Налоги и налогообложение - рубрика Налогообложение природопользования
по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Рубрика "Налогообложение природопользования"
Налогообложение природопользования
Трунов А.В. - Оценка полноты реализации рентного подхода в налогообложении предприятий черной металлургии
Аннотация: В предлагаемой статье содержатся теоретические аспекты рентного налогообложения черной металлургии, как одной из основных отраслей экономики Российской Федерации, анализ существующего налогового законодательства, регулирующего данную сферу экономической деятельности, наряду с расчетами оптимального диапазона доли государства в рентном доходе от добычи железорудного сырья и обоснованием зависимости величины рентного изъятия в пользу государства и существующей рентабельности отрасли.
Штейнберг Р.К. - Особенности оптимизации налоговых выплат при осуществлении добычи нефти по соглашению о разделе продукции
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы оптимизация налоговых выплат при заключении различных видов соглашений о разделе продукции. Согласно действующему законодательству, при заключении данных видов соглашений льготы не предоставляются, то есть основные риски несет инвестор. При этом снижение финансового риска возможно только за счет уменьшения налоговых поступлений. С целью выбора направления оптимизации выплат, определяются особенности налогового режима осуществления деятельности по соглашению о разделе продукции, а также основные возможности снижения налоговых выплат. В частности, рассматриваются особенности выплат основных видов налогов - НДПИ, НДС и налога на прибыль.
Курникова А.А. - Направления совершенствования эффективности изъятия налоговых рентных платежей в нефтяной отрасли c. 0-0
Аннотация:
Ялбуганов А.А. - Новые контуры земельного налога: система законодательства о земельном налоге c. 0-0
Аннотация:
Ерин В.В. - Проблемы налогообложения нефтедобычи c. 0-0
Аннотация:
Давлетшин Р.Б. - Проблемы налогообложения нефтедобывающих компаний России c. 0-0
Аннотация:
Шмаль Г.И. - Тенденции и проблемы развития нефтегазового комплекса c. 0-0
Аннотация:
Куриленко Т.В. - Совершенствование налоговой системы в газовой промышленности c. 0-0
Аннотация:
Синицын В.А. - Актуальные проблемы совершенствования налогового законодательства c. 0-0
Аннотация:
. - Налоговая нагрузка как инструмент экономического регулирования нефтегазодобывающего сектора c. 0-0
Аннотация:
. - Платежи за пользование недрами: вопросы правового регулирования c. 0-0
Аннотация:
. - Проблемы налогового регулирования в условиях модернизации нефтеперерабатывающей промышленности России c. 0-0
Аннотация:
. - Роль налоговых поступлений от использования полезных ископаемых в формировании регионального бюджета: реалии и прогнозы c. 0-0
Аннотация:
. - Политическая практика лоббирования налоговых льгот в сырьевой сфере c. 0-0
Аннотация:
. - Индикативная оценка и налоговое стимулирование финансовой стабильности (на примере нефтегазовой промышленности Республики Узбекистан) c. 0-0
Аннотация:
. - Правовые основы противодействия минимизации налога на добычу полезных ископаемых при применении трансфертных цен c. 0-0
Аннотация:
. - Налоговые риски, связанные с резким изменением мировых цен на нефть c. 0-0
Аннотация: Для бюджета России наиболее неприятным следствием финансового кризиса стало снижение цен на нефть. В ближайшем будущем в расчете нефтяной экспортной пошлины могут произойти изменения. Ключевые слова для статьи: природопользование, экспорт, пошлина, налоговые риски, нефть, финансовый кризис.
Суткевич Е.А. - Налог на добычу полезных ископаемых в системе платежей за пользование недрами в Российской Федерации: фискальные плюсы, экологические минусы и правовые коллизии c. 0-0
Аннотация: Сложность правовой конструкции НДПИ заключается в том, что он находится на стыке двух отраслей законодательства – законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и природоресурсного законодательства. Результатом является противоречивость интересов, которые должен преследовать весь механизм взимания налога, что на практике исключает их приемлемое как с точки зрения пополнения бюджета, так и с точки зрения охраны недр удовлетворение. Ввиду своей природной неоднородности НДПИ выступает важнейшим правовым инструментом, которым должно оперировать как законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, так и природоресурсное законодательство.
Ключевые слова для статьи: налог, НДПИ, ФНС, недра, платеж, коллизии, закон, ископаемые, добыча, нефть, газ.
Отладочный О.О. - О некоторых проблемах правового регулирования платы за загрязнение окружающей природной среды c. 0-0
Аннотация: В настоящий момент в правоприменительной практике, а также в рамках налогово-правовой доктрины дискуссионным является вопрос, касающийся правового регулирования платежей за загрязнение окружающей природной среды. Исследуя действующие нормативные правовые акты, а также позицию сложившейся судебной практики по обозначенной проблеме, автор предлагает следующие возможные варианты ее решения: 1) изменить действующий порядок правового регулирования платежей за загрязнение окружающей среды посредством инкорпорации положений, касающихся элементов обложения по данным платежам в НК РФ; 2) отменить платежи за загрязнение.
Трунов А.В. - Оценка полноты реализации рентного подхода в налогообложении предприятий черной металлургии c. 0-0
Аннотация: Автор исследует теоретические аспекты рентного налогообложения черной металлургии, как одной из основных отраслей экономики Российской Федерации. Представлен анализ существующего налогового законодательства, регулирующего данную сферу экономической деятельности, а также авторские расчеты оптимального диапазона доли государства в рентном доходе от добычи железорудного сырья. Обоснована зависимость величины рентного изъятия в пользу государства и существующей рентабельности отрасли.
Зрелов А.П., Шаповалов С.Ю. - Налогообложение добычи газа: проблемы определения объекта налогообложения НДПИ c. 0-0
Аннотация: В настоящее время при налогообложении операций по добыче природного газа возникает ряд сложностей, связанных с правильным определением объекта налогообложения. Действующее налоговое законодательство далеко не всегда терминологически корректно и точно описывает виды добытых ископаемых. В статье рассмотрены современные проблемы налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых газа сырого отсепарированного, газового конденсата, попутного газа. Материалы авторского исследования подкреплены ссылками на судебные решения по налоговым спорам по НДПИ, разъяснения органов налоговой администрации.
Артеменко Д.А., Овчар О.В. - Разработка мер налогового стимулирования развития нефтяных кластеров как институциональной основы преодоления зависимости экономики от экспорта сырой нефти c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-065X.2017.3.22486

Аннотация: Предмет. Предметом является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе налогообложения между государством и организациями нефтегазодобычи и переработки углеводородов. Объектом – налоговое регулирование деятельности в нефтегазовом секторе. Цель. Целью данной статьи является обоснование инвестиционно-ориентированного и ресурсосберегающего механизма налогового регулирования нефтегазового сектора экономики, основанного на дифференцированном подходе к определению налоговой нагрузки нефтедобывающих предприятий в зависимости от рентной составляющей, масштабов их инвестиционной направленности и экологической безопасности производства. Методология. При написании статьи использовались нормативный и комплексный подходы к исследованию эффективности налогообложения нефтегазового сектора, общенаучные и специальные методы научного познания: ретроспективного, системного и функционально-структурного анализа, наблюдения, инструментальных приемов группировки, выборки, сравнения и обобщения. Результаты. В результате проведенного анализа различных государственных стратегий налогообложения холдингов и консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) выработаны предложения по совершенствованию их налогового стимулирования в России. В частности, это смягчение требований к участникам КГН; снижение или отмена обязательного временного периода, в течение которого созданная КГН обязана исчислять налоги с консолидированного результата; расширение перечня критериев для расчета необходимой доли участия в КГН; расширение состава КГН за счет допуска к налоговой консолидации не только компаний-резидентов, но и обособленных подразделений зарубежных компаний; распространение налоговой консолидации не только в отношении налога на прибыль, но и в отношении целого ряда других налогов. Выводы. Основные выводы исследования заключаются в необходимости активной государственной поддержки развития нефтегазоперерабатывающих технологий, освоения новых месторождений и вовлечения в разработку низкорентабельных и высокорисковых запасов нефти, что обусловит положительные перспективы распространения кластерного подхода в нефтегазовой сфере.
Иванов М.О. - Зарубежный опыт применения экономических механизмов регулирования экологических экстерналий c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-065X.2023.5.43849

EDN: VTPVBU

Аннотация: В современных глобальных условиях особую актуальность приобретает решение вопросов, касающихся платности природопользования. Во многих странах мира одним из основных механизмов противодействия загрязнению окружающей природной среды является экологический налог, который в Российской Федерации имеет форму парафискального платежа, то есть платы за негативное воздействие на окружающую среду. В статье проведен анализ мирового опыта применения экономических механизмов регулирования экологических экстерналий (внешних эффектов), сделаны выводы об особенностях экологического налогообложения за рубежом, выделены классификационные признаки и виды экологических налогов, платежей и сборов, применяемых в зарубежной практике, предложены рекомендации по применению экологических налогов в Российской Федерации. В большинстве развитых стран мира для регулирования вопросов в экологической политике используют рыночные механизмы, которые способствуют принятию хозяйствующими субъектами решений, направленных на уменьшение вреда окружающей среде с наименьшими экономическими затратами. При этом налоговые инструменты предназначены для оценки зависимости между суммами отчислений предприятий – загрязнителей в бюджеты и степенью вреда, который эти предприятия наносят окружающей природной среде. Основным инструментом регулирования вопросов, связанных с негативным воздействием окружающую среду, является экологический налог. Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности.
Зуев А.А. - Введение налога на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья в Российской Федерации: путь длиной в двадцать лет c. 11-23

DOI:
10.7256/2454-065X.2019.4.29577

Аннотация: Топливно-энергетический комплекс является одним из основных бюджетообразующих секторов народного хозяйства, в связи с чем фискальные правила в этой отрасли играют значительную роль в социально-экономическом развитии нашей страны. Предметом исследования является изучение эволюции системы налогообложения добычи углеводородного сырья в Российской Федерации. Основной задачей исследования является обоснование необходимости введения в нашей стране налога, основанного на финансовых результатах от добычи нефти. В статье рассмотрены предпосылки к введению альтернативного способа изъятия природной ренты и перспективы дальнейшего распространения налога на дополнительный доход на всю нефтедобывающую отрасль. Проведение исследования основывалось на общенаучных методах – анализ и обобщение научных и нормативных материалов, исторический анализ, системный метод. Научная новизна исследования заключается в систематизации и анализе всех законодательных попыток, предшествующих введению в нашей стране налогообложения углеводородного сырья на основе финансового результата от добычи, с учетом обобщения экспертных оценок относительно нового налогового режима и перспектив его применения. В результате исследования установлено, что предпосылки и попытки введения налога, основанного на финансовом результате добычи углеводородного сырья, в нашей стране существовали на протяжении последних двух десятилетий. По мнению автора статьи, полный отказ Российской Федерации от налогов на валовые показатели к налогам на финансовые результаты на сегодняшний день нецелесообразен. Для стимулирования нефтедобычи предпочтительнее сохранить существующую систему налогообложения в виде налога на добычу полезных ископаемых с поэтапным переводом отдельных участков недр на уплату налога на дополнительный доход.
Оробинская И.В. - Концептуальные подходы регулирования механизма налогообложения агропромышленного комплекса c. 13-21

DOI:
10.7256/2454-065X.2017.1.21721

Аннотация: Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе налогообложения экономических субъектов, функционирующих в агропромышленном комплексе. Сложившийся механизм налогообложения и налогового регулирования агропромышленного комплекса не в полной мере обеспечивает выполнение всех возложенных на него функций, недостаточно учитывает специфику его отдельных сегментов, в частности сельского хозяйства, подвергается перманентной коррекции под воздействием объективных внешних и внутренних факторов. В этой связи влияние налогообложения на решения экономических субъектов, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе, учитывая их отраслевые особенности, требует дальнейшего изучения, включая проблемы обоснования необходимости регулятивного воздействия налогов на базовые факторы аграрного производства. Методологической основой достижения поставленной цели исследования является эволюционно-системный подход, раскрывающий содержание налогового регулирования деятельности экономических субъектов в агропромышленном комплексе. При решении конкретных задач использовались методы анализа, индексации, группировки, выборки, сравнения и обобщения, и другие методы научного исследования. Расширены теоретические представления о налогообложении и налоговом регулировании в АПК применительно к отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов и их влиянии на результаты экономической деятельности с учетом объективных факторов формирования уровня налоговой нагрузки в сфере АПК, путем: поддержки разноплановых целей политики развития сельского хозяйства и расширения инвестиционной активности сельскохозяйственных отраслей, максимально обеспечивающей достижение утвержденных Правительством Российской Федерации основных ключевых индикаторов и показателей развития сельского хозяйства с целью получения максимальной результативности в реализуемой аграрной политике
Р. К. Штейнберг - Особенности оптимизации налоговых выплат при осуществлении добычи нефти по соглашению о разделе продукции c. 25-32
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы оптимизация налоговых выплат при заключении различных видов соглашений о разделе продукции. Согласно действующему законодательству, при заключении данных видов соглашений льготы не предоставляются, то есть основные риски несет инвестор. При этом снижение финансового риска возможно только за счет уменьшения налоговых поступлений. С целью выбора направления оптимизации выплат, определяются особенности налогового режима осуществления деятельности по соглашению о разделе продукции, а также основные возможности снижения налоговых выплат. В частности, рассматриваются особенности выплат основных видов налогов - НДПИ, НДС и налога на прибыль.
Килевник М.Н., Зима Д.А. - Особенности налогообложения рационального природопользования как фактор устойчивого роста в России c. 33-42

DOI:
10.7256/2454-065X.2024.2.70427

EDN: PYMYSA

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем фискального регулирования рационального использования природных ресурсов для достижения целей устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. По данным официальной статистики следует отметить, что имеется сложность идентификации отдельных проблем по влиянию непосредственного налогообложения пользования природными ресурсами на эффективность природопользования в России. Большое практическое значение в теоретической и прикладной экономике придается усилению экологической составляющей в налогообложении. Целью исследования стал анализ перспектив развития реализуемых направлений налоговой политики рационального природопользования для обеспечения экологической безопасности России. В современных налоговых системах отдельным аспектом выделяются направления налогового регулирования использования природных ресурсов, обеспечивающие фискально-значимый эффект для доходов бюджетов всех уровней и повышение природоохранного потенциала рационального природопользования.   В процессе исследования использовались различные общенаучные методы, в числе которых: абстрактно-логический, сравнительный, анализ, обобщение, статический и рассуждение, а также табличный и графический методы. При изучении практического опыта налогового регулирования эффективного природопользования задействованы методы SWOT-анализа, а также вариативный и трендовый анализ. Авторами приведен системный анализ практики обеспечения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и их соответствие политике рационального природопользования, а также определение причинно-следственной связи рассмотренных особенностей налогообложения пользования природными ресурсами в России. Порядок налогообложения природопользования имеет важное значение для формирования бюджетной устойчивости и обеспечения высокой эффективности налоговой политики в сфере рационального природопользования. Государственная политика налогообложения природопользования должна строится на принципе сохранения заинтересованности инвесторов в инвестициях на природоохранные мероприятия, предоставляя налоговые льготы и преференции на внедрение новых технологий безотходного производства. Перспективы дальнейшего развития налогового регулирования эффективного природопользования должны быть направлены на активизацию частно-государственного партнерства путем стимулирования частных инвестиций в создание новых и в модернизацию существующих активов «зеленой» экономики, а также на оптимизацию экологического мониторинга.
Сёмкина Т.И., Раздорская В.Ю. - Совершенствование порядка применения льгот по НДС при реализации драгоценных металлов и драгоценных камней c. 36-46

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.4.35043

Аннотация: Предметом исследования является порядок льготного обложения НДС, операций по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотренный пп. 9 и пп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ. Порядок освобождения, характерный для данных норм, имеет ряд особенностей: во-первых, не носит обязательного характера, поскольку налогоплательщик в соответствии с Налоговым Кодексом имеет право отказаться от его применения и облагать те же операции по реализации по ставке 20%; во-вторых, не имеет общего характера, поскольку зачастую предоставляется при реализации определенным покупателям; в-третьих, применяется не всеми налогоплательщиками. В статье на примере драгоценных металлов на всех этапах их продвижения, начиная от добычи руды до реализации готовой продукции, проанализированы разные порядки взимания НДС (ставка в размере 20%, освобождение, ставка в размере 0%). На основе анализа, синтеза, перехода от общего к частному сделаны соответствующие выводы. В статье дана оценка эффективности применения льготных порядков налогообложения драгоценных металлов и драгоценных камней с точки зрения доходов бюджета, ведения бизнеса, покупательной способности, соответствия основным принципам взимания НДС. Для этого были построены 3 модели взимания НДС на примере перемещения драгоценных металлов. На основе исследования сделан вывод о том, что применение льготных порядков в механизме исчисления НДС зачастую делает несовместимым интересы государства, бизнеса, конечного потребителя. Кроме того, нарушает целостную систему взимания НДС, то есть принцип нейтральности. Исходя из этого сделано предложение об отказе от льгот, предусмотренных пп. 9 и пп. 10 п.3 ст. 149 НК РФ и применение ставки в размере 20%. По налогообложению уже готовой продукции из драгоценных металлов сделан ряд дополнительных предложений.
Юмаев М.М. - Налог на добычу полезных ископаемых: проблемные вопросы и цифровизация налогового администрирования c. 44-55

DOI:
10.7256/2454-065X.2020.3.32580

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают теория и методология налогообложения добычи полезных ископаемых, включая углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые, подходы к распределению налоговой нагрузки между экономическими агентами, тенденции развития системы налогообложения добычи различных видов минерального сырья. Особое внимание в статье обращено на вопросы совершенствования налогового администрирования компаний добывающего сектора на основе внедрения новых цифровых информационных технологий передачи данных об объемах добычи минерального сырья и реформирования института налогового декларирования. Методы исследования: наблюдение; описание; анализ и синтез; логика; сравнение. Методология исследования: рассмотрение принципов системы налогообложения добычи полезных ископаемых; выявление взаимосвязей элементов данной системы и нарушения взаимосвязей; формирование теоретических выводов на основе изучения практики налогообложения и налогового администрирования. Новизна исследования заключается в следующем: 1) выявлена уязвимость системы налогообложения добычи полезных ископаемых со стороны внешних факторов, в том числе мировых цен на минеральное сырье и обоснованы меры по нейтрализации такой зависимости; 2) доказана необходимость гармонизации ключевых понятий Налогового кодекса Российской Федерации и законодательства о недрах и формирование системы прямой оценки целесообразности и эффективности точечных и категорийных льгот по налогу на добычу полезных ископаемых; 3) обоснованы направления реформирования системы налогового декларирования по налогу на добычу полезных ископаемых и определения налоговых обязательств по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых; 4) разработан алгоритм организации прямого учета нефти на скважинах с использованием современных цифровых технологий.
Измайлова М.О. - Налог на добычу полезных ископаемых: место и роль в налоговой системе Российской Федерации c. 53-68

DOI:
10.7256/2454-065X.2022.3.33881

EDN: KCZTVP

Аннотация: В настоящее время проблемы налогообложения добычи полезных ископаемых в РФ весьма актуальны, что обусловлено не только формированием денежного фонда государства, призванного финансировать решение различных общегосударственных задач, но и рациональным использованием природных богатств. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является системообразующим с позиций формирования налоговых доходов бюджетной системы РФ. Отраслевая специфика российской экономики, преобладание добывающих отраслей в ВВП, обеспечение рентабельности деятельности добывающих компаний обуславливают существенное внимание государства, бизнеса, науки к вопросам взимания, администрирования, распределения и реформирования НДПИ. Предметом исследования является НДПИ в налоговой системе РФ. Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, восхождение от абстрактного к частному, логический и исторический методы, а также иные общенаучные методы. Рассмотрены место и роль НДПИ в налоговой системе РФ, определено место данного налога в системе платежей за использование природных ресурсов, взимаемых на территории нашей страны. На основе статистической отчётности ФНС РФ установлено, что поступления НДПИ из года в год неуклонно возрастают. Данная тенденция обусловлена увеличением объёмов добычи таких видов углеводородного сырья как нефть, природный газ и газовый конденсат. Определено, что вклад субъектов РФ в формирование денежного фонда страны неравнозначен, что обусловлено различием минерально-сырьевой базы в регионах. Показано, что Россия в ближайшие десятилетия имеет мощный потенциал увеличения налоговых доходов бюджетной системы за счёт налогообложения добычи углеводородного сырья. Выделены проблемы налогообложения добычи полезных ископаемых в России. Автор приходит к выводу, что бюджетная система РФ имеет значительный налоговый потенциал в сфере налогообложения добычи природных ископаемых при условии создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Каширина М.В. - Нефтедобыча и переработка: проблемные вопросы налогообложения и администрирования c. 56-66

DOI:
10.7256/2454-065X.2020.3.32588

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение актуальных проблем налогообложения и администрирования организаций нефтяного сектора в условиях изменения цен на нефть. Особое внимание уделяется анализу результатов проводимой политики в рамках налогового маневра в отношении деятельности по добыче углеводородов. Целью работы является изучение влияния изменений в законодательстве о налогах и сборах, связанных с увеличением ставок акцизов на продукты нефтепереработки и введением демпфирующего механизма для нефтеперерабатывающих предприятий, а также совершенствование налогообложения и администрирования нефтедобывающих организаций. Для достижения цели, обозначенной в статье, были использованы общенаучные методы исследования (наблюдение, обобщение, сравнение), а также статистический метод. Основные выводы проведенного исследования: введение демпфирующего механизма позволяет эффективно и плавно регулировать цены на нефтепродукты даже в условиях резкого изменения (падения) цен на нефть; в условиях падения на мировых рынках цен на нефть нефтеперерабатывающие заводы в России будут переориентировать значительные объемы экспорта на внутренний рынок; реформа налогообложения в нефтяной сфере приведет к росту объема переработки сырой нефти и увеличению выпуска высококачественных нефтепродуктов; необходимо уменьшение не облагаемого минимума при расчете коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, что в итоге увеличит налоговую ставку на нефть.
Юмаев М.М. - Особенности зарубежной налоговой политики в связи с развитием зелёных технологий c. 77-99

DOI:
10.7256/2454-065X.2022.4.37951

EDN: WDYJKW

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают теория и методология налогообложения при использовании объектов окружающей среды и осуществлении негативного воздействия на нее, подходы к определению статуса налогов, взимаемых при использовании окружающей среды, и элементов налогообложения, тенденции развития системы налогообложения негативного воздействия на различные природные объекты и направления стимулирования применения ресурсосберегающих и экологически нейтральных технологий в зарубежных странах. Особое внимание в статье обращено на вопросы развития экологических налогов за рубежом на основе подходов к сокращению выбросов, выработанных в рамках Рамочной Конвенции по изменению климата и последующих решений о сокращении выбросов вредных веществ международного уровня. Методы исследования: наблюдение; описание; анализ и синтез; логика; сравнение. Методология исследования: рассмотрение теоретических принципов системы налогообложения при негативном воздействии на окружающую среду; выявление взаимосвязей элементов данной системы и нарушения взаимосвязей; формирование теоретических выводов для национальных интересов на основе изучения практики налогообложения. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) все исследуемые страны применяют налоговые инструменты, позволяющие снизить негативное воздействие на природную среду, особенности систем налогообложения определяются спецификой ресурсного потенциала и историческими аспектами; 2) режим трансграничного углеродного регулирования является формой борьбы за конкурентные преимущества европейских компаний. Новизна исследования заключается в следующем: 1) выявлена приоритетная важность системы налогообложения при использовании природных объектов, которая имеет трансграничный и транснациональный характер; 2) доказана необходимость стимулирования внедрения технологий, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов и иных вредных веществ; 3) обозначены особенности реализации механизма трансграничного углеродного регулирования в Российской Федерации в текущих экономических условиях.
Палювина А.С., Каширина М.В. - Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.17382

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы налогообложения предприятий нефтяного сектора в условиях падения цен на нефть. Особое внимание уделяется анализу первых результатов проводимой налоговой политики в отношении деятельности по добыче углеводородов. Целью работы является изучение влияния изменений в налоговом законодательстве, связанных со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и увеличением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых, на деятельность нефтедобывающих компаний и формирование доходов федерального бюджета. Для достижения обозначенной цели были использованы как общенаучные методы исследования (наблюдение, обобщение, сравнение), так и специфические методы (знаковое моделирование (гистограммы), построение таблиц, статистический метод). В статье приведён ряд выводов. В частности, выявлены проблемы необходимости увеличения инвестиций в нефтедобычу, которые обостряются в связи с изменением макроэкономической ситуации. Также освещены перспективы введения налога на финансовый результат, сделан вывод о неготовности российских исполнительных органов к внедрению данного налога из-за высоких рисков для федерального бюджета.
Палювина А.С., Каширина М.В. - Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России c. 170-178

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.2.67463

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы налогообложения предприятий нефтяного сектора в условиях падения цен на нефть. Особое внимание уделяется анализу первых результатов проводимой налоговой политики в отношении деятельности по добыче углеводородов. Целью работы является изучение влияния изменений в налоговом законодательстве, связанных со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и увеличением базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых, на деятельность нефтедобывающих компаний и формирование доходов федерального бюджета. Для достижения обозначенной цели были использованы как общенаучные методы исследования (наблюдение, обобщение, сравнение), так и специфические методы (знаковое моделирование (гистограммы), построение таблиц, статистический метод). В статье приведён ряд выводов. В частности, выявлены проблемы необходимости увеличения инвестиций в нефтедобычу, которые обостряются в связи с изменением макроэкономической ситуации. Также освещены перспективы введения налога на финансовый результат, сделан вывод о неготовности российских исполнительных органов к внедрению данного налога из-за высоких рисков для федерального бюджета.
Бобылева А.З. - Современные инвестиционные и финансовые возможности российских нефтяных компаний

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.3.14827

Аннотация: Предметом исследования являются инвестиционные приоритеты нефтяной отрасли России и финансовые возможности реализации нефтяных проектов в условиях действующей системы налогообложения, снижения цен на нефть, падения курса рубля, секторальных санкций. Необходимость налогового стимулирования отрасли обосновывается с точки зрения основных отраслевых сегментов – нефтедобычи, переработки и геологоразведки, изменения географии добычи, целесообразности капитальных вложений в крупный, средний и малый нефтяной бизнес, возможностей развития за счет органического и неорганического роста отрасли. При исследовании финансовых источников увеличения инвестиционной активности выделены возможности и ограничения использования собственных и кредитных ресурсов, прямого и косвенного участия государства. Инвестиционный потенциал отрасли и риски оцениваются как в целом по отрасли, так и в разрезе крупнейших российских компаний по сравнению с ведущими зарубежными компаниями, на основе чего обосновываются меры по его развитию как со стороны компаний, так и государства. Делается вывод, что антикризисные программы компаний должны быть основаны на пересмотре портфеля проектов: снижении удельного веса дорогостоящих проектов расширения добычи ТРИЗ, увеличении доли менее затратных проектов повышения энергоэффективности; системном управлении операционными, инвестиционными, финансовыми затратами компании, повышении эффективности деятельности. В свою очередь государство должно сделать решительные шаги к переходу на новый режим налогообложения, обеспечивающий усиление взаимосвязи финансового результата и налогов, стимулирующий освоение новых месторождений и глубокую переработку, позволяющий компаниям строить планы на перспективу.
Бобылева А.З. - Современные инвестиционные и финансовые возможности российских нефтяных компаний c. 230-244

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.3.66298

Аннотация: Предметом исследования являются инвестиционные приоритеты нефтяной отрасли России и финансовые возможности реализации нефтяных проектов в условиях действующей системы налогообложения, снижения цен на нефть, падения курса рубля, секторальных санкций. Необходимость налогового стимулирования отрасли обосновывается с точки зрения основных отраслевых сегментов – нефтедобычи, переработки и геологоразведки, изменения географии добычи, целесообразности капитальных вложений в крупный, средний и малый нефтяной бизнес, возможностей развития за счет органического и неорганического роста отрасли. При исследовании финансовых источников увеличения инвестиционной активности выделены возможности и ограничения использования собственных и кредитных ресурсов, прямого и косвенного участия государства. Инвестиционный потенциал отрасли и риски оцениваются как в целом по отрасли, так и в разрезе крупнейших российских компаний по сравнению с ведущими зарубежными компаниями, на основе чего обосновываются меры по его развитию как со стороны компаний, так и государства. Делается вывод, что антикризисные программы компаний должны быть основаны на пересмотре портфеля проектов: снижении удельного веса дорогостоящих проектов расширения добычи ТРИЗ, увеличении доли менее затратных проектов повышения энергоэффективности; системном управлении операционными, инвестиционными, финансовыми затратами компании, повышении эффективности деятельности. В свою очередь государство должно сделать решительные шаги к переходу на новый режим налогообложения, обеспечивающий усиление взаимосвязи финансового результата и налогов, стимулирующий освоение новых месторождений и глубокую переработку, позволяющий компаниям строить планы на перспективу.
Агузарова Л.А., Моргоева А.Х. - Некоторые особенности налогообложения природопользования в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.3.18388

Аннотация: Предметом исследования являются некоторые особенности налогообложения природопользования в части нефтяной отрасли, доказывается необходимость введения налога на финансовый результат для налогоплательщиков и бюджета страны в целом. В последние годы объектом особой дискуссии является налогообложение нефти, поскольку именно доходы данной отрасли входят в группу доходообразующих. Попытки реформации налогообложения в нефтяном секторе не прекращаются. В связи с этим предлагается внесение законопроекта о введении налога на финансовый результат. Авторы доказывают, что данный налог позволит пополнить бюджет государства за счет сверхприбыли от разработки высокорентабельных запасов нефти, обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры. Посредством научного, индуктивного, дедуктивного и аналитического методов авторами исследуется роль и место влияния налога на финансовый результат нефтяных компаний и в целом на экономическую систему РФ, рассматривается его воздействие на рентабельность инвестиционных проектов, объемов добычи нефти, уровень налоговой нагрузки на нефтяные компании. Научный интерес вызывает вопрос нецелесообразности включения налога на прибыль организаций в НФР. Обозначенные авторами предложения о преобразовании НДД в форму НФР, о необходимости включения налога на прибыль организаций в НФР, о произвольности выбора налоговой системы будут способствовать экономической стабильности страны в области налогообложения природопользования, содействовать уходу из всевозрастающей сложности налогового законодательства. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях сырьевой зависимости экономики нашей страны и жесткой балансировки рынка нефти.
Агузарова Л.А., Моргоева А.Х. - Некоторые особенности налогообложения природопользования в Российской Федерации c. 247-252

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.3.67619

Аннотация: Предметом исследования являются некоторые особенности налогообложения природопользования в части нефтяной отрасли, доказывается необходимость введения налога на финансовый результат для налогоплательщиков и бюджета страны в целом. В последние годы объектом особой дискуссии является налогообложение нефти, поскольку именно доходы данной отрасли входят в группу доходообразующих. Попытки реформации налогообложения в нефтяном секторе не прекращаются. В связи с этим предлагается внесение законопроекта о введении налога на финансовый результат. Авторы доказывают, что данный налог позволит пополнить бюджет государства за счет сверхприбыли от разработки высокорентабельных запасов нефти, обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры. Посредством научного, индуктивного, дедуктивного и аналитического методов авторами исследуется роль и место влияния налога на финансовый результат нефтяных компаний и в целом на экономическую систему РФ, рассматривается его воздействие на рентабельность инвестиционных проектов, объемов добычи нефти, уровень налоговой нагрузки на нефтяные компании. Научный интерес вызывает вопрос нецелесообразности включения налога на прибыль организаций в НФР. Обозначенные авторами предложения о преобразовании НДД в форму НФР, о необходимости включения налога на прибыль организаций в НФР, о произвольности выбора налоговой системы будут способствовать экономической стабильности страны в области налогообложения природопользования, содействовать уходу из всевозрастающей сложности налогового законодательства. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях сырьевой зависимости экономики нашей страны и жесткой балансировки рынка нефти.
Ермакова М.С. - Порядок отражения налога на прибыль в учетной политике агрохолдинга

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.3.9618

Аннотация: В статье дано определение арохолдинга, как сложной организационной структуры, каждый участник которой выполняет свои специфические функции и задачи, направленные на поддержание целостного производственно-финансового цикла, увеличения совокупной прибыли и повышения общего благосостояния организации. В статье расскрыты особенности налогообложения компаний агрохолдинга, подразумевающие, что в качестве налогоплательщика должен выступать каждый участник холдингового объединения самостоятельно; головная компания выступает и как отдельный плательщик налогов и сборов по деятельности своей компании, и, одновременно, регулирует процесс налогообложения; головная компания и дочерние (зависимые) общества несут взаимную ответственность за неуплату налогов. Дано определение учетной политики для целей налогообложения агрохолдинга. Приведены основные элементы учетной политики агрохолдинга по налогу на прибыль. Определены льготные ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных предприятий и распределение сумм налога между бюджетами . Определены приимущества и недостатки применения общего налогового режима и специальных режимов налогообложения.
Ермакова М.С. - Порядок отражения налога на прибыль в учетной политике агрохолдинга c. 312-319

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.3.64111

Аннотация: В статье дано определение арохолдинга, как сложной организационной структуры, каждый участник которой выполняет свои специфические функции и задачи, направленные на поддержание целостного производственно-финансового цикла, увеличения совокупной прибыли и повышения общего благосостояния организации. В статье расскрыты особенности налогообложения компаний агрохолдинга, подразумевающие, что в качестве налогоплательщика должен выступать каждый участник холдингового объединения самостоятельно; головная компания выступает и как отдельный плательщик налогов и сборов по деятельности своей компании, и, одновременно, регулирует процесс налогообложения; головная компания и дочерние (зависимые) общества несут взаимную ответственность за неуплату налогов. Дано определение учетной политики для целей налогообложения агрохолдинга. Приведены основные элементы учетной политики агрохолдинга по налогу на прибыль. Определены льготные ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных предприятий и распределение сумм налога между бюджетами . Определены приимущества и недостатки применения общего налогового режима и специальных режимов налогообложения.
Ансимова Е.П. - Методика оценки налоговой нагрузки организаций отрасли газоснабжения

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.3.11394

Аннотация: Объектом настоящего исследования является методология оценки налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов отрасли газоснабжения, а также собственно налоговое бремя на сектор экономики, в рамках которого осуществляется производство и распределение газообразного топлива. Формальный подход к оценке налоговой нагрузки организаций сферы газоснабжения, предполагающий простое установление размера соотношения общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, и объёма совокупного дохода, не обеспечивает информативности результата расчёта. Цель данной работы, таким образом, заключается в создании и обосновании методики объективного установления уровня налоговой нагрузки газоснабжающих компаний. Методологическую базу данной работы составили следующие методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, математическое моделирование. Содержание статьи служит обоснованием вывода, заключающегося в том, что объективная оценка налоговой нагрузки юридических лиц отрасли газоснабжения предполагает установление степени тяжести фискального бремени. Достижение указанной цели требует решения ряда задач. Определение уровня налоговой нагрузки газоснабжающей компании подразумевает оценку влияния действий по выполнению обязанностей и реализации прав налогоплательщика на текущее и перспективное финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Особую роль в алгоритме установления степени тяжести фискального гнёта на организации отрасли газоснабжения играет выявление меры негативного воздействия налоговых правоотношений на инвестиционную активность налогоплательщиков. Для оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта сферы газоснабжения представляют также значимость результаты сопоставления параметров его налоговой нагрузки с фискальной нагрузкой на отрасль в целом, на соответствующий субъект Российской Федерации, а также на отдельные газоснабжающие компании.
Ансимова Е.П. - Методика оценки налоговой нагрузки организаций отрасли газоснабжения c. 320-335

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.3.64112

Аннотация: Объектом настоящего исследования является методология оценки налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов отрасли газоснабжения, а также собственно налоговое бремя на сектор экономики, в рамках которого осуществляется производство и распределение газообразного топлива. Формальный подход к оценке налоговой нагрузки организаций сферы газоснабжения, предполагающий простое установление размера соотношения общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, и объёма совокупного дохода, не обеспечивает информативности результата расчёта. Цель данной работы, таким образом, заключается в создании и обосновании методики объективного установления уровня налоговой нагрузки газоснабжающих компаний. Методологическую базу данной работы составили следующие методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, математическое моделирование. Содержание статьи служит обоснованием вывода, заключающегося в том, что объективная оценка налоговой нагрузки юридических лиц отрасли газоснабжения предполагает установление степени тяжести фискального бремени. Достижение указанной цели требует решения ряда задач. Определение уровня налоговой нагрузки газоснабжающей компании подразумевает оценку влияния действий по выполнению обязанностей и реализации прав налогоплательщика на текущее и перспективное финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Особую роль в алгоритме установления степени тяжести фискального гнёта на организации отрасли газоснабжения играет выявление меры негативного воздействия налоговых правоотношений на инвестиционную активность налогоплательщиков. Для оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта сферы газоснабжения представляют также значимость результаты сопоставления параметров его налоговой нагрузки с фискальной нагрузкой на отрасль в целом, на соответствующий субъект Российской Федерации, а также на отдельные газоснабжающие компании.
Гудкова Д.Д., Ермошина Т.В. - Проблемы и перспективы экологизации российского законодательства в области налогообложения

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.5.15133

Аннотация: Актуальность экологической проблемы в последнее время особенно очевидна. Сегодня правительства многих стран ориентируются на новый путь развития экономической системы, стараясь сократить неблагоприятное воздействие на окружающую среду, колоссальное расходование природных ресурсов и усиление социальных различий. В лице государства в сложившихся условиях, когда экологическая ситуация обострена, видится необходимым создать новые стимулы, укрепить инфраструктуру рынка и рыночного механизма, способствовать более рациональному расходованию природных ресурсов и осуществлять более бережное пользование ими. Поэтому предметом исследования данной статьи являются экологические налоги как инструмент налоговой политики государства. Подчеркивается необходимость пересмотра российского законодательства в области налогообложения с целью сделать его более экологизированным. Анализируется опыт зарубежных стран в применении «зеленых» налогов, сравнивается ситуация в области экологического налогообложения в России и в зарубежных странах, обосновывается необходимость эффективности использования экологических налогов в российской экономике. В этой связи в статье были использованы общие и специфические методы изучения экономических явлений: индуктивно-дедуктивный метод, анализ, синтез, метод диалектического познания, метод сравнения, аналогии, обобщения и моделирования. По результатам проведенного исследования авторами был предложен ряд мероприятий, которые, на их взгляд, могли бы улучшить сложившуюся ситуацию: принятие отдельного законодательного акта, призванного закрепить и отразить основные принципы регулирования охраны окружающей среды с помощью экономических инструментов; правовое закрепление в налоговом законодательстве механизмов регулирования отношений в области охраны окружающей среды, применение пониженных ставок для «экологически чистых» производителей, продукции, сырья и т.д., отмена субсидий «экологически грязным» областям страны, применение повышенных ставок для производителей, загрязняющих окружающую среду; оптимизация транспортного налога.
Гудкова Д.Д., Ермошина Т.В. - Проблемы и перспективы экологизации российского законодательства в области налогообложения c. 377-383

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.5.66531

Аннотация: Актуальность экологической проблемы в последнее время особенно очевидна. Сегодня правительства многих стран ориентируются на новый путь развития экономической системы, стараясь сократить неблагоприятное воздействие на окружающую среду, колоссальное расходование природных ресурсов и усиление социальных различий. В лице государства в сложившихся условиях, когда экологическая ситуация обострена, видится необходимым создать новые стимулы, укрепить инфраструктуру рынка и рыночного механизма, способствовать более рациональному расходованию природных ресурсов и осуществлять более бережное пользование ими. Поэтому предметом исследования данной статьи являются экологические налоги как инструмент налоговой политики государства. Подчеркивается необходимость пересмотра российского законодательства в области налогообложения с целью сделать его более экологизированным. Анализируется опыт зарубежных стран в применении «зеленых» налогов, сравнивается ситуация в области экологического налогообложения в России и в зарубежных странах, обосновывается необходимость эффективности использования экологических налогов в российской экономике. В этой связи в статье были использованы общие и специфические методы изучения экономических явлений: индуктивно-дедуктивный метод, анализ, синтез, метод диалектического познания, метод сравнения, аналогии, обобщения и моделирования. По результатам проведенного исследования авторами был предложен ряд мероприятий, которые, на их взгляд, могли бы улучшить сложившуюся ситуацию: принятие отдельного законодательного акта, призванного закрепить и отразить основные принципы регулирования охраны окружающей среды с помощью экономических инструментов; правовое закрепление в налоговом законодательстве механизмов регулирования отношений в области охраны окружающей среды, применение пониженных ставок для «экологически чистых» производителей, продукции, сырья и т.д., отмена субсидий «экологически грязным» областям страны, применение повышенных ставок для производителей, загрязняющих окружающую среду; оптимизация транспортного налога.
Капитонов И.А. - Повышение инновационной активности топливно-энергетического комплекса как фактор роста доходов бюджета Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.6.18617

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблематика увеличения бюджетных поступлений от эксплуатации национальных недр, которая характерна не только для Российской Федерации. В статье автор отмечает, что в настоящее время происходящие внешнеэкономические и геополитические изменения объективно способствуют снижению доходности хозяйствующих субъектов российского топливно-энергетического комплекса, что не может не оказывать негативного влияния на объемы налоговых доходов федерального бюджета, которые в значительной мере зависят от деловой активности во всей энергетической отрасле. В представленной статье дана сравнительно-аналитическая оценка динамики и структуры бюджетных поступлений в разрезе двух ключевых налогов (налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых). Основными выводами проведенного исследования являются представленные автором ключевые стратегические направления, которые могли бы способствовать росту доходности и прибыльности хозяйствующих субъектов российской энергетической сферы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что в свою очередь смогло бы способствовать увеличению общих объемов налоговых поступлений в бюджет.
Капитонов И.А. - Повышение инновационной активности топливно-энергетического комплекса как фактор роста доходов бюджета Российской Федерации c. 447-456

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.6.67858

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является проблематика увеличения бюджетных поступлений от эксплуатации национальных недр, которая характерна не только для Российской Федерации. В статье автор отмечает, что в настоящее время происходящие внешнеэкономические и геополитические изменения объективно способствуют снижению доходности хозяйствующих субъектов российского топливно-энергетического комплекса, что не может не оказывать негативного влияния на объемы налоговых доходов федерального бюджета, которые в значительной мере зависят от деловой активности во всей энергетической отрасле. В представленной статье дана сравнительно-аналитическая оценка динамики и структуры бюджетных поступлений в разрезе двух ключевых налогов (налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых). Основными выводами проведенного исследования являются представленные автором ключевые стратегические направления, которые могли бы способствовать росту доходности и прибыльности хозяйствующих субъектов российской энергетической сферы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что в свою очередь смогло бы способствовать увеличению общих объемов налоговых поступлений в бюджет.
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Фискальное регулирование рециклинга автотранспортных отходов при переходе к неоиндустриальному развитию

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.15717

Аннотация: Переход к неоиндустриальному развитию требует построения эффективной системы переработки отходов и рециркуляции ресурсов. Это позволит как изменить качество экономического роста, стимулировать НИОКР и инновации. Так и преодолеть его экологические ограничения, улучшить качество жизни населения. Одним из основных элементов данной системы является рециклинг автотранспортных отходов. Финансовую основу для развития индустрии авторециклинга в России обеспечивает утилизационный сбор. Средства от его поступления используются для субсидирования как инфраструктурных проектов, так и расходов отдельных предприятий по утилизации. В связи с этим задача исследования – оценить результаты фискального регулирования рециклинга автотранспортных отходов в России и определить основные направления его совершенствования при переходе к неоиндустриальному развитию. В статье сопоставляется вклад автомобильной промышленности и индустрии рециркуляции отходов в экономику ЕС и РФ. На примере многолетней практики развития авторециклинга в странах ЕС в соответствии с требованиями Директивы End of Life Vehicles Directive исследуется целевое и функциональное назначение утилизационных сборов. На основе сопоставления прогнозных и фактических показателей объемов субсидирования авторециклинга и аккумулируемого в федеральном бюджете утилизационного сбора дается оценка результативности его взимания в России. По итогам проведенного исследования сделан вывод о наличии разрыва между теорией и практикой взимания утилизационного сбора в России, проявляющегося в нехарактерных для данного платежа функциях: протекционистской и экологической на этапе эксплуатации автомобиля, а не утилизации. А также ежегодно растущего разрыва между объемами поступающего утилизационного сбора и субсидирования расходов на утилизацию, который демонстрирует дисфункцию платежа как стимула развития индустрии авторециклинга. Предложены основные направления совершенствования фискального регулирования развития авторециклинга в России в свете необходимости обеспечения условий для неоиндустриализации.
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Фискальное регулирование рециклинга автотранспортных отходов при переходе к неоиндустриальному развитию c. 510-527

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66725

Аннотация: Переход к неоиндустриальному развитию требует построения эффективной системы переработки отходов и рециркуляции ресурсов. Это позволит как изменить качество экономического роста, стимулировать НИОКР и инновации. Так и преодолеть его экологические ограничения, улучшить качество жизни населения. Одним из основных элементов данной системы является рециклинг автотранспортных отходов. Финансовую основу для развития индустрии авторециклинга в России обеспечивает утилизационный сбор. Средства от его поступления используются для субсидирования как инфраструктурных проектов, так и расходов отдельных предприятий по утилизации. В связи с этим задача исследования – оценить результаты фискального регулирования рециклинга автотранспортных отходов в России и определить основные направления его совершенствования при переходе к неоиндустриальному развитию. В статье сопоставляется вклад автомобильной промышленности и индустрии рециркуляции отходов в экономику ЕС и РФ. На примере многолетней практики развития авторециклинга в странах ЕС в соответствии с требованиями Директивы End of Life Vehicles Directive исследуется целевое и функциональное назначение утилизационных сборов. На основе сопоставления прогнозных и фактических показателей объемов субсидирования авторециклинга и аккумулируемого в федеральном бюджете утилизационного сбора дается оценка результативности его взимания в России. По итогам проведенного исследования сделан вывод о наличии разрыва между теорией и практикой взимания утилизационного сбора в России, проявляющегося в нехарактерных для данного платежа функциях: протекционистской и экологической на этапе эксплуатации автомобиля, а не утилизации. А также ежегодно растущего разрыва между объемами поступающего утилизационного сбора и субсидирования расходов на утилизацию, который демонстрирует дисфункцию платежа как стимула развития индустрии авторециклинга. Предложены основные направления совершенствования фискального регулирования развития авторециклинга в России в свете необходимости обеспечения условий для неоиндустриализации.
Агузарова Ф.С., Корнаева К.Т. - Природные ресурсы Российской Федерации: налоговый аспект

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.8.16005

Аннотация: Предметом исследования является изучение налоговых платежей за пользование природными ресурсами в Российской Федерации. Особое внимание уделяется определению роли налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ходе проведенного анализа выявлен динамический рост поступлений данных налогов и сборов. Обосновывается необходимость ухода от высокой зависимости налогов и сборов за природопользование. При написании статьи использовались такие методы, как: исследовательский метод, дедуктивный и индуктивный метод, метод синтеза и анализа, сравнительный метод. Основными выводами проведенного исследования является то, что федеральный налог на добычу полезных ископаемых занимает первое место в числе прямых налогов по объему поступлений. Кроме того, следует повышать роль водного налога, а также сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Агузарова Ф.С., Корнаева К.Т. - Природные ресурсы Российской Федерации: налоговый аспект c. 597-604

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.8.66871

Аннотация: Предметом исследования является изучение налоговых платежей за пользование природными ресурсами в Российской Федерации. Особое внимание уделяется определению роли налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ходе проведенного анализа выявлен динамический рост поступлений данных налогов и сборов. Обосновывается необходимость ухода от высокой зависимости налогов и сборов за природопользование. При написании статьи использовались такие методы, как: исследовательский метод, дедуктивный и индуктивный метод, метод синтеза и анализа, сравнительный метод. Основными выводами проведенного исследования является то, что федеральный налог на добычу полезных ископаемых занимает первое место в числе прямых налогов по объему поступлений. Кроме того, следует повышать роль водного налога, а также сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Агузарова Ф.С., Татрова Э.Т. - Влияние нефтегазовых доходов на формирование федерального бюджета Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.9.9591

Аннотация: В статье «Влияние нефтегазовых доходов на формирование федерального бюджета Российской Федерации» поднимается серьезная проблема нефтегазовых доходов, выявляется их существенное влияние на формирование федерального бюджета. Более того, доказывается большая зависимость от указанных сырьевых ресурсов в стране. Предлагается создание бюджетных резервов для ухода от высокой зависимости нефтегазовых поступлений. В современной России природные ресурсы используются недостаточно эффективно. Интересы государства не всегда защищены. В свою очередь, у пользователей (предпринимателей) природных ресурсов отсутствуют стимулы к рациональному их использованию, так как их основной целью выступает получение прибыли. Авторы провели анализ нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации за 2010-2012 гг., выделив их роль в числе налоговых доходов. Анализ показал, в числе налогов в системе природопользования центральное место занимает налог на добычу полезных ископаемых. Все это обуславливает актуальность данной проблематики.
Агузарова Ф.С., Татрова Э.Т. - Влияние нефтегазовых доходов на формирование федерального бюджета Российской Федерации c. 643-653

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.9.63388

Аннотация: В статье «Влияние нефтегазовых доходов на формирование федерального бюджета Российской Федерации» поднимается серьезная проблема нефтегазовых доходов, выявляется их существенное влияние на формирование федерального бюджета. Более того, доказывается большая зависимость от указанных сырьевых ресурсов в стране. Предлагается создание бюджетных резервов для ухода от высокой зависимости нефтегазовых поступлений. В современной России природные ресурсы используются недостаточно эффективно. Интересы государства не всегда защищены. В свою очередь, у пользователей (предпринимателей) природных ресурсов отсутствуют стимулы к рациональному их использованию, так как их основной целью выступает получение прибыли. Авторы провели анализ нефтегазовых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации за 2010-2012 гг., выделив их роль в числе налоговых доходов. Анализ показал, в числе налогов в системе природопользования центральное место занимает налог на добычу полезных ископаемых. Все это обуславливает актуальность данной проблематики.
Горяченко О.Ю., Маркина А.В. - О ставках сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.8.12431

Аннотация: Важным элементом природного богатства России являются водные биологические биоресурсы. Хозяйственное использование водных биоресурсов предполагает систему расчетов между пользователями и государством, которое с одной стороны является собственником этих ресурсов, а с другой – несет основное бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России. В этой связи, статья посвящена рассмотрению вопроса сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Автор статьи определил значимую проблему по внесению соответствующих дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Росрыболовства от 16 января 2009 г. № 13. финансовые взаимоотношения, государство, водные биологические ресурсы, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, платность пользования водными биологическими ресурсами, «краб-стригун опилио», Дальневосточный бассейн, Северный бассейн. В настоящее время, Минсельхозом России совместно с Росрыболовством и другим заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос об определении ставки сбора за пользование указанным объектом водных биоресурсов на основании установленной на 2014 год промышленной квоте «краба-стригуна опилио» в Баренцевом море (998,91 тонн). Также Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса», предусматривающий дополнение раздела «Северный бассейн (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях и районе архипелага Шпицберген)» пункта 4 строкой, устанавливающей ставку сбора за краба стригуна опилио равную 35 000 рублей. Росрыболовство считает возможным согласовать представленный проект без замечаний. Принятие предлагаемой ставки сбора позволит провести аукционы по продаже долей квот на добычу «краба-стригуна опилио» и открыть на него промысел. При этом дополнительный доход бюджета Российской Федерации составит порядка 400 млн. рублей.
Горяченко О.Ю., Маркина А.В. - О ставках сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов c. 752-757

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.8.65419

Аннотация: Важным элементом природного богатства России являются водные биологические биоресурсы. Хозяйственное использование водных биоресурсов предполагает систему расчетов между пользователями и государством, которое с одной стороны является собственником этих ресурсов, а с другой – несет основное бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России. В этой связи, статья посвящена рассмотрению вопроса сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Автор статьи определил значимую проблему по внесению соответствующих дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Росрыболовства от 16 января 2009 г. № 13. финансовые взаимоотношения, государство, водные биологические ресурсы, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, платность пользования водными биологическими ресурсами, «краб-стригун опилио», Дальневосточный бассейн, Северный бассейн. В настоящее время, Минсельхозом России совместно с Росрыболовством и другим заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос об определении ставки сбора за пользование указанным объектом водных биоресурсов на основании установленной на 2014 год промышленной квоте «краба-стригуна опилио» в Баренцевом море (998,91 тонн). Также Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса», предусматривающий дополнение раздела «Северный бассейн (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях и районе архипелага Шпицберген)» пункта 4 строкой, устанавливающей ставку сбора за краба стригуна опилио равную 35 000 рублей. Росрыболовство считает возможным согласовать представленный проект без замечаний. Принятие предлагаемой ставки сбора позволит провести аукционы по продаже долей квот на добычу «краба-стригуна опилио» и открыть на него промысел. При этом дополнительный доход бюджета Российской Федерации составит порядка 400 млн. рублей.
Гашенко И.В., Ширяева Н.М. - Налоговые инструменты, влияющие на поступления налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.14675

Аннотация: Предметом нашего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения полезных ископаемых на территории Российской Федерации. Объектом исследования выступает налог на добычу полезных ископаемых, а также особенность его исчисления и уплаты в федеральный бюджет. Следует ответить, что использование природных ресурсов в России создает объективную необходимость эффективных налоговых расчетов природопользователей с государством, которое в большинстве случаев является собственником ресурсов и несет бремя по восстановлению природного потенциала. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический и другие методы экономических исследований. Основным вкладом авторов исследования является предложенная методика эффективного планирования и прогнозирования поступлений от налога на добычу полезных ископаемых на краткосрочную (с учетом низких мировых цен на сырьё) и долгосрочную перспективу - обеспечить привлечение инвестиций в добывающие отрасли народного хозяйства в федеральный бюджет Российской Федерации. Таким образом по нашему мнению, необходимы правительственные антикризисные меры, обеспечивающие дальнейшие налоговые поступления от исследуемого налога.
Гашенко И.В., Ширяева Н.М. - Налоговые инструменты, влияющие на поступления налога на добычу полезных ископаемых в Федеральный бюджет c. 845-852

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67127

Аннотация: Предметом нашего исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения полезных ископаемых на территории Российской Федерации. Объектом исследования выступает налог на добычу полезных ископаемых, а также особенность его исчисления и уплаты в федеральный бюджет. Следует ответить, что использование природных ресурсов в России создает объективную необходимость эффективных налоговых расчетов природопользователей с государством, которое в большинстве случаев является собственником ресурсов и несет бремя по восстановлению природного потенциала. Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический и другие методы экономических исследований. Основным вкладом авторов исследования является предложенная методика эффективного планирования и прогнозирования поступлений от налога на добычу полезных ископаемых на краткосрочную (с учетом низких мировых цен на сырьё) и долгосрочную перспективу - обеспечить привлечение инвестиций в добывающие отрасли народного хозяйства в федеральный бюджет Российской Федерации. Таким образом по нашему мнению, необходимы правительственные антикризисные меры, обеспечивающие дальнейшие налоговые поступления от исследуемого налога.
Иманшапиева М.М. - Налог на добычу полезных ископаемых в системе платежей за пользование природными ресурсами в Российской Федерации: проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.11.21158

Аннотация: Предметом исследования является система налогообложения полезных ископаемых проблемы и перспективы ее развития. На современном этапе отношения в области сырьевых и топливо-энергетические ресурсов приобретает все более важное значение, поскольку оказывает существенное влияние на экономический рост государства. Автором особое внимание уделяется исследованию государственной налоговой политики в области налогообложения полезных ископаемых. В работе автор подробно рассматривает такие аспекты как необходимость повышения эффективности системы налогообложения полезных ископаемых и создания в соответствующих отраслях экономики стимула по реализации мер направленных на восстановление полезных ископаемых. Исследование проблем практики взимания налога на добычу полезных ископаемых основывалось на общенаучных методах исследования (наблюдение, логический анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), также использовались специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). Автором представлены рекомендации по совершенствованию системы налогообложения полезных ископаемых в современных условиях. Проанализирована динамика налоговых поступлений по НДПИ в федеральный бюджет РФ, а также выделены основные факторы, влияющие на собираемость рассматриваемого налога. Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях по пересмотру системы налогообложения полезных ископаемых, ином распределении доходов по доходам от налогу на добычу полезных ископаемых между звеньями бюджетной системы, по смещению акцента в действующей системе налогов на налогообложение рентных доходов, в реализации мероприятий по повышению эффективности контрольной работы налоговых органов и ряде других предложений. Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях, направленных на формирование рациональной системы налогообложения полезных ископаемых и повышение ее эффективности в российских условиях.
Иманшапиева М.М. - Налог на добычу полезных ископаемых в системе платежей за пользование природными ресурсами в Российской Федерации: проблемы и перспективы c. 902-913

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.11.68360

Аннотация: Предметом исследования является система налогообложения полезных ископаемых проблемы и перспективы ее развития. На современном этапе отношения в области сырьевых и топливо-энергетические ресурсов приобретает все более важное значение, поскольку оказывает существенное влияние на экономический рост государства. Автором особое внимание уделяется исследованию государственной налоговой политики в области налогообложения полезных ископаемых. В работе автор подробно рассматривает такие аспекты как необходимость повышения эффективности системы налогообложения полезных ископаемых и создания в соответствующих отраслях экономики стимула по реализации мер направленных на восстановление полезных ископаемых. Исследование проблем практики взимания налога на добычу полезных ископаемых основывалось на общенаучных методах исследования (наблюдение, логический анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), также использовались специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). Автором представлены рекомендации по совершенствованию системы налогообложения полезных ископаемых в современных условиях. Проанализирована динамика налоговых поступлений по НДПИ в федеральный бюджет РФ, а также выделены основные факторы, влияющие на собираемость рассматриваемого налога. Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях по пересмотру системы налогообложения полезных ископаемых, ином распределении доходов по доходам от налогу на добычу полезных ископаемых между звеньями бюджетной системы, по смещению акцента в действующей системе налогов на налогообложение рентных доходов, в реализации мероприятий по повышению эффективности контрольной работы налоговых органов и ряде других предложений. Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях, направленных на формирование рациональной системы налогообложения полезных ископаемых и повышение ее эффективности в российских условиях.
Гинзбург М.Ю., Павлинова О.В., Садыкова Р.Р. - Анализ альтернативных методов налогообложения в нефтедобывающей отрасли РФ

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.12.14793

Аннотация: В связи с тем, что основной из ведущих отраслей экономики является нефтедобывающая отрасль, налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных источников пополнения бюджета РФ. Незначительные изменения цен на нефть на международном рынке оказывают огромное влияние на государственный бюджет РФ, проблема пополнения которого в последнее время приобретает особую актуальность. За время своего действия НДПИ доказал свои фискальную ориентированность, в то время как его регулирующая функция отошла на второй план, накопив тем самым множество проблем в сфере нефтедобычи. В статье проанализированы альтернативные методы налогообложения нефтедобывающей отрасти в России с целью его совершенствования в современных условиях. В настоящей работе с помощью системного подхода и статистических методов проанализировано современное состояние налога на добычу полезных ископаемых и проведен сравнительный анализ альтернативных методов налогообложения нефтедобычи в РФ. В статье выявлены недостатки налога на добычу полезных ископаемых и рассмотрены альтернативы налогообложения нефтедобывающей отрасли в РФ. Сделаны выводы о последствиях принятых санкций против России. Гипотезой статьи является оценка эффективности применения иной системы налогообложения для нефтедобывающей отрасли, а именно налога на добавленный доход.
Гинзбург М.Ю., Павлинова О.В., Садыкова Р.Р. - Анализ альтернативных методов налогообложения в нефтедобывающей отрасли РФ c. 951-959

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.12.67389

Аннотация: В связи с тем, что основной из ведущих отраслей экономики является нефтедобывающая отрасль, налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных источников пополнения бюджета РФ. Незначительные изменения цен на нефть на международном рынке оказывают огромное влияние на государственный бюджет РФ, проблема пополнения которого в последнее время приобретает особую актуальность. За время своего действия НДПИ доказал свои фискальную ориентированность, в то время как его регулирующая функция отошла на второй план, накопив тем самым множество проблем в сфере нефтедобычи. В статье проанализированы альтернативные методы налогообложения нефтедобывающей отрасти в России с целью его совершенствования в современных условиях. В настоящей работе с помощью системного подхода и статистических методов проанализировано современное состояние налога на добычу полезных ископаемых и проведен сравнительный анализ альтернативных методов налогообложения нефтедобычи в РФ. В статье выявлены недостатки налога на добычу полезных ископаемых и рассмотрены альтернативы налогообложения нефтедобывающей отрасли в РФ. Сделаны выводы о последствиях принятых санкций против России. Гипотезой статьи является оценка эффективности применения иной системы налогообложения для нефтедобывающей отрасли, а именно налога на добавленный доход.
Павлинова О.В. - НДПИ: современное состояние и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.12.14011

Аннотация: В связи с ресурсоориентированной экономикой России, налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных источников пополнения бюджета РФ. Незначительные изменения цен на нефть на международном рынке оказывают огромное влияние на государственный бюджет РФ, проблема пополнения которого в последнее время приобретает особую актуальность. За время своего действия НДПИ доказал свои фискальную ориентированность, в то время как его регулирующая функция отошла на второй план, накопив тем самым множество проблем в сфере нефтедобычи. В статье выявлены недостатки налога на добычу полезных ископаемых в РФ и рассмотрены пути его совершенствования в современных условиях. В настоящей работе с помощью системного подхода и статистических методов проанализировано современное состояние налога на добычу полезных ископаемых, выявлены проблемные аспекты и рассмотрены перспективы развития. В статье выявлены недостатки налога на добычу полезных ископаемых в РФ и рассмотрены пути его совершенствования в современных условиях. Сделаны выводы о качестве проводимой в РФ налоговой политики в отношении налогообложения добычи нефти. Рассмотрены изменения действующего законодательства. В настоящее время наблюдается ежегодное увеличение абсолютных поступлений НДПИ в бюджет РФ и рост удельного веса налога в структуре доходов бюджета. Однако, несмотря на положительную динамику показателей по НДПИ, с каждым годом выявляется все больше недостатков действующей системы налогообложения нефтедобычи, отрицательно влияющих на состояние и развитие отрасли.
Павлинова О.В. - НДПИ: современное состояние и перспективы развития c. 1071-1080

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.12.65980

Аннотация: В связи с ресурсоориентированной экономикой России, налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных источников пополнения бюджета РФ. Незначительные изменения цен на нефть на международном рынке оказывают огромное влияние на государственный бюджет РФ, проблема пополнения которого в последнее время приобретает особую актуальность. За время своего действия НДПИ доказал свои фискальную ориентированность, в то время как его регулирующая функция отошла на второй план, накопив тем самым множество проблем в сфере нефтедобычи. В статье выявлены недостатки налога на добычу полезных ископаемых в РФ и рассмотрены пути его совершенствования в современных условиях. В настоящей работе с помощью системного подхода и статистических методов проанализировано современное состояние налога на добычу полезных ископаемых, выявлены проблемные аспекты и рассмотрены перспективы развития. В статье выявлены недостатки налога на добычу полезных ископаемых в РФ и рассмотрены пути его совершенствования в современных условиях. Сделаны выводы о качестве проводимой в РФ налоговой политики в отношении налогообложения добычи нефти. Рассмотрены изменения действующего законодательства. В настоящее время наблюдается ежегодное увеличение абсолютных поступлений НДПИ в бюджет РФ и рост удельного веса налога в структуре доходов бюджета. Однако, несмотря на положительную динамику показателей по НДПИ, с каждым годом выявляется все больше недостатков действующей системы налогообложения нефтедобычи, отрицательно влияющих на состояние и развитие отрасли.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.