по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 07, 2015
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 25-08-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2015
Прогнозирование и планирование в налогообложении
Шемякина М.С. - Методическое обеспечение оценки налогового потенциала муниципального образования

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.13389

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день не существует единого подхода к методике определения налогового потенциала. В связи с чем вопрос об унификации инструментария оценки налогового потенциала –актуальное направление современных исследований проблем налогового планирования и прогнозирования. В статье рассмотрены существующие подходы к оценке налогового потенциала муниципального образования субъектов приволжского федерального округа. Особое внимание уделено анализу используемых законодателем категорий в процессе определения налоговых ресурсов территории, которые при определенных условиях трансформируется в налоговые доходы бюджетной системы. Методологическую основу исследования составили научные труды в области налогообложения. В работе использованы такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др. Автором выявлены отличия в репрезентативной системе налогов, используемых для оценки налогового потенциала. С целью унификации регионального законодательства предложено разграничение используемых в расчетах показателей. Отмечена необходимость создания налогового паспорта муниципального образования, а также приведена его форма. На основе предложенных категорий автором разработана схема межведомственного взаимодействия по формированию налогового паспорта. Представленный материал может открыть новые перспективы для дальнейших исследований. Он будет интересен тем, кто занимается проблемами прогнозирования и планирования в налогообложении.
Шемякина М.С. - Методическое обеспечение оценки налогового потенциала муниципального образования c. 474-492

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66722

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день не существует единого подхода к методике определения налогового потенциала. В связи с чем вопрос об унификации инструментария оценки налогового потенциала –актуальное направление современных исследований проблем налогового планирования и прогнозирования. В статье рассмотрены существующие подходы к оценке налогового потенциала муниципального образования субъектов приволжского федерального округа. Особое внимание уделено анализу используемых законодателем категорий в процессе определения налоговых ресурсов территории, которые при определенных условиях трансформируется в налоговые доходы бюджетной системы. Методологическую основу исследования составили научные труды в области налогообложения. В работе использованы такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др. Автором выявлены отличия в репрезентативной системе налогов, используемых для оценки налогового потенциала. С целью унификации регионального законодательства предложено разграничение используемых в расчетах показателей. Отмечена необходимость создания налогового паспорта муниципального образования, а также приведена его форма. На основе предложенных категорий автором разработана схема межведомственного взаимодействия по формированию налогового паспорта. Представленный материал может открыть новые перспективы для дальнейших исследований. Он будет интересен тем, кто занимается проблемами прогнозирования и планирования в налогообложении.
Журавлева Т.А. - Оценка налогового потенциала Республики Крым с учетом особенностей социально-экономического развития региона

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.15611

Аннотация: Предметом исследования выступает социально-экономическое развитие Автономной Республики Крым с позиций оценки налогового потенциала данной территории и прогноза возможных поступлений налогов. Акцент делается на изучении макроэкономических особенностей, а также отраслевой структуры развития исследуемой территории будучи в составе Украины и после присоединения к России. Отдельно исследуется ситуация, связанная с рентабельными и убыточными предприятиями по АР Крым в сопоставлении с общероссийскими данными. Для полноты анализа исследуются данные по поступлению налоговых доходов АР Крым в 2014году, а также прогноз на 2015 год. Методология исследования включает проведение сравнительного анализа и логической интерпретации полученных результатов, сформулированных в виде обобщающих выводов. К числу основных положений, отражающих результаты проведенного анализа относятся следующие: раскрыты особенности формирования ВРП в АР Крым в составе Украины, что позволяет прогнозировать развитие региона на ближайшие годы; при сопоставлении макроэкономических индикаторов развития АР Крым и Российской Федерации сформулированы выводы об отставании экономики региона по ряду показателей; структура производства промышленной продукции по видам деятельности в Республике Крым имеет свою специфику, что необходимо учитывать при оценке налогового потенциала и предлагаемых методов налогового регулирования для развития данной территории; доказывается, что налоговый потенциал АР Крым на 2015 и последующие годы имеет перспективы для наращивания при условии создания особых условий развития исследуемой территории, а также организации налогового администрирования на высоком уровне.
Журавлева Т.А. - Оценка налогового потенциала Республики Крым с учетом особенностей социально-экономического развития региона c. 493-500

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66723

Аннотация: Предметом исследования выступает социально-экономическое развитие Автономной Республики Крым с позиций оценки налогового потенциала данной территории и прогноза возможных поступлений налогов. Акцент делается на изучении макроэкономических особенностей, а также отраслевой структуры развития исследуемой территории будучи в составе Украины и после присоединения к России. Отдельно исследуется ситуация, связанная с рентабельными и убыточными предприятиями по АР Крым в сопоставлении с общероссийскими данными. Для полноты анализа исследуются данные по поступлению налоговых доходов АР Крым в 2014году, а также прогноз на 2015 год. Методология исследования включает проведение сравнительного анализа и логической интерпретации полученных результатов, сформулированных в виде обобщающих выводов. К числу основных положений, отражающих результаты проведенного анализа относятся следующие: раскрыты особенности формирования ВРП в АР Крым в составе Украины, что позволяет прогнозировать развитие региона на ближайшие годы; при сопоставлении макроэкономических индикаторов развития АР Крым и Российской Федерации сформулированы выводы об отставании экономики региона по ряду показателей; структура производства промышленной продукции по видам деятельности в Республике Крым имеет свою специфику, что необходимо учитывать при оценке налогового потенциала и предлагаемых методов налогового регулирования для развития данной территории; доказывается, что налоговый потенциал АР Крым на 2015 и последующие годы имеет перспективы для наращивания при условии создания особых условий развития исследуемой территории, а также организации налогового администрирования на высоком уровне.
Налогообложение физических лиц
Погорелова Т.Г. - Планирование платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, исчисляемых с доходов персонала

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.14681

Аннотация: Вопросы оптимизации налоговых расходов и соблюдения баланса интересов всех участников налоговых правоотношений в условиях экономического кризиса становятся объектом пристального внимания государства. Значительную долю финансового оттока занимают обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды подлежащие уплате с доходов, работающих у экономического субъекта физических лиц. Сокращение налоговых расходов с фонда оплаты труда позволит повысить эффективность деятельности организации. Поиск обоснованного компромисса между контролирующим органом и налогоплательщиком, страхователем стал одним из основных критериев процесса налогового планирования. Элементы налога на доходы физических лиц определяют величины налоговой базы и платежа к уплате, в том числе и налоговые ставки, наглядно представленные в табличной форме, и действующая система налоговых вычетов, разработанная в виде схемы. Определены существенные аспекты планирования и предложены методы легитимной минимизации налоговых расходов с доходов сотрудников организации. Исследуемые данные представляют интерес в первую очередь для практических работников финансовых служб хозяйствующих субъектов, имеющих наемных работников, а также для студентов экономических специальностей, как дополнение к дисциплинам по налогообложению.
Погорелова Т.Г. - Планирование платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, исчисляемых с доходов персонала c. 501-509

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66724

Аннотация: Вопросы оптимизации налоговых расходов и соблюдения баланса интересов всех участников налоговых правоотношений в условиях экономического кризиса становятся объектом пристального внимания государства. Значительную долю финансового оттока занимают обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды подлежащие уплате с доходов, работающих у экономического субъекта физических лиц. Сокращение налоговых расходов с фонда оплаты труда позволит повысить эффективность деятельности организации. Поиск обоснованного компромисса между контролирующим органом и налогоплательщиком, страхователем стал одним из основных критериев процесса налогового планирования. Элементы налога на доходы физических лиц определяют величины налоговой базы и платежа к уплате, в том числе и налоговые ставки, наглядно представленные в табличной форме, и действующая система налоговых вычетов, разработанная в виде схемы. Определены существенные аспекты планирования и предложены методы легитимной минимизации налоговых расходов с доходов сотрудников организации. Исследуемые данные представляют интерес в первую очередь для практических работников финансовых служб хозяйствующих субъектов, имеющих наемных работников, а также для студентов экономических специальностей, как дополнение к дисциплинам по налогообложению.
Налогообложение природопользования
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Фискальное регулирование рециклинга автотранспортных отходов при переходе к неоиндустриальному развитию

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.15717

Аннотация: Переход к неоиндустриальному развитию требует построения эффективной системы переработки отходов и рециркуляции ресурсов. Это позволит как изменить качество экономического роста, стимулировать НИОКР и инновации. Так и преодолеть его экологические ограничения, улучшить качество жизни населения. Одним из основных элементов данной системы является рециклинг автотранспортных отходов. Финансовую основу для развития индустрии авторециклинга в России обеспечивает утилизационный сбор. Средства от его поступления используются для субсидирования как инфраструктурных проектов, так и расходов отдельных предприятий по утилизации. В связи с этим задача исследования – оценить результаты фискального регулирования рециклинга автотранспортных отходов в России и определить основные направления его совершенствования при переходе к неоиндустриальному развитию. В статье сопоставляется вклад автомобильной промышленности и индустрии рециркуляции отходов в экономику ЕС и РФ. На примере многолетней практики развития авторециклинга в странах ЕС в соответствии с требованиями Директивы End of Life Vehicles Directive исследуется целевое и функциональное назначение утилизационных сборов. На основе сопоставления прогнозных и фактических показателей объемов субсидирования авторециклинга и аккумулируемого в федеральном бюджете утилизационного сбора дается оценка результативности его взимания в России. По итогам проведенного исследования сделан вывод о наличии разрыва между теорией и практикой взимания утилизационного сбора в России, проявляющегося в нехарактерных для данного платежа функциях: протекционистской и экологической на этапе эксплуатации автомобиля, а не утилизации. А также ежегодно растущего разрыва между объемами поступающего утилизационного сбора и субсидирования расходов на утилизацию, который демонстрирует дисфункцию платежа как стимула развития индустрии авторециклинга. Предложены основные направления совершенствования фискального регулирования развития авторециклинга в России в свете необходимости обеспечения условий для неоиндустриализации.
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Фискальное регулирование рециклинга автотранспортных отходов при переходе к неоиндустриальному развитию c. 510-527

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66725

Аннотация: Переход к неоиндустриальному развитию требует построения эффективной системы переработки отходов и рециркуляции ресурсов. Это позволит как изменить качество экономического роста, стимулировать НИОКР и инновации. Так и преодолеть его экологические ограничения, улучшить качество жизни населения. Одним из основных элементов данной системы является рециклинг автотранспортных отходов. Финансовую основу для развития индустрии авторециклинга в России обеспечивает утилизационный сбор. Средства от его поступления используются для субсидирования как инфраструктурных проектов, так и расходов отдельных предприятий по утилизации. В связи с этим задача исследования – оценить результаты фискального регулирования рециклинга автотранспортных отходов в России и определить основные направления его совершенствования при переходе к неоиндустриальному развитию. В статье сопоставляется вклад автомобильной промышленности и индустрии рециркуляции отходов в экономику ЕС и РФ. На примере многолетней практики развития авторециклинга в странах ЕС в соответствии с требованиями Директивы End of Life Vehicles Directive исследуется целевое и функциональное назначение утилизационных сборов. На основе сопоставления прогнозных и фактических показателей объемов субсидирования авторециклинга и аккумулируемого в федеральном бюджете утилизационного сбора дается оценка результативности его взимания в России. По итогам проведенного исследования сделан вывод о наличии разрыва между теорией и практикой взимания утилизационного сбора в России, проявляющегося в нехарактерных для данного платежа функциях: протекционистской и экологической на этапе эксплуатации автомобиля, а не утилизации. А также ежегодно растущего разрыва между объемами поступающего утилизационного сбора и субсидирования расходов на утилизацию, который демонстрирует дисфункцию платежа как стимула развития индустрии авторециклинга. Предложены основные направления совершенствования фискального регулирования развития авторециклинга в России в свете необходимости обеспечения условий для неоиндустриализации.
Налоговое администрирование
Грищенко А.В. - К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.13741

Аннотация: В данной статье проведен анализ развития отечественной налоговой системы, в части эволюции понятийного аппарата налогового администрирования. Особое внимание уделено таким вопросам как управление налогообложением, управление налоговой системой, государственное налоговое администрирование (государственный налоговый менеджмент) и корпоративное налоговое администрирование (корпоративный налоговый менеджмент). Объектом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых , содержащие анализ и оценки понятийного аппарата налогового администрирования. Предметом исследования являются теоретико-методологические проблемы развития понятийного аппарата налогового администрирования. Методологической базой исследования явились основополагающие законы, категории и понятия в экономике, общенаучные и частнонаучные методы, в том числе сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы исследования, комплексное применение которых позволило выявить и проанализировать основные закономерности развития теории налогообложения. Решение новых задач характеризуется потребностью в глубоких разработках в области теории налогов и организационно-практических аспектов деятельности налоговых органов. Новизна исследования заключается в развитии научного направления – теоретического и методологического обоснования понятийного аппарата налогового администрирования в условиях многообразия научных подходов. Основным вкладом в исследование темы является сравнение подходов различных авторов к понятию налогового администрирования и выделение авторской концепции налогового администрирования.
Грищенко А.В. - К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования c. 528-536

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66726

Аннотация: В данной статье проведен анализ развития отечественной налоговой системы, в части эволюции понятийного аппарата налогового администрирования. Особое внимание уделено таким вопросам как управление налогообложением, управление налоговой системой, государственное налоговое администрирование (государственный налоговый менеджмент) и корпоративное налоговое администрирование (корпоративный налоговый менеджмент). Объектом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых , содержащие анализ и оценки понятийного аппарата налогового администрирования. Предметом исследования являются теоретико-методологические проблемы развития понятийного аппарата налогового администрирования. Методологической базой исследования явились основополагающие законы, категории и понятия в экономике, общенаучные и частнонаучные методы, в том числе сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы исследования, комплексное применение которых позволило выявить и проанализировать основные закономерности развития теории налогообложения. Решение новых задач характеризуется потребностью в глубоких разработках в области теории налогов и организационно-практических аспектов деятельности налоговых органов. Новизна исследования заключается в развитии научного направления – теоретического и методологического обоснования понятийного аппарата налогового администрирования в условиях многообразия научных подходов. Основным вкладом в исследование темы является сравнение подходов различных авторов к понятию налогового администрирования и выделение авторской концепции налогового администрирования.
Налоговые системы зарубежных стран
Ашмянская Я.С. - Основные институциональные характеристики налогового федерализма в Швейцарии

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.13852

Аннотация: Статья посвящена изучению налогового федерализма в одном из самых децентрализованных государств мира – Швейцарской Конфедерации. Делегирование налоговых полномочий центра региональным и местным властям является основой налогового федерализма, что, однако, не свойственно российской правовой системе. В связи с этим особый интерес представляет анализ ключевых инструментов и институтов, которые служат основой налогового федерализма Швейцарии. В частности, подробно рассматриваются четыре основных института: вертикальное разделение власти, горизонтальное сотрудничество между правительствами на уровне кантонов и коммун, финансовое выравнивание, прямая демократия. В статье анализируются нормативно-правовые акты, монографии, информация на официальных сайтах уполномоченных ведомств и иные источники, позволяющие выявить влияние указанных инструментов и институтов на развитие налогового федерализма в Швейцарии. Сделан вывод о том, что все рассматриваемые инструменты и институты способствуют децентрализации государственной власти и сосредоточению значительных налоговых полномочий на субнациональном уровне. Вместе с тем отмечено, что заимствование таких институтов из правового опыта Швейцарии необходимо осуществлять с комплексным учетом историко-географических, политических и социально-экономических факторов.
Ашмянская Я.С. - Основные институциональные характеристики налогового федерализма в Швейцарии c. 537-547

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66727

Аннотация: Статья посвящена изучению налогового федерализма в одном из самых децентрализованных государств мира – Швейцарской Конфедерации. Делегирование налоговых полномочий центра региональным и местным властям является основой налогового федерализма, что, однако, не свойственно российской правовой системе. В связи с этим особый интерес представляет анализ ключевых инструментов и институтов, которые служат основой налогового федерализма Швейцарии. В частности, подробно рассматриваются четыре основных института: вертикальное разделение власти, горизонтальное сотрудничество между правительствами на уровне кантонов и коммун, финансовое выравнивание, прямая демократия. В статье анализируются нормативно-правовые акты, монографии, информация на официальных сайтах уполномоченных ведомств и иные источники, позволяющие выявить влияние указанных инструментов и институтов на развитие налогового федерализма в Швейцарии. Сделан вывод о том, что все рассматриваемые инструменты и институты способствуют децентрализации государственной власти и сосредоточению значительных налоговых полномочий на субнациональном уровне. Вместе с тем отмечено, что заимствование таких институтов из правового опыта Швейцарии необходимо осуществлять с комплексным учетом историко-географических, политических и социально-экономических факторов.
Тема: Перспективы и новые пути развития налогового законодательства
Агузарова Ф.С. - Местные налоги как источник формирования доходов бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.15687

Аннотация: В научной статье исследуется роль и значение действующих местных налогов в Российской Федерации, а также проблемы и перспективы их развития. В настоящее время к местным налогам причисляются земельный налог, налог на имущество физических лиц, а с 2015 года еще и торговый сбор. Местные налоги наименее значительны по объему поступлений в бюджетах муниципальных образований в российской Федерации. В этой связи необходимо принимать эффективные меры по укреплению их роли. В ходе исследования применялись такие методы, как: поисковый; синтеза и анализа; аналитический; графический и другие методы. На основе применения указанных методов автором проведен анализ динамики, состава и структуры доходов конкретного бюджета муниципального образования, определено место местных налогов в системе доходов. Автор предлагает экономически обоснованные меры по повышению значимости местных налогов путем ужесточения налогового администрирования, а также предлагает актуальные направления совершенствования.
Агузарова Ф.С. - Местные налоги как источник формирования доходов бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации c. 548-555

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66728

Аннотация: В научной статье исследуется роль и значение действующих местных налогов в Российской Федерации, а также проблемы и перспективы их развития. В настоящее время к местным налогам причисляются земельный налог, налог на имущество физических лиц, а с 2015 года еще и торговый сбор. Местные налоги наименее значительны по объему поступлений в бюджетах муниципальных образований в российской Федерации. В этой связи необходимо принимать эффективные меры по укреплению их роли. В ходе исследования применялись такие методы, как: поисковый; синтеза и анализа; аналитический; графический и другие методы. На основе применения указанных методов автором проведен анализ динамики, состава и структуры доходов конкретного бюджета муниципального образования, определено место местных налогов в системе доходов. Автор предлагает экономически обоснованные меры по повышению значимости местных налогов путем ужесточения налогового администрирования, а также предлагает актуальные направления совершенствования.
Сугарова И.В. - Финансовый контроль и место Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в системе финансового контроля

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.15883

Аннотация: В статье исследуется проблематика функционирования системы финансового контроля и обозначения места Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ней. В статье исследуются вопросы практической деятельности по осуществлению финансового контроля на современном этапе развития. Рассматриваются статистические данные по выявленным нарушениям в финансовой сфере, проведенным с данной целью органами финансового контроля мероприятиям; выявляются основные нарушения в сфере использования государственных финансовых средств. Автор предлагает отдельные меры по совершенствованию финансового контроля. В настоящей работе с помощью методов сравнения, группировки проанализированы основные показатели деятельности Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в части предоставленных полномочий финансового контроля. В статье делается вывод о том, что от эффективности системы финансового контроля зависят с одной стороны рациональное использование всех государственных средств, с другой – непосредственное развитие экономики Российской Федерации и ее регионов. Аргументируется, что направления совершенствования финансового контроля должны быть связаны не столько с количеством выявленных нарушений, сколько с повышением эффективности формирования и использования бюджетных средств, повышением отдачи от их использования.
Сугарова И.В. - Финансовый контроль и место Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в системе финансового контроля c. 556-564

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.66729

Аннотация: В статье исследуется проблематика функционирования системы финансового контроля и обозначения места Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в ней. В статье исследуются вопросы практической деятельности по осуществлению финансового контроля на современном этапе развития. Рассматриваются статистические данные по выявленным нарушениям в финансовой сфере, проведенным с данной целью органами финансового контроля мероприятиям; выявляются основные нарушения в сфере использования государственных финансовых средств. Автор предлагает отдельные меры по совершенствованию финансового контроля. В настоящей работе с помощью методов сравнения, группировки проанализированы основные показатели деятельности Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в части предоставленных полномочий финансового контроля. В статье делается вывод о том, что от эффективности системы финансового контроля зависят с одной стороны рациональное использование всех государственных средств, с другой – непосредственное развитие экономики Российской Федерации и ее регионов. Аргументируется, что направления совершенствования финансового контроля должны быть связаны не столько с количеством выявленных нарушений, сколько с повышением эффективности формирования и использования бюджетных средств, повышением отдачи от их использования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.