по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Клиническая психология
Бочкина Е.В., Дороничева М.М., Шатилова Н.Н., Плохих Д.А. - Разновидности коморбидных нарушений у детей с ЗПР c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38812

EDN: OKFMMJ

Аннотация: Предметом исследования являются коморбидные нарушения у детей с задержкой психического развития. Объект исследования частота проявления коморбидных нарушений у детей с задержкой психического развития. С помощью ретроспективного анализа медицинских карт авторы подробно рассматривают психоневрологическим проявлениям и поведенческие стереотипы, которые часто встречаются у исследуемой выборки детей. Данные поведенческие стереотипы или коморбидные нарушения отмечались родителями или специалистами медицинских учреждений, которые взаимодействовали с детьми. В общую выборку вошли 1000 детей дошкольного и раннего возраста (от 1,5 до 7 лет) с различными психоневрологическими речевыми диагнозами - задержка речевого развития, расстройства аутистического спектра, задержка психоречевого развития и другие не уточненные речевые диагнозы (это те дети, у которых имелись признаки сразу нескольких диагнозов одновременно, например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности) и РАС) Основными выводами данного исследования является то, что был составлен список наиболее встречающихся коморбидных нарушений. С помощью данного списка наиболее часто встречающихся поведенческих нарушений можно производить скрининговую оценку психического развития и выявлять степень его задержки на основе сформированных поведенческих и речевых паттернов. Это поможет специалистам (психологам, логопедам, дефектологам и психоневрологам), работающим с детьми своевременно оказать им необходимую помощь. Научная новизна исследования заключается в том, что ранее не составлялся полноценный список наиболее часто встречающихся поведенческих нарушений у детей с ЗПР. Благодаря данному списку появилась возможность дифференцировать первично-диагностируемого ребенка в ту или иную группу в соответствии с принадлежностью к диагнозу, с последующей более тщательной его проверкой.
Этнос и этничность
Осин Р.В., Роганова А.Е., Медведева И.А. - Исследование этнической толерантности в молодежной среде c. 14-25

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39017

EDN: ELAAOC

Аннотация: Рассмотрено современное состояние психологических исследований этнической толерантности в молодежной среде. Несмотря на существование определенной степени разработанности понятия этнической толерантности в психологической литературе и периодике, практическая реализация изучения уровня этнической толерантности в различных социальных слоях и общественных образованиях является недостаточной. Результаты эмпирических исследований дают реальную картину состояния межэтнических отношений в указанной среде и дают основания для практических мероприятий по решению возможных конфликтных ситуаций и гармонизации взаимодействия на межэтнической основе объединения различных этнических групп в обществе. Цель статьи - эмпирическим путем осуществить определение уровня этнической толерантности среди студентов учреждения высшего образования, определить уровень ее компонентов, установить связи между толерантностью и этнической идентичностью опрошенных, определить перспективы дальнейших исследований.   Результаты эмпирического исследования этнической толерантности в молодежной среде указывают на то, что толерантность человека к представителям других этнических групп связана с осознанием принадлежности к собственной этнической группе, то есть с положительно сложившейся этнической идентичностью. У подавляющего большинства молодых людей, у которых выявлен нормальный уровень этнической идентичности, средний или высокий уровень толерантности в целом, у них же развита и этническая и социальная толерантность. Среди факторов, формирующих соответствующий уровень этнической толерантности прежде всего следует назвать характеристики личности, влияние условий социальной среды в котором осуществляется этническое взаимодействие, наличие практики межэтнического общения. Сбалансированная государственная социальная и этническая политика, особенно в области образования, должна поддерживать и формировать положительную динамику взаимодействующего между различными этническими группами.
Психология и педагогика
Толстых Л.Р. - Психологическое содержание ценностных ориентаций учащихся-этнических мигрантов и представителей коренного населения c. 26-31

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39305

EDN: UXKIGB

Аннотация: Цель исследования состоит в проведении сравнительного анализа и выявление различий в системе ценностных ориентаций учащихся – этнических мигрантов и учащихся – представителей коренного населения. Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций учащихся – этнических мигрантов и учащихся – представителей коренного населения. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические: тестирование. Методики исследования: «Смысложизненные ориентации», Д. Крамбо и Л. Махолика; «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубнов; «Ценностные ориентации», М. Рокич. Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни. Различия ценностных ориентаций учащихся – представителей коренного населения и учащихся – представителей коренного населения выражаются в следующем: 1.Отношение к жизни, к себе и другим людям: отношение к жизни у учащихся – представителей коренного населения имеет осмысленный и сознанный характер. По отношению к недостаткам в себе и другим людям они проявляют строгость. Процесс жизни для учащихся- этнических мигрантов характеризуется как неинтересным и ненаполненным смыслом. Они сомневаются в возможности самостоятельного контроля событий собственной жизни. Для учащихся – этнических мигрантов значимым является альтруизм, что выражается в значимости ценности «Помощь и милосердие к другим людям», «Счастье других». 2. Учащиеся – представители коренного населения ориентированы на счастливую семейную жизнь, как одну из значимых ценностей. Учащиеся – этнические мигранты в большей степени ориентированы на культуру и соблюдение правил и норм поведения, принятых в принимаемом обществе, что отражается в ценности «Воспитанность». Но в тоже время для них значимым является ценность самоутверждения.
Понять человека
Грибер Ю.А., Элькинд Г.В. - Влияние цвета на восприятие вкуса у людей с расстройствами аутистического спектра c. 32-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39295

EDN: TRJNKV

Аннотация: Объектом исследования являются люди с расстройствами аутистического спектра, предметом – ожидания вкуса, которые формируются у них при восприятии определенного цвета. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что вследствие специфики сенсорной обработки и дефицита мультисенсорной интеграции, кроссмодальные соответствия вкуса и цвета отличаются от ассоциативных связей нейротипичных людей не только по составу и распространенности отдельных связей, но и по количеству, когнитивной значимости и семантике выбора. В эксперименте приняли участие 20 респондентов с расстройствами аутического спектра (7 мужчин и 13 женщин) в возрасте от 18 до 20 лет. Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы (N=20) с такими же социально-демографическими характеристиками. Экспериментальные стимулы в форме упаковки батончика имели пять различных цветов (зеленый, желтый, красный, розовый и синий) и демонстрировались участникам на экране компьютера. Эксперимент показал, что при восприятии цвета упаковки продукта люди с расстройствами аутистического спектра имеют принципиально другие ожидания вкуса по сравнению с нейротипичными участниками эксперимента. Главное различие заключается в том, что цвета в большинстве случаев вызывают у них не конвенциональные логические ассоциации со вкусом, которые доминируют в контрольной группе, а креативные – экспрессивные и скрытые. Выявленные в экспериментальной группе ассоциативные связи во многих случаях имеют эмоциональную природу, в меньшей степени зависят от контекста и имеют более свободный характер. Полученные результаты могут быть использованы в клинической практике, в системе образования и деятельности социальных учреждений.
Психология развития
Кангиева А.М. - Свобода и выбор аддиктивной личности: человек между "homo liturgicus" и "hackable animal" c. 44-60

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39314

EDN: ZAAJAU

Аннотация: В статье исследовано понятие аддикции и особенности аддиктивной личности сквозь призму подхода развития на основе привязанности, сформированного Гордоном Ньюфелдом. Показаны нейрофизиологические особенности формирования "аддиктивного мозга". Исследован феномен здоровой зрелой привязанности как пространство терапии аддикций. Обоснована необходимость фокуса на выборе и ответственности аддиктивной личности. Проанализировано понятие "сепарационного комплекса" в понимании Гордона Ньюфелда. Проанализирована связь аддикции и травмы, аддикции и любви. Раскрыт тезис о взаимозаменяемости аддикций. Исследовано понятие посттравматического роста аддиктивной личности при условии осознания ответственности за экологичное по отношению к себе и другим утоление голода и устранение дефицитов. В статье впервые дан анализ формирования аддикции в рамках психологии развития на основе привязанности. Предложены направления для реинтерпретации травмы с точки зрения ее способствования росту личности. Сделан акцент на выборе, свободе, ответственности аддиктивной личности за реализацию собственного потенциала. Раскрыт тезис о том, что зависимость может быть здоровой и необходимой, когда это касается зависимости ребенка от своего взрослого. И напротив, материнская депривация чаще всего формирует среду, благоприятную для дальнейшего развития болезненных зависимостей. Аддикции проанализированы как регрессия к менее адаптивным способам реагирования на факторы фрустрации. Раскрыт путь трансформации здоровой зависимости в зрелую любовь, не имеющую признаков аддиктивного поведения. Водораздел между аддикцией и любовью в данном случае проходит через линию зрелости (становление, адаптация, интеграция) Зрелость позволяет взять ответственность за экологичное удовлетворение голода и устранение дефицитов на себя. Показана связь аддикции с нарушением привязанности в детстве. Обоснована важность глубокого межличностного контакта и близости с Другим в терапии любых видов аддикций и несостоятельность попыток преодолеть аддикции вне контекста здоровых привязанностей. Показана возможность посттравматического роста аддиктивной личности
Психология и педагогика
Цирульникова Е.А., Луканин Н.С. - Современные тенденции проявления социально-психологического неблагополучия у подростков c. 61-72

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.39430

EDN: SIEQXE

Аннотация: Предметом исследования является содержание основных социально-психологических затруднений и проблем, побуждающих современных подростков обращаться за психологической помощью и выступающих проявлениями социально-психологического неблагополучия. Исследование проводилось на основе анализа содержания запросов консультативной практики за период 2012 -2022 гг. Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Ярославля. Все запросы на психологическую помощь были классифицированы авторами на несколько групп: коммуникативные проблемы (отражающие специфику отношений с социумом подростка); проблемы, возникающие в освоении обще-учебных и универсальных действий; психоэмоциональные сложности и кризисы (в том числе, переживание расстройства пищевого поведения, суицидальные расстройства, аутоагрессия, травматический опыт) и деструктивное поведение (асоциальность, проявление агрессии и зависимого поведения). Был проведен математический анализ динамики обращений каждого типа. В результате проведенного исследования, были определены типы запросов, имеющие тенденцию увеличения количества обращений , на основе этого были сформулированы выводы о содержании основных затруднений и проблем, актуальных для современных подростков. К ним относятся сложности во взаимоотношениях с окружающими, развитие склонности к аутоагрессии, расстройствам пищевого поведения и повышение ряда проблем, связанных с психоэмоциональными сложностями, насилием. В завершение описываются виды инновационной деятельности центра для повышения коммуникативного, психоэмоционального и поведенческого аспектов социально-психологического благополучия подростков. Новизна описанного исследования, наряду с аналитическими данными о проявлениях социально-психологического неблагополучия у современных подростков, состоит в разработке и апробации системы программ снижения социально-психологического неблагополучия подростков. Особое место в них занимают программы работы с родителями.
Горизонты психологии
Яновский М.И., Борисов Н.А., Кузнецов Ю.М. - О психологических механизмах, создающих характер человека c. 73-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.37859

EDN: PUTACE

Аннотация: Предметом исследования являются психологические механизмы, продуцирующие характер человека. Рассмотрены классические представления о характере, нашедшие отражения в современных его определениях и трактовках. Сопоставлены понятия «интенция» и «отношение». На этой основе традиционное понимание характера как выражения системы отношений человека к людям, предметам и т.д. трансформируется в рассмотрение его как интенционального «рельефа» субъекта. Анализируется психологическое содержание отношения как замены действия (деятельности). Обосновывается связь характера со структурой деятельности человека. Выдвигается идея об имитационно-деятельностной природе характера. На основе рассмотрения типов интенций и отношений реализована попытка разработки базовой типологии характера. Приведены примеры, иллюстрирующие имитационно-деятельностную природу типов характера. Преимуществом изложенной концепции психологической природы характера является то, что она, в отличие от существующих подходов к характеру (характер как акцентуация, социальный характер по Э. Фромму и т.п.), позволяет соединить описательный подход к характеру с возможностью анализа его внутренних психологических механизмов. Кроме того, поскольку структура деятельности (средство, функция и т.д.) коррелирует с фундаментальным составом этих механизмов, то и наша типология характеров является не одной из возможных, а, как мы полагаем, отражает базовые типы характера.
Внутренний мир человека
Шаповал И.А. - Специфика дискурса, ментализации и концептуализации реальности в становлении пограничной личности c. 89-100

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.37862

EDN: PVLXFM

Аннотация: Предметом исследования являются взаимовлияния деформаций дискурса и когнитивных механизмов ментализации и концептуализации мира у пограничной личности. Целью работы выступает доказательство решающей роли дефицитов и дефектов «theory of mind» в развитии и структурировании пограничной личностной организации. Методологию исследования представляет междициплинарный категориально-генетический анализ и синтез теорий и идей феноменологии, когнитивной психологии, клинической психологии, психотерапии, дискурс-анализа. Автор рассматривает взаимодействия дискурсивных и когнитивных механизмов личности в конструировании и персонализации концептосферы и «theory of mind». Показаны роль расщепления в концептуализации реальности и связи нарушений ментализации с изменениями концепта Я. Особым вкладом автора в исследование проблемы является систематизация нарушений ментализации как предикторов развития пограничной личностной организации. Новизна исследования заключается в определении двойной детерминации искажений концептосферы у пограничной личности ее дискурсом. Описаны нарушения процессов концептуализации. Определена системность организации оперативных единиц ментального лексикона, памяти и концептосферы в их связи с дискурсом. Основным выводом служит доказательство наличия взаимосвязи между стереотипными дискурсивными формулами, ментальным лексиконом, способами и способностями субъекта к обработке информации и конструированию концептосферы. Диапазон возможностей субъекта в этой области проявляется в его дискурсивных формулах интерпретаций, оценок, саморегуляции. Деформации этих феноменов и глубокое укоренение дискурса в структурах мышления коррелируют с формированием патологической «theory of mind» и личностной организации. «Пограничная» концептосфера и «говорящий» субъектом дискурс препятствуют рефлексии, честному внутреннему диалогу, критике репрезентаций реальности и поддерживают status quo патологии познания реальности и ориентации в ней. Изучение речевых моделей субъекта и понимание когнитивно-дискурсивных механизмов его ориентации в своем Я и отношениях имеет практическую значимость в диагностике пограничной личностной организации и психокоррекционном воздействии на нее.
Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Коренева В.В., Чистохина А.В., Климук Ю.В., Гришина Г.В. - Связь уровня рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения c. 101-118

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38860

EDN: PTTEIX

Аннотация: Цель нашей работы – выявить связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции, как способности управлять развитием своих компетентностей, т.е. осуществлять личностный и профессиональный рост. Развитие саморегуляции помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности. Предмет исследования: связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. В качестве основных методик исследования были выбраны: 1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпова А.В.). 2. Базовый опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.). Исследование проводилось на базе средних школ № 4 и № 19 г. Красноярска. Всего в исследовании приняли участие 56 педагогов в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы в школе более 5 лет. Выборку преимущественно составили женщины (93%) – учителя-предметники. После проведения статистической обработки данных, сделаны следующие выводы. По уровню общей саморегуляции педагоги с высоким и низким уровнем рефлексии имеют отличия. Так же наблюдается некоторая особенность в развитости процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств. Следовательно, мы можем говорить о том, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза нашла свое подтверждение. То есть взаимосвязь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения существует. Данный факт следует учитывать для воздействия на процесс саморазвития профессионала, понимания причин его профессиональных неуспехов и неудач и для регуляции своей педагогической деятельности.
Смирная А.А., Спиридонова М.С., Дулинец Г.Г., Томилова С.А., Дементьев А.П. - Профессиональная мотивация педагогов средней школы c. 119-134

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38991

EDN: PUBFWZ

Аннотация: Проблемы дефицита кадров в средней школе, взаимопонимания между учителем и учеником, эффективной подготовки учащихся во многом связаны с наличием у педагога высокой мотивации к труду и преодолению объективных трудностей. Предметом исследования являются особенности профессиональной мотивации учителей средней школы в зависимости от стажа работы. Цель исследования: изучение содержательных характеристик профессиональной мотивации учителей средней школы в зависимости от стажа работы. Нами изучались следующие группы компонентов профессиональной мотивации: ценностно-смысловой; когнитивный; эмоционально-личностный компонент. Для проведения исследования была сформирована выборка, численность которой составляля 45 учителей и разделена на 3 возрастные группы с разным сроком педагогического стажа по 15 человек в каждой группе. Результаты исследования показали различия между группами учителей с разным стажем профессиональной деятельности. У учителей на начальном пути профессиональной деятельности более выражена направленность на задачи и взаимодействия, меньше на себя. А у учителей имеющих больший стаж профессиональной деятельности ярко выражена направленность на себя, и менее на задачи и взаимодействия, мотивационном комплексе учителей средней школы имеющих разный стаж работы имеются различия в преобладании внутренних и внешних мотивов. Преобладают внешние положительные мотивы, которые связаны действием внешних стимулов (возможностью получения признания, наличием возможностей роста заработной платы, возможностью пользоваться предусмотренными мерами государственной поддержки и т.д.). Внешние отрицательные мотивы в выборке учителей являются наименее выраженными, что так же можно расценивать в качестве признака достаточно благополучной обстановки, связанной с условиями труда школьных учителей.
Понять человека
Смирная А.А., Потапова Е.В., Смирнова Л.Э., Валитова А.И., Ткачева А.В. - Личностные особенности людей с гипертонической болезнью c. 135-144

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38934

EDN: PZQKJB

Аннотация: Предметом исследования являются личностные особенности людей, больных гипертонией. Актуальность исследования связана с тем, что в основе многих заболеваний, и гипертонии в частности, лежат психологические причины, а именно, склонность человека болезненно-эмоционально реагировать на различные стрессовые ситуации, возникающие в его жизни, что во многом определяется его личностными особенностями.Исследование проводилось на базе кардиологического отделения Городской клинической больницы №1 г. Братска Иркутской области. В исследовании участвовали 74 респондента: 38 пациентов с гипертонической болезнью легкой степени тяжести и 36 пациентов с тяжелой степенью. Среди пациентов с легкой степенью протекания гипертонии - 24 женщины и 14 мужчин. Среди пациентов с тяжелым течением болезни – 30 женщин и 6 мужчин. Все испытуемые в возрасте от 55 до 60 лет. По результатам исследования в группе испытуемых с легкой стадией гипертонической болезни и с тяжелой стадией гипертонической болезни уровень нервно-психической устойчивости средний. Нервно-психические срывы маловероятны для участников обоих групп. В обеих группах наблюдается средний уровень невротизации со стремлением к высокому уровню в группе с легкой степенью выраженности гипертонии. В обеих группах наблюдается средний уровень психопатизации. В обеих группах испытуемых уровень тревоги выражен на среднем уровне. Это означает предрасположенность респондентов к восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих своей самооценке, престижу, самоуважению или жизнедеятельности. С целью исследования достоверности различий между выборками был применен непараметрический метод сравнения независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Однако достоверных различий в результатах исследования групп выявлено не было.
Профессиональная психология
Ростовцева М.В., Артюхова Т.Ю., Бенькова О.А., Федорова Е.П., Гарибян Е.Р. - Исследование социально-психологического климата и уровня удовлетворенности сотрудников своим трудом в аппарате Правительства Красноярского края c. 145-158

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38837

EDN: QBBTGI

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности социально-психологического климата в аппарате Правительства Красноярского края и удовлетворенность работников своим трудом. Актуальность исследования связана с тем, что в процессе политического взаимодействия субъектов политической коммуникации социально-психологический климат определяет многое. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, некоторые политики и социологи отмечают необходимость целенаправленного формирования социально-психологического климата для более продуктивной и эффективной работы, поскольку он может являться тем инструментом, который помогает не только выстроить отношения политиков, но и скорректировать социально-политическое состояние, улучшить психологический климат в обществе, отрегулировать связи с общественностью. Исследование проводилось на базе Правительства Красноярского края, в трех управлениях общей численностью 62 человека. По итогам исследования сделан вывод о том, что в аппарате Правительства Красноярского края преобладает неблагоприятный социально-психологический климат в двух управлениях (отрицательные значения по методике О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто). По результатам опроса многие сотрудники не желают узнавать друг друга ближе, неформально проводить вместе время, поддерживать дружеские связи. Удовлетворенность в коллективах трудом (по методике Н.П. осуществлять Фетискина) также на низком уровне в двух управлениях, что говорит о неблагополучии сотрудников в данном коллективе, наблюдается неудовлетворенность трудом, а значит сотрудники не прикладывают особых усилий для достижения лучшего результата своей работы, сотрудники не удовлетворены взаимоотношениями в коллективе и предпочитают работать в одиночку. Корреляционный анализ показал между климатом и удовлетворенностью трудом: при благоприятном социально-психологическом климате уровень удовлетворенности трудом в коллективе высокий, при неблагоприятном социально-психологическом климате – низкий.
Психология развития
Гусаренко В.В., Зонова А.А., Кроль Е.Р., Гурова Н.Н., Зимницкая Н.С., Догадаев О.Н. - Режиссерская игра как средство освоения диалога старшими дошкольниками c. 159-176

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38962

EDN: PWPVNW

Аннотация: Предмет исследования - использование возможностей режиссерской игры для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе дошкольной группы при МБОУ № 12 г. Минусинска Красноярского края. В исследовании участвовало 40 дошкольников. Возраст дошкольников 5 – 6 лет. Актуальность исследования определяется потребностью дошкольной педагогики в использовании возможностей игры, в том числе, режиссерской, как средства овладения диалогом и диалогической речью детей старшего дошкольного возраста. Мы провели исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Была разработана режиссерская игра «Мы идём на день рождение». Проанализировав результаты исследования, его констатирующего этапа, пришли к выводу, что у детей, в основном низкий и средний уровень умения поддерживать диалог. Они затруднялись в ответах на вопросы, часто задумывались над вопросами, педагога, переспрашивали, давали односложные ответы, не умели комментировать свои высказывания, не могли отстаивать свою позицию в диалоге. Дети испытывали смущение и зажатость при вступлении в контакт. Ответы на вопросы были односложные, реплики несли мало информации, важные детали опускались. Мы предположили, что режиссёрская игра может оказать влияние на развитие диалога у детей. Она учит детей вести корректно диалог, развивает умения поддерживать диалог, диалогические отношения. В ходе контрольного этапа была подтверждена гипотеза исследования. В группе дошкольников, где использовалась режиссёрская игра, уровень освоения диалогической речи стал выше по сравнению с группой, где режиссёрская игра не использовалась.
Нейролингвистическое программирование
Хамидуллин Р.С. - Доверие как нравственная категория в оперативно-розыскной деятельности c. 177-188

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.36688

EDN: OHMYKA

Аннотация: Предметом исследования являются психологические особенности личности, их содержание и особенности. Объектом исследования является межличностные отношения возникающие между сотрудником оперативного подразделения и гражданином в процессе установления доверия. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как возникновение и укрепление нейронных связей, особенности проявления чувства доверия и его значение для решения задач которые стоят перед оперативно-розыскной деятельностью. Отмечается важность установления доверительных отношений в процессе получения необходимой информации оперативным сотрудником и интересующим его лицом. Особое внимание уделяется установлению и поддержанию психологического контакта между оперативным сотрудником и объектом представляющим оперативный интерес, а также техникам манипуляции собеседником с использованием приемов нейролингвистического программирования. Основными выводами проведенного исследования является: доверие как нравственная категория используется оперативными сотрудниками для решения задач оперативно-розыскной деятельности; фундаментом искреннего общения и взаимопонимания двух личностей является чувство доверия; для возникновения доверительных отношений огромное значение имеет установление и поддержание психологического контакта в процессе общения между оперативным работником и гражданином путем моделирования взаимных интересов и взаимопонимания. В ходе установления доверия возникают нейронные связи. Техники нейролингвистического программирования позволяют устанавливать психологический контакт между оперативным сотрудником и интересующим его лицом. Нейротехники также применяются для достижения и укрепления доверительных отношений.
Психотехника
Гриднева А.А. - Выявление нарушений восприятия устной и письменной речи, предъявляемой при проведении первичной психодиагностики кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и осужденных, подозреваемых, обвиняемых c. 189-201

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.38701

EDN: LULIVF

Аннотация: Предметом исследования являются нарушения восприятия устной и письменной речи, предъявляемой во время инструктирования обследуемого и представления стимулов диагностических методик при проведении первичной психодиагностики кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и вновь прибывших в учреждения уголовно-исполнительной системы осужденных, подозреваемых, обвиняемых, которые приводят к снижению достоверности получаемой психодиагностической информации о личностных качествах и актуальном психоэмоциональном состоянии. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций для проведения диагностики качества восприятия устной и письменной речи в рамках первичной психодиагностики кандидатов на службу и вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Используются методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения и систематизации.   статье приведены возможные причины рассматриваемых нарушений, систематизированы варианты их проявлений, приведены рекомендации по организации и методике проведения первичной психологической диагностики, позволяющей при условии дальнейшей успешной ее апробации без использования дополнительных нейропсихологических диагностических методик выявить нарушения восприятия устной и письменной речи и оценить возможность проведения достоверной психологической диагностики особенностей личности и психоэмоциональных состояний. Результаты исследования предназначены для использования пенитенциарными психологами, однако могут быть использованы психологами-диагностами любых направлений практической деятельности. Предполагается последующая разработка форм диагностических бланков для проведения первичной психодиагностики кандидатов на службу и осужденных, подозреваемых, обвиняемых при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы, апробация и оценка их диагностических возможностей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.