по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 11, 2012
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-11-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2012
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Изыски страсти
Аннотация: Эрос свойственен человеческой природе. Но как причудливо он проявляется в отдельной судьбе, в отдельной культуре. Кто-то через всю жизнь проносит печать воздержания, преобразуя энергию секса в романтические чувства. Кто-то, напротив, в полной мере предается страстям, погружаясь в оргиастическую стихию. Будучи целомудренным, человек знает подземные толчки страсти. Предаваясь вожделениям, тоскует о романтическом обожании. Посвящая себя Богу, испытывает силу земных наваждений. Трепеща от дьявольских внушений, обретает себя в живой любви. Ведая об утонченных изысках страсти, вместе с тем догадывается о её неисчерпанности.
П.С. Гуревич - Изыски страсти c. 4-6
Аннотация: Эрос свойственен человеческой природе. Но как причудливо он проявляется в отдельной судьбе, в отдельной культуре. Кто-то через всю жизнь проносит печать воздержания, преобразуя энергию секса в романтические чувства. Кто-то, напротив, в полной мере предается страстям, погружаясь в оргиастическую стихию. Будучи целомудренным, человек знает подземные толчки страсти. Предаваясь вожделениям, тоскует о романтическом обожании. Посвящая себя Богу, испытывает силу земных наваждений. Трепеща от дьявольских внушений, обретает себя в живой любви. Ведая об утонченных изысках страсти, вместе с тем догадывается о её неисчерпанности.
Социальные страсти
Л.П. Буева - Механизм идентификации в культуре c. 41-49
Аннотация: Одно из глубинных потребностей человека, отмеченное Фроммом, — это стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом.
Психопатология власти
Кротовская Н.Г. - К. Эйсолд. Фрейд как лидер: ранние годы Венского общества (перевод)
Аннотация: Исследование роли Фрейда как лидера Венской группы позволило выявить постоянное напряжение, существовавшее между стремлением Фрейда использовать группу для развития и распространения своих идей и стремлением членов группы реализовать свои профессиональные амбиции, сохраняя при этом верность Фрейду. Он и его ученики бессознательно заключили соглашение по поиску и искоренению внутренних «врагов», то есть тех последователей Фрейда, которые, поставив под сомнение главное в его теории понятие детской сексуальности, могли тем самым оказать поддержку внешним «врагам» психоанализа. В результате Венское общество так и не освободилось от зависимости, а Фрейду пришлось взять на себя роль президента, чтобы с неизменной бдительностью выявлять внутренних «врагов» психоанализа. Так Венское общество поймало Фрейда в западню. Взамен Фрейд получил постоянную лояльность членов группы. При этом отчасти пострадала жизнеспособность Общества, которому пришлось отказаться от некоторых плодотворных идей, чтобы не утратить связи с Фрейдом и не подвергнуться риску обнаружить в своих рядах нового «врага».
Внутренний мир человека
Березина Т.Н. - Ускорение и замедление внутреннего времени в измененных состояниях сознания
Аннотация: Изучалось течение внутреннего времени в измененных состояниях сознания. Регистрировались темпоральные показатели: субъективная длительность временного промежутка, пульс, время решения задач. Предлагалось несколько состояний сознания: активное бодрствование, состояние аутотренинга, и некоторые состояния активного воображения, названные нами: «холодны образ», «горячий образ», «быстрый образ», «медленный образ». Было показано, что в некоторых состояниях по отношению к аутотренингу и бодрствующему состоянию скорость решения задач увеличивается. Было предложено несколько механизмов данного явления: ускорение внутреннего времени, появление дополнительного времени, переход в состояние « вне времени».
Кирсанов А.Ю. - Антропологический феномен бессилия как причина тревоги у Ролло Мэя
Аннотация: Р. Мэй – один из основателей экзистенциально-гуманистической психологии. В его работах находим ряд антропологических идей, связанных с силой человека быть, с её утратой (бессилием), тревогой, защитой от этих состояний, называемой псевдоневинностью. Проявление этих феноменов в ситуациях выбора, проживания Другого. Становление личности, развитие чувства Я, способность реализовать свои возможности- таковы темы данной статьи.
Шажинбатын А. - Учение В. Гумбольдта о сравнительной антропологии
Аннотация: Рассматривается проект сравнительной антропологии, изложенный немецким ученым В. Гумбольдтом более двухсот лет назад. Он рассматривал ее как новую науку. По его убеждению, сравнительная антропология направления на изучение индивидуальных характеров. Однако это (в отличие от физиологической антропологии) не погоня за многочисленными различиями, а выявление отношения отдельных своеобразий к общему идеалу человечества. Отграничивая эту науку и от человековедения, изучающего человека вообще (или отдельных особо интересных индивидуумов), Гумбольдт вводит в сферу своего исследования «характеры человеческих сообществ». По сути дела, речь идет об этничности.
бабочкин п.и. - Личность как субъект своего бытия и жизненного пути
Аннотация: Рассмотрен вопрос развития личности молодого человека как социального субъекта познания и деятельности. Раскрывается историко-философский аспект и современные представления ученых на социальную активность личности и формирование ее жизненного пути. Смысл жизни выступает как высшая интегративная цель человеке, которой подчинены частные цели и являются ценностным основанием уровня развития жизнеспособности личности.
Парамонова А.А. - Научный вклад Зигмунда Фрейда в развитие детского психоанализа
Аннотация: В статье проводится анализ психоаналитических идей З.Фрейда, оказавших влияние на формирование интереса в среде специалистов к ребенку, развитие глубинно-психологических исследований детской психики в прошлом столетии, и которые являются основами современного детского психоанализа. Эмпирическим материалом историко-психологического исследования выступают психоаналитические работы З.Фрейда начала XX столетия.
П.И. Бабочкин - Личность как субъект своего бытия и жизненного пути c. 7-11
Аннотация: Рассмотрен вопрос развития личности молодого человека как социального субъекта познания и деятельности. Раскрывается историко-философский аспект и современные представления ученых на социальную активность личности и формирование ее жизненного пути. Смысл жизни выступает как высшая интегративная цель человеке, которой подчинены частные цели и являются ценностным основанием уровня развития жизнеспособности личности.
Интеллектуальные игры
Хотинская Г.А., Хотинская А.И. - Энтелехийность культурно-игровых технологий
Аннотация: В статье рассмотрены культурно-игровые технологии в аспекте энтелехии.Слово «энтелехия» определяется философским умозрением как сущностная мера отношения сознания, как сущая субъективность по отношению к объективности мира, будь то внутренний, чисто духовный мир или природный мир.Через понятие мультилингвальности рассматривается в статье категория мультикультурализма. Мультилингвальная реальность богаче способов и приемов трансляции мультилингвального опыта. Это событие, обеспечивающее сокровенность передачи уникальной социально ценной информации(жизнедеятельности), опыта отношений человека с языком, во всей её глубине и разнообразии вплоть до тончайших оттенков. Каналом коммуникации и общения, через который осуществляется этот процесс, является отношение мультилингва к языку. В самом феномене мультилингвизма и изучаемый язык и изучающий его мультилингв находят друг друга в той естественной сфере, где осуществляется это со-бытие. В статье рассмотрены основные определения мультилингвальной реальности как способа реализации общественной и индивидуальной потребности. Инвариант мультилингвальной реальности связан с логикой идеальной предметности языкового содержания и принципами его выражения. Мультилингвальная реальность существует как особый мир, как динамическое единство много, в котором сокрыта диалектика нераздельного единства единораздельной множенственности и единораздельной цельности. Мультилингвальные факты принадлежат к темпоральной реальности. Посредством метода эйдетического варьирования можно понять сущностные инварианты мультилингвизма.
Понять человека
Палеева Н.Н. - Ценности и ситуации риска
Аннотация: Психологи давно обратили внимание на авантюрность, спонтанность человеческого поведения. Риск – постоянный спутник истории. Недаром Председатель из пушкинского «Пира во время чумы» говорит: «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю, и в разъяренном океане… Эта, казалось бы, противоестественная способность человека идти навстречу опасности, гибели, искать особой энергетики и адреналина. Но риском в конечном счете чреваты не только экстремальные виды спорта, чрезвычайные ситуации катастрофы. Риском пронизаны буквально все стороны существования людей, их сознание, поведение и деятельность.
Мотивация и духовность личности
Э.М. Спирова - Зарастание трансцендентной тропы c. 12-20
Аннотация: В статье исследуется особый феномен, который относится к современной культуре — утрата трансцендентного чувства. Автор считает, что ценностный вакуум, явление бездуховности оказываются последствием, именно разрушением трансцендентного мира, или, пользуясь выражением М. Хайдеггера, «зарастанием трансцендентной тропы». Прослеживается история этого процесса, связанного с расколдованием этого мира, с разрастанием сциентистского сознания, житейской прагматики, обмирщением религиозных переживаний.
Материк бессознательного
Руднева Е.Г. - Новый подход к проблеме души и тела
Аннотация: Философы, как правило, начинают с того, что представляют дуализм физического и духовного мира, как нечто неоспоримое. Однако, как свидетельствует психология, дело обстоит далеко не так просто. Восприятие самых тривиальных предметов – столов, стульев, домов, людей – не просто сумма ощущений или «чувственных данных», как их любят описывать философы-позитивисты; восприятие состоит из гештальта чувственных данных, плюс память, плюс формация понятий, словесные и другие символы, плюс условия подходящего использования объекта и плюс многие другие факторы. Эксперименты показывают, что даже в восприятии – когда оно сделано намеренно простым в условиях лаборатории – мотивация и ожидаемое вознаграждение модифицируют то, что воспринимается.
Ю.В. Чебакова - Структура женской сексуальности при расстройствах личности c. 21-28
Аннотация: Обретение зрелой женской сексуальности, в отличие от мужской, предполагает успешную интеграцию двух, по сути, противоречивых задач — сепарации от матери и окончательной идентификации с ней как образцом фертильности. Различные варианты женского развития, располагающиеся в пределах условной нормы, показывают, с какими трудностями сталкиваются девочки для достижения указанной интеграции. При патологии личности, связанной с феноменом инфантильной сексуальности, подобная онтогенетическая цель становится практически нереализуемой без психоаналитического лечения. Сложность и характеристики конфликта обретения женственности на пути развития девочки, перспективы его преодоления зависят от параметров поведения матери. Патологические паттерны объектных отношений «мать-дочь», с одной стороны, формируют модус разнообразных расстройств личности, с другой стороны, определяют специфическую структуру женской сексуальности. В данной статье рассматриваются этапы развития женской сексуальности в аспекте становления эротического желания и вклад матери в формирование ее структуры. Использование женщиной физиологически зрелого, способного к репродукции тела может реализовывать инфантильные потребности под маской псевдовзрослого сексуального поведения. В статье представляются два патологических феномена женской сексуальности — промискуитет и аноргазмия — в их связи с расстройствами личности нарциссического, истерического и мазохистического круга в контексте нарушенных отношений любви.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Королев С.А. - «Дисциплинарные сны» как феномен «общественного подсознания». Опыт систематизации
Аннотация: В статье актуализируется не столь распространенное в наших социально-гуманитарных науках понятие «общественное подсознание». Автор подчеркивает, что это понятие следует отличать от «коллективного бессознательного» К.Г.Юнга как от продукта наследуемых структур мозга. Рассматривается значительный пласт (более двухсот) записей из социальных сетей, фиксирующих сновидения, касающиеся бытия индивида в таких дисциплинарных структурах, как армия и студенческое общежитие. Автор констатирует, что существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, стоящая как бы над особенностями индивидуального подсознания. И этот слой подсознания, явленный субъектам в снах и ставший доступным исследователям благодаря появлению соответствующих записей в социальных сетях, является важным материалом для понимания реалий современного российского общества и существующих в нем структур сознания.
Моделирование бессознательного
Глен О. Габбард - Пр облема объективности психоаналитика: критический анализ постмодернистской позиции перевод М.А. Султановой c. 29-40
Аннотация: Сегодня, когда в психоанализе в моду входят такие понятия, как социальный конструктивизм, интерсубъективность, перспективизм, понятие объективности начинает впадать в немилость. Тем не менее, в данной статье утверждается мысль о том, что понятие объективности имеет достаточно важное значение для психоанализа и что психоанализ может и должен выдержать противостояние между модернистским и постмодернистским позициями. Связь понятия объективность с понятием объект часто недооценивается. Положение аналитика как объекта, внешнего по отношению к сознанию или субъективности пациента, является выгодной для аналитика позицией. С этой позиции аналитик может получать такие наблюдения, которые отличаются от наблюдений пациента, поскольку они являются внешними по отношению к пациенту. Бессознательные намерения пациента часто бывают наиболее доступными при внимательном исследовании аналитиком реакций пациента на «объект». И хотя аналитик не может выйти за пределы интерсубъективности аналитической пары, часть этой интерсубъективности создает перспективу вне интерсубъективности пациента.
Психология и педагогика
Е.А. Рожкова - Оценка учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема c. 75-82
Аннотация: При всем многообразии форм обучения и педагогических учебных заведений, возникающих в настоящее время в России, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В статье представлены основные тенденции и взгляды на проблему оценивания учебных достижений младших школьников, даны определения педагогической оценки, описаны условия формирования мотивационного и операционального компонентов педагогической оценки, перечислены принципы педагогической оценки.
Психология развития
Розенова М.И. - Пространственно-субъектное взаимодействие: психологические аспекты
Аннотация: В статье рассматривается актуальность и источники проблемы пространственного взаимодействия людей в социально-физической среде. Выдвигается предположение о роли пространства и пространственного взаимодействия как контекста, фактора и результата социализации личности. Предлагаются неординарные исследовательские ракурсы изучения проблемы. Приводятся результаты первичных исследований, и показывается практическая применимость разработки предлагаемой тематики.
А.А. Парамонова - Психоаналитический дискурс о ребёнке в России в 1920-1930-х годах (к 100-летию становления детского психоанализа в России) c. 58-74
Аннотация: Статья посвящена обсуждению специфики исторического пути развития отечественного детского психоанализа, развивавшегося в 1920-30 годах. Применяя историко-архивный метод исследования, автор анализирует процесс становления психоаналитического знания о ребенке в российской психологии начала XX века. Полученные результаты охватывают широкий спектр вопросов, актуальных для современных психологов и психоаналитиков, работающих с детьми, а также восполняют прерывистость отечественного исторического знания по проблемам детского психоанализа.
Открытий чудных…
Спирова Э.М. - ГЕНИАЛЬНАЯ ОШИБКА ФРИДРИХА НИЦШЕ
Аннотация: Немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) томила мысль о разорванности человеческого существования. В этой смертной жизни каждому из нас приходится быть либо женщиной, либо мужчиной. Нам не дано испытать целостный, неразорванный опыт человеческого бытия. Но дело не только в этом: культура теперь, через много столетий стала фрагментарна, калейдоскопична. Люди, которые находятся в одной культурной нише, с трудом понимают тех, кто облюбовал иное пристанище. В статье речь идет о том, как Ницше трактовал античную культуру и в чем был неточен, хотя и гениален.
Психология чрезвычайных ситуаций
Н.Н. Палеева - Ценности и ситуации риска c. 50-57
Аннотация: Психологи давно обратили внимание на авантюрность, спонтанность человеческого поведения. Риск — постоянный спутник истории. Недаром Председатель из пушкинского «Пира во время чумы» говорит: «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю, и в разъяренном океане… Эта, казалось бы, противоестественная способность человека идти навстречу опасности, гибели, искать особой энергетики и адреналина. Но риском в конечном счете чреваты не только экстремальные виды спорта, чрезвычайные ситуации катастрофы. Риском пронизаны буквально все стороны существования людей, их сознание, поведение и деятельность.
Психотехника
Назарова Л.Н. - Философско-психологические аспекты подготовки врача-педагога
Аннотация: Предметом исследования являются методологические аспекты современного последипломного педагогического образования выпускников медицинских вузов. Высокая социальная значимость деятельности врача-педагога, с одной стороны, и отсутствие научно обоснованной интерпретации его социальной роли на всех этапах профессионального развития, с другой, порождают теоретическую и практическую востребованность изучения этой ключевой фигуры в системе медицинского образования с позиций психологии и с применением социологических методов.
С.С. Корнеенков - Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания c. 83-92
Аннотация: Рассматриваются психологические и духовные причины возникновения страха, фобий. Приводится методика вхождения в измененное состояние сознания (ИСС). В ИСС человек может самостоятельно проводить психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию отрицательных эмоций. Главная характеристика ИСС: глубина погружения, энергоемкость, пропускная способность, что выражается в количестве энергии, которую индивид может вобрать в себя и излучать. Гипотезы исследования: в ИСС индивид выходит на новый уровень сознания отличающейся от бодрствующего качеством информации, характером переживаний, силой мышления, величиной психической энергии, что способствует самопознанию, психологической коррекции и психотерапии. В ИСС индивид может получать информацию о состоянии и протекании физиологических и психических процессов непосредственно от самого себя. Цели: а) установить особенности восприятия и переживаний страха в ИСС; б) изучить возможность ИСС в плане психологической диагностики, психокоррекции и психотерапии страхов личности. Задачи: а) изучить вариативные особенности одновременного применения методов установки, настройки, концентрации, сонастройки, суггестии, самовнушения, гипноза с целью вхождения в ИСС; б) научиться контролировать проявление отрицательных эмоций в измененном состоянии и переносить данный опыт в реальную жизнь. Объект исследования: эмоциональные состояния, в частности страх и его производные. Разработана интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС). Приводятся экспериментальные данные субъективных переживаний страха в ИСС. Выводы. Данная технология позволяет самостоятельно изучать свои психические процессы, свойства, состояния, новообразования и качества личности в их динамике. Технология с использованием ИСС имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект, гармонизирует психосоматическое состояние, развивается и закрепляется целый ряд положительных личностных качеств: терпение, спокойствие, уравновешенность, ответственность за свои действия и слова.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.