Философская мысль - рубрика Проблема целостного мира
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Проблема целостного мира"
Проблема целостного мира
Липов А.Н. - Андреас Реш Афанасисус Кирхер (1602 - 1680) // Пограничные направления науки. № 51. (2002). № 4. С. 313-345. Издание института по исследованию пограничных направлений в развития науки (г. Инсбрук) [1 ] Andreas Resch ATHANASIUS KIRCHER (1602 – 1680) // Borderlands für Wissenschaft № 51. (2002). № 4. S. 313-345. Institut Veröffentlichung fur grenzgebiete der wissenschaft (Insbruck). c. 1-45

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12931

Аннотация: Перевод научной статьи посвящен исследованию жизни и научно-исследовательской деятельности иезуита Афанасиуса Кирхера (1602 – 1680) - немецкого учёного – энциклопедиста, изобретателя, «учёного с мировой репутацией», универсальному гению в истории науки: в культурных областях, богословии и различного рода "инновационной" деятельности, которая не имеет себе равных по полноте и универсальности научного знания. Кирхер был одновременно изобретателем, композитором, географом, геологом, египтологом, историком, путешественником, философом, владелец одного из первых публичных музеев, физиком, математиком, астрономом, археологом и автором более 40 крупных опубликованных работ. Статья представляет собой первый и наиболее полный в России научный перевод с немецкого языка опубликованного научного исследования, посвящённого учёному - богослову из ежеквартального журнала «Пограничные исследования в области науки», являющегося изданием института с аналогичным названием теологов и психологов области Южного Тироля в Австрии (г. Инсбрук) [1], посвящённого исследованию междисциплинарных областей, обозначенных в терминах российской науки как паранормальные области сознания и психики. Перевод восполняет пробел в истории науки многосторонней научно-исследовательской деятельности выдающегося учёного, так как Кирхер, как современник Ньютона, Бойля, Лейбница и Декарта, в свое время не занял своё законное место в истории научного знания по той причине, что вследствие своей способности предвидения, как иезуит и богослов он пытался в едином взгляде на мир совместить некоторые положения Библии и светской, научной гносеологии. Со значительным опозданием научный мир признал односторонность только традиционно - научной точки зрения на устройство мира и стал уделять всё больше внимания в истории науки тем учёным, которые стремились к наиболее полному представлению о космосе и земном мироустройстве.
Горлинский В.В. - Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования c. 1-24

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14351

Аннотация: Предметом исследования является концепт экзистенциальной безопасности как основа формирования новой парадигмы мышления. Объектом исследования являются особенности и принципы разработки когнитивной парадигмы экзистенциальной безопасности. Особое внимание в работе уделяется анализу предметной и субъектной сторон экзистенциальной безопасности, как объективному явлению и как феномену коллективного сознания. Анализ культурологических и социально-философских работ показывает, что антропогенным источником экзистенциальных угроз является человеческое мышление, лишенное духовно-моральных и гуманистических ценностей как жизненных приоритетов. Показано, что переформатирование парадигмы человеческого мышления обусловливает необходимость разработки когнитивной парадигмы, интегрирующей смысловые структуры безопасности и конституирующей социальные практики предупреждения угроз человеческому существованию на основе жизненных ценностей. В работе используются культурологический и аксиологический подходы, контентанализ массива работ философии постмодерна, репрезентирующих проблему выживания человечества в условиях глобализации угроз. Новизна исследования заключается в принципиальных особенностях новой познавательной парадигмы. Это обращение к онтологическим основам безопасности – существованию человечества как предельной ценности бытия; направленность в будущее; комплексный, междисциплинарный охват проблемы безопасности с выходом на ценностные основы как ключевые регулятивы человеческого мышления, поведения и деятельности. Сделан вывод, что когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности представляет собой совокупность идей, фундаментальных знаний, ценностных установок, методологических подходов, образцов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми, выстраивается интегральное знание об угрозах человеческому существованию и путях их преодоления.
Коптелова Т.И. - Картина живого мира в парадигме органической философии c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.11.27606

Аннотация: В научной статье рассматриваются перспективы создания новой картины мира при помощи органической философии. Анализируются методологические возможности различных философских парадигм в формировании картины живого мира. При этом органическая философия рассматривается как система знаний, интеллектуальная традиция, фокусирующая внимание на функциональной цельности объектов действительности и законах живой природы. Речь идёт о необходимости творческого познания мира, предполагающего единство человеческого разума, воображения и переживания. Раскрывается научный потенциал органической философии, позволяющий исследовать всё множество национальных культурных парадигм, отражённых в различных интеллектуальных традициях. Анализируются противоречия механистической картины мира и способы их разрешения в органической философии. Обосновывается целесообразность обращения к органической философии в сфере формирования новой научной методологии, ориентированной на синтез естественно-научных и гуманитарных знаний. Научное возвращение к картине живого мира возможно с использованием методологии органической философии (её особой феноменологии и герменевтики), а также при помощи типологического и сравнительного анализа, метода синтеза и историко-философской реконструкции. В научной статье показан интегрирующий потенциал органической философии, её способность через феномен жизни соединять различные формы познания мира. Органическая философия в картине живого мира позволяет использовать сопряжение динамичности познавательной деятельности со статичностью духовных идеалов. При этом динамичность познания раскрывается через индивидуальное переживание того или иного фрагмента действительности. Картина живого мира формируется на основе принципа цельности – согласования различных форм познания, интеллектуальных и культурных традиций, как реализация более широкого взгляда на мир.
Абрамов П.Д. - Онтология трех миров в контексте буддийской философии c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36420

Аннотация: Далай-лама отмечает, что буддийская система объектов реальности во многом совпадает с той, что была разработана Поппером. Предметом статьи является онтология трех миров. Цель статьи состоит в анализе составляющих этой онтологии и демонстрации того, что она перспективна, имеет свои преимущества перед дуализмом. Существуют, во-первых, материя или физические объекты, во-вторых, ум, субъективная реальность, и, наконец, в-третьих, абстрактные понятия. Любой объект реальности сводим к одному из трёх миров и по-особому преломляется в двух других. Третий мир – и посредник между другими мирами, и автономная сфера, всецело не обусловленная ими. Мы познаем реальность не напрямую, а посредством репрезентаций, в буддизме в этой связи используется образ руки в перчатке. Знания, сосредоточенные в третьем мире, помогают развитию сознания. Мысленный эксперимент с центральным и периферийными атомами позволяет понять, что нет неделимых элементов и все существует взаимозависимо, а буддийская логика обосновывает, что любовь и сострадание способны развиваться безгранично. Концепция взаимозависимого бытия и несубстанциальности вещей сближает буддизм и квантовую физику. Сознание, с одной стороны, не может быть натурализовано, редуцировано к материи, с другой стороны, оно неотделимо от энергетических процессов. В качестве выводов отметим: к выделенным Д. Л. Тхуптеном трём коренным чертам сознания в буддизме, таким как субъективность, интенциональность, рефлексивность, можно добавить еще две: способность к беспредельному развитию добродетелей, позитивных качеств и взаимозависимость сознания и тонких форм материи. Три сферы реальности буддизма являются тремя только на феноменальном уровне, на уровне же ноуменальном, который в отличие от буддизма не признается Поппером, есть не троичность, а единство.
Топчиев М.С. - Теоретические подходы к изучению безопасности в социальных исследованиях c. 21-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39160

EDN: FLZQBN

Аннотация: Статья посвящена анализу основных научных подходов к исследованию безопасности в зарубежных и отечественных работах. Безопасность понимается для каждой страны и каждого человека по-разному. Проблемы безопасности в Европе не совпадают с проблемами безопасности в странах Африки к югу от Сахары. В то время как в первом случае речь идет о проблемах, связанных с терроризмом и миграционными потоками, во втором случае – с проблемами голода и этнорелигиозного насилия. Различные подходы к концепции безопасности, будь то слишком широкие или слишком узкие, изучают один конкретный аспект безопасности: для традиционной безопасности это защита государства; для безопасности человека это защита личности. Все концепции безопасности, будь то экологическая или информационная, взаимосвязаны, а возникающие «нетрадиционные» концепции безопасности приобретают все большее значение. Безопасность можно определить как свободу от всякого рода угроз (физических, экономических, социальных, политических и психологических) существованию и выживанию государства, человеческого рода и других живых существ. Теории и взгляды, такие как идеализм, реализм, неолиберализм и конструктивизм, по-разному рассматривали значение безопасности. Традиционный взгляд на безопасность до и во время «холодной войны», который фокусируется на защите государства от угроз национальным интересам, расширился с момента окончания «холодной войны». Дискуссии о безопасности теперь включают такие вопросы, как экономическая безопасность, экологическая безопасность, продовольственная безопасность и безопасность личности, среди прочих. Кроме того, появились различные научные школы, объясняющие безопасность иначе, чем традиционная концепция. В частности, можно выделить такие школы безопасности как Уэльская, Парижская и Копенгагенская. Несмотря на существование различных представлений, объясняющих, что такое безопасность и как лучше всего гарантировать безопасность государств и отдельных лиц, миру по-прежнему свойственна незащищенность.
Напсо М.Д. - Антропологический аспект глобально-космополитического мира c. 30-35

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2058

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи являются особенности глобально-космополитического мира, а предметом – его антропологический ракурс. Автор прослеживает сходство и отличие, положительные и отрицательные стороны процесса глобализации и космополитизма, востребованность последнего современными реалиями, соотношение локального, космополитического и глобального. Исследуется влияние глобальных ценностей и космополитического мировоззрения на индивидуальное и коллективное сознание, сферу этничности. Рассматривается воздействие процессов унификации, стандартизации, гомогенизации на бытие индивида и общества, раскрывается влияние установок общества потребления на изменения антропологического характера. Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности исследования, с помощью которых раскрывается содержание рассматриваемой проблемы. Научная новизна состоит в выдвижении ряда положений: 1) глобализация и космополитизм, будучи универсальными и всеобщими явлениями, отвечают требованиям современного развития; 2) и глобализация, и космополитизм содержат в себе риски, придающие им амбивалентность, проявления которой зависят от специфики контекста – исторического и социального.
Шагиахметов М.Р. - Природа кризиса - системный анализ c. 90-125

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.1.317

Аннотация: В данной статье использована методология системного подхода, в соответствии с которым кризис - это обострение противоречия между разнородными элементами, находящимися в системном единстве. Кризис - один из этапов циклического формирования систем с участием человека. Обострение противоречий - результат неадекватности представлений, которыми человек руководствуется, как разрыв субъективного и объективного, преодолеваемый человеком с помощью его мировоззрения. Разрыв субъективного и объективного преодолевается только адекватной системой представлений - системным мировоззрением.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.