Педагогика и просвещение - рубрика КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА"
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Современный век и его святыни
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
Гуревич П.С. - Современный век и его святыни (продолжение)
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
Гуревич П.С. - СОВРЕМЕННЫЙ ВЕК И ЕГО СВЯТЫНИ (окончание
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
Гуревич П.С. - Всепонимание человека

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8699

Аннотация: Последовательную универсальную картину мира в известном смысле можно представить и без человека. Новейшие научные открытия, казалось бы, подталкивают к такому решению. Рождается специфическая парадигма, внутри которой приоритетную роль играют такие понятия, как «мыслящий океан», «информационное поле космоса» и т.д. Исследовательские разыскания такого рода направлены против антропоцентрического видения мироздания. Но девальвация философско-антропологической темы обнаруживает себя не только в утверждении новых объектов исследования, замещающих человека. В статье критически осмысливается логика так называемого нового натурализма.
П.С. Гуревич - Современный век и его святыни (продолжение) c. 3-6
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
П.С. Гуревич - Результаты исторического сбережения c. 3-6
Аннотация: The article reveals the main goal of education which is to transfer knowledge, social experience and skills to next generations. It is underlined that education is not only training but it is also what we call ‘enlightenment’ in the broad sense of the word.
П.С. Гуревич - Телефонная книга как научный опус c. 3-5
Аннотация: The author discusses a recent meeting on quality of dissertation works. As a result of his thoughts on this matter, the author shares with us his humorous story ‘Telephone Book’ in which the author points out the drawbacks of the modern scientific research.
П.С. Гуревич - Зарождение систем обучения в Древней Греции c. 3-6
Аннотация: The article describes the two basic systems of education, Athenian and Spartian. It is also underlined that Democritus was one of the fathers of ancient Greek sophists – t he first professional teachers.
П.С. Гуревич - Педагогические аспекты философской антропологии Г. Плеснера c. 3-5
Аннотация: The article is devoted to H. Plessner’s philosophical anthropology. It is underlined that Plessner did not only define the methodological grounds of teaching anthropology but also related it to real issues of up-bringing.
П.С. Гуревич - Мораль как достояние человечества c. 3-9
Аннотация: The editor-in-chief’s column is devoted to such phenomena as consciousness, morals and humanity.
П.С. Гуревич - Cовременный век и его святыни c. 3-5
Аннотация: This is the first part of the author’s discussion of how human values, ideals and relics have been changing over time. This part of the discussion is devoted to stoicism and hedonism as the two trends in philosophy during ancient times.
П.С. Гуревич - Cовременный век и его святыни (Окончание) c. 3-5
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
Гуревич П.С. - Смысл человеческого бытия и ценности образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12195

Аннотация: Смысл человеческого бытия – регулятивное понятие, присущее всякой мировоззренческой системе, которая оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В статье речь идет об образовании как всеобщей формы развития личности и общества, о единстве обучения, воспитания и развития. Идея образования рождена двойственностью человеческой природы. С одной стороны, человек – природное существо. Именно поэтому он ведет себя как животная индивидуальность. С другой стороны, человек – существо духовное и разумное. Гегель отмечал, что человек не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, потому что оно от природы есть то, чем оно должно быть. Автор опирается на принцип историзма, позволяющий каждое явление рассматривать исторически, то есть в процессе зарождения и последующего развития. Он отстаивает также методологический принцип соединения образования и воспитания. В этом случае автор прибегает к методам философской антропологии. Новизна статьи в попытке еще раз промыслить связь между обучением и развитием. Характер соподчинения между образованием и воспитанием определяется, очевидно, потребностями педагогической практики, задачами школы. Сохраняющееся различие этих понятий вызвано несовершенством, ограниченностью самой идеи школы, не соответствующей духу жизни. Целостность образования и воспитания отражены в древнегреческом понятии – «пайдейя».
Гуревич П.С. - Самоформирование (Bildung) как проблема образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.13012

Аннотация: Статья посвящена феномену самоформирования как проблеме образования. Сама эта тема восходит к И. Канту, который связывал обучение с общей концепцией философской антропологии. Немецкий философ придавал огромное значение самому феномену просвещения и стремился охарактеризовать сам процесс самоформирования. После Канта это слово оказалось весьма популярным в социальной и педагогической литературе. Сторонники самоформирования рассматривают ряд важных дидактических проблем: соотношение знания и понимания, рациональности и иррациональности, способность к развитию ментальных навыков, умение пользоваться понятийным мышлением. Размышления о самоформировании захватывают широкий круг вопросов, связанных не только с моралью, но и с когнитивным опытом. Bildung невозможен без освоения основных положений, связанных с философским постижением человека. Способ изложения материала связан с принципами аналитической философии. Для эффективности образования особую ценность приобретает психология и механизмы, которые характеризуют психические процессы. Автор использует также основные положения социальной философии, позволяющие раскрыть роль общественного бытия для обозначения человека как особого рода сущего. Новизна проблемы заключается в том, что феномен «самоформирования» широко не рассматривался в отечественной литературе. Реализована критика некоторых современных исследований, которые не усматривают принципиального различия между животным и человеком. Обоснована концепция, что социальное обеспечивает жизнь разума, но не конституирует его. Люди приобретают рациональные способности через Bildung, но отнюдь не осуществление этих способностей. Они не определяются отношениями, которые определяют наши общественные связи с другими. Понятийные способности можно обрести только путём вовлечения в социальную практику.
Гуревич П.С. - Педагог по призванию (памяти профессора Всеволода Николаевича Ружникова)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13454

Аннотация: Статья посвящена профессору факультета журналистики Всеволоду Николаевичу Ружникову. Его уже нет в живых. Но его ученики и ученицы, коллеги, молодые исследователи помнят о нём. Он остался в воспоминаниях знавших его людей как нестандартный человек, крупный учёный. Но ещё и прекрасный, увлечённый преподаватель. Даже среди известных учёных, которые трудились в разные годы на кафедре, он выделялся своей порядочностью, преданностью профессии и ощущением святого долга воспитателя. Историки и филологи разных вузов страны пишут диссертации, где непременно упоминается фамилия В.Н. Ружникова, отмечаются его несомненные заслуги. В статье использован метод историзма. Автор стремится восстановить в памяти эпизоды жизни и деятельности В.Н. Ружникова. Метод кропотливого накопления исторических фактов и их осмысления был непреложным в нашей совместной работе над летописью советского радиовещания. Новизна статьи заключается в попытке написать о человеке, который работал в Гостелерадио и на кафедре радиовещания и телевидения. Такие люди как Всеволод Николаевич Ружников, оставляют о себе долгую память. Автор стремился рассказать о нем как о человеке, педагоге и исследователе, отметить достойные качества его личности. Особое внимание в статье уделено научной деятельности В.Н. Ружникова, кропотливого и самобытного историка отечественного радиовещания.
Гуревич П.С. - Достоинства и изъяны креативности в образовании

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.14160

Аннотация: В статье анализируется либеральная модель образования, которая сегодня становится предметом острой критики со стороны учёных, специалистов и педагогов. Возникнув в период раннего капитализма, эта модель увлечённо выстраивала схему свободного образования. Она исходила из представления о том, что школы и вузы должны приучать своих выпускников к демократии и свободе поведения. Эмблемой такого образования стала креативность. Предполагалось, что ученикам нужны не знания, а способность свободного, критического мышления. Творческий подход, конечно, крайне важен в обучении. Но прежде всего оно должно давать реальные знания. Сегодня очевидно, что копирование европейских образовательных реформ снижает качество образования. Методы анализа проблемы строятся на историзме. Экспертиза показывает, что либеральная модель образования навязывалась западным странам без серьёзного научного и социального изучения её основательности. Использован компаративистский метод, позволяющий сравнивать две модели образования – либеральную и консервативную. Новизна статьи заключается в том, что сопоставление двух моделей образования – либеральной и консервативной – проводится впервые в отечественной литературе. Либеральная модель обучения длительное время не имела конкуренции. Острая критика этой модели, осуществленная К. Манхеймом, не изменила ситуацию с образовательной практикой. Однако в наши дни очевидно, что эта модель устарела, не отвечает современным общественным реалиям и тем не менее положена в основу реформирования отечественного образования. Автор приходит к выводу, что снижение качества образования – результат бездумного копирования либеральной модели обучения.
П.С. Гуревич - Всепонимание человека c. 4-6

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62551

Аннотация: Последовательную универсальную картину мира в известном смысле можно представить и без человека. Новейшие научные открытия, казалось бы, подталкивают к такому решению. Рождается специфическая парадигма, внутри которой приоритетную роль играют такие понятия, как «мыслящий океан», «информационное поле космоса» и т.д. Исследовательские разыскания такого рода направлены против антропоцентрического видения мироздания. Но девальвация философско-антропологической темы обнаруживает себя не только в утверждении новых объектов исследования, замещающих человека. В статье критически осмысливается логика так называемого нового натурализма.
Гуревич П.С. - Смысл человеческого бытия и ценности образования c. 4-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65195

Аннотация: Смысл человеческого бытия – регулятивное понятие, присущее всякой мировоззренческой системе, которая оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В статье речь идет об образовании как всеобщей формы развития личности и общества, о единстве обучения, воспитания и развития. Идея образования рождена двойственностью человеческой природы. С одной стороны, человек – природное существо. Именно поэтому он ведет себя как животная индивидуальность. С другой стороны, человек – существо духовное и разумное. Гегель отмечал, что человек не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, потому что оно от природы есть то, чем оно должно быть. Автор опирается на принцип историзма, позволяющий каждое явление рассматривать исторически, то есть в процессе зарождения и последующего развития. Он отстаивает также методологический принцип соединения образования и воспитания. В этом случае автор прибегает к методам философской антропологии. Новизна статьи в попытке еще раз промыслить связь между обучением и развитием. Характер соподчинения между образованием и воспитанием определяется, очевидно, потребностями педагогической практики, задачами школы. Сохраняющееся различие этих понятий вызвано несовершенством, ограниченностью самой идеи школы, не соответствующей духу жизни. Целостность образования и воспитания отражены в древнегреческом понятии – «пайдейя».
Гуревич П.С. - Самоформирование (Bildung) как проблема образования c. 4-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65467

Аннотация: Статья посвящена феномену самоформирования как проблеме образования. Сама эта тема восходит к И. Канту, который связывал обучение с общей концепцией философской антропологии. Немецкий философ придавал огромное значение самому феномену просвещения и стремился охарактеризовать сам процесс самоформирования. После Канта это слово оказалось весьма популярным в социальной и педагогической литературе. Сторонники самоформирования рассматривают ряд важных дидактических проблем: соотношение знания и понимания, рациональности и иррациональности, способность к развитию ментальных навыков, умение пользоваться понятийным мышлением. Размышления о самоформировании захватывают широкий круг вопросов, связанных не только с моралью, но и с когнитивным опытом. Bildung невозможен без освоения основных положений, связанных с философским постижением человека. Способ изложения материала связан с принципами аналитической философии. Для эффективности образования особую ценность приобретает психология и механизмы, которые характеризуют психические процессы. Автор использует также основные положения социальной философии, позволяющие раскрыть роль общественного бытия для обозначения человека как особого рода сущего. Новизна проблемы заключается в том, что феномен «самоформирования» широко не рассматривался в отечественной литературе. Реализована критика некоторых современных исследований, которые не усматривают принципиального различия между животным и человеком. Обоснована концепция, что социальное обеспечивает жизнь разума, но не конституирует его. Люди приобретают рациональные способности через Bildung, но отнюдь не осуществление этих способностей. Они не определяются отношениями, которые определяют наши общественные связи с другими. Понятийные способности можно обрести только путём вовлечения в социальную практику.
Гуревич П.С. - Педагог по призванию (памяти профессора Всеволода Николаевича Ружникова) c. 4-8

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65909

Аннотация: Статья посвящена профессору факультета журналистики Всеволоду Николаевичу Ружникову. Его уже нет в живых. Но его ученики и ученицы, коллеги, молодые исследователи помнят о нём. Он остался в воспоминаниях знавших его людей как нестандартный человек, крупный учёный. Но ещё и прекрасный, увлечённый преподаватель. Даже среди известных учёных, которые трудились в разные годы на кафедре, он выделялся своей порядочностью, преданностью профессии и ощущением святого долга воспитателя. Историки и филологи разных вузов страны пишут диссертации, где непременно упоминается фамилия В.Н. Ружникова, отмечаются его несомненные заслуги. В статье использован метод историзма. Автор стремится восстановить в памяти эпизоды жизни и деятельности В.Н. Ружникова. Метод кропотливого накопления исторических фактов и их осмысления был непреложным в нашей совместной работе над летописью советского радиовещания. Новизна статьи заключается в попытке написать о человеке, который работал в Гостелерадио и на кафедре радиовещания и телевидения. Такие люди как Всеволод Николаевич Ружников, оставляют о себе долгую память. Автор стремился рассказать о нем как о человеке, педагоге и исследователе, отметить достойные качества его личности. Особое внимание в статье уделено научной деятельности В.Н. Ружникова, кропотливого и самобытного историка отечественного радиовещания.
Гуревич П.С. - Достоинства и изъяны креативности в образовании c. 4-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.66044

Аннотация: В статье анализируется либеральная модель образования, которая сегодня становится предметом острой критики со стороны учёных, специалистов и педагогов. Возникнув в период раннего капитализма, эта модель увлечённо выстраивала схему свободного образования. Она исходила из представления о том, что школы и вузы должны приучать своих выпускников к демократии и свободе поведения. Эмблемой такого образования стала креативность. Предполагалось, что ученикам нужны не знания, а способность свободного, критического мышления. Творческий подход, конечно, крайне важен в обучении. Но прежде всего оно должно давать реальные знания. Сегодня очевидно, что копирование европейских образовательных реформ снижает качество образования. Методы анализа проблемы строятся на историзме. Экспертиза показывает, что либеральная модель образования навязывалась западным странам без серьёзного научного и социального изучения её основательности. Использован компаративистский метод, позволяющий сравнивать две модели образования – либеральную и консервативную. Новизна статьи заключается в том, что сопоставление двух моделей образования – либеральной и консервативной – проводится впервые в отечественной литературе. Либеральная модель обучения длительное время не имела конкуренции. Острая критика этой модели, осуществленная К. Манхеймом, не изменила ситуацию с образовательной практикой. Однако в наши дни очевидно, что эта модель устарела, не отвечает современным общественным реалиям и тем не менее положена в основу реформирования отечественного образования. Автор приходит к выводу, что снижение качества образования – результат бездумного копирования либеральной модели обучения.
Гуревич П.С. - Арсенал культурного обогащения

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14416

Аннотация: Учебники, как правило, сегодня пишут для учащихся. Поводом для написания данной колонки явилось издание учебного пособия, адресованного учителям, педагогам – «Книга учителя «Диалог культур»: учебно-методическое пособие и хрестоматия». (М., 2014). Формальная тема пособия диалог культур. Фактически же речь идёт о кратком, но научно оснащённом анализе мировой культуры, представленной в её цивилизационном измерении. Возникшая в недавние десятилетия идея налаживания диалога между представителями разных культур имеет своих сторонников и противников. Несомненно одно – без понимания глубинных основ каждой культуры диалог немыслим. Именно поэтому учебное пособие имеет ценность не только как учебный материал, но и как серьёзное теоретическое исследование. Методы разработки темы в данной статье связаны с принципом историзма. Множество цивилизаций, представленных на Земле, рассмотрены с точки зрения их происхождения, специфики и динамики. Использованы также приёмы компаративистского исследования, позволяющие сравнить ценностные ряды различных цивилизаций. Новизна статьи обусловлена критическим рассмотрением проблемы диалога разных культуры и цивилизаций. В связи с этим различные цивилизации представлены в качестве своеобразных единиц истории, воплощающих в себе неповторимый духовный опыт человечества. В статье речь идёт о мировых религиях, формирующих пространство цивилизаций, о единстве и различии исторического процесса, о святынях, образующих различные культурные миры. Обозначены условия, без которых невозможен диалог культур, выявлены противоречия данного процесса.
Гуревич П.С. - Политика в оптике образования и судеб мира

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.18895

Аннотация: Надо ли политизировать образование? Как приучить школьников к политическому мышлению? В какой форме нужно вести политическое воспитание? По этим вопросам постоянно возникают споры. Порой педагоги выражают обеспокоенность по поводу чрезмерной идеологизации учеников. В то же время образование активно включается в политический процесс. Экзамен по обществознанию теперь придётся сдавать многим выпускникам школы. Если пользоваться статистикой прошлых лет, то практически половина школьников демонстрируют свои знания по обществознанию при сдаче ЕГЭ. В обязательном порядке сдают русский язык и математику. Но для поступления в вузы, где имеются гуманитарные специальности, без этого экзамена поступить невозможно. Предмет статьи – анализ различных проблем геополитической ситуации в мире, без которых невозможно современное образование. Обществознание даёт школьникам различные знания по многим аспектам общественной жизни: сведения из экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и истории. Общество – это живой организм, целостная развивающаяся система, которая связана с базовыми потребностями человека. В статье использована методология социальной философии, позволяющая продуктивно анализировать ситуацию в современном мире. Вместе с тем применены достижения современной педагогической науки. Автор сопоставляет два разных исследования (сборник «Современный мир и геополитика» и монография А. Вафина «Политические маргиналы в России и Европе. Лимонов, Фортейн, Кон-Бендит и другие случаи»), которые позволяют представить огромный радиус проблем, характеризующих геополитические приоритеты России. Невозможно осмыслить социальные проблемы, не принимая в расчёт межличностные, межклассовые, межнациональные и межгрупповые отношения. Отмечено, что «Обществознание» призвано вооружить школьников знаниями по политическим вопросам, помочь им сформировать свою жизненную позицию, воспитать гражданские чувства, выработать собственный взгляд на современные политические реалии.
Гуревич П.С. - Арсенал культурного обогащения c. 6-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66321

Аннотация: Учебники, как правило, сегодня пишут для учащихся. Поводом для написания данной колонки явилось издание учебного пособия, адресованного учителям, педагогам – «Книга учителя «Диалог культур»: учебно-методическое пособие и хрестоматия». (М., 2014). Формальная тема пособия диалог культур. Фактически же речь идёт о кратком, но научно оснащённом анализе мировой культуры, представленной в её цивилизационном измерении. Возникшая в недавние десятилетия идея налаживания диалога между представителями разных культур имеет своих сторонников и противников. Несомненно одно – без понимания глубинных основ каждой культуры диалог немыслим. Именно поэтому учебное пособие имеет ценность не только как учебный материал, но и как серьёзное теоретическое исследование. Методы разработки темы в данной статье связаны с принципом историзма. Множество цивилизаций, представленных на Земле, рассмотрены с точки зрения их происхождения, специфики и динамики. Использованы также приёмы компаративистского исследования, позволяющие сравнить ценностные ряды различных цивилизаций. Новизна статьи обусловлена критическим рассмотрением проблемы диалога разных культуры и цивилизаций. В связи с этим различные цивилизации представлены в качестве своеобразных единиц истории, воплощающих в себе неповторимый духовный опыт человечества. В статье речь идёт о мировых религиях, формирующих пространство цивилизаций, о единстве и различии исторического процесса, о святынях, образующих различные культурные миры. Обозначены условия, без которых невозможен диалог культур, выявлены противоречия данного процесса.
Гуревич П.С. - Политика в оптике образования и судеб мира c. 6-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67684

Аннотация: Надо ли политизировать образование? Как приучить школьников к политическому мышлению? В какой форме нужно вести политическое воспитание? По этим вопросам постоянно возникают споры. Порой педагоги выражают обеспокоенность по поводу чрезмерной идеологизации учеников. В то же время образование активно включается в политический процесс. Экзамен по обществознанию теперь придётся сдавать многим выпускникам школы. Если пользоваться статистикой прошлых лет, то практически половина школьников демонстрируют свои знания по обществознанию при сдаче ЕГЭ. В обязательном порядке сдают русский язык и математику. Но для поступления в вузы, где имеются гуманитарные специальности, без этого экзамена поступить невозможно. Предмет статьи – анализ различных проблем геополитической ситуации в мире, без которых невозможно современное образование. Обществознание даёт школьникам различные знания по многим аспектам общественной жизни: сведения из экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и истории. Общество – это живой организм, целостная развивающаяся система, которая связана с базовыми потребностями человека. В статье использована методология социальной философии, позволяющая продуктивно анализировать ситуацию в современном мире. Вместе с тем применены достижения современной педагогической науки. Автор сопоставляет два разных исследования (сборник «Современный мир и геополитика» и монография А. Вафина «Политические маргиналы в России и Европе. Лимонов, Фортейн, Кон-Бендит и другие случаи»), которые позволяют представить огромный радиус проблем, характеризующих геополитические приоритеты России. Невозможно осмыслить социальные проблемы, не принимая в расчёт межличностные, межклассовые, межнациональные и межгрупповые отношения. Отмечено, что «Обществознание» призвано вооружить школьников знаниями по политическим вопросам, помочь им сформировать свою жизненную позицию, воспитать гражданские чувства, выработать собственный взгляд на современные политические реалии.
Гуревич П.С. - Великий врачеватель c. 51-56

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21893

Аннотация: Статья посвящена наследию великого врача античности Галена. Его заслуги в области медицины и этики не вызывают сомнений. Однако в течение многих веков его имя оставалось в забвении. Причин своеобразной недооценки Галена много. Во-первых, в античной медицине заслуженной славой пользуется Гиппократ. Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа. При получении диплома он произносит клятву, освящённую его именем. Он по праву считается основателем греческой медицины. О нём сложены легенды. Его имя упоминается в философских и психологических словарях. Именно Гиппократ оставил благородный завет врачам – ни при каких случаях целитель не имеет права наносить вред больному. Фигура Галена значима не в меньшей степени. Но он выступил уже как последователь и комментатор Гиппократа. До недавнего времени из 110 произведений, дошедших до наших дней, было переведено только одно – «О назначении частей человеческого тела». Сейчас ситуация изменилась. Труды Галена издаются. Однако они нуждаются в трактовках и комментариях. Автор опирается на принцип историзма, который позволяет показать реальное место Галена в истории античной культуры. Используются также методы философской антропологии и педагогики для разносторонней оценки наследия Галена. Труды Галена представляют собой особый род литературы. Их нельзя назвать только медицинскими. Они могут служить прекрасной иллюстрацией так называемого интегрального подхода. В них бьётся философская, этическая и педагогическая мысль. Эксперты подчёркивают, что до Галена медицина не существовала как наука, как целостная теоретико-практическая система. Начиная с III в., его учение становится господствующей системой, и медицина приобретает прочную основу, в которой развивается дальше.
Гуревич П.С. - Образование и будущее человека

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.9123

Аннотация: Обсуждение перспектив человеческого существования – едва ли вечный сюжет мировой философии. В основном эта тема была связана с тремя факторами: колоссальными достижениями человеческого разума, преображением человеческой природы и реализацией космического предназначения человека. Об успехах науки и связанных с нею упованиях говорить много не приходится. Благодаря науке создана современная цивилизация с ее высоким уровнем благосостояния, невиданными ресурсами, грандиозными коммуникациями. Перекроена карта мира. Ученые расшифровали геном человека. Они пытаются с помощью адронного коллайдера вырвать у природы ее базовые тайны. Люди научились лечить рак почти всех органов, пересаживать сердце, пришивать руки и ноги, клонировать себе подобных. Вполне естественно, что успехи науки приучили многих людей к мысли, что нет таких проблем, которые не получат поддержки со стороны науки. Именно с достижениями науки и культуры принято связывать и горизонты человеческого существования.
Гуревич П.С. - Педагогические интуиции Э. Шпрангера

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15829

Аннотация: Немецкий философ, психолог и культуролог Э. Шпрангер был достаточно разносторонним исследователем. Он явился создателем своеобразной характерологии, которая оказала заметное влияние на философию личности. Шпрангер обосновал принцип целостной структурной или понимающей психологии. Он исследовал смысловые структуры духовной жизни человека в культуре. Не обошёл и проблемы эстетики. Вполне понятно, что это неутомимый учёный не мог в соответствии немецкой традицией устраниться от вопросов обучения и воспитания. Ему принадлежит цикл лекций о философском основоположении педагогики. Теорию образовательных идеалов и психологию работника образования он рассматривал как непосредственное практическое использование результатов своей теоретической философской деятельности. При этом он подчёркивал, что именно эта проблема требует дальнейших исследований. Автор использует методологические разработки «понимающей психологии» и методы педагогической деятельности. Он широко опирается на философию образования как особый блок знаний. В статье впервые в отечественной литературе анализируются педагогические интуиции Э. Шпрангера. Особо подчёркивается интегральность его представлений о воспитании учеников. Немецкий философ оставил глубокие рассуждения о том, что такое личность и чем она отличается от индивида и индивидуальности. В соответствии со своим учением Шпрангер придаёт особое значение ценностям как духовной опоре личности. Анализируются также взгляды Шпрангера на воспитание. Отмечается, что идеи Шпрангера оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О.Ф. Больного и на педагогическую антропологию в целом.
П.С. Гуревич - Образование и будущее человека c. 104-113

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63178

Аннотация: Обсуждение перспектив человеческого существования — едва ли вечный сюжет мировой философии. В основном эта тема была связана с тремя факторами: колоссальными достижениями человеческого разума, преображением человеческой природы и реализацией космического предназначения человека. Об успехах науки и связанных с нею упованиях говорить много не приходится. Благодаря науке создана современная цивилизация с ее высоким уровнем благосостояния, невиданными ресурсами, грандиозными коммуникациями. Перекроена карта мира. Ученые расшифровали геном человека. Они пытаются с помощью адронного коллайдера вырвать у природы ее базовые тайны. Люди научились лечить рак почти всех органов, пересаживать сердце, пришивать руки и ноги, клонировать себе подобных. Вполне естественно, что успехи науки приучили многих людей к мысли, что нет таких проблем, которые не получат поддержки со стороны науки. Именно с достижениями науки и культуры принято связывать и горизонты человеческого существования.
Гуревич П.С. - Педагогические интуиции Э. Шпрангера c. 104-107

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66939

Аннотация: Немецкий философ, психолог и культуролог Э. Шпрангер был достаточно разносторонним исследователем. Он явился создателем своеобразной характерологии, которая оказала заметное влияние на философию личности. Шпрангер обосновал принцип целостной структурной или понимающей психологии. Он исследовал смысловые структуры духовной жизни человека в культуре. Не обошёл и проблемы эстетики. Вполне понятно, что это неутомимый учёный не мог в соответствии немецкой традицией устраниться от вопросов обучения и воспитания. Ему принадлежит цикл лекций о философском основоположении педагогики. Теорию образовательных идеалов и психологию работника образования он рассматривал как непосредственное практическое использование результатов своей теоретической философской деятельности. При этом он подчёркивал, что именно эта проблема требует дальнейших исследований. Автор использует методологические разработки «понимающей психологии» и методы педагогической деятельности. Он широко опирается на философию образования как особый блок знаний. В статье впервые в отечественной литературе анализируются педагогические интуиции Э. Шпрангера. Особо подчёркивается интегральность его представлений о воспитании учеников. Немецкий философ оставил глубокие рассуждения о том, что такое личность и чем она отличается от индивида и индивидуальности. В соответствии со своим учением Шпрангер придаёт особое значение ценностям как духовной опоре личности. Анализируются также взгляды Шпрангера на воспитание. Отмечается, что идеи Шпрангера оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О.Ф. Больного и на педагогическую антропологию в целом.
Гуревич П.С. - Конечность человека и границы разума

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19419

Аннотация: В статье рецензируется книга Карла Ясперса «Кант: Жизнь, труды, влияние», выпущенная в 2014 г. издательством «Канон+» [1]. Она обладает двойной ценностью. Во-первых, работа считается значительным вкладом в кантоведение. И вместе тем может служить материалом для изучения философского наследия К. Ясперса. Кант был одним из любимых философов Карла Ясперса. Он видел в нём оригинального мыслителя и поэтому много раз упоминал это имя в своей докторской диссертации. Сами эти ссылки, хотя и носили частный характер, имели неоценимое значение для кантоведения. В книге Ясперса фрагментарные замечания об отдельных достижениях кантовской мысли, получили развёрнутое и систематизированное обоснование. Использован принцип историзма, позволяющий показать роль различных идей Канта в истории философии. Автор прибегает также к сравнительному анализу двух работ К. Ясперса, разделённых временем, – «Общая психопатология» и настоящее издание. В материале затронуты различные аспекты кантоведения. К. Ясперс приводит в книге различные подробности жизни Канта, которые позволяют глубже понять эволюцию его взглядов. Показан путь Канта к критической философии. Выявлены структуры кантовского просветления познавания. В книге рассмотрены структуры разума во всех его формах. Охарактеризован кантовский разум. Крайне ценно, что Ясперс не ограничивается только познавательными проблемами. Он вводит читателя в мир кантовского понимания политики и истории. Наконец, выявлены и критические соображения по поводу кантовских идей, отмечено историческое место Канта и его влияние на последующие этапы философии.
Гуревич П.С. - Конечность человека и границы разума c. 148-151

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67997

Аннотация: В статье рецензируется книга Карла Ясперса «Кант: Жизнь, труды, влияние», выпущенная в 2014 г. издательством «Канон+» [1]. Она обладает двойной ценностью. Во-первых, работа считается значительным вкладом в кантоведение. И вместе тем может служить материалом для изучения философского наследия К. Ясперса. Кант был одним из любимых философов Карла Ясперса. Он видел в нём оригинального мыслителя и поэтому много раз упоминал это имя в своей докторской диссертации. Сами эти ссылки, хотя и носили частный характер, имели неоценимое значение для кантоведения. В книге Ясперса фрагментарные замечания об отдельных достижениях кантовской мысли, получили развёрнутое и систематизированное обоснование. Использован принцип историзма, позволяющий показать роль различных идей Канта в истории философии. Автор прибегает также к сравнительному анализу двух работ К. Ясперса, разделённых временем, – «Общая психопатология» и настоящее издание. В материале затронуты различные аспекты кантоведения. К. Ясперс приводит в книге различные подробности жизни Канта, которые позволяют глубже понять эволюцию его взглядов. Показан путь Канта к критической философии. Выявлены структуры кантовского просветления познавания. В книге рассмотрены структуры разума во всех его формах. Охарактеризован кантовский разум. Крайне ценно, что Ясперс не ограничивается только познавательными проблемами. Он вводит читателя в мир кантовского понимания политики и истории. Наконец, выявлены и критические соображения по поводу кантовских идей, отмечено историческое место Канта и его влияние на последующие этапы философии.
Гуревич П.С. - Социальный мыслитель

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.17116

Аннотация: Данная статья является откликом на книгу И.Л. Бачило о великом реформаторе России М.М. Сперанском – «М.М. Сперанский – патриарх науки управления России» (М., 2015). И.Л. Бачило раскрывает суть многочисленных проектов и творческих озарений крупного реформатора и государственного деятеля первой половины XIX в. Его жизнь и судьба, как это ни парадоксально, были мало знакомы современникам. Его призвание как теоретика и практика-юриста не было безоблачным. Он пережил возвышение и неудачи, связанные с отставкой. Однако никогда не покидал реформаторское поле. История его успехов и неудач может свидетельствовать также о трудном пути России на путях её преображения в мощное и самобытное государство. В статье использованы многочисленные исторические и архивные документы. Автор опирается также на классические труды по юриспруденции и исторические исследования реформаторства в России. Деятельность М.М. Сперанского давно привлекала исследователей. Существует немало публикаций о нём, которые позволяют судить об истории России первой половины XIX в., о его биографии и деятельности в роли Государственного секретаря эпохи Александра I и работе по кодификации законодательства. Исследования научного наследия М.М. Сперанского в области государственного устройства на протяжении царствования российских императоров, наблюдения за опытом государственного управления в России, в XX в. получили отражение в научной литературе. Однако нет оснований считать, что М.М. Сперанский изучен досконально. В этом смысле исследование И.Л. Бачило имеет огромную ценность.
Гуревич П.С. - Социальный мыслитель c. 218-222

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67116

Аннотация: Данная статья является откликом на книгу И.Л. Бачило о великом реформаторе России М.М. Сперанском – «М.М. Сперанский – патриарх науки управления России» (М., 2015). И.Л. Бачило раскрывает суть многочисленных проектов и творческих озарений крупного реформатора и государственного деятеля первой половины XIX в. Его жизнь и судьба, как это ни парадоксально, были мало знакомы современникам. Его призвание как теоретика и практика-юриста не было безоблачным. Он пережил возвышение и неудачи, связанные с отставкой. Однако никогда не покидал реформаторское поле. История его успехов и неудач может свидетельствовать также о трудном пути России на путях её преображения в мощное и самобытное государство. В статье использованы многочисленные исторические и архивные документы. Автор опирается также на классические труды по юриспруденции и исторические исследования реформаторства в России. Деятельность М.М. Сперанского давно привлекала исследователей. Существует немало публикаций о нём, которые позволяют судить об истории России первой половины XIX в., о его биографии и деятельности в роли Государственного секретаря эпохи Александра I и работе по кодификации законодательства. Исследования научного наследия М.М. Сперанского в области государственного устройства на протяжении царствования российских императоров, наблюдения за опытом государственного управления в России, в XX в. получили отражение в научной литературе. Однако нет оснований считать, что М.М. Сперанский изучен досконально. В этом смысле исследование И.Л. Бачило имеет огромную ценность.
Гуревич П.С. - «Есть люди, в убийстве находящие приятность»

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20664

Аннотация: Статья посвящена проблеме агрессивности людей. В философской и психологической литературе постоянно обсуждается вопрос о том, можно ли считать человека убийцей по определению. Как свидетельствуют современные исследования, тяга к смерти не заложена в человеке генетически. Для прояснения вопроса нужно обращаться к социальным и культурным фактором. Первоначально человек считал себя подобным зверю. Такое убеждение всё ещё присуще «охотничьим народам», народам с их архаическими обычаями. Но действительно ли культура настолько облагородила человека, что он утратил в себе «зверские» качества. Ответ на этот вопрос содержится во многих исследованиях. Проблема заключается в том, можно ли полагать, что в каждом человеке потенциально сидит убийца или это относится только к отдельным особям человеческого сообщества. В статье использованы открытия нейронаук, генетики и социобиологии. Особое внимание уделено культурологическим и этнографическим исследованиям. В статье дана теоретическая критика социобиологических исследований, в которых объясняется генетическая предрасположенность человека к убийству. Опираясь на современные работы по генетике, автор доказывает, что никакой генетической предрасположенности к убийству у людей нет. Многие парадоксы в человеческом поведении становятся очевидными при изучении социокультурных факторов жизни людей. По мнению автора, теория «человек-убийца» не только ненаучна, но и вредна, поскольку ведёт к таким социальным и политическим последствиям, как расизм, проповедью неравенства. Люди – не обезьяны и не отмеченные клеймом первородного греха ангелы. Их агрессивное поведение даже в его самой насильственной форме, считает автор, сигнализирует о потребности в любви.
Гуревич П.С. - «Есть люди, в убийстве находящие приятность» c. 255-259

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68213

Аннотация: Статья посвящена проблеме агрессивности людей. В философской и психологической литературе постоянно обсуждается вопрос о том, можно ли считать человека убийцей по определению. Как свидетельствуют современные исследования, тяга к смерти не заложена в человеке генетически. Для прояснения вопроса нужно обращаться к социальным и культурным фактором. Первоначально человек считал себя подобным зверю. Такое убеждение всё ещё присуще «охотничьим народам», народам с их архаическими обычаями. Но действительно ли культура настолько облагородила человека, что он утратил в себе «зверские» качества. Ответ на этот вопрос содержится во многих исследованиях. Проблема заключается в том, можно ли полагать, что в каждом человеке потенциально сидит убийца или это относится только к отдельным особям человеческого сообщества. В статье использованы открытия нейронаук, генетики и социобиологии. Особое внимание уделено культурологическим и этнографическим исследованиям. В статье дана теоретическая критика социобиологических исследований, в которых объясняется генетическая предрасположенность человека к убийству. Опираясь на современные работы по генетике, автор доказывает, что никакой генетической предрасположенности к убийству у людей нет. Многие парадоксы в человеческом поведении становятся очевидными при изучении социокультурных факторов жизни людей. По мнению автора, теория «человек-убийца» не только ненаучна, но и вредна, поскольку ведёт к таким социальным и политическим последствиям, как расизм, проповедью неравенства. Люди – не обезьяны и не отмеченные клеймом первородного греха ангелы. Их агрессивное поведение даже в его самой насильственной форме, считает автор, сигнализирует о потребности в любви.
Гуревич П.С. - Нужна ли педагогическая антропология?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.10535

Аннотация: Автор размышляет об исторической судьбе и перспективах нового направления гуманитарной мысли – педагогической антропологии. Задавшись вопросом о том, насколько продуктивно дробление антропологического знания, он полагает, что происходит не только рождение новых подходов и течений, но также и интеграция ранее сложившихся областей гуманитарной мысли. В статье теоретическое пространство педагогической антропологии расширяется. К ней, по мнению автора, можно отнести размышления о человеке, которые сложились при кристаллизации идей образования и воспитания. Путеводной нитью здесь может служить попытка оконтурить образ человека, каким он предстаёт в системе воспитания. Ставится также вопрос о будущем педагогической антропологии. Методы анализа в статье – исторический и феноменологический. Они позволяют ввести в оборот многие тексты, которые до сих пор не определяли облик педагогической антропологии. Постановка базовых проблем педагогической антропологии определяют новизну данного исследования. Автор проводит критический анализ тех определений педагогической антропологии, которые уже получили хождение. Он разграничивает педагогическую антропологию и философию образования. Вместе с тем автор не согласен с произвольным обозначением имён мыслителей, которые внесли свой вклад в педагогическую антропологию. Он причисляет к этому направлению многих философов и педагогов, которые в рамках размышлений о процессе образования и воспитания совершали прорыв в философском постижении человека. Так в оборот вводятся мысли античных мыслителей, выдающихся теологов, представителей гуманистической мысли эпохи Возрождения. Позиция автора статьи сводится к следующему: педагогическая антропология нужна как самостоятельная область знаний, но её нельзя сводить к узкому кругу теоретиков образования.
Гуревич П.С. - Нужна ли педагогическая антропология? c. 284-287

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.64115

Аннотация: Автор размышляет об исторической судьбе и перспективах нового направления гуманитарной мысли – педагогической антропологии. Задавшись вопросом о том, насколько продуктивно дробление антропологического знания, он полагает, что происходит не только рождение новых подходов и течений, но также и интеграция ранее сложившихся областей гуманитарной мысли. В статье теоретическое пространство педагогической антропологии расширяется. К ней, по мнению автора, можно отнести размышления о человеке, которые сложились при кристаллизации идей образования и воспитания. Путеводной нитью здесь может служить попытка оконтурить образ человека, каким он предстаёт в системе воспитания. Ставится также вопрос о будущем педагогической антропологии. Методы анализа в статье – исторический и феноменологический. Они позволяют ввести в оборот многие тексты, которые до сих пор не определяли облик педагогической антропологии. Постановка базовых проблем педагогической антропологии определяют новизну данного исследования. Автор проводит критический анализ тех определений педагогической антропологии, которые уже получили хождение. Он разграничивает педагогическую антропологию и философию образования. Вместе с тем автор не согласен с произвольным обозначением имён мыслителей, которые внесли свой вклад в педагогическую антропологию. Он причисляет к этому направлению многих философов и педагогов, которые в рамках размышлений о процессе образования и воспитания совершали прорыв в философском постижении человека. Так в оборот вводятся мысли античных мыслителей, выдающихся теологов, представителей гуманистической мысли эпохи Возрождения. Позиция автора статьи сводится к следующему: педагогическая антропология нужна как самостоятельная область знаний, но её нельзя сводить к узкому кругу теоретиков образования.
Гуревич П.С. - Подвижничество в панораме человеческого бытия

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17596

Аннотация: Материал посвящён феномену духовности, который анализируется на основе трёх книг издательства «Канон+»: Е.Г. Мещериной «Духовные основы подвига. (Статьи о русской культуре)», М. Чертока «Музыканты Парада Победы» и «Судьба учёного в эпоху перемен», под редакцией Г.А. Брагина, А.Х. Вафа, Г.В. Сдасюк, Т.Л. Шаумян. Духовность – универсальное явление. Она обнаруживает себя и в фактах сакральной культуры, и в исторических событиях, и в судьбе отдельных людей, которые посвятили свою жизнь служению науки. Недавние исследования особо выделяют значимость «чувственной разумности» способности правильно откликаться на окружающих нас людей и хорошо ладить с людьми в межличностных взаимоотношениях. Основное положение вечной философии состоит в том, что качество нашей жизни, в конечном счёте, зависит от того, что можно было бы назвать «духовной разумностью». Духовная реальность – это глубокое философское и метафизическое понимание реальности и самих себя. В статье использованы методы восстановления мемориальной практики страны. Это относится к истории русской культуры. Применён герменевтический подход, позволяющий дать адекватную оценку памятникам культуры. Статья адресована работникам образования, призванным осуществлять патриотическое воспитание. Здесь собраны разные свидетельства духовного подвижничества. История русской культуры трактована в духе гордости за немеркнущие достижения русского народа, создавшего великие памятники философии и искусства. Русский мир – это культурно-историческая общность, выходящая за рамки национальных государств и, тем более, политических систем. В одном ряду лежат исторические духовные стихи, музыка Победы и жертвенное служение науке.
Гуревич П.С. - Подвижничество в панораме человеческого бытия c. 330-335

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67416

Аннотация: Материал посвящён феномену духовности, который анализируется на основе трёх книг издательства «Канон+»: Е.Г. Мещериной «Духовные основы подвига. (Статьи о русской культуре)», М. Чертока «Музыканты Парада Победы» и «Судьба учёного в эпоху перемен», под редакцией Г.А. Брагина, А.Х. Вафа, Г.В. Сдасюк, Т.Л. Шаумян. Духовность – универсальное явление. Она обнаруживает себя и в фактах сакральной культуры, и в исторических событиях, и в судьбе отдельных людей, которые посвятили свою жизнь служению науки. Недавние исследования особо выделяют значимость «чувственной разумности» способности правильно откликаться на окружающих нас людей и хорошо ладить с людьми в межличностных взаимоотношениях. Основное положение вечной философии состоит в том, что качество нашей жизни, в конечном счёте, зависит от того, что можно было бы назвать «духовной разумностью». Духовная реальность – это глубокое философское и метафизическое понимание реальности и самих себя. В статье использованы методы восстановления мемориальной практики страны. Это относится к истории русской культуры. Применён герменевтический подход, позволяющий дать адекватную оценку памятникам культуры. Статья адресована работникам образования, призванным осуществлять патриотическое воспитание. Здесь собраны разные свидетельства духовного подвижничества. История русской культуры трактована в духе гордости за немеркнущие достижения русского народа, создавшего великие памятники философии и искусства. Русский мир – это культурно-историческая общность, выходящая за рамки национальных государств и, тем более, политических систем. В одном ряду лежат исторические духовные стихи, музыка Победы и жертвенное служение науке.
Гуревич П.С. - Аристотель о душе

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.21569

Аннотация: Статья посвящена анализу незаконченного трактата Аристотеля «О душе». Это сочинение оказало значительное влияние на историческую судьбу психологии. По сути дела, отождествив понятие души с психикой, Аристотель стал родоначальником научной психологии. Античный философ считал, что душа служит причиной и началом живого тела. Полагая, что сущность обуславливает бытие каждого предмета, Аристотель трактует жизнь как сущность живых существ. Значительную часть трактата античный мыслитель посвящает критике ошибочных представлений о душе. Многие его положения не вызывают возражений. Психические процессы действительно связаны с телесными. Душа на самом деле не являет собой гармонию: психическая жизнь полна противоречий и коллизий. Ум, согласно Аристотелю, не прирождён телу и его нельзя толковать как органическую функцию. В статье использован принцип историзма, который позволяет показать развитие принципов, сопряжённых с развитием воззрений на психические процессы. Взгляды Аристотеля на природу души сыграли важную роль в становлении и развитии психологии. Однако в статье показано, что его концепция вытеснила из научного обихода другие трактовки души, которые обладали несомненной эвристической мощью. Это относится, в частности, к учению Платона. На самом деле никакого синтеза платоновского и аристотелевского представления о душе не произошло. Сведение души к психике обеднило её сущность, обузило представление о внутренней жизни человека. Современные открытия нейронаук и трансперсональной психологии позволяют судить об ограниченности аристотелевской концепции души.
Гуревич П.С. - Аристотель о душе c. 348-352

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.68458

Аннотация: Статья посвящена анализу незаконченного трактата Аристотеля «О душе». Это сочинение оказало значительное влияние на историческую судьбу психологии. По сути дела, отождествив понятие души с психикой, Аристотель стал родоначальником научной психологии. Античный философ считал, что душа служит причиной и началом живого тела. Полагая, что сущность обуславливает бытие каждого предмета, Аристотель трактует жизнь как сущность живых существ. Значительную часть трактата античный мыслитель посвящает критике ошибочных представлений о душе. Многие его положения не вызывают возражений. Психические процессы действительно связаны с телесными. Душа на самом деле не являет собой гармонию: психическая жизнь полна противоречий и коллизий. Ум, согласно Аристотелю, не прирождён телу и его нельзя толковать как органическую функцию. В статье использован принцип историзма, который позволяет показать развитие принципов, сопряжённых с развитием воззрений на психические процессы. Взгляды Аристотеля на природу души сыграли важную роль в становлении и развитии психологии. Однако в статье показано, что его концепция вытеснила из научного обихода другие трактовки души, которые обладали несомненной эвристической мощью. Это относится, в частности, к учению Платона. На самом деле никакого синтеза платоновского и аристотелевского представления о душе не произошло. Сведение души к психике обеднило её сущность, обузило представление о внутренней жизни человека. Современные открытия нейронаук и трансперсональной психологии позволяют судить об ограниченности аристотелевской концепции души.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.