DOI: 10.7256/2454-0722.2022.4.38860
EDN: PTTEIX
Дата направления статьи в редакцию:
30-09-2022
Дата публикации:
30-12-2022
Аннотация:
Цель нашей работы – выявить связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции, как способности управлять развитием своих компетентностей, т.е. осуществлять личностный и профессиональный рост. Развитие саморегуляции помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности. Предмет исследования: связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. В качестве основных методик исследования были выбраны: 1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпова А.В.). 2. Базовый опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.). Исследование проводилось на базе средних школ № 4 и № 19 г. Красноярска. Всего в исследовании приняли участие 56 педагогов в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы в школе более 5 лет. Выборку преимущественно составили женщины (93%) – учителя-предметники. После проведения статистической обработки данных, сделаны следующие выводы. По уровню общей саморегуляции педагоги с высоким и низким уровнем рефлексии имеют отличия. Так же наблюдается некоторая особенность в развитости процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств. Следовательно, мы можем говорить о том, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза нашла свое подтверждение. То есть взаимосвязь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения существует. Данный факт следует учитывать для воздействия на процесс саморазвития профессионала, понимания причин его профессиональных неуспехов и неудач и для регуляции своей педагогической деятельности.
Ключевые слова:
рефлексия, саморегуляция, педагог, обучение, планирование, субъектность, рефлексивность, самоорганизация, гибкость, внутренний мир
Abstract: The purpose of our work is to identify the relationship between reflection and self–regulation among teachers of a general education institution. Reflection is one of the most important mechanisms of self-regulation, as the ability to manage the development of one own competencies, i.e. to carry out personal and professional growth. The development of self-regulation helps a modern teacher to find an individual style of professional activity, allows him to achieve adequate professional and personal self-esteem, predict and analyze the results of his activities. Subject of research: the relationship of reflection and self-regulation among teachers of a general education institution. The following were selected as the main research methods: 1. Methodology for diagnosing the level of development of reflexivity (Karpova A.V.). 2. Basic questionnaire "Style of self–regulation of behavior - SSPM" (Morosanova V.I.). The study was conducted on the basis of secondary schools No. 4 and No. 19. Krasnoyarsk. In total, 56 teachers aged 30 to 35 years with more than 5 years of experience in school participated in the study. The sample was mainly made up of women (93%) – subject teachers. After statistical data processing, the following conclusions are made. Teachers with high and low levels of reflection have differences in the level of general self-regulation. There is also some peculiarity in the development of self-regulation processes and regulatory-personal properties. Therefore, we can say that the hypothesis put forward at the beginning of our study has been confirmed. That is, the relationship of reflection and self-regulation among teachers of a general education institution exists. This fact should be taken into account in order to influence the process of professional self-development, to understand the reasons for his professional failures and failures and to regulate his pedagogical activity.
Keywords: reflection, self-regulation, teacher, education, planning, subjectivity, reflexivity, self-organization, flexibility, inner world
Сегодня именно образованию отводится главная роль в воспитании человека, способного и готового жить в современной реальности. Именно учитель, педагог, который способен к саморазвитию, самообучению, постоянному повышению своей квалификации, помогает ребёнку стать полноправным и полноценным членом общества, к которому он принадлежит [1].
Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, в связи с чем овладение способами саморегуляции и рефлексии необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.
Процесс и результат фиксации состояния саморазвития педагога определяется уровнем рефлексивности, как способности к анализу собственных мыслей и совершенных поступков. Формирование и развитие рефлексивности у педагогов, как процесса и результата фиксирования состояния своего развития, саморазвития, позволит учителю достаточно оперативно переучиваться и перестраивать свою педагогическую деятельность в соответствии с возрастающими требованиями [4].
Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции, как способности управлять развитием своих компетентностей, т.е. осуществлять личностный и профессиональный рост [21, 22]. Развитие саморегуляции помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации, предохраняет педагога от профессиональной деформации, позволяет преодолевать стереотипность профессионального мышления. Рефлексирующий учитель, способный к саморегуляции – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог, корректирующий его в зависимости от тех или иных обстоятельств [7]. Несформированность навыков самопознания и самопонимания, как важных составляющих рефлексии, а также саморегуляции, ведет к утрате субъектности. Рефлексия и саморегуляция позволяют занять субъектную позицию по отношению к себе, другим людям и окружающему миру, соотносить на основе личностного смысла свои потребности с имеющимися возможностями [9].
Таким образом, цель нашей работы – выявить связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения.
Предмет: связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения.
В своей работе мы опираемся на методологию психологии развития, в частности, на принципы детерминации и развития регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств, связи саморегуляции со спецификой психологического содержания конкретного возраста и рефлексией, раскрывающей механизмы ее становления в процессе решения возрастных задач (Е.А. Аронова, Ю.С. Жуйков, В. И. Чирков, Т.В. Юрова, С. В. Шик, С. И. Яновский и др.) [11, 12, 13, 15].
В частности, мы взяли за основу исследования Моросановой В. И., в которых описывается концепция осознанной саморегуляции произвольной активности человека, типология индивидуальных стилей саморегуляции и их взаимосвязь с успешностью профессиональной деятельности [6, 7].
В качестве основных методик исследования были выбраны:
1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпова А.В.).
2. Базовый опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.).
Теоретический анализ.
Для того чтобы исследовать роль рефлексии и саморегуляции в профессиональном развитии и становлении педагогов, все больше ученых обращаются к ресурсному и рефлексивному подходам.
Суть ресурсного подхода заключается не столько в определении благоприятных условий для развития определённых качеств педагогов, сколько в исследовании того, как имеющийся потенциал превратить в эффективный инструмент возможностей осуществления профессиональной деятельности. С этой точки зрения способность к саморегуляции как составляющую ресурсного потенциала и ее влияние на эффективность деятельности педагогов изучают Осадчук О.Л. [8], Короткова С.В. [3], Голубева П.Д. [2] и др. Важность профессиональной рефлексии у современного педагога исследуют Ракитина Л.А., Мокринская Н.В, Эрнст Г.Г. [12] и др.
Среди зарубежных ученых известны работы Compas B.E. [14], Lehr U. [15], H.Thomae. [16], P. Domer [13], которые связанны с развитием саморегуляции на основе формирования селф-компетенции как эффективного ресурса педагога) и др.
Рефлексивный подход к профессиональному становлению педагога в современной образовательной практике применяется также достаточно широко. Это связано, в том числе и с тем, что в качестве одного из универсальных учебных действий, формируемых у учащихся, выступает умение ставить цели, регулировать свою учебную деятельность и уметь ее рефлексировать [10, 11]. Более того, рефлексивность входит в перечень гибких навыков, освоение которых способствует профессиональному успеху специалиста, в том числе педагога. Рефлексивная компетентность педагога, таким образом, выступает как образец, механизм, условие мотивации развития у ученика рефлексивных компетенций. Педагог, умеющий отрефлексировать ситуации и опыт своей профессиональной деятельности, владеющий различными рефлексивными методами, способен к саморегуляции собственной деятельности, выстраиванию траекторий собственного развития в зависимости от внутренних и внешних условий, а значит, сможет научить этому учащихся (Юрова Т.В. [11], Бодров В.А. [1], Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. [17].)
При всей широте и многообразии исследований рефлексии и саморегуляции педагогов, представляется недостаточно изученной их связь, как один из ключевых элементов для воздействия на процесс саморазвития профессионала, понимания причин его профессиональных неуспехов и неудач и для регуляции своей педагогической деятельности.
Исследование
Исследование проводилось на базе средних школ № 4 и № 19 г. Красноярска. Всего в исследовании приняли участие 56 педагогов в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы в школе более 5 лет. Выборку преимущественно составили женщины (93%) – учителя-предметники.
По результатам диагностики по методике «Диагностика уровня развития рефлексивности» (Карпова А.В.) педагогов общеобразовательного учреждения было выявлено, что:
– низкий уровень рефлексивности у 25% педагогов;
– средний уровень рефлексивности у 50%;
– высокий уровень рефлексивности у 25%.
Так же можно отметить, что среди педагогов общеобразовательного учреждения большая часть имеет средний уровень рефлексивности.
По результатам диагностики по методике «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.) педагогов общеобразовательного учреждения выявлено, что для педагогов общеобразовательного учреждения характерно:
– низкий уровень планирования у 15%, средний у 45%,высокий у 40%;
– низкий уровень моделирования у 25%, средний у 40%,высокий у 35%;
– низкий уровень программирования у 20%, средний у 60%,высокий у 20%;
– низкий уровень оценивания результатов не выявлен, средний у 35%,высокий у 65%;
– низкий уровень гибкости у 25%, средний у 45%,высокий у 30%;
– низкий уровень самостоятельности у 10%, средний у 55%,высокий у 35%;
– низкие показатели общего уровня саморегуляции у 5%, средние у 60%,высокие у 35%.
Так же можно отметить, что среди педагогов общеобразовательного учреждения большая часть имеет средние показатели общего уровня саморегуляции.
Более наглядно процентное соотношение сравнения уровней рефлексивности и выраженности уровня саморегуляции представим на рисунках 1 – 7.
Для сравнения были взяты результаты тех респондентов, которые показали высокий и низкий уровни рефлексивности.
|