по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2012
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-2-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2012
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
П.С. Гуревич - Величие и ограниченность политтехнологий c. 4-5
Аннотация: The article is devoted to one of the greatest manipulations of human mind — political strategies and formation of attitudes and opinions. In his editor-in-chief’s column the editor wonders whether anti-social person is actually anti-social or only disappointed towards reality.
Интеллектуальные игры
Т.Н. Березина, Р.Н. Терещенко - Эмоциональная креативность личности: определение и структура c. 43-50
Аннотация: в статье дается определение эмоциональной креативности, как способности генерировать новые разнообразные эмоциональные переживания. Эмоциональную креативность предлагается рассматривать в двух аспектах: в широком смысле слова, как дивергентное чувствование, в этом аспекте она входит в состав всех компонентов эмоциональной сферы, и в узком смысле слова как способность. Отмечается, что структура эмоциональной креативности в широком смысле слова отражает структуру эмоциональной сферы и связана с дивергентным чувствованием, которое является одной из характеристик собственно эмоций, чувств и эмоциональных черт личности. В узком смысле эмоциональная креативность является способностью, оказывается связанной с деятельностью и является основой для артистических способностей. В структуру эмоциональной креативности как способности включаются: эмоциональная продуктивность (беглость эмоций), гибкость эмоциональных переживаний, оригинальность эмоций и их разработанность.
Потенциал интеллекта
Н.Ю. Долгова - Исследование совместной деятельности с помощью современных компьютерных технологий c. 72-81
Аннотация: рассматриваются разные подходы в исследовании совместной деятельности. Разработана и апробирована методика «Траектория» по типу «Гомеостат» Ф.Д. Горбова с использованием специального «устройства оценки совместной деятельности» (ОСД), которая позволила расширить возможности изучения совместной работы и выработать критерии оценки её эффективности. Исследуется связь успешности совместной деятельности и регуляторного опыта. Установлено, что успешная реализация совместной деятельности школьников во многом определяется опытом привычной активизации субъектов решения, но наибольшее значение при этом приобретает операциональный компонент регуляторного опыта, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и возможности участников совместных действий, включающих набор знаний и умений, необходимых для их реализации, в том числе умения саморегуляции. В процессе совместной деятельности индивидуальные особенности системы саморегуляции дополняются опытом сотрудничества, который оказывает влияние на характер отношений между участниками и выбранную стратегию взаимодействия.
Понять человека
Д.Н. Чернов - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников c. 6-14
Аннотация: детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности формирования детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 60 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного субъектно-деятельностного подхода, предложены новые ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель-ребенок».
Индивид и личность
А.А. Разин - О Закономерностях становления человека c. 15-33
Аннотация: автор принимает устоявшееся положение о том, что судьбу человека определяют унаследованные от родителей гены и социокультурная среда. Кроме того, по его мнению, основными факторами становления человека являются любовь и созидательная деятельность. В целом статья посвящена факторам "очеловечивания" человека, обращается внимание и на восточные учения.
Личностный рост
А.В. Цветков, Д.И. Миронов - О подходах к изучению образа "я" в отечественной и зарубежной психологии c. 34-42
Аннотация: описаны теоретические подходы к проблеме Я-образа в российской и зарубежной психологии с конца XIX до конца XX века. Показано, что развитие теории «Я» в России и за рубежом шло параллельно, были выделены обязательно присутствующие компоненты: а) установочно-оценочный, направленный на корректировку своего поведения и постановку его целей в будущем; б) образ своей социальной среды; в) образ себя — своего поведения, тела, эмоционально личностной сферы. Эти компоненты приведены по убыванию их значимости для личности.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
М.С. Москаленко - Преодоление детско-родительских конфликтов как фактор позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка c. 61-65
Аннотация: в статье описано преодоление детско-родительских конфликтов как фактор позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка, цели и задачи разработанной программы.
Профессиональная психология
Офёркина О.А. - Антиобщественная деятельность в подростковых объединениях как форма игры
Аннотация: В статье рассматривается характерная для подростковых объединений 2000-х гг. стран постсоветского пространства форма социализации посредством игровой антиобщественной деятельности. Подобные подростковые игры рассмотрены в категориях наиболее известных социологических концепций: Хейзинги, Дебора, Ортеги-и-Гассета, Бодрийяра, а также в контексте наиболее значимых достижений отечественной педагогической мысли: Выготского, Макаренко и др. исследуются традиционные подходы к ресоциализации трудных подростков, рассматривается возможность групповой ресоциализации посредством замены привычного лидера асоциального молодежного объединения. Статья будет полезна как педагогам и руководителям специальных учреждений, так и родителям, чьи дети вступают в подростковый возраст.
Н.Е. Рубцова - Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности c. 51-60
Аннотация: современная отечественная система профессиографического изучения труда и используемые в ее рамках существующие психологические классификации профессиональной деятельности представляют собой, скорее, не систему, а системный комплекс, не обеспечивая полного и непротиворечивого выполнения всех возложенных на них функций и достижения соответствующих системных целей. Представлена систематизированная концепция нового, интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности. Проанализированы структура и содержание данного подхода. Интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности включает комплекс методологических, теоретических, методических и прикладных положений и средств, направленных на построение, изучение и прикладное применение обобщенной психологической классификации сферы современной профессиональной деятельности. Важная закономерность функционирования данной классификации состоит в том, что как традиционные, так и новые или трансформирующиеся виды профессиональной деятельности находят в ней свое адекватное место и представление, определяющее соответствующие требования к субъекту труда, которые можно использовать при психологическом сопровождении всех этапов профессионального становления — от профессиональной ориентации и профессионального самоопределения до выхода из профессии.
Психология и педагогика
В.А. Неудакин - Обзор проблемы целей образовательного процесса c. 82-93
Аннотация: в данной статье производится обзор имеющихся в научной литературе точек зрения по вопросу целей образовательного процесса. На основе подробного анализа сделана попытка представить обобщённую, цельную картину проблемы. В процессе данного рассмотрения в систематизированном виде обозначен круг тех вопросов, которые должны быть решены для эффективной практической реализации проблемы целей образовательного процесса.
Клиническая психология
Кулешова К.В. - Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия беременной женщины
Аннотация: Уровень тревожности женщин связан с такими ситуативными факторами, как (а) триместр беременности (эти данные подтверждают уже имевшиеся ранее, полученные другими исследователями), (б) особенности ее субъективного восприятия событий, состояний, воздействий как стрессорогенных, (в) предшествующим опытом (была ли беременность первая или повторная).
Чебакова Ю.В., Передеряева Л.В. - Гендерные факторы психосоматического симптомообразования
Аннотация: Целью исследования являлся анализ гендерных факторов психосоматического симптомообразования. Обследовано 20 женщин с диагнозом F45.3 – «соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» и 20 женщин без диагностированных соматоформных расстройств с использованием модификации полоролевого опросника BSRI С. Бем. Показано, что гендерная идентичность является сложной системой, в структуре которой выделены следующие компоненты: гендерный идеал, гендерный стереотип и внутренний гендер. Подтверждено, что внутренний гендер выступает как гибкое, динамическое образование, меняющее свои значения в ходе заболевания. Обнаружено, что психологическим фактором возникновения соматоформных расстройств выступает несогласованность гендерного идеала, гендерного стереотипа и внутреннего гендера. Выделено два гендерных фактора психосоматического симптомообразования, реализующих две различные стратегии псевдоразрешения внутриличностного конфликта: отказ от внутреннего гендера и обретение большей женственности.
Психология развития
Карпенко А.Л. - Полоролевая идентификация современной женщины
Аннотация: Исследуя вопросы гендерной психологии, мне стало интересным более глубоко изучить полоролевую идентификацию современной женщины. К чему стремится современная женщина и что влияет на ее половую идентификацию. Что способствует ее внутреннему и внешнему изменению в последние десятилетия. Исследование, в виде опроса, проходило на одном из самых известных женских форумах. Результаты соответствуют духу времени. В статье освещены основные факторы, которые способны оказывать определенное влияние на полоролевую идентификацию современной женщины. К таким факторам мы можем отнести: развитие общества, влиянием социальных институтов образования трудовых коллективов, специфики труда, семейных ценностей, которые были привиты женщине в ее семье и жизненными условиями. Таким образом, тема полоролевой идентификации современной женщины является актуальной, так как наше общество и жизненные условия стремительно меняются. Выделив основные факторы формирования полоролевой идентификации, общество сможет сохранить институт семьи и при этом быть лояльным к нравам меняющихся женщин.
Цветков А.В. - О подходах к изучению Образа Я в отечественной и зарубежной психологии
Аннотация: описаны теоретические подходы к проблеме Я-образа в российской и зарубежной психологии с конца XIX до концаXX века. Дан анализ общих идей.
Е.С. Низамова - Наследственная и средовая обусловленность психического развития близнецов c. 66-71
Аннотация: предметом исследования является наследственной и средовой обусловленности психического развития близнецов в плане формирования их базовых личностных свойств «Большой пятерки» (нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, дружелюбия и сознательности). Цель работы состоит в выявлении и сравнительном анализе средово-генетических моделей, наиболее адекватных для каждого из данных свойств. В эмпирической части исследования, проведенного на выборке из 319 монозиготных и дизиготных близнецов, представляющих города Бишкек, Ижевск и Тверь, использовались классический близнецовый метод, при применении которого, помимо зиготности, дополнительно контролировались пол, возраст, национальность и ряд других демографических и анамнестических параметров близнецов и их родителей. С помощью метода структурного моделирования для каждого из рассматриваемых базовых свойств личности впервые в отечественных близнецовых исследованиях выделена наиболее адекватная средово-генетическая модель, оценивающая вклады генотипа и среды в фенотипические различия. Полученные результаты показывают дифференцированность генотип-средовой детерминации шкал «Большой пятерки». Для шкал «Нейротизм», «Дружелюбие» и «Сознательность» наиболее подходящими оказались модели, включающие аддитивные генетические факторы и индивидуальную среду; при этом вклады генетических факторов находятся в пределах от 50 до 59%. Шкалам «Экстраверсия» и «Открытость опыту» соответствует средовая модель, в которой вклады общей и индивидуальной среды разделились примерно поровну. С помощью анализа внутрипарных корреляций выявлены нелинейные взаимовлияния генотипа, пола и возраста. Уточнена и конкретизирована специфика проявления личностных свойств «Большой пятерки» в группах монозиготных и дизиготных близнецов, различающихся по факторам пола и возраста.
Психотехника
В.И. Олешкевич - Методологический анализ процессов психологической реабилитации и возм ожности психотехнического проектирования наиболее эффективных реабилитационных программ c. 94-107
Аннотация: в статье исследуется проблема психологической реабилитации как культурно-историческая проблема, затрагивающая, широкие области жизни современного человека. В этой связи изучается понятие психологической реабилитации и организация психологической реабилитации в современной медицине, в частности, в наркологической клинике. Исследуются различные подходы к организации реабилитации и осуществляется их психотехнический анализ, изучаются возможные уровни организации реабилитационного процесса в наркологии, их методология, а также их соответствующий реабилитационный потенциал и показывается особое значение экзистенциального уровня организации психологической реабилитации. Делается вывод о возможности использования такой методологии в построении реабилитационных программ также и в других областях медицины и социальной практики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.