Статья 'Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки

Рыбакова Надежда Алексеевна

доктор педагогических наук

профессор, Московский университет им. С.Ю. Витте

115432, Россия, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, 12, стр. 1, оф. 313

Rybakova Nadezhda Alekseevna

Doctor of Pedagogy

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow Witte University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-I kozhukhovskii proezd, d.12, str. 1, of. 313

779169@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2015.2.14080

Дата направления статьи в редакцию:

24-12-2014


Дата публикации:

31-03-2015


Аннотация: Предметом исследования является развитие у людей разного возраста и музыкальной подготовленности эмпатии на основе метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыкального образа. Объектом выступает эмпатия как один из ключевых компонентов развитого эмоционального интеллекта человека. В статье раскрывается сущность метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле) с позиций возможности его применения для совершенствования эмоционального интеллекта через интенсивное развитие эмпатии. Действие метода обосновывается идеями психологии, музыкальной психологии и педагогики искусства. Особое внимание отводится сущности данного метода, характеристике апробированных автором в личной практике работы со взрослыми конкретных методов и приемов: создания художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций образа. Методологию исследования составляют исследования эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.Майер, Т. Орме, П. Сэловей и др.), эмпатии (А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Н.В. Буравцова, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Дж. Мид, О.В. Полякова и др.), музыкальной психологии исследованиям (Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, А.В. Торопова и др.), музыкальной педагогики (В. Коэн, Л.П. Маслова, Н.А. Тереньева, В.В. Школяр, Л.В. Школяр и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - важнейшим качеством человека, обладающего развитым эмоциональным интеллектом, является способность к эмпатии, которая позволяет ему строить эффективное взаимодействие с другими людьми; - восприятие музыки с применением соответствующих методов способно совершенствовать эмоциональный интеллект человека любого возраста посредством развития способности к эмпатии; - более эффективным может сделать процесс развития эмпатии в процессе восприятия музыки метод создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке автором эффективного для развития эмоционального интеллекта метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле), выделении в нем и описании трех групп методов (в узком смысле): художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что предпринята попытка обобщить опыт психологии, музыкознания и музыкальной педагогики, дополнить его авторскими идеями и результатами собственной работы по развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у взрослых людей, не имеющих музыкального образования.


Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, эффективное взаимодействие, эмпатия, развитие, музыка, восприятие, метод, эмоции, ассоциации, диалог

Abstract: The article reveals the essence of the method of creating emotional and associative interpretations of music (in the broad sense) from the perspective of its application to improve emotional intelligence through intensive developing of empathy. Effect of the method is justified by ideas of psychology, music psychology and pedagogy of art. Particular attention is paid to the nature of this method, the characteristics of specific methods and techniques tested by the author in private practice, working with adults: creating of artistic and visual, literary and plastic interpretation of the image. The main conclusions of the research are the following:- The most important quality of a person who has developed emotional intelligence is the ability for empathy, which allows him to build effective interaction with other people;- Perception of music with the use of appropriate techniques can improve emotional intelligence of a person of any age through the development of the capacity for empathy;- Method of creating emotional and associative interpretations of music can bring more effective into the process of development of empathy in the process of music perception. The novelty of the research lies in the substantiation and development of the effective for developing emotional intelligence method of creating emotional and associative interpretations of music (in the broad sense), allocation and description of three groups of methods (in the narrow sense): fine art, literature and plastic interpretations. The author’s special contribution to the study theme is in the author's attempt to summarize the experience of psychology, music studies and music pedagogy, supplement it with the author's ideas and the results of the author's  work on the developing of empathy and emotional intelligence of adults who do not have any education in music. 


Keywords:

emotions, emotional intelligence, empath, effective interaction, development, music, perception, method, association, dialogue

Библиография
1. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика [Текст] / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов.-М.: АПН РСФСР, 1961. – 408 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко.-М.: Филинъ, 1996. — 472 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев.-М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
5. Гаврилова Т.П. Утверждение эмпатии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. — 2008. — № 5. — С. 204—217.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтности эмпатии [Текст] Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. — 2009. — № 4. — С. 61—68.
7. Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе ЭИ [Текст] / Д. Го-улмен, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
8. Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта [Текст] / Е.В. Ерохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.-2011.-№ 1.-С. 103-109.
9. Мид Дж. Интернализированные другие и самость [Текст] / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: Тексты М.: Международный институт бизнеса и управления, 2006. — С. 222—229.
10. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ [Текст] / А.А. Панкратова // Вопросы психологии.-2010.-№ 2.-С. 111-119.
11. Полякова О.Б. Психологические особенности эмпатических способностей психологов и педагогов [Текст] / О.Б. Полякова // Мир образования-образование в мире. — 2010. — № 1. — С. 80—92.
12. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике [Текст] / Л.В. Школяр // Теория и методика музыкального образования детей. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С. 8-46.
13. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): тechnical Manual. – Toronto, Canada: Multi – Health Systems, 1997.
14. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, D. Mayer, // Imagination, Cognition and Perso-nality. – 1990. – V. 9. – P. 185 – 211.
15. Павленко С.А. Жизненные ценности как объект исторического исследования // Философия и культура. - 2014. - 5. - C. 676 - 686. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.5.9589.
16. Арон И.С. Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития // Психология и Психотехника. - 2014. - 3. - C. 320 - 328. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.10425.
References
1. Maslova L.P. Pedagogika iskusstva: teoriya i praktika [Tekst] / L.P. Maslova. – Novosibirsk: Izdatel'stvo NIPK i PRO, 1997.– 216 s.
2. Teplov B.M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei: Problemy individual'nykh razlichii [Tekst] / B.M. Teplov.-M.: APN RSFSR, 1961. – 408 s.
3. Boiko V.V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh [Tekst] / V.V. Boiko.-M.: Filin'', 1996. — 472 s.
4. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie [Tekst] / A.A. Bodalev.-M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. — 328 s.
5. Gavrilova T.P. Utverzhdenie empatii [Tekst] / T.P. Gavrilova // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. — 2008. — № 5. — S. 204—217.
6. Gippenreiter Yu.B. Fenomen kongruentnosti empatii [Tekst] Yu.B. Gippenreiter, T.D. Karyagina, E.N. Kozlova // Voprosy psikhologii. — 2009. — № 4. — S. 61—68.
7. Goulmen, D. Emotsional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove EI [Tekst] / D. Go-ulmen, R. Boyatsis, E. Makki; per. s angl. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2005. – 301 s.
8. Erokhina E.V. Empiricheskoe obosnovanie psikhologicheskikh tipov emotsional'nogo intellekta [Tekst] / E.V. Erokhina // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya.-2011.-№ 1.-S. 103-109.
9. Mid Dzh. Internalizirovannye drugie i samost' [Tekst] / Dzh. Mid // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl': Teksty M.: Mezhdunarodnyi institut biznesa i upravleniya, 2006. — S. 222—229.
10. Pankratova A.A. Prakticheskii, sotsial'nyi i emotsional'nyi vidy intellekta: sravnitel'nyi analiz [Tekst] / A.A. Pankratova // Voprosy psikhologii.-2010.-№ 2.-S. 111-119.
11. Polyakova O.B. Psikhologicheskie osobennosti empaticheskikh sposobnostei psikhologov i pedagogov [Tekst] / O.B. Polyakova // Mir obrazovaniya-obrazovanie v mire. — 2010. — № 1. — S. 80—92.
12. Shkolyar L.V. Idei razvivayushchego obrazovaniya v muzykal'noi pedagogike [Tekst] / L.V. Shkolyar // Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detei. – M.: Flinta: Nauka, 1999. – S. 8-46.
13. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): technical Manual. – Toronto, Canada: Multi – Health Systems, 1997.
14. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, D. Mayer, // Imagination, Cognition and Perso-nality. – 1990. – V. 9. – P. 185 – 211.
15. Pavlenko S.A. Zhiznennye tsennosti kak ob''ekt istoricheskogo issledovaniya // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 5. - C. 676 - 686. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.5.9589.
16. Aron I.S. Professional'noe samoopredelenie v osoboi sotsial'noi situatsii razvitiya // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2014. - 3. - C. 320 - 328. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.10425.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.