|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Голикова Г.А., Вафина А.Х.
Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература)
// Педагогика и просвещение.
2014. № 1.
С. 22-29.
DOI: 10.7256/2454-0676.2014.1.12098 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12098
Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература)
Голикова Гузель Азгаровна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра русской и зарубежной литературы, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
420025, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Качаклар, 1, оф. 2
Golikova Guzial
PhD in Pedagogy
associate professor of the Department of Foreign Literatur at Kazan (Volga Region) Federal University
420025, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Kachaklar, 1, of. 2
|
guzel-golikova@yandex.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
Вафина Алсу Хадиевна
кандидат филологических наук
старший преподаватель, кафедра зарубежной литературы, Казанский (Приволжский) Университет, Казань
Казанский (Приволжский) Университет, Казань
Vafina Alsu Khadievna
PhD in Philology
Kazanskii (Privolzhskii) Universitet, Kazan'
|
alsu_vafina@mail.ru
|
|
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2014.1.12098
Дата направления статьи в редакцию:
06-07-2014
Дата публикации:
20-07-2014
Аннотация:
Вопросы формирования новых стратегий в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, в том числе с точки зрения сохранения нравственно-духовных ценностей человека, его взаимодействия с Культурой как основным фактором в развитии его духовно-нравственной сферы. Кризисные явления в современном обществе, кризис культуры определяют насущную необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является путь актуализации ценностного подхода в образовании, продуктивного формирования ценностных смыслов в структуре личности человека, начиная с детских лет. Аксиологический (ценностный) подход, в достаточной степени осмысленный в различных областях науки (философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике), в то же время мало представлен в практической сфере. Школьная образовательная среда является той «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей может стать русская проза ХХ века, в которой воплощен особый ценностный комплекс (ценностные идеалы и представления), способствующий при его актуализации на уроке продуктивному формированию ценностной сферы ученика и приобщению его к таким базовым общечеловеческим ценностным смыслам, как – дом, семья, труд, любовь, дружба, родина, природа. Данные категории в произведениях русских прозаиков соединяются с ценностной идеей и категорией Прекрасного как ключевой в формировании души подрастающего человека и определения его как человека Культуры. «Присвоение» ценностных идеалов (С.Л. Рубинштейн) в процессе эстетического ценностного взаимодействия «читатель – произведение» (М.М. Бахтин) осуществляется посредством актуализации субъектного опыта жизнедеятельности ученика посредством интерпретационной деятельности, где наряду с традиционными приемами анализа текста должны использоваться «нестандартные» приемы «сближения» читателя и произведения в их ценностном взаимодействии. Научная новизна данной статьи определяется осмыслением процесса обучения литературе в школе с учетом возможностей ценностно-аксиологического подхода в образовании. Данный подход определяется как минимум реализацией двух составляющих: во-первых, отбора содержания, позволяющего приобщить ребенка к ценностной культуре человечества и, во-вторых, формированием особого методического "маршрута" в освоении ценностей, который, на наш взгляд, должен опираться на идею становления и развития субъектного опыта ребенка (И.С. Якиманская) в его взаимодействии с ценностно-образовательным компонентом урока.
Ключевые слова:
культура, ценности, интериоризация, эстетический диалог, субъектный опыт, диалогизм, ценностный полилог, русская проза, ценности русской литературы, категория Прекрасного
Библиография
1. Лихачев Д.С. Экология культуры// В кн.: Земля родная. М., 1983. 256 c.
2. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С.70.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1961. 464 с.
4. Голикова Г.А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект)// Наука и школа. 2009. № 3. С.41.
5. Голикова Г.А. Формирование ценностно-аксиологического подхода в школьном литературном образовании: к постановке проблемы // NB: Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 14-24.
6. Голикова Г.А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект)// Наука и школа. 2009. № 3. С.41; Марксистско-ленинские критерии ценности в литературе: Сб. статей/ под ред. Д.М. Урнова. М: Наука. 1986. С. 277.
7. Бахтин М.М. К методологии литературоведения// Контекст – 1974: Литературно-теоретические исследования. М., 1975.
8. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л. 1968. С. 11.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 197.
10. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Харьков; М.. 2000.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1961. 464 с.
12. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. N 4. С. 15-26.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Изд-во «Питер». 1998. 688 с.
14. Голикова Г.А., Кузнецова И.В. Диалог на уроках литературы как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции школьников// Школа будущего. 2013. № 4. С. 147-151.
15. Вафина А.Х. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого : автореферат дис. ... канд. филол. н. Казань. 2011. С.5.
16. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. Екатеринбург, 1996. 40 с.
17. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопросы психологии. 1996. № 1. С.
18. Голикова Г.А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект)// Наука и школа.-2009.-№ 3.-С.42.
19. Biddle, A. W. and T. Fulwiler, 1989. Reading, Writing and the Study of Literature. New York: Random House, pp: 340. Moody, H. L.B., 1971; The Teaching of Literature. London, pp: 112.
20. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: избранные труды.-М.: Флинта: Наука, 2002. С. 159.
21. Там же.
22. История русской литературы ХХ века: в 4-х кн. Кн. 2: 1910-1930 годы. Русское зарубежье. М.: Высшая школа, 2005. С. 12-13.
23. Шаравин А.В. Городская проза 70-80-х годов ХХ века: Дисс. … д-ра филол. наук.-Брянск-Москва, 2001. C.123.
References
1. Likhachev D.S. Ekologiya kul'tury// V kn.: Zemlya rodnaya. M., 1983. 256 c.
2. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. SPb., 1996. S.70.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1961. 464 s.
4. Golikova G.A. Dialog na urokakh literatury (aksiologicheskii aspekt)// Nauka i shkola. 2009. № 3. S.41.
5. Golikova G.A. Formirovanie tsennostno-aksiologicheskogo podkhoda v shkol'nom literaturnom obrazovanii: k postanovke problemy // NB: Pedagogika i prosveshchenie. 2014. № 1. S. 14-24.
6. Golikova G.A. Dialog na urokakh literatury (aksiologicheskii aspekt)// Nauka i shkola. 2009. № 3. S.41; Marksistsko-leninskie kriterii tsennosti v literature: Sb. statei/ pod red. D.M. Urnova. M: Nauka. 1986. S. 277.
7. Bakhtin M.M. K metodologii literaturovedeniya// Kontekst – 1974: Literaturno-teoreticheskie issledovaniya. M., 1975.
8. Tugarinov V.P. Teoriya tsennostei v marksizme. L. 1968. S. 11.
9. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti. M.: Politizdat, 1986. S. 197.
10. Losskii N. O. Tsennost' i bytie. Khar'kov; M.. 2000.
11. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie. 1961. 464 s.
12. Leont'ev D.A. Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: Opyt mnogomernoi rekonstruktsii // Voprosy filosofii. 1996. N 4. S. 15-26.
13. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii. Spb.: Izd-vo «Piter». 1998. 688 s.
14. Golikova G.A., Kuznetsova I.V. Dialog na urokakh literatury kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii shkol'nikov// Shkola budushchego. 2013. № 4. S. 147-151.
15. Vafina A.Kh. Formy vyrazheniya avtorskogo soznaniya v avtobiograficheskoi proze Andreya Belogo : avtoreferat dis. ... kand. filol. n. Kazan'. 2011. S.5.
16. Karpova G.A. Pedagogicheskaya diagnostika uchebnoi motivatsii shkol'nikov. Ekaterinburg, 1996. 40 s.
17. Osnitskii A.K. Problemy issledovaniya sub''ektnoi aktivnosti// Voprosy psikhologii. 1996. № 1. S.
18. Golikova G.A. Dialog na urokakh literatury (aksiologicheskii aspekt)// Nauka i shkola.-2009.-№ 3.-S.42.
19. Biddle, A. W. and T. Fulwiler, 1989. Reading, Writing and the Study of Literature. New York: Random House, pp: 340. Moody, H. L.B., 1971; The Teaching of Literature. London, pp: 112.
20. Esin A.B. Literaturovedenie. Kul'turologiya: izbrannye trudy.-M.: Flinta: Nauka, 2002. S. 159.
21. Tam zhe.
22. Istoriya russkoi literatury KhKh veka: v 4-kh kn. Kn. 2: 1910-1930 gody. Russkoe zarubezh'e. M.: Vysshaya shkola, 2005. S. 12-13.
23. Sharavin A.V. Gorodskaya proza 70-80-kh godov KhKh veka: Diss. … d-ra filol. nauk.-Bryansk-Moskva, 2001. C.123.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|