по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 31-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Онтологический редукционизм

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14455

Аннотация: Статья посвящена критическому рассмотрению так называемого «онтологического редукционизма». Автор утверждает, что эта методологическая установка имела несомненные заслуги в определённый период истории науки. Нет возможности вырабатывать научный язык без опоры на диалог разных сфер научного творчества, без использования наглядных простых моделей. На основе редукционизма так и не удалось обеспечить единство научного знания. Но это вовсе не означает, что он был бесплоден. Именно в нём исток появления кибернетики, компьютерной логики, когнитологии. Однако сегодня редукционизм как методология захватывает новые рубежи и зачастую устраняет промежуточные звенья, заведомо упрощая реальные процессы жизни и познания. Автор опирается на методологию логического позитивизма в раскрытии генезиса редукционизма. В то же время он прибегает к философии духа, которая позволяет трактовать человека как особый род сущего, а не «голую обезьяну». В той же мере нет основании «растворять» физику в биологии. Новизна статьи заключается в том, что в ней отмечены заслуги редукционизма, раскрыты смыслы сведения сложного к простому. Восстанавливая законность редукционизма, автор в то же время показывает, что в наши дни, когда наука множит научные открытия, есть опасность устранения в анализе психических и духовных процессов опосредованных звеньев, в частности, сведения психологических феноменов к рефлексу физиологических процессов. По мнению автора, психические процессы не продуцируются мозгом напрямую, а имеют автономную природу.
Гуревич П.С. - Онтологический редукционизм c. 119-121

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66253

Аннотация: Статья посвящена критическому рассмотрению так называемого «онтологического редукционизма». Автор утверждает, что эта методологическая установка имела несомненные заслуги в определённый период истории науки. Нет возможности вырабатывать научный язык без опоры на диалог разных сфер научного творчества, без использования наглядных простых моделей. На основе редукционизма так и не удалось обеспечить единство научного знания. Но это вовсе не означает, что он был бесплоден. Именно в нём исток появления кибернетики, компьютерной логики, когнитологии. Однако сегодня редукционизм как методология захватывает новые рубежи и зачастую устраняет промежуточные звенья, заведомо упрощая реальные процессы жизни и познания. Автор опирается на методологию логического позитивизма в раскрытии генезиса редукционизма. В то же время он прибегает к философии духа, которая позволяет трактовать человека как особый род сущего, а не «голую обезьяну». В той же мере нет основании «растворять» физику в биологии. Новизна статьи заключается в том, что в ней отмечены заслуги редукционизма, раскрыты смыслы сведения сложного к простому. Восстанавливая законность редукционизма, автор в то же время показывает, что в наши дни, когда наука множит научные открытия, есть опасность устранения в анализе психических и духовных процессов опосредованных звеньев, в частности, сведения психологических феноменов к рефлексу физиологических процессов. По мнению автора, психические процессы не продуцируются мозгом напрямую, а имеют автономную природу.
Социальные страсти
Рахмановская Е.А. - Социальные смыслы свободы

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14060

Аннотация: Предметом исследования является феномен внутренней свободы и его связь с социальными детерминантами. Сопоставляются взгляды на проблему Н. Бердяева и Э. Фромма и делается вывод о более глубокой проработке темы свободы русским философом в силу религиозной направленности гуманизма последнего. Н. Бердяев рассматривает свободу как "безосновную основу бытия", как базис, с которого начинается всякое антропологическое философствование. Именно поэтому она не может быть социально обусловленной, напротив, именно свобода обусловливает все на свете. Свобода не определяется и не задается обществом, она - личностный выбор и вызов человека, основа его бытия, от которой он, впрочем, может отказаться. Свобода, как это ни парадоксально, напрямую связана с ограничениями. Именно ограничения, идущие непосредственно от самой личности, отличают свободу от своеволия, позволяют человеку освободиться от ненужного, наносного, мешающего самореализации. Автор ставит вопрос о соотношении свободы и своеволия через призму категорий добра и зла, исследует связь свободы и ответственности. В статье автор использует методы историко-философского анализа, исторического сравнения (компаративистики), а также философского постижения человека. Тема свободы занимала важное место в трудах многих философов, постоянно обнаруживая новые качества, смыслы и аспекты, однако в данном исследовании она впервые рассматривается в качестве внутренней свободы, т.е. свободы, источником которой являются не общественные отношения, а внутреннее самоощущение человека.
Рахмановская Е.А. - Социальные смыслы свободы c. 122-134

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66254

Аннотация: Предметом исследования является феномен внутренней свободы и его связь с социальными детерминантами. Сопоставляются взгляды на проблему Н. Бердяева и Э. Фромма и делается вывод о более глубокой проработке темы свободы русским философом в силу религиозной направленности гуманизма последнего. Н. Бердяев рассматривает свободу как "безосновную основу бытия", как базис, с которого начинается всякое антропологическое философствование. Именно поэтому она не может быть социально обусловленной, напротив, именно свобода обусловливает все на свете. Свобода не определяется и не задается обществом, она - личностный выбор и вызов человека, основа его бытия, от которой он, впрочем, может отказаться. Свобода, как это ни парадоксально, напрямую связана с ограничениями. Именно ограничения, идущие непосредственно от самой личности, отличают свободу от своеволия, позволяют человеку освободиться от ненужного, наносного, мешающего самореализации. Автор ставит вопрос о соотношении свободы и своеволия через призму категорий добра и зла, исследует связь свободы и ответственности. В статье автор использует методы историко-философского анализа, исторического сравнения (компаративистики), а также философского постижения человека. Тема свободы занимала важное место в трудах многих философов, постоянно обнаруживая новые качества, смыслы и аспекты, однако в данном исследовании она впервые рассматривается в качестве внутренней свободы, т.е. свободы, источником которой являются не общественные отношения, а внутреннее самоощущение человека.
Психология масс
Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. - Транзактное взаимодействие как механизм внушаемости в большой группе

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14378

Аннотация: В статье представлен анализ транзактного взаимодействия между людьми как механизма внушаемости в большой группе. Дается характеристика внушаемости как сложного системного феномена, а также краткий обзор основных ее теорий. Приводится список основных концепций, получивших развитие в рамках транзактного анализа Эрика Берна, и подробно рассматриваются следующие из них: теории личности, социального взаимодействия и концепция психологических «голодов». Делается акцент на некоторой близости теорий классического психоанализа и транзактного анализа в понимании природы внушаемости. Также приведены исторические примеры, иллюстрирующие описанный подход к пониманию природы человеческих взаимоотношений. Основным методом исследования при создании данной статьи является системный анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме внушаемости. Впервые внушаемость анализируется как с медицинской, так и с социально-психологической точек зрения, что позволяет четко отграничить ее от понятия гипнабельности. Также впервые проводится анализ внушаемости в больших группах с позиции транзактного анализа. Выводы: внушаемость является сложным системным феноменом, который нельзя трактовать одномерно; внушаемость в больших группах является следствием массового перехода людей в состояние Ребенка.
Козлов В.В., Гордеев М.Н., Власов Н.А. - Транзактное взаимодействие как механизм внушаемости в большой группе c. 135-140

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66255

Аннотация: В статье представлен анализ транзактного взаимодействия между людьми как механизма внушаемости в большой группе. Дается характеристика внушаемости как сложного системного феномена, а также краткий обзор основных ее теорий. Приводится список основных концепций, получивших развитие в рамках транзактного анализа Эрика Берна, и подробно рассматриваются следующие из них: теории личности, социального взаимодействия и концепция психологических «голодов». Делается акцент на некоторой близости теорий классического психоанализа и транзактного анализа в понимании природы внушаемости. Также приведены исторические примеры, иллюстрирующие описанный подход к пониманию природы человеческих взаимоотношений. Основным методом исследования при создании данной статьи является системный анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме внушаемости. Впервые внушаемость анализируется как с медицинской, так и с социально-психологической точек зрения, что позволяет четко отграничить ее от понятия гипнабельности. Также впервые проводится анализ внушаемости в больших группах с позиции транзактного анализа. Выводы: внушаемость является сложным системным феноменом, который нельзя трактовать одномерно; внушаемость в больших группах является следствием массового перехода людей в состояние Ребенка.
Внутренний мир человека
Березина Т.Н. - Внутреннее пространство сновидения

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14350

Аннотация: Предлагается модель формирования пространства сновидения как формы существования психических образов, в том числе, и образов высшего порядка.. Внутреннее пространство сновидения рассматривается как частный случай психического пространства. Теоретической основой модели выступает представление о том, что психика является особой реальностью, имеющей свою природу, отличную от биологической природы головного мозга и физической природы внешнего мира, а также представление психики как пространственно подобного образования, находящегося вне пространства головного мозга. В статье выделены особенности пространства сновидения: 1) пространство сновидения является образным, 2) сновидцу оно представляется внешним, а не внутренним, 3) это пространство измененного сознания, 4) сновидцем пространство воспринимается как реальное физическое, а образы – как реальные объекты и т.д. Отмечается, что центральной проблемой формирования пространства сновидения является появление в нем ощущения гравитации. Утверждается, что чувство тяжести в сновидении является субъективно переживаемым ощущением притяжения к собственному организму. Выделяются три компонента психического образа (экстероцептивный, интероцептивный и проприоцептивный). Предполагается, что интероцептивный компонент является основой формирования внутреннего пространства, на него накладывается проприоцептивный компонент, который создает ощущение тяжести в этом пространстве, и экстероцептивный компонент, обеспечивающий возникновение зрительных образов в соответствующем месте пространства.
Березина Т.Н. - Внутреннее пространство сновидения c. 141-149

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66256

Аннотация: Предлагается модель формирования пространства сновидения как формы существования психических образов, в том числе, и образов высшего порядка.. Внутреннее пространство сновидения рассматривается как частный случай психического пространства. Теоретической основой модели выступает представление о том, что психика является особой реальностью, имеющей свою природу, отличную от биологической природы головного мозга и физической природы внешнего мира, а также представление психики как пространственно подобного образования, находящегося вне пространства головного мозга. В статье выделены особенности пространства сновидения: 1) пространство сновидения является образным, 2) сновидцу оно представляется внешним, а не внутренним, 3) это пространство измененного сознания, 4) сновидцем пространство воспринимается как реальное физическое, а образы – как реальные объекты и т.д. Отмечается, что центральной проблемой формирования пространства сновидения является появление в нем ощущения гравитации. Утверждается, что чувство тяжести в сновидении является субъективно переживаемым ощущением притяжения к собственному организму. Выделяются три компонента психического образа (экстероцептивный, интероцептивный и проприоцептивный). Предполагается, что интероцептивный компонент является основой формирования внутреннего пространства, на него накладывается проприоцептивный компонент, который создает ощущение тяжести в этом пространстве, и экстероцептивный компонент, обеспечивающий возникновение зрительных образов в соответствующем месте пространства.
Понять человека
Рыбакова Н.А. - Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14080

Аннотация: Предметом исследования является развитие у людей разного возраста и музыкальной подготовленности эмпатии на основе метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыкального образа. Объектом выступает эмпатия как один из ключевых компонентов развитого эмоционального интеллекта человека. В статье раскрывается сущность метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле) с позиций возможности его применения для совершенствования эмоционального интеллекта через интенсивное развитие эмпатии. Действие метода обосновывается идеями психологии, музыкальной психологии и педагогики искусства. Особое внимание отводится сущности данного метода, характеристике апробированных автором в личной практике работы со взрослыми конкретных методов и приемов: создания художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций образа. Методологию исследования составляют исследования эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.Майер, Т. Орме, П. Сэловей и др.), эмпатии (А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Н.В. Буравцова, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Дж. Мид, О.В. Полякова и др.), музыкальной психологии исследованиям (Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, А.В. Торопова и др.), музыкальной педагогики (В. Коэн, Л.П. Маслова, Н.А. Тереньева, В.В. Школяр, Л.В. Школяр и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - важнейшим качеством человека, обладающего развитым эмоциональным интеллектом, является способность к эмпатии, которая позволяет ему строить эффективное взаимодействие с другими людьми; - восприятие музыки с применением соответствующих методов способно совершенствовать эмоциональный интеллект человека любого возраста посредством развития способности к эмпатии; - более эффективным может сделать процесс развития эмпатии в процессе восприятия музыки метод создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке автором эффективного для развития эмоционального интеллекта метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле), выделении в нем и описании трех групп методов (в узком смысле): художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что предпринята попытка обобщить опыт психологии, музыкознания и музыкальной педагогики, дополнить его авторскими идеями и результатами собственной работы по развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у взрослых людей, не имеющих музыкального образования.
Рыбакова Н.А. - Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки c. 150-158

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66257

Аннотация: Предметом исследования является развитие у людей разного возраста и музыкальной подготовленности эмпатии на основе метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыкального образа. Объектом выступает эмпатия как один из ключевых компонентов развитого эмоционального интеллекта человека. В статье раскрывается сущность метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле) с позиций возможности его применения для совершенствования эмоционального интеллекта через интенсивное развитие эмпатии. Действие метода обосновывается идеями психологии, музыкальной психологии и педагогики искусства. Особое внимание отводится сущности данного метода, характеристике апробированных автором в личной практике работы со взрослыми конкретных методов и приемов: создания художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций образа. Методологию исследования составляют исследования эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.Майер, Т. Орме, П. Сэловей и др.), эмпатии (А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Н.В. Буравцова, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Дж. Мид, О.В. Полякова и др.), музыкальной психологии исследованиям (Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, А.В. Торопова и др.), музыкальной педагогики (В. Коэн, Л.П. Маслова, Н.А. Тереньева, В.В. Школяр, Л.В. Школяр и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - важнейшим качеством человека, обладающего развитым эмоциональным интеллектом, является способность к эмпатии, которая позволяет ему строить эффективное взаимодействие с другими людьми; - восприятие музыки с применением соответствующих методов способно совершенствовать эмоциональный интеллект человека любого возраста посредством развития способности к эмпатии; - более эффективным может сделать процесс развития эмпатии в процессе восприятия музыки метод создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке автором эффективного для развития эмоционального интеллекта метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле), выделении в нем и описании трех групп методов (в узком смысле): художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что предпринята попытка обобщить опыт психологии, музыкознания и музыкальной педагогики, дополнить его авторскими идеями и результатами собственной работы по развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у взрослых людей, не имеющих музыкального образования.
Вершинные состояния духа
Чернов С.В. - Новый взгляд на природу гениальности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14131

Аннотация: Предметом исследования является природа гениальности и смысл бытия гения. Гениальность – это наивысшая степень проявления ума, сознания, творческих сил человека, благодаря которой создаются такие качественно новые творения, которые оказывают непреходящее влияние на развитие человеческого рода и духовное преображение человека в идеях любви, истины и красоты. Человеческий гений есть система таких личностных атрибутов и духовных признаков, благодаря становлению которых в индивидуальной творческой деятельности личность обнаруживает, осознаёт и принимает на себя назначение своё и вносит во всеобщую духовную культуру свою личностную волю и духовную глубину. Исследование природы гениальности проводится на трёх уровнях диалектико-феноменологического анализа: идейно-смысловом, образно-личностном и деятельно-содержательном. Новизна исследования заключается, во-первых, в разработке категориально-понятийного аппарата, представленного в виде структурных моделей, разработанных на основе принципа троичной классификации; во-вторых, в выделении и описании таких духовных признаков как творческий дар и назначение, которые определяют трансцендентную индивидуальность гения, в-третьих, в доказательстве особости гениального ума. В исследовании показано, что в личности гения мы имеем выражение идеала человека, сущности человека и смысла человеческого бытия.
Чернов С.В. - Новый взгляд на природу гениальности c. 159-174

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66258

Аннотация: Предметом исследования является природа гениальности и смысл бытия гения. Гениальность – это наивысшая степень проявления ума, сознания, творческих сил человека, благодаря которой создаются такие качественно новые творения, которые оказывают непреходящее влияние на развитие человеческого рода и духовное преображение человека в идеях любви, истины и красоты. Человеческий гений есть система таких личностных атрибутов и духовных признаков, благодаря становлению которых в индивидуальной творческой деятельности личность обнаруживает, осознаёт и принимает на себя назначение своё и вносит во всеобщую духовную культуру свою личностную волю и духовную глубину. Исследование природы гениальности проводится на трёх уровнях диалектико-феноменологического анализа: идейно-смысловом, образно-личностном и деятельно-содержательном. Новизна исследования заключается, во-первых, в разработке категориально-понятийного аппарата, представленного в виде структурных моделей, разработанных на основе принципа троичной классификации; во-вторых, в выделении и описании таких духовных признаков как творческий дар и назначение, которые определяют трансцендентную индивидуальность гения, в-третьих, в доказательстве особости гениального ума. В исследовании показано, что в личности гения мы имеем выражение идеала человека, сущности человека и смысла человеческого бытия.
Индивид и личность
Плотникова Е.С. - От самодетерминации к самореализации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14246

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние самодетерминации на самореализацию личности и характер этого влияния. Процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям. Современный человек каждый день сталкивается повышенными требованиями, предъявляемыми ему на работе или учебе и в то же время имеет свободу, большой выбор жизненных путей и стратегий. Он может максимально реализовать свой потенциал, жить насыщенной творчеством жизнью, выражать самобытность и уникальность внутреннего мира. От того, насколько человек самодетерминирован, зависит его способность выбирать собственный путь развития, противостоять внешним факторам, отвлекающим его от главных жизненных целей и, следовательно, стремиться к самореализации. Для изучения параметров самодетерминации использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (шкала «общий показатель осмысленности жизни»), тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова (шкала «общий показатель способности к самоуправлению), «Тест самодетерминации» (шкалы «автономия» и «самовыражение». Для изучения самореализации мы взяли общий показатель самореализации («Опросник самореализации» С.И. Кудинова). В результате проведенного исследования выяснилось, что такие параметры самодетерминации, как способность самоуправления, автономия и самовыражение, положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации, а осмысленность жизни служит фундаментом для этих процессов.
Плотникова Е.С. - От самодетерминации к самореализации c. 175-182

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66259

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как влияние самодетерминации на самореализацию личности и характер этого влияния. Процесс самодетерминации является сложным образованием личности, обеспечивающим человека свободой выбора пути своего развития (Э. Дейси и Р. Райан) и способностью действовать независимо от внешних обстоятельств и непредсказуемо для сторонних наблюдателей, но при этом следуя своей логике и убеждениям. Современный человек каждый день сталкивается повышенными требованиями, предъявляемыми ему на работе или учебе и в то же время имеет свободу, большой выбор жизненных путей и стратегий. Он может максимально реализовать свой потенциал, жить насыщенной творчеством жизнью, выражать самобытность и уникальность внутреннего мира. От того, насколько человек самодетерминирован, зависит его способность выбирать собственный путь развития, противостоять внешним факторам, отвлекающим его от главных жизненных целей и, следовательно, стремиться к самореализации. Для изучения параметров самодетерминации использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (шкала «общий показатель осмысленности жизни»), тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова (шкала «общий показатель способности к самоуправлению), «Тест самодетерминации» (шкалы «автономия» и «самовыражение». Для изучения самореализации мы взяли общий показатель самореализации («Опросник самореализации» С.И. Кудинова). В результате проведенного исследования выяснилось, что такие параметры самодетерминации, как способность самоуправления, автономия и самовыражение, положительно влияют на самореализацию личности, если имеют средние значения, т.е. движущей силой самореализации личности является гармоничное развитие самодетерминации и внешней детерминации, а осмысленность жизни служит фундаментом для этих процессов.
Личностный рост
Жиртуева Н.С. - Мистика как психопрактика преодоления Эго и воспитания самоактуализированной личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14115

Аннотация: Предметом исследования является мистический опыт как психопрактика преодоления эгоцентрического сознания и воспитания психически здоровой, самоактуализированной личности. Автор дает сравнительную характеристику психологических особенностей эгоцентрического и просветленного сознания. В статье анализируются основные методы мистических психопрактик, с помощью которых осуществляется системная работа со всеми уровнями сознания. Проводится сравнительный анализ особенностей использования методов дисциплинарного аскетизма, психосоматических упражнений, молитвы любви-доверия и медитативного созерцания в различных мистических традициях, которые сформировались в пределах двух основных типов мистики - имманентном и трансцендентно-имманентном. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В результате проведенного исследования делаются выводы: 1. Целью мистических практик является переход от эгоцентрического сознания к сознанию просветленному. 2. Если аскетические традиции отрицают материальное начало, то холистические и интеграционные традиции учат о необходимости взаимодействия материального и духовного. 3. Дисциплинарный аскетизм работает с волевой сферой человека, психосоматические упражнения дисциплинируют тело, молитва любви-доверия освобождает от эгоистических чувств и желаний, а медитативное созерцание делает жизнь осознанной. 4. Мистические психопрактики формируют комплексную систему трансформации психической жизни, в процессе которой взаимодействуют все уровни сознания человека.
Жиртуева Н.С. - Мистика как психопрактика преодоления Эго и воспитания самоактуализированной личности c. 183-193

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66260

Аннотация: Предметом исследования является мистический опыт как психопрактика преодоления эгоцентрического сознания и воспитания психически здоровой, самоактуализированной личности. Автор дает сравнительную характеристику психологических особенностей эгоцентрического и просветленного сознания. В статье анализируются основные методы мистических психопрактик, с помощью которых осуществляется системная работа со всеми уровнями сознания. Проводится сравнительный анализ особенностей использования методов дисциплинарного аскетизма, психосоматических упражнений, молитвы любви-доверия и медитативного созерцания в различных мистических традициях, которые сформировались в пределах двух основных типов мистики - имманентном и трансцендентно-имманентном. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В результате проведенного исследования делаются выводы: 1. Целью мистических практик является переход от эгоцентрического сознания к сознанию просветленному. 2. Если аскетические традиции отрицают материальное начало, то холистические и интеграционные традиции учат о необходимости взаимодействия материального и духовного. 3. Дисциплинарный аскетизм работает с волевой сферой человека, психосоматические упражнения дисциплинируют тело, молитва любви-доверия освобождает от эгоистических чувств и желаний, а медитативное созерцание делает жизнь осознанной. 4. Мистические психопрактики формируют комплексную систему трансформации психической жизни, в процессе которой взаимодействуют все уровни сознания человека.
Тело и телесность
Иванова С.А., Нагибина Н.Л. - Моделирование субъективного пространства «Тело, душа, Я»

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14082

Аннотация: Объектом исследования является субъективное пространство (СП) «Я-ТЕЛО-ДУША». Предметом исследования - цветовые изменения при моделировании субъективного пространства в норме и стрессе. Цель исследования: выявить, описать и проанализировать изменения при моделировании субъективного пространства «Я-ТЕЛО-ДУША» в норме и стрессе, апробировать методику «Цветовое и графическое моделирование субъективного пространства». Данная компьютерная методика позволяет сравнить варианты субъективных представлений о себе, теле и душе в обычном и стрессовом состояниях. Рассматриваемая методика размещена по адресу http://oprosi.su/krugi/ и предлагается испытуемым дистанционно и анонимно. Для окрашивания каждого образа тела, души, Я в методике приложена полная цветовая палитра. Испытуемый имеет возможность выбрать любой цвет. Испытуемому предлагается создать пространственную модель «тело-душа-Я», используя круги разного цвета и диаметра. Методика сделана на платформе Adobe Flash (тестирование), PHP + MySQL (обработка результатов). Новизна исследования состоит и в подборе испытуемых. «Торговля телом» задает особенности представлений о взаимодействии тела, души и Я в состоянии стресса. Методика, представленная в исследовании, открывает новые возможности описания и моделирования СП с помощью цветовых выборов. СП «Я-ТЕЛО-ДУША» в норме и стрессе различаются. Новизной является наглядное доказательство того, что любая из составляющих этого пространства может в стрессе характеризоваться черным, серым или коричневым цветовым выбором. Впервые показано, что при выборе цветовой палитры наблюдаются общие тенденции: Я обозначается зеленым, тело – красным, душа – желтым цветом.
Иванова С.А., Нагибина Н.Л. - Моделирование субъективного пространства «Тело, душа, Я» c. 194-204

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66261

Аннотация: Объектом исследования является субъективное пространство (СП) «Я-ТЕЛО-ДУША». Предметом исследования - цветовые изменения при моделировании субъективного пространства в норме и стрессе. Цель исследования: выявить, описать и проанализировать изменения при моделировании субъективного пространства «Я-ТЕЛО-ДУША» в норме и стрессе, апробировать методику «Цветовое и графическое моделирование субъективного пространства». Данная компьютерная методика позволяет сравнить варианты субъективных представлений о себе, теле и душе в обычном и стрессовом состояниях. Рассматриваемая методика размещена по адресу http://oprosi.su/krugi/ и предлагается испытуемым дистанционно и анонимно. Для окрашивания каждого образа тела, души, Я в методике приложена полная цветовая палитра. Испытуемый имеет возможность выбрать любой цвет. Испытуемому предлагается создать пространственную модель «тело-душа-Я», используя круги разного цвета и диаметра. Методика сделана на платформе Adobe Flash (тестирование), PHP + MySQL (обработка результатов). Новизна исследования состоит и в подборе испытуемых. «Торговля телом» задает особенности представлений о взаимодействии тела, души и Я в состоянии стресса. Методика, представленная в исследовании, открывает новые возможности описания и моделирования СП с помощью цветовых выборов. СП «Я-ТЕЛО-ДУША» в норме и стрессе различаются. Новизной является наглядное доказательство того, что любая из составляющих этого пространства может в стрессе характеризоваться черным, серым или коричневым цветовым выбором. Впервые показано, что при выборе цветовой палитры наблюдаются общие тенденции: Я обозначается зеленым, тело – красным, душа – желтым цветом.
Профессиональная психология
Хохлова Н.И., Солтыс Т.В. - Интеллектуальные и личностные особенности выпускников школ, претендующих на медицинские специальности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.13639

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению личностных и интеллектуальных особенностей абитуриентов 2014 года, претендующих на медицинские специальности. В статье представлена общая характеристика абитуриентов, определены компоненты интеллектуального и личностного развития, требующие особого внимания в соответствии с профессиональным выбором. Обозначены возможные затруднения у обследуемых в процессе обучения и перспективы преодоления данных затруднений в рамках учебно - профессиональной деятельности. Таким образом, предметом исследования являются ответы подопечных на вопросы, представленные в методике «Профориентатор». В статье представлен психолого-педагогический и статистический анализ результатов диагностики абитуриентов 2014 года по методике «Профориентатор». Доказано, что современные абитуриенты обладают: наличием высокого потенциала в исследовательской деятельности; ориентированы на аналитичную, техничную работу, нежели на взаимодействие с людьми; склонны к конформизму и стремятся к минимизации рисков в деятельности. Поэтому ориентация преподавательского состава на формирование личностной позиции, в определенной степени независимости важно как для будущих врачей, так и для личности в целом.
Хохлова Н.И., Солтыс Т.В. - Интеллектуальные и личностные особенности выпускников школ, претендующих на медицинские специальности c. 205-211

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66262

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению личностных и интеллектуальных особенностей абитуриентов 2014 года, претендующих на медицинские специальности. В статье представлена общая характеристика абитуриентов, определены компоненты интеллектуального и личностного развития, требующие особого внимания в соответствии с профессиональным выбором. Обозначены возможные затруднения у обследуемых в процессе обучения и перспективы преодоления данных затруднений в рамках учебно - профессиональной деятельности. Таким образом, предметом исследования являются ответы подопечных на вопросы, представленные в методике «Профориентатор». В статье представлен психолого-педагогический и статистический анализ результатов диагностики абитуриентов 2014 года по методике «Профориентатор». Доказано, что современные абитуриенты обладают: наличием высокого потенциала в исследовательской деятельности; ориентированы на аналитичную, техничную работу, нежели на взаимодействие с людьми; склонны к конформизму и стремятся к минимизации рисков в деятельности. Поэтому ориентация преподавательского состава на формирование личностной позиции, в определенной степени независимости важно как для будущих врачей, так и для личности в целом.
Духовная реинкарнация
Толстенёва У.Л. - Экзистенция: деятельность и смысл

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14161

Аннотация: Статья посвящена соотношению понятий «деятельность» и «смысл» в экзистенциализме. Категория «деятельности» нечасто встречается в работах экзистенциалистов. Переосмысливая основные постулаты доэкзистнециальной философии, видные представители данного философского направления не могли не подвергнуть критической рефлексии пафос преобразовательской деятельности, который был присущ традиционному философствованию. Раскрыв основной вектор человеческого бытия как устремлённость к внутренней оснащённости, духовному постижению человеческих глубин, философы-экзистенциалисты подвергли критике цивилизаторский пыл преображения мира. Однако в этом контексте они столкнулись с противоречием: ревностное бичевание деятельности как созидания могли привести к социальной апатии, индифферентности, к пораженчеству и эскапизму. Экзистенциалисты обратились к теме человеческой активности, к проблеме ответственного поступка. Метод исследования связан, прежде всего, с историко-философским анализом. Экзистенциализм в наши дни вытеснен другими формами философского постижения реальности. Таким образом, исследователь данной проблемы вынужден сохранять нить компаративистского развития философской рефлексии. Новизна подхода состоит в том, что в отечественной литературе тема «деятельности» как феномена применительно к экзистенциализму рассматривается впервые. Она обнаруживает себя в таких понятиях, как «активность», «деяние», «поступок», «творчество». В статье показано, что неотъемлемым свойством всякой активности в экзистенциализме является утверждение смысла, проекта, цели. Так, разнородные понятия обнаруживают внутреннюю сцепленность, неразъёмность.
Толстенёва У.Л. - Экзистенция: деятельность и смысл c. 212-219

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.66263

Аннотация: Статья посвящена соотношению понятий «деятельность» и «смысл» в экзистенциализме. Категория «деятельности» нечасто встречается в работах экзистенциалистов. Переосмысливая основные постулаты доэкзистнециальной философии, видные представители данного философского направления не могли не подвергнуть критической рефлексии пафос преобразовательской деятельности, который был присущ традиционному философствованию. Раскрыв основной вектор человеческого бытия как устремлённость к внутренней оснащённости, духовному постижению человеческих глубин, философы-экзистенциалисты подвергли критике цивилизаторский пыл преображения мира. Однако в этом контексте они столкнулись с противоречием: ревностное бичевание деятельности как созидания могли привести к социальной апатии, индифферентности, к пораженчеству и эскапизму. Экзистенциалисты обратились к теме человеческой активности, к проблеме ответственного поступка. Метод исследования связан, прежде всего, с историко-философским анализом. Экзистенциализм в наши дни вытеснен другими формами философского постижения реальности. Таким образом, исследователь данной проблемы вынужден сохранять нить компаративистского развития философской рефлексии. Новизна подхода состоит в том, что в отечественной литературе тема «деятельности» как феномена применительно к экзистенциализму рассматривается впервые. Она обнаруживает себя в таких понятиях, как «активность», «деяние», «поступок», «творчество». В статье показано, что неотъемлемым свойством всякой активности в экзистенциализме является утверждение смысла, проекта, цели. Так, разнородные понятия обнаруживают внутреннюю сцепленность, неразъёмность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.