Статья 'Международное правовое сотрудничество СССР по гражданским делам в период 1922 — 56 гг. ' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Международное правовое сотрудничество СССР по гражданским делам в период 1922 — 56 гг

Григорьева Ольга Геннадьевна

кандидат юридических наук

доцент, Московский государственный институт международных отношений МИД России

119454, Россия, г. Москва, ул. Вернадского, 76

Grigor'eva Ol'ga Gennad'evna

PhD in Law

Associate Professor at the Department of Legal Grounds of Management of Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation 

119454, Russia, Moscow, ul. Vernadskogo, 76

5618861@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-868X.2016.3.19064

Дата направления статьи в редакцию:

06-05-2016


Дата публикации:

28-06-2016


Аннотация: Предметом исследования является генезис международного правового сотрудничества Союза ССР с зарубежными странами по гражданским делам в период с 1922 по 1956 гг. В статье на основании международных соглашений и договоров СССР, иных международно-правовых актов воссоздана историческая картина взаимодействия компетентных органов советского государства и ряда зарубежных стран при оказании правовой помощи по гражданским делам, в том числе по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, наследовании, опеке и др. Исследование основано также на уникальных архивных материалах Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России, которые автором вводятся в научный оборот впервые. Основным методом исследования, использованным автором, является исторический метод, позволивший показать изучаемое правовое явление в динамике и во взаимосвязи с реально существовавшими общественными отношениями, событиями в стране и в мире в указанный период времени. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что автором вводятся в научный оборот уникальные архивные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России, в числе которых дипломатическая переписка, соглашения СССР с отдельными зарубежными странами и др. Указанные архивные материалы вводятся автором в научный оборот впервые.


Ключевые слова:

международное сотрудничество, правовая помощь, гражданские дела, международные отношения, двусторонний договор, международный договор, СССР, зарубежные страны, алименты, наследование

Abstract: The subject of this research is the genesis of the international legal cooperation of USSR with foreign countries on civil affairs during the period of 1922-1956. Based on the international agreements and treaties, as well as other international legal acts of the Soviet Union, the author reconstructs a historical picture of interaction between the competent authorities of the Soviet State and a number of foreign countries in providing the legal support on civil affairs, including collection of the alimony payments to minors, inheritance, custody, etc. The scientific novelty consists in the fact that the work uses the materials from the State Archive of the Russian Federation and the Archive of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, which have been introduced for the first time into the scientific circulation. Among these materials is the diplomatic correspondence, agreements between the Soviet Union and other foreign countries, and others. During the course of this research, the author uses a historical method, which allows analyzing the examined legal phenomenon in dynamics, as well demonstrate its interconnection with the existed public relations and events that took place in the global arena during the aforementioned period of time.


Keywords:

Inheritance, Alimony, Foreign countries, USSR, International treaty, Bilateral agreement, International relations, Civil affairs, Legal aid, International cooperation

Динамика взаимоотношений СССР с зарубежными государствами на различных исторических этапах непосредственным образом отразилась не только на политических, экономических, социальных преобразованиях в отечественном праве и государстве, но и на тенденциях развития международного правового сотрудничества.

Сотрудничество СССР с зарубежными странами по гражданским делам лишь на основании созданных им самим внутригосударственных правовых норм было бы невозможным. Эффективное регулирование общественных отношений в сфере международного сотрудничества по гражданским делам во многом зависело от состояния отношений договаривающихся государств, которое выражалось в заключении ими много- и двусторонних договорах, исполнении принятых на себя международных обязательств, а также от состояния законодательства страны.

Как справедливо отмечает Н.Б. Крылов, «в процессе заключения международного договора стороны должны не строго определять его место и отношения к действующим правилам, а лишь обязаны не нарушать нормы jus cogens»[1]. Поэтому правотворчество в международном праве «должно охватывать как образование общих норм, так и отдельные ситуации (situations particulieres), создание которых не является результатом применения общей нормы».

Советский Союз участвовал в создании международно-правовых основ сотрудничества по гражданским делам как путем ратификации многосторонних международных конвенций, так и заключая двусторонние договоры, соглашения, конвенции с наиболее дружественными государствами. Как происходил этот процесс показано ниже.

К 1922 г. Советская Россия в целом решила такие основные внешнеполитические задачи, как: установление длительного мира и мирных отношений с другими государствами, вывод страны из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала, преодоление состояния дипломатической изоляции.

Однако ситуация все еще осложнялась неприятием советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты, недовольством капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах.

Как результат - к моменту образования СССР был заключен целый ряд двусторонних международных договоров, в числе которых:

- Соглашение между РСФСР и Финляндией об условиях обмена товарами от 15 января 1919 г. [2];

- Соглашение между РСФСР и Афганистаном об установлении дипломатических отношений от 5 июля 1919 г.[2, 204];

- Соглашение между РСФСР и Данией о взаимной эвакуации подданных от 18 декабря 1919 г.[2, с.308];

- Договор о перемирии между Латвией и Россией от 30 января 1920 г.[2, с.333];

- Мирный договор между Россией и Эстонией от 2 февраля 1920 г.[2,с.339];

- Соглашение РСФСР с Великобританией о почтовом сообщении от 20 февраля 1920 г.[2,с.389];

- Соглашение РСФСР с Великобританией о предоставлении англичанам права возвращения на родину от 6 марта 1920 г.[3,с.400];

- Соглашение между РСФСР и Германией об отправке на родину военнопленных и интернированных гражданских лиц обеих сторон от 19 апреля 1920 г.[2 ,с.459];

- Соглашение между Королевским Итальянским Правительством и Российским Советским Правительством об обмене пленных и интернированных гражданских лиц от 27 апреля 1920 г.[2,с.462];

- Мирный договор между РСФСР и Литвой от 12 июля 1920 г.[2,с.480] и др.

В данный период был заключен также целый ряд межведомственных международных соглашений, в которых со стороны Советской России участвовали, например, Народный комиссариат внешней торговли, Всероссийский центральный союз потребительских обществ, Русское командование на Дальнем Востоке и др.

Параллельно с решением внешнеполитических задач с 1921 г. Советская Россия начала постепенное установление торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Двусторонние договоры России возобновляли дипломатические и консульские отношения с целым рядом государств и тем самым расширяли круг межгосударственных контактов.

В 1926 г. с Германией были заключены Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете[3 и Соглашение между СССР и Германией о наследовании 1926 г. В процессе изучения хранящихся в фондах АВП МИД России документов были обнаружены ссылки на Соглашение о правовой помощи в гражданских делах между СССР и Германией от 12 октября 1925 г.[4] Однако само упоминаемое Соглашение автором в архивных фондах не обнаружено, в связи с чем автором оно не исследуется, сформулированные выводы на нем не основываются.

С этих пор Германия стала нашим основным торговым партнером, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.

К 1924-ому году Россию в Европе де-юре признали Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии − Япония, Китай, в Латинской Америке − Мексика и Уругвай.

Особо следует подчеркнуть специфику советско-британских и советско-французских отношений, которые носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией, которая стремилась создать против СССР систему политических и военных союзов, делая при этом ставку на Германию. Дипломатические отношения были восстановлены в 1929г.

С Францией, напротив, впоследствии сложились многогранные взаимовыгодные отношения.

В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. — с Японией. России удалось заключить серию равноправных двусторонних договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933—1935 г. — Чехословакией, Испанией, Румынией и др.

Следует отметить, что уже в третьем десятилетии ХХ в. был определен уполномоченный государственный орган, призванный осуществлять взаимодействие СССР с зарубежными государствами по правовым вопросам – внешнеполитическое ведомство (НКИД, МИД). В настоящей работе такое взаимодействие определяется как «способы внешних сношений».

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «способ» определяется как: действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь[5].

Т.Ф. Ефремова под «способом» понимает: 1) образ действий, прием, метод для осуществления, достижения чего-либо; 2) возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-либо[6].

В советской литературе проблема определения способов внешних сношений государства глубоко исследована К.К. Сандровским.

Способы внешних сношений по поводу реализации правовой помощи гражданским делам советским государством создавались на протяжении всей истории существования Союза ССР. Исследование архивных документов ГА РФ и АВП МИД России позволило выявить определенные способы сношений советских компетентных органов по вопросам правовой помощи, которые классифицированы в настоящей работе в зависимости от того, какой компетентный орган государства наделен полномочием принимать (передавать) международные судебные поручения от компетентных органов иностранных государств:

-дипломатический способ сношений, т.е. посредством советского внешнеполитического ведомства (НКИД, МИД СССР) — традиционный способ внешних сношений по правовым вопросам еще в период Российской империи;

-передача международных судебных поручений посредством специализированного орган (Министерства юстиции СССР) — способ внешних сношений по гражданским делам, имевший место с конца 1950-х гг. при четком указании на него в международном договоре СССР.

Как уже отмечалось, Революция 1917 г. ликвидировала существовавший в дореволюционной России и отработанный в течение многих десятилетий дипломатический способ сношений по гражданским делам.

Введение в 1920-е гг. разнообразных форм социально-экономического развития, отмена политики «военного коммунизма», острота политической борьбы, выработка и внедрение нэпа сказались на внешней политике нашего государства. СССР, вступив в череду международного признания и установления дипломатических отношений, постепенно восстанавливало сношения по гражданским делам посредством внешнеполитического ведомства. В последующих параграфах данной работы освещается динамика полномочий НКИД-МИД в исследуемой сфере.

В целом для периода 1920-х гг. характерна активизация международных отношений СССР и как следствие, заключение с зарубежными государствами соглашений о мире, установлении дипломатических отношений, торговле, на основании которых могла быть реализована международная правовая помощь. К концу 1925 г. СССР закончил восстановление народного хозяйства, XIV съезд ВКП(б) одобрил курс на индустриализацию. В связи с этим внешняя политика СССР была ориентирована на укрепление торговых отношений с капиталистическими странами, и прежде всего с Германией. В результате в период с 1925 г. СССР заключил десятки торговых договоров с зарубежными государствами, которые стали основой для межгосударственного сотрудничества по гражданским делам на данном историческом этапе.

С конца 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германского сотрудничества приоритетным направлением международных отношений СССР стало расширение экономических, культурных, правовых и иных контактов с другими странами.

1930 г. в истории международной правовой помощи по гражданским делам можно считать определенным рубежом. Во-первых, как уже отмечалось, прошедший в этом году XVI съезд ВКП(б) подвел итоги проводимой в предыдущие годы внешней политики СССР, определили ее дальнейшие цели и задачи. Во-вторых, к этому времени определился круг государств, с которыми у СССР были отношения с одой стороны крайне напряженными, с другой - государств-партнеров. Соответственно в последнем случае взаимодействие и сотрудничество продолжало динамично развиваться, в том числе и по гражданским делам.

Так, 15 апреля 1930 г. между СССР и Великобританией было заключено Временное торговое соглашение, которое предоставляло режим наибольшего благоприятствования гражданам договаривающихся государств; гарантировало, что «суда, их грузы и пассажиры будут пользоваться теми же правами, что и национальные суда, грузы и пассажиры»[7,с.215]. Также отмечалось, что данное соглашение будет действовать до тех пор, пока стороны разрабатывают и принимают аналогичное соглашение на постоянной основе. Напомним, что в предыдущие годы (в 1927 г.) дипломатические отношения между СССР и Великобританией были разорваны и восстановлены лишь незадолго до принятия данного Временного торгового соглашения.

Протокол соглашения о правах граждан и таможенных вопросах между СССР и Монголией от 20 мая 1930 г. предоставил гражданам договаривающихся государств национальный режим в передвижении, приобретении и пользовании имуществом, занятии не запрещенным промыслом. Ст.3 данного протокола, кроме того, закрепила право на «доступ к судебным и иным подобным учреждениям на одинаковых с местными гражданами основаниях и будут пользоваться полной охраной и защитой, как в отношении их личности, так и их имущества со стороны административных, судебных и иных подобных им органов»[7, с.271].

Конвенция между СССР и Монголией об исполнении судебных решений по некоторым категориям гражданских дел от 28 июня 1930 г.[7, с.369] регулировала взаимное правовое сотрудничество по алиментным, трудовым делам, причинении убытков государственным учреждениям и предприятиям. Конвенция также устанавливала порядок взаимного исполнения судебных решений.

В 1930 г. СССР и Италия также обсуждали перспективы заключения конвенций о наследовании, об исполнении судебных поручений по гражданским делам, об арбитраже. Так, в письме Народного комиссара иностранных дел СССР Временному поверенному в делах СССР в Италии от 20 июля 1930 г.[7, с.391] отмечалось, что со стороны НКИД нет возражений по поводу заключения подобных конвенций, проекты которых уже были утверждены Совнаркомом СССР и направлены в Италию. «Что касается проекта конвенции об исполнении судебных поручений, то по просьбе итальянского посольства в Москве ему формально был послан проект, принятых в наших отношениях с Германией, Латвией, Турцией и т.д.»

Соглашение между СССР и США о передаче судебных поручений от 22 ноября 1935 г. было совершено путем обмена нотами. Так, нота посла США в Москве гласила:

«Судебные поручения, направляемые судами Советского Союза для исполнения в Соединенные Штаты, должны быть передаваемы суду, которому они адресованы, консульским должностным лицом Союза Советских Социалистических Республик в Соединенных Штатах, в консульском округе которого находится суд, о котором идет речь»[8].

В ответ Нота Народного Комиссара Иностранных Дел СССР содержала следующее:

«1. Судебные поручения, направляемые судами Соединенных Штатов для исполнения в Союзе Советских Социалистических Республик должны передаваться дипломатическим путем, т.е. через Американское Посольство в Москве и Народный комиссариат по иностранным делам, соответствующим судам в Союзе Советских Социалистических Республик и, по исполнении, они будут возвращаться тем же путем.

2. Судебные поручения, направляемые судами Соединенных Штатов для исполнения в Союзе Советских Социалистических Республик должны адресовываться Верховному Суду союзной республики, в компетенцию которого входит исполнение судебного поручения. В случае, если точное наименование советского суда неизвестно суду, который направляет судебное поручение, судебное поручение может быть адресовано соответствующему суду Союза Советских Социалистических Республик»[8].

Соглашение между СССР и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам, заключенное 11 августа 1936 г. в Париже[9] содержало указание на центральные компетентные органы обоих государств, полномочные передавать документы и судебные поручения:

«Судебные и нотариальные документы по гражданским и торговым делам, предназначенные лицам, проживающим на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также судебные поручения по гражданским и торговым делам, подлежащие исполнению на этой территории и исходящие от французских властей, будут передаваться через Посольство Французской Республики в Москве Народному Комиссариату по Иностранным Делам Союза Советских Социалистических Республик, который обеспечит их передачу компетентным властям.

Судебные и нотариальные документы по гражданским и торговым делам, предназначенные лицам, проживающим на территории Французской Республики, а также судебные поручения по гражданским и торговым делам, подлежащие выполнению на этой территории и исходящие от властей Союза Советских Социалистических Республик, будут передаваться Посольством Союза Советских Социалистических Республик в Париже Министерству Иностранных Дел Французской Республики, которое обеспечит их передачу компетентным властям…»[9, с.49]

Следует заметить, что в отличие от соглашения с США, соглашение СССР с Францией предусматривало контакты исключительно внешне дипломатических ведомств, исключая суды.

Соглашением с Францией также устанавливались языки делопроизводства, основания отказа во вручении документов. Основным порядком сношений между данными государствами по вопросам правовой помощи объявлялся дипломатический порядок. По дипломатическим каналам осуществлялось сотрудничество СССР в сфере международной правовой помощи по гражданским делам с другими государствами, и оно также зависело от политических взаимоотношений конкретных государств, а так же от особенностей правовой и судебной систем.

В 1933—1938 гг. отношения СССР с зарубежными странами осложнились в связи с нараставшей фашистской угрозой. Это привело к переориентации усилий советской дипломатии из сфер правового, экономического, культурного сотрудничества в сферу сохранения и упрочения мира. Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без условия о военном сотрудничестве)[10].

18 сентября 1934 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций — международную организацию, созданную в 1919 г., по окончании Первой мировой войны. Устройство взаимоотношений европейских государств в 20-е гг. прошлого века было под влиянием политических и военно-стратегических идей Великобритании, Франции, Японии, США — стран-победительниц. Эта так называемая Версальская система не учитывала интересов побежденных государств, в том числе и Советской России, в которой в то время шла Гражданская война. Более того, Версальская система имела явную антисоветскую направленность, поскольку была направлена на консолидацию усилий держав-участниц Антанты.

Вместе с тем усиление роли Советского Союза на международной арене, стабилизация политических процессов внутри страны привели к тому, что в середине 1930-х гг. перед лицом нараставшей фашистской опасности отдельные государства стали искать союзничества с ним, что в конечном итоге и привело к вступлению СССР в Лигу Наций. В этот же период Лигу Наций покинули наиболее агрессивные, фашистски настроенные государства (Германия и Японская империя — в 1933 г., Италия — в 1937 г.), поэтому советское правительство, вступая в данную международную организацию, рассчитывало с помощью объединенных усилий остальных государств предотвратить будущую войну. Советское правительство предупредило при этом всех участников Лига Наций, что не принимает на себя ответственность за их предшествующие решения и договоры, заключённые без участия СССР. В течение пяти последующих лет пребывания в Лиге Советский Союз твёрдо и последовательно отстаивал дело мира и безопасности народов перед лицом фашистской агрессии.

Международная обстановка в канун Второй мировой войны была настолько неоднозначной, что Советский Союз — противник войны, имея территориальные претензии к Финляндии, обосновываемые обеспечением безопасности Ленинграда, который находился в непосредственной близости от границы и в случае начала войны (в которой Финляндия могла бы предоставить свою территорию врагам СССР в качестве плацдарма) неминуемо был бы захвачен в первые дни, 30 ноября 1939 г. сам начал военные действия против Финляндии. Оценивая данный шаг, И.В. Сталин на совещании начальствующего состава по обобщению опыта боевых действий против Финляндии 17 апреля 1940 г. говорил: «Нельзя ли было обойтись без войны? Мне кажется, что нельзя было. Невозможно было обойтись без войны»[11].

Начатая 30 ноября 1939 г. Советским Союзом война с Финляндией завершилась подписанием 12 марта 1940 г. мирного договора, по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе.

Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии, и принял резолюцию об его исключении из состава организации. Внешняя политика СССР предвоенных лет отражена в работе американского автора Ф. Шумана «Советская политика? В стране и за рубежом», в которой также анализируются взаимоотношения СССР и с зарубежными государствами, и с Лигой Наций[22].

В связи с этими событиями 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

23 августа 1939 г. министрами иностранных дел Германии (Риббентропом) и СССР (В.М. Молотовым) был подписан пакт о ненападении сроком на 10 лет. В соответствии с секретными на тот момент статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, перешедшие Польше в 1920 г.

Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Францией и Англией. Соответственно прервалось и сотрудничество с данными государствами по гражданским делам.

В июне 1940 г. на территорию прибалтийских государств были введены советские войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские республики вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР.

Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Международные отношения СССР в период Второй мировой войны были переориентированы «на военный лад» и все усилия дипломатии были направлены в сферу ведения освободительной войны.

Вполне понятно, что международное правовое сотрудничество по гражданским делам в военные годы не могло быть актуальным[13].

Победа над фашизмом обусловила выход Советского Союза на лидирующие позиции на международной арене и, соответственно, новый этап в развитии международного сотрудничества по гражданским делам.

Существенно расширилась географии дипломатических отношений СССР. Осознание объективной необходимости построения межгосударственных отношений на основе общепризнанных принципов международного права придало особую актуальность международному правовому сотрудничеству.

Советский Союз был одним из инициаторов создания ООН, принимал активное участие в разработке ее принципов и Устава, а затем во всей практической работе этой добровольной международной организации, стремясь содействовать успешному решению задач, ради которых она была создана. По существу, ООН стала первым в истории опытом широкого политического сотрудничества государств с различным социально-экономическим устройством и целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Так, Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., затронул практически все отношения, возникающие между государствами. Согласно п. 3 ст. 1 Устава одна из целей ООН — осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем социального и гуманитарного характера. Его значение в регулировании международно-правовых отношений заключается, в частности, в том, что его положениями создаются условия, при которых должны соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; соблюдаться принцип международного сотрудничества и уважения прав человека. Данные положения Устава ООН стали базой для дальнейшего двустороннего сотрудничества государств.

СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

Немаловажным регулятором международных отношений СССР стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.[14] Как справедливо отмечается в литературе, определяющая роль Декларации заключается в «развитии прав и свобод человека, признания их приоритета, ограждения от произвола государства и должностных лиц».

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашены важнейшие права и свободы человека, которые нашли отражение не только в международных договорах, но и в национальном законодательстве многих государств, в частности: запрещение какой бы то ни было дискриминации (ст. 2); право на признание правосубъектности (ст. 6); равенство всех перед законом (ст. 7); презумпция невиновности (ст. 11); право убежища (ст. 14) и др.

Названный международный договор универсального характера, провозглашая основные права человека, сделал их соблюдение приоритетным в международных отношениях. Так, в преамбуле отмечается, что «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона...», «государства-члены обязались содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод», «содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий...».

Специфика организационной структуры ООН обусловливает деление ее органов на главные и вспомогательные. Последние создаются главными органами в зависимости от потребностей практики для выполнения функций, возложенных на главные органы.

Для целей настоящего исследования интерес представляют действующие на постоянной основе отдельные комитеты и комиссии в составе ООН, осуществляющие правотворческую деятельность, которая напрямую касается сотрудничества СССР с зарубежными государствами по гражданским делам.

Так, основным совещательным, директивным и представительным органом ООН является Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 г. в соответствии с Уставом ООН. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе. Она играет также существенную роль в процессе установления норм и кодификации международного права.

В ст. 10 Устава ООН установлено: «Генеральная Ассамблея уполномочивает обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом... делать рекомендации членам ООН по любым вопросам и делам». Тем самым в приведенной норме закреплено важное полномочие Генеральной Ассамблеи по изучению широкого круга вопросов, обсуждению результатов исследований и рекомендациям государствам-членам организации. Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, за ними стоит авторитет мирового сообщества, его мнение по важным международным вопросам.

Хотя Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее компетенцию, она, тем не менее, инициировала меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера, повлиявшие на жизнь миллионов людей во всем мире.

Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Секретариат и создаваемые ими вспомогательные органы, осуществляя реализацию своих полномочий в соответствии с задачами, которые возложены на них, способствуют осуществлению участия ООН в правотворческом процессе государств по совершенствованию международных основ правовой помощи по гражданским делам.

Анализируя практику деятельности главных и вспомогательных органов ООН, В. Моравецкий отмечал инициативу международных организаций по подготовке и разработке проектов или даже утверждении текстов международных конвенций, вступающих в обязательную силу лишь после их одобрения государствами и только по отношению к этим государствам[15].

Наиболее сложные отношения складывались у Советского Союза с такой международной организацией как Совет Европы (далее — СЕ), учрежденной 5 мая 1949 г., представителями Бельгии, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Великобритании, Ирландии, Италия, Дании, Норвегии и Швеции. Деятельность СЕ охватила все основные вопросы европейского сотрудничества, включая и международную правовую помощь по гражданским делам.

Согласно ст. 1 Устава СЕ, его целью является «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся общим наследием...». Данная цель должна реализовываться органами Совета путем рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как путем защиты и развития прав человека и основных свобод. Среди органов СЕ особо следует отметить Европейский комитет по правовому сотрудничеству.

В рамках СЕ был принят ряд основополагающих документов, в числе которых:

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., закрепившая принцип равенства входящих в СЕ государств, который позволил создать новое европейское пространство,

- Европейская культурная конвенция от 19 декабря 1954 г.,

- Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г., текст которой дополнял Конвенцию по правам человека в области социальных отношений.

СЕ быстро отреагировал на потепление, начавшееся в социалистических странах Восточной Европы. Уже в апреле 1985 г. СЕ принял резолюцию, в которой впервые упоминалась европейская культурная идентичность, после чего СЕ начал контактировать с Польшей и Румынией. Активное сближение СЕ с СССР началось в 1989 г. при активном участии М.С. Горбачёва, вследствие чего Советский Союз получил в СЕ статус «специально приглашённых».

После Второй мировой войны на фоне укрепления международных стандартов взаимоотношений государств, усиления международной интеграции Советский Союз активно закреплял сотрудничество с зарубежными странами по различным направлениям в двусторонних договорах.

Так, изучение двусторонних договоров СССР, имевших место в послевоенное десятилетие, объективно отражающих состояние его международных отношений, позволило условно разделить их на три группы:

(1) договоры о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве:

- между СССР и Югославией от 11 апреля 1945 г.;

- между СССР и Румынией от 4 февраля 1948 г.;

- между СССР и Финляндией от 6 апреля 1948 г.;

(2) договоры о торговле и мореплавании (судоходстве):

- между СССР и Польской Республикой от 7 августа 1945 г.;

- между СССР и Данией от 17 августа 1946 г.;

- между СССР и Румынией от 20 февраля 1947 г.;

- между СССР и Чехословацкой Республикой от 26 апреля 1947 г.;

- между СССР и Итальянской Республикой от 11 декабря 1948 г. и др.;

(3) мирные договоры (как правило, с государствами, ранее имевшими дружественные, союзнические отношения с гитлеровской Германией):

- между СССР и Италией от 10 февраля 1947 г.;

- между СССР и Румынией от 10 февраля 1947 г и др.

Следует отметить, что ни те, ни другие договоры напрямую вопросов международного правового сотрудничества по гражданским делам не затрагивали, ограничиваясь общими положениями о «сотрудничестве», «укреплении связей между народами обеих стран». Подобный подход, на наш взгляд, обусловлен окончанием Второй мировой войны и особыми целями и задачами, стоящими перед послевоенным мировым сообществом (укрепление мира, безопасности, предотвращение новой войны)[16]. В подтверждение сказанному приведем несколько примеров.

Так, ст. 5 Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией от 11 апреля 1945 г.предусматривал, что стороны будут действовать «в духе дружбы и сотрудничества, в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между народами обеих стран». Причем, как отмечается, целью заключения договора являются «еще большее укрепление дружбы, существующей между народами Советского Союза и Югославии, ведущими совместную борьбу против общего врага — гитлеровской Германии, неуклонное стремление обеспечения тесного сотрудничества народов обеих стран».

Подобные положения включены и в другие договоры СССР о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве (например, с Финляндией от 6 апреля 1948 г.и др.).

Договор о торговле и мореплавании между СССР и Румынией от 20 февраля 1947 г.помимо прочего предусматривает, что «физические и юридические лица каждой из Договаривающихся Сторон могут искать в судах и будут пользоваться свободным доступом в суды другой Стороны…».

В договоре регламентирован также вопрос об исполнении арбитражных решений. Так, в исполнении арбитражного решения может быть отказано лишь вследующих случаях:

а) если арбитражное решение на основании законов той страны, в которой оно вынесено, не приобрело значения вступившего в силу окончательного решения;

б) если арбитражное решение обязывает сторону к действию, недопустимому по законам страны, в которой испрашивается исполнение решения;

в) если арбитражное решение противоречит публичному порядку страны, в которой испрашивается исполнение решения.

Аналогичные положения содержатся в торговых договорах СССР с другими государствами. Например, с Польшей от 7 июля 1945 г., Данией от 17 августа 1946 г., Венгрией от 15 июля 1947 г., Болгарией от 1 апреля 1948 г., Италией от 11 декабря 1948 г., Японией от 6 декабря 1957 г., Великобританией и Северной Ирландией от 3 апреля 1968 г., членами Экономического Союза Бенилюкс от 14 июля 1971 г. и др.

Интерес представляют «Правовые положения торговых представительств» СССР в других государствах. При этом торгпредствам предоставляются определенные судебные и представительские полномочия по гражданским делам, вытекающим из торговых отношений. Подобные «Правовые положения…» являлись приложением к международному торговому договору.

Таким образом, состояние международных отношений СССР в послевоенный период непосредственным образом влияло на развитие международного правового сотрудничества по гражданским делам, которое на данном историческом этапе осуществлялось, во-первых, при отсутствии прямого указания на него в международном договоре и, во-вторых, по-прежнему по дипломатическим каналам. Соответственно отсутствие дипломатических отношений между СССР и зарубежным государством делало невозможным взаимное вручение документов, легализацию документов, исполнение судебных поручений и судебных решений.

Послевоенное десятилетие характеризуется образованием двух противоположных политических систем — социалистической и капиталистической, что во многом обусловило дальнейшее развитие способов внешних сношений по правовым вопросам. Так, расширение внутри социалистического лагеря внешнеторговых, научно-технических, культурных и личностных связей делало возможным сотрудничество по гражданским делам при отсутствии прямого указания на него в двустороннем договоре, в силу сложившихся дружественных отношений между этими странами. С иными государствами сотрудничество по гражданским делам не носило обязательного характера, было возможным лишь выполнение отдельных международных поручений и только при наличии специальной договоренности на этот счет внешнеполитических ведомств.

В 1956 г. ХХ съезд КПСС подтвердил принцип мирного существования государств с различным социальным строем, что стало определяющим для дальнейшего развития международных отношений СССР, которые стали более динамичными, приближенными к реалиям современного мира. Об этом, в частности, свидетельствует факт создания в 1956 г. Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Академии наук, который быстро стал центром политических и экономических исследований.

Таким образом, исследование процесса создания Советским Союзом международно-правовых основ сотрудничества по гражданским делам в период 1922-1956 гг. позволяет сформулировать следующие выводы.

1. В первые послереволюционные годы перед Советской Россией вопросы международного правового сотрудничества не ставились, поскольку страна решала совершенно иные внешнеполитические задачи. Впоследствии, осознав невозможность существования в политической и экономической изоляции, Советская Россия в феврале 1919 г. заявила правительствам Великобритании, Франции, Италии, США и Японии о миролюбивом характере ее внешней политики, желании строить мирную жизнь для советского народа. С 1921 г. начался период мирного развития Советской республики, развитие производственных сил и социалистического общества, положено начало установлению дипломатических и торговых отношений с капиталистическими государствами.

2. С 1922 г. сотрудничество по гражданским делам с зарубежными странами вошло в число внешнеполитических задач СССР, был восстановлен существовавший в Российской империи дипломатический порядок передачи судебных поручений, который нашел закрепление в международных соглашениях, конституциях и отраслевом законодательстве. Этому способствовали следующие обстоятельства: с 1922 г. задачи внешней политики СССР были нацелены на создание благоприятных международных условий для успешного строительства социализма — экономического сотрудничества с другими странами; с 1924 г. рост международного влияния СССР обусловил активизацию процесса его признания зарубежными странами; экономический подъем, расцвет часто-правовых отношений на фоне новой экономической политики; заинтересованность западных деловых кругов в торговых отношениях с СССР.

3. В предвоенное десятилетие международное сотрудничество по гражданским делам стало инструментом закрепления и развития партнерских и союзнических отношений между СССР и зарубежными государствами. Вместе с тем по своим внешнеполитическим целям и задачам исторический период не был однороден.

В течение 1929—1932 гг. внешняя политика СССР была обусловлена ростом промышленности, потребностью в увеличении импорта машин и оборудования и получения кредитов за рубежом. Данные внешнеполитические задачи решались на фоне глубокого экономического кризиса в капиталистических государствах, обострения в них классовой борьбы, а также национально-освободительного движения и осложнившейся международной обстановки в целом.

Начиная с 1933 г. международные отношения СССР ориентированы на предотвращение фашистской угрозы, стремление к сотрудничеству с теми государствами, которые также пытались сохранить мир. Отчасти закреплению партнерских отношений способствовали двусторонние соглашения СССР о вручении документов и передаче и исполнении поручений иностранных судов.

4. Гармонизации международных отношений традиционно способствует деятельность международных организаций, которые призваны вырабатывать некие стандарты взаимодействия государств в определенных внешнеполитических сферах.

В 1920-1939 гг. существовала лишь одна международная организация — Лига Наций, целью которой явилось создание универсального механизма для поддержания мира и безопасности, содействие сотрудничеству государств, кодификация международного права. Сам факт создания международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом имел важное историческое значение.

Вместе с тем, участие Советского Союза в деятельности Лиги Наций не привнесло существенного вклада в развитие международных основ межгосударственного сотрудничества по гражданским делам.

Уроки и опыт Лиги наций были использованы при создании ООН, которая с 1945 г. заняла центральное место среди иных международных организаций в объединении усилий государств по разработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных отношений. Таким образом, значение координирующей и правотворческой деятельности международных организаций, оказавших существенное влияние на политику и отношения между государствами по вопросам осуществления международного сотрудничества по гражданским делам, существенно возросло со второй половины ХХ в.

5. В период 1945-1956 гг. место сотрудничества по гражданским делам в системе международных отношений СССР определяли такие факторы, как их построение на основе общепризнанных принципов и норм международного права, разделение мира на два враждующих лагеря «социализма» и «капитализма», стремление к дружбе и сотрудничеству с государствами «народной демократии», напряженность в отношениях с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

В 1922-1956 гг. единственно возможным способом сношения СССР с зарубежными странами по вопросам реализации международной правовой помощи был дипломатический прядок.


Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.