по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 10, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 12-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С., Стаховский Е. - Грани юнгианского учения (беседа главного редактора журнала Павла Гуревича с писателем, ведущим научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгением Стаховским) c. 813-818

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22191

Аннотация: В беседе ведущего радиостанции «Маяк» Евгения Стаховского с главным редактором журнала затрагивается вопрос об обстоятельствах, которые привели к созданию аналитической психологии. После размолвки с Фрейдом, которую Юнг переживал весьма мучительно, он задумался над тем, почему люди уделяют так много внимания обычной жизненной суете, мало заботясь о своём внутреннем благополучии, о собственной душевной гармонии. Показательно, что Юнг отвергает теорию сексуальности Фрейда. Задумываясь над структурой человеческой психики, Юнг вводит понятие «коллективного бессознательного». Затем в его учении возникает идея психологических типов, и он реализует её в виде своеобразной теории. В беседе используется принцип историзма, позволяющий проследить этапы становления аналитической психологии и появления юнгианской типологии. Новизна материала связана со стремлением показать значительный вклад Юнга в развитие психоанализа в целом. Он показал также галерею типов, которые отличаются друг от друга способом приспособления к реальности. Принадлежность человека к тому или иному типу характеризует психологические особенности человека, особенности его поведения и даже присущий ему когнитивный стиль.
Гуревич П.С., Стаховский Е. - Грани юнгианского учения (беседа главного редактора журнала Павла Гуревича с писателем, ведущим научно-популярного шоу «Объект 22» на радиостанции «Маяк» Евгением Стаховским) c. 813-818

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68612

Аннотация: В беседе ведущего радиостанции «Маяк» Евгения Стаховского с главным редактором журнала затрагивается вопрос об обстоятельствах, которые привели к созданию аналитической психологии. После размолвки с Фрейдом, которую Юнг переживал весьма мучительно, он задумался над тем, почему люди уделяют так много внимания обычной жизненной суете, мало заботясь о своём внутреннем благополучии, о собственной душевной гармонии. Показательно, что Юнг отвергает теорию сексуальности Фрейда. Задумываясь над структурой человеческой психики, Юнг вводит понятие «коллективного бессознательного». Затем в его учении возникает идея психологических типов, и он реализует её в виде своеобразной теории. В беседе используется принцип историзма, позволяющий проследить этапы становления аналитической психологии и появления юнгианской типологии. Новизна материала связана со стремлением показать значительный вклад Юнга в развитие психоанализа в целом. Он показал также галерею типов, которые отличаются друг от друга способом приспособления к реальности. Принадлежность человека к тому или иному типу характеризует психологические особенности человека, особенности его поведения и даже присущий ему когнитивный стиль.
Социальные страсти
Шкурко Т.А., Ломова М.А. - Социально-психологические факторы легитимизации партнерских отношений c. 819-828

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.21791

Аннотация: Изучены базовые социально-психологические потребности (во включении, в контроле, в аффекте) и их соотношение у партнеров (параметры совместимости потребностей); параметры психологического благополучия (способность к установлению позитивных отношений с окружающими, степень автономности, степень компетентности в управлении средой, личностный рост, наличие целей в жизни, уровень самопринятия, общая эмоциональная оценка себя и собственной жизни, осмысленность жизни, способность воспринимать и интегрировать новый опыт) и жизнестойкости (степень вовлеченности, уровень контроля, степень принятия риска) у партнеров, находящихся в официальном и гражданском браках. Эмпирическим объектом исследования выступили 70 человек: 35 семейных пар, состоящих в браке (официальном – 24 пары или гражданском – 11 пар) от 1 года до 30 лет. Возраст респондентов: от 21 года до 59 лет. В качестве эмпирических методов исследования выступили: 1. Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко [24]; 2. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой [11]; 3. Опросник Межличностных Отношений В. Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым [3]. В качестве метода анализа данных в работе использован метод сравнения двух независимых выборок по критерию Манна-Уитни. В работе показано, что базовые социально-психологические потребности не влияют на предпочтение определенного типа брака: гражданского/официального. В качестве факторов легитимизации партнерского союза выступают совместимость социально-психологических потребностей партнеров по принципу комплементарности и степень их открытости миру. Наиболее важной сферой для легитимизации отношений партнеров является сфера контроля. Проведенное исследование расширяет существующие в социальной психологии представления о социально-психологических факторах легитимизации партнерских отношений и о роли потребности личности в контроле, в установлении и динамике отношений с другими людьми.
Шкурко Т.А., Ломова М.А. - Социально-психологические факторы легитимизации партнерских отношений c. 819-828

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68613

Аннотация: Изучены базовые социально-психологические потребности (во включении, в контроле, в аффекте) и их соотношение у партнеров (параметры совместимости потребностей); параметры психологического благополучия (способность к установлению позитивных отношений с окружающими, степень автономности, степень компетентности в управлении средой, личностный рост, наличие целей в жизни, уровень самопринятия, общая эмоциональная оценка себя и собственной жизни, осмысленность жизни, способность воспринимать и интегрировать новый опыт) и жизнестойкости (степень вовлеченности, уровень контроля, степень принятия риска) у партнеров, находящихся в официальном и гражданском браках. Эмпирическим объектом исследования выступили 70 человек: 35 семейных пар, состоящих в браке (официальном – 24 пары или гражданском – 11 пар) от 1 года до 30 лет. Возраст респондентов: от 21 года до 59 лет. В качестве эмпирических методов исследования выступили: 1. Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко [24]; 2. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой [11]; 3. Опросник Межличностных Отношений В. Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым [3]. В качестве метода анализа данных в работе использован метод сравнения двух независимых выборок по критерию Манна-Уитни. В работе показано, что базовые социально-психологические потребности не влияют на предпочтение определенного типа брака: гражданского/официального. В качестве факторов легитимизации партнерского союза выступают совместимость социально-психологических потребностей партнеров по принципу комплементарности и степень их открытости миру. Наиболее важной сферой для легитимизации отношений партнеров является сфера контроля. Проведенное исследование расширяет существующие в социальной психологии представления о социально-психологических факторах легитимизации партнерских отношений и о роли потребности личности в контроле, в установлении и динамике отношений с другими людьми.
Мотивация и духовность личности
Мартьянова Г.Ю. - Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропопсихологический подход c. 829-833

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22070

Аннотация: Предметом исследования является обоснование содержания самодетерминации в условиях напряженной событийности. В статье исследуется категория «субъект напряженной ситуации» в антропопсихологическом контексте. Предлагается понимание ситуации как структурной единицы событийности, делающей человека субъектом собственной активности. Доказывается значение стилевых параметров осознанной саморегуляции для адаптации к ситуационным факторам: планирования, моделирования, программирования, контроля и оценки результатов. Экспериментальным путем проверяется идея построения зоны оптимальной самодетерминации ситуационной активности при адаптации к напряженной событийности. Антропологический термин «событийность» обосновывается в категориях субъектно-деятельностного подхода, принятого за основание при объяснении сути ситуационного реагирования субъекта. Понятие «самодетерминация» интерпретируется через содержание регуляторной деятельности, что позволяет определить зоны самодетерминации в границах оптимального и неоптимального стиля осознанной саморегуляции. Автор анализируют экспериментальные данные субъектной регуляторной активности в различных напряженных обстоятельствах; показывает связь параметров стиля регуляции с уровнями адаптированности к ситуациям.
Мартьянова Г.Ю. - Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропопсихологический подход c. 829-833

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68614

Аннотация: Предметом исследования является обоснование содержания самодетерминации в условиях напряженной событийности. В статье исследуется категория «субъект напряженной ситуации» в антропопсихологическом контексте. Предлагается понимание ситуации как структурной единицы событийности, делающей человека субъектом собственной активности. Доказывается значение стилевых параметров осознанной саморегуляции для адаптации к ситуационным факторам: планирования, моделирования, программирования, контроля и оценки результатов. Экспериментальным путем проверяется идея построения зоны оптимальной самодетерминации ситуационной активности при адаптации к напряженной событийности. Антропологический термин «событийность» обосновывается в категориях субъектно-деятельностного подхода, принятого за основание при объяснении сути ситуационного реагирования субъекта. Понятие «самодетерминация» интерпретируется через содержание регуляторной деятельности, что позволяет определить зоны самодетерминации в границах оптимального и неоптимального стиля осознанной саморегуляции. Автор анализируют экспериментальные данные субъектной регуляторной активности в различных напряженных обстоятельствах; показывает связь параметров стиля регуляции с уровнями адаптированности к ситуациям.
Личностный рост
Сарелайнен А.И., Михайлова О.Ю. - Личностные особенности следователей в период профессионального становления c. 834-838

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22040

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей профиля личности и коммуникативных свойств (коммуникативной толерантности, направленности личности в общении, отношении к другому человеку как к ценности) следователей на этапе вхождения в профессию. В исследовании приняли участие следователи Следственного комитета РФ мужского пола, со стажем работы до года, от года до трех и более трех лет. В задачи исследования входило выявление различий в личностных свойствах между выделенными по стажу группами. В исследовании применялись методики ММИЛ Ф.Б. Березина, "Тест коммуникативной толерантности" В.В. Бойко, "Направленность личности в общении (НЛО-А)", опросник "Отношение к человеку как к ценности" Н.И. Кашиновой. Для выявлении статистически достоверных различий использовался критерий Манна-Уитни. Выявлены особенности каждой группы и проведен сравнительный анализ с применением статистических критериев. Группы с разным стажем достоверно различаются по показателям коммуникативной толерантности, манипулятивной и игнорирующей направленности личности. Сделаны выводы о сходстве личностных особенностей групп со стажем до года и со стажем более трех лет по показателям авторитарной, альтруистической, конформной направленности и отношению к человеку как ценности.
Сарелайнен А.И., Михайлова О.Ю. - Личностные особенности следователей в период профессионального становления c. 834-838

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68615

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей профиля личности и коммуникативных свойств (коммуникативной толерантности, направленности личности в общении, отношении к другому человеку как к ценности) следователей на этапе вхождения в профессию. В исследовании приняли участие следователи Следственного комитета РФ мужского пола, со стажем работы до года, от года до трех и более трех лет. В задачи исследования входило выявление различий в личностных свойствах между выделенными по стажу группами. В исследовании применялись методики ММИЛ Ф.Б. Березина, "Тест коммуникативной толерантности" В.В. Бойко, "Направленность личности в общении (НЛО-А)", опросник "Отношение к человеку как к ценности" Н.И. Кашиновой. Для выявлении статистически достоверных различий использовался критерий Манна-Уитни. Выявлены особенности каждой группы и проведен сравнительный анализ с применением статистических критериев. Группы с разным стажем достоверно различаются по показателям коммуникативной толерантности, манипулятивной и игнорирующей направленности личности. Сделаны выводы о сходстве личностных особенностей групп со стажем до года и со стажем более трех лет по показателям авторитарной, альтруистической, конформной направленности и отношению к человеку как ценности.
Профессиональная психология
Кулагина Н.В. - Мотивы к работе и удовлетворённость разными сторонами профессиональной деятельности работающих женщин, переживающих ролевой конфликт c. 839-844

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.21901

Аннотация: Современные исследования показали, что профессиональная деятельность способствует самореализации, даёт ощущение независимости, собственной ценности. Однако одновременно с этим и сокращает время на самореализацию женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и внутриличностному конфликту. В данной статье актуализирована проблема внутриличностного ролевого конфликта у работающих женщин. Описаны виды и причины данного внутриличностного конфликта. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающего влияние внутриличностного ролевого конфликта у работающих женщин на их мотивацию к работе и удовлетворённость разными сторонами профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие работающие женщины разных возрастных групп. Общий объём выборки составил 160 человек. Теоретической основой работы исследования послужили концепции гендерных практик. Для реализации исследовательской цели были использованы: методика «Диагностика выраженности ролевого конфликта у работающей женщины» (Е.Е.Корнеева), опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), опросник «Интегральная удовлетворённость трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Для математико-статистической обработки данных использован Т-критерий Стьюдента. С помощью методов математической статистики установлено, что у молодых замужних женщин имеющих детей присутствует ролевой внутриличностный конфликт средней степени выраженности. Все показатели данного конфликта выражены в значительно большей степени, нежели у замужних зрелых женщин, имеющих детей, у которых уровень выраженности ролевого конфликта низкий.
Кулагина Н.В. - Мотивы к работе и удовлетворённость разными сторонами профессиональной деятельности работающих женщин, переживающих ролевой конфликт c. 839-844

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68616

Аннотация: Современные исследования показали, что профессиональная деятельность способствует самореализации, даёт ощущение независимости, собственной ценности. Однако одновременно с этим и сокращает время на самореализацию женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и внутриличностному конфликту. В данной статье актуализирована проблема внутриличностного ролевого конфликта у работающих женщин. Описаны виды и причины данного внутриличностного конфликта. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающего влияние внутриличностного ролевого конфликта у работающих женщин на их мотивацию к работе и удовлетворённость разными сторонами профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие работающие женщины разных возрастных групп. Общий объём выборки составил 160 человек. Теоретической основой работы исследования послужили концепции гендерных практик. Для реализации исследовательской цели были использованы: методика «Диагностика выраженности ролевого конфликта у работающей женщины» (Е.Е.Корнеева), опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), опросник «Интегральная удовлетворённость трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Для математико-статистической обработки данных использован Т-критерий Стьюдента. С помощью методов математической статистики установлено, что у молодых замужних женщин имеющих детей присутствует ролевой внутриличностный конфликт средней степени выраженности. Все показатели данного конфликта выражены в значительно большей степени, нежели у замужних зрелых женщин, имеющих детей, у которых уровень выраженности ролевого конфликта низкий.
Психология и педагогика
Долгополова И.В. - Социальные сети в жизни старшеклассников: сравнительный анализ оценок учащихся и родителей c. 845-851

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.21800

Аннотация: Границы возраста пользователей социальных сетей становятся всё шире. Анализ роли социальных сетей как феномена интернета всё чаще проводится в негативном контексте. Между тем, влияние социальных сетей не так однозначно отрицательно. В связи с этим научный и прикладной интерес вызывает тема использования социальных сетей школьниками. Если личное общение детей является понятным для родителей и зачастую управляемым ими, то в отношении виртуального общения функция контроля взрослых минимальная. Поэтому актуальным является анализ оценок родителями и их детьми особенностей использования социальных сетей. Цель исследования – анализ и сопоставление роли социальных сетей в жизни старшеклассников с точки зрения школьников и их родителей. Также в работе решались задачи определения частоты и цели пребывания в социальных сетях у современных старшеклассников, выявления наиболее предпочитаемых социальных сетей и т.д. Предмет исследования – оценка роли социальных сетей в жизни старшеклассников учащимися и их родителями. Для решения задач работы из числа организационных методов применен - сравнительный метод (группы школьников и их родителей по 47 человек в каждой), из числа психодиагностических - анкетирование и интервью. В статье представлены результаты сопоставления оценок старшеклассников и их родителей о роли социальных сетей в жизни школьников: о количестве зарегистрированных аккаунтов, о целях применения социальных сетей, об их преимуществах и недостатках. В ходе исследования обнаружено, что оценки преимуществ и недостатков социальных сетей в целом одинаково понимаются старшеклассниками и их родителями. Выявлено, что различаются оценки родителей и их детей о частоте использования социальных сетей и их количестве. При этом родители серьезно преувеличивают факты использования старшеклассниками социальных сетей в учебных целях, тогда как дети применяют их в первую очередь для свободного общения. Результаты работы могут быть интересны в научном плане для продолжения исследования в направлении разработки технологии общения детей в социальных сетях. Также они могут быть применены в прикладном плане – в части психолого-педагогической подготовки учителей, просвещения родителей, а также при проведении психологических консультаций.
Долгополова И.В. - Социальные сети в жизни старшеклассников: сравнительный анализ оценок учащихся и родителей c. 845-851

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68617

Аннотация: Границы возраста пользователей социальных сетей становятся всё шире. Анализ роли социальных сетей как феномена интернета всё чаще проводится в негативном контексте. Между тем, влияние социальных сетей не так однозначно отрицательно. В связи с этим научный и прикладной интерес вызывает тема использования социальных сетей школьниками. Если личное общение детей является понятным для родителей и зачастую управляемым ими, то в отношении виртуального общения функция контроля взрослых минимальная. Поэтому актуальным является анализ оценок родителями и их детьми особенностей использования социальных сетей. Цель исследования – анализ и сопоставление роли социальных сетей в жизни старшеклассников с точки зрения школьников и их родителей. Также в работе решались задачи определения частоты и цели пребывания в социальных сетях у современных старшеклассников, выявления наиболее предпочитаемых социальных сетей и т.д. Предмет исследования – оценка роли социальных сетей в жизни старшеклассников учащимися и их родителями. Для решения задач работы из числа организационных методов применен - сравнительный метод (группы школьников и их родителей по 47 человек в каждой), из числа психодиагностических - анкетирование и интервью. В статье представлены результаты сопоставления оценок старшеклассников и их родителей о роли социальных сетей в жизни школьников: о количестве зарегистрированных аккаунтов, о целях применения социальных сетей, об их преимуществах и недостатках. В ходе исследования обнаружено, что оценки преимуществ и недостатков социальных сетей в целом одинаково понимаются старшеклассниками и их родителями. Выявлено, что различаются оценки родителей и их детей о частоте использования социальных сетей и их количестве. При этом родители серьезно преувеличивают факты использования старшеклассниками социальных сетей в учебных целях, тогда как дети применяют их в первую очередь для свободного общения. Результаты работы могут быть интересны в научном плане для продолжения исследования в направлении разработки технологии общения детей в социальных сетях. Также они могут быть применены в прикладном плане – в части психолого-педагогической подготовки учителей, просвещения родителей, а также при проведении психологических консультаций.
Психология развития
Мордас Е.С., Мульгинова О.П. - Вклад русских психоаналитиков в психологию развития ребенка c. 852-863

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22158

Аннотация: В работе представлено обобщение опыта отечественных психоаналитиков начала XX века (на примере опыта детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (1921-1925 гг.). Отечественный опыт психоаналитического исследования детей необходимо рассматривать как результат коллективного взаимодействия всех участников эксперимента. Наиболее яркими представителями детского психоанализа в России начала ХХ века были И.Д. Ермаков, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн и М.В. Вульф. Они впервые обратились к исследованиям внутреннего психического мира ребенка с позиции понимания глубинных внутренних процессов, которые зарождаются и протекают у ребенка в раннем возрасте. Рассматривали развитие активности ребенка в генетическом ключе, этапы и процесс эволюции и инволюции детского творчества в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Выявили и обосновали культурное значение детских игр, исследовали их психические механизмы, разработали психоаналитическую теорию детской игры с позиции ее культурного значения в жизни ребенка. Представили психологическое исследование символической деятельности ребенка и концепцию знака в психике ребенка; исследовали интимную жизнь детей и психические механизмы ее протекания. Выявили этапы развития речи и мышления ребенка с точки зрения психоанализа, значение аутистической и социальной речи у детей; сформулировали рекомендации для педагогов и воспитателей относительно создания специальной среды, способствующей социализации ребенка. Методы исследования основываются на комплексном применении совокупности исследовательских средств, реализуемых в современной психологической науке и истории психологии. Основная роль в исследовании отведена: 1) методам анализа содержания научных источников; 2) историковедческому анализу; 3) библиографическому анализу; 4) историко-психологическому исследованию; 5) методу обобщения результатов. Новизна исследования заключается в обобщении и уточнении представлений о развитии детского психоанализа в России (на примере результатов исследования и идей первых русских психоаналитиков) как научно-практического направления оказания психологической помощи ребенку. Большинство работ, содержащих ряд принципиальных психоаналитических текстов, раскрывающих исследовательскую деятельность первых русских психоаналитиков, таких как И.Д. Ермакова, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн, М.В. Вульфа и других, до сих пор остаются неопубликованными. Достаточно обширное наследие требует глубокого, планомерного, систематического изучения с целью заполнения пробелов в отечественной истории психоаналитического движения и в осмыслении проблем воспитания.
Мордас Е.С., Мульгинова О.П. - Вклад русских психоаналитиков в психологию развития ребенка c. 852-863

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68618

Аннотация: В работе представлено обобщение опыта отечественных психоаналитиков начала XX века (на примере опыта детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (1921-1925 гг.). Отечественный опыт психоаналитического исследования детей необходимо рассматривать как результат коллективного взаимодействия всех участников эксперимента. Наиболее яркими представителями детского психоанализа в России начала ХХ века были И.Д. Ермаков, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн и М.В. Вульф. Они впервые обратились к исследованиям внутреннего психического мира ребенка с позиции понимания глубинных внутренних процессов, которые зарождаются и протекают у ребенка в раннем возрасте. Рассматривали развитие активности ребенка в генетическом ключе, этапы и процесс эволюции и инволюции детского творчества в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Выявили и обосновали культурное значение детских игр, исследовали их психические механизмы, разработали психоаналитическую теорию детской игры с позиции ее культурного значения в жизни ребенка. Представили психологическое исследование символической деятельности ребенка и концепцию знака в психике ребенка; исследовали интимную жизнь детей и психические механизмы ее протекания. Выявили этапы развития речи и мышления ребенка с точки зрения психоанализа, значение аутистической и социальной речи у детей; сформулировали рекомендации для педагогов и воспитателей относительно создания специальной среды, способствующей социализации ребенка. Методы исследования основываются на комплексном применении совокупности исследовательских средств, реализуемых в современной психологической науке и истории психологии. Основная роль в исследовании отведена: 1) методам анализа содержания научных источников; 2) историковедческому анализу; 3) библиографическому анализу; 4) историко-психологическому исследованию; 5) методу обобщения результатов. Новизна исследования заключается в обобщении и уточнении представлений о развитии детского психоанализа в России (на примере результатов исследования и идей первых русских психоаналитиков) как научно-практического направления оказания психологической помощи ребенку. Большинство работ, содержащих ряд принципиальных психоаналитических текстов, раскрывающих исследовательскую деятельность первых русских психоаналитиков, таких как И.Д. Ермакова, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн, М.В. Вульфа и других, до сих пор остаются неопубликованными. Достаточно обширное наследие требует глубокого, планомерного, систематического изучения с целью заполнения пробелов в отечественной истории психоаналитического движения и в осмыслении проблем воспитания.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Суворова М.В. - Сетевая инновационная деструктивность несовершеннолетних в современном мире c. 864-869

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22114

Аннотация: Предметом исследования является психологические состояния несовершеннолетних с учетом того, что современный мир становится все могущественней в инновационных технологиях. Трудно представить деятельность человека из которой полностью исключен компьютер. Нельзя отрицать, что технологические инновации сегодняшней жизни несут в себе развитие, а следовательно, новые возможности в различных отраслях необходимых для общества. Но достигая вершин, человечество столкнулось с так называемым побочным эффектом, выявляющимся на подрастающем поколении. Компьютерная зависимость наносит огромный и непоправимый вред, поражая психику молодежи. Методологией исследования является изучение научной литературы с целью анализа и выявления научной новизны причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних, связанных с компьютерными инновациями. Основным выводом является то, что на фоне деформированного психического пространства происходит формирование делинквентного поведения. Противоправное поведение несовершеннолетнего по своей сути означает наличие внутреннего конфликта, а так же наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Далее необходимо отметить, что деструктивное поведение несовершеннолетних возникает в результате внутреннего желания удовлетворить свои потребности, что означает изменить психологическое неравновесие на психологическое равновесие, несмотря на общественное мнение.
Суворова М.В. - Сетевая инновационная деструктивность несовершеннолетних в современном мире c. 864-869

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.68619

Аннотация: Предметом исследования является психологические состояния несовершеннолетних с учетом того, что современный мир становится все могущественней в инновационных технологиях. Трудно представить деятельность человека из которой полностью исключен компьютер. Нельзя отрицать, что технологические инновации сегодняшней жизни несут в себе развитие, а следовательно, новые возможности в различных отраслях необходимых для общества. Но достигая вершин, человечество столкнулось с так называемым побочным эффектом, выявляющимся на подрастающем поколении. Компьютерная зависимость наносит огромный и непоправимый вред, поражая психику молодежи. Методологией исследования является изучение научной литературы с целью анализа и выявления научной новизны причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних, связанных с компьютерными инновациями. Основным выводом является то, что на фоне деформированного психического пространства происходит формирование делинквентного поведения. Противоправное поведение несовершеннолетнего по своей сути означает наличие внутреннего конфликта, а так же наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Далее необходимо отметить, что деструктивное поведение несовершеннолетних возникает в результате внутреннего желания удовлетворить свои потребности, что означает изменить психологическое неравновесие на психологическое равновесие, несмотря на общественное мнение.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.