|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психология и Психотехника"
> Содержание № 10, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 27-11-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 10, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА |
Гуревич П.С. - Человек как животное |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.13128
Аннотация: В чем отличие человека от животного? Эта вечная тема для психологов и философов. Представители социобиологи, например М. Миджли, полагает, что человек не просто похож на животное, он им и является. Она критикует Фрейда за то, что он не интересовался этим вопросом. Между тем основоположник классического психоанализа сделал немало открытий, рассматривая человека именно как животное. Другие направления психоанализа, особенно представители структурного психоанализа, напротив, искали признаки человеческой природы в его социальности, в обладании речью и символикой. В данной статье делается попытка подойти к этой проблеме через призму морали. Методы анализа проблемы в данном случае тесно связаны с философским постижением человека. Общей методологической базой исследования выступает диалектика, обогащённая современными достижениями в области системного подхода и синергетического видения мира. Автор показывает, что обсуждение этой темы актуализирует многие вопросы морали. Новизна подхода в статье связана с попыткой увидеть различие животного и человека не в способе жизнедеятельности, а в нравственном отношении к реальности. Сопоставляя эгоизм и альтруизм, автор показывает, что животные не могут рассматриваться как нравственные субъекты. Уточняется также различие между философским пониманием человеческой природы и биологическим её толкованием, близким к понятию «человеческой породы».
Гуревич П.С. - Человек как животное |
|
c. 1017-1020
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65653
Аннотация: В чем отличие человека от животного? Эта вечная тема для психологов и философов. Представители социобиологи, например М. Миджли, полагает, что человек не просто похож на животное, он им и является. Она критикует Фрейда за то, что он не интересовался этим вопросом. Между тем основоположник классического психоанализа сделал немало открытий, рассматривая человека именно как животное. Другие направления психоанализа, особенно представители структурного психоанализа, напротив, искали признаки человеческой природы в его социальности, в обладании речью и символикой. В данной статье делается попытка подойти к этой проблеме через призму морали. Методы анализа проблемы в данном случае тесно связаны с философским постижением человека. Общей методологической базой исследования выступает диалектика, обогащённая современными достижениями в области системного подхода и синергетического видения мира. Автор показывает, что обсуждение этой темы актуализирует многие вопросы морали. Новизна подхода в статье связана с попыткой увидеть различие животного и человека не в способе жизнедеятельности, а в нравственном отношении к реальности. Сопоставляя эгоизм и альтруизм, автор показывает, что животные не могут рассматриваться как нравственные субъекты. Уточняется также различие между философским пониманием человеческой природы и биологическим её толкованием, близким к понятию «человеческой породы».
Посыпанова О.С., Воробьева О.С. - Субъект-предметные и объект-предметные отношения в потреблении |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.12779
Аннотация: Отношение к предметам (вещам, товарам) – неисследованный, но актуальный пласт психологии. В статье описываются предметные отношения с ракурса психологии потребления. По итогам фокусированного группового интервью и анкетирования рассмотрены различия в отношении к товарам потребителя-субъекта и потребителя-объекта. Потребительская субъектность обозначена как интегральная характеристика сознания и бессознательного индивида (индивидуальная составляющая), информированности о физических и маркетинговых свойствах товара (информационная составляющая), позволяющая покупать и пользоваться товарами/услугами объективно необходимыми индивиду. Потребительская объектность обозначена как интегральная характеристика сознания и бессознательного индивида, характеризующаяся сниженным уровнем осознанности, рефлективности и критического осмысления происходящего, реактивностью, автоматичностью действий, обеспечивающая подверженность маркетинговому воздействию: рекламе, моде, выкладке товара на витрине, скидкам, акциям и т.п. Уровень потребительской субъектности/объектности по-разному проявляется в отношении и во взаимодействии с различными товарными категориями и определяется в первую очередь эмоциональной и интеллектуальной значимостью конкретного товара, знанием специфики данной товарной категории и опытом использования. Субъект-предметное отношение к товару представлено как отношение к предмету с позиции высокой осведомленности о нем и его атрибутах, обоснованной средней эмоциональной значимости, готовностью часто им пользоваться. Объект-предметное отношение представлено как отношение к товару с позиции веры в рекламное и маркетинговое сообщение о нем при безынтересности его атрибутов, азарта от маркетинговых акций – скидок, игр, конкурсов, лотерей и т.п., отсутствием планов о частом пользовании.
Посыпанова О.С., Воробьева О.С. - Субъект-предметные и объект-предметные отношения в потреблении |
|
c. 1021-1032
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65654
Аннотация: Отношение к предметам (вещам, товарам) – неисследованный, но актуальный пласт психологии. В статье описываются предметные отношения с ракурса психологии потребления. По итогам фокусированного группового интервью и анкетирования рассмотрены различия в отношении к товарам потребителя-субъекта и потребителя-объекта. Потребительская субъектность обозначена как интегральная характеристика сознания и бессознательного индивида (индивидуальная составляющая), информированности о физических и маркетинговых свойствах товара (информационная составляющая), позволяющая покупать и пользоваться товарами/услугами объективно необходимыми индивиду. Потребительская объектность обозначена как интегральная характеристика сознания и бессознательного индивида, характеризующаяся сниженным уровнем осознанности, рефлективности и критического осмысления происходящего, реактивностью, автоматичностью действий, обеспечивающая подверженность маркетинговому воздействию: рекламе, моде, выкладке товара на витрине, скидкам, акциям и т.п. Уровень потребительской субъектности/объектности по-разному проявляется в отношении и во взаимодействии с различными товарными категориями и определяется в первую очередь эмоциональной и интеллектуальной значимостью конкретного товара, знанием специфики данной товарной категории и опытом использования. Субъект-предметное отношение к товару представлено как отношение к предмету с позиции высокой осведомленности о нем и его атрибутах, обоснованной средней эмоциональной значимости, готовностью часто им пользоваться. Объект-предметное отношение представлено как отношение к товару с позиции веры в рекламное и маркетинговое сообщение о нем при безынтересности его атрибутов, азарта от маркетинговых акций – скидок, игр, конкурсов, лотерей и т.п., отсутствием планов о частом пользовании.
Кудаев А.Е. - Психоанализ культуры Зигмунда Фрейда |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.13054
Аннотация: В статье рассматривается одна из важнейших проблем творческого наследия З. Фрейда – психоаналитическая концепция культуры. Реконструируются основные, базовые ее положения, на которых, как на своем фундаменте, и будет выстраиваться все здание фрейдовской теории культуры. Анализируются вопросы о взаимосвязи психоанализа и культуры; об определении культуры, ее «основах» и, наконец, один из важнейших в психоанализе – вопрос о происхождении культуры, поскольку, согласно Фрейду, лишь обращение к истокам и позволяет выявить бессознательное самой культуры, в контексте которого только и могут быть поняты все исторические состояния культуры, постигнут ее сокровенный внутренний смысл, что и составляло главную задачу культурологических устремлений З. Фрейда. Реконструкция носит комплексный характер, находясь на стыке психоанализа, культурологии, философии, религиоведения, истории, что и определило применяемую комплексную историко-философскую и психоаналитическо-культурологическую методологию. Специфика материала обусловила применение феноменологического, герменевтического, компаративистского подходов к осмыслению рассматриваемых феноменов, нашедших отражение в самых различных текстах З. Фрейда, повлиявших на формирование его психоаналитической концепции культуры. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих, базовых положений фрейдовского психоанализа культуры. Несмотря на всю важность и значение этой проблемы в творческом наследии Фрейда, он не оставил ее систематического изложения. У него нет специальной работы, в которой были бы сведены воедино и последовательно выстроены все его многочисленные высказывания, суждения и оценки, имеющие прямое отношение к данной проблематике. Поэтому психоаналитическая концепция культуры Фрейда – именно как целостная система – может быть представлена только в реконструированном виде. На осмысление указанных первооснов и направлена данная статья, которая таким образом может рассматриваться как один из возможных вариантов подобной реконструкции, приближающих нас к аутентичному ее постижению.
Кудаев А.Е. - Психоанализ культуры Зигмунда Фрейда |
|
c. 1033-1048
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65655
Аннотация: В статье рассматривается одна из важнейших проблем творческого наследия З. Фрейда – психоаналитическая концепция культуры. Реконструируются основные, базовые ее положения, на которых, как на своем фундаменте, и будет выстраиваться все здание фрейдовской теории культуры. Анализируются вопросы о взаимосвязи психоанализа и культуры; об определении культуры, ее «основах» и, наконец, один из важнейших в психоанализе – вопрос о происхождении культуры, поскольку, согласно Фрейду, лишь обращение к истокам и позволяет выявить бессознательное самой культуры, в контексте которого только и могут быть поняты все исторические состояния культуры, постигнут ее сокровенный внутренний смысл, что и составляло главную задачу культурологических устремлений З. Фрейда. Реконструкция носит комплексный характер, находясь на стыке психоанализа, культурологии, философии, религиоведения, истории, что и определило применяемую комплексную историко-философскую и психоаналитическо-культурологическую методологию. Специфика материала обусловила применение феноменологического, герменевтического, компаративистского подходов к осмыслению рассматриваемых феноменов, нашедших отражение в самых различных текстах З. Фрейда, повлиявших на формирование его психоаналитической концепции культуры. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих, базовых положений фрейдовского психоанализа культуры. Несмотря на всю важность и значение этой проблемы в творческом наследии Фрейда, он не оставил ее систематического изложения. У него нет специальной работы, в которой были бы сведены воедино и последовательно выстроены все его многочисленные высказывания, суждения и оценки, имеющие прямое отношение к данной проблематике. Поэтому психоаналитическая концепция культуры Фрейда – именно как целостная система – может быть представлена только в реконструированном виде. На осмысление указанных первооснов и направлена данная статья, которая таким образом может рассматриваться как один из возможных вариантов подобной реконструкции, приближающих нас к аутентичному ее постижению.
Корнильев В.В. - Процессуальный подход к рассмотрению психических состояний (Часть 1) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.12961
Аннотация: В работе рассматривается проблема описания динамики психических состояний. Целью работы был уход от идеи рассмотрения психических состояний как фрагментарной последовательности. Предлагается идея процессуального рассмотрения состояния. Для этого делается попытка рассмотреть феномен пребывания человека в психическом состоянии как процесс в непрерывном потоке времени. Рассматривается возможность привлечения моделей из точных наук, привлечения новых параметров пригодных для описания психического состояния во временном пространстве. В качестве предмета анализа новым методом выбраны состояния гениальности и сумасшествия, рассматриваемые как пограничные. Основным методом данной работы является психологическое моделирование. Оно заключается в применении прямоугольной системы определения психических состояний через специальные параметры. В результате были введены новые понятия "психическая интенция" и "психическое время". Психическое время рассматривается как цепь свершенных и потенциальных преображений психики и разделяется на области психического будущего и прошлого. Эти понятия используются в прямоугольной системе определения с осями психического времени и биологического времени. Колебательное движение психической интенции в данной системе описывает состояние человека.
Корнильев В.В. - Процессуальный подход к рассмотрению психических состояний (Часть 1) |
|
c. 1049-1061
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65656
Аннотация: В работе рассматривается проблема описания динамики психических состояний. Целью работы был уход от идеи рассмотрения психических состояний как фрагментарной последовательности. Предлагается идея процессуального рассмотрения состояния. Для этого делается попытка рассмотреть феномен пребывания человека в психическом состоянии как процесс в непрерывном потоке времени. Рассматривается возможность привлечения моделей из точных наук, привлечения новых параметров пригодных для описания психического состояния во временном пространстве. В качестве предмета анализа новым методом выбраны состояния гениальности и сумасшествия, рассматриваемые как пограничные. Основным методом данной работы является психологическое моделирование. Оно заключается в применении прямоугольной системы определения психических состояний через специальные параметры. В результате были введены новые понятия "психическая интенция" и "психическое время". Психическое время рассматривается как цепь свершенных и потенциальных преображений психики и разделяется на области психического будущего и прошлого. Эти понятия используются в прямоугольной системе определения с осями психического времени и биологического времени. Колебательное движение психической интенции в данной системе описывает состояние человека.
Мотивация и духовность личности |
Гончарук Е.А. - Смысл невротического страдания |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.13024
Аннотация: Статья посвящена анализу мазохистского характера в творчестве американской исследовательницы К. Хорни. Рассматривая эту концепцию, автор проводит различие между пониманием мазохизма в классическом психоанализе и неофрейдизме. З. Фрейд связывал генезис этой психологической структуры с тайной детского психосексуального развития. Однако он вовсе не сводил суть мазохизма к сексуальному феномену, как считала Хорни. В противовес Фрейду Хорни рассматривает мазохизм в социальном контексте. Его суть она усматривает в конфликте личностей. В процессе жизни люди демонстрируют разные установки – приобщение к реальности или бегство от неё, усиление личностного ядра или устранение индивидуальности. Специфику мазохизма К. Хорни усматривает в эскапизме, в устранении личностного начала. При такой трактовке снимается главный парадокс мазохистского характера – сочетание страдания и наслаждения. В статье используются психологические методы анализа установок и механизмов. Автор прибегает также к применению методов философской антропологии. Опирается на методы неофрейдизма и учитывает в этом аспекте достижения социальной психологии. Новизна статьи в попытке целостной характеристики концепции мазохизма у К. Хорни. Впервые в отечественной философской и психологической литературе дается развёрнутая аналитическая оценка её взглядов. Сопоставляя фрейдистскую и неофрейдисткую трактовку мазохизма, автор обращает внимание на ошибки К. Хорни в оценке этого феномена.
Гончарук Е.А. - Смысл невротического страдания |
|
c. 1062-1070
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65657
Аннотация: Статья посвящена анализу мазохистского характера в творчестве американской исследовательницы К. Хорни. Рассматривая эту концепцию, автор проводит различие между пониманием мазохизма в классическом психоанализе и неофрейдизме. З. Фрейд связывал генезис этой психологической структуры с тайной детского психосексуального развития. Однако он вовсе не сводил суть мазохизма к сексуальному феномену, как считала Хорни. В противовес Фрейду Хорни рассматривает мазохизм в социальном контексте. Его суть она усматривает в конфликте личностей. В процессе жизни люди демонстрируют разные установки – приобщение к реальности или бегство от неё, усиление личностного ядра или устранение индивидуальности. Специфику мазохизма К. Хорни усматривает в эскапизме, в устранении личностного начала. При такой трактовке снимается главный парадокс мазохистского характера – сочетание страдания и наслаждения. В статье используются психологические методы анализа установок и механизмов. Автор прибегает также к применению методов философской антропологии. Опирается на методы неофрейдизма и учитывает в этом аспекте достижения социальной психологии. Новизна статьи в попытке целостной характеристики концепции мазохизма у К. Хорни. Впервые в отечественной философской и психологической литературе дается развёрнутая аналитическая оценка её взглядов. Сопоставляя фрейдистскую и неофрейдисткую трактовку мазохизма, автор обращает внимание на ошибки К. Хорни в оценке этого феномена.
Гуревич П.С., Спирова Э.М. - Смерть как залог любви |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.13007
Аннотация: В статье на основании документальных материалов и научных текстов воссоздается история сердечных отношений между Сабиной Шпильрейн и Карлом Густавом Юнгом. Эта любовь, которая продолжалась несколько десятилетий отразилась на их теоретической деятельности, привела их к индивидуальным и общим открытиям. С. Шпильрейн принадлежит к плеяде выдающихся представителей психоаналитической теории. Её научное наследие нуждается в тщательном изучении. Тяжёлые обстоятельства жизни не позволили ей получить полного признания. Авторы статьи пытаются исправить эту несправедливость. В качестве метода анализа используется историзм. Авторы анализируют те основы психоаналитической теории, которые застала Сабина Шпильрейн и затем показывают её вклад в развитие психоанализа. Используются также философско-антропологические подходы, позволяющие раскрыть специфические черты человеческой природы. Новизна статьи в попытке впервые в отечественной литературе дать основательный анализ теоретических достижений С. Шпильрейн, обосновать её приоритет в появлении базовых идей психоанализа. В частности, сам З. Фрейд признавал её заслугу в продвижении темы Танатоса. В статье также рассказывается о любви, которая захватила этих двух людей и оказала влияние на их творчество.
Гуревич П.С., Спирова Э.М. - Смерть как залог любви |
|
c. 1071-1083
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65658
Аннотация: В статье на основании документальных материалов и научных текстов воссоздается история сердечных отношений между Сабиной Шпильрейн и Карлом Густавом Юнгом. Эта любовь, которая продолжалась несколько десятилетий отразилась на их теоретической деятельности, привела их к индивидуальным и общим открытиям. С. Шпильрейн принадлежит к плеяде выдающихся представителей психоаналитической теории. Её научное наследие нуждается в тщательном изучении. Тяжёлые обстоятельства жизни не позволили ей получить полного признания. Авторы статьи пытаются исправить эту несправедливость. В качестве метода анализа используется историзм. Авторы анализируют те основы психоаналитической теории, которые застала Сабина Шпильрейн и затем показывают её вклад в развитие психоанализа. Используются также философско-антропологические подходы, позволяющие раскрыть специфические черты человеческой природы. Новизна статьи в попытке впервые в отечественной литературе дать основательный анализ теоретических достижений С. Шпильрейн, обосновать её приоритет в появлении базовых идей психоанализа. В частности, сам З. Фрейд признавал её заслугу в продвижении темы Танатоса. В статье также рассказывается о любви, которая захватила этих двух людей и оказала влияние на их творчество.
Профессиональная психология |
Носс И.Н. - Личностно-профессиональная спецификация: определение и функционирование |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.12452
Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблематике личностно-профессиональной спецификации. Предлагается общее определение термина «личностно-профессиональной спецификации» на уровне частного (специфического) как некой оптимальной структуры (перечня) личностно-профессиональных качеств, способствующей индивиду эффективно трудиться, то есть в основном соответствовать функциональным требованиям профессии. Рассматриваются сопряженные понятия, такие как «личностная надежность», «профессиональная надежность», «профессиональная пригодность личности» и «личностно-профессиональные особенности». Приводятся эмпирические данные, отражающие формы проявления личностно-профессиональной спецификации в условиях государственной службы. Теоретические концептуальные положения подтверждены эмпирическими данными, полученными путем сравнительного анализа показателей личностно-профессиональных черт работников различных специальностей при помощи статистических процедур корреляционного анализа и методов статистического вывода. Психологические показатели получены посредством объективных, субъективных и проективных тестовых методов. Термин "личностно-профессиональная спецификация" является новым понятием, вводимым в поле психологического исследования в качестве структуры признаков профессионально-психологического феномена, дающего возможность различать типы личности в сопоставлении с профессиями. Данное понятие предполагает построение профессионально-психологических моделей в рамках практического ассессмента персонала в целях профориентации, отбора и сопровождения работников в процессе их профессионализации и личностно-профессионального развития.
Носс И.Н. - Личностно-профессиональная спецификация: определение и функционирование |
|
c. 1084-1091
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65659
Аннотация: В статье акцентируется внимание на проблематике личностно-профессиональной спецификации. Предлагается общее определение термина «личностно-профессиональной спецификации» на уровне частного (специфического) как некой оптимальной структуры (перечня) личностно-профессиональных качеств, способствующей индивиду эффективно трудиться, то есть в основном соответствовать функциональным требованиям профессии. Рассматриваются сопряженные понятия, такие как «личностная надежность», «профессиональная надежность», «профессиональная пригодность личности» и «личностно-профессиональные особенности». Приводятся эмпирические данные, отражающие формы проявления личностно-профессиональной спецификации в условиях государственной службы. Теоретические концептуальные положения подтверждены эмпирическими данными, полученными путем сравнительного анализа показателей личностно-профессиональных черт работников различных специальностей при помощи статистических процедур корреляционного анализа и методов статистического вывода. Психологические показатели получены посредством объективных, субъективных и проективных тестовых методов. Термин "личностно-профессиональная спецификация" является новым понятием, вводимым в поле психологического исследования в качестве структуры признаков профессионально-психологического феномена, дающего возможность различать типы личности в сопоставлении с профессиями. Данное понятие предполагает построение профессионально-психологических моделей в рамках практического ассессмента персонала в целях профориентации, отбора и сопровождения работников в процессе их профессионализации и личностно-профессионального развития.
Паршуков А.Ю., Харисова Р.Р., Чебакова Ю.В. - Взаимосвязь типов обобщения с разными вариантами дефекта при шизофрении |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.12731
Аннотация: В статье рассматриваются функциональный и категориальный типы обобщений, отражающие адекватные варианты осуществления мыслительных операций и связанные с различными уровнями деятельности: 1) обобщение широкого круга разнородных по своим сенсорным свойствам предметов, типичная социальная практика использования которых связана с удовлетворением некоторой общей для них потребности – обобщение на уровне деятельностей или функциональные обобщения и 2) обобщение круга предметов, типичная социальная практика использования которых связана с достижением некоторой общей для их использования цели – обобщение на уровне действий или категориальные обобщения. Исследование опирается на работы отечественного деятельностного подхода к изучению высших психических функций, а также работы зарубежных авторов, рассматривающих, процессы категоризации и семантической обработки знаний через изучение особенностей их хранения, обработки и извлечения из долговременной памяти и через изучение ментального лексикона. Делается предположение о гетерогенности, неравномерности, в целом, динамики нарушений актуализации категориальных и функциональных обобщений при шизофрении по мере нарастания общей когнитивной и эмоциональной дефицитарности и различиях в пропорциональном соотношении и качественных «сдвигах» нормативных обобщений при разных типах дефекта – повышенная чувствительность к актуализации функциональных обобщений с одновременным их искажением и снижением вероятности актуализации категориальных обобщений при психопатоподобном варианте дефекта; увеличение доли категориальных решений при осуществлении мыслительных операций при псевдоорганическом типе шизофренического дефекта.
Паршуков А.Ю., Харисова Р.Р., Чебакова Ю.В. - Взаимосвязь типов обобщения с разными вариантами дефекта при шизофрении |
|
c. 1092-1105
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65660
Аннотация: В статье рассматриваются функциональный и категориальный типы обобщений, отражающие адекватные варианты осуществления мыслительных операций и связанные с различными уровнями деятельности: 1) обобщение широкого круга разнородных по своим сенсорным свойствам предметов, типичная социальная практика использования которых связана с удовлетворением некоторой общей для них потребности – обобщение на уровне деятельностей или функциональные обобщения и 2) обобщение круга предметов, типичная социальная практика использования которых связана с достижением некоторой общей для их использования цели – обобщение на уровне действий или категориальные обобщения. Исследование опирается на работы отечественного деятельностного подхода к изучению высших психических функций, а также работы зарубежных авторов, рассматривающих, процессы категоризации и семантической обработки знаний через изучение особенностей их хранения, обработки и извлечения из долговременной памяти и через изучение ментального лексикона. Делается предположение о гетерогенности, неравномерности, в целом, динамики нарушений актуализации категориальных и функциональных обобщений при шизофрении по мере нарастания общей когнитивной и эмоциональной дефицитарности и различиях в пропорциональном соотношении и качественных «сдвигах» нормативных обобщений при разных типах дефекта – повышенная чувствительность к актуализации функциональных обобщений с одновременным их искажением и снижением вероятности актуализации категориальных обобщений при психопатоподобном варианте дефекта; увеличение доли категориальных решений при осуществлении мыслительных операций при псевдоорганическом типе шизофренического дефекта.
Макарова И.П. - Взаимосвязь внутренних страхов и смысложизенных направленностей личности в период юношества |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.12914
Аннотация: В статье затрагиваются вопросы, связанные с внутренними страхами юношей и девушек двух возрастных периодов: старшего школьного возраста или ранней юности и поздней юности. Дается определение понятия «страх» и описывается классификация Ю. Щербатых. Рассматривается гипотеза о возможной взаимосвязи между внутренними страхами и смысложизненными направлениями у юношей и девушек, находящихся на разных возрастных этапах развития. Предмет исследования:переживание страха юношами и девушками на разных возрастных этапах с учетом выбора конкретного смысложизненного направления. Описываются методики, используемые в работе: «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, который позволяет определить интенсивность проявления разных видов страха и наличие фобий в целом; тест смысложизненных ориентаций СЖО Д.А. Леонтьева использовался в нашем исследовании с целью изучения смысложизненных и ценностных ориентаций юношей и девушек старшего школьного возраста и поздней юности. Полученные эмпирические данные с помощью методики «ИСАС» были прокоррелированы в каждой группе (3 группы школьников и 3 группы студентов с разным уровнем выраженности проявления страхов: высокий уровень выраженности страхов, средний и низкий уровни выраженности страхов) с показателями методики «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) с применением критерия Пирсона. Формулируются выводы на базе проведенного исследования, подтверждающие гипотезу исследования и позволяющие говорить о динамике становления смысложизненных направлений в зависимости от уровня выраженности актуальных страхов личности.
Макарова И.П. - Взаимосвязь внутренних страхов и смысложизенных направленностей личности в период юношества |
|
c. 1106-1112
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65661
Аннотация: В статье затрагиваются вопросы, связанные с внутренними страхами юношей и девушек двух возрастных периодов: старшего школьного возраста или ранней юности и поздней юности. Дается определение понятия «страх» и описывается классификация Ю. Щербатых. Рассматривается гипотеза о возможной взаимосвязи между внутренними страхами и смысложизненными направлениями у юношей и девушек, находящихся на разных возрастных этапах развития. Предмет исследования:переживание страха юношами и девушками на разных возрастных этапах с учетом выбора конкретного смысложизненного направления. Описываются методики, используемые в работе: «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, который позволяет определить интенсивность проявления разных видов страха и наличие фобий в целом; тест смысложизненных ориентаций СЖО Д.А. Леонтьева использовался в нашем исследовании с целью изучения смысложизненных и ценностных ориентаций юношей и девушек старшего школьного возраста и поздней юности. Полученные эмпирические данные с помощью методики «ИСАС» были прокоррелированы в каждой группе (3 группы школьников и 3 группы студентов с разным уровнем выраженности проявления страхов: высокий уровень выраженности страхов, средний и низкий уровни выраженности страхов) с показателями методики «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) с применением критерия Пирсона. Формулируются выводы на базе проведенного исследования, подтверждающие гипотезу исследования и позволяющие говорить о динамике становления смысложизненных направлений в зависимости от уровня выраженности актуальных страхов личности.
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С., Кулагина-Ярцева В.С. - Н.Г. Кротовская и В.С. Кулагина-Ярцева. Дихотомия жизни и смерти (Обзор книги С. Ахтара "Вопросы жизни и смерти") |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.13165
Аннотация: Салман Ахтар – известный американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он опирается на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах», дополняя его позднейшими исследованиями Мелани Кляйн, Дональда Уинникотта, Эрика Эриксона, Уилфреда Биона и др. Жизнь человека рассматривается автором, исходя из двух основных составляющих – жизни и смерти, -- в их противопоставлении и неразрывности. В первой части исследуются основные понятия, связанные с жизнью: добро, счастье и игра. При этом проясняется смысл, который вкладывают в это понятие различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет его на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. Во второй части, посвященной смерти, представлены две точки зрения: принятие и отрицание смерти, а также их структурные и экзистенциальные функции, и в этой связи затрагиваются проблемы смертности, захоронений и сиротства. Рассматривается психологическое значение могил как мест последнего упокоения, а также выражение этнической или религиозной ненависти через осквернение могил и разрушение кладбищ. Автор уделяет внимание теме сиротства как травмы, пережитой в детстве, последствия которой сказываются на всей последующей жизни. В третьей части этой книги жизнь и смерть рассматриваются в их неразрывном единстве. Преодолевая барьер между жизнью и смертью, путешествуя по психическому ландшафту поколений, мы оставляем наши тела позади и возвращаемся к жизни как к метафоре, полной игры и щедрости.
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С., Кулагина-Ярцева В.С. - Н.Г. Кротовская и В.С. Кулагина-Ярцева. Дихотомия жизни и смерти (Обзор книги С. Ахтара "Вопросы жизни и смерти") |
|
c. 1113-1123
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.10.65662
Аннотация: Салман Ахтар – известный американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он опирается на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах», дополняя его позднейшими исследованиями Мелани Кляйн, Дональда Уинникотта, Эрика Эриксона, Уилфреда Биона и др. Жизнь человека рассматривается автором, исходя из двух основных составляющих – жизни и смерти, -- в их противопоставлении и неразрывности. В первой части исследуются основные понятия, связанные с жизнью: добро, счастье и игра. При этом проясняется смысл, который вкладывают в это понятие различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет его на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. Во второй части, посвященной смерти, представлены две точки зрения: принятие и отрицание смерти, а также их структурные и экзистенциальные функции, и в этой связи затрагиваются проблемы смертности, захоронений и сиротства. Рассматривается психологическое значение могил как мест последнего упокоения, а также выражение этнической или религиозной ненависти через осквернение могил и разрушение кладбищ. Автор уделяет внимание теме сиротства как травмы, пережитой в детстве, последствия которой сказываются на всей последующей жизни. В третьей части этой книги жизнь и смерть рассматриваются в их неразрывном единстве. Преодолевая барьер между жизнью и смертью, путешествуя по психическому ландшафту поколений, мы оставляем наши тела позади и возвращаемся к жизни как к метафоре, полной игры и щедрости.
|
|