. - Problems of the Turkic-Chinese relations in 735 - 745 AD. pp. 41-47

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.22747

Abstract: This article is observing the last decade of existence of the Eastern Turkic Qaghanate. This period had attracted the attention of Russian Soviet scientists much earlier, however, due to the limited use of the Chinese written sources and emphasis on other issues, the Turkic-Chinese relations have not received proper attention. Herein, for the first time, this article will discuss materials of the court chronicler Zhang Jiulin, who was in charge of the central chancery of the palace in 734-736 AD; the biography of the Chinese commander Wang Zhongsi; analysis of the regional situation in the steppe after the death of the Eastern Turkic Bilge Qaghan and the policy of the Tang dynasty regarding the northern nomadic neighbors. The research includes comparative historical analysis, historical- genetic and structural methods and will apply a novel approach by studying an open field areas of the Turkic-Chinese relations, China's foreign strategy towards the nomads, as well as the policy of nomadic tribes Kumo xi and Khitan (who previously were a part of the Eastern Turkic Qaghanate, but after 735 AD they rebelled against Turks with the support of China). The unification of interests of China and the nomads became the main factor, along with the internal political struggle in the Qaghanate that led to the weakening of the Turks and the fall of their sovereignty in 745 AD.
Belkovets L.P. - Soviet diplomacy in struggle for the establishment of neighborly relation with the United Kingdom during the 1920’s pp. 57-85

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.17699

Abstract:  The subject of this research is the process of establishment of relations between the Soviet Russia and the Great Britain in the 1920’s. The author considers explores the circumstances of an exit of the countries from blockade and the conclusion of bilateral agreements on a diplomatic recognition of the Soviet Russia by England. Special attention is given to the attempts of the Russian diplomacy to prevent the breach of relations, as well as emergence of "Chamberlain's note" of 1927.  The circumstances and consequences of the diplomatic conflict are being reviewed. The author gives definitions to the accusation of the Soviet Union of the “anti-British propaganda” and “derogation of England’s prestige” in the countries of the East. Special attention is given to the instigated by England white émigré extremism aimed at population and Soviet government structures, as well as to the subsequent reaction. The author conducts the analysis of the combination of historical and legal facts and implements a method of their scientific evaluation. The original concept of events along with the real image of historical process in all its natural sequence and conditionality is being suggested. The author assesses the position of the global community that ensured support to USSR, which has found its recognition in the peaceful foreign policy.  
Grigor'eva O.G. - International legal cooperation of USSR on civil affairs during the period of 1922-1956 pp. 86-101

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19064

Abstract: The subject of this research is the genesis of the international legal cooperation of USSR with foreign countries on civil affairs during the period of 1922-1956. Based on the international agreements and treaties, as well as other international legal acts of the Soviet Union, the author reconstructs a historical picture of interaction between the competent authorities of the Soviet State and a number of foreign countries in providing the legal support on civil affairs, including collection of the alimony payments to minors, inheritance, custody, etc. The scientific novelty consists in the fact that the work uses the materials from the State Archive of the Russian Federation and the Archive of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, which have been introduced for the first time into the scientific circulation. Among these materials is the diplomatic correspondence, agreements between the Soviet Union and other foreign countries, and others. During the course of this research, the author uses a historical method, which allows analyzing the examined legal phenomenon in dynamics, as well demonstrate its interconnection with the existed public relations and events that took place in the global arena during the aforementioned period of time.
Boltaevskii A.A., Pryadko I.P. - "Europe - the common home": current challenges and problems. pp. 96-106

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19654

Abstract: The subject of study is the fate of the European Union, in a global sense, the whole of Europe. The current policy of the bureaucracy of the Old World has been criticized as a left and a right-wing position. Increasingly, states about the decline of Europe and the West in general. Changes ethnoconfessional view of a number of European countries continues to decrease its role in world politics. Special attention is paid to the evolution of views on European unity, showing the fundamental role of Germany in the process. Showing the main problems (crisis of identity, security, migration complexity), the solution of which depends on the existence of the European Union.The methodological base of the research is a comparative analysis and monitoring, as well as methods of deduction and induction.Attracting foreign and domestic sources and the study, the authors show that the crisis in Europe is caused by the Brussel's ongoing Atlanticist policy, close but unequal partnership with the United States. Strategy of development of the Old World should be the formation of a truly independent domestic and foreign policy, cooperation with Russia, as well othee countries which defend their sovereignty.
Boltaevskii A.A., Pryadko I.P. - Balkans at the crossroads of the worlds: Slavic "knot of history" (late XIX – early XX centuries) pp. 113-125

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.3.18171

Abstract: The subject of this article is the located at the crossroads of civilizations Balkan Peninsula, which throughout centuries is a sphere of geopolitical interests of various coalitions. Aggravation of the imperialist contradictions in the late XIX – early XX centuries led to the formation of "hot spot" in the southeast of Europe, which justly acquired the name of “powder keg”. The close ties between Russia and the nations of the peninsula have century-long traditions, but have been repeatedly subjected to various challenges, both domestic and external factors. The authors lean on the documents and studies of the Russian and foreign origin, which allow restoring the historical picture of the epoch. The main method of the research is the problematic-chronological. Despite the similarity in political and economic processes, the Balkan countries were unable to establish a strong alliance that could become an independent geopolitical player on the global arena. Moreover, the incompleteness of process of the formation of national states caused a series of military conflicts that continue to spark periodically even until present day.
Boltaevskii A.A., Balashkin I.N., Emets V.E., Pryadko I.P. - The Balkan Region through the prism of geopolitics: the end of the XIX - early XX centuries pp. 129-147

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20894

Abstract: The subject of research are the geopolitical games that revolved around the Balkans in the late XIX - early XX centuries. Bulgaria, Serbia, Romania - - Key countries in the region were involved in the diplomatic intrigues of the two opposing coalitions of the Entente and the Triple Alliance. Russia played an important role in the liberation of the peninsula from Ottoman rule, lost his position under pressure from England, Austria-Hungary and Germany. The diversity and heterogeneity of the ethnic composition of the peninsula, the difference of cultures, religions, landscape diversity - these are the reasons for a special kind of "contentiousness" of the Balkans. The authors used a wide range of domestic and foreign sources and studies, based on the comparative historical approach, the method of deduction and induction.The authors show that any interference by outside forces in the Balkans have a detrimental and fatal, not only for the region but for the entire world. The Balkans can be considered as the European continent in miniature, so dominant in the region within the state in its historical destiny is to be likened to the lead in Europe in Germany. From the tragedy of the Bulgarian monarchy after the First World War or the collapse of the Union of Yugoslavia after the end of the Cold War, in something similar to the German catastrophe that befell this country during the Second World War.
Bekishiev A.A. - Dagestan within the strategic plans of the Russian Empire and Iran during the early 1740’s pp. 252-258

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.16524

Abstract: The subject of this research is the historical events in Dagestan during the period of the early 1740’s, when the new heroic page has started in the history of Dagestan people associated with the fight against Persian hegemony. Towards the end of the Indian campaign, which infatuated Persian ruler Nader Shah, he was focusing on the Dagestan question. Dagestan had an advantageous strategic position, thus neighboring states were attracted to it. For more than two centuries, Dagestan was a “bone of contention” between Iran, Turkey, and Russia. Nader Shah’s Dagestan campaign of 1741-1743 that became one of the major military interventions of the Persian ruler, ended in an embarrassing failure. The enraged people of Dagestan in the face of fatal danger, were able to unite and fight back the mutual enemy. The heroic actions taken by the people of Dagestan against Persian invaders, alongside with the targeted actions of Russian related to the recognition of Dagestan as an important part of Russia’s policy on Caucasus, forced the army of Nader Shah to withdraw his army from Dagestan; this lead to the fact that the foreign policy orientation of the Dagestan people towards Russia became a reality.
Boltaevskii A.A., Pryadko I.P. - Peninsula conflicts: the Balkans in the early twentieth century pp. 259-268

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.15735

Abstract: The Balkan region has long been a key in Eurasia. To him over the centuries gaze riveted the world's leading powers. But it was the beginning of the XX century. a continuous succession of local wars and delimitation of borders coined the term "powder keg of Europe". Ultimately, the events of those years were the beginning of the change of the underlying foundations of not only European but also the entire world civilization. Sarajevo shot was the beginning of a new era. The article reconstructs the events of a century ago on the basis of journalistic materials at that time, archival documents, modern research. Balkan knot led to large-scale fighting in the struggle for the redivision of the world. Most dramatically affected the First World Slavs: the war became Golgotha for Russia, Serbia, Bulgaria. Russia, like a phoenix, reborn in the Soviet Union, Serbia has lost himself in Yugoslavia, and Bulgaria received a second consecutive humiliating. The revival of the Slavs occurred only at the end of World War II.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Регионы мира в мировом историческом процессе"
Регионы мира в мировом историческом процессе
Drong A. - Отношения Бангладеш с Советским Союзом и Россией (1972 - 2015 годы). c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.21609

Аннотация: Предметом исследования статьи является тема развития взаимоотношений России и Бангладеш в период с 1972 года по 2015-й. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как позиция СССР в Освободительной войне за Бангладеш, взлеты и падения в дипломатических отношениях между двумя странами в период Холодной войны с Западом, причины охлаждения в сотрудничестве России и Бангладеш в начале 1980-х годов. Особое внимание уделяется вопросу современной политики Премьер-Министра Бангладеш Шейх Хасины относительно России и новых аспектов развития в торговле, строительстве, энергетическом секторе. Автор прибегает к современной методологии, основанной на идее многополярного мира и плюрализме взглядов на проблемы двух государств - России и Бангладеш. Особым вкладом автора в исследование темы является глубина и объективность взгляда на исторические события, происходившие в критическое время политической нестабильности между Бангладеш и СССР и, впоследствии, России. Новизна исследования заключается в том, что автор призывает к современным методам культурной дипломатии в развитии эскалации дружеских и экономических связей, а также служению делу укрепления мира и взаимопонимания между народами России и Бангладеш.
Ганиев Р.Т. - Проблемы тюрко-китайских отношений в 735 – 745 гг. c. 41-47

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.22747

Аннотация: Предметом исследования является последнее десятилетие существования Восточно-тюркского каганата. Изучаемый период ранее привлекал внимание отечественных ученых, но из-за ограниченного использования китайских письменных источников и акцентировании на других вопросах, тюрко-китайским отношениям не уделялось достаточно внимания. В статье впервые приводятся материалы придворного хрониста Чжан Цзюлина, занимавшего пост управляющего центральной канцелярии дворца в 734 – 736 гг., а также биография китайского полководца Ван Чжунсы. Анализируется региональная ситуация в степи после смерти восточно-тюркского кагана Бильгэ, а также изучается политика династии Тан в отношении северных кочевых соседей. В статье использованы методы сравнительно-исторического анализа, историко-генетический, структурный методы, а также методы историографического и источниковедческого анализа. Научная новизна заключается в том, что в статье показаны малоизученные сюжеты тюрко-китайских отношений, внешние стратегии Китая по отношению к кочевникам, а также политика кочевых племен (кумоси и кидань), ранее входивших в состав Восточно-тюркского каганата, но после 735 г. выступивших против тюрков при поддержке Китая. Именно объединение интересов Китая и кочевников, наряду с внутриполитической борьбой в каганате, привели к ослаблению тюрков и падению их государственности в 745 г.
Белковец Л.П. - Советская дипломатия в борьбе за установление добрососедских отношений с Великобританией в 1920-е гг. c. 57-85

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.17699

Аннотация: Предметом исследования является процесс установления отношений Советской России и Великобритании в 1920-е гг. Автор рассматривает обстоятельства выхода стран из блокады и заключения двусторонних договоров о торговле и дипломатическом признании Англией Советской России. Особое внимание обращено на попытки российской дипломатии не допустить разрыва отношений и появления «ноты Чемберлена» 1927 г. Рассмотрены обстоятельства и последствия дипломатического конфликта. Даны определения обвинениям СССР в «антибританской пропаганде», в «подрыве престижа» Англии в странах Востока. Уделено внимание инспирированному Англией белоэмигрантскому экстремизму в отношении населения и государственных структур СССР и последовавшей за этим реакции. Проведён анализ совокупности исторических и юридических фактов, применён метод их научной оценки использованы достижения отечественной и зарубежной историографии. Предложена оригинальная концепция событий, реальное изображение исторического процесса во всей его естественной последовательности и обусловленности. Сделаны позитивные выводы о заслугах отечественной дипломатии в установлении дружественных отношений Советского Союза со странами капиталистического мира, в том числе со странами Востока. Оценена позиция мировой общественности, оказавшей поддержку СССР, снискавшему её признание своей миролюбивой внешней политикой.
Григорьева О.Г. - Международное правовое сотрудничество СССР по гражданским делам в период 1922 — 56 гг. c. 86-101

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.3.19064

Аннотация: Предметом исследования является генезис международного правового сотрудничества Союза ССР с зарубежными странами по гражданским делам в период с 1922 по 1956 гг. В статье на основании международных соглашений и договоров СССР, иных международно-правовых актов воссоздана историческая картина взаимодействия компетентных органов советского государства и ряда зарубежных стран при оказании правовой помощи по гражданским делам, в том числе по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, наследовании, опеке и др. Исследование основано также на уникальных архивных материалах Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России, которые автором вводятся в научный оборот впервые. Основным методом исследования, использованным автором, является исторический метод, позволивший показать изучаемое правовое явление в динамике и во взаимосвязи с реально существовавшими общественными отношениями, событиями в стране и в мире в указанный период времени. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что автором вводятся в научный оборот уникальные архивные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России, в числе которых дипломатическая переписка, соглашения СССР с отдельными зарубежными странами и др. Указанные архивные материалы вводятся автором в научный оборот впервые.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Европа - общий дом": современные вызовы и проблемы. c. 96-106

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19654

Аннотация: Предметом исследования является судьба Европейского союза, в глобальном смысле всей Европы. В настоящее время политика бюрократии Старого Света критикуется, как с левых, так и с правых позиций. Все чаще заявляется об упадке Европы и Запада, в целом. Изменяется этноконфессиональная панорама ряда европейских стран, продолжает уменьшаться их роль в мировой политике. Особое внимание в статье уделяется эволюции взглядов на европейское единство, показывается основополагающая роль Германии в этом процессе. Показываются главные проблемы (кризис идентичности, вопросы безопасности, миграционные сложности), от решения которых зависит существование Евросоюза. Методологической базой исследования являются сравнительный анализ и наблюдение, а так же методы дедукции и индукции. Привлекая зарубежные и отечественные источники и исследования, авторы показывают, что кризис Европы вызван проводимой Брюсселем политикой атлантизма, тесного, но неравноправного партнерства с США. Стратегией развития Старого Света должно стать формирование подлинно независимой внутренней и внешней политики, сотрудничество с Россией, а так же другими, отстаивающими свой суверенитет, странами.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Балканы на перекрестках миров: славянский «узел истории» (конец XIX – начало XX вв.) c. 113-125

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.3.18171

Аннотация: Предметом исследования является находящийся на перекрестке цивилизаций Балканский полуостров, который в течение тысячелетий является сферой геополитических интересов различных коалиций. Обострение империалистических противоречий в конце XIX – начале XX вв. привело к формированию «горячей точки» на юго-востоке Европы, справедливо получившему название «порохового погреба». Тесные связи России и народов полуострова имеют многовековые традиции, однако неоднократно подвергались различным вызовам, как по внутренним, так и по внешним факторам. Авторы в исследовании опираются на документы и исследования отечественного и зарубежного происхождения, позволяющие воссоздать историческую картину эпохи. В качестве основного используется проблемно-хронологический метод. Несмотря на схожесть политических и экономических процессов, балканским странам не удалось создать прочный союз, который стал бы самостоятельным геополитическим игроком на мировой арене. Более того, незавершенность процессов складывания национальных государств вызвала целый ряд военных конфликтов, периодически вспыхивающих вплоть до настоящего времени.
Болтаевский А.А., Балашкин И.Н., Емец В.Е., Прядко И.П. - Балканский регион сквозь призму геополитики: конец XIX - начало XX вв. c. 129-147

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20894

Аннотация: Предметом исследования являются геополитические игры, которые развернулись вокруг Балканского полуострова в конце XIX – начале XX вв. Ключевые страны региона – Болгария, Сербия, Румыния – оказались втянуты в дипломатические интриги двух противоборствующих коалиций, Антанты и Тройственного союза. Россия, сыгравшая важнейшую роль в освобождении полуострова от османского владычества, теряла свои позиции под натиском Англии, Австро-Венгрии и Германии. Пестрота и неоднородность этнического состава полуострова, различие культур, религий, ландшафтное разнообразие – вот причины особого рода «конфликтогенности» Балкан. Авторы применяют широкий круг отечественных и зарубежных источников и исследований, опираются на сравнительно-исторический подход, применяют методы дедукции и индукции. Авторы показывают, что любое вмешательство внешних сил в дела Балкан оказывалось пагубным и фатальным не только для региона, но и для всего мира. Балканы можно рассматривать как Европейский континент в миниатюре, а потому доминирующее в пределах этого региона государство по своим историческим судьбам должно быть уподоблено лидирующей в Европе Германии. Отсюда трагедия болгарской монархии после Первой мировой войны или распад союзной Югославии после завершения войны холодной в чем-то аналогичны катастрофе Германии, которая постигла эту страну во Вторую мировую войну.
Бекишиев А.А. - Дагестан в стратегических планах Российской империи и Ирана в начале 40-х гг. XVIII в. c. 252-258

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.16524

Аннотация: Предметом исследования являются исторические события в Дагестане в начале 40-х гг. XVIII в., когда в истории дагестанских народов открылась новая героическая страница, связанная с борьбой против персидского владычества. К исходу Индийского похода, который вскружил голову персидскому правителю Надир-шаху, его стал занимать дагестанский вопрос. Дагестан занимал выгодное стратегическое положение, поэтому к нему издавна проявляли интерес соседние государства. Дагестан на протяжении более двух веков был «яблоком раздора» между Ираном, Турцией и Россией. Дагестанская кампания Надир-шаха 1741-1743 гг., ставшая одним из крупнейших военных предприятий персидского правителя, закончилась позорным провалом, потому что разрозненные народы Дагестана перед лицом смертельной опасности сумели объединиться и дать отпор общему врагу. Методология исследования основана на принципах историзма, объективности, конкретности и плюрализма и использовании общенаучных методов, включающих в себя анализ, синтез, комплексный, функциональный и другие подходы. В рассматриваемый период героическая борьба дагестанских народов против персидских захватчиков и конкретные действия России по признанию Дагестана важной частью своей кавказской политики дали результаты, что вынудило армию Надир-шаха отступить из Дагестана и внешнеполитическая ориентация народов Дагестана в сторону России стала свершившимся фактом.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Полуостров конфликтов: Балканы в начале XX века. c. 259-268

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.15735

Аннотация: Балканский регион с давних времен является одним из ключевых в Евразии. К нему на протяжении столетий прикованы взоры ведущих мировых держав. Но именно начало XX в. с непрерывной чередой локальных войн и размежеванием границ ввело в употребление термин "пороховой погреб Европы". В конечном итоге, события тех лет стали началом смены глубинных основ не только европейской, но и всей мировой цивилизации. Сараевский выстрел послужил началом новой эпохи. В статье события столетней давности реконструируются на основе публицистических материалов того времени, архивных документах, современных исследованиях Балканский узел привел к крупномасштабным боевым действиям в борьбе за передел мира. Наиболее катастрофически Первая мировая отразилась на славянстве: военные годы стали Голгофой для России, Сербии, Болгарии. Россия, как Феникс, возродилась в Советском Союзе, Сербия потеряла себя в Югославии, а Болгария получила второе унижение подряд. Возрождение славянства произошло только по итогам Второй мировой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"