Политика и Общество - рубрика НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА"
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Мороз Е.Н. - Реализация прав коренных народов на примере политики Норвегии в отношении саамского населения c. 41-49

DOI:
10.7256/2454-0684.2021.1.35247

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме сохранения образа жизни коренных народов и обеспечению их прав. Опыт Норвегии в этой сфере значителен и может представлять интерес для российской науки в качестве позитивного примера реализации прав и поддержки коренных малочисленных народов. Целью исследования является рассмотрение современного положения коренных народов Севера Норвегии, государственной политики по отношению к ним, а также оценка деятельности государственных органов в решении проблем народа саами. Предметом настоящего исследования является законодательство и политика в отношении саамов как коренного народа Севера и меньшинства Норвегии. Методологическую основу исследования составляют системный, ретроспективный и компаративный анализ. В статье проанализированы международные и национальные правовые аспекты реализации прав саамов. Автор приходит к выводу, что в последнее время произошли кардинальная трансформация системы права в сторону самостоятельности саамов, и более того, возрождение их культурных и социальных традиций. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе международных и национальных средств защиты прав коренных народов Севера, а также оценке политической программы и действий власти по поддержанию их самобытной культуры и обеспечению прав на самоуправление.
Хайдаров Ш.М., Рахматулин А.Р. - Проблемы депрессивных регионов в Российской Федерации и возможные пути их решения c. 45-54

DOI:
10.7256/2454-0684.2024.1.40753

EDN: SOGGJS

Аннотация: Предметом исследования является депрессивные регионы Российской Федерации, объектом анализа является характеристика депрессивных регионов России. Основное внимание авторы акцентируют на выявлении ключевых проблем, которые мешают или замедляют их развитие. Авторами выделены три основные причины низкого уровня социально-экономического развития субъектов (проблема диспропорции регионов, чрезмерная концентрация ресурсов в столице РФ, система налогообложения и процесс его распределение), также авторы на основе данных нормативных документов и статистических источников представили их описание и причины появления такого рода проблем. К тому же, авторы рассмотрели последствия нерешенности вопроса депрессивных регионов. Научная новизна данного исследования заключается в предложении возможных вариантов сокращения разрыва в уровне социально-экономического развития между регионами, формулирование системы выравнивания субъектов. По мнению авторов, этому во многом будут способствовать внесение изменений в систему распределения налогов, совершенствование механизмов распределения дотаций по регионам, активизация правительственных инициатив, учет практики зарубежных государств. Авторами был рассмотрен пример решения проблемы Германией, также была проанализирован опыт Европы «политика сплочения», по мнению авторов, такие технологии необходимо внедрить в Российскую действительность. Также авторами был сделан вывод о важной роли бренда регионов, субъекты должны эффективнее использовать этот инструмент.
Летняков Д.Э. - Советское как имперское: попытка проблематизации c. 62-71

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.1.25409

Аннотация: «Национальный вопрос» относится к числу тех сфер общественной жизни, в которых Октябрьская революция продемонстрировала наиболее радикальный разрыв со «старым порядком», советская власть с самого начала усвоила антиколониальный, антиимперский язык самоописания. Тем не менее в академических исследованиях последних двадцати пяти лет преобладают представления об имперской природе советского государства (образ СССР как «последней империи» сегодня прочно вошел в академический дискурс, постколониальные исследования давно воспринимают постсоветское пространство как законную сферу своих научных интересов). Автор статьи ставит своей целью проблематизировать такой подход. Для решения поставленной задачи анализируется сам концепт "империи", рассматриваются отдельные аспекты истории советского периода, реконструируется идентичность советского человека. В итоге автор делает вывод, что в целом ряде случаев использование имперской парадигмы при описании советской действительности скорее мешает адекватному пониманию последней, поскольку практики доминирования и управления в СССР, языковую, культурную и экономическую политику, идентичности людей и их повседневный опыт невозможно редуцировать к имперскому и колониальному.
Трофимова И.Н. - Инновационное неравенство территорий: факторы, условия, эффекты

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.16600

Аннотация: В статье исследуется проблема инновационного неравенства территорий. Актуальность исследования обусловлена как растущей значимостью инноваций в жизни современного общества, так и углубляющейся дифференциацией территорий по уровню социально-экономического развития. Особое внимание уделяется вопросам территориальной концентрации инновационного процесса, специфики участия в нем территорий с разным уровнем социально-экономического развития, взаимодействию внешних и внутренних факторов в процессе создания и распространения инноваций. Рассматриваются основные признаки эндогенной и экзогенной (прикладной и имитационной) территориальных моделей инновационного процесса. Теоретико-методологической основой исследования является совокупность положений, в которых отражается многофакторный, многоуровневый и разнодинамичный характер инновационного процесса. Основным выводом исследования является выявление растущего инновационного неравенства территорий. На примере зарубежной и российской практики показано, что специфика участия территории в инновационном процессе сегодня в большей степени обусловлена сложившимся территориальным разделением труда, нежели уровнем развития человеческого потенциала – основного фактора инновационной деятельности.
Трофимова И.Н. - Инновационное неравенство территорий: факторы, условия, эффекты c. 73-82

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.54506

Аннотация: В статье исследуется проблема инновационного неравенства территорий. Актуальность исследования обусловлена как растущей значимостью инноваций в жизни современного общества, так и углубляющейся дифференциацией территорий по уровню социально-экономического развития. Особое внимание уделяется вопросам территориальной концентрации инновационного процесса, специфики участия в нем территорий с разным уровнем социально-экономического развития, взаимодействию внешних и внутренних факторов в процессе создания и распространения инноваций. Рассматриваются основные признаки эндогенной и экзогенной (прикладной и имитационной) территориальных моделей инновационного процесса. Теоретико-методологической основой исследования является совокупность положений, в которых отражается многофакторный, многоуровневый и разнодинамичный характер инновационного процесса. Основным выводом исследования является выявление растущего инновационного неравенства территорий. На примере зарубежной и российской практики показано, что специфика участия территории в инновационном процессе сегодня в большей степени обусловлена сложившимся территориальным разделением труда, нежели уровнем развития человеческого потенциала – основного фактора инновационной деятельности.
Ноянзина О.Е., Омельченко Д.А., Гончарова Н.П., Максимова С.Г. - Институциональные условия деятельности и роль национально-культурных общественных объединений в реализации государственной национальной политики в регионе (на примере Алтайского края) c. 84-98

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.7.20597

Аннотация: Предметом статьи является оценка институциональных условий деятельности и роли национально-культурных общественных объединений в реализации государственной национальной политики в Алтайском крае. Авторы раскрывают особенности этнокультурной ситуации в регионе, особенности деятельности органов государственной власти по выполнению мероприятий государственной национальной политики. На основе данных социологического исследования представлены результаты экспертизы роли национально-культурных общественных объединений в осуществлении политики, оценки включенности национально-культурных общественных объединений в межсекторные связи и проведена оценка некоторых условий осуществления деятельности национально-культурных некоммерческих организаций. Исследование осуществлено методом личного интервью руководителей зарегистрированных на территории Алтайского края национально-культурных общественных объединений на основе структурированной анкеты. Приведены результаты дисперсионного анализа и применения процедуры шкалирования экспертных оценок условий функционирования национально-культурных некоммерческих организаций. Основными выводами представленного исследования являются следующие. Среди населения в Алтайском крае в достаточно высокой степени выражены устремления населения объединяться для защиты своих национальных интересов, осознается необходимость сохранения и развития культур различных национальностей, населяющих территорию региона. Наряду с гармоничными межнациональными взаимоотношениями между населением и национально-культурными некоммерческими организациями существуют доверительные связи, национально-культурных общественные объединения открыты для кооперации и конструктивного взаимодействия с местным сообществом. Наряду с успехами, экспертные оценки выявили недостаточно справедливое распределение благ и различных должностей для любых национальностей; недостаток эффективности и открытости в диалоге между государством, этническими диаспорами и национальными меньшинствами при принятии значимых решений. Наиболее согласованные оценки экспертов наблюдались по показателям успешности разрешения конфликтов в сфере межэтнических отношений, контроля за соблюдением законов в сфере государственной национальной политики, работы органов власти по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, налаживанию диалога государства и этнических диаспор, национальных меньшинств при принятии значимых решений, поддержке национально-культурных общественных объединений, эффективности системы управления реализацией государственной национальной политики в регионе.
Рослякова М.В. - Участие общественных советов муниципальных образований в реализации национальной политики c. 88-104

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.10.24049

Аннотация: Объект исследования - общественные советы при муниципальных органах власти, предмет - потенциальные формы участия общественных советов муниципальных образований в разработке и реализации государственной национальной политики. Основное внимание сосредоточено на анализе целей, задач, функций общественных советов, которые зафиксированы в нормативных актах, регулирующих их деятельность. Устанавливается специфика регламентации деятельности общественных советов в сфере гармонизации межнациональных отношений на территории муниципальных образований региона. Общественные советы характеризуются с точки зрения присутствия в их составах представителей этнокультурных и религиозных организаций. В работе использовались методы институционального и функционального анализа, был проведен сравнительный анализ положений об общественных советах муниципальных образований, изучалось региональное законодательство, данные статистики, документы общественных советов. Информационной основой работы явились официальные сайты муниципальных образований Ивановской области, обязательные разделы которых содержат информацию об общественных советах. Раскрыта формально закрепленная роль общественных советов при муниципальных образованиях в решении проблем, возникающих в межнациональной сфере на местном уровне. Наличие в регламентирующих документах специального указания на задачи общественного совета в сфере гармонизации межнациональных отношений демонстрирует приоритетность проблемы для определенной территории. Анализ персональных составов общественных советов показал, что представители этнокультурных организаций участвуют в работе совещательно-консультативных органов при органах местного самоуправления. Отличительной особенностью большинства советов является присутствие в их составах представителей Русской православной церкви, что объясняется сохраняющейся этнической однородностью региона. Система общественных советов находится в процессе становления, поэтому важно выявить направления развития государственного и местного управления, в которых совещательные органы с участием общественности будут наиболее эффективны. Новый институт создает дополнительные возможности для участия населения в осуществлении местного самоуправления, но выбор формы сотрудничества в решении местных вопросов, в т.ч. в такой чувствительной сфере как этноконфессиональные отношения, остается за общественными организациями и гражданами, эффективность процесса в целом зависит от готовности и мотивации участников.
М.Ю. Барбашин - Идеологизация этносоциологических исследований в советский и постсоветский периоды: институциональное измерение c. 435-440

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.4.54052

Аннотация: Анализируются институциональные аспекты влияния политической идеологии на этносоциологические исследования. Автор подчеркивает, что изучение этничности в Советском Союзе носило политизированный характер и использовалось для академического подкрепления национальной политики. В транзитивные годы этносоциология стала инструментом политической борьбы между этноэлитами. Автор делает вывод, что необходима деидеологизация этнологических исследований, у которых не хватает позитивистской выдержанности.
Леонов Ю.С. - О реализации государственной национальной политики Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18734

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реализации государственной национальной политики в Российской Федерации за 2005­-2015-е гг. Объектом исследования являются актуальные проблемы в области межэтнических отношений и принятые административные решения в рамках реализации государственной национальной политики. Предметом исследования являются общие и специфические тренды в формированию стратегии политических действий в сфере межэтнических отношений в России. Целью исследования является выявление динамики, закономерностей и специфики деятельности основных политических акторов (государства, парламентских партий) в сфере межэтнических отношений. Теоретической основой послужили разработки в области политической риторики и изучения политического дискурса, теории идеологий, этнополитологии и этносоциологии. Использовались методы сравнительного анализа, дискурс-анализа. Актуализация в общественном сознании этнополитической проблематики является, с учетом международной обстановки (интенсивных миграционных потоков из зон конфликтов и связанных с этим социально-политических изменений), устойчивой и долговременной тенденцией. Особое внимание в статье уделено модернизации федерального законодательства в сфере государственной национальной политики. Рассмотрены вопросы противодействия межэтническим конфликтам.
Леонов Ю.С. - О реализации государственной национальной политики Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы c. 486-492

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54546

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реализации государственной национальной политики в Российской Федерации за 2005­-2015-е гг. Объектом исследования являются актуальные проблемы в области межэтнических отношений и принятые административные решения в рамках реализации государственной национальной политики. Предметом исследования являются общие и специфические тренды в формированию стратегии политических действий в сфере межэтнических отношений в России. Целью исследования является выявление динамики, закономерностей и специфики деятельности основных политических акторов (государства, парламентских партий) в сфере межэтнических отношений. Теоретической основой послужили разработки в области политической риторики и изучения политического дискурса, теории идеологий, этнополитологии и этносоциологии. Использовались методы сравнительного анализа, дискурс-анализа. Актуализация в общественном сознании этнополитической проблематики является, с учетом международной обстановки (интенсивных миграционных потоков из зон конфликтов и связанных с этим социально-политических изменений), устойчивой и долговременной тенденцией. Особое внимание в статье уделено модернизации федерального законодательства в сфере государственной национальной политики. Рассмотрены вопросы противодействия межэтническим конфликтам.
А.А. Ярлыкапов - Полиэтничный Дагестан: единство в многообразии c. 568-574

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54068

Аннотация: В Дагестане огромную роль играет этническая идентичность. На современном этапе складывается общедагестанская идентичность, но для рядового дагестанца большое значение имеет принадлежность к собственной этнической группе. Большую роль играют также земельные проблемы и вопросы внутриисламского диалога. Миграция горцев на равнину перевела земельные споры в сферу межэтнических взаимоотношений. Кроме того, неясный правовой статус земель на равнине втягивает в конфликты республиканские власти, которые воспринимаются как сторонники переселенцев. Ситуацию осложняет также конфликт между двумя основными течениями ислама: суфизмом и салафизмом. Большой проблемой является радикализация исламской молодежи, которая выражает свой протест в религиозной форме. Многие современные проблемы республики находят выражение в межэтнической напряженности.
Данилов А.П. - Правовые основы государственной политики Российской Федерации в Арктике

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.14683

Аннотация: Предметом исследования являются основополагающие государственные документы, определяющие государственную политику Российской Федерации в Арктике. Автор статьи рассматривает и анализирует государственную стратегию России на Крайнем Севере, которая закреплена в нескольких документах. Кроме правовых документов автор приводит и слова высшего руководства страны относительно развития северных районов страны. Помимо самих государственных документов автор публикует и мнения экспертного сообщества относительно заявленной в последние годы государственной политики страны в арктическом регионе. При исследовании правовых основ государственной политики Российской Федерации в Арктике применялся качественный анализ документов, нормативно-правовых актов и заявлений политических лидеров. Основным выводом проведенного исследования является то, что Российская Федерация обладает значительной правовой базой, которая определяет основную политику государства в арктическом регионе. Российская Федерация, как и другие арктические страны, уделяет гораздо большее внимание своей арктической политике в последние годы, что свидетельствует об актуализации темы развития и освоения Арктики в мире.
Данилов А.П. - Правовые основы государственной политики Российской Федерации в Арктике c. 618-628

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.5.54385

Аннотация: Предметом исследования являются основополагающие государственные документы, определяющие государственную политику Российской Федерации в Арктике. Автор статьи рассматривает и анализирует государственную стратегию России на Крайнем Севере, которая закреплена в нескольких документах. Кроме правовых документов автор приводит и слова высшего руководства страны относительно развития северных районов страны. Помимо самих государственных документов автор публикует и мнения экспертного сообщества относительно заявленной в последние годы государственной политики страны в арктическом регионе. При исследовании правовых основ государственной политики Российской Федерации в Арктике применялся качественный анализ документов, нормативно-правовых актов и заявлений политических лидеров. Основным выводом проведенного исследования является то, что Российская Федерация обладает значительной правовой базой, которая определяет основную политику государства в арктическом регионе. Российская Федерация, как и другие арктические страны, уделяет гораздо большее внимание своей арктической политике в последние годы, что свидетельствует об актуализации темы развития и освоения Арктики в мире.
Федорова Е.Н., Егорова Т.П. - Организация территории Якутии в XVIII в. на основе территориально-административных преобразований края

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.19872

Аннотация: В статье исследуются вопросы территориального устройства и управления в XVIII в. одного из самых крупных регионов северо-востока России – Якутии. Масштабность территории, богатство природных ресурсов, географическое и геополитическое положение Якутии представляли особую важность для России. Необходимость политического, экономического и идеологического закрепления территории прослеживается в мероприятиях территориально-административной организации России. Территориальное расширение границ в XVIII в., затронувшее не только Сибирь, но и Якутский край, вызвало неоднократные административные преобразования. При проведении научного исследования были использованы следующие методы: наблюдения, сравнения, системного анализа, обобщения, систематизации, классификации. Новизна исследования заключается в комплексном изучении вопросов территориально-административных преобразований северо-востока России, которые позволяют проследить появление в нем административных единиц, адаптацию их к реалиям присоединяемых территорий, налаживании управления, преломление их к задачам развития края в дальнейшем. Выявлено, что в территориально-административном отношении Якутский край пережил неоднократные изменения не только в отношении внешних своих границ, но и внутреннего деления на уезды, волости, наслеги. Административная перепланировка была вызвана поиском наиболее оптимальных форм управления территории, отдалённой от центра, интеграцией Сибири в единое административное, правовое и хозяйственное пространство Российской империи.
Федорова Е.Н., Егорова Т.П. - Организация территории Якутии в XVIII в. на основе территориально-административных преобразований края c. 1066-1076

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.54601

Аннотация: В статье исследуются вопросы территориального устройства и управления в XVIII в. одного из самых крупных регионов северо-востока России – Якутии. Масштабность территории, богатство природных ресурсов, географическое и геополитическое положение Якутии представляли особую важность для России. Необходимость политического, экономического и идеологического закрепления территории прослеживается в мероприятиях территориально-административной организации России. Территориальное расширение границ в XVIII в., затронувшее не только Сибирь, но и Якутский край, вызвало неоднократные административные преобразования. При проведении научного исследования были использованы следующие методы: наблюдения, сравнения, системного анализа, обобщения, систематизации, классификации. Новизна исследования заключается в комплексном изучении вопросов территориально-административных преобразований северо-востока России, которые позволяют проследить появление в нем административных единиц, адаптацию их к реалиям присоединяемых территорий, налаживании управления, преломление их к задачам развития края в дальнейшем. Выявлено, что в территориально-административном отношении Якутский край пережил неоднократные изменения не только в отношении внешних своих границ, но и внутреннего деления на уезды, волости, наслеги. Административная перепланировка была вызвана поиском наиболее оптимальных форм управления территории, отдалённой от центра, интеграцией Сибири в единое административное, правовое и хозяйственное пространство Российской империи.
Дмитриева А.Г. - Национальный вектор эволюции социально-политических идеалов в советской литературе 1970-1980-х гг.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.16680

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является эволюция социально-политических идеалов в советской литературе 1970-1980-х гг. в рамках национального вектора, усилившегося в результате кризиса имперской идеологии, а также этатизации советской культуры. Национальное измерение социально-политических идеалов включает в себя как образ русского народа (на примере сельской общины, религиозной общности, национальной культуры, восприятия со стороны "значимых других"), так и легитимация российского государства в ее "белом" и "красном" исполнении. Методология исследования включает в себя анализ литературных источников, монографических изданий в области литературы и истории, российских и зарубежных научных журналов, а также статистических источников. Основными выводами данного исследования являются следующие: национальный вектор эволюции социально-политических идеалов имел двойную направленность, отражая как государственные, так и общественные потребности в национальном развитии; представители советской литературы внесли значимый вклад в создание "воображаемого сообщества", сконцентрированного на прошлом и настоящем русского народа. К факторам новизны проведенного исследования следует отнести комплексное изучение советских литературных произведений 1970-1980-х гг., выделение в нем национального вектора и его элементов.
Дмитриева А.Г. - Национальный вектор эволюции социально-политических идеалов в советской литературе 1970-1980-х гг. c. 1682-1691

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.54493

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является эволюция социально-политических идеалов в советской литературе 1970-1980-х гг. в рамках национального вектора, усилившегося в результате кризиса имперской идеологии, а также этатизации советской культуры. Национальное измерение социально-политических идеалов включает в себя как образ русского народа (на примере сельской общины, религиозной общности, национальной культуры, восприятия со стороны "значимых других"), так и легитимация российского государства в ее "белом" и "красном" исполнении. Методология исследования включает в себя анализ литературных источников, монографических изданий в области литературы и истории, российских и зарубежных научных журналов, а также статистических источников. Основными выводами данного исследования являются следующие: национальный вектор эволюции социально-политических идеалов имел двойную направленность, отражая как государственные, так и общественные потребности в национальном развитии; представители советской литературы внесли значимый вклад в создание "воображаемого сообщества", сконцентрированного на прошлом и настоящем русского народа. К факторам новизны проведенного исследования следует отнести комплексное изучение советских литературных произведений 1970-1980-х гг., выделение в нем национального вектора и его элементов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.