по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 06, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 30-07-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Безумец как исчадие гена

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15482

Аннотация: Статья посвящена истокам шизофрении. В наши дни, когда все психические процессы выводятся по сути дела из физиологии, основное внимание привлекают проблемы генетической предрасположенности к этому заболеванию. Однако поиск специфических генетических факторов, неукоснительно ведущих к шизофрении, натолкнулся на определённые трудности. Оказалось, что гены этого заболевания раскинуты по всему геному. В новых исследованиях обозначен ряд локусов, предположительно ответственных за безумие. В то же время уже в нашем столетии эти догадки не получили подтверждения, не обозначен ни один ген, который бы бесспорно отвечал за развитие этого умственного отклонения. Использованы результаты психиатрических исследований, связанных с шизофренией. Вместе с тем подвергнут критическому анализу феномен редукционизма, сводящий сложные феномены к простым. Рассмотрены биологический и культурный детерминизм, их достижения и недостатки. Новизна авторского подхода состоит в том, чтобы раскрыть в истоках шизофрении не только явление мутации генов, но указать также на те ситуации, когда наследственная предрасположенность к заболеванию не получает развития в силу социальных или культурных факторов. Особое внимание уделено факторам риска, связанным с заболеванием, и тем условиям, которые позволяют преодолеть приговорённость к безумию. Подвергнут критическому разбору тезис социобиологов, которые полагают, что все формы социальной организации в прошлом и настоящем обусловлены специфической деятельностью генов. Показаны следствия, которые вытекают из представления о генетической определённости социальной организации естественным отбором.
Гуревич П.С. - Безумец как исчадие гена c. 547-550

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66632

Аннотация: Статья посвящена истокам шизофрении. В наши дни, когда все психические процессы выводятся по сути дела из физиологии, основное внимание привлекают проблемы генетической предрасположенности к этому заболеванию. Однако поиск специфических генетических факторов, неукоснительно ведущих к шизофрении, натолкнулся на определённые трудности. Оказалось, что гены этого заболевания раскинуты по всему геному. В новых исследованиях обозначен ряд локусов, предположительно ответственных за безумие. В то же время уже в нашем столетии эти догадки не получили подтверждения, не обозначен ни один ген, который бы бесспорно отвечал за развитие этого умственного отклонения. Использованы результаты психиатрических исследований, связанных с шизофренией. Вместе с тем подвергнут критическому анализу феномен редукционизма, сводящий сложные феномены к простым. Рассмотрены биологический и культурный детерминизм, их достижения и недостатки. Новизна авторского подхода состоит в том, чтобы раскрыть в истоках шизофрении не только явление мутации генов, но указать также на те ситуации, когда наследственная предрасположенность к заболеванию не получает развития в силу социальных или культурных факторов. Особое внимание уделено факторам риска, связанным с заболеванием, и тем условиям, которые позволяют преодолеть приговорённость к безумию. Подвергнут критическому разбору тезис социобиологов, которые полагают, что все формы социальной организации в прошлом и настоящем обусловлены специфической деятельностью генов. Показаны следствия, которые вытекают из представления о генетической определённости социальной организации естественным отбором.
Социальные страсти
Шажинбатын А. - Человек в трёх контекстах

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15231

Аннотация: Статья посвящена реконструкции идей выдающегося американского культуролога Лесли А. Уайта. Основное внимание уделено анализу культурной коммуникации, которая была им разработана. Размышляя над происхождением языка, автор статьи вслед за Уайтом обращается к философскому постижению человека. Основная идея статьи заключается в том, что человека можно рассматривать в трёх контекстах: как физический объект, как представителя живого мира и как человеческое существо. Уайт настаивает на различии животного и человека. Эту демаркацию он связывает с символической природой культуры. По его словам, человек обладает уникальной способностью к символическому поведению и, следовательно, в каждом своем действии и состоянии испытывает влияние культурной традиции. Автор статьи критически оценивает методы культурной антропологии и вводит в разбор концепции Л. Уайта важнейшие положения философского постижения человека. Реконструкция идея Л. Уайта рождает потребность в полемическом отношении к некоторым его положениям. Концепция Л. Уайта, его вклад в культурологию рассматривался многими отечественными исследователями. Однако научное наследие американского учёного многогранно. Особую ценность в нём представляет стремление Уайта выйти за рамки эволюционной антропологии и интегрировать философско-антропологические подходы к анализу человека как символического субъекта. Л. Уайт видит значимость своей концепции в том, чтобы показать различие животного и человека. Его идеи в этом смысле важны для полемики с постмодернистскими взглядами, которые исходят из принципиальной общности животного и человека.
Шажинбатын А. - Человек в трёх контекстах c. 551-559

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66633

Аннотация: Статья посвящена реконструкции идей выдающегося американского культуролога Лесли А. Уайта. Основное внимание уделено анализу культурной коммуникации, которая была им разработана. Размышляя над происхождением языка, автор статьи вслед за Уайтом обращается к философскому постижению человека. Основная идея статьи заключается в том, что человека можно рассматривать в трёх контекстах: как физический объект, как представителя живого мира и как человеческое существо. Уайт настаивает на различии животного и человека. Эту демаркацию он связывает с символической природой культуры. По его словам, человек обладает уникальной способностью к символическому поведению и, следовательно, в каждом своем действии и состоянии испытывает влияние культурной традиции. Автор статьи критически оценивает методы культурной антропологии и вводит в разбор концепции Л. Уайта важнейшие положения философского постижения человека. Реконструкция идея Л. Уайта рождает потребность в полемическом отношении к некоторым его положениям. Концепция Л. Уайта, его вклад в культурологию рассматривался многими отечественными исследователями. Однако научное наследие американского учёного многогранно. Особую ценность в нём представляет стремление Уайта выйти за рамки эволюционной антропологии и интегрировать философско-антропологические подходы к анализу человека как символического субъекта. Л. Уайт видит значимость своей концепции в том, чтобы показать различие животного и человека. Его идеи в этом смысле важны для полемики с постмодернистскими взглядами, которые исходят из принципиальной общности животного и человека.
Психология масс
Занковский А.Н., Нарциссова С.Ю. - Дискурс в виртуальном общении: мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15501

Аннотация: Статья освящает мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты виртуального дискурса, общие особенности и виды дискурса. Среди признаков виртуального дискурса отмечаются такие как: опосредованность культурой, коммуникативная природа, частое возвращение к предмету обсуждения, своеобразный сленг, интерактивность и толерантность дискурса. Отмечается, что развитие вертикальных и горизонтальных социальных связей среди членов виртуальных сообществ отчасти способствует формированию некоммерческого сектора в структуре современного государства и, в отдельных случаях, может влиять на общественно-значимые события в жизни общества. Методологию исследования составили: информационно-семиотический подход, рассматривающий общественное взаимодействие как мир социальной информации, накапливаемой и сохраняемой с помощью знаковых средств, созданных людьми; концепция А. Маслоу об иерархии мотивационно-потребностной сферы, теории социального действия Ю. Хабермаса и концепция социальных практик П. Бурдье. В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что мотивационно-потребностный потенциал виртуального дискурса представлен мотивами и потребностями, среди которых: возможности психологической разгрузки, самореализация и профессиональный рост, удовлетворение потребности в безопасности и анонимности, в признании и уважении, и другие. Дискурс в виртуальной субкультуре несет на себе отпечатки социально-культурного пространства и обеспечивает выполнение ряда функций, в частности: информационной функции и формирования социального облика. В числе ролевых детерминант дискурса - расчет рейтинга, иерархии пользователей, а также структурные образования, представляющие собой пирамиду рангов на основе на основе подсчета уровня активности пользователя, по факту оставленных комментариев или по объему созданного контента могут присваиваться ранги, побуждающие к действиям, повышающим статус.
Занковский А.Н., Нарциссова С.Ю. - Дискурс в виртуальном общении: мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты c. 560-569

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66634

Аннотация: Статья освящает мотивационно-потребностные и ролевые детерминанты виртуального дискурса, общие особенности и виды дискурса. Среди признаков виртуального дискурса отмечаются такие как: опосредованность культурой, коммуникативная природа, частое возвращение к предмету обсуждения, своеобразный сленг, интерактивность и толерантность дискурса. Отмечается, что развитие вертикальных и горизонтальных социальных связей среди членов виртуальных сообществ отчасти способствует формированию некоммерческого сектора в структуре современного государства и, в отдельных случаях, может влиять на общественно-значимые события в жизни общества. Методологию исследования составили: информационно-семиотический подход, рассматривающий общественное взаимодействие как мир социальной информации, накапливаемой и сохраняемой с помощью знаковых средств, созданных людьми; концепция А. Маслоу об иерархии мотивационно-потребностной сферы, теории социального действия Ю. Хабермаса и концепция социальных практик П. Бурдье. В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что мотивационно-потребностный потенциал виртуального дискурса представлен мотивами и потребностями, среди которых: возможности психологической разгрузки, самореализация и профессиональный рост, удовлетворение потребности в безопасности и анонимности, в признании и уважении, и другие. Дискурс в виртуальной субкультуре несет на себе отпечатки социально-культурного пространства и обеспечивает выполнение ряда функций, в частности: информационной функции и формирования социального облика. В числе ролевых детерминант дискурса - расчет рейтинга, иерархии пользователей, а также структурные образования, представляющие собой пирамиду рангов на основе на основе подсчета уровня активности пользователя, по факту оставленных комментариев или по объему созданного контента могут присваиваться ранги, побуждающие к действиям, повышающим статус.
Философия и психология
Попова В.С. - Психологизм как логико-методологическая проблема: исторические корни в русской философии начала XX века и современное значение

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15508

Аннотация: Определяется содержание проблемы психологизма в интерпретации логики. Проблема психологизма рассматривается в связи с логико-методологическими исследованиями некоторых русских философов в перекличке с зарубежными разработчиками этой темы (Владиславлев-Милль, Введенский-Лосский, Шпет-Зигварт-Вундт). Актуальность парадигмы психологизма выражается в нескольких логико-методологических тенденциях (значимость эмпирического субъекта познания в современной гуманитарной эпистемологии;современная конвергенция логики, аргументорики, когнитивных наук, исследований по искусственному интеллекту;возрастающая роль неформальной логики и её подходов к анализу аргументации). Обращение к проблеме психологизма внутри различных философских систем показательно с точки зрения развития методологии гуманитарной эпистемологии, становления самосознания гуманитарных дисциплин. Выделяются проблематические контексты, в которых велись споры относительно демаркации логического и психологического. Современные эпистемологические подходы (например, культурно-историческая методология) актуализирует значимость диалогизма различных ракурсов авторского научного исследования и вневременность постановки вопросов, затрагивающих проблемы определение предмета научного знания (логики, психологии, философии).
Попова В.С. - Психологизм как логико-методологическая проблема: исторические корни в русской философии начала XX века и современное значение c. 570-578

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66635

Аннотация: Определяется содержание проблемы психологизма в интерпретации логики. Проблема психологизма рассматривается в связи с логико-методологическими исследованиями некоторых русских философов в перекличке с зарубежными разработчиками этой темы (Владиславлев-Милль, Введенский-Лосский, Шпет-Зигварт-Вундт). Актуальность парадигмы психологизма выражается в нескольких логико-методологических тенденциях (значимость эмпирического субъекта познания в современной гуманитарной эпистемологии;современная конвергенция логики, аргументорики, когнитивных наук, исследований по искусственному интеллекту;возрастающая роль неформальной логики и её подходов к анализу аргументации). Обращение к проблеме психологизма внутри различных философских систем показательно с точки зрения развития методологии гуманитарной эпистемологии, становления самосознания гуманитарных дисциплин. Выделяются проблематические контексты, в которых велись споры относительно демаркации логического и психологического. Современные эпистемологические подходы (например, культурно-историческая методология) актуализирует значимость диалогизма различных ракурсов авторского научного исследования и вневременность постановки вопросов, затрагивающих проблемы определение предмета научного знания (логики, психологии, философии).
Материк бессознательного
Артемьева О.А., Курбатова М.В. - Монотеизм с позиций психоанализа

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.14905

Аннотация: В статье представлены основы психоаналитического подхода к исследованию образа Бога в монотеизме: они реализуют его антропоцентрическую, гуманистическую трактовку. По мнению З. Фрейда и К.Г. Юнга, образ Бога в иудаизме и христианстве, с одной стороны, наделяется чертами человеческой личности и обязанностями родителя, с другой – представляет некий идеал развития человека, предполагающий интеграцию всех субстанций личности в целостную систему. Иначе говоря, идея и образ Бога либо выводится из личного опыта человека и группы, либо рассматривается как средство развития личности. Хотя нивелирование сакрального содержания образа Бога приводит к упрощению изучаемого феномена, представления о его психологическом значении и потенциале видятся ценными для теории и практики психоаналитической помощи невротической личности нашего времени. Проводится анализ книг З. Фрейда «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм», работ К.Г. Юнга «Ответ Иову», «Психология и религия» и др. Реконструируются взгляды авторов на психологические корни и значение религии – как конструкта психики, защищающей себя от травмирующего воздействия окружающей реальности, или содержания коллективного бессознательного, способствующего индивидуации. Соответственно в качестве условия преодоления неврозов, с одной стороны, рассматривается отречение от религии, а с другой – обращение к религиозному опыту как источнику жизни, смысла и красоты.
Артемьева О.А., Курбатова М.В. - Монотеизм с позиций психоанализа c. 579-587

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66636

Аннотация: В статье представлены основы психоаналитического подхода к исследованию образа Бога в монотеизме: они реализуют его антропоцентрическую, гуманистическую трактовку. По мнению З. Фрейда и К.Г. Юнга, образ Бога в иудаизме и христианстве, с одной стороны, наделяется чертами человеческой личности и обязанностями родителя, с другой – представляет некий идеал развития человека, предполагающий интеграцию всех субстанций личности в целостную систему. Иначе говоря, идея и образ Бога либо выводится из личного опыта человека и группы, либо рассматривается как средство развития личности. Хотя нивелирование сакрального содержания образа Бога приводит к упрощению изучаемого феномена, представления о его психологическом значении и потенциале видятся ценными для теории и практики психоаналитической помощи невротической личности нашего времени. Проводится анализ книг З. Фрейда «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм», работ К.Г. Юнга «Ответ Иову», «Психология и религия» и др. Реконструируются взгляды авторов на психологические корни и значение религии – как конструкта психики, защищающей себя от травмирующего воздействия окружающей реальности, или содержания коллективного бессознательного, способствующего индивидуации. Соответственно в качестве условия преодоления неврозов, с одной стороны, рассматривается отречение от религии, а с другой – обращение к религиозному опыту как источнику жизни, смысла и красоты.
Моделирование бессознательного
Нилогов А.С. - Психология и философия антиязыка (на материале монографии И. А. Бесковой «Природа сновидений»)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15111

Аннотация: Объектом исследования является трёхуровневая структура человека, предложенная отечественным философом И. А. Бесковой в книге «Природа сновидений». Предметом исследования является репрезентация опыта сознания, подсознания и бессознательного, ранжированных с точки зрения гипотезы антропологической границы, и их концептуализация в соответствующих единицах информации. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как индивидуальная объективная реальность, индивидуальный язык, статус бытия-человеком, суггестия, сновидческий язык. Особое внимание уделяется изучению онтологического статуса языковых и антиязыковых единиц, представляющих чувственные каналы получения информации. Использованы следующие методы исследования: проблемный, аналогия, герменевтический, антиязыковой (выявление классов антислов), сравнение, синтез, анализ, концептуализация, реконструкция, интервьюирование. Новизна исследования заключается в том, что применена антиязыковая методология для вербализации информации от многих систем и подсистем человека (органы чувств) в виде специальных классов, кодирующих сигналы посредством антислов. Реконструированы антиязыковые аспекты и приложения у нескольких авторов, позволяющие достаточно обосновать новый философско-лингвистический метод.
Нилогов А.С. - Психология и философия антиязыка (на материале монографии И. А. Бесковой «Природа сновидений») c. 588-601

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66637

Аннотация: Объектом исследования является трёхуровневая структура человека, предложенная отечественным философом И. А. Бесковой в книге «Природа сновидений». Предметом исследования является репрезентация опыта сознания, подсознания и бессознательного, ранжированных с точки зрения гипотезы антропологической границы, и их концептуализация в соответствующих единицах информации. В статье подробно рассматриваются такие аспекты, как индивидуальная объективная реальность, индивидуальный язык, статус бытия-человеком, суггестия, сновидческий язык. Особое внимание уделяется изучению онтологического статуса языковых и антиязыковых единиц, представляющих чувственные каналы получения информации. Использованы следующие методы исследования: проблемный, аналогия, герменевтический, антиязыковой (выявление классов антислов), сравнение, синтез, анализ, концептуализация, реконструкция, интервьюирование. Новизна исследования заключается в том, что применена антиязыковая методология для вербализации информации от многих систем и подсистем человека (органы чувств) в виде специальных классов, кодирующих сигналы посредством антислов. Реконструированы антиязыковые аспекты и приложения у нескольких авторов, позволяющие достаточно обосновать новый философско-лингвистический метод.
Личностный рост
Толмачева О.А. - Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15110

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются взгляды гуманистически ориентированных авторов на проблему личностной зрелости и самоактуализации. Самоактуализация – это полное раскрытие и применение потенциала личности. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Это является врожденной потребностью личности и возможно только при условии ее зрелости и тенденции к росту. Люди от рождения обладают огромными потенциями, которые угасают в результате окультуривания. Так считал создатель теории самоактуализации Абрахам Маслоу. Психологи гуманистического направления и ряд российских авторов рассматривают мотив самоактуализации как основную движущую силу в процессе развития личности. Сам мотив самоактуализации свидетельствует о личностной зрелости. Теоретико-методологической основой работы послужили: гуманистические концепции самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), концепции личностного саморазвития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов), а также научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов (Е.П. Ильин). В данной работе личностная зрелость и тенденция к самоактуализации рассматривается с точки зрения психологического здоровья личности. В этом состоит новизна исследования. Кроме того, в статье собраны основные и ведущие концепции личностного саморазвития как российских, так и иностранных авторов, где сняты противоречия во взглядах на самоактуализацию и показано, что зрелая личность - психологически здоровая личность с развитым интеллектом, умеющая реализовывать свои цели. Все это возможно только при наличии личностного здоровья. Личностное здоровье - состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие, успешный личностный рост, движение в сторону самоактуализации. Мотивационный статус здорового человека состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Таким образом, чувство индивидуальности, успешная карьера и приверженность ценностной системе также важны для психического здоровья индивида, как и безопасность, любовь, самоуважение и т. д. Если индивид стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, это является показателем его психического здоровья. Маслоу считает, что, удовлетворяя потребности высокого порядка, человек чувствует себя более счастливым и сама метамотивация свидетельствует о личностной зрелости.Большинство авторов рассматривают личностный рост как необходимую составляющую на пути к самоактуализации.
Толмачева О.А. - Проблема личностной зрелости и самоактуализации. Гуманистический взгляд c. 602-610

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66638

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются взгляды гуманистически ориентированных авторов на проблему личностной зрелости и самоактуализации. Самоактуализация – это полное раскрытие и применение потенциала личности. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Это является врожденной потребностью личности и возможно только при условии ее зрелости и тенденции к росту. Люди от рождения обладают огромными потенциями, которые угасают в результате окультуривания. Так считал создатель теории самоактуализации Абрахам Маслоу. Психологи гуманистического направления и ряд российских авторов рассматривают мотив самоактуализации как основную движущую силу в процессе развития личности. Сам мотив самоактуализации свидетельствует о личностной зрелости. Теоретико-методологической основой работы послужили: гуманистические концепции самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), концепции личностного саморазвития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов), а также научные представления о побуждающей и направляющей роли мотивов (Е.П. Ильин). В данной работе личностная зрелость и тенденция к самоактуализации рассматривается с точки зрения психологического здоровья личности. В этом состоит новизна исследования. Кроме того, в статье собраны основные и ведущие концепции личностного саморазвития как российских, так и иностранных авторов, где сняты противоречия во взглядах на самоактуализацию и показано, что зрелая личность - психологически здоровая личность с развитым интеллектом, умеющая реализовывать свои цели. Все это возможно только при наличии личностного здоровья. Личностное здоровье - состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие, успешный личностный рост, движение в сторону самоактуализации. Мотивационный статус здорового человека состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Таким образом, чувство индивидуальности, успешная карьера и приверженность ценностной системе также важны для психического здоровья индивида, как и безопасность, любовь, самоуважение и т. д. Если индивид стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, это является показателем его психического здоровья. Маслоу считает, что, удовлетворяя потребности высокого порядка, человек чувствует себя более счастливым и сама метамотивация свидетельствует о личностной зрелости.Большинство авторов рассматривают личностный рост как необходимую составляющую на пути к самоактуализации.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Березина Т.Н., Соколов Г.А. - Образное моделирование как способ оптимизации психического состояния студента на экзамене.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15142

Аннотация: В статье анализируется проблема эмоциональной безопасности образовательной среды в аспекте оптимизации психического состояния студентов во время экзамена. Анализируются известные последствия экзаменационного стресса, выражающиеся в виде снижения академических показателей и возможных психосоматических расстройств. Описываются существующие методы снижения экзаменационной тревожности, среди них психорелаксационные и поведенческие. Предметом данной статьи является образное моделирование, как способ оптимизации психического состояния. Объектом выступает использование приемов преобразования психических образов высшего порядка (снижение значимости негативного образа и формирование позитивного образа) студентами во время экзамена. Основной метод исследования: квазиэксперимент, проведенный на двух группах испытуемых, опытной и контрольной по 25 человек в каждой. На основании эмпирических данных было показано, что использование приемов образного моделирования студентами во время экзамена ведет к снижению ситуативной тревожности, уменьшению беспокойства об отметке и к частичному улучшению настроения. Образное моделирование рассматривается нами как когнитивный метод, направленный на непосредственную работу с когнициями (убеждениям, ожиданиями, мыслями) и позволяющий через образное мышление оптимизировать психическое состояние студента.
Березина Т.Н., Соколов Г.А. - Образное моделирование как способ оптимизации психического состояния студента на экзамене. c. 611-620

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66639

Аннотация: В статье анализируется проблема эмоциональной безопасности образовательной среды в аспекте оптимизации психического состояния студентов во время экзамена. Анализируются известные последствия экзаменационного стресса, выражающиеся в виде снижения академических показателей и возможных психосоматических расстройств. Описываются существующие методы снижения экзаменационной тревожности, среди них психорелаксационные и поведенческие. Предметом данной статьи является образное моделирование, как способ оптимизации психического состояния. Объектом выступает использование приемов преобразования психических образов высшего порядка (снижение значимости негативного образа и формирование позитивного образа) студентами во время экзамена. Основной метод исследования: квазиэксперимент, проведенный на двух группах испытуемых, опытной и контрольной по 25 человек в каждой. На основании эмпирических данных было показано, что использование приемов образного моделирования студентами во время экзамена ведет к снижению ситуативной тревожности, уменьшению беспокойства об отметке и к частичному улучшению настроения. Образное моделирование рассматривается нами как когнитивный метод, направленный на непосредственную работу с когнициями (убеждениям, ожиданиями, мыслями) и позволяющий через образное мышление оптимизировать психическое состояние студента.
Профессиональная психология
Мустафаева Э.М., Рюмшина Л.И. - Манипулятивный стиль управления менеджеров и удовлетворенность психологическим климатом в группе их подчиненных

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15640

Аннотация: Предметом исследования являются манипулятивные склонности менеджеров, их стиль управления, средства воздействия на подчиненных и удовлетворенность последними психологическим климатом в группе. Особое внимание при этом уделяется поиску взаимосвязи между манипулятивными склонностями менеджеров и их стилем управления, а также особенностям проявления манипулятивного стиля руководства и средствам воздействия на подчиненных менеджеров, склонных к манипуляциям. Эмпирическим объектом выступили производственные коллективы. Всего было исследовано 155 человек. Из них 20 человек – менеджеры и 135 их подчиненные. Анкетирование, сравнительный анализ, статистическая обработка данных. С целью определения манипулятивных склонностей менеджеров применялся опросник Мак-4 (в адаптации В.В. Знакова), для определения особенностей микроклимата в группе использовалась методика «Изучение социально-психологического климата» А.Н. Лутошкина. Стиль управления менеджеров изучался с помощью авторских методик Л.И. Рюмшиной «Методика определения стиля управления» и «Манипулятивные средства воздействия». Новизна исследования заключается в анализе манипулятивного стиля управления и манипулятивных средств воздействия, осуществляемых менеджерами при управлении подчиненными. Показана зависимость манипулятивного стиля управления от наличия манипулятивных склонностей менеджеров. Выявлены общие манипулятивные средства воздействия на подчиненных, характерные для менеджеров независимо от стиля управления и специфические для руководителей с манипулятивным стилем. Изучена удовлетворенность психологическим климатом в производственном коллективе подчиненными, при различных стилях управления менеджеров.
Мустафаева Э.М., Рюмшина Л.И. - Манипулятивный стиль управления менеджеров и удовлетворенность психологическим климатом в группе их подчиненных c. 621-630

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66640

Аннотация: Предметом исследования являются манипулятивные склонности менеджеров, их стиль управления, средства воздействия на подчиненных и удовлетворенность последними психологическим климатом в группе. Особое внимание при этом уделяется поиску взаимосвязи между манипулятивными склонностями менеджеров и их стилем управления, а также особенностям проявления манипулятивного стиля руководства и средствам воздействия на подчиненных менеджеров, склонных к манипуляциям. Эмпирическим объектом выступили производственные коллективы. Всего было исследовано 155 человек. Из них 20 человек – менеджеры и 135 их подчиненные. Анкетирование, сравнительный анализ, статистическая обработка данных. С целью определения манипулятивных склонностей менеджеров применялся опросник Мак-4 (в адаптации В.В. Знакова), для определения особенностей микроклимата в группе использовалась методика «Изучение социально-психологического климата» А.Н. Лутошкина. Стиль управления менеджеров изучался с помощью авторских методик Л.И. Рюмшиной «Методика определения стиля управления» и «Манипулятивные средства воздействия». Новизна исследования заключается в анализе манипулятивного стиля управления и манипулятивных средств воздействия, осуществляемых менеджерами при управлении подчиненными. Показана зависимость манипулятивного стиля управления от наличия манипулятивных склонностей менеджеров. Выявлены общие манипулятивные средства воздействия на подчиненных, характерные для менеджеров независимо от стиля управления и специфические для руководителей с манипулятивным стилем. Изучена удовлетворенность психологическим климатом в производственном коллективе подчиненными, при различных стилях управления менеджеров.
Психология развития
Мишурова Е.Ю. - Позиция замещающего родителя

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15161

Аннотация: Внимание автора обращено к феномену замещающего родительства, который требует серьезного научного обоснования. Исследователь предлагает рассматривать позицию замещающего родителя в качестве системообразующего элемента в структуре замещающего родительства, определяет эту позицию как систему отношений замещающего родителя к различным аспектам замещающего родительства. Автор демонстрирует многоплановость трактовок понятия «позиция» в отечественной и зарубежной науке. Предметом исследования является позиция замещающего родителя, в частности ее мотивационная составляющая, проблемы, возникающие в процессе воспитания приемных детей, в связи с которыми семья относится к группе риска возврата приемного ребенка в государственное учреждение. Основополагающими для исследования являются субъектный и экзистенциальный подходы к изучению человека как активного, способного к саморазвитию субъекта жизнедеятельности. Новизна статьи заключается в исследовании позиции замещающего родителя как основы взаимодействия с ребенком, принятым на воспитание в семью. В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационной составляющей позиции замещающих родителей, позволяющие обратиться к процессам смыслообразования замещающего родительства. Исследование нацелено на повышение эффективности замещающего родительства, обеспечение практики сопровождения замещающих семей, осуществление профилактики отказов замещающих родителей от исполнения договорных обязательств по воспитанию приемных детей.
Мишурова Е.Ю. - Позиция замещающего родителя c. 631-638

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66641

Аннотация: Внимание автора обращено к феномену замещающего родительства, который требует серьезного научного обоснования. Исследователь предлагает рассматривать позицию замещающего родителя в качестве системообразующего элемента в структуре замещающего родительства, определяет эту позицию как систему отношений замещающего родителя к различным аспектам замещающего родительства. Автор демонстрирует многоплановость трактовок понятия «позиция» в отечественной и зарубежной науке. Предметом исследования является позиция замещающего родителя, в частности ее мотивационная составляющая, проблемы, возникающие в процессе воспитания приемных детей, в связи с которыми семья относится к группе риска возврата приемного ребенка в государственное учреждение. Основополагающими для исследования являются субъектный и экзистенциальный подходы к изучению человека как активного, способного к саморазвитию субъекта жизнедеятельности. Новизна статьи заключается в исследовании позиции замещающего родителя как основы взаимодействия с ребенком, принятым на воспитание в семью. В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационной составляющей позиции замещающих родителей, позволяющие обратиться к процессам смыслообразования замещающего родительства. Исследование нацелено на повышение эффективности замещающего родительства, обеспечение практики сопровождения замещающих семей, осуществление профилактики отказов замещающих родителей от исполнения договорных обязательств по воспитанию приемных детей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.