ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психология и Психотехника"
> Содержание № 05, 2011
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-5-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 05, 2011
Додонов Ю.С. - Анализ индивидуальных параметров времени опознавания количества и их взаимосвязи со скоростными и интеллектуальными показателями |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются простые когнитивные задачи с возрастающей сложностью как особый вид скоростных когнитивных задач. В качестве примера анализируется задача опознавания количества; демонстрируется, что время ответа в этой задаче возрастает с увеличением числа предъявляемых стимулов. Показана возможная схема анализа времени ответа, позволяющая учитывать индивидуальные различия в траекториях возрастания времени опознавания количества с увеличением числа стимулов. Полученные индивидуальные параметры анализируются во взаимосвязи со скоростными и интеллектуальными показателями.
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА |
П.С. Гуревич - Как уберечь себя от суицида |
|
c. 4-5
|
Аннотация: The author appeals to one of the most topical themes ever — the problem of suicidal behavior. It is underlined that
suicide is a serious problem in philosophy. The author studies this topic from the point of view of literature and in conclusion,
gives recommendations on how to overcome suicidal tendencies.
Артемьева О.А. - Социальная биография советской психотехники |
|
|
Аннотация: На основе анализа историко-научных материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются судьбы ее субъектов, этапы и условия становления и ликвидации научно-практического направления в советской России. Определяются особенности динамики методологических установок советских психотехников. Обосновывается зависимость развития прикладной отрасли науки от социальных условий: экономических, идеологических и политических. Отдельное внимание уделяется результатам государственного контроля над развитием фундаментальной и особенно прикладной науки; делается вывод о преобладании негативных последствий, связанных с ограничивающим характером научной политики в условиях тоталитарного режима.
П.С. Гуревич - Актуальная психология |
|
c. 65-72
|
Аннотация: роль психологии в современном мире решительно преображается. Рождается новая цивилизация, и она несет с собой множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Необычайная скорость социальных и культурных преобразований, неспособность многих людей адаптироваться к новым реальностям, распад идентичности (то есть способности правильно осознавать и воспринимать себя), обнаружение новых антропологических (то есть присущих именно людям) свойств — все это выдвигает психологию едва ли не на передний край современного гуманитарного знания.
Властомания (Политическая психология) |
Манойло А.В. - ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИ НА КОНФЛИКТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕВОЛЮЦИЙ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ |
|
|
Аннотация: В статье приводится анализ роли современных технологий психологического воздействия на массовое сознание, технологий цветных революций и управляемого хаоса в недавних событиях на Ближнем востоке и Северной Африке.
А.В. Манойло - Технологии психологического воздействия на конфликты (на примере революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке) |
|
c. 73-80
|
Аннотация: в статье приводится анализ роли современных технологий психологического воздействия на массовое сознание, технологий цветных революций и управляемого хаоса в недавних событиях на Ближнем востоке и Северной Африке.
Омельчук Р.К. - Типы эгоизма как ситуации потери веры |
|
|
Аннотация: В статье исследуется проблема эгоизма, которая бытийно-ценностно осмысливается через призму онтологического подхода к вере. Рассматриваются индивидуальный, социальный, культурный и духовные типы эгоизма, понимаемые как ситуации потери бытийной веры. Обосновывается, что вера, реализуясь как самоидентификация, ценностное отношение, преемственность ценностей и служение, является механизмом преодоления эгоизма. Данная статья будет интересна не только философам, педагогам и психологам, но и всем, интересующимся проблемами личностного становления.
Р.К. Омельчук - Типы эгоизма как ситуации потери веры |
|
c. 6-16
|
Аннотация: в статье исследуется проблема эгоизма, которая бытийно-ценностно осмысливается через призму онтологического подхода к вере. Рассматриваются индивидуальный, социальный, культурный и духовные типы эгоизма, понимаемые как ситуации потери бытийной веры. Обосновывается, что вера, реализуясь как самоидентификация, ценностное отношение, преемственность ценностей и служение, является механизмом преодоления эгоизма. Данная статья будет интересна не только философам, педагогам и психологам, но и всем, интересующимся проблемами личностного становления.
М. Мерло-Понти - Человек и противостоящее ему. Перевод Э.А. Гроссман |
|
c. 17-27
|
Аннотация: Сообщение, сделанное 10 сентября 1951 г. на Международных встречах в Женеве. MERLEAU-PONTY М. L’Homme et 1’adversite; Conference du 10 septembre 1951 // La Connaissance de l’homme au XX sie’cle; Rencontres internationales de Geneve. — Neuchatel; Ed. de la Baconniere, 1952. — P. 51-75.
Э.М. Спирова - Кула и Потлач: психологический смысл (знак, символ и симулякр в трактовке Ж. Бодрийяра) |
|
c. 48-56
|
Аннотация: французский философ Жан Бодрийяр уделяет значительное внимание разграничению понятий «знака», «символа» и «симулякра». Признаком, который позволяет дифференцировать данные слова, оказывается отношение к предметности. Знак всегда предметен и отсылает к предметности. Символ предметен, но отсылает не к предметности. Симулякр вообще разрывает связь знака и предметности.
Ю.С. Додонов - Анализ индивидуальных параметров времени опознавания количества и их взаимосвязи со скоростными и интеллектуальными показателями |
|
c. 57-64
|
Аннотация: в статье рассматриваются простые когнитивные задачи с возрастающей сложностью как особый вид скоростных когнитивных задач. В качестве примера анализируется задача опознавания количества; демонстрируется, что время ответа в этой задаче возрастает с увеличением числа предъявляемых стимулов. Показана возможная схема анализа времени ответа, позволяющая учитывать индивидуальные различия в траекториях возрастания времени опознавания количества с увеличением числа стимулов. Полученные индивидуальные параметры анализируются во взаимосвязи со скоростными и интеллектуальными показателями.
О.А. Артемьева - Социальная биография советской психотехники |
|
c. 28-35
|
Аннотация: на основе анализа историко-научных материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются судьбы ее субъектов, этапы и условия становления и ликвидации научно-практического направления в советской России. Определяются особенности динамики методологических установок советских психотехников. Обосновывается зависимость развития прикладной отрасли науки от социальных условий: экономических, идеологических и политических. Отдельное внимание уделяется результатам государственного контроля над развитием фундаментальной и особенно прикладной науки; делается вывод о преобладании негативных последствий, связанных с ограничивающим характером научной политики в условиях тоталитарного режима.
Вдовина И.С. - Гийом Каррон. Воображаемое, символизм и обратимость: своеобразный подход Мерло-Понти к бессознательному. |
|
|
Аннотация: В статье французского исследователя Г.Каррона изучается своеобразие подхода М.Мерло-Понти к проблеме бессознательного, разработанного З.Фрейдом. Каррон прослеживает эволюцию учения Мерло-Понти о бессознательном от его первых работ (“La structure du comportement”, 1942; “La phénoménologie de la perception”, 1945 и др.) до незавершённого труда “Le visible et l’invisible” (1964), даёт характеристику понятий воображаемого, символизма и обратимости, которые позволяют видеть в бессознательном метафору динамизма и структурности процесса осознания.
Г. Каррон - Воображаемое, символизм и обратимость: своеобразный подход Мерло-Понти к бессознательному. Перевод И.С. Вдовиной |
|
c. 36-47
|
Аннотация: в статье французского исследователя Г. Каррона изучается своеобразие подхода М. Мерло-Понти к проблеме бессознательного, разработанного З. Фрейдом. Каррон прослеживает эволюцию учения Мерло- Понти о бессознательном от его первых работ (“La structure du comportement”, 1942; “La phénoménologie de la perception”, 1945 и др.) до незавершённого труда “Le visible et l’invisible” (1964), даёт характеристику понятий воображаемого, символизма и обратимости, которые позволяют видеть в бессознательном метафору динамизма и структурности процесса осознания.
Профессиональная психология |
Ярыгина О.Ю. - ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА |
|
|
Аннотация: В статье проведено исследование отношения к труду работников промышленного предприятия в период экономического кризиса. В проведенном исследовании получены результаты о профессиональной специфичности отношения к труду работников промышленного предприятия, а так же даны практические рекомендации по использованию результатов, полученных в исследовании.
Оденбах И.А. - Формирование академической мобильности студента университета |
|
|
Аннотация: В статье представлены теоретические основы проблемы мобильного образования студентов в современном контексте с учётом интереса к ней различных высших учебных заведений и привлечением междисциплинарного анализа к её изучению. Определён понятийный и терминологический состав проблемы и обозначена содержательная и смысловая сущность явления мобильного образования студентов. Рассмотрено понятие мобильное образование студентов, различные модификации образовательных сред, теоретические и методические положения, общедидактические принципы, на которых основывается проектирование мобильного образования студентов.
Кузьмина А.В. - Информационно-математическая компетентность студентов экономического профиля ВУЗов |
|
|
Аннотация: В статье рассматривается информационно-математическая компе-тентность, которая должна быть сформирована у студентов экономиче-ского профиля вузов. Проведен анализ различий между понятиями «ком-петенция» и «компетентность». Структурно рассмотрена информацион-но-математическая компетентность.
И.В. Мусханова - Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье |
|
c. 81-84
|
Аннотация: в статье анализируются психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье. Как известно, семейное воспитание, ориентированное на формирование смысловой сферы, нравственных норм и жизненных принципов, является определяющим в жизни каждого человека. В контексте вышесказанного огромное значение имеет этнопедагогика семьи, где в наибольшей мере представлены духовные и, прежде всего, идейно-нравственные ценности народа, идеалы добра и красоты, нравственно — этическое восприятие им действительности: отношение к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, этносу и межэтнические взаимоотношения.
Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. - Теория Лакана и клинический психоанализ |
|
|
Аннотация: В данной публикации на примере нескольких клинических случаев рассматривается метод структурного психоанализа Жака Лакана.Рене Мажор,посещавший семинар Лакана и присутствовавший на его консультациях описывает необычный для классической психиатрии подход и стиль Лакана. Карло Вигано на примере одного клинического случая последовательно излагает историю психоаналитических сеансов
Афанасьева Е.Д. - Чувствительность к потребностям ребенка в системе психологической адаптации ВИЧ-положительных женщин к материнству |
|
|
Аннотация: В статье описываются особенности психологической адаптации к материнству у ВИЧ-положительных женщин. Было обследовано 135 матерей, воспитывающих детей возрастом до 2 лет. Основную группу составили ВИЧ-положительные матери, контрольную группу условно здоровые женщины. Оценивались эмоциональные нарушения (интегративный тест тревожности, шкала депрессии Бека), качество жизни (опросник SF-36), значимые отношения (незаконченные предложения, ТОБОЛ), родительские установки (PARI) и особенности взаимодействия с ребенком (наблюдение, психодиагностическое интервью). Результаты полуструктурированного интервью с женщинами, подтвержденные наблюдениями за взаимодействием матери с ребенком, позволили выделить индикатор адаптации женщины к материнству - чувствительность к поведенческим проявлениям потребностей ребенка. Показано, что низкая чувствительность к потребностям ребенка связана с другими дисфункциональными характеристиками взаимодействия матери и ребенка, переживанием неудовлетворенности собственным материнством и неопределенностью родительских установок. ВИЧ-положительные матери со сниженной чувствительностью к потребностям ребенка характеризуются эмоциональными нарушениями и пониженным качеством жизни, имеют отягощенный медико-социальный анамнез.
Хащенко Т.Г., Митина Л.М. - Психотехнология формирования готовности личности
к предпринимательской деятельности
(на материале аграрного образования)
|
|
|
Аннотация: . В статье раскрываются концептуальные основания технологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности, базирующейся на понимании этой готовности как системного личностного образования, интегрирующего различные (когнитивные, аффективные, мотивационные и поведенческие) структуры личности. Представлены описание технологии и эмпирическое подтверждение её эффективности. Описываются результаты интегрирования разработанной технологии в профессиональное образование на примере аграрного вуза
Трунов Д.Г. - Экзистенциальная и психотерапевтическая ценность ручного письма и каллиграфических практик |
|
|
Аннотация: В статье анализируются различия между двумя способами создания текста: ручное письмо и использование клавиатуры компьютера. Обсуждаются экзистенциальные потери, связанные с переходом от рукописного текста к электронному. Выявляется психотерапевтическая ценность ручного письма. Предлагается использование каллиграфических практик в психотерапевтическом процессе. Приводятся примеры техник каллиграфотерапии как направления арттерапии.
Д.Г. Трунов - Экзистенциальная и психотерапевтическая ценность ручного письма и каллиграфических практик. |
|
c. 85-93
|
Аннотация: в статье анализируются различия между двумя способами создания текста: ручное письмо и использование клавиатуры компьютера. Обсуждаются экзистенциальные потери, связанные с переходом от рукописного текста к электронному. Выявляется психотерапевтическая ценность ручного письма. Предлагается использование каллиграфических практик в психотерапевтическом процессе. Приводятся примеры техник каллиграфотерапии как направления арттерапии.
П.С. Гуревич - В разыскании самотождественности. |
|
c. 94-101
|
Аннотация: Вопросы социальной теории. Научный альманах. Том IV. Человек в поисках идентичности / Под ред. Ю.М. Резника и М.В. Тлостановой. — М., 2010, тираж 1000 экз., 528 с.
- Памяти И.С. Кона. |
|
c. 102-102
|
Аннотация: psychology, philosophy, anthropology, social studies, history, developmental psychology, Igor Semenovich Kon.
|