Статья 'Связь уровня рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Связь уровня рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения

Ростовцева Марина Викторовна

доктор философских наук

доцент, Сибирский федеральный университет

660030, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вильского, 18а

Rostovtseva Marina Viktorovna

Doctor of Philosophy

Professor, Siberian Federal University

660030, Russia, Krasnoyarskii Krai oblast', g. Krasnoyarsk, ul. Vil'skogo, 18a, kv. 58

marin-0880@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Лутошкина Виктория Николаевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Сибирский федеральный университет

660100, Россия, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 17а

Lutoshkina Viktoriya Nikolaevna

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Siberian Federal University

660100, Russia, Krasnoyarsk, Lado Ketskhoveli str., 17a

vikki@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Коренева Вера Викторовна

старший преподаватель, кафедра общей и социальной педагогики, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

660074, Россия, г. Красноярск, ул. Борисова, 26а

Koreneva Vera Viktorovna

Senior Lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Siberian Federal University

26a Borisova str., Krasnoyarsk, 660074, Russia

2517191@mail.ru
Чистохина Анна Валерьевна

кандидат биологических наук

доцент, кафедра общей и социальной педагогики, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 21

Chistokhina Anna Valer'evna

PhD in Biology

Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyarsk, Karl Marx str., 21

annachistokh@yandex.ru
Климук Юлия Вакильевна

старший преподаватель, кафедра иностранных языков для инженерных направлений, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

660074, Россия, г. Красноярск, ул. Киренского, 26

Klimuk Yuliya Vakil'evna

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Engineering, Siberian Federal University

660074, Russia, Krasnoyarsk, Kirensky str., 26

juliana.86@mail.ru
Гришина Галина Викторовна

старший преподаватель, кафедра иностранных языков для инженерных направлений, ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

660074, Россия, г. Красноярск, ул. Киренского, 26

Grishina Galina Viktorovna

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Engineering, Siberian Federal University

660074, Russia, Krasnoyarsk, Kirensky str., 26

gg-09@inbox.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2022.4.38860

EDN:

PTTEIX

Дата направления статьи в редакцию:

30-09-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: Цель нашей работы – выявить связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции, как способности управлять развитием своих компетентностей, т.е. осуществлять личностный и профессиональный рост. Развитие саморегуляции помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности. Предмет исследования: связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения. В качестве основных методик исследования были выбраны: 1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпова А.В.). 2. Базовый опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.). Исследование проводилось на базе средних школ № 4 и № 19 г. Красноярска. Всего в исследовании приняли участие 56 педагогов в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы в школе более 5 лет. Выборку преимущественно составили женщины (93%) – учителя-предметники. После проведения статистической обработки данных, сделаны следующие выводы. По уровню общей саморегуляции педагоги с высоким и низким уровнем рефлексии имеют отличия. Так же наблюдается некоторая особенность в развитости процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств. Следовательно, мы можем говорить о том, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза нашла свое подтверждение. То есть взаимосвязь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения существует. Данный факт следует учитывать для воздействия на процесс саморазвития профессионала, понимания причин его профессиональных неуспехов и неудач и для регуляции своей педагогической деятельности.


Ключевые слова:

рефлексия, саморегуляция, педагог, обучение, планирование, субъектность, рефлексивность, самоорганизация, гибкость, внутренний мир

Abstract: The purpose of our work is to identify the relationship between reflection and self–regulation among teachers of a general education institution. Reflection is one of the most important mechanisms of self-regulation, as the ability to manage the development of one own competencies, i.e. to carry out personal and professional growth. The development of self-regulation helps a modern teacher to find an individual style of professional activity, allows him to achieve adequate professional and personal self-esteem, predict and analyze the results of his activities. Subject of research: the relationship of reflection and self-regulation among teachers of a general education institution. The following were selected as the main research methods: 1. Methodology for diagnosing the level of development of reflexivity (Karpova A.V.). 2. Basic questionnaire "Style of self–regulation of behavior - SSPM" (Morosanova V.I.). The study was conducted on the basis of secondary schools No. 4 and No. 19. Krasnoyarsk. In total, 56 teachers aged 30 to 35 years with more than 5 years of experience in school participated in the study. The sample was mainly made up of women (93%) – subject teachers. After statistical data processing, the following conclusions are made. Teachers with high and low levels of reflection have differences in the level of general self-regulation. There is also some peculiarity in the development of self-regulation processes and regulatory-personal properties. Therefore, we can say that the hypothesis put forward at the beginning of our study has been confirmed. That is, the relationship of reflection and self-regulation among teachers of a general education institution exists. This fact should be taken into account in order to influence the process of professional self-development, to understand the reasons for his professional failures and failures and to regulate his pedagogical activity.


Keywords:

reflection, self-regulation, teacher, education, planning, subjectivity, reflexivity, self-organization, flexibility, inner world

Сегодня именно образованию отводится главная роль в воспитании человека, способного и готового жить в современной реальности. Именно учитель, педагог, который способен к саморазвитию, самообучению, постоянному повышению своей квалификации, помогает ребёнку стать полноправным и полноценным членом общества, к которому он принадлежит [1].

Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, в связи с чем овладение способами саморегуляции и рефлексии необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.

Процесс и результат фиксации состояния саморазвития педагога определяется уровнем рефлексивности, как способности к анализу собственных мыслей и совершенных поступков. Формирование и развитие рефлексивности у педагогов, как процесса и результата фиксирования состояния своего развития, саморазвития, позволит учителю достаточно оперативно переучиваться и перестраивать свою педагогическую деятельность в соответствии с возрастающими требованиями [4].

Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции, как способности управлять развитием своих компетентностей, т.е. осуществлять личностный и профессиональный рост [21, 22]. Развитие саморегуляции помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень самоорганизации, предохраняет педагога от профессиональной деформации, позволяет преодолевать стереотипность профессионального мышления. Рефлексирующий учитель, способный к саморегуляции – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог, корректирующий его в зависимости от тех или иных обстоятельств [7]. Несформированность навыков самопознания и самопонимания, как важных составляющих рефлексии, а также саморегуляции, ведет к утрате субъектности. Рефлексия и саморегуляция позволяют занять субъектную позицию по отношению к себе, другим людям и окружающему миру, соотносить на основе личностного смысла свои потребности с имеющимися возможностями [9].

Таким образом, цель нашей работы – выявить связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения.

Предмет: связь рефлексии и саморегуляции у педагогов общеобразовательного учреждения.

В своей работе мы опираемся на методологию психологии развития, в частности, на принципы детерминации и развития регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств, связи саморегуляции со спецификой психологического содержания конкретного возраста и рефлексией, раскрывающей механизмы ее становления в процессе решения возрастных задач (Е.А. Аронова, Ю.С. Жуйков, В. И. Чирков, Т.В. Юрова, С. В. Шик, С. И. Яновский и др.) [11, 12, 13, 15].

В частности, мы взяли за основу исследования Моросановой В. И., в которых описывается концепция осознанной саморегуляции произвольной активности человека, типология индивидуальных стилей саморегуляции и их взаимосвязь с успешностью профессиональной деятельности [6, 7].

В качестве основных методик исследования были выбраны:

1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности (Карпова А.В.).

2. Базовый опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.).

Теоретический анализ.

Для того чтобы исследовать роль рефлексии и саморегуляции в профессиональном развитии и становлении педагогов, все больше ученых обращаются к ресурсному и рефлексивному подходам.

Суть ресурсного подхода заключается не столько в определении благоприятных условий для развития определённых качеств педагогов, сколько в исследовании того, как имеющийся потенциал превратить в эффективный инструмент возможностей осуществления профессиональной деятельности. С этой точки зрения способность к саморегуляции как составляющую ресурсного потенциала и ее влияние на эффективность деятельности педагогов изучают Осадчук О.Л. [8], Короткова С.В. [3], Голубева П.Д. [2] и др. Важность профессиональной рефлексии у современного педагога исследуют Ракитина Л.А., Мокринская Н.В, Эрнст Г.Г. [12] и др.

Среди зарубежных ученых известны работы Compas B.E. [14], Lehr U. [15], H.Thomae. [16], P. Domer [13], которые связанны с развитием саморегуляции на основе формирования селф-компетенции как эффективного ресурса педагога) и др.

Рефлексивный подход к профессиональному становлению педагога в современной образовательной практике применяется также достаточно широко. Это связано, в том числе и с тем, что в качестве одного из универсальных учебных действий, формируемых у учащихся, выступает умение ставить цели, регулировать свою учебную деятельность и уметь ее рефлексировать [10, 11]. Более того, рефлексивность входит в перечень гибких навыков, освоение которых способствует профессиональному успеху специалиста, в том числе педагога. Рефлексивная компетентность педагога, таким образом, выступает как образец, механизм, условие мотивации развития у ученика рефлексивных компетенций. Педагог, умеющий отрефлексировать ситуации и опыт своей профессиональной деятельности, владеющий различными рефлексивными методами, способен к саморегуляции собственной деятельности, выстраиванию траекторий собственного развития в зависимости от внутренних и внешних условий, а значит, сможет научить этому учащихся (Юрова Т.В. [11], Бодров В.А. [1], Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. [17].)

При всей широте и многообразии исследований рефлексии и саморегуляции педагогов, представляется недостаточно изученной их связь, как один из ключевых элементов для воздействия на процесс саморазвития профессионала, понимания причин его профессиональных неуспехов и неудач и для регуляции своей педагогической деятельности.

Исследование

Исследование проводилось на базе средних школ № 4 и № 19 г. Красноярска. Всего в исследовании приняли участие 56 педагогов в возрасте от 30 до 35 лет со стажем работы в школе более 5 лет. Выборку преимущественно составили женщины (93%) – учителя-предметники.

По результатам диагностики по методике «Диагностика уровня развития рефлексивности» (Карпова А.В.) педагогов общеобразовательного учреждения было выявлено, что:

– низкий уровень рефлексивности у 25% педагогов;

– средний уровень рефлексивности у 50%;

– высокий уровень рефлексивности у 25%.

Так же можно отметить, что среди педагогов общеобразовательного учреждения большая часть имеет средний уровень рефлексивности.

По результатам диагностики по методике «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросановой В.И.) педагогов общеобразовательного учреждения выявлено, что для педагогов общеобразовательного учреждения характерно:

– низкий уровень планирования у 15%, средний у 45%,высокий у 40%;

– низкий уровень моделирования у 25%, средний у 40%,высокий у 35%;

– низкий уровень программирования у 20%, средний у 60%,высокий у 20%;

– низкий уровень оценивания результатов не выявлен, средний у 35%,высокий у 65%;

– низкий уровень гибкости у 25%, средний у 45%,высокий у 30%;

– низкий уровень самостоятельности у 10%, средний у 55%,высокий у 35%;

– низкие показатели общего уровня саморегуляции у 5%, средние у 60%,высокие у 35%.

Так же можно отметить, что среди педагогов общеобразовательного учреждения большая часть имеет средние показатели общего уровня саморегуляции.

Более наглядно процентное соотношение сравнения уровней рефлексивности и выраженности уровня саморегуляции представим на рисунках 1 – 7.

Для сравнения были взяты результаты тех респондентов, которые показали высокий и низкий уровни рефлексивности.

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.