Политика и Общество - рубрика ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА"
ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Белькович Р.Ю. - Институт народного ополчения в политической традиции США

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.6.8037

Аннотация: Сопротивление централизованной власти является одной из наиболее устойчивых тем в истории политической мысли США. Однако необходимость этого сопротивления далеко не всегда постулируется представителями «прогрессивных» и революционных учений. Проблематика тирании и гражданского сопротивления имеет не меньшее значение для сторонников консервативных взглядов на общество и государство в Соединённых Штатах. В настоящей работе рассматривается движение народного ополчения (militia), представители которого выступают против расширения власти государства, опираясь на классическую республиканскую традицию. Идеология движения ополчения тесно связана с античными и средневековыми представлениями о человеке и его месте в политической структуре общества, вытесненными на обочину политической жизни современного либерального дискурса. Не выходя за конституционные рамки, сторонники движения указывают на утраченный социальный порядок, который они всё ещё полагают возможным восстановить. Движение ополчения рассматривается как проявление глубоко консервативных слоёв политического и культурного сознания населения США.
Лукаревская Е.В. - Финалистские теории. Концепции идеологии последней четверти XX века c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.12.25049

Аннотация: Объектом исследования являются процессы деидеологизации и реидеологизации. Предметом данного исследования выступают финалистские теории, а именно теории «конца истории», «конца идеологии». Отсюда вытекает соответствующая цель и задачи данной работы: демонстрация особенностей концепции идеологии последней четверти XX века и выявление и раскрытие процессов деидеологизации и реидеологизации, анализ взглядов отдельных представителей данных направлений соответственно. Особое внимание уделяется работам Дэниела Белла, Сеймура Липсета, Ойгена Лемберга, Якоба Бариона и Фрэнсиса Фукуямы. Основные научные методологические подходы данного исследования: сравнительный и системный. Сравнительный метод применялся в сопоставлении теорий и концепций идеологии последней четверти XX века. Для анализа деидеологизации и реидеологизации, как единого процесса, связанного с актуальными для того времени историческими событиями, использовался системный подход. Теоретическая значимость работы определяется возможностью более глубокого понимания истоков и специфики процессов деидеологизации и реидеологизации на формирование концепций идеологии. Основными выводами исследования являются: теории «конца истории» представляют собой яркий пример идеологического противостояния XX века, а не отказ от идеологии как таковой; объективное научное знание, призванное деидеологизаторами заменить идеологию, стало инструментом (особенно социология) в политической борьбе.
Лукаревская Е.В. - Идеология «конца идеологии» С.М. Липсета c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.5.26189

Аннотация: Объектом исследования являются теории деидеологизации и реидеологизации. Предмет данного исследования – это концепция «конца идеологии» С.М. Липсета. Автором статьи анализируется развитие данной концепции на примере книги С.М. Липсета «Политический человек: социальные основания политики», а также используются работы других представителей теории деидеологизации. Особое внимание уделяется характеру данной концепции и источникам ее происхождения. В работах представителей деидеологизации анализируются причины упадка тотальных идеологий, а также черты американского общества, которые, по мнению теоретиков деидеологизации, являются естественными для открытого демократического общества. Основными методологическими подходами данного исследования являются сравнительный и системный. При изучении источников и многообразия материала применялся качественный контент-анализ. Теоретическая значимость работы определяется анализом концепции «конца идеологии» С.М. Липсета как продукции экспертно-идеологического сообщества. Исследование специфики работ представителей деидеологизации способствует более глубокому пониманию методов и основных мотивов внешней политики США и стран Европы в настоящее время. Один из выводов работы: теория деидеологизации была направлена на критику ценностных установок тотальных идеологий.
Калабекова С.В. - Гедонизм и «принудительное счастье» общества потребления c. 17-24

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.7.26659

Аннотация: В статье рассматриваются явления счастья и гедонизма в качестве важнейших характеристик общества потребления и способов человеческого существования. Раскрывается влияние идеологии чрезмерного потребления на возникновение феномена «принудительное счастье» и на формирование ценности гедонизма. Исследуется т. н. «эффект гедонизма» и его воздействие на сознание и поведение индивидов. Анализируются факторы, создающие гедонистически ориентированного человека. Показано, как идеология вещизма придает установкам, связанным с достижением счастья и гедонизма, черты симулякров. В качестве методологической основы выступили онтологические и гносеологические принципы диалектики, которые позволили исследовать проблемы в их единстве. В статье содержатся элементы научной новизны: 1) современное общество с его ориентацией на успех создает условия для возникновения гипергедонизма и феномена принудительного счастья; 2) гедонизм в обществе потребления приобретает черты нравственного императива; 3) «вещное» счастье становится смыслом жизни современного человека.
Ильичев А.В. - Образ гарнизона Севастополя и русской армии в годы Крымской войны в трудах англоязычных авторов(1970-2020) c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0684.2022.4.39855

EDN: EBQWFQ

Аннотация: В статье рассматривается образ севастопольского гарнизона и русской армии в годы Крымской войны в работах англоязычных авторов. Целью исследования является изучение основных тенденций в освящении событий Крымской (Восточной) войны в исследованиях американских и британских исследователей. Из-за текущей ситуации связанной с ограничениями со стороны иностранных издательств, не удалось рассмотреть ряд работ, вышедших в период с 1970 по 2020 год. Предметом исследования выступают работы англоязычных авторов посвященных истории Крымской войны (1853-1856 гг.). Объектом исследования выступает нарратив созданный англоязычным авторами вокруг русской армии и гарнизона Севастополя в период Первой обороны города.      Основываясь на тех исследованиях, что удалось найти в открытом доступе, автор приходит к выводу, что доминирующей тенденцией в англоязычной литературе посвященной Крымской войны является рассмотрение событий с точки зрения исключительно британской или союзнической ретроспективы. При этом должное внимание русской стороне или не уделяется вовсе либо представляет краткую сухую выжимку. Акцент на полевых сражениях, проблемах снабжения и подготовки командного состава союзной армии, погодных условий уводит оборону Севастополя и ее значение на второй план. Высказывания и оценки, носящие откровенный русофобский характер представлены, не столь широко как в исследованиях посвященных Второй мировой войне.
Калабекова С.В. - Этноцентризм в современных реалиях c. 32-38

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.5.25939

Аннотация: Объектом анализа настоящей статьи является феномен этноцентризма, а предметом – проявления этноцентризма в современных условиях. Автором рассматривается соотношений тенденций универсализма и этноцентрима, место идеологии и психологии этноцентризма в процессах глобальной гомогенизации и стандартизации. Исследуются факторы, ведущие к возникновению этноцентристского мировоззрения и соответствующих ему установок, место этноцентризма в структуре «глобальное-локальное». Анализируются негативные последствия этноцентризма, явление фаворитизма, роль этноцентризма как фактора упрочения социальной идентичности, связь этноцентризма и экстремизма. Методологию исследования составили онтологические принципы диалектики, которые позволили представить проблему как взаимосвязанное и единое целое. Научная новизна состоит в обосновании положении о востребованности этноцентристской идеологии современными тенденциями, которые характеризуются противоречивостью развития и неоднозначностью воздействия. Понимание этноцентризма и как мировоззрения, и как установки, и как инструмента решения многообразных проблем свидетельствует о его сложной социальной природе, требующей всестороннего исследования.
Тупаев А.В. - Идеологическое государство в контексте европейской гражданской войны. c. 34-40

DOI:
10.7256/2454-0684.2019.5.24880

Аннотация: В данной статье предметом исследования является концепт идеологического государства в контексте европейской гражданской войны. Объектом исследования выступают задачи определения последствий преодоления и влияния противостояние идеологий национал-социализма и большевизма на политические процессы. Особое внимание уделяется пониманию идеологии как когнитивно-дискурсивного конструкции, позволяющей рассматривать идеологическое государство через набор характерных идеологем. Автор подробно рассматривает и обобщает принципы функционирования идеологических государств, основанием для такого исследования выступают работы немецкого историка Э. Нольте, описывает политико-идеологические аспекты европейской гражданской войны. Методологией актуализации идеологического государства выступает политическая концептология, которая превращает его в концепт, идеология интерпретируется через когнитивно-дискурсивный метод и феноменологию социал-национализма и большевизма Особым вкладом автора в исследование идеологического государства является предложение исторического влияния идеологем на политические процессы, формирования международной политики. Новизна исследования заключается в актуализации концепта идеологического государства, перспективах исследования тенденций идеологизации общества на основании когнетивно-дискурсивного подхода к идеологии. Основными выводами являются то, что элементы идеологического государства влияют на формирования мировоззрения и культурно-социологического кода индивидов, а так же принципы формирования политической системы.
Деметрадзе М.Р. - Стратегия сочетания конфуцианства с капитализмом в тайванской модернизации президента Ч. Кайши c. 40-52

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.9.23354

Аннотация: Работа посвящена анализу исторических предпосылок модернизационных процессов в Китайской Республике – Тайвань; выявлению позитивных и негативных сторон модернизации в этой стране. Особое внимание уделяется специфике и роли интеллектуального капитала в модернизационных процессах, особенностям китайского традиционализма и другим аспектам, представляющим интерес при формировании социокультурной стратегии модернизации обществ постсоветского пространства. Предметом исследования является стратегия внедрения конфуцианства в процессах создания нового государства президентом Ч. Кайши, а объектом выявление инновационно-догоняющей модели модернизации. Инновационно-опередительный, инновационно-догоняющий, или имитационно-догоняющий вектор модернизации определяется с помощью специально разработанной социокультурной методологии. Стержнем социокультурной стратегии являются первенство человеческого фактора и его социальных интересов в государстве, а не экономические либо иные показатели. Применяются сравнительно-классификационные, структурно-семантические, культурно-антропологические, политологические, правовые и социологические методы. Научна новизна: 1. показываются положительные и отрицательные стороны модернизации Тайваня; 2. предлагается идея создания условий трансформации инновационно-заимствующей стратегии в инновационно-опережающую. Исследование проводится в целях отыскания образцов модернизации различных стран мира и их институционализации в постсоветских странах. Анализируя отдельные аспекты развития тайванского общетсва, автор приходит к выводу, что позитивные и рационально-конструктивные факторы модернизации преобладали над негативными и деструктивными. Выводы статьи могут помочь не только в осмыслении практического опыта модернизации постсоветских обществ, но и выявлению улучшения перспектив развития Тайваня
Дёмин И.В. - К вопросу об «общем знаменателе» различных типов консерватизма c. 42-58

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.9.23418

Аннотация: Статья посвящена проблеме поиска «общего знаменателя» различных трактовок и типов консерватизма. Рассмотрены основные проявления «консервативного духа» (фундаментальный консерватизм, либеральный консерватизм, социал-консерватизм, революционный консерватизм) и выявлены основания критики либерально-прогрессистского мышления в контексте каждого из четырёх типов консерватизма. Особое внимание уделяется вопросу о соотношении консерватизма с двумя другими базовыми идеологиями современности – либерализмом и социализмом. Показана недостаточность традиционных ответов на вопрос об интегральной характеристике консерватизма (антиуниверсализм, антипрогрессизм, антиутопизм). Методологическим основанием исследования выступает разработанная Карлом Манхеймом трактовка консерватизма как стиля мышления и способа миропонимания. Предложена новая трактовка сущности консерватизма, согласно которой определяющим и конститутивным для консервативного стиля мышления выступает не тот или иной мировоззренческий принцип, но отношение к границам человеческого бытия (онтологическим, антропологическим, социокультурным). Консерватизм определяется как защита границ и апология ограниченности. Данная формула может рассматриваться как ответ на вопрос о позитивном содержании различных типов консервативного мышления.
Соболева А.Н. - Формирование образа героя и образа врага у советской молодежи в 1920-1930-е гг. c. 78-87

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.10.22816

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования таких феноменов общественного сознания как «образ героя» и «образ врага». Обращение к данной теме продиктовано тем, что в 1920-1930-е гг. антитеза «герой-враг» являлась одним из ключевых моментов советской действительности, поскольку большевистское руководство с самого начала прихода к власти активно стремилось к укреплению нового социалистического государства и необходимости его защиты от внешних и внутренних посягательств. Главным механизмом в создании пантеона героев и антигероев стала пропаганда. Безусловно, пропагандистская машина воздействовала на все население страны, но поскольку молодежь всегда отличалась особой эмоциональной восприимчивостью и наибольшей активностью, то именно на нее было обращено основное внимание. Методологической основой данного исследования выступают как общенаучные методы – описание, синтез, анализ дедукция, обобщение, так и специально-исторические методы – сравнительно-исторический, конкретно-исторический и ретроспективный. В статье анализируются наиболее существенные идеологические и практические приемы, использующиеся в составлении образа героя и образа врага, указывается их роль в формировании патриотических умонастроений. Автор выделяет разновидности образа героя, образа внутреннего врага и отмечает, что политические изменения на международной арене в конце 1920-1930-х гг. часто приводили к смене ориентиров в изображении образа внешнего врага. Делается вывод, что официальной пропагандой были предприняты довольно успешные шаги в области военно-патриотического воспитания советской молодежи.
Немцев И.А. - Стратегия устойчивого развития как интеграционное ядро Евразийского союза

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.1.11853

Аннотация: Автор рассматривает формирование общества потребления на постсоветском пространстве как результат влияния западной идеологии «сверхпотребления». Дается критика такой идеологии и соответствующего ей общества. Рассматриваются иные идеологические концепции в качестве идеологии России (помимо концепции устойчивого развития) и делается вывод об их бесперспективности. Также автор делает вывод о бесперспективности России как государства, не имеющего идеологии. Предметом исследования выступает устойчивое развитие как общественная идеология Евразийского союза (России, Белоруссии и Казахстана в их взаимодействии). Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Кроме того, используются данные конкретных социологических и статистических исследований. Предлагается парадигма устойчивого развития в качестве «ядра» идеологии Российской Федерации и будущего Евразийского Союза. Обосновывается актуальность принятия такой идеологии и конкретизируется соответствующая идеологическая концепция. Предлагается принятие «Кодекса Устойчивого развития», в качестве основополагающего официального документа для реализации стратегий УР Евразийского союза. Делается акцент на внедрении идей устойчивого развития в образование для эволюционного перехода общества на «устойчивый» образ жизни. Устойчивое развитие как идеология рассматривается как система, состоящая из лучших принципов ноосферной концепции, социализма, евразийства и современных теорий безденежной экономики. Обсуждаются этапы формирования концепции «устойчивого развития» как возможной государственной идеологии.
Немцев И.А. - Стратегия устойчивого развития как интеграционное ядро Евразийского союза c. 91-106

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.1.54336

Аннотация: Автор рассматривает формирование общества потребления на постсоветском пространстве как результат влияния западной идеологии «сверхпотребления». Дается критика такой идеологии и соответствующего ей общества. Рассматриваются иные идеологические концепции в качестве идеологии России (помимо концепции устойчивого развития) и делается вывод об их бесперспективности. Также автор делает вывод о бесперспективности России как государства, не имеющего идеологии. Предметом исследования выступает устойчивое развитие как общественная идеология Евразийского союза (России, Белоруссии и Казахстана в их взаимодействии). Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Кроме того, используются данные конкретных социологических и статистических исследований. Предлагается парадигма устойчивого развития в качестве «ядра» идеологии Российской Федерации и будущего Евразийского Союза. Обосновывается актуальность принятия такой идеологии и конкретизируется соответствующая идеологическая концепция. Предлагается принятие «Кодекса Устойчивого развития», в качестве основополагающего официального документа для реализации стратегий УР Евразийского союза. Делается акцент на внедрении идей устойчивого развития в образование для эволюционного перехода общества на «устойчивый» образ жизни. Устойчивое развитие как идеология рассматривается как система, состоящая из лучших принципов ноосферной концепции, социализма, евразийства и современных теорий безденежной экономики. Обсуждаются этапы формирования концепции «устойчивого развития» как возможной государственной идеологии.
Дашкин Ю.А. - Генезис политического содержания военно-патриотического воспитания военнослужащих c. 132-142

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.3.21914

Аннотация: Предметом исследования являются политологические аспекты патриотизма. Объектом исследования является обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как политические аспекты патриотизма в вооруженных силах с учетом современной политической обстановки в мире. Особое внимание уделяется насущной необходимости объединения усилий всех патриотично настроенных сил – государственных органов и политический партий, общественных организаций и религиозных объединений, деятелей науки и культуры в деле защиты Отечества и обеспечения военной безопасности. Методология исследований базируется на системном подходе и объединяет методы политологии, военной стратегии, педагогики, историографии и источниковедения. Основными выводами проведенного исследования являются научно обоснованные положения о необходимости восстановить опыт политической работы в армии и на флоте, адаптировав его к современным реалиям военно-патриотического воспитания военнослужащих российской армии. Особым вкладом автора в исследование темы является акцент на необходимость восстановления подготовки офицеров и сержантов к обучению и воспитанию подчиненных, базируясь на лучших национальных традициях вооруженной защиты Отечества.
Немцев И.А. - Стратегия устойчивого развития как интеграционное ядро Евразийского союза

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.2.12298

Аннотация: Автор рассматривает формирование общества потребления на постсоветском пространстве как результат влияния западной идеологии «сверхпотребления». Дается критика такой идеологии и соответствующего ей общества. Рассматриваются иные идеологические концепции (евразийство, социализм, коммунизм, религиозные концепции и т.д.) в качестве идеологии России (помимо концепции устойчивого развития) и делается вывод об их бесперспективности. Также автор делает вывод о бесперспективности будущего союзного образования (Евразийского Экономического Союза) и России в частности, без внедрения идеологии. Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, абстрагирование, идеализация, моделирование, анализ и др. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Кроме того, используются данные конкретных социологических и статистических исследований, выдержки из законодательных актов, а также выступления первых лиц государств планируемого Евразийского союза. Предлагается парадигма устойчивого развития в качестве «ядра» идеологии Российской Федерации и будущего Евразийского Союза. Обосновывается актуальность принятия такой идеологии и конкретизируется соответствующая идеологическая концепция. Предлагается принятие «Кодекса Устойчивого развития», в качестве основополагающего официального документа для реализации стратегий УР Евразийского союза. Делается акцент на внедрении идей устойчивого развития в образование для эволюционного перехода общества на «устойчивый» образ жизни. Устойчивое развитие как идеология рассматривается как система, состоящая из лучших принципов ноосферной концепции, социализма, евразийства и современных теорий безденежной экономики. Обсуждаются этапы формирования концепции «устойчивого развития» как возможной государственной идеологии.
Немцев И.А. - Стратегия устойчивого развития как интеграционное ядро Евразийского союза c. 198-213

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.2.54345

Аннотация: Автор рассматривает формирование общества потребления на постсоветском пространстве как результат влияния западной идеологии «сверхпотребления». Дается критика такой идеологии и соответствующего ей общества. Рассматриваются иные идеологические концепции (евразийство, социализм, коммунизм, религиозные концепции и т.д.) в качестве идеологии России (помимо концепции устойчивого развития) и делается вывод об их бесперспективности. Также автор делает вывод о бесперспективности будущего союзного образования (Евразийского Экономического Союза) и России в частности, без внедрения идеологии. Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, абстрагирование, идеализация, моделирование, анализ и др. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Кроме того, используются данные конкретных социологических и статистических исследований, выдержки из законодательных актов, а также выступления первых лиц государств планируемого Евразийского союза. Предлагается парадигма устойчивого развития в качестве «ядра» идеологии Российской Федерации и будущего Евразийского Союза. Обосновывается актуальность принятия такой идеологии и конкретизируется соответствующая идеологическая концепция. Предлагается принятие «Кодекса Устойчивого развития», в качестве основополагающего официального документа для реализации стратегий УР Евразийского союза. Делается акцент на внедрении идей устойчивого развития в образование для эволюционного перехода общества на «устойчивый» образ жизни. Устойчивое развитие как идеология рассматривается как система, состоящая из лучших принципов ноосферной концепции, социализма, евразийства и современных теорий безденежной экономики. Обсуждаются этапы формирования концепции «устойчивого развития» как возможной государственной идеологии.
Бесков А.А. - Деградация массового исторического сознания россиян как угроза национальной безопасности: причины, тенденции, пути преодоления

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.14949

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характеризующие изменения специфики массового исторического сознания российского общества. В статье рассматриваются недавние государственные инициативы в области исторического образования и отмечаемые социологами изменения в структуре и содержании исторической памяти россиян. Анализируются различия между спецификой массового исторического сознания россиян в советский и постсоветский периоды, рассматриваются процессы, которые привели к появлению этих различий. Особое внимание автор уделяет формулированию конкретных практических рекомендаций, реализация которых позволит сделать наше массовое историческое сознание саморегулирующейся системой и уберечь россиян от новых резких социально-политических потрясений. Одной из методологических предпосылок исследования стала концепция Яна Ассмана о двух разновидностях коллективной памяти: коммуникативной и культурной. Второй – понимание специфики исторического познания с позиций конструктивного реализма (феноменологического конструктивизма). Новизна исследования заключается в том, что хотя в современной российской научной периодике часто затрагивается тема массового исторического сознания россиян и высказываются призывы к его очищению от искажённых представлений о прошлом, мало внимания уделяется вопросам, почему эти представления искажаются, и как этому процессу можно противодействовать. По мнению автора, это связано с недостаточным вниманием исследователей к взаимосвязям между функционированием массового исторического сознания и проблемами отечественной исторической науки и исторического образования. Рассмотрение заявленной темы в данном контексте показало, что в постсоветский период массовое историческое сознание россиян перестало эволюционировать и сейчас не соответствует уровню развития исторической науки. Его деградация заключается не в том, что россияне стали хуже знать историю – обосновывается мнение, что такие оценки лишены смысла, а в том, что их знания о прошлом стали менее научными. Это делает массовое историческое сознание более уязвимым и ослабляет возможность общества сопротивляться целенаправленным негативным информационным воздействиям, опасность которых в эпоху глобальных информационных войн всё возрастает. Точечные административные меры по коррекции массового исторического сознания, принимаемые российскими властями, представляются малоэффективными. Вместо этого требуется создать комплексный механизм его саморегуляции.
Бесков А.А. - Деградация массового исторического сознания россиян как угроза национальной безопасности: причины, тенденции, пути преодоления c. 466-479

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54544

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, характеризующие изменения специфики массового исторического сознания российского общества. В статье рассматриваются недавние государственные инициативы в области исторического образования и отмечаемые социологами изменения в структуре и содержании исторической памяти россиян. Анализируются различия между спецификой массового исторического сознания россиян в советский и постсоветский периоды, рассматриваются процессы, которые привели к появлению этих различий. Особое внимание автор уделяет формулированию конкретных практических рекомендаций, реализация которых позволит сделать наше массовое историческое сознание саморегулирующейся системой и уберечь россиян от новых резких социально-политических потрясений. Одной из методологических предпосылок исследования стала концепция Яна Ассмана о двух разновидностях коллективной памяти: коммуникативной и культурной. Второй – понимание специфики исторического познания с позиций конструктивного реализма (феноменологического конструктивизма). Новизна исследования заключается в том, что хотя в современной российской научной периодике часто затрагивается тема массового исторического сознания россиян и высказываются призывы к его очищению от искажённых представлений о прошлом, мало внимания уделяется вопросам, почему эти представления искажаются, и как этому процессу можно противодействовать. По мнению автора, это связано с недостаточным вниманием исследователей к взаимосвязям между функционированием массового исторического сознания и проблемами отечественной исторической науки и исторического образования. Рассмотрение заявленной темы в данном контексте показало, что в постсоветский период массовое историческое сознание россиян перестало эволюционировать и сейчас не соответствует уровню развития исторической науки. Его деградация заключается не в том, что россияне стали хуже знать историю – обосновывается мнение, что такие оценки лишены смысла, а в том, что их знания о прошлом стали менее научными. Это делает массовое историческое сознание более уязвимым и ослабляет возможность общества сопротивляться целенаправленным негативным информационным воздействиям, опасность которых в эпоху глобальных информационных войн всё возрастает. Точечные административные меры по коррекции массового исторического сознания, принимаемые российскими властями, представляются малоэффективными. Вместо этого требуется создать комплексный механизм его саморегуляции.
Сулимин А.Н. - Роль социальных идей в организации политического порядка в западных и незападных обществах

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.15012

Аннотация: Объектом статьи выступает конструктивная роль идеологии в организации политического порядка. Утверждается, что во всех обществах политический процесс организован на основе базовых идей социальной справедливости. Рассматривается, что индивидуалистские идеи характерны для базовых институтов западных стран, а коллективистские идеи определяют генезис незападных цивилизаций. Особое внимание уделено сравнительному анализу индивидуалистских и коллективистских идей как факторов организации западных и незападных обществ. Выявляется закономерность, что политические порядки, основанные на коллективистских идеях наиболее чувствительны перед деградацией, так как идеологический энтузиазм необходимое условие политической стабильности в незападных обществах. Методология исследования опирается на синергетический, неоинституциональный, сравнительно-исторический подходы. Нелинейная методология рассматривает социальные идеи как организованную сущность, которая нестабильна и имеют определенную меру порядка – беспорядка. Основными выводами исследования являются то что, российский политический порядок генетически восходит к коллективистской институциональной матрице, которая существовала в форме православной монархии и русского коммунизма. Показано, что попытка навязать российскому обществу индивидуалистические идеи либеральной демократии оказалась неудачной в виду отсутствия в современной политике принципов социальной справедливости. Поэтому организация устойчивого политического порядка в России немыслима без реализации идей социальной справедливости в современных политических практиках.
Сулимин А.Н. - Роль социальных идей в организации политического порядка в западных и незападных обществах c. 480-485

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54545

Аннотация: Объектом статьи выступает конструктивная роль идеологии в организации политического порядка. Утверждается, что во всех обществах политический процесс организован на основе базовых идей социальной справедливости. Рассматривается, что индивидуалистские идеи характерны для базовых институтов западных стран, а коллективистские идеи определяют генезис незападных цивилизаций. Особое внимание уделено сравнительному анализу индивидуалистских и коллективистских идей как факторов организации западных и незападных обществ. Выявляется закономерность, что политические порядки, основанные на коллективистских идеях наиболее чувствительны перед деградацией, так как идеологический энтузиазм необходимое условие политической стабильности в незападных обществах. Методология исследования опирается на синергетический, неоинституциональный, сравнительно-исторический подходы. Нелинейная методология рассматривает социальные идеи как организованную сущность, которая нестабильна и имеют определенную меру порядка – беспорядка. Основными выводами исследования являются то что, российский политический порядок генетически восходит к коллективистской институциональной матрице, которая существовала в форме православной монархии и русского коммунизма. Показано, что попытка навязать российскому обществу индивидуалистические идеи либеральной демократии оказалась неудачной в виду отсутствия в современной политике принципов социальной справедливости. Поэтому организация устойчивого политического порядка в России немыслима без реализации идей социальной справедливости в современных политических практиках.
Р.Ю. Белькович - Институт народного ополчения в политической традиции США c. 553-562

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54066

Аннотация: Сопротивление централизованной власти является одной из наиболее устойчивых тем в истории политической мысли США. Однако необходимость этого сопротивления далеко не всегда постулируется представителями «прогрессивных» и революционных учений. Проблематика тирании и гражданского сопротивления имеет не меньшее значение для сторонников консервативных взглядов на общество и государство в Соединённых Штатах. В настоящей работе рассматривается движение народного ополчения (militia), представители которого выступают против расширения власти государства, опираясь на классическую республиканскую традицию. Идеология движения ополчения тесно связана с античными и средне- вековыми представлениями о человеке и его месте в политической структуре общества, вытесненными на обочину политической жизни современного либерального дискурса. Не выходя за конституционные рамки, сторонники движения указывают на утраченный социальный порядок, который они всё ещё полагают возможным восстановить. Движение ополчения рассматривается как проявление глубоко консервативных слоёв политического и культурного сознания населения США.
Квашонкин А.В. - Манипулятивные технологии управления руководства Советской России на примере «сменовеховского движения»

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.15167

Аннотация: Предметом исследования являются манипулятивные технологии по формированию положительного имиджа Советской России за рубежом, использованные большевистским руководством с целью укрепления международного положения государства и возвращения в страну технической интеллигенции в годы НЭПа с помощью «сменовеховского движения». Объект исследования – деятельность Центрального Комитета РКП(б), представителей наркоматов иностранных дел и внешней торговли Советской России по организации и финансированию сменовеховских изданий, направлению их редакционной политики. Источники исследования – переписка лидеров партии и государства по перечисленным вопросам из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Основными методами исследования являются методы конкретно-исторического и сравнительного анализа документов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Научная новизна работы заключается во введении в оборот широкого круга новых документов из фонда Света Народных Комиссаров Советской России и личной коллекции Сталина Российского архива социально-политической истории. Анализ введенных в оборот документов позволяет по-новому взглянуть на историю сменовеховского движения, определить роль большевистской партии, ее отдельных лидеров и представителей государственных структур в реализации через это движение программных установок по формированию положительного имиджа страны за рубежом и возвращению в Россию технической интеллигенции.
Квашонкин А.В. - Манипулятивные технологии управления руководства Советской России на примере «сменовеховского движения» c. 765-782

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.54572

Аннотация: Предметом исследования являются манипулятивные технологии по формированию положительного имиджа Советской России за рубежом, использованные большевистским руководством с целью укрепления международного положения государства и возвращения в страну технической интеллигенции в годы НЭПа с помощью «сменовеховского движения». Объект исследования – деятельность Центрального Комитета РКП(б), представителей наркоматов иностранных дел и внешней торговли Советской России по организации и финансированию сменовеховских изданий, направлению их редакционной политики. Источники исследования – переписка лидеров партии и государства по перечисленным вопросам из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Основными методами исследования являются методы конкретно-исторического и сравнительного анализа документов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Научная новизна работы заключается во введении в оборот широкого круга новых документов из фонда Света Народных Комиссаров Советской России и личной коллекции Сталина Российского архива социально-политической истории. Анализ введенных в оборот документов позволяет по-новому взглянуть на историю сменовеховского движения, определить роль большевистской партии, ее отдельных лидеров и представителей государственных структур в реализации через это движение программных установок по формированию положительного имиджа страны за рубежом и возвращению в Россию технической интеллигенции.
Багдасарян В.Э. - Аксиология России в перспективе мирового развития

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.7.12485

Аннотация: Статья посвящена исследованию ценностных оснований российского пути развития. Прослеживается связь между ценностным целеполаганием и формированием государственной политики. Доказывается, принципиальное отличие аксиологических типов России и Запада. Представлен материал, свидетельствующий о деградационных тенденциях в развитии западного сообщества. Выдвигается авторское видение в отношении ценностных компонентов, должных быть положенных в основание нового идеологического проекта России. Анализ содержания основных российских идеологических концептов показывает сохранение единой смысловой парадигмы. Менялся в соответствии с духом времени только политический язык. В этом отношении можно говорить о едином российском ценностном проекте и его множественных исторически конкретных воплощениях. Идея единения человечества на основе ценностной платформы «добра» имеет для него ключевое значение. В основе исследования лежит аксиологический подход, предполагаающий, что последовательность реализации государственного управления, как известно, должно по классической схеме выстраиваться в соответствии с алгоритмизированной цепочкой – определение ценностей – выдвижение – целей – идентификация проблем и их решение – достижение результата. До принятия конкретных управленческих решений должен быть первоначально определен желаемый ценностно-целевой образ страны. Также в статье применена методика количественной оцифровки значимости различных ценностей в преломлении к различию социокультурных сред. Российская государственность исторически выстраивалась на цивилизационноидентичном ценностном фундаменте. Этот фундамент был существенно отличен от того, на котором основывалось государственное бытие стран Запада. Сохранение собственных ценностных оснований являлось фактором успешности России, тогда как отступление от него оборачивалось периодами кризисов и катастроф. Не единожды предпринимаемые попытки перестроить Россию по западным лекалам всегда оборачивались системными провалами. Очередная попытка такого рода предпринята в ходе постсоветского либерального реформирования. Построить новую систему жизнеобеспечения так и не удалось.
Багдасарян В.Э. - Аксиология России в перспективе мирового развития c. 837-854

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.7.54258

Аннотация: Статья посвящена исследованию ценностных оснований российского пути развития. Прослеживается связь между ценностным целеполаганием и формированием государственной политики. Доказывается, принципиальное отличие аксиологических типов России и Запада. Представлен материал, свидетельствующий о деградационных тенденциях в развитии западного сообщества. Выдвигается авторское видение в отношении ценностных компонентов, должных быть положенных в основание нового идеологического проекта России. Анализ содержания основных российских идеологических концептов показывает сохранение единой смысловой парадигмы. Менялся в соответствии с духом времени только политический язык. В этом отношении можно говорить о едином российском ценностном проекте и его множественных исторически конкретных воплощениях. Идея единения человечества на основе ценностной платформы «добра» имеет для него ключевое значение. В основе исследования лежит аксиологический подход, предполагаающий, что последовательность реализации государственного управления, как известно, должно по классической схеме выстраиваться в соответствии с алгоритмизированной цепочкой – определение ценностей – выдвижение – целей – идентификация проблем и их решение – достижение результата. До принятия конкретных управленческих решений должен быть первоначально определен желаемый ценностно-целевой образ страны. Также в статье применена методика количественной оцифровки значимости различных ценностей в преломлении к различию социокультурных сред. Российская государственность исторически выстраивалась на цивилизационноидентичном ценностном фундаменте. Этот фундамент был существенно отличен от того, на котором основывалось государственное бытие стран Запада. Сохранение собственных ценностных оснований являлось фактором успешности России, тогда как отступление от него оборачивалось периодами кризисов и катастроф. Не единожды предпринимаемые попытки перестроить Россию по западным лекалам всегда оборачивались системными провалами. Очередная попытка такого рода предпринята в ходе постсоветского либерального реформирования. Построить новую систему жизнеобеспечения так и не удалось.
Константинов М.С. - Фашизм: операционализация признаков

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.11.13762

Аннотация: Целью данной работы является уточнение, конкретизация и операционализация признаков фашистской идеологии для последующего социологического исследования. Для реализации поставленной цели автор обращается к классическим исследованиям фашизма в работах Роджера Гриффина, Стэнли Дж. Пейна, Роджера Итуэлла, Эмилио Джентиле, Александра Галкина и др. По мнению автора статьи, главной проблемой исследований в рассматриваемой предметной области является отсутствие чётких критериев идентификации того или иного комплекса идей в качестве фашистской идеологии. Эклектичность и размытость правого радикализма, его способность сочетать несовместимые идеи затрудняют проведение конкретных социологических исследований потенциальной социальной базы фашистских движений. Как полагает автор статьи, решением названной проблемы может стать использование метода идеологической морфологии, предложенного британским учёным Майклом Фриденом. В соответствии с данным подходом, в фашистской идеологии выделяются два базовых концепта (идея посткризисного революционного возрождения и радикальный ультранационализм), смежные понятия (негативное отношение к либерализму и консерватизму, "творческий нигилизм", антиэлитаризм, холизм, акцент на действии, маскулинность и др.), а также периферийные концепты (культ личности, вождизм, парамилитаризм и др.). Столь чётко определённая структура фашистской идеологии позволяет операционализировать её концепты для социологического исследования.
Константинов М.С. - Фашизм: операционализация признаков c. 1380-1389

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.11.54305

Аннотация: Целью данной работы является уточнение, конкретизация и операционализация признаков фашистской идеологии для последующего социологического исследования. Для реализации поставленной цели автор обращается к классическим исследованиям фашизма в работах Роджера Гриффина, Стэнли Дж. Пейна, Роджера Итуэлла, Эмилио Джентиле, Александра Галкина и др. По мнению автора статьи, главной проблемой исследований в рассматриваемой предметной области является отсутствие чётких критериев идентификации того или иного комплекса идей в качестве фашистской идеологии. Эклектичность и размытость правого радикализма, его способность сочетать несовместимые идеи затрудняют проведение конкретных социологических исследований потенциальной социальной базы фашистских движений. Как полагает автор статьи, решением названной проблемы может стать использование метода идеологической морфологии, предложенного британским учёным Майклом Фриденом. В соответствии с данным подходом, в фашистской идеологии выделяются два базовых концепта (идея посткризисного революционного возрождения и радикальный ультранационализм), смежные понятия (негативное отношение к либерализму и консерватизму, "творческий нигилизм", антиэлитаризм, холизм, акцент на действии, маскулинность и др.), а также периферийные концепты (культ личности, вождизм, парамилитаризм и др.). Столь чётко определённая структура фашистской идеологии позволяет операционализировать её концепты для социологического исследования.
Николаев И.В. - Вербальные символы в структуре политической идеологии

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10348

Аннотация: Политические идеологии, стремящиеся к максимальному уровню электоральной поддержки, утратили уникальность своих концепций идеального политического будущего. Основные идеологические концепты не имеют четких дефиниций, представляют собой дискурсивный фон театра политических действий. На замену приходит терминология со средней продолжительностью жизни, призванная выполнять мобилизационные и интеграционные функции в условиях конъюнктурных изменений. В исследовании предполагается, что доминирование подобных вербальных символов приводит к окончательной деградации идеологии как устойчивой системы воззрений, и способствует ее упрощению до набора технологических инструментов для поддержания статус-кво или реализации конкретных проектов. Целью исследования выступает выработка теоретической модели анализа вербальных политических символов, применительно к российскому политическому пространству. Анализ вербальных политических символов базируется на постмарксистской теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф, а также на представлениях о "ключевых символах" Г. Лассвелла. Исследование направлено на актуализацию в российской политологии теории "вербальных политических символов", разработанной в американской политической мысли. Вербальный символ, будучи изначально "пустым знаком", наполняется семиотическим содержанием в зависимости от конъюнктурной необходимости, а поэтому нестабилен и изменчив. Идеология, основанная на вербальной символике не имеет устойчивого содержания и выступает коммуникативной мобилизационной технологией. Теоретическая модель, предложенная в статье, может применяться для анализа современных политических идеологий, предвыборных программ, дискурса политических лидеров и др.
Николаев И.В. - Вербальные символы в структуре политической идеологии c. 1499-1504

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54168

Аннотация: Политические идеологии, стремящиеся к максимальному уровню электоральной поддержки, утратили уникальность своих концепций идеального политического будущего. Основные идеологические концепты не имеют четких дефиниций, представляют собой дискурсивный фон театра политических действий. На замену приходит терминология со средней продолжительностью жизни, призванная выполнять мобилизационные и интеграционные функции в условиях конъюнктурных изменений. В исследовании предполагается, что доминирование подобных вербальных символов приводит к окончательной деградации идеологии как устойчивой системы воззрений, и способствует ее упрощению до набора технологических инструментов для поддержания статус-кво или реализации конкретных проектов. Целью исследования выступает выработка теоретической модели анализа вербальных политических символов, применительно к российскому политическому пространству. Анализ вербальных политических символов базируется на постмарксистской теории дискурса Э. Лаклау и Ш. Муфф, а также на представлениях о "ключевых символах" Г. Лассвелла. Исследование направлено на актуализацию в российской политологии теории "вербальных политических символов", разработанной в американской политической мысли. Вербальный символ, будучи изначально "пустым знаком", наполняется семиотическим содержанием в зависимости от конъюнктурной необходимости, а поэтому нестабилен и изменчив. Идеология, основанная на вербальной символике не имеет устойчивого содержания и выступает коммуникативной мобилизационной технологией. Теоретическая модель, предложенная в статье, может применяться для анализа современных политических идеологий, предвыборных программ, дискурса политических лидеров и др.
Константинов М.С. - Проблема идеологической деконтестации патриотизма: по материалам социологического исследования

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.20880

Аннотация: В статье на материале комплексного социологического исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2014–2016 годах коллективом учёных Южного федерального университета и Южного научного центра РАН, анализируется специфика идеологической концептуализации патриотического чувства привязанности и деконтестации идеи патриотизма. Предметом исследования является патриотизм в современной России. Подробно рассматриваются теоретико-методологические проблемы изучения патриотизма и предлагается когнитивно-конструктивистская модель его анализа. В контексте применения этой модели анализируется потенциал интеграции идеи патриотизма в ключевые политические идеологии современной России. Особое внимание уделяется праворадикальным интерпретациям патриотического чувства привязанности и опасностям, связанным с эксплуатацией патриотизма праворадикальными группировками. Теоретическую базу комплексного социологического исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе понятий «смутная идеологема» М. Бахтина и «плавающие означающие» С. Жижека. В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные концепции были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. Основанная на этой теоретико-методологической базе эмпирическая часть проекта включала групповые интервью, анкетный опрос и фокус-группы. Кроме перечисленных методов, в статье используется когнитивно-конструктивистский подход для анализа специфики идеологической концептуализации и деконтестации патриотизма. В статье теоретико-методологический уровень обсуждения проблемы патриотизма соединяется с анализом полученных в результате социологического исследования эмпирических данных. Автор показывает, что попытки определения «истинности» патриотизма приводят к множественности его описаний и дискредитируют как изучаемый феномен, так и средства его исследования. Одной из теоретико-методологических новаций статьи является применение автором когнитивно-конструктивистского подхода в исследовании патриотизма. На прикладном уровне представлены систематизированные данные анкетного опроса, касающиеся особенностей концептуализации патриотического чувства в сознании студенческой молодёжи Ростовской области. Показано влияние периферийных концептов на формирование этого чувства в контексте различных идеологий, включая праворадикальные трактовки. На основе проведённого анализа выявлен потенциал праворадикальных интерпретаций идеи патриотизма в молодёжной среде.
Константинов М.С. - Проблема идеологической деконтестации патриотизма: по материалам социологического исследования c. 1558-1568

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.54650

Аннотация: В статье на материале комплексного социологического исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2014–2016 годах коллективом учёных Южного федерального университета и Южного научного центра РАН, анализируется специфика идеологической концептуализации патриотического чувства привязанности и деконтестации идеи патриотизма. Предметом исследования является патриотизм в современной России. Подробно рассматриваются теоретико-методологические проблемы изучения патриотизма и предлагается когнитивно-конструктивистская модель его анализа. В контексте применения этой модели анализируется потенциал интеграции идеи патриотизма в ключевые политические идеологии современной России. Особое внимание уделяется праворадикальным интерпретациям патриотического чувства привязанности и опасностям, связанным с эксплуатацией патриотизма праворадикальными группировками. Теоретическую базу комплексного социологического исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе понятий «смутная идеологема» М. Бахтина и «плавающие означающие» С. Жижека. В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные концепции были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. Основанная на этой теоретико-методологической базе эмпирическая часть проекта включала групповые интервью, анкетный опрос и фокус-группы. Кроме перечисленных методов, в статье используется когнитивно-конструктивистский подход для анализа специфики идеологической концептуализации и деконтестации патриотизма. В статье теоретико-методологический уровень обсуждения проблемы патриотизма соединяется с анализом полученных в результате социологического исследования эмпирических данных. Автор показывает, что попытки определения «истинности» патриотизма приводят к множественности его описаний и дискредитируют как изучаемый феномен, так и средства его исследования. Одной из теоретико-методологических новаций статьи является применение автором когнитивно-конструктивистского подхода в исследовании патриотизма. На прикладном уровне представлены систематизированные данные анкетного опроса, касающиеся особенностей концептуализации патриотического чувства в сознании студенческой молодёжи Ростовской области. Показано влияние периферийных концептов на формирование этого чувства в контексте различных идеологий, включая праворадикальные трактовки. На основе проведённого анализа выявлен потенциал праворадикальных интерпретаций идеи патриотизма в молодёжной среде.
Поцелуев С.П., Константинов М.С. - Имперский палингенез: праворадикальные идеологемы в студенческой среде (статья вторая)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21488

Аннотация: Данная статья презентует некоторые результаты комплексного социологического исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2014–2016 годах коллективом ученых из Южного федерального университета и Южного научного центра РАН. Подробно рассматриваются динамические отношения между ядерными, смежными и периферийными концептами праворадикальной идеологии, представленной в студенческом сознании. Теоретическую базу указанного исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе интегрированного лингвистического и политико-философского понятия идеологемы (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.). В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные теории были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. В результате исследования были получены конкретные данные о распространённых в студенческой среде праворадикальных идеологемах, а также об идеях и ценностях, имеющих потенциал развития в праворадикальные идеологии. Вторая часть статьи посвящена анализу степени распространения в студенческом сознании второго из двух базовых концептов фашистской идеологии — радикального национализма. Показано, что в студенческой среде имеют место три уровня идентификации с праворадикальной идеологией. Группа сознательно идентифицирующих себя респондентов весьма невелика. Но латентные формы идентификации с правым радикализмом достигают (в среднем) 13–15% от представителей либерализма, консерватизма и национального патриотизма.
Поцелуев С.П., Константинов М.С. - Имперский палингенез: праворадикальные идеологемы в студенческой среде (статья вторая) c. 1608-1619

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54656

Аннотация: Данная статья презентует некоторые результаты комплексного социологического исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2014–2016 годах коллективом ученых из Южного федерального университета и Южного научного центра РАН. Подробно рассматриваются динамические отношения между ядерными, смежными и периферийными концептами праворадикальной идеологии, представленной в студенческом сознании. Теоретическую базу указанного исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе интегрированного лингвистического и политико-философского понятия идеологемы (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.). В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные теории были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. В результате исследования были получены конкретные данные о распространённых в студенческой среде праворадикальных идеологемах, а также об идеях и ценностях, имеющих потенциал развития в праворадикальные идеологии. Вторая часть статьи посвящена анализу степени распространения в студенческом сознании второго из двух базовых концептов фашистской идеологии — радикального национализма. Показано, что в студенческой среде имеют место три уровня идентификации с праворадикальной идеологией. Группа сознательно идентифицирующих себя респондентов весьма невелика. Но латентные формы идентификации с правым радикализмом достигают (в среднем) 13–15% от представителей либерализма, консерватизма и национального патриотизма.
Николаев И.В. - Символизация терминологии радикализма в дискурсе студентов-политологов (по материалам регионального исследования)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21501

Аннотация: Предметом данного исследования выступает процесс символизации радикальных терминов и идеологических штампов в дискурсе студентов высших учебных заведений Ростовской области. Правый крен, наблюдаемый в российской политике последние 10 лет, привел в образовательном и медиа-пространствах к популяризации периферийных радикальных идеологем, усвоение которых создает в сознании студентов комплекс вербальных символов. Утратив научное содержание, эти символы становятся показателем латентной поддержки правого радикализма и составляют потенциал перехода в активную форму политической деятельности. В статье предпринимается попытка деконструкции вербальных символов, а также обоснования принадлежности ряда общеупотребимых и научных терминов к периферии правого радикализма. Методом сбора первичных данных выступила серия свободных групповых интервью, материалы которых, представленные в виде стенограмм и аудиозаписей, были подвергнуты текстологическому исследованию с помощью качественного контент-анализа и техник дискурс-анализа. К основным выводам проведенного исследования следует отнести подтверждение факта наличия в сознании студентов комплекса радикальных вербальных символов. Радикальная терминология, попав в дискурс политологов из медийного пространства, не подвергается критическому переосмыслению, а усваивается в форме штампов, искажающих представления о реальной политической ситуации. Свойственные правому радикализму периферийные концепты ("великая держава", "империя", «русский/славянский мир", "цивилизационный раскол" и т.п.) широко используются студентами в общении на политические темы. Новизна исследования состоит в попытке интеграции теории "идеологем" и идеи наличия в дискурсе вербальных символов как их лексического выражения.
Николаев И.В. - Символизация терминологии радикализма в дискурсе студентов-политологов (по материалам регионального исследования) c. 1620-1629

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54655

Аннотация: Предметом данного исследования выступает процесс символизации радикальных терминов и идеологических штампов в дискурсе студентов высших учебных заведений Ростовской области. Правый крен, наблюдаемый в российской политике последние 10 лет, привел в образовательном и медиа-пространствах к популяризации периферийных радикальных идеологем, усвоение которых создает в сознании студентов комплекс вербальных символов. Утратив научное содержание, эти символы становятся показателем латентной поддержки правого радикализма и составляют потенциал перехода в активную форму политической деятельности. В статье предпринимается попытка деконструкции вербальных символов, а также обоснования принадлежности ряда общеупотребимых и научных терминов к периферии правого радикализма. Методом сбора первичных данных выступила серия свободных групповых интервью, материалы которых, представленные в виде стенограмм и аудиозаписей, были подвергнуты текстологическому исследованию с помощью качественного контент-анализа и техник дискурс-анализа. К основным выводам проведенного исследования следует отнести подтверждение факта наличия в сознании студентов комплекса радикальных вербальных символов. Радикальная терминология, попав в дискурс политологов из медийного пространства, не подвергается критическому переосмыслению, а усваивается в форме штампов, искажающих представления о реальной политической ситуации. Свойственные правому радикализму периферийные концепты ("великая держава", "империя", «русский/славянский мир", "цивилизационный раскол" и т.п.) широко используются студентами в общении на политические темы. Новизна исследования состоит в попытке интеграции теории "идеологем" и идеи наличия в дискурсе вербальных символов как их лексического выражения.
Докучаев Д.С., Докучаева Н.А. - Конструирование этно-региональной идентичности на постъюгославском пространстве (случай Черногории)

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.13249

Аннотация: Статья посвящена анализу способов конструирования этно-региональной идентичности на постъюгославском пространстве. Объект исследования - социально-политическая реальность посъюгославского пространства. Предмет исследования - механизмы, способы и практики легитимации политической и социальной идентичности в современной Черногории. В статье отмечается, что после распада Югославии политика конструирования новой социальности происходила в новых независимых государствах на Балканах похожим образом. Политическая и интеллектуальная элита стремилась оборвать связь с прошлым, переписать историю и изменить массовое сознание. Подобные процессы происходили и в Черногории. Основными направлениями конструирования этно-региональной идентичности стали: подчеркивание этнических различий между сербами и черногорцами и конструирование «образа врага». В настоящей статье рассматриваются этнические, лингвистические, религиозные и исторические аспекты социально-конструктивистской деятельности политической элиты Черногории. Авторы исследуют способы конструирования этно-региональной идентичности с позиций системного подхода (А.Е. Уемов, И.В. Дмитревская) и критического дискурс-анализа (Н. Ферклоу). Рассматривая этно-региональную идентичность в качестве системы, авторы выделили в ней концепт и структуру. Концептом является идея территориального сходства и различия, реализующая в рамках оппозиции «Свой – Чужой». Это отношение в конкретных ситуациях конструировалось через противопоставление «черногорцев» «сербам». Первые выступали в качестве «Своих», а вторые в качестве «Чужих». Авторы утверждают, что Оппозиция «Свои – Чужие» реализуется на уровне этнических, лингвистических (языковых), исторических, религиозных и социальных отношений. На этническом уровне прослеживается явное противопоставление черногорцев сербам. На лингвистическом конструируются новые нормы литературного черногорского языка (отличного от сербского). Исторический дискурс задает паттерны звучаний теперь уже не совсем общему с сербами коллективному прошлому, а религиозная составляющая противопоставляет институты церкви обоих этносов. Социальная дифференциация на черногорцев и сербов – только одна черта сложного этнического состава страны. Отмечается, что роль меньшинств в конструировании этно-региональной идентичности современной Черногории не столь очевидна, как в сербо-черногорской дихотомии, однако место в формировании современного политического поля Черногории достаточно весомо.
Докучаев Д.С., Докучаева Н.А. - Конструирование этно-региональной идентичности на постъюгославском пространстве (случай Черногории) c. 1653-1669

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.54491

Аннотация: Статья посвящена анализу способов конструирования этно-региональной идентичности на постъюгославском пространстве. Объект исследования - социально-политическая реальность посъюгославского пространства. Предмет исследования - механизмы, способы и практики легитимации политической и социальной идентичности в современной Черногории. В статье отмечается, что после распада Югославии политика конструирования новой социальности происходила в новых независимых государствах на Балканах похожим образом. Политическая и интеллектуальная элита стремилась оборвать связь с прошлым, переписать историю и изменить массовое сознание. Подобные процессы происходили и в Черногории. Основными направлениями конструирования этно-региональной идентичности стали: подчеркивание этнических различий между сербами и черногорцами и конструирование «образа врага». В настоящей статье рассматриваются этнические, лингвистические, религиозные и исторические аспекты социально-конструктивистской деятельности политической элиты Черногории. Авторы исследуют способы конструирования этно-региональной идентичности с позиций системного подхода (А.Е. Уемов, И.В. Дмитревская) и критического дискурс-анализа (Н. Ферклоу). Рассматривая этно-региональную идентичность в качестве системы, авторы выделили в ней концепт и структуру. Концептом является идея территориального сходства и различия, реализующая в рамках оппозиции «Свой – Чужой». Это отношение в конкретных ситуациях конструировалось через противопоставление «черногорцев» «сербам». Первые выступали в качестве «Своих», а вторые в качестве «Чужих». Авторы утверждают, что Оппозиция «Свои – Чужие» реализуется на уровне этнических, лингвистических (языковых), исторических, религиозных и социальных отношений. На этническом уровне прослеживается явное противопоставление черногорцев сербам. На лингвистическом конструируются новые нормы литературного черногорского языка (отличного от сербского). Исторический дискурс задает паттерны звучаний теперь уже не совсем общему с сербами коллективному прошлому, а религиозная составляющая противопоставляет институты церкви обоих этносов. Социальная дифференциация на черногорцев и сербов – только одна черта сложного этнического состава страны. Отмечается, что роль меньшинств в конструировании этно-региональной идентичности современной Черногории не столь очевидна, как в сербо-черногорской дихотомии, однако место в формировании современного политического поля Черногории достаточно весомо.
Константинов М.С. - Имперский палингенез: праворадикальные идеологемы в студенческой среде (статья первая)

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.17265

Аннотация: Данная статья презентует некоторые предварительные результаты комплексного исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2015 году научным коллективом под руководством С.П. Поцелуева. Первая часть статьи посвящена анализу степени распространения в студенческом сознании одного из двух базовых концептов фашистской идеологии — палингенетического мифа. Теоретическую базу указанного исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе интегрированного лингвистического и политико-философского понятия идеологемы (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.). В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные теории были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. В результате исследования были получены конкретные данные о распространённых в студенческой среде праворадикальных идеологемах, а также об идеях и ценностях, имеющих потенциал развития в праворадикальные идеологии. Показано, что социокультурной спецификой палингенетического мифа в сознании студенческой молодёжи Ростовской области является его имперская интерпретация.
Константинов М.С. - Имперский палингенез: праворадикальные идеологемы в студенческой среде (статья первая) c. 1670-1681

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.54492

Аннотация: Данная статья презентует некоторые предварительные результаты комплексного исследования праворадикальных идеологем в сознании студенческой молодёжи Ростовской области, проведённого в 2015 году научным коллективом под руководством С.П. Поцелуева. Первая часть статьи посвящена анализу степени распространения в студенческом сознании одного из двух базовых концептов фашистской идеологии — палингенетического мифа. Теоретическую базу указанного исследования составила авторская концепция политических идеологем, разработанная на основе интегрированного лингвистического и политико-философского понятия идеологемы (М. Бахтин, Ф. Джеймисон и др.). В процессе концептуализации теории праворадикальных идеологем использовались также концептно-морфологический подход М. Фридена и понятие «группускулярной правой» Р. Гриффина. Указанные теории были адаптированы к российской политической и социокультурной специфике. В результате исследования были получены конкретные данные о распространённых в студенческой среде праворадикальных идеологемах, а также об идеях и ценностях, имеющих потенциал развития в праворадикальные идеологии. Показано, что социокультурной спецификой палингенетического мифа в сознании студенческой молодёжи Ростовской области является его имперская интерпретация.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.