Статья 'Субъект-предметные и объект-предметные отношения в потреблении' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Субъект-предметные и объект-предметные отношения в потреблении

Посыпанова Ольга Сергеевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра социальной и организационной психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

248023, Россия, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26

Posypanova Olga Sergeevna

PhD in Psychology

associate professor, Department of Social and Organizational Psychology, Tsiolkovsky Kaluga State University

248023, Russia, Kaluzhskaya oblast', g. Kaluga, ul. St. Razina, 26

olga.posypanova@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Воробьева Ольга Сергеевна

старший преподаватель, кафедра социальной и организационной психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

248023, Россия, Калужская область, г. Калуга, ул. Степана Разина, дом 26 а, оф. 422

Vorob'eva Ol'ga Sergeevna

248023, Russia, Kaluzhskaya oblast', g. Kaluga, ul. Stepana Razina, dom 26 a, of. 422

vorobeva_8@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2014.10.12779

Дата направления статьи в редакцию:

13-11-2014


Дата публикации:

27-11-2014


Аннотация: Отношение к предметам (вещам, товарам) – неисследованный, но актуальный пласт психологии. В статье описываются предметные отношения с ракурса психологии потребления. По итогам фокусированного группового интервью и анкетирования рассмотрены различия в отношении к товарам потребителя-субъекта и потребителя-объекта. Потребительская субъектность обозначена как интегральная характеристика сознания и бессознательного индивида (индивидуальная составляющая), информированности о физических и маркетинговых свойствах товара (информационная составляющая), позволяющая покупать и пользоваться товарами/услугами объективно необходимыми индивиду. Потребительская объектность обозначена как интегральная характеристика сознания и бессознательного индивида, характеризующаяся сниженным уровнем осознанности, рефлективности и критического осмысления происходящего, реактивностью, автоматичностью действий, обеспечивающая подверженность маркетинговому воздействию: рекламе, моде, выкладке товара на витрине, скидкам, акциям и т.п. Уровень потребительской субъектности/объектности по-разному проявляется в отношении и во взаимодействии с различными товарными категориями и определяется в первую очередь эмоциональной и интеллектуальной значимостью конкретного товара, знанием специфики данной товарной категории и опытом использования. Субъект-предметное отношение к товару представлено как отношение к предмету с позиции высокой осведомленности о нем и его атрибутах, обоснованной средней эмоциональной значимости, готовностью часто им пользоваться. Объект-предметное отношение представлено как отношение к товару с позиции веры в рекламное и маркетинговое сообщение о нем при безынтересности его атрибутов, азарта от маркетинговых акций – скидок, игр, конкурсов, лотерей и т.п., отсутствием планов о частом пользовании.


Ключевые слова:

экономическая психология, психология потребления, поведение потребителей, покупательское поведение, Я-концепция потребителя, потребительская субъектность, потребительская объектность, потребительские отношения, субъект-предметные отношения, объект-предметные отношения

УДК:

159.98

Библиография
1. Брушлинский А.В. Психология субъекта научное издание – СПб, 2003, 272 с.
2. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихоогию. Учебное пособие.-Иркутск, 2007, 304 с.
3. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. Специальностям / С.-Петерб. Гос. Ун-т. Экон. Фак., Москва, 2009, 162 с.
4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал, 2008 Т. 29 № 2 с. 5-15
5. Знаков В.В. Психология субъекта как методологическая основа человеческого бытия // Психологический журнал, 2003, том 24, с. 95-106
6. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. Монография (2-е изд.)-М., 2006, 384 с.
7. Неверов А.Н. Предприниматель как экономический субъект // Психология и экономика 2005 № 2, с. 136-148
8. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. Монография – М., ИПРАН, 2000, 220 с.
9. Посыпанова О.С. Товарный фетишизм как «маркетинговая религия» // Практический маркетинг, июнь 2013, с. 29-38
10. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты потребительского поведения – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.
11. Сморкалова Т.Л., Доценко Е.Л. Место Я-концепции в потребительских предпочтениях: рабочая модель // Вестник Тюменского государственного университета, 2011. № 9, с. 182-189.
12. Карлик А.Е., Задорожнюк И.Е., Спасенников В.В., Локшина Э.Х., Экономическая психология: проблемы развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 1. С. 145-147.
13. Фоломеева Т.В. Социально-психологический подход к исследованию потребительского поведения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2012 № 1, с. 145-154
14. Хащенко В.А. Социально-психологическая детерминация субъективного экономического благополучия. двтореферат дисс. … доктора психол. наук, М., ИП РАН, 2012, 50 с.
15. М.И. Розенова Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы // Психология и Психотехника. - 2013. - 6. - C. 536 - 545. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.6.8316.
References
1. Brushlinskii A.V. Psikhologiya sub''ekta nauchnoe izdanie – SPb, 2003, 272 s.
2. Vinokurov M.A., Karnyshev A.D. Vvedenie v ekonomicheskuyu etnopsikhoogiyu. Uchebnoe posobie.-Irkutsk, 2007, 304 s.
3. Deineka O.S. Ekonomicheskaya psikhologiya: Ucheb. Posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po ekon. Spetsial'nostyam / S.-Peterb. Gos. Un-t. Ekon. Fak., Moskva, 2009, 162 s.
4. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Struktura i lichnostnye determinanty ekonomicheskogo samoopredeleniya sub''ekta // Psikhologicheskii zhurnal, 2008 T. 29 № 2 s. 5-15
5. Znakov V.V. Psikhologiya sub''ekta kak metodologicheskaya osnova chelovecheskogo bytiya // Psikhologicheskii zhurnal, 2003, tom 24, s. 95-106
6. Lebedev-Lyubimov A.N. Psikhologiya reklamy. Monografiya (2-e izd.)-M., 2006, 384 s.
7. Neverov A.N. Predprinimatel' kak ekonomicheskii sub''ekt // Psikhologiya i ekonomika 2005 № 2, s. 136-148
8. Poznyakov V.P. Psikhologicheskie otnosheniya sub''ektov ekonomicheskoi deyatel'nosti. Monografiya – M., IPRAN, 2000, 220 s.
9. Posypanova O.S. Tovarnyi fetishizm kak «marketingovaya religiya» // Prakticheskii marketing, iyun' 2013, s. 29-38
10. Posypanova O.S. Ekonomicheskaya psikhologiya: psikhologicheskie aspekty potrebitel'skogo povedeniya – Kaluga, Izd-vo KGU im. K.E. Tsiolkovskogo, 2012, 296 s.
11. Smorkalova T.L., Dotsenko E.L. Mesto Ya-kontseptsii v potrebitel'skikh predpochteniyakh: rabochaya model' // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011. № 9, s. 182-189.
12. Karlik A.E., Zadorozhnyuk I.E., Spasennikov V.V., Lokshina E.Kh., Ekonomicheskaya psikhologiya: problemy razvitiya // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2011. № 1. S. 145-147.
13. Folomeeva T.V. Sotsial'no-psikhologicheskii podkhod k issledovaniyu potrebitel'skogo povedeniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya 2012 № 1, s. 145-154
14. Khashchenko V.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya determinatsiya sub''ektivnogo ekonomicheskogo blagopoluchiya. dvtoreferat diss. … doktora psikhol. nauk, M., IP RAN, 2012, 50 s.
15. M.I. Rozenova Semantika vospriyatiya
sovremennoi molodezh'yu
bazovykh otnoshenii lichnosti:
psikhologicheskie paradoksy // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2013. - 6. - C. 536 - 545. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.6.8316.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.