по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-0.461538461538-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Трезвость мысли, или апология войны

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10769

Аннотация: За последние годы в мировой философской литературе появилось немало исследований, авторы которых убеждены в том, что война является неизбежным злом для человечества. Рассказывая о новых средствах истребления людей, некоторые исследователи даже сетуют на то, что государство не стремится к созданию новых вооружений. Властители полагают, что будущая война будет использовать традиционные, уже опробованные средства уничтожения противника. Эксперты убеждают глав государств, что это заблуждение, что надо как можно быстрее осваивать смертоносное оружие. Однако никто из авторов не ставит вопрос об устранении войн вообще. Они склонны считать, что войны вообще невозможно вычеркнуть из человеческой истории, они неустранимы, поскольку соответствуют человеческой природе, злонамеренной и жестокой сущности человека. Автор статьи размышляет о том, можно ли считать эту позицию трезвостью мысли или это заблуждение, связанное напрямую с апологией войны. При изложении темы использованы исторический и феноменологический подходы. Взгляды на войну прослеживаются исторически: от мифов до современных научных и философских концепций. Автор анализирует характеристики войны и показывает, что определение этого понятия требует корректировки. Сегодня войны ведут не только государства или классы. Конфликты обнаруживают себя в межцивилизационном пространстве, между народами. Вместе с тем в войну рекрутированы социальные, конфессиональные и этнические группы. Серьезные противоречия возникают также и между развитыми странами и государствами, которые отстают в собственном развитии. Но главное, без чего невозможно определение войны, это указание, что социально-политические, экономические, духовно-идеологические и другие противоречия между государствами, народами, социальными, национальными, конфессиональными и другими группами разрешаются (или не разрешаются) с помощью вооруженного насилия. В то же время автор стремится дать особый анализ феноменологии войны, доказывая возможность исключения войны вообще как способа решения различных конфликтов.
Гуревич П.С. - Трезвость мысли, или апология войны c. 7-11

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63931

Аннотация: За последние годы в мировой философской литературе появилось немало исследований, авторы которых убеждены в том, что война является неизбежным злом для человечества. Рассказывая о новых средствах истребления людей, некоторые исследователи даже сетуют на то, что государство не стремится к созданию новых вооружений. Властители полагают, что будущая война будет использовать традиционные, уже опробованные средства уничтожения противника. Эксперты убеждают глав государств, что это заблуждение, что надо как можно быстрее осваивать смертоносное оружие. Однако никто из авторов не ставит вопрос об устранении войн вообще. Они склонны считать, что войны вообще невозможно вычеркнуть из человеческой истории, они неустранимы, поскольку соответствуют человеческой природе, злонамеренной и жестокой сущности человека. Автор статьи размышляет о том, можно ли считать эту позицию трезвостью мысли или это заблуждение, связанное напрямую с апологией войны. При изложении темы использованы исторический и феноменологический подходы. Взгляды на войну прослеживаются исторически: от мифов до современных научных и философских концепций. Автор анализирует характеристики войны и показывает, что определение этого понятия требует корректировки. Сегодня войны ведут не только государства или классы. Конфликты обнаруживают себя в межцивилизационном пространстве, между народами. Вместе с тем в войну рекрутированы социальные, конфессиональные и этнические группы. Серьезные противоречия возникают также и между развитыми странами и государствами, которые отстают в собственном развитии. Но главное, без чего невозможно определение войны, это указание, что социально-политические, экономические, духовно-идеологические и другие противоречия между государствами, народами, социальными, национальными, конфессиональными и другими группами разрешаются (или не разрешаются) с помощью вооруженного насилия. В то же время автор стремится дать особый анализ феноменологии войны, доказывая возможность исключения войны вообще как способа решения различных конфликтов.
Философия и психология
Бойко Д.В. - Логика абсурда

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10514

Аннотация: Статья посвящена 100-летию со дня рождения французского писателя и философа Альбера Камю. Среди основных источников возникающего чувства, а затем и самого абсурда обозначаются: построение идеальной картины мира человеческим разумом, существование человека в имманентном и трансцендентном мирах, формирующееся сознание новорожденного, созидательное и разрушительное начало в человеке. Абсурд обладает собственной, противоречивой, иррациональной, безумной логикой. Положительная роль абсурда заключается в возникающей возможности мыслить глубже и шире при встрече с абсурдом. Показана роль абсурда в новых, парадоксальных открытиях в науке. Творчество подпитывается абсурдом и использует его в своих целях. При помощи метода герменевтического анализа в работе исследуются истоки, формы проявления и различные функции абсурда. Наряду с абсурдом всегда существует обычное, неабсурдное бытие. Абсурд несёт относительный характер и всегда исторически конкретен. Сегодня абсурд присутствует во всех сферах человеческого бытия: от социально-политической, до научной, религиозной и культурной. Требуется противопоставление абсурду в социально-политической сфере здравого смысла и гражданского мужества.
Бойко Д.В. - Логика абсурда c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63932

Аннотация: Статья посвящена 100-летию со дня рождения французского писателя и философа Альбера Камю. Среди основных источников возникающего чувства, а затем и самого абсурда обозначаются: построение идеальной картины мира человеческим разумом, существование человека в имманентном и трансцендентном мирах, формирующееся сознание новорожденного, созидательное и разрушительное начало в человеке. Абсурд обладает собственной, противоречивой, иррациональной, безумной логикой. Положительная роль абсурда заключается в возникающей возможности мыслить глубже и шире при встрече с абсурдом. Показана роль абсурда в новых, парадоксальных открытиях в науке. Творчество подпитывается абсурдом и использует его в своих целях. При помощи метода герменевтического анализа в работе исследуются истоки, формы проявления и различные функции абсурда. Наряду с абсурдом всегда существует обычное, неабсурдное бытие. Абсурд несёт относительный характер и всегда исторически конкретен. Сегодня абсурд присутствует во всех сферах человеческого бытия: от социально-политической, до научной, религиозной и культурной. Требуется противопоставление абсурду в социально-политической сфере здравого смысла и гражданского мужества.
Горизонты психологии
Спирова Э.М. - «Человек сведущий» (homo intelligens)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10703

Аннотация: В современной философской антропологии наметилась тенденция соединить данные палеоантропологии и социобиологии с новейшей информационной техникой. Предметом статьи является анализ данной тенденции. На этой основе осмысливается характер человеческого общества в виде глобальной общности жителей синергетического общества, существующего на основе взаимной помощи без потребности в государстве и вооруженных силах. В отличие от современного человека разумного (homo sapiens) нового человека называют человеком понимающим (homo intelligens). Огромные достижения информационного общества поставят перед человечеством массу вопросов. Останется ли жажда познания неоспоримым импульсом креативной деятельности? Какое выражение примет инстинкт выживания? Насколько вообще мы останемся биологическими существами? Методология исследования – сравнение классической модели разумного человека с человеком сведущим. Используется герменевтический подход для выстраивания нового облика философской антропологии. В исследовании показано, что массово-информационные процессы глобального мира теперь уже невозможно изучать без всесторонней философско-антропологической теории. Говоря о «глобальном человеке», о проблеме самоидентификации в обществе «реальной виртуальности», мы не можем следовать лишь логике компьютерных технологий, обезличенной информационной среды.
Спирова Э.М. - «Человек сведущий» (homo intelligens) c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63933

Аннотация: В современной философской антропологии наметилась тенденция соединить данные палеоантропологии и социобиологии с новейшей информационной техникой. Предметом статьи является анализ данной тенденции. На этой основе осмысливается характер человеческого общества в виде глобальной общности жителей синергетического общества, существующего на основе взаимной помощи без потребности в государстве и вооруженных силах. В отличие от современного человека разумного (homo sapiens) нового человека называют человеком понимающим (homo intelligens). Огромные достижения информационного общества поставят перед человечеством массу вопросов. Останется ли жажда познания неоспоримым импульсом креативной деятельности? Какое выражение примет инстинкт выживания? Насколько вообще мы останемся биологическими существами? Методология исследования – сравнение классической модели разумного человека с человеком сведущим. Используется герменевтический подход для выстраивания нового облика философской антропологии. В исследовании показано, что массово-информационные процессы глобального мира теперь уже невозможно изучать без всесторонней философско-антропологической теории. Говоря о «глобальном человеке», о проблеме самоидентификации в обществе «реальной виртуальности», мы не можем следовать лишь логике компьютерных технологий, обезличенной информационной среды.
Понять человека
Киященко Н.И. - Феномен нечеловеческого в человеке

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10397

Аннотация: Предмет исследования – рассмотрение нечеловеческого в человеке. Данная проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, она связана с религиозной тематикой. В сакральной литературе человек рассматривается как греховное создание, впавшее в первородный грех. Во-вторых, тема нечеловеческого сопряжена с моральным аспектом. Здесь она трактуется как человеческая подверженность злу. В-третьих, нечеловеческое в человеке связано с постепенным разочарованием в нём как в божьей твари, получившим освещение в средневековой литературе. Это вызвало особый феномен, который Н.А. Бердяев назвал «умалением человека». Новый этап в раскрытии этой темы можно связать с психоаналитическими традициями. Психоанализ раскрывает феноменологию бессознательного, природу инстинктов, ведущих к агрессии и разрушительству. Фромм пишет специальную книгу «Анатомия человеческой деструктивности». Наконец, нечеловеческое становится сюжетом современной трансгуманистической философии. Речь идет о том, чтобы внедрить в человека нечто, позволяющее исправить человеческую природу, создать нового человека. Автор опирается на столь значимую методологию, как герменевтический и психоаналитический анализ текстов, позволяющий в данном случае раскрыть разные аспекты нечеловеческого. Новизна статьи в постановке самой темы, которая в отечественной литературе не была предметом самостоятельного анализа. Автор делает попытку проследить историко-философскую традицию, которая связана с этой проблемой. Накоплены многочисленные интуиции о том, какое место занимает в потомке Адама то, что не соответствует его изначальной природе. Однако данная тема не рассматривалась в целостном историко-философском ракурсе. Прослеживая осмысление этой проблемы от древности до наших дней, мы видим, что она актуализирует самые неожиданные ходы исследовательской мысли. Особенно злободневно звучат в этой теме сюжеты духовности человека как особого рода сущего. Человеческое не может раскрыть себя, если оно не связано с нечеловеческим.
Киященко Н.И. - Феномен нечеловеческого в человеке c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63934

Аннотация: Предмет исследования – рассмотрение нечеловеческого в человеке. Данная проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, она связана с религиозной тематикой. В сакральной литературе человек рассматривается как греховное создание, впавшее в первородный грех. Во-вторых, тема нечеловеческого сопряжена с моральным аспектом. Здесь она трактуется как человеческая подверженность злу. В-третьих, нечеловеческое в человеке связано с постепенным разочарованием в нём как в божьей твари, получившим освещение в средневековой литературе. Это вызвало особый феномен, который Н.А. Бердяев назвал «умалением человека». Новый этап в раскрытии этой темы можно связать с психоаналитическими традициями. Психоанализ раскрывает феноменологию бессознательного, природу инстинктов, ведущих к агрессии и разрушительству. Фромм пишет специальную книгу «Анатомия человеческой деструктивности». Наконец, нечеловеческое становится сюжетом современной трансгуманистической философии. Речь идет о том, чтобы внедрить в человека нечто, позволяющее исправить человеческую природу, создать нового человека. Автор опирается на столь значимую методологию, как герменевтический и психоаналитический анализ текстов, позволяющий в данном случае раскрыть разные аспекты нечеловеческого. Новизна статьи в постановке самой темы, которая в отечественной литературе не была предметом самостоятельного анализа. Автор делает попытку проследить историко-философскую традицию, которая связана с этой проблемой. Накоплены многочисленные интуиции о том, какое место занимает в потомке Адама то, что не соответствует его изначальной природе. Однако данная тема не рассматривалась в целостном историко-философском ракурсе. Прослеживая осмысление этой проблемы от древности до наших дней, мы видим, что она актуализирует самые неожиданные ходы исследовательской мысли. Особенно злободневно звучат в этой теме сюжеты духовности человека как особого рода сущего. Человеческое не может раскрыть себя, если оно не связано с нечеловеческим.
Мотивация и духовность личности
Старовойтов В.В. - Карен Хорни – «нежный» мятежник в психоанализе

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10434

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию жизни и творчества немецко-американского психолога, реформатора психоанализа, одного из лидеров неофрейдизма Карен Хорни. Прослеживаются особенности царившей в ее семье атмосферы, определившие ее характер, а также ее последующее развитие в качестве доктора медицины, психоаналитика фрейдовской школы, а впоследствии создателя собственной концепции невротического развития личности. Приводятся ее взгляды о женской психологии, супружеских проблемах, а также по вопросу о непрофессиональном психоанализе. Исследуется проведенная К. Хорни критическая переоценка психоаналитических теорий З. Фрейда, в результате которой она отказалась от генетического подхода Фрейда в пользу текущих отношений пациента и его последующих жизненных переживаний в качестве причин невроза. Используемый в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении основных понятий во всех пяти изданных К. Хорни книгах, а также в подробном анализе ее жизни и деятельности с опорой на ряд английских источников. На основании исследования её взглядов, изложенных в пяти книгах, написанных и изданных К. Хорни в США, которые принесли ей мировую славу и известность, а также остракизм со стороны ряда коллег за ее отход от классического психоанализа, автор статьи приходит к выводу, что если в первой книге К. Хорни невроз обусловливался нарушениями в человеческих взаимоотношениях, вызывавшимися условиями культуры, то концепция идеализированного образа Я явилась воротами ко всей области интрапсихической жизни. В статье показано, что К. Хорни явилась создателем теории, которая стала своеобразным мостом между психобиологической концепцией человека, созданной З. Фрейдом, и социокультурными концепциями личности второй половины ХХ века.
Старовойтов В.В. - Карен Хорни – «нежный» мятежник в психоанализе c. 41-56

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63935

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию жизни и творчества немецко-американского психолога, реформатора психоанализа, одного из лидеров неофрейдизма Карен Хорни. Прослеживаются особенности царившей в ее семье атмосферы, определившие ее характер, а также ее последующее развитие в качестве доктора медицины, психоаналитика фрейдовской школы, а впоследствии создателя собственной концепции невротического развития личности. Приводятся ее взгляды о женской психологии, супружеских проблемах, а также по вопросу о непрофессиональном психоанализе. Исследуется проведенная К. Хорни критическая переоценка психоаналитических теорий З. Фрейда, в результате которой она отказалась от генетического подхода Фрейда в пользу текущих отношений пациента и его последующих жизненных переживаний в качестве причин невроза. Используемый в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении основных понятий во всех пяти изданных К. Хорни книгах, а также в подробном анализе ее жизни и деятельности с опорой на ряд английских источников. На основании исследования её взглядов, изложенных в пяти книгах, написанных и изданных К. Хорни в США, которые принесли ей мировую славу и известность, а также остракизм со стороны ряда коллег за ее отход от классического психоанализа, автор статьи приходит к выводу, что если в первой книге К. Хорни невроз обусловливался нарушениями в человеческих взаимоотношениях, вызывавшимися условиями культуры, то концепция идеализированного образа Я явилась воротами ко всей области интрапсихической жизни. В статье показано, что К. Хорни явилась создателем теории, которая стала своеобразным мостом между психобиологической концепцией человека, созданной З. Фрейдом, и социокультурными концепциями личности второй половины ХХ века.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Березина Т.Н. - Собственное звучание образов сновидения

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10594

Аннотация: Образы сновидения рассматриваются как частный случай психических образов. Утверждается, что закономерности, обнаруженные для образов сновидения, будут закономерностями для всех психических образов. Предполагается, что слово в психике играет двойную роль, с одной стороны, оно составляющая второй сигнальной системы, в этом аспекте рассматривается как компонент сознания, как знак или значение. С другой стороны, слово является элементом первой сигнальной системы, то есть звучанием. Предполагается, что образы высших порядков имеют в своем составе звуковой компонент, который может быть представлен как бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также словами, механически запечатленными в связи с образами данных явлений; этот компонент является первосигнальным, неосознаваемым, и не связанным с собственными значениям слов. Проведен анализ более сотни осознанных сновидений, представленных участниками интернет-сообщества «Дорога сна». Под осознанными сновидениями понимаются сны, в которых человек осознает, что он спит и в некоторой степени может управлять содержанием сновидения . Было показано, что аудиальный компонент присутствует в образах сновидения в активной и пассивной формах. Активное звучание возникает у образов высших порядков (людей, реже животных, пространственноподобных образований) когда они начинают спонтанно вокализировать. Пассивная вокализация возможна, когда сновидец обращается к образу с каким-то вопросом. Пассивная вокализация возможна для любых образов, в том числе и образов неодушевленных предметов. Также был обнаружен феномен вызывания образа по слову, которое произносит сновидец, при этом вызванный образ соответствует звучанию слова, но может не полностью совпадать со значением.
Березина Т.Н. - Собственное звучание образов сновидения c. 57-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63936

Аннотация: Образы сновидения рассматриваются как частный случай психических образов. Утверждается, что закономерности, обнаруженные для образов сновидения, будут закономерностями для всех психических образов. Предполагается, что слово в психике играет двойную роль, с одной стороны, оно составляющая второй сигнальной системы, в этом аспекте рассматривается как компонент сознания, как знак или значение. С другой стороны, слово является элементом первой сигнальной системы, то есть звучанием. Предполагается, что образы высших порядков имеют в своем составе звуковой компонент, который может быть представлен как бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также словами, механически запечатленными в связи с образами данных явлений; этот компонент является первосигнальным, неосознаваемым, и не связанным с собственными значениям слов. Проведен анализ более сотни осознанных сновидений, представленных участниками интернет-сообщества «Дорога сна». Под осознанными сновидениями понимаются сны, в которых человек осознает, что он спит и в некоторой степени может управлять содержанием сновидения . Было показано, что аудиальный компонент присутствует в образах сновидения в активной и пассивной формах. Активное звучание возникает у образов высших порядков (людей, реже животных, пространственноподобных образований) когда они начинают спонтанно вокализировать. Пассивная вокализация возможна, когда сновидец обращается к образу с каким-то вопросом. Пассивная вокализация возможна для любых образов, в том числе и образов неодушевленных предметов. Также был обнаружен феномен вызывания образа по слову, которое произносит сновидец, при этом вызванный образ соответствует звучанию слова, но может не полностью совпадать со значением.
Индивид и личность
Щебетенко С.А., Вайнштейн С.В. - Большая Пятерка черт личности: эксплицитно-имплицитный подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.9943

Аннотация: В статье представлено корреляционное исследование черт личности в соответствии с предположением о двух уровнях обработки социальной информации индивидом: эксплицитном (центральном) и имплицитном (ассоциативном). На выборке, состоящей из 152 студентов университета, изучалась Большая Пятерка черт личности в рамках парадигмы многопараметрического комплексного анализа. Эксплицитные черты измерялись посредством вопросника Big Five Inventory, имплицитные черты измерялись Тестом имплицитных ассоциаций. Имплицитные тесты черт личности имели большую внутриметодную корреляцию, чем эксплицитные черты. Кроме этого, межшкально-межметодная корреляция черт существенно ослабевала – в сравнении с внутриметодной, но только для имплицитного уровня. 1-факторная модель имплицитных черт оказалась эмпирически пригодной, что позволило поддержать гипотезу об общем факторе личности на уровне имплицитных черт. 1-факторная модель эксплицитных черт оказалась непригодной. Экстраверсия продемонстрировала наибольшую согласованность эксплицитного и имплицитного уровней. Доброжелательность и открытость опыту не согласованы на эксплицитном и имплицитном уровнях. Утверждается, что на первом этапе тестирования имплицитных свойств индивиды эффективно управляют своими реакциями, что выражается в более длительных и социально желательных реакциях.
Щебетенко С.А., Вайнштейн С.В. - Большая Пятерка черт личности: эксплицитно-имплицитный подход c. 69-82

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63937

Аннотация: В статье представлено корреляционное исследование черт личности в соответствии с предположением о двух уровнях обработки социальной информации индивидом: эксплицитном (центральном) и имплицитном (ассоциативном). На выборке, состоящей из 152 студентов университета, изучалась Большая Пятерка черт личности в рамках парадигмы многопараметрического комплексного анализа. Эксплицитные черты измерялись посредством вопросника Big Five Inventory, имплицитные черты измерялись Тестом имплицитных ассоциаций. Имплицитные тесты черт личности имели большую внутриметодную корреляцию, чем эксплицитные черты. Кроме этого, межшкально-межметодная корреляция черт существенно ослабевала – в сравнении с внутриметодной, но только для имплицитного уровня. 1-факторная модель имплицитных черт оказалась эмпирически пригодной, что позволило поддержать гипотезу об общем факторе личности на уровне имплицитных черт. 1-факторная модель эксплицитных черт оказалась непригодной. Экстраверсия продемонстрировала наибольшую согласованность эксплицитного и имплицитного уровней. Доброжелательность и открытость опыту не согласованы на эксплицитном и имплицитном уровнях. Утверждается, что на первом этапе тестирования имплицитных свойств индивиды эффективно управляют своими реакциями, что выражается в более длительных и социально желательных реакциях.
Профессиональная психология
Бзезян А.А. - Влияние гендера этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.9704

Аннотация: Статья направлена на изучение влияния гендерной принадлежности этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки. Предполагается, что степень позитивности различных видов оценок типа внешнего облика может быть обусловлена его этнокультурной и гендерной принадлежностью. Приводятся результаты сравнительного анализа позитивности/негативности эстетических оценок, привлекательности для противоположного пола и степени соответствия гендеру мужского и женского внешнего облика различных этнокультурных типов. Применялся модифицированный вариант методики «Оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам» (В.А. Лабунская, 2009), где в качестве объектов оценки выступают типы внешнего облика: «Славянский внешний облик», «Кавказский внешний облик» и «Азиатский внешний облик», их гендерная принадлежность. Показано, что существуют статистически значимые различия в степени позитивности различных видов оценок внешнего облика в зависимости от его этнокультурного типа. Гендерная принадлежность объекта оценки также оказывает влияние на степень позитивности оценок определенных типов внешнего облика.
Бзезян А.А. - Влияние гендера этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки c. 83-90

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63938

Аннотация: Статья направлена на изучение влияния гендерной принадлежности этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки. Предполагается, что степень позитивности различных видов оценок типа внешнего облика может быть обусловлена его этнокультурной и гендерной принадлежностью. Приводятся результаты сравнительного анализа позитивности/негативности эстетических оценок, привлекательности для противоположного пола и степени соответствия гендеру мужского и женского внешнего облика различных этнокультурных типов. Применялся модифицированный вариант методики «Оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам» (В.А. Лабунская, 2009), где в качестве объектов оценки выступают типы внешнего облика: «Славянский внешний облик», «Кавказский внешний облик» и «Азиатский внешний облик», их гендерная принадлежность. Показано, что существуют статистически значимые различия в степени позитивности различных видов оценок внешнего облика в зависимости от его этнокультурного типа. Гендерная принадлежность объекта оценки также оказывает влияние на степень позитивности оценок определенных типов внешнего облика.
Психология и педагогика
Нагоева Р.А. - Замещающая семья: возможности и проблемы социальной и психолого-педагогической подготовки

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.9439

Аннотация: В статье обосновывается необходимость и возможности социально-психологической подготовки и психолого-педагогического сопровождения института замещающего родительства. В России это социальное направление, в настоящее время, приобретает все большую актуальность и все больший охват. Основными инстанциями, занимающимися проблемами приемных семей, по-прежнему, остаются органы опеки и попечительства. Автор констатирует, что формально-оценочных и контролирующих служб для обеспечения нормального и эффективного функционирования института замещающей семьи в современном мире недостаточно. В работе дается анализ имеющего опыта подготовки родителей (обычных и замещающих) в России. В отношении опыта подготовки обычных родителей такой опыт характеризуется локальностью и ситуативностью. Констатируется, что в связи с новым правовым обеспечением, подготовка замещающих родителей предполагается как обязательное, системное мероприятие. Автор выделяет и характеризует ключевые, актуально-проблемные зоны в организации и функционировании центров подготовки замещающей семьи и замещающих родителей.
Нагоева Р.А. - Замещающая семья: возможности и проблемы социальной и психолого-педагогической подготовки c. 91-97

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63939

Аннотация: В статье обосновывается необходимость и возможности социально-психологической подготовки и психолого-педагогического сопровождения института замещающего родительства. В России это социальное направление, в настоящее время, приобретает все большую актуальность и все больший охват. Основными инстанциями, занимающимися проблемами приемных семей, по-прежнему, остаются органы опеки и попечительства. Автор констатирует, что формально-оценочных и контролирующих служб для обеспечения нормального и эффективного функционирования института замещающей семьи в современном мире недостаточно. В работе дается анализ имеющего опыта подготовки родителей (обычных и замещающих) в России. В отношении опыта подготовки обычных родителей такой опыт характеризуется локальностью и ситуативностью. Констатируется, что в связи с новым правовым обеспечением, подготовка замещающих родителей предполагается как обязательное, системное мероприятие. Автор выделяет и характеризует ключевые, актуально-проблемные зоны в организации и функционировании центров подготовки замещающей семьи и замещающих родителей.
Психотехника
Борзова Т.В. - Модификация методики Г.Кезелинг (G. Keseling) "Преодоление трудностей написания текста"

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.9232

Аннотация: В статье представлена модифицированная версия методики Г. Кезелинг "Преодоление трудностей написания текста", проанализированы особенности оригинальной методики, ее ограничения и возможности, тем самым сделан первый шаг к ее адаптации для использования в научном пространстве СНГ. Модификация методики обусловлена необходимостью внесения изменений в структуру интерпретации(ключа) для обработки результатов в соответствие со спецификой и социокультурным контекстом российского образования. Рассматриваемая нами методика, относится к достаточно новой батареи психолого-педагогического диагностического материала. Методика обладает значительным исследовательским потенциалом, доказавшим свою полезность, так как позволяет не только фиксировать трудности письменной деятельности студентов, но и предлагает качественные стратегии преодоления этих трудностей. Выполнение рекомендаций, упражнений, направленных на устранение трудностей написания научного текста в ходе специально организованной деятельности, позволяет разрушить или свести к минимуму возникающие у обучащихся блокады письменной деятельности.
Борзова Т.В. - Модификация методики Г.Кезелинг (G. Keseling) "Преодоление трудностей написания текста" c. 98-113

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63940

Аннотация: В статье представлена модифицированная версия методики Г. Кезелинг "Преодоление трудностей написания текста", проанализированы особенности оригинальной методики, ее ограничения и возможности, тем самым сделан первый шаг к ее адаптации для использования в научном пространстве СНГ. Модификация методики обусловлена необходимостью внесения изменений в структуру интерпретации(ключа) для обработки результатов в соответствие со спецификой и социокультурным контекстом российского образования. Рассматриваемая нами методика, относится к достаточно новой батареи психолого-педагогического диагностического материала. Методика обладает значительным исследовательским потенциалом, доказавшим свою полезность, так как позволяет не только фиксировать трудности письменной деятельности студентов, но и предлагает качественные стратегии преодоления этих трудностей. Выполнение рекомендаций, упражнений, направленных на устранение трудностей написания научного текста в ходе специально организованной деятельности, позволяет разрушить или свести к минимуму возникающие у обучащихся блокады письменной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.