Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Проблема целостного мира"
Проблема целостного мира
Липов А.Н. - Андреас Реш Афанасисус Кирхер (1602 - 1680) // Пограничные направления науки. № 51. (2002). № 4. С. 313-345. Издание института по исследованию пограничных направлений в развития науки (г. Инсбрук) [1 ] Andreas Resch ATHANASIUS KIRCHER (1602 – 1680) // Borderlands für Wissenschaft № 51. (2002). № 4. S. 313-345. Institut Veröffentlichung fur grenzgebiete der wissenschaft (Insbruck). c. 1-45

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12931

Аннотация: Перевод научной статьи посвящен исследованию жизни и научно-исследовательской деятельности иезуита Афанасиуса Кирхера (1602 – 1680) - немецкого учёного – энциклопедиста, изобретателя, «учёного с мировой репутацией», универсальному гению в истории науки: в культурных областях, богословии и различного рода "инновационной" деятельности, которая не имеет себе равных по полноте и универсальности научного знания. Кирхер был одновременно изобретателем, композитором, географом, геологом, египтологом, историком, путешественником, философом, владелец одного из первых публичных музеев, физиком, математиком, астрономом, археологом и автором более 40 крупных опубликованных работ. Статья представляет собой первый и наиболее полный в России научный перевод с немецкого языка опубликованного научного исследования, посвящённого учёному - богослову из ежеквартального журнала «Пограничные исследования в области науки», являющегося изданием института с аналогичным названием теологов и психологов области Южного Тироля в Австрии (г. Инсбрук) [1], посвящённого исследованию междисциплинарных областей, обозначенных в терминах российской науки как паранормальные области сознания и психики. Перевод восполняет пробел в истории науки многосторонней научно-исследовательской деятельности выдающегося учёного, так как Кирхер, как современник Ньютона, Бойля, Лейбница и Декарта, в свое время не занял своё законное место в истории научного знания по той причине, что вследствие своей способности предвидения, как иезуит и богослов он пытался в едином взгляде на мир совместить некоторые положения Библии и светской, научной гносеологии. Со значительным опозданием научный мир признал односторонность только традиционно - научной точки зрения на устройство мира и стал уделять всё больше внимания в истории науки тем учёным, которые стремились к наиболее полному представлению о космосе и земном мироустройстве.
Горлинский В.В. - Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования c. 1-24

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14351

Аннотация: Предметом исследования является концепт экзистенциальной безопасности как основа формирования новой парадигмы мышления. Объектом исследования являются особенности и принципы разработки когнитивной парадигмы экзистенциальной безопасности. Особое внимание в работе уделяется анализу предметной и субъектной сторон экзистенциальной безопасности, как объективному явлению и как феномену коллективного сознания. Анализ культурологических и социально-философских работ показывает, что антропогенным источником экзистенциальных угроз является человеческое мышление, лишенное духовно-моральных и гуманистических ценностей как жизненных приоритетов. Показано, что переформатирование парадигмы человеческого мышления обусловливает необходимость разработки когнитивной парадигмы, интегрирующей смысловые структуры безопасности и конституирующей социальные практики предупреждения угроз человеческому существованию на основе жизненных ценностей. В работе используются культурологический и аксиологический подходы, контентанализ массива работ философии постмодерна, репрезентирующих проблему выживания человечества в условиях глобализации угроз. Новизна исследования заключается в принципиальных особенностях новой познавательной парадигмы. Это обращение к онтологическим основам безопасности – существованию человечества как предельной ценности бытия; направленность в будущее; комплексный, междисциплинарный охват проблемы безопасности с выходом на ценностные основы как ключевые регулятивы человеческого мышления, поведения и деятельности. Сделан вывод, что когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности представляет собой совокупность идей, фундаментальных знаний, ценностных установок, методологических подходов, образцов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми, выстраивается интегральное знание об угрозах человеческому существованию и путях их преодоления.
Напсо М.Д. - Антропологический аспект глобально-космополитического мира c. 30-35

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20588

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи являются особенности глобально-космополитического мира, а предметом – его антропологический ракурс. Автор прослеживает сходство и отличие, положительные и отрицательные стороны процесса глобализации и космополитизма, востребованность последнего современными реалиями, соотношение локального, космополитического и глобального. Исследуется влияние глобальных ценностей и космополитического мировоззрения на индивидуальное и коллективное сознание, сферу этничности. Рассматривается воздействие процессов унификации, стандартизации, гомогенизации на бытие индивида и общества, раскрывается влияние установок общества потребления на изменения антропологического характера. Методологическую основу статьи составили диалектические принципы объективности, системности исследования, с помощью которых раскрывается содержание рассматриваемой проблемы. Научная новизна состоит в выдвижении ряда положений: 1) глобализация и космополитизм, будучи универсальными и всеобщими явлениями, отвечают требованиям современного развития; 2) и глобализация, и космополитизм содержат в себе риски, придающие им амбивалентность, проявления которой зависят от специфики контекста – исторического и социального.
Шагиахметов М.Р. - Природа кризиса - системный анализ c. 90-125

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.1.317

Аннотация: В данной статье использована методология системного подхода, в соответствии с которым кризис - это обострение противоречия между разнородными элементами, находящимися в системном единстве. Кризис - один из этапов циклического формирования систем с участием человека. Обострение противоречий - результат неадекватности представлений, которыми человек руководствуется, как разрыв субъективного и объективного, преодолеваемый человеком с помощью его мировоззрения. Разрыв субъективного и объективного преодолевается только адекватной системой представлений - системным мировоззрением.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"