Тренды и управление - рубрика Политическое управление
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Политическое управление"
Политическое управление
Калачев Д.Н. - Внутрисистемные противоречия как фактор развития отношений Россия – НАТО c. 16-28

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.1.16153

Аннотация: Статья посвящена анализу внутренних противоречий в системе отношений Россия – НАТО. Объект исследования - система отношений Российской Федерации и блока НАТО. Предмет исследования - проблемы и противоречия в отношениях Россия-НАТО на современном этапе. Автор выделяет три вида внутренних противоречий: внутренние противоречия в системе Россия – НАТО в целом, противоречия внутри Североатлантического союза и внутренние противоречия стран. Внутренние противоречия в системе Россия – НАТО в целом делятся на идеологические, экономические и военно-политические. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Первый вид противоречий - внутренние противоречия. Второй вид противоречий – это противоречие между доминированием США и нежеланием европейских участников блока выходить далеко за региональные рамки. Третий вид противоречий – это противоречия внутри США, между европейскими членами Альянса и внутренние противоречия России. Данные противоречия на современном этапе оказывают существенное давление на процесс взаимодействия сторон в сфере национальной безопасности России.
Скрипниченко Д.В. - Территориальное и национальное измерение федерализма

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.1.10774

Аннотация: Специфика современной модели федеративного устройства России обусловлена целым рядом исторических причин и факторов, повлиявших на формирование территории и институционального дизайна нашей страны. Среди постоянных факторов, оказывающих влияние на специфику развития федеративной системы России, следует отметить: значительный размер территории, многонациональный состав населения, особую роль государства в регулировании социально-политического развития. За последние несколько десятков лет количество федераций в мире непрерывноменялось: одни распадались, на их месте возникали новые. На их распад и консолидацию влияет целая группа факторов, на основе которых можно провести классификацию федераций. В зависимости от того, какой фактор является доминирующим, можно выделить следующие разновидности федераций: договорные и конституционные; территориальные, национальные и смешанные; двусубъектные и полисубъектные. Федерации, четко отвечающим критериям определенно вида, сложно встретить на политической карте мира, федерация может содержать в себе в разной степени выраженности признаки разных видов.
Скрипниченко Д.В. - Территориальное и национальное измерение федерализма c. 21-25

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.1.65215

Аннотация: Специфика современной модели федеративного устройства России обусловлена целым рядом исторических причин и факторов, повлиявших на формирование территории и институционального дизайна нашей страны. Среди постоянных факторов, оказывающих влияние на специфику развития федеративной системы России, следует отметить: значительный размер территории, многонациональный состав населения, особую роль государства в регулировании социально-политического развития. За последние несколько десятков лет количество федераций в мире непрерывноменялось: одни распадались, на их месте возникали новые. На их распад и консолидацию влияет целая группа факторов, на основе которых можно провести классификацию федераций. В зависимости от того, какой фактор является доминирующим, можно выделить следующие разновидности федераций: договорные и конституционные; территориальные, национальные и смешанные; двусубъектные и полисубъектные. Федерации, четко отвечающим критериям определенно вида, сложно встретить на политической карте мира, федерация может содержать в себе в разной степени выраженности признаки разных видов.
Карпович О.Г. - Национальные интересы современных государств и функции транснациональных корпораций в мировой политике c. 29-39

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.1.21597

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию функций, исполняемых современными транснациональными корпорациями в системе мировой политики, и национальным интересам традиционных акторов – наций-государств, замещаемых в мировой политике интересами транснациональными и корпоративными. Объектом настоящего исследования выступает международная (политическая) деятельность транснациональных корпораций. Предметом настоящего исследования выступают функции транснациональных корпораций в мировой политике и конфликт национальных и корпоративных интересов. Цель настоящего исследования состоит в выявлении функций ТНК в мировой политике и особенностей вытеснения и замещения в сфере политики национальных интересов государств корпоративными интересами ТНК. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что в современной мировой политике транснациональные корпорации играют совершенно определенные функции, сравнимые и в чем-то напоминающие политические функции межправительственных международных организаций (МПМО). Среди этих функций можно выделить контрольную, посредническую, оперативную, консультативную и информационную функции транснациональных корпораций. Это позволяет рассматривать ТНК в политическом плане как прямых конкурентов не только традиционных наций-государств, но и МПМО. При этом проникновение ТНК в мировую политику и «перетягивание на себя» ряда политических функций создает риски вытеснения и замещения национальных интересов современных государств корпоративными интересами ТНК.
Калачев Д.Н. - Основные направления сотрудничества России и НАТО

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.13712

Аннотация: Статья рассматривает ключевые направления сотрудничества между Россией и странами - членами НАТО. Автор останавливается на трех направлениях сотрудничества сторон, осуществляющегося в рамках Совета Россия – НАТО: борьба с терроризмом, контроль над вооружениями и сотрудничество по Афганистану. Анализируя активность сотрудничества по этим направлениям, автор отмечает достигнутые результаты и наличие проблем. Расширению и углублению сотрудничества препятствуют международные кризисы (кавказский кризис 2008 г. и украинский кризис 2014 г.), Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Мировые кризисы (в Украине 2013-2014 гг. и в Южной Осетии 2008 г.) каждый раз приводили к заморозке сотрудничества, сворачиванию общих программ и приостановке деятельности общих институтов. Однако характер современных угроз не позволяет сторонам двигаться по пути конфронтации, что означает неизбежное возобновление полноформатного сотрудничества по всем основным направлениям.
Калачев Д.Н. - Основные направления сотрудничества России и НАТО c. 36-43

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.66019

Аннотация: Статья рассматривает ключевые направления сотрудничества между Россией и странами - членами НАТО. Автор останавливается на трех направлениях сотрудничества сторон, осуществляющегося в рамках Совета Россия – НАТО: борьба с терроризмом, контроль над вооружениями и сотрудничество по Афганистану. Анализируя активность сотрудничества по этим направлениям, автор отмечает достигнутые результаты и наличие проблем. Расширению и углублению сотрудничества препятствуют международные кризисы (кавказский кризис 2008 г. и украинский кризис 2014 г.), Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Мировые кризисы (в Украине 2013-2014 гг. и в Южной Осетии 2008 г.) каждый раз приводили к заморозке сотрудничества, сворачиванию общих программ и приостановке деятельности общих институтов. Однако характер современных угроз не позволяет сторонам двигаться по пути конфронтации, что означает неизбежное возобновление полноформатного сотрудничества по всем основным направлениям.
Бородинов Е.Н. - Система противодействия "цветным революциям"

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.1.16923

Аннотация: Настоящая статья посвящена системе противодействия «цветным революциям», в ней проводится анализ событий государственных переворотов на Украине и в Тунисе, а также попытки захвата власти в России в 2012 году. Целью данной статьи является выработка методики противодействия «цветным революциям», что обусловливает необходимость выполнения следующих задач: • проведение анализа «цветных революций» в Тунисе и на Украине; • проведение анализа попытки «цветной революции» в Москве; • проведение анализа ошибок, допущенных властью при подавлении беспорядков в Тунисе и на Украине; • изучение мер, предпринятых для подавления беспорядков в Москве 06 мая 2012 г.; • сравнение причин возникновения проблем в Тунисе, Украине и России, выделение особенностей. В процессе написания статьи используются следующие методы исследования: сравненительный анализ, синтез, индукция, аналогия, исторический метод, классификация. Новизна исследования заключается в разработке подробной системы борьбы с «цветными революциями» включающий в себя профилактику, предотвращение зарождения конфликта и ликвидацию конфликта. Данная методика является комплексной и полноценной, включающей в себя различные сферы жизни, а выводы, сделанные в данной статье, могут быть использованы для предотвращения «цветных революций».
Бородинов Е.Н. - Система противодействия "цветным революциям" c. 64-77

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.1.67573

Аннотация: Настоящая статья посвящена системе противодействия «цветным революциям», в ней проводится анализ событий государственных переворотов на Украине и в Тунисе, а также попытки захвата власти в России в 2012 году. Целью данной статьи является выработка методики противодействия «цветным революциям», что обусловливает необходимость выполнения следующих задач: • проведение анализа «цветных революций» в Тунисе и на Украине; • проведение анализа попытки «цветной революции» в Москве; • проведение анализа ошибок, допущенных властью при подавлении беспорядков в Тунисе и на Украине; • изучение мер, предпринятых для подавления беспорядков в Москве 06 мая 2012 г.; • сравнение причин возникновения проблем в Тунисе, Украине и России, выделение особенностей. В процессе написания статьи используются следующие методы исследования: сравненительный анализ, синтез, индукция, аналогия, исторический метод, классификация. Новизна исследования заключается в разработке подробной системы борьбы с «цветными революциями» включающий в себя профилактику, предотвращение зарождения конфликта и ликвидацию конфликта. Данная методика является комплексной и полноценной, включающей в себя различные сферы жизни, а выводы, сделанные в данной статье, могут быть использованы для предотвращения «цветных революций».
Петренко А.И. - Теоретические основы организации противодействия использованию арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.2.12412

Аннотация: Обозначены основные правовые и политологические проблемы формирования государственной информационной политики в особых условиях – в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях. В современных условиях система социальных информационно-психологических отношений гражданского общества формируется в результате воздействия следующих факторов: идеологии информационного общества; геополитической конкуренции в глобальном информационно-психологическом пространстве, принимающей формы информационного противоборства, информационно-психологической агрессии и информационно-психологической войны; состояния системы политических отношений общества, содержания и направленности внешних и внутренних политических процессов, информационно-психологической политики государств-участников информационного противоборства; процессов экономической, политической, культурной, информационной глобализации; политики информационного неоколониализма; состояния информационно-психологической безопасности государств, их союзов и коалиций. Исследование всего многообразия вызываемых этими факторами информационно-психологических процессов дает достаточно полную характеристику состояния системы социальных информационно-психологических отношений современного общества, а сама система факторов может быть использована в качестве основы методов оценки оперативной обстановки в областях (на объектах) информационно-психологического пространства, являющихся центрами сосредоточения интересов участников информационного противоборства.
Петренко А.И. - Теоретические основы организации противодействия использованию арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях c. 154-167

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.2.65191

Аннотация: Обозначены основные правовые и политологические проблемы формирования государственной информационной политики в особых условиях – в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях. В современных условиях система социальных информационно-психологических отношений гражданского общества формируется в результате воздействия следующих факторов: идеологии информационного общества; геополитической конкуренции в глобальном информационно-психологическом пространстве, принимающей формы информационного противоборства, информационно-психологической агрессии и информационно-психологической войны; состояния системы политических отношений общества, содержания и направленности внешних и внутренних политических процессов, информационно-психологической политики государств-участников информационного противоборства; процессов экономической, политической, культурной, информационной глобализации; политики информационного неоколониализма; состояния информационно-психологической безопасности государств, их союзов и коалиций. Исследование всего многообразия вызываемых этими факторами информационно-психологических процессов дает достаточно полную характеристику состояния системы социальных информационно-психологических отношений современного общества, а сама система факторов может быть использована в качестве основы методов оценки оперативной обстановки в областях (на объектах) информационно-психологического пространства, являющихся центрами сосредоточения интересов участников информационного противоборства.
Иванов Е.О. - Понятие стратегического политического планирования

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.2.5215

Аннотация: Раскрывается актуальность понятия «стратегическое политическое планирование» и его научная ценность, даётся его комплексное определение, предлагается концептуальная схема стратегического планирования. Предмет рассматривается автором комплексно: как с общей системной точки зрения, так и в контексте задач государственного управления, а также в других аспектах. Представлены принципы стратегического политического планирования, его виды, субъект и объект, а также базовые интересы общества, вокруг которых выстраивается процесс планирования (идентичность, безопасность, справедливость, благосостояние). В результате сформировано научное понимание предмета, что послужит фундаментом для дальнейших изысканий. Статья может быть полезна политологам, обществоведам, специалистам по государственному управлению и менеджменту.
Калачев Д.Н. - Система национальной безопасности: теоретико-методологическая основа

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.16154

Аннотация: Объект настоящего исследования - национальная безопасность Российской Федерации, ее состояние и системная деятельность по ее обеспечению. Предмет исследования - следствия и вызовы для национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации вследствие расширения НАТО на восток. В статье анализируется теоретико-методологическая основа системы национальной безопасности: определяются такие основные понятия как «национальные ценности» и «национальный интерес», разрабатывается категория «угроза». Уточнение данных понятий придаст теоретическую обоснованность постоянно растущему числу исследований в области национальной безопасности. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Под понятием «национальная безопасность» автором понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечивающее их устойчивое развитие. Под национальными интересами нами понимается совокупность жизненно важных интересов личности, общества и государства, выражающих стремление нации к устойчивому развитию.
Калачев Д.Н. - Система национальной безопасности: теоретико-методологическая основа c. 244-251

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.66954

Аннотация: Объект настоящего исследования - национальная безопасность Российской Федерации, ее состояние и системная деятельность по ее обеспечению. Предмет исследования - следствия и вызовы для национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации вследствие расширения НАТО на восток. В статье анализируется теоретико-методологическая основа системы национальной безопасности: определяются такие основные понятия как «национальные ценности» и «национальный интерес», разрабатывается категория «угроза». Уточнение данных понятий придаст теоретическую обоснованность постоянно растущему числу исследований в области национальной безопасности. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Под понятием «национальная безопасность» автором понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечивающее их устойчивое развитие. Под национальными интересами нами понимается совокупность жизненно важных интересов личности, общества и государства, выражающих стремление нации к устойчивому развитию.
Гулиева Э.Ф. - Общественная дипломатия Индии в США

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.3.12724

Аннотация: За последние десять лет связь между Соединенными Штатами и Индией резко возросла. Опираясь на методы прогнозирования, администрация Б. Обамы отметила, что Индия будет играть большую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее, для достижения более надежного сотрудничества и партнерства, лидеры данных стран должны успешно продолжать развитие и укрепление двухсторонних отношений отношения посредством общественной дипломатии, которая в данном случае строится на взаимном культурном обмене через образование и культурную интеграцию. Методология исследования основывается на системном, структурно-функциональном, сравнительно-политическом подходах, методах индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения. Общественная дипломатия Индии в США строится на взаимном культурном обмене. Два немаловажных пункта в развитии двухсторонних индо-американских отношениях – это образование и наука. Образование и знания являются неотъемлемой частью стратегического партнерства между двумя странами. Шаги в этом направлении были начаты в 2009 году.
Гулиева Э.Ф. - Общественная дипломатия Индии в США c. 254-263

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.3.65320

Аннотация: За последние десять лет связь между Соединенными Штатами и Индией резко возросла. Опираясь на методы прогнозирования, администрация Б. Обамы отметила, что Индия будет играть большую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее, для достижения более надежного сотрудничества и партнерства, лидеры данных стран должны успешно продолжать развитие и укрепление двухсторонних отношений отношения посредством общественной дипломатии, которая в данном случае строится на взаимном культурном обмене через образование и культурную интеграцию. Методология исследования основывается на системном, структурно-функциональном, сравнительно-политическом подходах, методах индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения. Общественная дипломатия Индии в США строится на взаимном культурном обмене. Два немаловажных пункта в развитии двухсторонних индо-американских отношениях – это образование и наука. Образование и знания являются неотъемлемой частью стратегического партнерства между двумя странами. Шаги в этом направлении были начаты в 2009 году.
Шапошникова Е.А. - Основные направления эволюции партийной системы в условиях модернизационных процессов в современной России

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.17839

Аннотация: Предметом исследования являются направления эволюционирования партийной системы современной России в условиях модернизационных процессов. Наиболее подробно автор останавливает свое внимание на таких вопросах изменения избирательной системы, как снижение проходного барьера, изменение системы государственного финансирования партий и др. Особое внимание автор уделяет возвращением к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной думы с уже реализованными нормами либерализации партийного законодательства в части процедуры создания и регистрации партий, участия партий в выборах, снижения избирательного барьера и др. Методологическая основа исследования основана применении общенаучных, специальных и частно-научных методов. В работе использованы исторический, сравнительно-правовой, анализ, синтез и др. В статье рассмотрены последние изменения партийного и избирательного законодательства, а также их взаимозависимость и соотношение с выборами депутатов Государственной Думы, что подтверждает несомненную актуальность проведенного исследования. Автор выделяет некоторые положения Федерального закона № 20-ФЗ, а именно введение смешанной избирательной системы, возможность непосредственного выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения и анализирует причины и последствия их реализации в государстве. смягчение количественных требований к политическим партиям способствовали их увеличению, что, несомненно, говорит о демократической тенденции в развитии государства. Но частая смена вектора развития партий не создает основу для их успешного функционирования. Поэтому можно сделать вывод, что, в целом, партийная система Российского государства в настоящее время находится на стадии оформления своей новой конфигурации, и точка ее наивысшего развития придется на этап выборов в Государственную Думу 2016 года. При этом дальнейшее развитие партийной системы зависит от регулирующего воздействия как на саму партийную систему, так и на непосредственно влияющую на нее избирательную систему Российского государства
Шапошникова Е.А. - Основные направления эволюции партийной системы в условиях модернизационных процессов в современной России c. 258-263

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.68193

Аннотация: Предметом исследования являются направления эволюционирования партийной системы современной России в условиях модернизационных процессов. Наиболее подробно автор останавливает свое внимание на таких вопросах изменения избирательной системы, как снижение проходного барьера, изменение системы государственного финансирования партий и др. Особое внимание автор уделяет возвращением к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной думы с уже реализованными нормами либерализации партийного законодательства в части процедуры создания и регистрации партий, участия партий в выборах, снижения избирательного барьера и др. Методологическая основа исследования основана применении общенаучных, специальных и частно-научных методов. В работе использованы исторический, сравнительно-правовой, анализ, синтез и др. В статье рассмотрены последние изменения партийного и избирательного законодательства, а также их взаимозависимость и соотношение с выборами депутатов Государственной Думы, что подтверждает несомненную актуальность проведенного исследования. Автор выделяет некоторые положения Федерального закона № 20-ФЗ, а именно введение смешанной избирательной системы, возможность непосредственного выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения и анализирует причины и последствия их реализации в государстве. смягчение количественных требований к политическим партиям способствовали их увеличению, что, несомненно, говорит о демократической тенденции в развитии государства. Но частая смена вектора развития партий не создает основу для их успешного функционирования. Поэтому можно сделать вывод, что, в целом, партийная система Российского государства в настоящее время находится на стадии оформления своей новой конфигурации, и точка ее наивысшего развития придется на этап выборов в Государственную Думу 2016 года. При этом дальнейшее развитие партийной системы зависит от регулирующего воздействия как на саму партийную систему, так и на непосредственно влияющую на нее избирательную систему Российского государства
Курилкин А.В. - Теоретико-методологические основы исследования информационных войн и психологических операций

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.3.12748

Аннотация: Возникла необходимость для создания новых методов ведения борьбы на международной арене, что в итоге привело к появлению теории информационных войн. Дополнительный импульс развитию методов информационно-психологического противостояния добавило то, что после Второй Мировой войны и возникшей потсдамско-вашингтонской системы, мир оказался разделенным на два больших лагеря, противостояние между которыми проходило и в идеологической сфере. Совокупность вышеперечисленных факторов, а также бурное развитие СМИ и новых средств коммуникации привело к появлению нового пространства международной политики – киберпространства, что отмечается во многих работах западных авторов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Целью данной работы является изучения явления информационно-психологического воздействия как нового явления в политической сфере жизни человечества. Задачами данной работы является описание истории развития информационных и кибервойн, изучение методов и технологий а также изучение опыта зарубежных стран. К тому же важной задачей является выявление отличий информационных войн от классических политических кампаний разной направленности и анализ явления информационных и кибервойн с точки зрения теории политики и теории международных отношений.
Сакулин А.С. - Смена концепции политического управления России: от Нового государственного менеджмента к Governance

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.18916

Аннотация: Объектом исследования является концепция политического управления, предметом - её изменения в России в период 2000-2015 годов. В целях выявления соотношения концепции политического управления, концепций Нового государственного менеджмента и Governance были проанализированы послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, результаты которого приводятся в статье. Для проверки полученных выводов были рассмотрены возникшие после 2012 года институты, механизмы и процессы, выявлено их соотношение с вышеуказанными концепциями. В статье даются ссылки на актуальные нормативные правовые акты. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, в том числе метод сравнения, анализа, конкретизации, дедукции и аналогии. Новизна представленного исследования заключается в выделении подходов к рассмотрению политического управления, формировании его авторского определения. Доказано, что в 2012-2015 годах концепция политического управления "переориентировалась" с концепции Нового государственного менеджмента на концепцию Governance. Обзорно показана реализация ряда её принципов на практике.
Курилкин А.В. - Теоретико-методологические основы исследования информационных войн и психологических операций c. 264-270

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.3.65321

Аннотация: Возникла необходимость для создания новых методов ведения борьбы на международной арене, что в итоге привело к появлению теории информационных войн. Дополнительный импульс развитию методов информационно-психологического противостояния добавило то, что после Второй Мировой войны и возникшей потсдамско-вашингтонской системы, мир оказался разделенным на два больших лагеря, противостояние между которыми проходило и в идеологической сфере. Совокупность вышеперечисленных факторов, а также бурное развитие СМИ и новых средств коммуникации привело к появлению нового пространства международной политики – киберпространства, что отмечается во многих работах западных авторов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Целью данной работы является изучения явления информационно-психологического воздействия как нового явления в политической сфере жизни человечества. Задачами данной работы является описание истории развития информационных и кибервойн, изучение методов и технологий а также изучение опыта зарубежных стран. К тому же важной задачей является выявление отличий информационных войн от классических политических кампаний разной направленности и анализ явления информационных и кибервойн с точки зрения теории политики и теории международных отношений.
Сакулин А.С. - Смена концепции политического управления России: от Нового государственного менеджмента к Governance c. 264-271

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.68194

Аннотация: Объектом исследования является концепция политического управления, предметом - её изменения в России в период 2000-2015 годов. В целях выявления соотношения концепции политического управления, концепций Нового государственного менеджмента и Governance были проанализированы послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, результаты которого приводятся в статье. Для проверки полученных выводов были рассмотрены возникшие после 2012 года институты, механизмы и процессы, выявлено их соотношение с вышеуказанными концепциями. В статье даются ссылки на актуальные нормативные правовые акты. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, в том числе метод сравнения, анализа, конкретизации, дедукции и аналогии. Новизна представленного исследования заключается в выделении подходов к рассмотрению политического управления, формировании его авторского определения. Доказано, что в 2012-2015 годах концепция политического управления "переориентировалась" с концепции Нового государственного менеджмента на концепцию Governance. Обзорно показана реализация ряда её принципов на практике.
Лобанова Т.Н. - Медиатексты политического дискурса Китая в условиях украинского кризиса: опыт сопоставительного и дискурсивного анализа

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.3.12759

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема инструментария прикладных политлингвистических исследований. Основной тезис: лингвистическое знание – один из эффективных инструментов прикладных политологических исследований. Автор делает попытку рассмотреть и проанализировать китайские новостные тексты по конкретной кризисной ситуации как жанровую разновидность медиатекстов Китая (с российской территории) на предмет выявления информационно-коммуникативных технологий. Медиа-дискурс в руках политиков выступает мощным ресурсом, используемым для формирования общественного мнения, для завоевания поддержки населения. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Важным условием достижения политического успеха является продуманность выбора языка общения с массовой аудиторией, которое осуществляется с помощью cредств массовой информации и коммуникации. Увеличение роли языка в общественной жизни приводит к повышению уровня сознательного вмешательства в языковые практики с помощью специальных технологий.
Лобанова Т.Н. - Медиатексты политического дискурса Китая в условиях украинского кризиса: опыт сопоставительного и дискурсивного анализа c. 271-282

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.3.65322

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема инструментария прикладных политлингвистических исследований. Основной тезис: лингвистическое знание – один из эффективных инструментов прикладных политологических исследований. Автор делает попытку рассмотреть и проанализировать китайские новостные тексты по конкретной кризисной ситуации как жанровую разновидность медиатекстов Китая (с российской территории) на предмет выявления информационно-коммуникативных технологий. Медиа-дискурс в руках политиков выступает мощным ресурсом, используемым для формирования общественного мнения, для завоевания поддержки населения. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Важным условием достижения политического успеха является продуманность выбора языка общения с массовой аудиторией, которое осуществляется с помощью cредств массовой информации и коммуникации. Увеличение роли языка в общественной жизни приводит к повышению уровня сознательного вмешательства в языковые практики с помощью специальных технологий.
Бородин Е.А. - Разум как стратегический ресурс внешней и внутренней политики

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13040

Аннотация: Статья посвящена исследованию фактора разума в современной политике и роли разумных начал в ее формировании и практической реализации. Впервые разум рассматривается как стратегический ресурс внешней политики современного государства. Рассматриваются и анализируются современные концепции «умной силы», исследование которых проводится в рамках разумного (ноовитического) подхода к внешней политике и системы воззрений В.И. Вернадского. В современных условиях разум становится важнейшим критерием истинности и важнейшим национальным ресурсом политики, как внешней, так и внутренней. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, экспертных оценок. Политический курс любого национального государства можно считать состоявшимся только тогда, когда он прошел проверку на разумность, то есть на соответствие разумным критериям – и это сегодня относится в равной мере как к политике, проводимой признанными мировыми лидерами, такими как США, Германия, опирающаяся на всю мощь выстроенного ею ЕС, Япония, так и к странам третьего мира, играющим в мировой политике второстепенную роль.
Бородин Е.А. - Разум как стратегический ресурс внешней и внутренней политики c. 362-371

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65513

Аннотация: Статья посвящена исследованию фактора разума в современной политике и роли разумных начал в ее формировании и практической реализации. Впервые разум рассматривается как стратегический ресурс внешней политики современного государства. Рассматриваются и анализируются современные концепции «умной силы», исследование которых проводится в рамках разумного (ноовитического) подхода к внешней политике и системы воззрений В.И. Вернадского. В современных условиях разум становится важнейшим критерием истинности и важнейшим национальным ресурсом политики, как внешней, так и внутренней. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, экспертных оценок. Политический курс любого национального государства можно считать состоявшимся только тогда, когда он прошел проверку на разумность, то есть на соответствие разумным критериям – и это сегодня относится в равной мере как к политике, проводимой признанными мировыми лидерами, такими как США, Германия, опирающаяся на всю мощь выстроенного ею ЕС, Япония, так и к странам третьего мира, играющим в мировой политике второстепенную роль.
Филимонов Г.Ю., Данюк Н.С. - "Политическая агентура" США как инструмент демонтажа режимов

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.16607

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с реализацией проектов по демонтажу политических режимов с помощью подготовленной внутри государств – мишеней политической агентуры. Использование агентов влияния как инструмента реализации своих национальных интересов во времена «холодной войны» было характерной чертой внешнеполитической деятельности США. Авторы обращают внимание на то, что сегодня, также как и во времена Советского Союза, Россия сталкивается с новыми вызовами и угрозами, направленными на внутриполитическую дестабилизацию государства. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В современных условиях, связанных с непрекращающимися попытками западных стран дестабилизировать ситуацию внутри России с помощью политики санкций, изоляции, давления и др. видов современного противоборства, возникает необходимость провести анализ системы осуществления внешней управляющей силой деструктивных технологий, осуществляемых Западом при помощи "политической агентуры" с учетом исторической ретроспективы.
Филимонов Г.Ю., Данюк Н.С. - "Политическая агентура" США как инструмент демонтажа режимов c. 366-379

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.67137

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с реализацией проектов по демонтажу политических режимов с помощью подготовленной внутри государств – мишеней политической агентуры. Использование агентов влияния как инструмента реализации своих национальных интересов во времена «холодной войны» было характерной чертой внешнеполитической деятельности США. Авторы обращают внимание на то, что сегодня, также как и во времена Советского Союза, Россия сталкивается с новыми вызовами и угрозами, направленными на внутриполитическую дестабилизацию государства. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В современных условиях, связанных с непрекращающимися попытками западных стран дестабилизировать ситуацию внутри России с помощью политики санкций, изоляции, давления и др. видов современного противоборства, возникает необходимость провести анализ системы осуществления внешней управляющей силой деструктивных технологий, осуществляемых Западом при помощи "политической агентуры" с учетом исторической ретроспективы.
Виноградова Е.А. - Информационные войны в Латинской Америке

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13080

Аннотация: Развитие информационных технологий в современном мире существенно меняет базовые принципы, формы и методы политического управления, обучения, оно же легло в основу революции в области международных отношений и в военном деле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед современными государствами Латинской Америки и их военными ведомствами, является использование информации для управления современными международными и внутренними конфликтами, так как информация способна влиять на восприятие людьми окружающей их действительности и способна формировать мотивации к тем или иным формам политического поведения. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. Сегодня при грамотной стратегии работы с информацией, возможно одержать победу в силовом конфликте. Работа с такими видами информации, как Интернет, новые средства массовой информации (так называемые новые медиа) стала новым способом ведения современных войн и участия в международных конфликтах и политических кризисах.
Виноградова Е.А. - Информационные войны в Латинской Америке c. 372-384

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65514

Аннотация: Развитие информационных технологий в современном мире существенно меняет базовые принципы, формы и методы политического управления, обучения, оно же легло в основу революции в области международных отношений и в военном деле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед современными государствами Латинской Америки и их военными ведомствами, является использование информации для управления современными международными и внутренними конфликтами, так как информация способна влиять на восприятие людьми окружающей их действительности и способна формировать мотивации к тем или иным формам политического поведения. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. Сегодня при грамотной стратегии работы с информацией, возможно одержать победу в силовом конфликте. Работа с такими видами информации, как Интернет, новые средства массовой информации (так называемые новые медиа) стала новым способом ведения современных войн и участия в международных конфликтах и политических кризисах.
Калачев Д.Н. - Безопасность: эволюция понятия

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13232

Аннотация: В статье дается уточненное определение понятия «безопасность» как состояния защищенности от возможного нанесения ущерба, как способности к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Несмотря на многочисленные трактовки данного определения, существующие в отечественной и зарубежной литературе, само понятие безопасности все еще остается дискуссионным. Настоящая статья также прослеживает эволюцию понятия «безопасность» от традиционной военно-силовой трактовки в сторону многомерного толкования, которое в определенной мере уточняет, расширяет и углубляет данный термин. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Изучение современных проблем национальной безопасности, во взаимосвязи с широкой средой глобального взаимодействия, – сложный и многогранный процесс, на содержание которого влияют демографические, технологические, информационные, экологические, социально-экономические, историко-культурные и политические характеристики как внутренних процессов, так и всего мирового сообщества.
Калачев Д.Н. - Безопасность: эволюция понятия c. 385-391

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65515

Аннотация: В статье дается уточненное определение понятия «безопасность» как состояния защищенности от возможного нанесения ущерба, как способности к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Несмотря на многочисленные трактовки данного определения, существующие в отечественной и зарубежной литературе, само понятие безопасности все еще остается дискуссионным. Настоящая статья также прослеживает эволюцию понятия «безопасность» от традиционной военно-силовой трактовки в сторону многомерного толкования, которое в определенной мере уточняет, расширяет и углубляет данный термин. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Изучение современных проблем национальной безопасности, во взаимосвязи с широкой средой глобального взаимодействия, – сложный и многогранный процесс, на содержание которого влияют демографические, технологические, информационные, экологические, социально-экономические, историко-культурные и политические характеристики как внутренних процессов, так и всего мирового сообщества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.