по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Градостроение"
Градостроение
Ордынская Ю.В. - Типология населенных мест на пограничной территории России и Китая c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.28609

Аннотация: Объектом исследования являются населенные места пограничной зоны России и Китая. Исторический и современный анализ развития пограничных градостроительных систем показал, что любой градостроительный объект стремится расширить свое пространство, чтобы реализовать свой потенциал. Разрушение локализованности, закрытости городских поселений в пограничье приводит к формированию феноменального двойного пространства. Для того чтобы определить допустимые вектора будущего развития градостроительных систем разного иерархического уровня в исследовании была выполнена их систематизация и по результатам выделены характерные типологические группы. Это позволит в дальнейшем определить направления в развитии каждой группы. В исследовании были учтены исторические традиции, современные тенденции и особенности в градообразовании и расселении пограничной территории двух государств. Для выделения типологии населенных мест применяется пофакторный анализ и системный метод. Новизна исследования заключается в том, что впервые для того чтобы определить допустимые вектора будущего развития градостроительных систем разного иерархического уровня, свойственных приграничной зоны России и Китая, в работе выполнена их систематизация и по результатам выделены характерные типологические группы. Это позволит в дальнейшем определить направления в развитии каждой группы.
Ордынская Ю.В. - Основные российские и китайские направления формирования пограничной зоны c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.2.29248

Аннотация: Предметом исследования являются приграничные территории между двумя государствами - Россией и Китаем. В настоящее время в южном районе Дальнего Востока и на территории Северо-Востока Китая в зоне пограничья структурно выделяются несколько перспективных направлений. При разных стратегических целях реализации государственных программ они взаимодополняют друг друга. Данные направления имеют большую вероятность реализации и могут обеспечить сопряжённое развитие пограничных систем расселения. Это связано с тем, что во всех них четко прослеживаются определенные исторические закономерности, которые в большей степени обусловлены особым режимом развития пограничной зоны. В исследовании для определения основных приоритетных направлений развития пограничных территорий применяется пофакторный анализ и системный метод, также были учтены не только современные, но и исторические тенденции и особенности в градообразовании и расселении пограничной территории двух государств. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые были системно рассмотрены китайские и российские программы развития территорий ("Открытый город", "Русский картал"( Китай); "Закон о дальневосточном гектаре" и "Закон о территориях опережающего социально-экономического развития" (Россия), реализация которых приведет к очередной функциональной и структурной трансформации градостроительных систем в зоне пограничья.
Ордынская Ю.В., Козыренко Н.Е. - Градостроительные системы пограничной зоны России и Китая c. 12-19

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24293

Аннотация: Предметом исследования являются градостроительные системы пограничной зоны России и Китая, в развитии которых отмечены два параллельных направления, связанных с тенденциями и темпами развития сопредельных стран: активный градообразующий процесс на китайской территории и депрессивное состояние городских и сельских поселений на территории России. В Дальневосточном регионе наблюдается снижение численности жителей по всему приграничному региону и "очаговый" характер расселения вдоль границы с низкой плотностью населения. С китайской стороны за короткий период времени (политика сельской урбанизации) огромные свободные пространства равномерно были заселены крестьянами, что привело к появлению не только городов, но и большого числа малонаселенных деревень. Своеобразная китайская политика расселения на новых территориях выражается в направлении «урбанизация снизу» (сельская урбанизация), благодаря чему мелкодисперсная структура перекрывает все пространство Северо-Востока Китая. Все пограничные поселения образуют системы, находящиеся на разных уровнях развития. Для выделения особенностей формирования трансграничных систем расселения применяется пофакторный анализ и системный метод. Для выявления динамики роста городов, миграционных потоков используется статистический метод. Метод картографического анализа - для исследования процессов современного расселения на территориях Дальневосточного региона и Северо-Востока Китая. Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится анализ и выделение типологических групп систем расселения, характерных пограничной зоне России и Китая - агломерации, трансагломерации, национальные системы расселения, трансграничные системы расселения. Кризисное состояние российских поселений и активное развитие китайских определяет необходимость разработки принципов (исходное положение на данный момент времени), позволяющих прогнозировать их дальнейшее развитие. В результате исследования устанавливается, что под воздействием ряда экономических, геополитических, демографических, социальных факторов сложившаяся структура расселения в пограничной зоне и в ареале ее влияния (юг Дальнего Востока) будет трансформироваться.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Обуздать стихию": проблемы современного градоустройства c. 14-24

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.12926

Аннотация: В статье в свете контроверзы управляемое — стихийное анализируются такие тенденции современной урбанистики как деиндустриализация, деурбанизация, экологизация, комплексное планирование, правовое регулирование экономических проблем, конверсия городских промышленных предприятий, контроль над миграционными потоками. Обращается внимание на противоречивость явлений, наблюдаемых в организации архитектурно-планировочной среды современных мегаполисов, на кризисы, преодоление которых стало настоятельной необходимостью для нашей цивилизации. Перед цивилизацией все более остро встают глобальные проблемы, от решения которых зависит сохранение человечества как биологического вида и в этой связи важнейшей задачей становится обуздание городской стихии. Авторы, пишущие на данную тему, обычно проходят мимо существования двух парадигм, обозначившихся в массиве архитектонических исследований. С одной стороны, парадигма "города - автомата", а с другой стороны,"города-организма", подчиняющегося объективным законам природы. В данной статье показываются не только противоречия этих двух позиций, но и точки сближения, взаимного обогащения, результатом чего мог бы стать всеобъемлющий синтез урбанистических моделей. Таким образом, результат градопланировочных процессов сегодня все еще остается неоднозначным: обостряются экологические проблемы, нарастают социальные противоречия. В современном мире процесс усложнения городского строительства, увеличение требований к комфортному жилью и окружающему социальному пространству приводит к появлению специалистов-интеграторов, способных объединить в единый городской комплекс различные составляющие, – архитектоников. Во многом многовекторность в развитии современных городов обусловлена происходящей в настоящее время заменой технократического подхода биосферносовместимым. Необходимо управление городом всеми его обитателями, для того чтобы он стал удобен для жизни и не вредил окружающей среде.
Гущин А.Н., Переверзева Н.В., Санок С.И. - Закономерности формирования планировочный структуры территориальных зон в крупнейших городах. c. 27-37

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26339

Аннотация: Предметом исследования являются процессы формирования территориальных зон при градостроительном зонировании. Территориальные зоны введены в градостроительную практику Градостроительным кодексом 1998 г. В рамках предмета исследования в статье изучены: 1) планировочная организация территориальных зон крупных и крупнейших городов Урала, 2) типология территориальных зон, 3) соответствие функционального зонирования территорий сложившемуся использованию территорий, 4)процессы формирования функционально-планировочного каркаса города. Показано, что изучение планировочной организации территориальных зон позволяет судить о действиях администрации по регулированию территориального развития зон. Метод исследования основан на построении территориальных зон. Для этого необходимо: выделить основные функциональные зоны согласно генеральному плану; выделить в используемых земельных участках, принадлежащих различным градостроительным зонам основной вид разрешенного использования; сгруппировать земельные участки территории, принадлежащие градостроительным зонам с одинаковыми видами использования в территориальную зону; сформировать разные территориальные зоны, отличающиеся видами разрешённого использования. Научная новизна исследования заключается в подходе на основе территориальных зон. С использованием методики территориальных зон впервые изучены характеристики территориальных зон по всем вышеперечисленным пунктам. По данной методике проведено изучение планировочной структуры территориальных зон для крупных и крупнейших городов Урала. Получены выводы о типах и структуре территориальных зон. Сделаны выводы о планировочной структуре и перспективах пространственного развития городов.
Болтаевский А.А. - Есть ли шанс у экополиса: взгляд в будущее c. 44-48

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.3.16837

Аннотация: С давних времен люди пытались приспособить окружающее пространство для своего комфорта и удобства. Начальный период индустриализации привел к нарушению санитарных норм, тесноте и скученности жилых помещений, разрушению привычной среды обитания. Ответом явились различные градостроительные теории, от Э. Говарда до Корбюзье, которые пытались поставить город на службу человека. Однако вследствие различных ошибок, эти концепции оказались дезавуированы. Будущее городов во многом определяется основными тенденциями развития всего человечества: стремлению к комфорту и взаимосвязи с природой. Автор использует критический анализ существующих урбанистических концепций, использует сравнительный и ситуационный анализ с целью показать эволюцию во взглядах на оптимальное развитие городского пространства. В третьем тысячелетии важнейшей задачей человечества станет создание биосферно-совместимого пространства. В условиях мегаполиса эта задача будет крайне тяжелой, поэтому на начальных этапах преобразование должны произойти в малых городах. Переход к новым энергосберегающим технологиям улучшит городскую среду, исчезнут источники загрязнения, «грязные» технологии «уйдут» под землю, телекоммуникации сделают ненужным перемещение грузов на большие расстояния. Все больше будут использоваться альтернативные источники энергии.
Веретенникова К.В., Виленский М.Ю. - Динамика пространственного развития приаэропортовых территорий крупнейших городов Российской Федерации c. 44-57

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.28780

Аннотация: Предметом настоящего исследования является динамика урбанизации территорий вокруг международных аэропортов крупнейших городов Российской Федерации в период с 2000 по 2018 гг. Аэропорты становятся центрами урбанизации, оказывающими существенное влияние на развитие прилегающих территорий. Исследованием введено понятие «приаэропортовая территория». Целью исследования является выявление групп приаэропортовых территорий со схожими признаками протекающих в них процессов урбанизации, позволяющих прогнозировать их дальнейшее развитие. Параметры, определяющие развитие приаэропортовых территорий, были подразделены на группы факторов: город, аэропорт и сама приаэропортовая территория. Методом иерархического кластерного анализа аэропорты и территории вокруг них были сгруппированы по набору параметров, соответствующих трем элементам рассмотрения. Определены пространственные характеристики формирования приаэропортовых территорий и распределения складывающихся в их границах функций за рассматриваемый временной период. Предложена классификация приаэропортовых территорий крупнейших городов России по степени их урбанизированности. Рассмотрены тенденции в эволюции приаэропортовых территорий на основе этапов их пространственного и функционального развития.
Ордынская Ю.В. - Принципы развития форм расселения в пограничной зоне России и Китая c. 50-54

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.4.28406

Аннотация: Предметом исследования являются формы расселения, находящиеся в зоне пограничья, образование и развитие которых отмечается в исследуемом регионе. На их основе идет образование систем, которые имеют особую пространственную организацию - агломерации (Китай - г.Маньчжурия, Суйфэньхэ, Хэйхэ, Хуньчунь, Россия - Уссурийск, Хабаровск, Благовещенск), трансагломерации (Хэйхэ - Благовещенск, Маньчжурия-Забайкальск, Фуюань - Хабаровск, Дуннин - Покровка) национальные системы расселения Маньчжурия - Хайлар, Дуннин - Хуньчунь, трансграничные системы расселения. Очевидно, что начинается новый этап структурных изменений, как в масштабе крупных ареалов, так и форм расселения. Поэтому актуальным является разработка принципов прогнозирования их образования и развития. При разработке учитывались исторические традиции, современные тенденции и особенности в градообразовании и расселении. Для выделения и анализа принципов развития форм расселения пограничной зоны применяется пофакторный анализ и системный метод. Новизна исследования заключается в том, что впервые разработаны принципы, где эффект рассматривается как результат целенаправленных воздействий на процесс формирования градостроительных систем. Это позволит определить оптимальную траекторию развития новых градостроительных объектов и исключить получение в результате воздействий нулевого или отрицательного эффекта.
Слабуха А.В. - О методах организации планирования поселений в связи со строительством Сибирской железной дороги c. 66-73

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23815

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы взаимоотношений участников планировочной организации поселений – центральных профильных ведомств, местной власти, местных «обществ» – в связи с прокладкой трансконтинентального железнодорожного пути через Сибирь в конце XIX века. Объект исследования – один из методов организации планирования и обустройства прижелезнодорожных поселений – организованная «обратная связь» между названными участниками. Рассматривается реакция местных «обществ» на письмо (1895 г.) Министерства внутренних дел Российской империи о необходимости представления заключений по характеристикам возможных мест возникновения городов или крупных поселений (в связи с прокладкой железной дороги) и необходимости заблаговременного их эффективного планирования. Особое внимание уделяется результатам анализа ситуации местными «обществами» с определяющим значением естественно-природных и экономических условий при возникновении новых и развитии существующих поселений. Настоящее исследование построено на изучении архивных источников – материалов деловой переписки центральных государственных ведомств (хозяйственный департамент Министерства внутренних дел), сибирских губернаторств (иркутский генерал-губернатор, енисейский губернатор). Особым вкладом автора в исследование темы является раскрытие вопроса о совместном участии центральной власти, власти на местах и местных «обществ» в обсуждении проблем и принятии решений о планировании поселений в связи с реализацией крупнейшего общероссийского проекта – строительством Сибирской железной дороги.
Веретенникова К.В. - Учет влияния аэропорта в процессе градостроительного планирования приаэропортовых территорий крупнейших городов c. 66-73

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.25894

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме ограниченного учета влияния аэропорта на окружающие территории при подготовке градостроительной документации в России. Объектом исследования являются приаэропортовые территории крупнейших городов, предмет исследования – их градостроительное регулирование. В статье проанализированы причины и последствия урбанизации территорий, располагающихся вблизи аэропортов. Обращается внимание, что в настоящее время документация, посвященная регулированию подобных территорий, имеет сугубо техническую направленность, что игнорирует градообразующий потенциал аэропорта. Подчеркивается, что в России аэропорт чаще всего рассматривается исключительно как транспортный объект и источник отрицательного воздействия на окружающие поселения, что отражается на составлении градостроительной документации. Описанные проблемы рассмотрены на примере приаэропортовой территории Пулково в Санкт-Петербурге. В ходе исследования были применены методы градостроительного анализа, систематизации, сопоставления отечественного и зарубежного опыта развития приаэропортовых территорий. Выдвинуто предположение, что причиной возникающих транспортных, социальных проблем на территории вблизи аэропорта является отсутствие согласованности процесса планирования, приводящее к нерациональному использованию территориальных ресурсов, транспортной инфраструктуры, а также деградации природного каркаса. В статье доказывается необходимость скоординированного стратегического планирования приаэропортовых территорий, приводится перечень инструментов, способствующих достижению поставленных целей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"