по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 06, 2012
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-6-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2012
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - МОДА КАК ФЕНОМЕН
Аннотация: Что такое мода? Почему она обнаруживается едва ли не во всех культурах, даже если ее отвергают и преследуют? Исследователи, анализирующие этот феномен, отмечают, прежде всего, ее социальный характер. Иначе говоря, они показывают, что именно социум провоцирует моду. Иначе говоря, этот феномен относится скорее к социальной психологии. Автор отмечает, что для возникновения моды нужны своеобразные социальные и философско-антропологические предпосылки. В частности, мода возникает только тогда, когда в обществе получают распространение индивидуальные особенности людей, формируется чувство индивидуальности.
П.С. Гуревич - Мода как феномен c. 4-5
Аннотация:
Философия и психология
Карпов А.О. - ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ВЕЩЬ И ЕЕ АРТЕФАКТЫ
Аннотация: В исследовании природы социального действия возникает задача выделения уни-версальных эпистемических конструктов и символических механизмов их функциониро-вания, которые стоят за познавательным актом, включающим психокультурную контекстность. В работе рассматривается проблема генеза эпистемической вещи как системы культурных практик, обращенных на конкретный вопрос. Ее артефакты – эпистемическая коллекция и культурный имплант – организованы в универсальные эпистемические конструкты, которые служат матрицей для любой познавательной деятельности. Они способны к передаче человеческого значения в психокультурной нагруженности познавательного акта, осуществляемого на макросоциальном уровне. Сама эпистемическая вещь опирается на работающий диспозитив, являющийся формой институализации культурных практик, основой их легитимности и генератором эпистемической активности. Начало, обеспечивающее эпистемогенез, определяется через эпистемическую функцию, которая в качестве коллективной психической силы входит в центральную зону культуры. Предпринятое исследование опирается на культурно-исторический материал и социокультурные модели современной гуманитаристики.
Пархоменко Р.Н. - «Метафизический универсализм» Бориса Чичерина
Аннотация: Метод и сферу философских интересов известного российского правоведа, философа и общественного деятеля Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) можно обозначить как «научную метафизику», поскольку он всегда стремился выйти как за границы позитивизма и эмпиризма, так и отечественной религиозно-мистической традиции. Чичерин полагал, что любые идеальные начала могут и должны быть объяснены с помощью опыта и что реальный мир должен быть озарен «светом» философских истин. Особую роль в познании мира он отводил логике и науке. В данной статье реконструирован методологический аспект философии Чичерина, который можно условно охаректиризовать как „метафизический универсализм“.
Внутренний мир человека
Сухарева В.А. - Эмпирические проявления внутриличностных конфликтов женщин зрелого возраста и их динамики в направлении кризисных состояний
Аннотация: Представленная в статье работа посвящена проблеме исследования состояний человека в трудных жизненных ситуациях, обозначаемых понятиями внутриличностный конфликт, личностный кризис. Разработана и верифицирована схема для градуирования состояний внутриличностных конфликтов у разных групп респондентов. Представлен комплекс методик, предполагающих выявление согласованности- рассогласованности объективных и субъективных индикаторов гендерных внутриличностных конфликтов, позволяющих оценить их динамику в направлении перехода в кризисные состояния. Полученные результаты могут быть использованы для организации целенаправленного консультативного процесса, с учетом дифференцированных параметров состояний респондентов .
С.А. Авалян - О жизни и смерти c. 6-12
Аннотация: В статье затрагиваются психологические аспекты смерти. Проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает предельные основы бытия. Инстинкт разрушения функционирует в каждом живом существе и старается привести его к гибели, сводя жизнь до первоначального состояния неодушевленной материи. Инстинкт смерти только тогда превращается в инстинкт разрушения, когда он направляется на объекты. Живое существо сохраняет свою собственную жизнь, разрушая чужую. Но некоторая часть инстинкта смерти остается действовать внутри живого организма.
Вершинные состояния духа
В. Франкл - Воспоминания: автобиография. Часть 3. Окончание. Перевод А.Н. Зелинской c. 13-24
Аннотация: Viktor Frankl “Recollections” 2000. Виктор Франкл «Воспоминания», автобиография автора «Человек в поисках смысла» (Перевод на англ. Джозеф и Джудиф Фабри) Вступительное слово: Джозеф Фабри Оригинальная версия этого издания была опубликована в Германии под названием «То, что не сказано в моей книге». Перевод сделан по второму изданию (Издательство Союз, Вайнхайм, Германия). Первое издание книги в мягкой обложке — июнь 2000 г.
Мотивация и духовность личности
Т.Л. Засельская - Антропологические истоки системы духовно-нравственного воспитания в трудах преподобного Нила Сорского c. 25-33
Аннотация: Статья посвящена герменевтическому анализу письменных работ преп. Нила Сорского. Автор рассматривает основные труды старца и демонстрирует их значение в истории русской педагогики. Взгляды преп. Нила отличались от остальных авторитетных представителей Русской церкви, преп. Нил Сорокин верил, что огромная поучительная сила скрыта в трудах Святых Отцов. Педагогическая концепция старца представляет собой развернутое учение русского жизнечувствия согласно святоотеческой традиции, где главным методом познания выступает герменевтический метод, предполагающий постижение смысла творений святых Отцов относительно реалий эпохи, педагогической действительности, практики воспитания и образования.
Индивид и личность
Д.Л. Кущенко - К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних осужденных c. 34-38
Аннотация: В статье освещаются вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в аспекте психолого-педагогической работы с личностью в период взросления. Отражена важность механизма правовой социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Обсуждается важность системы психолого-педагогической работы в условиях колонии и последующей работы по сопровождению адаптации вне ее. Выделены свойства личности, необходимые для ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Указана основная задача воспитывающих взрослых-психологов — ориентация на цели развития, характерные для подросткового возраста. Показаны цели развития в период взросления, на которых может быть построена программа ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Елисеева Н.В. - Глухой абсурд
Аннотация: статья посвящена феномену эмоционального онемения. Исследуются междискурсивные основы этого явления, которые прослеживаются в философии и произведениях абсурда. Разбираются примеры разрыва коммуникации персонажей в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета. Отмечается, что обеднение эмоций стало современной проблемой; приводится пример новой научно-исследовательской программы по эмоциональному развитию в школах США.
Профессиональная психология
Кущенко Д.Л. - К вопросу о ресоциализации несовершеннолетних осужденных
Аннотация: В статье освещаются вопросы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в аспекте психолого-педагогической работы с личностью в период взросления. Отражена важность механизма правовой социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Обсуждается важность системы психолого-педагогической работы в условиях колонии и последующей работы по сопровождению адаптации вне ее. Выделены свойства личности, необходимые для ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Указана основная задача воспитывающих взрослых-психологов – ориентация на цели развития, характерные для подросткового возраста. Показаны цели развития в период взросления, на которых может быть построена программа ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Р.Р. Харисова - Сравнительный анализ личностных особенностей и типов эм патии как профессиональных качеств врачей-психиатров и психиатров- психотерапевтов c. 39-43
Аннотация: В статье рассматриваются особенности личностных профилей и типов эмпатии психиатров, в зависимости от наличия дополнительного образования в области психотерапии. Сделано предположение о различиях в качественных характеристиках данных показателей у врачей-психиатров и у психиатров-психотерапевтов, отражающих различия включения «субъектности» в профессиональную деятельность. Приведен анализ результатов исследования по методикам (тест на оценку типа и уровня эмпатии Бойко В.В.; MMPI, адаптированный Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым) двух групп психиатров (120 человек) в возрасте 24-61 года. Проведен статистический анализ, позволивший определить различия показателей у врачей-психиатров и у врачей-психотерапевтов. Полученные данные позволили сформулировать положения о взаимосвязи личностных профилей и типов эмпатии с особенностями построения взаимоотношений с пациентами, господствующими парадигмами в психиатрической и психотерапевтической науках.
Психология и педагогика
Засельская Т.Л. - Антропологические истоки системы духовно-нравственного воспитания в трудах преп. Нила Сорского
Аннотация: Статья посвящена герменевтическому анализу письменных работ преп. Нила Сорского. Автор рассматривает основные труды старца и демонстрирует их значение в истории русской педагогики. Взгляды преп. Нила отличались от остальных авторитетных представителей Русской церкви, преп. верил, что огромная поучительная сила скрыта в трудах Святых Отцов. Педагогическая концепция старца представляет собой развернутое учение русского жизнечувствия согласно святоотеческой традиции, где главным методом познания выступает герменевтический метод, предполагающий постижение смысла творений святых Отцов относительно реалий эпохи, педагогической действительности, практики воспитания и образования.
Барцевич В.Н. - Условия психологической безопасности учащихся
Аннотация: В статье представлены результаты исследования представлений учителей и учащихся о характеристиках психологической безопасности образовательной среды. Экспериментально выявлено, что психологическая безопасность учащихся обусловлена уровнем развития интегральных личностных характеристик учителей (направленность, компетентность, гибкость и самосознание). Доказывается эффективность психологической программы, повышающей уровень развития интегральных личностных характеристик педагогов, влияющих на психологическую безопасность учащихся.
В.Н. Барцевич - Факторы психологической безопасности школьной среды c. 61-69
Аннотация: В статье представлены результаты исследования представлений учителей и учащихся о характеристиках психологической безопасности образовательной среды. Экспериментально выявлено, что психологическая безопасность учащихся обусловлена уровнем развития интегральных личностных характеристик учителей (направленность, компетентность, гибкость и самосознание). Доказывается эффективность психологической программы, повышающей уровень развития интегральных личностных характеристик педагогов, влияющих на психологическую безопасность учащихся.
Клиническая психология
Ю.В. Чебакова, Л.В. Передеряева - Гендерные факторы психосоматического симптомообразования (на модели соматоформ ных расстройств) c. 55-60
Аннотация: Целью исследования являлся анализ гендерных факторов психосоматического симптомообразования. Обследовано 20 женщин с диагнозом F45.3 — «соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» и 20 женщин без диагностированных соматоформных расстройств с использованием модификации полоролевого опросника BSRI С. Бэм. Показано, что гендерная идентичность является сложной системой, в структуре которой выделены следующие компоненты: гендерный идеал, гендерный стереотип и внутренний гендер. Подтверждено, что внутренний гендер выступает как гибкое, динамическое образование, меняющее свои значения в ходе заболевания. Обнаружено, что психологическим фактором возникновения соматоформных расстройств выступает несогласованность гендерного идеала, гендерного стереотипа и внутреннего гендера. Выделено два гендерных фактора психосоматического симптомообразования, реализующих две различные стратегии псевдоразрешения внутриличностного конфликта: отказ от внутреннего гендера и обретение большей женственности.
Сценарий вашего успеха
М.И. Бения - Какой он, успешный риэлтор? c. 44-54
Аннотация: В статье предпринимается попытка ответить на вопрос, какими профессиональными и личностными качествами необходимо обладать, чтобы стать успешным риэлтором. Каковы внутренние и внешние факторы, влияющие на профессиональную успешность специалистов. Дается краткий обзор специфики риэлтерской деятельности. Рассматриваются понятия \"склонность\" и \"способность\" к той или иной деятельности. Анализируется влияние особенностей формально-динамической сферы личности на успешность в риэлтерской деятельности. Дается профессионально-психологический портрет успешного риэлтора.
Психология развития
Корнеенков С.С. - Детерминация, индетерминация и самодетерминация в эволюции человека
Аннотация: Аннотация. Рассматривается проблема движущих сил в эволюции человека. В науке сложилось несколько подходов в решении этого вопроса. Цель статьи: а) рассмотреть теории детерминации, индетерминации в эволюции человека; б) обосновать положение о том, что человек есть самодетерминируемое существо. В основе рассуждений лежит положение, что феномен человека слагается из единства телесного, природного, социального, психического, космического, душевного и духовного бытия. Природа, Вселенная и человек существуют в абсолютном единстве. Выделенные в составе человека структуры живут и развиваются по своим законам, которые тесно переплетены и взаимосвязаны. Свобода и детерминизм – две стороны одного и того же явления. Наш ум является частью этого процесса. Детерминация, как и время, существуют только в уме человека, в природе этих величин не существует. Движение Вселенной и развитие человека полностью подчиняются всеобщему закону самодетерминации.
Психотехника
С.С. Корнеенков - Психологическая самодиагностика в изм ененном состоянии сознания: личности правого и левого полушария, высшеея c. 70-79
Аннотация: Общая цель исследования: экспериментальная проверка способности к обучению и самопознанию в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания. Частная цель: а) провести субъективную самодиагностику личностей левого и правого полушарий на основе функциональной асимметрии мозга; б) установить психологические особенности развития личностей правого и левого полушарий в различные возрастные периоды; в) определить особенности психологического взаимоотношения между личностью и высшим Я; г) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления связанные с процессом самодиагностики в измененном состоянии сознания. Для достижения поставленной цели исследования применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания. ИТОиС позволяет проводить самодиагностику и получать знания об особенностях своего психического развития. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией психофизиологических функций правого и левого полушарий. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.