по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Андреас Реш Афанасисус Кирхер (1602 - 1680) // Пограничные направления науки. № 51. (2002). № 4. С. 313-345. Издание института по исследованию пограничных направлений в развития науки (г. Инсбрук) [1 ] Andreas Resch ATHANASIUS KIRCHER (1602 – 1680) // Borderlands für Wissenschaft № 51. (2002). № 4. S. 313-345. Institut Veröffentlichung fur grenzgebiete der wissenschaft (Insbruck).
Липов Анатолий Николаевич

кандидат философских наук

научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук

119330, Россия, г. Москва, ул. Мосфильмовская, 41, оф. 54

Lipov Anatolii Nikolaevich

PhD in Philosophy

research assistant at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

119 330, Russia, g. Moscow, ul. Mosfil'movskaya, 41, of. 54

antolip@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Перевод научной статьи посвящен исследованию жизни и научно-исследовательской деятельности иезуита Афанасиуса Кирхера (1602 – 1680) - немецкого учёного – энциклопедиста, изобретателя, «учёного с мировой репутацией», универсальному гению в истории науки: в культурных областях, богословии и различного рода "инновационной" деятельности, которая не имеет себе равных по полноте и универсальности научного знания. Кирхер был одновременно изобретателем, композитором, географом, геологом, египтологом, историком, путешественником, философом, владелец одного из первых публичных музеев, физиком, математиком, астрономом, археологом и автором более 40 крупных опубликованных работ. Статья представляет собой первый и наиболее полный в России научный перевод с немецкого языка опубликованного научного исследования, посвящённого учёному - богослову из ежеквартального журнала «Пограничные исследования в области науки», являющегося изданием института с аналогичным названием теологов и психологов области Южного Тироля в Австрии (г. Инсбрук) [1], посвящённого исследованию междисциплинарных областей, обозначенных в терминах российской науки как паранормальные области сознания и психики. Перевод восполняет пробел в истории науки многосторонней научно-исследовательской деятельности выдающегося учёного, так как Кирхер, как современник Ньютона, Бойля, Лейбница и Декарта, в свое время не занял своё законное место в истории научного знания по той причине, что вследствие своей способности предвидения, как иезуит и богослов он пытался в едином взгляде на мир совместить некоторые положения Библии и светской, научной гносеологии. Со значительным опозданием научный мир признал односторонность только традиционно - научной точки зрения на устройство мира и стал уделять всё больше внимания в истории науки тем учёным, которые стремились к наиболее полному представлению о космосе и земном мироустройстве.

Ключевые слова: «Organum Mathematicum», «Musurgia Universalis», «Magnes SIVE де», изобретатель музыкальных механизмов, механик, теоретик музыки, востоковед, египтотол, астроном, богослов, изобретатель, немецкий учёный энциклопедист, Афанасиус Кирхер

DOI:

10.7256/2306-0174.2014.7.12931

Дата направления в редакцию:

02-09-2014


Дата рецензирования:

03-09-2014


Дата публикации:

13-09-2014


Abstract.

The translation of the scientific article is devoted to research of life and research activity of the Jesuit Afanasius Kirkher (1602 – 1680) - the German scientist –polymath, the inventor, "the scientist with world reputation", to the universal genius in the history of science: in cultural areas, divinity and different "innovative" activity which hasn't equal on completeness and universality of scientific knowledge. Kirkher was at the same time the inventor, the composer, the geographer, the geologist, the Egyptologist, the historian, the traveler, the philosopher, the owner of one of the first public museums, the physicist, the mathematician, the astronomer, the archeologist and the author more than 40 large published works. Article represents first and the fullest scientific translation from German in Russia of the published scientific research devoted to the scientist - to the theologian from the quarterly magazine "Borderline Researches in the field of Science" which is the edition of institute with the similar name of theologians and psychologists of area of SouthernTyrol in Austria (Innsbruck) [1] devoted to research of the interdisciplinary areas designated in terms of the Russian science as paranormal areas of consciousness and mentality. The translation meets a lack in the history of science of multilateral research activity of the outstanding scientist as Kirkher as Newton, Boyle, Leibniz and Descartes' contemporary, didn't take the lawful place in the history of scientific knowledge for the reason that owing to the ability of anticipation in due time as the Jesuit and the theologian he tried to combine some provisions of the Bible and secular, scientific gnoseology in a uniform view of the world. With considerable delay the scientific world recognized an unilaterality only traditionally - the scientific point of view on a peace arrangement and began to give more and more attention in the history of science to that scientists who aspired to the most complete idea of space and earthly world order.

Keywords:

Organum Mathematicum, Musurgia Universalis, Magnes SIVE de, inventor of musical devices, mechanic and theorician of music, expert in Oriental and Egyptian studies, astronomer, theologist and inventor, German polymath, Athanasius Kircher

Начало биографии.

Афанасиус Кирхер родился 2 мая 1602 в Гайза (Рён), Германия. Первое своё образование юнный Кирхер получил от своего отца Иоганна Кирхера, доктора философии и теологии, обладавшего обширной библиотекой. В возрасте десяти лет Афанасиус был отправлен в иезуитский колледж в городе Фульда, где преподавал, в частности, раввин на еврейском языке. Имея склонность к духовной деятельности, Кирхер намеревался посвятить себя служению в Ордене иезуитов, но это намерение первоначально было отклонено. В дальнейшем, во время катания на коньках Кирхер получил серьёзные травмы обеих ног, приведших к гангрене. По прибытии в колледж, окончательно стало ясно, сто его состояние, вследствие полученной им травмы, является неизлечимым. Однако в одну из ночей ночью Кирхер стал искать в соседней часовне статую девы Марии, известеной своими замечательными свойствами исцеления. После того, как он обратился к статуе девы Марии в сердечной молитве с просьбой об исцелении, он удалился спать. Когда же проснулся, то обнаружил, что обе его ноги полностью и чудесным образом зажили, прекратив его физические страдания и неизбежный конец.

1. Исследования и скитания.

В Падерборне Кирхер начал изучать трехлетний курс философии, однако вынужден был уйти, переехав в Кёльн, где поступил в иезуитский колледж. Однако в 1621г., через год после его послушания, иезуиты, в связи с начавшимся хаосом Тридцатилетней войны вынуждены были закрыть колледж, в связи с приближением вражеского войска. При пересечении пешком замороженного Рейна около г. Дюссельдорф Кирхер вместе со спутниками провалился под лёд, попал в ледяную воду и уже решил, что участь его решена. Тем не менее, ему удалось выбраться из ледяной воды на берег и найти пристанище в иезуитском колледже в Нойсе, где он снова встретился со своими спутниками. Через несколько дней, Кирхер уже был в состсоянии направиться в Кёльн, где он мог бы завершить свою философскую диссертацию.

Уже с 1623 г. Кирхер становится учителем в греческом Кобленце. Через год в качестве учителя гуманитарных наук он перемещается в г. Хайлигенштадт в области Саксония. Чтобы попасть туда, но он должен был пересечь военную зону, контролируемую протестантами. Попав в пути в руки протестантов, из-за его отказа от католической веры, он стал жертвой конных солдат, которые раздели его, избили и привязали к лошади, чтобы повесить на соседнем дереве. Однако один из солдат, который был впечатлен стойким поведением и убеждёностью Кирхера, попросил остальных солдат - протестантов пощадить его. Таким образом, Кирхер, имея только легкие ранения, уже через два дня достиг Святого города, где он нашел работу в качестве учителя и вскоре начал давать уроки по математике, ивриту и сирийскому языкам. В дополнение к его учению, он также находил время для научных исследований и экспериментов..

После завершения его богословских исследований в 1628 г. Кирхер был рукоположен в священники, а затем отправляется на третий год испытательного срока к городу Шпейер. В этом же году Киохер стал архиепископом г. Майнца, жители которого были впечатлены, помимо его преподавательской деятельности, талантливыми докладами Кирхера по богословию и философии, организации фейерверков и строительством оптических аппаратов. Там же Кирхер начал работу над своей первой книгой «Ars magna lucis et umbrae» («О магнитных явлениях»), посвящённой физике и математике.

Когда архиепископ город внезапно умер спустя, Кирхер перенес свою деятельность в колледже г. Майнца, где изучал теологию и сконструировал телескоп, с которым он в порядке развдлечения открыл на небосклоне несколько спорных пятен. Во время визита в библиотеку колледжа Кирхер наткнулся на репродукции египетских иероглифов, знакомство с которыми воодушевило его с тех пор на всю его жизнь. Когда он закончил третий год стажировки в г. Шпейер с принятием клятвы, Кирхер стал профессором этики, математики и восточных языков в г. Вюрцбурге. Здесь он закончил и опубликовал в 1631 году уже упомянутую свою первую работу «Ars magna lucis et umbrae» («Великое искуство света и тени» - 1646 г.).

Однажды ночью Кирхер разбудил странный шум. Выглянув из окна здания, он увидел, к своему изумлению, во дворе легион иностранных солдат, оказавшихся шведами. Кирхер посчитал это своего рода предупрежденим и решил подготовиться и с рассветом двинуться в путь. Будучи вынужден бежать от шведов он пошел со своим учеником Каспаром в Авиньон, где вновь начал свою педагогическую деятельность с перподавания своего нового «исследования», которое сформулировал на основе географических и археологических исследований, расшифровки иероглифов и астрономических наблюдений, расширившихся у него к тому времени. Результаты этих усилий были опубликованы в его работе «Primitiae gnomoniciae catroptricae» ("Первые плоды gnomoniciae catroptricae" -Авиньон, 1635).

Кирхер развивает теоию о том, что коптский язык в конечном итоге является потомком (разговорного) древнеегипетского языка, однако ему всё - таки не удалось истолковать его в полной мере, подключить к фонетической и картинной письменной форме. В 1637-1638 Кирхер сопровождает ланграфа Фридриха Гессенского, чьи владения были преобразованы и вошли в состав Великого княжества Гессен - Дармштадт и позже в качестве кардинала - исповедника в поездке через южную Италию, Сицилию и Мальту. На Сицилии они были очевидцами извержения вулкана Этна и Стромболи, в Калабрии, они оказались свидетелями одного из худших землетрясений в памяти живущих. Когда путешественники добрались до Неаполя. Везувий также был накануне извержения. Невзирая на опасность 35 - летний Кирхер двинулся на гору в непоколебимой вере в Бога и, рискуя жизнью, торопливо поднялся к кратеру грохочущего вулкана. Переживания, связаные с этим восхождением стали решающими для его последующего постоянногой интереса к геологии, закончившимся в конечном итоге в 1665 г. публикацией основной его работы по геологии «Mundus subterraneus» («Подземный мир» - 1664-1678).

Изобретательность Кирхера дала ему возможность создать большое количество инструментов, для изготовления в последующем различного рода машин. Собраннные им в процессе реализации своих обширных интересов научные данные о магнетизме, музыковедении, астрономии, археологии и лингвистики, позволили ему изготовить бесчисленные оптические, магнитные и акустические приборы и оборудование. Одновременно он пишет музыкальные произведения, стихи и фантастические рассказы.

В это же период он находит время для таких проектов как его сотрудничество с великим представителем барокко скульптором и архитектором Бернини в восстановлении и возведения обелиска и фонтана «Четырех рек» на плащади Пьяцца Навона, где он советовал ему в выборе животных для скульптур. Когда Рим в 1656 году был разорён чумой, Кирхер проводил день за днем с неизлечимо больными пациентами. Фиксируя факты излечения от болезни, он наблюдает одновременно и микроскопических микроорганизмов на основе чего разрабатывает теорию, что именно эти микроорганизмы (микробы) были ответственны за передачу заболевания. Эту теорию он выводит далее в своей работе «Scrutinium Pestis» («Пристальные вредители» - Рим, 1658).

Невзирая на то, что Кирхер был в принципе открыт для всего нового, он был одним из первых богословов, которые не просто осудили выводы Г. Галилея, но и оформил эти осуждения в отдельном обзоре, издожив своё научное «мнение» сатирически. В1660 г. Кирхер переехал, отчасти по состоянию здоровья, в сельский район в окрестностях Рима, где он начал проводить исследования для своей книги «Лацио», предметом которой была география и история страны. В одной из своих поездок он обнаружил руины небольшой церкви в местечке Менторелла (Mentorella), создананной на месте, где Юстас, римский полководец, обратился в христианство после того как ему явилось видение, в котором он был распят между рогов оленя.

Наряду с проведением научных исследований, Кирхер предпнинимал усилия по сбору необходимых средств, особенно в Германии, на реконструкцию часовни и превращения её место паломничества. Несмотря на эту изнурительную для него работу Кирхер достаточно преуспел и в 70-х годах ХУ11 в. построил «Мuseum Kircherianum» («Музей Кирхерариум») как отдельное здание для своей обширной коллекции курьезов и изобретений, а также смог опубликовать еще пять книг, в том числе и его самыt популярные в то время спекулятивные исторические работы о Вавилонской башне и Ноевом ковчеге.

По существу вся научная и изобретательская работа Кирхера главным образом стаивла перед собой цель решения проблемы: сосуществования равномерности порядка мирового созидания и существования Бога. Научной основе этой идеи, которую он пытался решить с разных сторон, были посвящены все его усилия главным образом, но всё же «рукописно», вне экспериментального опыта. Универсальность Кирхера на самом деле была основана на этом основном и воспринимаемым им предельно искренне религиозном и одновременно противоречивом вопросе – противоречиями между самой природой, основаниями науки, существовавшей идеологии и имеющих в то время не просто идеологичесикх, но скорее «психических» социальных ограничений.

Кирхер занимался исследованиями практически во всех областях науки. Им опубликованы книги по физике, химии, магии, механики и астрологии, он построил первый «Laterna Magica» («Волшебный фонарь»), его участие было зазафиксировано в составлении первых лунных карт, и он был одним из первых, кто картографически отобразил океанические течения. Кирхер и поныне считается одним из наиболее значительных, универсальных ученых своего времени, воплотивших свои открытия в многочисленных произведениях.

После завершения его богословских исследований в 1628 г. он был рукоположен в священники, а затем отправляется на третьем году испытательного срока в г. Шпейер. Во время визита в библиотеке колледжа Кирхер наткнулся на репродукции египетских иероглифов, которые вдохновляли его все последующие годы его жизни. Когда он закончил третий год стажировки в г. Шпейер, вместе с принятием религиозной клятвы, Кирхер стал профессором этики, математики и восточных языков в г. Вюрцбург. Здесь он закончил и опубликовал в 1631 году свою первую работу, «Ars магнезии» («О магнитных явлениях»), а также участвовал впервые и безуспешно - в миссионерской миссии в только что открывшемся для путешественников Китай.

В г. Авиньоне Кирхер также встретил своего первого научного соратника Николя Клод Фабри де Пейреша, который в последующем имел для него особогое значение, Перйреш, богатого аристократа и советника прованского Парламента Увлёкшись иссследованиями Кирхера в облстях иероглифов и магнетизма, Пейреш ввёл его в международном круг известных европейских ученых. Не успел Кирхер воспользоваться преимуществом этой акции, как он был практичкески тотчас призван Габсбургским императорским двором в Вене на должность имперского математика, чтобы наследовать там должность покойного Иоганна Кеплера. Пейреш решительно протестовал, ибо был убежден, что прорыв в расшифровке иероглифов близок и неизбежен. Однако Папа Урбан VIII и кардинал Франческо Барберини также протестовали против дальнейших исследований Кирхера и протестов Пейреша.

Между тем Кирхер собрался было уже отправиться на корабле в Геную, чтобы обойти затем северную Италию в Австрию, потому что в Германии, по ряду причин он уже не мог больше путешествовать. Но в бурном море, капитан маленького корабля подошел к небольшому острову и препроводил групу иезуитов вместе с Кирхером к берегу, чтобы они могли переждать конец шторма. Когда на следующий день они проснулись, она вдруг с ужасом обнаружили, что они стали жетрвой кораблекрушения. Вследствие этого они должны были звать на помощь, которую им оказало движущееся в Марсель проходущее мимо рыболовное судно.

Однако и здесь они столкнулись в море с еще более неблагоприятными погодными условиями, чем в начале своего морского путешествия, так как очередная буря едва не опрокинула судно, пока, наконец, не прибыли в римский порт Чивитавеккья. В то время как судно там было поставилено на ремонт, Кирхер решил предпринять короткую поездку в Рим. К своему удивлению в Риме он обнаружил, что протесты Пейреша против его перевода повлияли, в связи с тем, что его морское путешествие оказалось чрезвычайно рискованным и он в качестве профессора математики, физики и восточных языков был назначен в знаменитую римскую иезуитскую школу «Collegio Romano» (Римский колледж - духовная школа, позже григорианская).

2. Преподавание и исследования в Риме.

Так Рим стал его постоянным местом жительства. Все последующие годы были потрачены Кирхером на изучение наряду с официальным церковным учением, сосредоточеннным исследованиям иероглифов и коптского языка, который им успешно был определен как позднейший язык (разговорный) языке древнеегипетского языка в конечном итоге, Но ему так и не удалось подключить его к фонетической картинной письменной форме. Через восемь лет после его прибытия в Риме научно-исследовательские достижения Кирхера были высоко оценены до такой степени, что он был в 1641 году полностью освобождён от своих педагогических обязанностей, чтобы целиком посвятить себя экспериментам и написанию сочинений. Книг, которые он опубликовал в этот период включают: «Magnes SIVE де Арте Magnetica» (Рим, 1641; Кельн, 1643, 1654), «Lingva aegyptiaca Restitut» (Рим, 1643), «Ars Magna Lucis ET Umbrae» (Рим, 1646), «Musurgia universalissive ARS Conson» (Рим, 1650), «Obeliscus Pamphylicus»» (Рим, 1650), «Эдип aegyptiacus» (Рим, 1652-1654), «Itinerarium extaticum opificium coeleste» (Рим, 1656), «Iter extaticum Secundum, Mundi subterranei Prodromus» (1636, Рим), касающихся, соответственно, магнетизма, музыки и акустики, египтологии и геологии. Среди них «Magnes SIVE де Арте Magnetica», «Musurgia Universalis» и «Oedipus aegyptiacus» являются наиболее обширными.

3. Работы.

Как уже упоминалось, Кирхер интересовался всем, что раскрывается между небом и землей как Божье творение. Его работы включают более 40 книг и 2000 писем, большинство из которых адресованы известным личностям из области науки и техники своего времени. 2000 - страничный «Эдип» среди них был, вероятно, одним из самых дорогих произведений, но это издание вышло из печати специально для императора Фердинанда III. Невероятная сумма в 3000 экю, выплаченная в качестве расходов на печать, если сравнивать с покупательной способностью сегодня, составляют примерно ½ миллионов евро. По существу вся научная и изобретательская работа Кирхера главным образом стаивла перед собой цель решения проблемы: сосуществования равномерности порядка мирового созидания и существования Бога. Научной основе этой идеи, которую он пытался решить с разных сторон, были посвящены все его усилия главным образом, но всё же «рукописно», вне экспериментального опыта. Универсальность Кирхера на самом деле была основана на этом основном и воспринимаемым им предельно искренне религиозном и одновременно противоречивом вопросе – противоречиями между самой природой, основаниями науки, существовавшей идеологии и имеющих в то время не просто идеологичесикх, но скорее «психических» социальных ограничений. Кирхер занимался исследованиями практически во всех областях науки. Им опубликованы книги по физике, химии, магии, механики и астрологии, он построил первый «Laterna Magica» («Волшебный фонарь»), его участие было зазафиксировано в составлении первых лунных карт, и он был одним из первых, кто картографически отобразил океанические течения. Кирхер и поныне считается одним из наиболее значительных, универсальных ученых своего времени, воплотивших свои открытия в многочисленных произведениях.

4. «Magnes SIVE де Арте Magnetica» («Магнит или искусство магнитизма» -1641).

Особый интерес Кирхер проявлял к действиям невидимых сил. Со времени написания своей первой работы по магнетизму учёный был убеждён в существовании силы, которая держит мир вместе. Поэтому именно в магнитной двойственности Кирхер увидел универсальный принцип, с помощью которого по аналогии, можно было бы открыть и весь мир феноменальный. Изучение магнитных явлений определили и интерес Кирхера к феномеру биолокации. В своих исследованиях по этим предметам он очень хотел, прежде всего, удаления всех следов мистики «virgula divinatoria» (божественного дара). Как следствие, в первую очередь он изменил название «virgula metalliscopia» («божественная металлоскопия») на «Металлоскоп», который он описывает следующим образом: «Угадывающий стержень» или «Metalloskop» будут, в частности использованы в целях поиска металлов. Как это работает?

Сначала вы вырезаете палку, которую вы считаете преемлемой для того, чтобы найти вены ножом. Далее необходмо сжать прут пальцами и смотреть на небо, сжав прут наподобие рогов». При более внимательном изучении в явления биолокации Кирхером было найдено, во-первых, что стержень привлекаем парами от «подземных вен», или по крайней мере, из физиологического раствора, но эксперименты показали, что «близость» между стержнем и металлом не имеет существенного значения в нахождении этого явления, поэтому был сделан вывод: «Я думаю, писал он в «Magnes SIVE де Арте Magnetica», что идея о способности предвидения, происходащая из любой магнитной силы, когда у нас есть эти стержни и они приближены к металлам, с которыми они, как говорят, имеют особое сродство, даже если они готовятся точно и обрабатываются без малейшего давления, не являются таковыми. По меньшей мере, никакого ответа мной в данных опытах не было отмечено. Я делал этот эксперимент много раз безрезультатно ... При этом я брал палки для изгоовления инструмента с деревьев, которые, как полагают, имеют магнитное притяжение к различным металлам».

Тогда я положил, пишет Кирхер, в деревянные полосы иглу и присоединил к ним и так, что две состыкованные полосы должны быть совершенно свободно балансировать на вертикальном стержене. Если это будет сделано, то когда вы собираетесь выяснить, движущую силу, идите с данным аппаратом на то место, которое выше шахты, то есть на половину пути, которое имеет сродство к этому металлу, наклоните обязательно, тогда они осуществляют свои полномочия в своих пределах. С этого практического применения идеи магнетизма в различных областях техники Кирхер исходит и при его работе в областях флоры, фауны и звездного мира. Учёный рисует линию по полярной напряженности в музыке и любви, чтобы, в конечном счете, определить Бога как центрального магнита Вселенной, Всеобщего Мага, в котором биполярность всех вещей состоит в совершенстве разрешения всех противоречий и померяется гармонией.

«Магнит или магнитное искусство» в своём первом издании этой книги представляло собой сумму всех современных Кирхеру знаний об электричестве и магнетизме. Именно в этой работе впервые используется само слово «электромагнетизм». В этом первом и чрезвычайно редком издании учёный-иезуит Кирхер имеет дело с электричеством, магнетизмом, показывая ьольшую универсаьность и энциклопедичность знания. Само понятие магнетизма возникает впервые в 1716 г. Соединённое понятие «электромагнетизм» появляется первым у Кирхера в «Magnes…» на 616 странице его работы, содержащей много оригинальных экспериментов и демонстраций. Издание 1654 г. является крупнейшим, наиболее полным и окончательным исследованием Кирхера по электромагнетизму. Сам термин, введённый Кирхеом в этой работе, был задуман как понятие, отображающее универсальные силы природы.

По сообщениям отцов - иезуитов, оставленных в истории, и особенно его ученика Мартина Мартини, Кихер также тщательно составил измерения магнитного склонения в нескоьких местах по всему миру, а также. М. Мартини в одном из писем пердложил Кирхеру рассмотреть возможность определения долготы на склонение магнитной стрелки. Признавая важность этого метода, Кирхер представил его вниманию научного сообщества. Тем не менее, труд Кирхера был наполнен как легкомысленными курьёзами, так и глубокими догадками и обобщениями. Так, например, учёный обсуждает не только магнетизм Земли и небесных тел, но и их влияние на природу приливов и отливов.

Он также объясняет практическое применение магнетизма в медицине, гиравлике и даже в строительстве научных приборов и игрушек. Практически все работы Кирхеа начинаются с богато иллюстрированых титульных сраниц. Одна из обширных глав появящена магнитным свойствам планет. В третьем и значительно расширенном издании «Magnes…» титульная гравировка содержит в себе ряд символических устройств, каждое их которых соответствует какой-то основной специальности – теологии, философии, медицин, механике, оптике и т.д. Все эти гравировки связаны как - бы цепью обширной сети знаний.

5. «Musurgia Universalis» («Универсальная музургия»- 1650).

Особенно известным сделали Кирхера иссследования в области музыки и акустики. В этом отношении его основная работа «Musurgia Universalis SIVE ARS Consoni» («Универсальная мизургия…» - Рим, 1650) др. Ранее он опубликовал также «Pindar melodie» («Мелодия Пиндара»), найденую им в монастыре в Мессине, однако её подлинность оспаривается сегодня. Исследуя музыкальные произведения, Кирхер, одновременно и находил путь к акустике в «Musurgia и «Phonurgia nowa» - 1673 г. («Новая мизургия и Понургия»), которые при перепечатке первых четырех частей IX книги «Musurgia Universalis», должны были бы им быть указаны. К своим представлениям о музыке и природе звука Кирхер добавил идею Архита Тарентского (ок. 430 – ок. 345 до н.э.), исследователя из школы Пифагора о том, что звук возникает в результате взаимного влияния органов, к которым должны быть добавлены важность воздуха и воды.

Таким образом, Кирхером первым была сформулирована правильная идея о том, как решить проблему прохождения звука через проводящую среду. Эти иссследования он провел на основе критики аристотелевской доктрины «Fuga vacui» («фуга вакуи»), которая блокировала правильную интерпретацию результатов его эксперимента. Тем не менее, идея с проведением самого эксперимента, по результатам которого, наконец, удалось показать необходимость и значимость окружающей исполнение музыки среды для распространения звука, оказалась правильной и заслуга Кирхера в проведении этого эксперимента очевидна. Первое издание в современной красной обложке - «Phonurgia nowa» - этого интересного и богато иллюстрированном исследования по акустике, музыкальной теории и музыкальных инструментов, является, в частности, ответом Кирхера сэру Сэмюэлю Морланду (1625-1695), члену Королевского общества в Лондоне, который утверждал в статье, опубликованной в январе 1672 г. в «Philosophical Transactions» (англ. «Философские труды»), недавно созданного циркуляра королевского общества, что он изобрел мегафон.

Многочисленные свидетельства от поклонников Кирхер, таких как Джеймс Альбан Гиббса и Гаспара Шотта, свидетельствуют о правомерности и представляют доказательства в защиту претензии Кирхера на изобретатение туба или, «stentorophonica», как назвал его сам Морланд. «Phonurgia» рассматривает также науку о применения звукоусиления, и даже действие эха. По существу это была первая книга, опубликованная в Европе и полностью посвященная акустике, где Кирхер описывает и иллюстрирует много странных и любопытных изобретений - говорящих статуй, эоловой тубы, лиры, подслушивающих устройств, а также целой орды странных по форме труб для музыкального использования. для облегчения исполнения музыкальных композиций Кирхером даже был построен аппарат, на котором 4 - х голосовые звуковые наборы были способны сочинять мелодичные и ритмические рисунки на их основе, своего рода – первый музыкальной компьютер.

Более того Кирхер исследовал также отношения между оптикой и акустикой, представляющих для него особую значимость и интерес. В 1646 году за четыре года до появления «Musurgia», в Риме публикуется его книга «Ars Magna Lucis» («Волшебный фонарь»), в которой речь идёт о параллелизме света и звука, где Кирхером была высказана идея о том, что воздух совершенно необходим для распространения света. Саму скорость звука Кирхер прямо не обозначает, однако отмечает, что свет, распространяющегося с бесконечно большой скоростью, в то время как скорость звука имеет конечное значение.

Он также подчеркивает их зависимость от таких факторов как ветер, влажность, время года и время суток - то есть параметров, влиянияющих на скорость звука, которое столько подробно было рассмотрено в науке значительное позднее. Невзирая на это, обоснованное им в книге умозаключение, тем не менее, Кирхер пришёл к ошибочному мнению, что скорость звука зависит от воздушного объема. Особое же пристрастие в занятиях акустикой Кирхер имел к вопросам изучения отражения звука и сопровождающего его эхо. Все эти знания и открытые им принципы он применил на практике, для того, чтобы объяснить механизм действия звука в различных пространственнных галереях и других, иногда необычных акустических пространствах.

Этим вопросам было посвящено основное содержание его девятой книги («Liber magicus» («Любимая магия» - 1670 г.) опубликованную им повторно (в 1673 г.) с некоторыми дополнениями и в соответствие с новыми полученными наукой данными о передаче звука. И хотя в представлениях Кирхер об акустических особенностях, феноменах и самой природе звука можно обнаружить целый ряд ошибок, всё это, тем не менее, позволило ему посредством проведёных удачных экспериментов, приблизиться к более глубокому его понимание. Это понимание более полно и со значительными уточнениями изложено им в его 10-й книге «Musurgia…». В частности, там представлена концепция гармоничного построения всей Вселенной, основанная на его убеждении, что все природные процессы будут поддерживаться в соответствии с природной целесообразностью, при этом число в качестве основы существования всего сущего будет иметь количественное значение.

6. «Scrutinium Pestis Phisiko- Medicum»Изучение чумы физико – врача» -1658).

Теория передачи болезни.

Когда Рим был в 1656 году, разоренной чумой, Кирхер не только провел день и ночь на попечении неизлечимо больных, но и стремился отчаянно для лечения. Он рассмотрел экскременты больных с помощью лупы и наткнулся на микроорганизмы, которые характерны для чумы, оспы или больных тифом. Он не разработал теории о том, что микробы являются причиной чумы, зла, которое преследовало человечности до ХХ в. и даже не выяснил, что большинство грызунов (в основном крысы) и плодящиеся на них блохи являются носителями этой болезньи, но пользуясь несколькими примитивными средствами своего времени отметил, что причина чумы как инфекционного заболевания - как мы сегодня знаем, бактериальная. Однако вклад его в этом отношении в то время в иссследование причин и основания этого заболевания оказался весьма значительным.

Современники Кирхера приняли в соответствией с традициий Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 г. до н.э.) в качестве причины чумы и других вредителей своего времени так называемый миазмы, болезненный процесс, который возникает, прежде всего, в воздухе и воде на основе гнилостных процессов. В отличие от этих, предполагаемых теоретических источники заразы, Афанасий Кирхер утверждал, что причиной этих заболеваний являются конкретные патогены. В крови жертв чумы Кирхер впервые обнаружил в 1669 г. также под микроскопом массы «маленьких червей» (лат. - vermiculi) и «мелких животных» - вероятно, красных кровяных клеткок - и сделал правильный вывод, что инфекционные заболевания могут быть получены через микроорганизмы. И наконец, только швейцарский бактериолог Александр Ерсин (1863-1943) 23 июня 1894 г. определил возбудителя чумы у мертвых крыс (лат.Yersinia Pestis) и смог показать, как происходит распростанение болезни.

Согласно существующим данным, Кирхер в 1670 знакомится с Готфрид Вильгельм фон Лейбницем (1646-1716), с которым поддерживает оживлённую переписку на предмет необходимости исследования жидкостей организма здоровых людей под микроскопом, потому что это, по его мнению, приведёт к открытию многих вещей. В своих работах -«Sammelwerk Physiologia» (нем. «Психологический сборник») и «Kircheriana Experimentalis» (нем. «Экспериментальная Кирхерниана»), которые также появились в немецком переводе в 1680 г., Кирхер, разработал в рамках подраздела «Scrutinium physicomedicum contagiosae luis quae dicitur Pestis» (которое с латинского языка переводится приблизительно как - «Изучение физической медицинской эпидемии ведёт к выздоровлению») новую теорию возможности передачи инфекционных заболеваний. Кроме того, Кирхер убедился, что сам Pestgeißel (нем. «бич чумы») далеко не беззащитен и поддаётся уничтожению.

Для лечения болезни он рекомендовал иммуннологические и иные врачебные методы, которые допустимы в принципе даже и по сей день. Это были, например, изоляция, карантин, сжигание одежды и предметов пользования больного, окуривание ладаном обитаемых пространств, средств защиты органов дыхания с масками, биологически активных правила - приема лекарств (или то, что понималось тогда под этим понятием), паровые бани и путь религиозного укрепления путем молитвой. И только в XX веке к этому списку были добавлены прививки и такие лекарства как сульфаниламиды и антибиотики. Здесь также можно упомянуть исследования Кирхера о влиянии магнетизма в качестве концепции альтернативной медицины.

7. «Oedipus Aegyptiacus» («Эдип египетский» -1652 -1654).

Основной работа Кирхера, в которую включено всё, что связанно с древним Египтом, является «Эдип египетский». С помощью этой книги он, овладевший многими знаниями своего времени, хотел разгадать тайну египетской Сфинкса. Кирхер символизирует знания по этой теме посредством мифа об Эдипе, на основе личного опыта и понимания, сопоставляя своё пониание темы в сочетании со знанием нескольких языков и эзотерических традиций. В «общеобразовательном» издании, насчитывающим около 2000 страниц «Эдип египетский», считается одним из самых значительных произведений XУ1 1в. над котоорым Кирхер работал в течение почти 20 лет. Для Кирхера Египет был оплотом старейшех и наиболее аутентичной божественной мудрости, из которой исходили все другие культурные системы. Зная и сравнивая эту и другие системы, он надеялся сделать выводы о египетской мудрости.

Таким образом «Эдип египетский» полон сравнениями с другими культурами от Китая до Центральной Америки. Кирхер также высказал мнение, что все культуры мира сохранили часть божественного откровения и истины. Весь Космос был для него - великолепная феофания (феофания, от греч. Θεοφανεια, существительного Θεος «бог» и глагола φαινω «я являю» - прим. перевод.) - непосредственное явление божества в различных религиях, которую, по его мнению, надо исследоватьь. Для этого культурного сравнения Кирхер выступал, видимо в качестве одного из ведущих лингвистов своего времени и вероятно, наиболее подготовленного. Он также работал в поистине гениальной манере символической логики, на основе уже «переведенных» полных текстов, в которые он «упаковывал» всё, что знал о египетской мудрости, финикийской теологии, халдейской астрологии, еврейской Каббалы, Персидской магии, математики Пифагора.

Среди прочего, подобно Моисею, Кирхер вобрал в себя всю мудрость Египта, в которую он был посвящен, в том числе и посредством «таинства» этого перевода. Поэтому не удивительно, что в «Эдипе египетском» нашли своё описание и иллюстрации каббалистического древа жизни. Однако перейти от коптского языка к египетскому можно было лишь при условии открытия фонетического чтения иероглифов. А ключ к этим тайным знакам еще нужно было найти. Находясь под впечатлением данных Гораполлона (предполагаемый автор сочинения о египетских иероглифах, дошедшего в греческом переводе некого Филиппа под названием «Иероглифика», датируемым 1V н. э.), Кирхер искал и пытался угадывать в иероглифах понятия, но не звуки, полагаясь на собственную проницательность, полпгпядостоверными свои истолкования. Будучи весьма изобретательным и прагматичным человеком, он опубликовал в Риме в 1653 - 1654 г. г. четыре тома переводов иероглифов; но ни один из них, как оказалось, не был в полной мере достоверным, ни один не имел ничего хотя бы сколько-нибудь общего с оригиналом.

Лигвистические представления Кирхера в египтологии и его «переводы» были настолько логичны, что вряд ли кто не сомневался в его достоверности, до того времени, когдаЖан-Франсуа Шампольон (23.02.1790 – 4.0.3.1832, Париж) - выдающийся французский учёный, востоковед, филолог и дешифратор египетских иероглифов опубликовал первый перевод из Розеттского камня («Rosetta Stone» - «Камень Розетта»), иероглифов в 1822 г. показав, что египетская система письма была комбинацией фонетических и идеографических знаков. Розеттский камень - стелла с надписью из указа, опубликованном в Мемфисе в 196 году до нашей эры от имени царя Птолемея V. Указ на камне изложен в трех сценариях: верхний текст – древние египетские иероглифы, средняя часть – демотическое письмо - одна из форм египпетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях египетского языка, и в самом низу ­­­-­­ ­ древнегреческий текст. По существу он представляет собой один и тот же текст во всех трёх частях (с некоторыми незначительными различия между ними), составляя ключ к современному пониманию древнеегипетского языка. В 1822-24 г.г. был найден и фактический ключ, в связи с работой, проделанной Кирхером.

Древние тексты, переведённые Кирхером, как оказалось, имели относительно житейское содержание. Однако это объяснение всех известных культурно – лингвистических систем послужило Кирхеру, в конечном счете, только в качестве вспомогательного средства в его стремлении к общему благу. Это относится и к его усилиям по расшифровке древних египетских иероглифов. Около 1799 иероглифов он нашёл и расшифровал в «Rosetta Stone» но и существующие в этом произведении Кирхера не расшифрованные иероглифы не будут, вероятно, расшифрованы и до сегодняшнего дня. Кирхер имел мало шансов в своей попытке расшифровки в то время.

Тем не менее, его мужество и решимость, чтобы подойти ближе к проблеме, где его переживаний в области развития забытых языков и писаний было не меньше, чем восхищения, особенно, когда он смотрел на символы иероглифов, которые не зависили от конкретного языка. Но эти символы, в представлении Кирхера, должны также включать в себя и другие культуры, которые могут быть поняты только с помощью разума. Это может показаться фантастикой, но подход Кирхера здесь основывался не на беспердметной фантазии. Можно сказать, что его подходы к расшифровке иероглифов, определялись образами математического и логического мышления. Следствием и фактическим доказательством его увлечённости расшифровкой иероглифов является и постановка им следующих задач:

-нахождения всех древних памятников с иероглифами.
- изолирование иероглифов для сравнения отдельных символов.

- присвоение каждому иероглифу правильное значение его символа.

- через значение символов, найденных таким образом, замена иероглифов на текст.

- подключение значения символов в переводе.

8. Кирхер и астрономия.

До начала Х11У века мир видел ночное небо не вооруженным глазом астрономов. Изобретение телескопа, который впервые был использован в 1610 году Галилео Галилеем (1564-1642) в астрономических наблюдениях, открыло и сформировало новый взгляд на явления небес. Хотя сам Кирхер не был астрономом, он не только предоставил новые идеи, исходя из своих наблюдений и расчетов, но он выполнил эту работу при глубоком знании таких важных астрономических таких функций как:

а) Наблюдение:

В обширной переписки он представил данные его астрономических наблюдений и обосновал необходимось образования некоего транзитного пункта для суммирования и обобщения всемирной астрономической информации.

б) Необходимость координации астрономических исследований. Благодаря связям с различными колледжами иезуитов, разбросанных по всему миру, Кирхер смог организовать скоординированные астрономические наблюдения.

В «Iter exstaticum celeste» (лат. «О восторге небесном») Кирхер представляет воображаемое космическое путешествие, чтобы посетить небесный спутник Луну, Солнце и планеты, и можно объяснить их метериальную оболочку, опираясь на выводы астрономов своего времени. По установленному маршруту Кирхер достигает (в воображаемом описании) отдельных небесных тел, описывает их особенности и таким образом дает приемлемое введение в космологию, одновремено соответствовующее в то время христианскому учению о творении. Вторая работа Кирхера по космологии именуется по латыни достаточно пространно «Iter Extaticum II. qvai & Mundi Subterranei prodrom dicitur Quo Geocosmi Opificium SIVE Terrestris Globi Structura, diplom abditis constitutis arcanioris Naturae Reconditoriis, ficti integumentum exponitur veritatem. В III. Dialogos distinctum» (Rim. Mascardi, 1657), которое с латинского можно только весьма условно перевести как: «Серьёзное путешествие в восторге. Geocosmi Opificium или земной шар наземной структуры, представленый к святому созданию секретов хранилищ природы. В 3-х. различных диалогах». Издание только этой работы Кирхера в трёх диалогах, целиком посвященные астрономии, в котором первый диалог озаглавлен как - «Itinerarium exstaticum…» («Маршрут в восторге…») является одним из самых любопытных работ Кирхера.

Он написал трактат в форме повествования, в которой определение «Theodidactus («Теодидактус» - сам Кирхер - оказывается втянутым во сне в видения или экстатическое путешествие и направляется через небеса духом по имени Cosmiel ...). В первом диалоге, Кирхер пересчета путешествие на Луну, которую он находит со множеством шрамов, гор и кратеров, в отличие от аристотелевской точки зрения на описание Луны. Он летает на Венере, которую он обнаруживает выполненную из четырех элементов, и так далее по каждой из других планет и через область неподвижных звезд. Само солнце имеет дефекты, провозглашает Кирхер. Он сам видел пятна в телескоп за несколько лет до создания этого произведения.

Кирхер отвергает космологию Аристотеля и Птолемя в пользу Тихо Браге (1546-1601), который утверждал, что солнце вращается вокруг Земли и, а Земля, в свою очередь находится на орбите между планетами и неподвижными звездами. Система Тихо Браге была принята большинством коллег иезуитов Кирхер, так как это позволило им сохранить геоцентрическое мировоззрение, в то время как большинство поддерживало, по крайней мере, частично, новую, более научную гелиоцентричную теорию за которую выступал Коперник. Кирхер рассуждает эту тему более непосредственно во втором диалоге, где он имеет дело с творениями Земли, своей позицией относительно устройства Вселенной, её различных характеристик и ограничений, и, наконец, её возможного уничтожения. Для обоснования своих взглядов Кирхер в своем заключении цитирует библейские и научные труды.

В Заключении он также ссылается на труды и авторитет астрономов; Иоганна Гевелия, влиятельного астронома и метеоролога Готфрида Венделина, Галилея и других, менее ортодоксальных ученые своего времени. Это научное, религиозное и semi mystical (полумистическая) работа свидетельствует о сомнительной позиции Кирхера на стыке двух веков. Первое издание «Iter extaticum…» («О восторге…») являет своё продолжение в диалогах на «extaticum Itinerarium» («Восторженнный маршрут»), в которых Theodidactus (т.е. сам Кирхер) отправляется через небеса с ангелом Cosmiel (Космиел) и спускается со вторым «гидом» под именем Hydriel (Хидриел), рассматривая воды и их природу. Cosmiel затем возвращается и показывает ему землю, обосновывая её географию, её характеристики и чудеса. Этот диалог также рассматривает животных и растения и их последующие поколения. В третьем диалоге они исследуют чудеса подводного мира, а в четвертом диаоге подземный мир. Работа, как видно из названия, «Prolegomena vel Prodrome» («Продром или пролегомены») (1640) [3], представляет собой введение к более позднему исследованию Кирхера «Mundus subterraneus» («Мир подземелья», 1665).

9. «Instrumentum pantometrum» (1643, 1660).

В его Magnes SIVE де Арте Magnetica (1643) Афанасий Кирхер описывает инструмент обследования, которое он назвал «Instrumentum pantometrum» («Все нож»), ichnographicum

(картографическая), magneticum (магнитный). Таким образом, он хочет выразить, что можно решить все картографические задачи, используя для этого магнетизм. Инструмент представляет собой прибор, изготовленный вручную. Кирхер приводит примеры его применения во время изыскательских работ, ссылаясь также на свой опыт, собранный от имени курфюрста Майнца в 1624 году, который он приобрёл за время своего путешествия по горной дороге. Pantometrum также является и измерительным инструментом для определения расстояний. Нужные маршруты можно рассматривать соответственно как стороны треугольника. От концов прибора линии проецируются на поле, составляя точки измерения направления. С его помощью становится возможным определить искомую длину маршрута. Каспар Шотт назвал инструмент в честь имени своего изобретателя А. Кирхера «Pantometrum Kircherianum» и написал 1660 г. в Вюрцбурге подробное руководство с тем же названием для его использования.

10. «Мundussubterraneus» («Мир под землёй» - 1665).

Как уже сообщалось ранее, Кирхер, основываясь на непосредственных наблюдениях, сделанных во время его двухлетнего поездки в Сицилию, где он был в 1638 году, стал свидетелем извержения вулкан Этна и Стромболи в марте, где рисковать спускался своей жизнью в кратер действующего Везувия, и по возвращении в Неаполь сделать соответствующие иссследования. В поиск подземных соляных источников Кирхер привносит игру магнитных сил. Как уже отмечалось ранее, Кирхер в своих непосредственых наблюдениях, сделанных во время его двухлетней поездки в Сицилию, где он в марте 1638 году стал свидетелем извержения вулканов Этна и Стромболи, и где, по возвращении в Неаполь, Кирхер рисковал своей жизнью находясь рядом с кратером действующего Везувия. На основе непосредственных наблюдений и последующих исследований об одновременном извержения Этны и Везувия, он сделал вывод, что вулканы постоянно находятся в движении, вследствие наличия каналов огня, которые пролагают сами недра земли Земли для выхода магмы, и что они связаны со всеми известными метеорологическими и геологическими событиями при их взаимодействии с ветром. Эти выводы Кирхер подробно исследует в своей наиболее распространенной и наиболее успешной работе «Мундус subterraneus subterraneus, qvo Universae denique Naturae divitiae» («Мундус под землёй или конечная природа богатства» -1664-1678).

Современник Кирхера Каспар Шотт даже изобрёл соответствующий инструмент для изучения вулканических извержений, назвав его в честь Кирхера «Pantometrum Kircherianum» и написал 1660 г. в Вюрцбурге подробное руководство с тем же названием для его использования. Кирхер, основываясь на выводах, разработанных в своей наиболее распространенной, уже отмеченной и наиболее успешной работе «Mundus subterraneus» («концепция подземного мира»), сотворенного Богом, которую он разделлил на 12 книг. В первой книге первого тома он имеет дело с созданием и тяжести мира при использовании геоцентрической он описывает в одноименной книге отношений Земли до Солнца, Луны и других планет. Он также объясняет происхождение родников, ручьев и рек, которые будут питаемых больших подземных водоемов, и находит легендарный островного государства Атлантиды, которые сообщили о египетских и греческих географов.

Следующие четыре книги и второй том посвящены океанографии, вулканологии, гидрологии, а также четырем элементам: огня, воздуха, воды и земли. В них представлены богато иллюстрированные разделы по анализу соляного купола, окаменелостей, останков гигантов, подземных животных, демонов и морских форм, описывает свойства ядов, металлургия, природа и история появление насекомых, астрологическая медицина и фейерверки, а также подробное нападение на алхимию Парацельса, с одновременным обоснованием им правильности своих представлений в его «Chymio technicus» («Технической химии» и «реальной химии»). Идея «философского камня», по его мнению, является «мистической и вымышленной», но, в то же время он утверждал существование палингенеза (теория возрождения - признак или процесс в эмбриогенезе организмов, повторяющий соответствующий признак или процесс – прим. переводчика) и возможность восстановления объекта из пепла. Он показал результат подобного эксперимента в музейном «Kircherianum» в стеклянном сосуде с землёй, в опыте при её внезапном замораживании.

Концепция подземного мира, сотворенного Богом, разделена у Кирхера на 12 книг, где в 2 томах, описывает деяния двенедцати Апостолов, чтобы указать на их гармонию и совершенство. В первой книге первого тома он описывает процесс с созданием и тяжести мира при использовании геоцентрической теории он анализирует в одноименной книге отношения от Земли до Солнца, Луны и других планет. Он также объясняет происхождение родников, ручьев и рек, которые питаются из больших подземных водоемов, и находит легендарное островное государство Атлантида, о котором сообщается у египетских и греческих географов.

В поисках подземных соляних жил Кирхер не вполне внятным образом привносит действие магнитной силы: «Положите кусок ископаемой соли небольшой на место в пядь длинной, и вставьте любую деревянную палку, чтобы, таким образом, что деревянная часть была связана с солёной частью. Если она балансирует на кресте между палками или свободно подвешена, то движется свободно. Кипятите солёную воду, и соляной стержень застрянет под магнитным влиянием. Я считаю, говорит Кирхер, что то же самое движение будет происходить, если бы нужно было бы провести аналогичные эксперименты в соляной шахте в земле. Веру в магическое действие маятника он назвал «Hirngespinst» (нем. – Фантасмагория).

8. «Organum Mathematicum» («Математический орган» - 1668).

Для Кирхера реальным ключом к пониманию мира является математика. Математика у Кирхера здесь писутствует как самособой самодостаточное явление , ибо Бог устроил все вещи математически, как это уже есть в Библии: но ты всё же должен все измерить и количество и вес. Его отношение к математике можно резюмировать следующим образом:

- математика является ключом к знаниям,

- математика делает видными соединения,

- математика полезна,

- математика преподается.

Разнообразие математических наук, которми он занимался в Вюрцбурге уже в 1630 г. в самом широком контексте, демонстрируется Кирхером уже самим характером ранней подготовки лекций для своего ученика Андреаса Вейка: арифметика, церковная хронология, геометрия, практическая геометрия, география, астрономия, наука о солнечных часах, музыка. В 1661 г. Афанасиус Кирхер разработал, наконец, коллекцию учебных материалов для преподавания математики, которые он оформил на деревянных табличках в коробке. Он назвал эти дидактические средства «Organum Mathematicum» («Математический орган»). Каспар Шотт написал к нему подробное руководство, которое было опубликовано в 1668 году и также, по существу, является одним из предшественников компьютера.

В этот универсальный инструмент входят: вычислительная машина и более 250 деревянных палочек, действие которых приложимо в арифметике, геометрии, фортификации, расчету времени, часам клиентов, астрономии, астрологии, истории секретного письма и музыке».В « Musurgia Universalis» («Универсальной мизургии» -1650) изложены основные взгляды Кирхерана музыку: он считал, что гармония музыки отражает гармонию и пропорции Вселенной. Книга включает в себя планы по строительству водяных автоматических органов, «обозначения» из пения птиц и схемы музыкальных инструментов.

27 ноября 1680 г. Кирхер умер, оставив после себя бесчисленные рукописи, в периодических изданиях и обширной переписке, которые были опубликованы постепенно в последующие десятилетия. К позору историков науки на протяжении многих лет само имя Кирхера практически выродилось, и было забыто. Однако, поскольку научная картина мира испытала на себе в последние десятилетия существенное слияние научных и духовных моделей Вселенной, произошло и более чем существенное возрождение интереса к имени Кирхера, в научном мире стала происходить переоценка своего его исторического вклада в переходный период истории науки. Сегодня, уже представляется неизбежным, что Афанасиус Кирхер, в скором времени будет признан одним из крупнейших и наиболее непредубежденным учёным и научным фантастом своего времени.

9. Музей «Kircherianum».

Музей назван в честь Кирхера Кирхерариум (Kircherianum). Один из самых ранних государственных музеев, не был создан Кирхером, но он был его первым куратором, который взял на себя задачу организовать и управлять коллекцией. Музей сформировался в 1650 – 1961 г.г. г. из завещанных Романским колледжем обширной коллекции этнологических и античных находок секретаря римского сената Альфонсо Донини. Для размещения объектов вплоть до настоящего времени существуют открытые аркады в коллегии Romanum (Романской коллегии»). Накопленные раритеты были расширены за счет пожертвований и коллекций со всего мира, и не в последнюю очередь самим Кирхером из задуманых и построенных им инструментов и технологических изобретений для своих опытов. Экскурсии по осмотру обелисков, скульптур и картин Кирхермузея входит в различные виды программного образования и для туристов, посещающих Рим.

К сожалению, музей «Kircherianum» постепенно разрушается. Разрушение началось в XУ111 веке, поэтому коллекция произведений искусства Кирхера была размещена в музее Ватикана, остальные экспонаты остались в здании музея. В 1870 коллекция перешла в руки итальянского правительства и, наконец, окончательно разделена в 1915 году. В форме отдельных культурных акций экспонаты музея были разделены на несколько музеев Рима.

III. Заключительные замечания.

В заключение еще раз кратко обозначим основные достоинства Афанасиуса Кирхера:

Работа Кирхера включает, как уже упоминалось, более 40 книг, 2000 писем - большинство из них к известным личностям из области науки и техники своего времени, - а также бесчисленные рукописи.

- в своих оригинальных научных экспериментах он описал в 1640 г. ему удалось достаточно точно воспроизвести стетоскоп и его функции, указывая на правильнй путь к тому, как решить проблему прохождения звука через сосуд, с последующим доказательством необходимости существования самой материальной среды для распространения звука.

- для облегчения создания музыкальных композиций, он создал первую «модель» музыкального компьютера.

- в области медицины эпохального значение имеют его доказательства о том, что инфекционные заболевания передаются микроорганизмами. Его исследования по магнетизму упоминаются от концепции альтернативной медицины до гипноза.

- Хотя подход Кирхера к расшифровке текстов и основывалось на фундаментальном заблуждение, некоторые современные комментаторы описывают Кирхера как пионера серьезного изучения иероглифов и как истинного «основателя египтологии», потому что проведённая им работа в этой области сделала египетские иероглифы более понятными для ученых.

- чтобы преодолеть общее смешение языков, Кирхер разработал концепцию универсального символического языка.

- Кирхер также проявили большой интерес к технологии механических изобретений; приписанные ему механизмы включают в себя магнитную часы, различные автоматы и первый мегафон.

- В 1671 Кирхер описал изобретённый им «Laterna Magica» («Волшебный фонарь») предшественнико современого проекционного аппарата, так что в течение долгого времени считалось, что именно он был его изобретателем. Многие из его экспериментов на животных были положены в основу последующего поведенческих исследований с участием человека.

- к Кирхеру восходят также одни из первых созданых в мире лунных карт.

- Кирхер является изобретателем «Mathematicum Organum» - предтечи компьютера. Кирхер также исследовал комбинаторику в его «Arca Musaritmica», создав на основе алеаторики (случайного выбора комбинаций) устройство, способное производить миллионы церковных песнопений, комбинируя случайно выбранные музыкальные фразы.

- подчеркивая, что число является мерой всех вещей и входит в законы природы, Кирхер исходил из существования математической модели Вселенной, подобной «Единой картины описания мира» физика Буркхард Хайма [2]. Кирхером был также разработан первый акустический усилитель, выдвинута идея создания цветомузыкальных инструментов, а также он был автором известной «Теории аффекта» о специфическом воздействии музыки на эмоции и психику человека. Таким образом, Афанасиус Кирхер, возможно за счет своей универсальности и оригинальности, и ныне является одним из совершенно уникальных личностей в истории экспериментальной науки, обладавшим необыкновенным для его времени ярким исследовательским талантом учёного, включающего энциклопедические познания, начиная от области композиций символов и стихов до космической теологии, подобно хорошо известной в западном католическом христианском мире святой Хильдегард Бинген [4].


Примечания переводчика:

1 «Пограничные области науки » (GW, ISSN 10218130) - ежеквартальный журнал австрийского «Реш издания» в г. Инсбрук, Австрия). Журнал является изданием «Института по пограничным направлениям в развития науки» теологов и психологов области Южного Тироля Автсрии. Андреас Реш (р. 1934) - директор этого института и одновременно редактор и основатель издательства «Resch Verlag», функционирующего с 1951 года. Темы в терминах журнала включают: парапсихологию, пара - физику, пара - биологию и пара - феноменологию. Издание имеет общий термин для этих областей – Паранормология (Paranormologie), определяемая в общем как «наука о паранормальных явлениях».

2 Буркхард Хайм (нем. Burkhard Heim, 9 февраля 1925-14 января 2001) - немецкий физик-теоретик. В 1950-х годах ХХ в. разработал собственную квантовую теорию на основе теории относительности Альберта Эйнштейна, основываясь на которой (или теорий, разработанных в дальнейшем), человечество сможет строить корабли, способные достичь планет Солнечной Системы за несколько часов. Предполагалось, что с помощью так называемого «прыжка в гиперпространство» можно будет долететь к звезде, лежащей в десятке световых лет от Земли, за 80 дней по земному и «корабельному» времени.

3 Пролегомены (- προλεγόμενα - предисловие, введение) - рассуждения, формулирующие исходное понятие и дающие предварительные сведения о предмете обучения; разъясняющее введение в изучение той или иной науки, имеющее целью предварительное ознакомление с её методами и задачами и обозначение статуса науки, дисциплины в системе рационального знания. Существует ряд философских сочинений, построенных в форме пролегоменов. По данным Википедии (свободная энциклопедия).

4 Святая Хильдегард Бинген (нем. Хильдегард фон Бинген ; лат. Hildegardis Bingensis ) (1098 - 1179), также известна как сен-Хильдегард и Сибила Рейна - немецкий писатель, композитор, философ, христианский мистик, бенедиктинская настоятельница, исключительно дальновидная и эрудированная для своего времени женщина. в 1165 году она основала монастыри Rupertsberg (Рупертсберг) и Eibingen. (Ейбинген) в 1150 г. Хильдегард фон Бинген - фантазер, поэт, композитор, натуралист, целитель, и богослов стоит в ряду светских и церковных лидеров её времени. Еще более удивительным для женщины ее времени были письменные труды, которые она подготовила. Ее научный диапазон - от естественной истории медицины и космологии, музыки, поэзии до богословия - превосходит большинство других учёных мужей – современниковю. Хильдегард по свидетельству современников, также обладала необычайной красотой и внешними выражениями интеллектуальной силы.

Библиография
1.
Афанасиус Кирхер Музей дель Мондо. Римю «Палацо Венеция», 28 февраля-22 апреля 2001 года.
2.
Куради Эухенио Лосардо. Рим. «Де Лука».-2001.
3.
Афанасий Кирхер (1602-1680) и его родной город Geysa. Рён: 400-летие великого эрудита. «Гейза».-2002 .
4.
Флетчер Джон (ред.) Афанасий Кирхер и его отношения с учёными Европы своего времени. Висбаден. «Харсовитц»».-1988.
5.
Годвин Джоселин Афанасий Кирхер: человеком эпохи Возрождения и поиск потерянного знания. Берлин. «Вебер».-1994.
6.
Хейн Олаф Издатель произведений Афанасий Кирхер полигистор: энциклопедический обзор истории производства шрифтов в эпоху барокко, с учетом научных и культурно-исторических аспектов. В 5-ти томах. Кельн «Бохлау».-1993.
7.
Лейнкауф Томас «Мundus combinatus». Исследования по структуре барокко на примере универсального учёного Афанасиуса Кирхера (1602-1680). Берлин. «Akademie Verlag».-1993.
8.
Лиан Игнасио де Гомес Афанасий Кирхер (1602-1680). Маршрут дель EXTA. Мадрид. «Эдиссьёнес Сируэлла».-1986.
9.
Магия знаний: Афанасус Кирхер (1602 – 1680)-эрудит с богатой фантазией. Деттельбах. Издатель Дж. Х. Роелл-. 2002.
10.
Райли Конор Афанасий Кирхер: мастер ста искусств (1602-1680). Kircheriana. Висбаден. «Эдицьони дель Мондо».-1974.
11.
Ривозеччи Валерио Экзотика в Риме периода Барокко: учение падре Кирхера. Рим: «Бульйони».-1982.
12.
Дрейк Ровланд Ингрид «В восторге от путешествия». Чикаго. Издание кафедры специальных коллекций библиотеки Чикагского университета.-2000.
13.
Студия «Kircheriana». // Скрипта минора: международные исследования. Афанасий Кирхер. Научно-исследовательское объединение. Висбаден-Кёльн. «Эд дель Мондо».-1974.
14.
Ульман Дитер Афанасий Кирхер и акустика времени в 1650 г. Базель. «Биркхаузер».-2002 .
15.
Вегенер Ульрике Б. Очарование преступников: Вавилонская башня от Питера Брейгеля до Афанасия Кирхера. Хильдесхайм. «Ольмс».-1995.
References (transliterated)
1.
Afanasius Kirkher Muzei del' Mondo. Rimyu «Palatso Venetsiya», 28 fevralya-22 aprelya 2001 goda.
2.
Kuradi Eukhenio Losardo. Rim. «De Luka».-2001.
3.
Afanasii Kirkher (1602-1680) i ego rodnoi gorod Geysa. Ren: 400-letie velikogo erudita. «Geiza».-2002 .
4.
Fletcher Dzhon (red.) Afanasii Kirkher i ego otnosheniya s uchenymi Evropy svoego vremeni. Visbaden. «Kharsovitts»».-1988.
5.
Godvin Dzhoselin Afanasii Kirkher: chelovekom epokhi Vozrozhdeniya i poisk poteryannogo znaniya. Berlin. «Veber».-1994.
6.
Khein Olaf Izdatel' proizvedenii Afanasii Kirkher poligistor: entsiklopedicheskii obzor istorii proizvodstva shriftov v epokhu barokko, s uchetom nauchnykh i kul'turno-istoricheskikh aspektov. V 5-ti tomakh. Kel'n «Bokhlau».-1993.
7.
Leinkauf Tomas «Mundus combinatus». Issledovaniya po strukture barokko na primere universal'nogo uchenogo Afanasiusa Kirkhera (1602-1680). Berlin. «Akademie Verlag».-1993.
8.
Lian Ignasio de Gomes Afanasii Kirkher (1602-1680). Marshrut del' EXTA. Madrid. «Ediss'enes Siruella».-1986.
9.
Magiya znanii: Afanasus Kirkher (1602 – 1680)-erudit s bogatoi fantaziei. Dettel'bakh. Izdatel' Dzh. Kh. Roell-. 2002.
10.
Raili Konor Afanasii Kirkher: master sta iskusstv (1602-1680). Kircheriana. Visbaden. «Edits'oni del' Mondo».-1974.
11.
Rivozechchi Valerio Ekzotika v Rime perioda Barokko: uchenie padre Kirkhera. Rim: «Bul'ioni».-1982.
12.
Dreik Rovland Ingrid «V vostorge ot puteshestviya». Chikago. Izdanie kafedry spetsial'nykh kollektsii biblioteki Chikagskogo universiteta.-2000.
13.
Studiya «Kircheriana». // Skripta minora: mezhdunarodnye issledovaniya. Afanasii Kirkher. Nauchno-issledovatel'skoe ob''edinenie. Visbaden-Kel'n. «Ed del' Mondo».-1974.
14.
Ul'man Diter Afanasii Kirkher i akustika vremeni v 1650 g. Bazel'. «Birkkhauzer».-2002 .
15.
Vegener Ul'rike B. Ocharovanie prestupnikov: Vavilonskaya bashnya ot Pitera Breigelya do Afanasiya Kirkhera. Khil'deskhaim. «Ol'ms».-1995.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"