Психология и Психотехника - рубрика Сценарий вашего успеха
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Сценарий вашего успеха"
Сценарий вашего успеха
Маховская О.И. - Идентичность и сценарии социализации: опыт детей постсоветских эмигрантов в США
Аннотация: Культурологическое понятие «сценарий» наполняется психологическим содержанием; фиксирует идентичность участников взаимодействия, предельно выраженная в модальности эмоционального переживания «Я». Объект качественного анализа - сценарии социализации детей постсоветских эмигрантов в США. Идентичность, в свою очередь, определяет восприятие и оценку событий и людей. Поводом для кризиса идентичности на модальном уровне является неизбежное столкновение сценариев социализации детей, типичных для американского и российского общества. Для сравнения культурно-заданных моделей семьи предлагается оригинальная методика «Модель семьи».
Маховская О.И. - Психологическое содержание понятия «сценарий»
Аннотация: Понятие «сценарий» анализируется в различных психологических теориях и гуманитарных подходах. Предлагается рассматривать «сценарий» как многокомпонентный образ коммуникативного события. Психологическое содержание «сценария» определяется идентификацией субъекта в конкретном взаимодействии, которая ограничена положительной идентичностью личности.
Березина Т.Н. - Альтруистическое поведение, успех в жизни: факторы, влияющие на их взаимосвязь
Аннотация: В работе исследуется связь альтруистических и эгоистических моделей поведения со стремлением человека к успеху в жизни, в качестве факторов определяющих эту взаимосвязь рассматриваются различные виды интеллекта (общий, социальный, эмоциональный интеллект), а также способности к тайм менеджменту. Показано, что в группах, различающихся по интеллектуальному и образовательному уровню связь интеллекта с альтруистическим поведением может быть различной. В высокообразованных группах, есть связь между интеллектом и альтруистическим поведением, при этом стремление к успеху, проявляющееся как способности к тайм менеджменту, положительно связано и с интеллектом и с альтруистическим поведением. В группах с меньшим уровнем образования, интеллект оказывается не связанным с альтруистическим поведением, а некоторые способности к тайм менеджменту обратно коррелируют с альтруизмом.
Розенова М.И. - Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации
Аннотация: В статье анализируются терминологические особенности аппарата позитивной психологии и возможности его адаптации и преобразования в отечественной психологической науке и практике. Сделано несколько ключевых замечаний по целям и программному обеспечению наиболее значимых направлений возможного развития позитивной психологии в России.
Бения М.И. - Какой он, успешный риелтор?
Аннотация: В статье предпринимается попытка ответить на вопрос, какими профессиональными и личностными качествами необходимо обладать, чтобы стать успешным риелтором. Каковы внутренние и внешние факторы, влияющие на профессиональную успешность специалистов. Дается краткий обзор специфики риелторской деятельности. Рассматриваются понятия склонность и способность к той или иной деятельности. Анализируется влияние особенностей формально-динамической сферы личности на успешность в риелторской деятельности. Дается профессионально-психологический портрет успешного риелтора.
Бения М.И. - РАДОСТЬ СОЗДАНИЯ ТОГО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ или ФОКУС ТВОРЧЕСКОГО СКАЧКА

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.7383

Аннотация: В статье рассматриваются особенности творческого мышления, основные теории мышления, особенности мотивации достижений. Раскрываются особенности влияния мотивации достижений на творческую активность личности. Сопоставляются понятия критичности мышления, и ее влияния на креативность. Делается основной вывод о том, что для достижения успехов необходимы не только способности, но и желание, целеустремленность и настойчивость
Ф.О. Марченко, О.И. Маховская - Методологические проблемы оценки эффективности социальных проектов c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Развитием методологии полевого эксперимента стали принципы и методы оценки социально-значимых проектов с выходом в жизнь. «Улица Сезам» - образовательный телепроект с масштабной и продолжительной интервенцией в жизнь общества. Показано, как менялись методы оценки эффективности проекта на протяжении почти 40 лет.
М.И. Бения - Какой он, успешный риэлтор? c. 44-54
Аннотация: В статье предпринимается попытка ответить на вопрос, какими профессиональными и личностными качествами необходимо обладать, чтобы стать успешным риэлтором. Каковы внутренние и внешние факторы, влияющие на профессиональную успешность специалистов. Дается краткий обзор специфики риэлтерской деятельности. Рассматриваются понятия \"склонность\" и \"способность\" к той или иной деятельности. Анализируется влияние особенностей формально-динамической сферы личности на успешность в риэлтерской деятельности. Дается профессионально-психологический портрет успешного риэлтора.
И.В. Евсевичева, Г.А. Любимова - Самооценивание в профессиональной сфере c. 49-59
Аннотация: в работе исследовались возможности косвенной диагностики личностных смыслов профессиональной деятельности, реализуемых в карьере. Участникам исследования, занимающим руководящие и исполнительские должности, было предложено в письменной форме рассказать о своем самом большом профессиональном достижении (успехе) и самой большой профессиональной неудаче. Качественный анализ текстов сочинений позволил выявить различия между двумя группами респондентов. Оперируя объективными и субъективными критериями оценивания собственной работы, «руководители» продемонстрировали направленность «на дело» (результативность деятельности, достаточность/недостаточность своих умений), а у «исполнителей» преобладающей оказалась направленность на подтверждение/коррекцию профессиональной Я-концепции.
З.Г. Ханова - Личность и деятельность предпринимателя c. 57-63
Аннотация: в статье дана психологическая характеристика деятельности и личности предпринимателя. Раскрывается инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Рассмотрено отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе. Показаны трудности развития предпринимательства в России, которые обусловлены различными социально-экономическими и психологическими факторами. Подчеркивается необходимость выявления закономерностей, которые лежат в основе успешности предпринимательской деятельности. Рассматриваются сложившиеся в российском обществе социально-психологические и психологические противоречия, которые обусловливают позитивное восприятие предпринимательства и негативное отношение к его субъектам — предпринимателям.
М.И. Розенова - Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации c. 57-62
Аннотация: в статье анализируются терминологические особенности аппарата позитивной психологии и возможности его адаптации и преобразования в отечественной психологической науке и практике. Сделано несколько ключевых замечаний по целям и программному обеспечению наиболее значимых направлений возможного развития позитивной психологии в России.
Т.Г. Везиров, Л.Ш. Гамидов - К вопросу о подготовке будущих учителей информатики в условиях информационной среды (обзор) c. 65-71
Аннотация: в статье отражены основные подходы и концепции по вопросу подготовки будущих учителей педагогических вузов в условиях информационно-дидактической среды вуза; представлены понятия единого информационного пространства; перечислены достоинства и недостатки современной системы методической подготовки учителя информатики. Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса.
А.В. Жерлыгина - Различия свободных вербальных ассоциаций на родном и иностранном языках c. 75-79
Аннотация: статья описывает результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди студентов ФНК ГОУ ВПО МГПУ с дополнительной специальностью «Английский язык». В ходе исследования испытуемым предложили 15 слов-стимулов на двух языках. Они отвечали, не задумываясь на соответствующем языке. В результатах рассматриваются сходства и различия в типах вербальных ассоциаций на русском и английском языках; измеряется время возникновения реакции. Делается вывод о том, что быстрота реакции на иностранном языке зависит от уровня владения английским, а типы используемых ассоциаций остаются неизменными вне зависимости от системы знаков.
В.Ю. Соловьев - Технологии профессионального развития личности (на примере специалистов особой категории социотехнических профессий) c. 75-88
Аннотация: В статье доказана эффективность применения технологии профессионального развития личности, направленной на личностно-профессиональное развитие специалистов социотехнических профессий – персональных водителей. Обоснована необходимость в специальной психологической подготовке персональ- ных водителей. Показано, что внедрение в практику внутриорганизационного обучения специально разработанного тренинг-семинара, способствует самореализации и повышению эффективности профессиональной деятельности персональных водителей.
О. И. Маховская - Идентичность и сценарии социализации: опыт детей постсоветских эмигрантов в США c. 77-92
Аннотация: Культурологическое понятие «сценарий» наполняется психологическим содержанием; фиксирует идентичность участников взаимодействия, предельно выраженная в модальности эмоционального переживания «Я». Объект качественного анализа - сценарии социализации детей постсоветских эмигрантов в США. Идентичность, в свою очередь, определяет восприятие и оценку событий и людей. Поводом для кризиса идентичности на модальном уровне является неизбежное столкновение сценариев социализации детей, типичных для американского и российского общества. Для сравнения культурно-заданных моделей семьи предлагается оригинальная методика «Модель семьи».
О.И. Маховская - Психологическое содержание понятия «сценарий» c. 77-86
Аннотация: Понятие «сценарий» анализируется в различных психологических теориях и гуманитарных подходах. Предлагается рассматривать «сценарий» как многокомпонентный образ коммуникативного события. Психологическое содержание «сценария» определяется идентификацией субъекта в конкретном взаимодействии, которая ограничена положительной идентичностью личности.
Л.З. Левит - Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история c. 78-86
Аннотация: В данной статье автор представляет краткую историю теоретической и экспериментальной разработки собственной концепции в области психологии счастья, связанной с самореализацией субъекта. Современный вариант личностно-ориентированной концепции счастья (ЛОКС) описывается через взаимодействие двух многоуровневых систем — Эгоизма и Личностной Уникальности. Впервые в мировой психологии представлены эгоизм и личностная уникальность человека в качестве систем, а также описаны их продуктивное взаимодействие, порождающее качественно новые психологические состояния.
Н.Н. Иноземцева, Т.Н.Березина - Некоторые аспекты жизненного пути современного руководителя c. 84-90
Аннотация: В статье анализируются особенности жизненного пути современных руководителей (низшего и среднего звена) и ведущих специалистов. Изучалась активность будущих руководителей в школе, ВУЗе по параметрам: общественная работа, учеба, внешкольная деятельность и сравнивалась с таковой будущих ведущих специалистов. Были показаны: отсутствие взаимосвязи между формой карьеры (профессиональная или руководящая) и учебной успеваемостью, и наличие связи между выбором судьбы ведущего специалиста и активной общественной работой в учебных заведениях. Были получены парадоксальные результаты, что в учебные годы наиболее активными и общественно успешными были люди, которые в настоящем стали ведущими специалистами, а нынешние руководители отличались меньшей активностью в общественной работе. Дана интерпретация этого явления.
С.М. Тарасова - Сформированность профессиональной компетентности как фактор успешной социальной адаптации c. 96-101
Аннотация: в статье рассматривается проблема социальной адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности. Уровень сформированности профессиональных компетенций выступает в качестве важного и неотъемлемого условия успешного приспособления к профессиональной среде. Выявлено отношение студентов-педагогов к факторам, определяющим успешность социальной адаптации к профессии.
Смирнов М.Ю. - Проблема соотношения деятельности и человеческой активности в контексте всеобщего c. 113-127

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.26618

Аннотация: Предметом данного исследования является проблема соотношения деятельности и человеческой активности. Актуальность данной темы связана с тем, что в отечественной психологической литературе достаточно часто используются категории «деятельность» и «активность». В то же время отсутствует четкое разведение этих категорий. Отсутствует также четкое понимание того, обозначают ли эти категории одно и то же или различное? Исследователи часто по-разному трактуют соотношение деятельности и человеческой активности. Посредством категории «всеобщее» мы пытаемся установить соотношение между деятельностью и человеческой активностью. Таким образом, цель исследования состоит в установлении соотношения деятельности и человеческой активности. Задачи исследования: проанализировать имеющиеся в литературе точки зрения на проблему соотношения деятельности и человеческой активности; проанализировать человеческую активность и деятельность с привлечением категории «всеобщее»; определить различия между деятельностью и человеческой активностью. В данном исследовании были использованы методы сравнительного и теоретического анализа, а также анализ научной литературы. Новизна исследования заключается в том, что проблема соотношения человеческой активности и деятельности рассматривается посредством использования категории "всеобщее", а также категорий "сущность" и "явление". Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Человеческая активность и деятельность соотносятся между собой как сущность и явление; 2. Человеческая активность, будучи сущностью деятельности, являет себя в самодеятельности; 3. Человеческая активность представляет собой процесс актуализации конкретно-всеобщего; 4. Деятельность отчуждается от своего источника (активности), когда она не направлена на актуализацию конкретно-всеобщего.
М.И. Бения - Радость создания того, чего еще нет, или Фокус творческого скачка c. 172-185

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.62396

Аннотация: в статье рассматриваются особенности творческого мышления, основные теории мышления, особенности мотивации достижений. Раскрываются особенности влияния мотивации достижений на творческую активность личности. Сопоставляются понятия критичности мышления, и ее влияния на креативность. Делается основной вывод о том, что для достижения успехов необходимы не только способности, но и желание, целеустремленность и настойчивость.
Вострикова О.А., Дворецкая М.Я. - Эталонный образ успеха

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.5.11865

Аннотация: В статье приведены результаты теоретического анализа противоположных по смыслу социально-психологических концепций, раскрывающих содержание феномена «успех». Представлена краткая предыстория возникновения психологии успеха, посредством описания следующих уровней жизнедеятельности человека: • Гедонический (витальный) уровень (здесь наблюдается приоритет материальных ценностей над социальными). • Прагматический (социальный) уровень (здесь доминирует стремление к богатству, власти и славе, как источникам социальных наслаждений, доминирующих над духовными ценностями). • Альтруистический (экзистенциональный) уровень (внутренний, нравственный – приоритет духовных ценностей над материальными). Показана интегрированная модель эталонного образа успеха, включающая синтез и обобщенное представление всех описанных видов и форм успеха. Теоретико-методологическими основания исследования выступили философские, этические и психологические исследования экзистенциальных проблем человека, концепции, раскрывающие специфику психологической категории «успех». Впервые разработана теоретическая модель успеха, представленная как эталонный образ, имеющий три уровня: 1 – индивидуальный успех «выгодно только мне»; 2 – совместный успех «сотрудничество»; 3 – успех служение «на благо других». Обозначено, что содержание процесса достижения успеха зависит от целей, базирующихся на одном из трех вариантов эталонного образа успеха принятого человеком.
Дворецкая М.Я., Вострикова О.А. - Эталонный образ успеха c. 538-545

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.5.65002

Аннотация: В статье приведены результаты теоретического анализа противоположных по смыслу социально-психологических концепций, раскрывающих содержание феномена «успех». Представлена краткая предыстория возникновения психологии успеха, посредством описания следующих уровней жизнедеятельности человека: • Гедонический (витальный) уровень (здесь наблюдается приоритет материальных ценностей над социальными). • Прагматический (социальный) уровень (здесь доминирует стремление к богатству, власти и славе, как источникам социальных наслаждений, доминирующих над духовными ценностями). • Альтруистический (экзистенциональный) уровень (внутренний, нравственный – приоритет духовных ценностей над материальными). Показана интегрированная модель эталонного образа успеха, включающая синтез и обобщенное представление всех описанных видов и форм успеха. Теоретико-методологическими основания исследования выступили философские, этические и психологические исследования экзистенциальных проблем человека, концепции, раскрывающие специфику психологической категории «успех». Впервые разработана теоретическая модель успеха, представленная как эталонный образ, имеющий три уровня: 1 – индивидуальный успех «выгодно только мне»; 2 – совместный успех «сотрудничество»; 3 – успех служение «на благо других». Обозначено, что содержание процесса достижения успеха зависит от целей, базирующихся на одном из трех вариантов эталонного образа успеха принятого человеком.
Погонцева Д.В. - Виды дискриминации по внешнему облику

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9106

Аннотация: В статье рассматривается феномен дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей посвященные такому виду дискриминации как лукизм. Лукизм – термин, который используется в зарубежных исследованиях и описывает феномен дискриминации красивых людей, при этом в большинстве работ отмечается проявление данного феномена, в форме «позитивной дискриминации». Проанализированные зарубежные исследования проявления дискриминации в различных ситуациях взаимодействия указывают на то, что красивым людям устанавливается более высокая заработная плата, выше оценки у студентов ит.д. Приводятся данные анализа эмпирического исследования дискриминационного отношения к людям с красивым внешним обликом. В представлении респондентов, в России существует дискриминация по внешнему облику (около 89%), и она представлена как лукизмом (дискриминация красивых), так и с дискриминационным отношением к слишком полным/худым людям и людям с ростом значимо больше или меньше среднего.
Д.В. Погонцева - Виды дискриминации по внешнему облику c. 858-861

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.63229

Аннотация: В статье рассматривается феномен дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей, посвященные такому виду дискриминации, как лукизм. Лукизм – термин, который используется в западной литературе и описывает феномен дискриминации красивых людей. При этом в большинстве работ отмечается проявление данного феномена, в форме «позитивной дискриминации». Проанализированные зарубежные исследования дискриминации в различных ситуациях взаимодействия указывают на то, что красивым людям устанавливается более высокая заработная плата, выше оценки у студентов и т.д. Приводятся данные анализа эмпирического исследования дискриминационного отношения к людям с красивым внешним обликом. В представлении респондентов, в России существует дискриминация по внешнему облику (около 89%), и она представлена как лукизмом (дискриминация красивых), так и дискриминационным отношением к слишком полным/худым людям и людям с ростом значимо больше или меньше среднего.
Прохорова М.В., Овсянникова О.М. - Сравнительный анализ социально-психологических методик диагностики мотивации трудовой деятельности c. 928-934

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.22791

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу некоторых социально-психологических методик, используемых для оценки мотивации трудовой деятельности, с целью определения их диагностического потенциала. В ходе сравнительного анализа рассматриваются четыре теста, диагностическая процедура и пять опросных методик. Авторами собраны справочные данные по каждой методике (их полное и краткое наименования, разработчики, год издания, метод диагностики), проведён анализ структуры, ситуаций и особенностей применения диагностических инструментов, выявлены их сильные и слабые стороны. Для описания и выявления диагностического потенциала социально-психологических методик оценки мотивации трудовой деятельности авторами определён набор характеристик, в соответствии с которыми последовательно проводилось сравнение диагностических инструментов: предмет исследования; теоретическая или концептуальная модель; структура методики; автоматизация; время выполнения и обработки данных; условия применения (решаемые задачи). На этапе интерпретации данных и формирования рекомендаций авторами применён метод классификации. Научная новизна и практическая ценность исследования состоит в выделении по предмету диагностики трёх групп методик, оценивающих мотивацию трудовой деятельности. Методики первой группы позволяют определить типы мотивации; методики второй группы выявляют структуру (содержание) мотивации трудовой деятельности; методики третьей группы позволяют выявлять мотивационное поле (процесс решения задачи мотивации труда). Разработаны рекомендации по подбору методик для оценки мотивации в научных и прикладных целях.
Прохорова М.В., Овсянникова О.М. - Сравнительный анализ социально-психологических методик диагностики мотивации трудовой деятельности c. 928-934

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.68637

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу некоторых социально-психологических методик, используемых для оценки мотивации трудовой деятельности, с целью определения их диагностического потенциала. В ходе сравнительного анализа рассматриваются четыре теста, диагностическая процедура и пять опросных методик. Авторами собраны справочные данные по каждой методике (их полное и краткое наименования, разработчики, год издания, метод диагностики), проведён анализ структуры, ситуаций и особенностей применения диагностических инструментов, выявлены их сильные и слабые стороны. Для описания и выявления диагностического потенциала социально-психологических методик оценки мотивации трудовой деятельности авторами определён набор характеристик, в соответствии с которыми последовательно проводилось сравнение диагностических инструментов: предмет исследования; теоретическая или концептуальная модель; структура методики; автоматизация; время выполнения и обработки данных; условия применения (решаемые задачи). На этапе интерпретации данных и формирования рекомендаций авторами применён метод классификации. Научная новизна и практическая ценность исследования состоит в выделении по предмету диагностики трёх групп методик, оценивающих мотивацию трудовой деятельности. Методики первой группы позволяют определить типы мотивации; методики второй группы выявляют структуру (содержание) мотивации трудовой деятельности; методики третьей группы позволяют выявлять мотивационное поле (процесс решения задачи мотивации труда). Разработаны рекомендации по подбору методик для оценки мотивации в научных и прикладных целях.
Машошина А.А. - Взаимосвязь характеристик субъективной картины жизненного пути и креативности в период взрослости в интересах формирования успешных личностей

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.9851

Аннотация: В основу данной работы положена идея проанализировать взаимосвязи характеристик субъективной картины жизненного пути и креативности у представительной группы успешных личностей в интересах разработки практических рекомендаций по развитию умения молодых людей активизировать и задействовать свой творческий потенциал для построения собственной жизни в соответствии со своими желаниями и возможностями. То есть, другими словами, статистически обобщить опыт состоявшихся (а значит креативных в широком смысле) личностей по построению своего жизненного пути. К исследованию в качестве респондентов были привлечены сотрудники научно-исследовательских организаций технического и медицинского профилей, имеющие учёную степень (либо высокую научную должность) и семью. В результате исследования выявлено, что креативным людям свойственны активность на жизненном пути, интерес к познанию и созиданию, преобладание целе-средственных связей на жизненном пути, масштабность жизненных замыслов, соответствие причинных и целевых связей между событиями.
Машошина А.А. - Взаимосвязь характеристик субъективной картины жизненного пути и креативности в период взрослости в интересах формирования успешных личностей c. 973-980

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.10.63404

Аннотация: В основу данной работы положена идея проанализировать взаимосвязи характеристик субъективной картины жизненного пути и креативности у представительной группы успешных личностей в интересах разработки практических рекомендаций по развитию умения молодых людей активизировать и задействовать свой творческий потенциал для построения собственной жизни в соответствии со своими желаниями и возможностями. То есть, другими словами, статистически обобщить опыт состоявшихся (а значит креативных в широком смысле) личностей по построению своего жизненного пути. К исследованию в качестве респондентов были привлечены сотрудники научно-исследовательских организаций технического и медицинского профилей, имеющие учёную степень (либо высокую научную должность) и семью. В результате исследования выявлено, что креативным людям свойственны активность на жизненном пути, интерес к познанию и созиданию, преобладание целе-средственных связей на жизненном пути, масштабность жизненных замыслов, соответствие причинных и целевых связей между событиями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.