Педагогика и просвещение - рубрика Ценности и цели образования
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Ценности и цели образования"
Ценности и цели образования
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.39827

EDN: AGCUKX

Аннотация: Предметом исследования является динамика изменений, происходящих в архитектуре гуманитарного образования в российских образовательных организациях высшего образования в XXI веке. Статья написана на основе авторского опыта преподавания социально-гуманитарных учебных дисциплин. Показано, что в 2000-е годы в негуманитарных вузах главный акцент делался на обучении и развитии у студентов основ политических, социологических и культурологических знаний. Гуманитарное присутствие в учебных планах специалитета давало возможность достигать промежуточных целей политического просвещения. В последующий же период времени знания о политике и политическом устройстве страны, о гражданском подвиге и патриотизме оказались на периферии профессиональных образовательных маршрутов обучающихся.   Авторы отмечают, что в настоящее время по инициативе Минобрануки России происходит пересмотр ключевых основ гуманитарного образования. Увеличивается количество аудиторных часов на изучение истории России и основных вех всемирной истории, начата работа по внедрению в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы российской государственности». При этом очевидна востребованность в комплексной профильной переподготовке профессорско-преподавательского состава негуманитарных вузов. В статье содержатся конкретные предложения по реализации мер, направленных на политическое просвещение и гражданское воспитание всех участников образовательного процесса в вузе. Особое внимание уделяется подготовке кадров в аспирантуре по политологическому направлению.
Фроленкова А.Л., Огороднова О.В., Кукуев Е.А. - Опыт развития ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе освоения программы бакалавриата c. 10-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40074

EDN: AHCRZQ

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ подходов к пониманию ценностных ориентаций и механизмов их формирования, раскрыт вопрос влияния образовательного процесса на трансформацию комплекса ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов. Представлен опыт проектирования образовательного процесса студентов направления «Педагогическое образование», направленного на содействие развитию ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов в рамках учебных модулей образовательной программы. Особое внимание при педагогическом проектировании уделялось учету особенностей применения идеи аффективной области таксономии учебных целей Б. Блума и таким механизмам формирования ценностных ориентаций как идентификация, эмпатия, индивидуализация и рефлексия.   С целью изучения особенностей комплекса ценностных ориентаций студентов была использована методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Выборку составили 84 студента направления «Педагогическое образование» с первого по третий курс. По результатам анализа данных контрольного исследования была выявлена положительная динамика по таким показателям ценностных ориентаций как «удовлетворение от результатов своей жизнедеятельности», «степень самостоятельности», «степень ответственности», «контроль за свою жизнь». Таким образом, образовательный процесс, спроектированный на основе таких механизмов формирования ценностных ориентаций, может рассматриваться как ресурс для развития ценностной сферы личности будущих педагогов.
Голикова Г.А., Вафина А.Х. - Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12098

Аннотация: Вопросы формирования новых стратегий в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, в том числе с точки зрения сохранения нравственно-духовных ценностей человека, его взаимодействия с Культурой как основным фактором в развитии его духовно-нравственной сферы. Кризисные явления в современном обществе, кризис культуры определяют насущную необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является путь актуализации ценностного подхода в образовании, продуктивного формирования ценностных смыслов в структуре личности человека, начиная с детских лет. Аксиологический (ценностный) подход, в достаточной степени осмысленный в различных областях науки (философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике), в то же время мало представлен в практической сфере. Школьная образовательная среда является той «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей может стать русская проза ХХ века, в которой воплощен особый ценностный комплекс (ценностные идеалы и представления), способствующий при его актуализации на уроке продуктивному формированию ценностной сферы ученика и приобщению его к таким базовым общечеловеческим ценностным смыслам, как – дом, семья, труд, любовь, дружба, родина, природа. Данные категории в произведениях русских прозаиков соединяются с ценностной идеей и категорией Прекрасного как ключевой в формировании души подрастающего человека и определения его как человека Культуры. «Присвоение» ценностных идеалов (С.Л. Рубинштейн) в процессе эстетического ценностного взаимодействия «читатель – произведение» (М.М. Бахтин) осуществляется посредством актуализации субъектного опыта жизнедеятельности ученика посредством интерпретационной деятельности, где наряду с традиционными приемами анализа текста должны использоваться «нестандартные» приемы «сближения» читателя и произведения в их ценностном взаимодействии. Научная новизна данной статьи определяется осмыслением процесса обучения литературе в школе с учетом возможностей ценностно-аксиологического подхода в образовании. Данный подход определяется как минимум реализацией двух составляющих: во-первых, отбора содержания, позволяющего приобщить ребенка к ценностной культуре человечества и, во-вторых, формированием особого методического "маршрута" в освоении ценностей, который, на наш взгляд, должен опираться на идею становления и развития субъектного опыта ребенка (И.С. Якиманская) в его взаимодействии с ценностно-образовательным компонентом урока.
Голикова Г.А., Вафина А.Х. - Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература) c. 22-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65197

Аннотация: Вопросы формирования новых стратегий в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, в том числе с точки зрения сохранения нравственно-духовных ценностей человека, его взаимодействия с Культурой как основным фактором в развитии его духовно-нравственной сферы. Кризисные явления в современном обществе, кризис культуры определяют насущную необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является путь актуализации ценностного подхода в образовании, продуктивного формирования ценностных смыслов в структуре личности человека, начиная с детских лет. Аксиологический (ценностный) подход, в достаточной степени осмысленный в различных областях науки (философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике), в то же время мало представлен в практической сфере. Школьная образовательная среда является той «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей может стать русская проза ХХ века, в которой воплощен особый ценностный комплекс (ценностные идеалы и представления), способствующий при его актуализации на уроке продуктивному формированию ценностной сферы ученика и приобщению его к таким базовым общечеловеческим ценностным смыслам, как – дом, семья, труд, любовь, дружба, родина, природа. Данные категории в произведениях русских прозаиков соединяются с ценностной идеей и категорией Прекрасного как ключевой в формировании души подрастающего человека и определения его как человека Культуры. «Присвоение» ценностных идеалов (С.Л. Рубинштейн) в процессе эстетического ценностного взаимодействия «читатель – произведение» (М.М. Бахтин) осуществляется посредством актуализации субъектного опыта жизнедеятельности ученика посредством интерпретационной деятельности, где наряду с традиционными приемами анализа текста должны использоваться «нестандартные» приемы «сближения» читателя и произведения в их ценностном взаимодействии. Научная новизна данной статьи определяется осмыслением процесса обучения литературе в школе с учетом возможностей ценностно-аксиологического подхода в образовании. Данный подход определяется как минимум реализацией двух составляющих: во-первых, отбора содержания, позволяющего приобщить ребенка к ценностной культуре человечества и, во-вторых, формированием особого методического "маршрута" в освоении ценностей, который, на наш взгляд, должен опираться на идею становления и развития субъектного опыта ребенка (И.С. Якиманская) в его взаимодействии с ценностно-образовательным компонентом урока.
Рыбакова Н.А. - Проблемы содержания подготовки студентов по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в условиях бакалавриата

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14804

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает подготовка студентов по профилю «Теория и методика обучения иностранных языков и культур». Предметом исследования в ней выступают условия, в которых с недавних пор проистекает данный педагогический процесс с учётом изменений в отечественном образовании. Особое внимание автора уделяется рассмотрению компонентов содержания подготовки студентов по данному профилю, а также проблеме востребованности учителей иностранного языка в целом и будущих бакалавров в частности. Методом исследования в статье выступает анализ базового учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта, а также эмпирические данные, полученные в результате профориентационных бесед со студентами. Основные выводы автора статьи заключаются в том, что в современных условиях наблюдается противоречие между социальными процессами, в которых значимым фактором выступает межкультурная коммуникация и проблемами подготовки квалифицированных специалистов для её обеспечения в рамках переходного периода в отечественном образовании. Новизна статьи состоит в том, что дидактический анализ подготовки учителей иностранного языка показан на фоне колоссальных противоречий, которые были вызваны переходом на новую двухуровневую систему высшего образования.
Прядко И.П., Лебедев И.М. - Российское строительное образование в эру инноваций: социокультурный и педагогический аспект c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22378

Аннотация: В настоящей работе предлагается оценка преобразований российской высшей школы, направленных на встраивание последней в Болонский процесс. Анализ проводимых преобразований дан с точк. зр. потребностей подготовки специалистов в строительной отрасли. В статье проанализированы выводы, которые делают представители преподавательского состава различных вузов строительного профиля. В числе факторов, вызывающих обеспокоенность со стороны российского педагогического сообщества, называют невысокий уровень знаний о задачах реформирования и неосведомленность относительно мер по улучшению системы образования. В исследовании рассмотрены результаты социологического опроса, проведенного среди преподавателей и студентов строительных специальностей, обучающихся в Москве и Московской области. Анкетный опрос показал, что достижению цели реформирования отечественной системы образования по Болонским стандартам мешают следующие факторы: недостаточно высокий уровень владения студентами-строителями английским языком и недостаточный размер доходов. Указанные обстоятельства делают практически невозможным обучение большей части студентов из России за рубежом и снижают конкурентоспособность выпускников российских ВУЗов на рынке труда стран, присоединившихся к Болонской системе. Свои выводы авторы настоящей статьи делают также на основании данных СМИ Новизна исследования состоит в том, что в статье авторы уделяют особое внимание потребностям руководителей строительных фирм в квалифицированных специалистах. Обращается внимание на то, что большая часть экспертов отмечает оторванность вузов от решения задач строительной практики, заметное отставание отечественной образовательной системы от западной в подготовке специалистов по строит. логистике и организации площадок на стройках.
Макеева Т.В., Гурьянчик В.Н. - Непрерывное образование как ценностная основа профессиональной деятельности педагога c. 28-34

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37108

Аннотация: Профессиональная социализация будущих выпускников педагогического вуза направлена на формирование компетенций, необходимых для практической деятельности и для решения жизненно важных задач. Одной из составляющих успешной профессиональной деятельности является готовность к непрерывному образованию. Предметом исследования является феномен непрерывного педагогического образования как ценности. Глобализация охватила все стороны жизнедеятельности современного социума, в том числе и образование. Быстро изменяющийся мир с его неопределенностью выдвигает и новые требования к системе профессиональной подготовки. Современный специалист уже не узкопрофильный исполнитель, а работник способный решать сложные и разносторонние задачи. Этому способствует постоянное стремление личности к обучению посредством использования различных форм образования. Однако это возможно лишь при условии, что сама личность осознает необходимость непрерывного образования и его пользу для себя в различных ценностно-смысловых координатах.    С целью анализа ценностно-смысловых основ непрерывного образования был проведен опрос студентов педагогического вуза на предмет выявления восприятия и отношения к непрерывному образованию как личностно значимой ценности, способствующей достижению определенных профессиональных результатов. Результаты исследования показывают, с одной стороны, размытость понятия «непрерывное образование» для студентов вуза, с другой стороны, подтверждают выдвинутую гипотезу о необходимости и важности непрерывного образования для педагога, но при этом недостаточную готовность будущих специалистов рассматривать его как жизненную ценность. Полученные результаты позволяют скорректировать процесс обучения будущих педагогов и мотивацию на непрерывное образование, начиная от педагогических классов и заканчивая магистерской подготовкой.
Рыбакова Н.А. - Проблемы содержания подготовки студентов по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в условиях бакалавриата c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66324

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает подготовка студентов по профилю «Теория и методика обучения иностранных языков и культур». Предметом исследования в ней выступают условия, в которых с недавних пор проистекает данный педагогический процесс с учётом изменений в отечественном образовании. Особое внимание автора уделяется рассмотрению компонентов содержания подготовки студентов по данному профилю, а также проблеме востребованности учителей иностранного языка в целом и будущих бакалавров в частности. Методом исследования в статье выступает анализ базового учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта, а также эмпирические данные, полученные в результате профориентационных бесед со студентами. Основные выводы автора статьи заключаются в том, что в современных условиях наблюдается противоречие между социальными процессами, в которых значимым фактором выступает межкультурная коммуникация и проблемами подготовки квалифицированных специалистов для её обеспечения в рамках переходного периода в отечественном образовании. Новизна статьи состоит в том, что дидактический анализ подготовки учителей иностранного языка показан на фоне колоссальных противоречий, которые были вызваны переходом на новую двухуровневую систему высшего образования.
Р.Н. Пархоменко - Либерализм в россии: обзор научной литературы c. 31-38
Аннотация: В данном обзоре автору хотелось бы кратко проследить путь становления и развия научных социально-философских исследований, посвященных проблемам свободы и либерализма у нас в стране. Статья является продолжением и дополнением ранее опубликованной работы «Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников» [Педагогика и просвещение. 2012. № 2 (6). С. 46-52]. В результате приведенного исследования, можно увидеть, что у нас в стране постепенно восстанавливается интеллектуальная традиция по осмыслению понятий свободы и либерализма, прерванная после октябрьской революции 1917 г. При этом жаркие споры эпохи перестройки постепенно сменились академическими дискуссиями и попытками теоретического осмысления специфики данных понятий в условиях российской духовной традиции.
Е.А. Попов - Современная социология и человек: грани объективации мира в науке и образовании c. 36-41
Аннотация: в статье осмысливается необходимость обучения социологии, которая влияет на формирование особого типа мировоззрения и мышления — социального. Акцент сделан на характере развития современного социологического знания, противоречия в котором сказываются на социальных оценках окружающей реальности. В то же время грани объективации мира обнаруживаются во взаимодействии социологической науки и человека — исследователя, ученого, педагога. Каждая из этих ипостасей раскрывает ценностно-смысловые аспекты бытования человека. В статье этим аспектам уделяется особое внимание.
В.А. Неудакин - Механизм преемственности ценностей (влияние современных условий на образовательный процесс) c. 37-49
Аннотация: в данной статье производится систематизация условий, оказывающих существенной влияние на процесс реализации образовательного процесса в настоящее время. Проводя подробную детализацию каждого из обозначенных условий, автор определяет первоочередные проблемы, стоящие перед процессом обучения в связи с этим. Цель данного анализа — обозначить современные особенности, которые обязательно должны быть учтены при постановке задач и разработке нового образовательного стандарта для обеспечения эффективной преемственности ценностей.
П.С. Гуревич, Э.М. Спирова - Личностный рост: теория и практика (Отчёт о работе Лаборатории личностного роста Московского гуманитарного университета) c. 42-54
Аннотация: в статье анализируются результаты деятельности Лаборатории личностного роста Московского гуманитарного университета. Излагаются основные направления и итоги проведенных исследований. Отмечается оценка, которую дают занятиям слушатели Лаборатории. Намечаются перспективы научных и практических исследований.
Р.Н. Пархоменко - Б. Чичерин и Дж. Локк о праве и либерализме c. 48-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62555

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о либеральном наследии Бориса Чичерина в соотношении с либеральными идеями Дж. Локка. Автор размышляет на тему о том, в какой степени Чичерин может быть назван либеральным мыслителем, исходя из сегодняшней исторической перспективы. Ведь, как известно, образцовым государственным строем для Чичерина была конституционная монархия, которую он считал наиболее соответствующим политическим строем для российского государства. Именно эта установка противоречит современному пониманию либерализма как у нас в стране, так и на Западе. Как представляется, соотнесение либеральных идей Чичерина с идеями классика англоязычной либеральной традиции Дж. Локка помогает наиболее выпукло выявить все сильные и слабые стороны учения Чичерина.
О.А. Скоркин - Здоровье школы c. 53-62
Аннотация: В работе анализируется современное состояние системы образования в средней школе как общественно значимого живого организма сквозь призму целей обучения. Недомогание российской школы текущего периода — слабый, неорганизованный корпус педагогического персонала. Основная проблема заключается в поднятии престижа школьного учителя и создание командой педагогов интересной информационной среды обучения, остальные проблемы вторичны.
Лескова И.А. - Шаги к постнеклассической методологии высшего образования (логико-смысловой подход) c. 81-102

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34084

Аннотация: Постнеклассический характер изменений в образовании актуализирует необходимость трансформации его методологических оснований. Цель статьи – предложить новый ракурс осмысления методологии образования, на его основе рассмотреть шаги к её постнеклассической трансформации. Работа выполнена с опорой на теоретико-методологические положения логико-смыслового подхода, в фокусе внимания которого законы смыслополагания. В статье рассмотрены объектная и субъектная логико-смысловые закономерности работы сознания, присущие классической и постнеклассической картине мира. Подтверждена примерами сообразность объектной логике работы сознания методологических оснований действующей в образовательной практике высшей школы системы обучения. На примерах показана ограниченность их методологических возможностей в решении современных задач познания и практики. В статье предложен и рассматривается методологический принцип субъекта, определяющий человекоразмерность и коммуникативную выстроенность методологической системы образования, что обеспечивает её соответствие постнеклассической методологии науки. Показан ряд изменений в системе обучения, методологически обоснованных принципом субъекта. Выделенные автором логико-смысловые закономерности работы сознания могут быть использованы как инструмент понимания и объяснения компонентов образовательного процесса, а также их проектирования и управления. Автором предложено нелинейное построение содержания образования. Оно может стать основой проектирования модели обучения, способной учитывать индивидуальные характеристики обучающихся и реализующей образовательный потенциал как традиционной, так и инновационной систем обучения.
Наумов П.Ю. - Психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе второй половины XVΙΙΙ века (часть II) c. 137-155

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.38170

EDN: RJGDQJ

Аннотация: Издавна военные люди занимали в обществе совершенно особое почетное и ответственное место. Сформировать систему ценностей будущих офицеров становится актуальной задачей профессионального военного образования, при том, что наиболее соответствующей ценностям и идеалам гуманизма и социальной ответственности является система ценностей и смыслов военной интеллигенции. В статье рассматриваются отечественные литературные источники, в которых аккумулированы и представлены психологические черты интеллигентности офицера в русской художественной литературе. Объектом работы являются образы офицеров в русской литературе XVΙΙΙ века, являющиеся художественными предшественниками образов военных интеллигентов в русской литературе XΙX века. Предмет статьи ‒ психологические черты обозначенных художественных изображений военного интеллигента. Основными методологическими подходами явились системный, культурно-исторический и литературный психологизм. В качестве методов используются теоретические, общелогические и эмпирические. Отмечается, что психологическое изображение черт присущих военной интеллигенции, в литературе осуществляется в нескольких основных формах: 1) прямой форме изображения характеров «изнутри», то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения); 2) косвенной форме, т.е. психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики; 3) суммарно-обозначающей форме ‒ с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. К основным научным результатам статьи относится выявление психологических черт интеллигентности офицера в отечественной художественной литературе, а также их социальных функций. Статья состоит из двух частей, в данном случае представлена вторая часть работы.
Слукин П.В., Слукина Н.А. - Формирование целей общего образования как части системы общества c. 154-164

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.32995

Аннотация: Предметом исследования данной работы является формирование цели общего образования. Большинство современных авторов связывают формирование целей образования с имеющимися в педагогической практике традициями и тенденциями, часть других авторов формулируют цели образования исходя из экспертного мнения, третьи – из футуристических прогнозов развития общества, и лишь небольшое количество авторов выводят цели образования из научно-обоснованных теорий, в большей степени связанных с развитием личности ребенка. Подобное расхождение во взглядах и позициях позволяет спекулировать целями образования, поскольку понятия «социальный заказ», «мировые традиции», «гармонично развитая личность» и «экспертное мнение» практически не детерминируемые и очень сильно подвержены личностным флуктуациям и политическим тенденциям, хотя в конечном итоге именно эти понятия закрепляются в нормативных документах. Это приводит к актуальности темы формирования целей образования как процесса независимого от личностных, политических или иных установок. Соответственно можно сформулировать проблему исследования: есть ли в понятии «цель образования» базис, который не может меняться? В данной статье вопрос формирования целей общего образования рассматривается с точки зрения системологии. На модели, которая основана на теории сложных систем и теории передачи сигнала, выявляются цели общего образования, которые взаимосвязаны обществом и государством. Выявляется отражение выявленных целей в педагогической практике и содержании российского закона «Об образовании». Полученные данные свидетельствуют о концентрации целей общего образования до трех формулировок: включение ребенка в подсистему «социальные нормы»; развитие ребенка для эффективного противостояния действию «внешней среды»; развитие ребенка для эффективного взаимодействия внутри подсистемы «образовательная структура». Все выявленные цели являются основными, исходящими из структуры связей «общества», «государства» и «внешней среды». Все иные цели образования либо восходят к трем вышеуказанным, либо вообще не имеют отношения к образованию. Кроме того можно допустить иерархию целей: первоочередным является сохранение общества, на втором месте взаимоотношение с внешней средой, а эффективность взаимоотношений в обществе на третьем месте. все описанные цели, несомненно, имеют отражение в современной педагогической практике, что может предположить тривиальность наших выводов. Однако, в описанной нами схеме, они не выведены эмпирически, а имеют системную связь с государством и обществом. В этом и заключается новизна наших исследований: в выявлении обоснованных причин формирования целей образования. Приведенные формулировки позволяют точно и логично определить стратегию и структуру образовательной политики, как на уровне государства, так и на уровне каждого отдельного учителя.
Олейников Ю.В. - Психологические особенности научной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19332

Аннотация: При кажущейся комфортности трудовой деятельности ученых-теоретиков в этой социальной группе довольно часто отмечаются психические аномалии. Творческая деятельность сопряжена с постоянным решением сложных психологических проблем, возникающих в процессе обучения, научного творчества, принятии определенной мировоззренческой, научной и идеологической парадигм, восприятии успеха, критики и оценки научной деятельности в целом. Выявление и обобщение специфических особенностей научной деятельности и психологических проблем, с которыми сталкиваются ученые в период современной коренной трансформации, господствующей мировоззренческой парадигмы должно способствовать их осознанию и преодолению. Исследование строится на основе методологии анализа трансформации научных парадигм Т. Куна, непосредственном наблюдении психологических особенностей научной деятельности в творческих коллективах, а так же на основе материалов, представленных в работах психологов, психоаналитиков, историков науки и наблюдениях самих представителей творческого труда. Эвристическая особенность исследования определяется чрезвычайной обостренностью и проявлением всей совокупности психологических проблем научной деятельности в условиях современного процесса кардинального изменения господствующей мировоззренческой парадигмы и реформирования науки в России. Формирование новой мировоззренческой парадигмы и реформирование научных институтов сопряжено с возникновением сложных психологических проблем, касающихся всех включенных в этот процесс участников. Это - выбор и отстаивание альтернативной парадигмы, переживание смены авторитетов и административной иерархии в научном сообществе, отрицание или принятие рыночной модели организации науки, психологическая совместимость исследователей советской и постсоветской генерации, имеющих разные мировоззренческие, идеологические и нравственные ориентации. Смягчение и преодоление названных психологических проблем видится в осознании и признании очевидных кардинальных трансформаций бытия социума, формировании и принятии новой мировоззренческой парадигмы, адекватно отражающей реальную ситуацию эволюции социоприродного Универсума.
Олейников Ю.В. - Психологические особенности научной деятельности c. 166-175

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68000

Аннотация: При кажущейся комфортности трудовой деятельности ученых-теоретиков в этой социальной группе довольно часто отмечаются психические аномалии. Творческая деятельность сопряжена с постоянным решением сложных психологических проблем, возникающих в процессе обучения, научного творчества, принятии определенной мировоззренческой, научной и идеологической парадигм, восприятии успеха, критики и оценки научной деятельности в целом. Выявление и обобщение специфических особенностей научной деятельности и психологических проблем, с которыми сталкиваются ученые в период современной коренной трансформации, господствующей мировоззренческой парадигмы должно способствовать их осознанию и преодолению. Исследование строится на основе методологии анализа трансформации научных парадигм Т. Куна, непосредственном наблюдении психологических особенностей научной деятельности в творческих коллективах, а так же на основе материалов, представленных в работах психологов, психоаналитиков, историков науки и наблюдениях самих представителей творческого труда. Эвристическая особенность исследования определяется чрезвычайной обостренностью и проявлением всей совокупности психологических проблем научной деятельности в условиях современного процесса кардинального изменения господствующей мировоззренческой парадигмы и реформирования науки в России. Формирование новой мировоззренческой парадигмы и реформирование научных институтов сопряжено с возникновением сложных психологических проблем, касающихся всех включенных в этот процесс участников. Это - выбор и отстаивание альтернативной парадигмы, переживание смены авторитетов и административной иерархии в научном сообществе, отрицание или принятие рыночной модели организации науки, психологическая совместимость исследователей советской и постсоветской генерации, имеющих разные мировоззренческие, идеологические и нравственные ориентации. Смягчение и преодоление названных психологических проблем видится в осознании и признании очевидных кардинальных трансформаций бытия социума, формировании и принятии новой мировоззренческой парадигмы, адекватно отражающей реальную ситуацию эволюции социоприродного Универсума.
Канныкин С.В. - Бег как средство обучения и воспитания в теоретическом наследии и в педагогических практиках выдающихся российских исследователей физической культуры второй половины ХIХ - начала ХХ века c. 186-204

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39193

EDN: JAXLDZ

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена неудовлетворительным состоянием здоровья подрастающего поколения россиян, а также проблемами преподавания физической культуры в нашей стране. Одной из причин такого положения дел является явно недостаточно используемый в современном российском образовании потенциал разнообразных видов бега и основанных на нем упражнений. Известные российские педагоги второй половины XIX – начала ХХ века П. В. Тиханович, А. Г. Берглинд, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. Д. Бутовский, В. Е. Игнатьев и В. Г. Ухов предлагают теоретическое обоснование и дают яркие примеры практического решения важнейших образовательных задач на основе активного применения в учебном процессе беговой локомоции. Предметом данного исследования является осмысление ими учебно-воспитательного потенциала бега как самого доступного и привлекательного для детей вида двигательной активности, обеспечивающего комплексное развитие личности. Как средство обучения и воспитания беговые упражнения позволяют достичь важнейших образовательных целей, нашедших свое выражение в основных принципах педагогики. Это обеспечивается естественным («инстинктивным») характером бега, что объясняет его пользу для здоровья, общедоступность и рекреативность; игровой формой беговых занятий; связью телесного и интеллектуального развития при осуществлении сложных беговых упражнений, приучением к работоспособности, основанной на навыке длительного волевого напряжения и «твердости духа», достижением изящности движений и пр. Автор приходит к заключению, что выдающиеся отечественные исследователи физической культуры П. В. Тиханович, А. Г. Берглинд, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. Д. Бутовский, В. Е. Игнатьев и В. Г. Ухов раскрыли огромный образовательно-воспитательный потенциал бега, значимый для современных педагогических практик.
Флеров О.В. - Психолого-педагогические особенности профориентационной работы в вузе в период коммерциализации образования и социально-экономической неопределённости

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16929

Аннотация: Тенденции развития высшей школы в современной России являются одной из наиболее обсуждаемых в современном обществе проблем. Помимо обсуждения традиционных психолого-педагогических вопросов, сегодня о высшем образовании всё чаще говорят и в политическом контексте в свете целесообразности или нецелесообразности его перехода на европейскую систему. Кроме этого набирает популярность такое направление как экономика образования, где практические исследования направлены на повышение его экономической эффективности, которая не всегда означает эффективность педагогическую и социальную. Объектом исследования в статье выступает профориентационная работа с абитуриентами вуза, а предметом – её особенности и трудности в новых социально-экономических условиях. Сегодня студент (абитуриент) это не только субъект образовательного процесса, но и всё чаще субъект рынка образовательных услуг, их потребитель. В статье предлагается посмотреть на профориетнацию абитуриентов в подобном контексте, когда на фоне экономического спада конечный результат профориентационной работы и профессиональной подготовки (стабильное рабочее место с перспективами роста) даже хорошо учившемуся студенту гарантировано быть не может. Методами исследования в статье являются анализ научных источников по проблеме, а также эмпирические данные, полученные автором в результате собственной работы с абитуриентами. Основные выводы автора сводятся к тому, что в условиях доступности информации, в том числе и о рынке труда, профориентационная работа не может носить сугубо информационный характер, а должна основываться на возрастных особенностях молодых людей. В ситуации, когда при демографическом спаде и зависимости экономического развития вуза от числа привлечённых абитуриентов, учебные заведения с одной стороны обеспечивать максимальный набор, а с другой – быть сдержанными в обещаниях, представляется важным восприятие профессионального становления человека не только как вклада в карьерный и материальный успех, но и как самоценного этапа жизни, влияющего на развитие личности. Новизна статьи заключается в том, что работа с абитуриентами в новых социально-экономических условиях в контексте психологических особенностей юности, которые остаются неизменными.
Флеров О.В. - Психолого-педагогические особенности профориентационной работы в вузе в период коммерциализации образования и социально-экономической неопределённости c. 344-358

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67418

Аннотация: Тенденции развития высшей школы в современной России являются одной из наиболее обсуждаемых в современном обществе проблем. Помимо обсуждения традиционных психолого-педагогических вопросов, сегодня о высшем образовании всё чаще говорят и в политическом контексте в свете целесообразности или нецелесообразности его перехода на европейскую систему. Кроме этого набирает популярность такое направление как экономика образования, где практические исследования направлены на повышение его экономической эффективности, которая не всегда означает эффективность педагогическую и социальную. Объектом исследования в статье выступает профориентационная работа с абитуриентами вуза, а предметом – её особенности и трудности в новых социально-экономических условиях. Сегодня студент (абитуриент) это не только субъект образовательного процесса, но и всё чаще субъект рынка образовательных услуг, их потребитель. В статье предлагается посмотреть на профориетнацию абитуриентов в подобном контексте, когда на фоне экономического спада конечный результат профориентационной работы и профессиональной подготовки (стабильное рабочее место с перспективами роста) даже хорошо учившемуся студенту гарантировано быть не может. Методами исследования в статье являются анализ научных источников по проблеме, а также эмпирические данные, полученные автором в результате собственной работы с абитуриентами. Основные выводы автора сводятся к тому, что в условиях доступности информации, в том числе и о рынке труда, профориентационная работа не может носить сугубо информационный характер, а должна основываться на возрастных особенностях молодых людей. В ситуации, когда при демографическом спаде и зависимости экономического развития вуза от числа привлечённых абитуриентов, учебные заведения с одной стороны обеспечивать максимальный набор, а с другой – быть сдержанными в обещаниях, представляется важным восприятие профессионального становления человека не только как вклада в карьерный и материальный успех, но и как самоценного этапа жизни, влияющего на развитие личности. Новизна статьи заключается в том, что работа с абитуриентами в новых социально-экономических условиях в контексте психологических особенностей юности, которые остаются неизменными.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.