Статья 'Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература)' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература)

Голикова Гузель Азгаровна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра русской и зарубежной литературы, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

420025, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Качаклар, 1, оф. 2

Golikova Guzial

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Foreign Literatur at Kazan (Volga Region) Federal University

420025, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Kachaklar, 1, of. 2

guzel-golikova@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Вафина Алсу Хадиевна

кандидат филологических наук

старший преподаватель, кафедра зарубежной литературы, Казанский (Приволжский) Университет, Казань

Казанский (Приволжский) Университет, Казань

Vafina Alsu Khadievna

PhD in Philology

Kazanskii (Privolzhskii) Universitet, Kazan'

alsu_vafina@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2014.1.12098

Дата направления статьи в редакцию:

06-07-2014


Дата публикации:

20-07-2014


Аннотация: Вопросы формирования новых стратегий в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, в том числе с точки зрения сохранения нравственно-духовных ценностей человека, его взаимодействия с Культурой как основным фактором в развитии его духовно-нравственной сферы. Кризисные явления в современном обществе, кризис культуры определяют насущную необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является путь актуализации ценностного подхода в образовании, продуктивного формирования ценностных смыслов в структуре личности человека, начиная с детских лет. Аксиологический (ценностный) подход, в достаточной степени осмысленный в различных областях науки (философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике), в то же время мало представлен в практической сфере. Школьная образовательная среда является той «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей может стать русская проза ХХ века, в которой воплощен особый ценностный комплекс (ценностные идеалы и представления), способствующий при его актуализации на уроке продуктивному формированию ценностной сферы ученика и приобщению его к таким базовым общечеловеческим ценностным смыслам, как – дом, семья, труд, любовь, дружба, родина, природа. Данные категории в произведениях русских прозаиков соединяются с ценностной идеей и категорией Прекрасного как ключевой в формировании души подрастающего человека и определения его как человека Культуры. «Присвоение» ценностных идеалов (С.Л. Рубинштейн) в процессе эстетического ценностного взаимодействия «читатель – произведение» (М.М. Бахтин) осуществляется посредством актуализации субъектного опыта жизнедеятельности ученика посредством интерпретационной деятельности, где наряду с традиционными приемами анализа текста должны использоваться «нестандартные» приемы «сближения» читателя и произведения в их ценностном взаимодействии. Научная новизна данной статьи определяется осмыслением процесса обучения литературе в школе с учетом возможностей ценностно-аксиологического подхода в образовании. Данный подход определяется как минимум реализацией двух составляющих: во-первых, отбора содержания, позволяющего приобщить ребенка к ценностной культуре человечества и, во-вторых, формированием особого методического "маршрута" в освоении ценностей, который, на наш взгляд, должен опираться на идею становления и развития субъектного опыта ребенка (И.С. Якиманская) в его взаимодействии с ценностно-образовательным компонентом урока.


Ключевые слова:

культура, ценности, интериоризация, эстетический диалог, субъектный опыт, диалогизм, ценностный полилог, русская проза, ценности русской литературы, категория Прекрасного

Библиография
1. Лихачев Д.С. Экология культуры// В кн.: Земля родная. М., 1983. 256 c.
2. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С.70.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1961. 464 с.
4. Голикова Г.А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект)// Наука и школа. 2009. № 3. С.41.
5. Голикова Г.А. Формирование ценностно-аксиологического подхода в школьном литературном образовании: к постановке проблемы // NB: Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 14-24.
6. Голикова Г.А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект)// Наука и школа. 2009. № 3. С.41; Марксистско-ленинские критерии ценности в литературе: Сб. статей/ под ред. Д.М. Урнова. М: Наука. 1986. С. 277.
7. Бахтин М.М. К методологии литературоведения// Контекст – 1974: Литературно-теоретические исследования. М., 1975.
8. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л. 1968. С. 11.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 197.
10. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Харьков; М.. 2000.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1961. 464 с.
12. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. N 4. С. 15-26.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Изд-во «Питер». 1998. 688 с.
14. Голикова Г.А., Кузнецова И.В. Диалог на уроках литературы как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции школьников// Школа будущего. 2013. № 4. С. 147-151.
15. Вафина А.Х. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого : автореферат дис. ... канд. филол. н. Казань. 2011. С.5.
16. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. Екатеринбург, 1996. 40 с.
17. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопросы психологии. 1996. № 1. С.
18. Голикова Г.А. Диалог на уроках литературы (аксиологический аспект)// Наука и школа.-2009.-№ 3.-С.42.
19. Biddle, A. W. and T. Fulwiler, 1989. Reading, Writing and the Study of Literature. New York: Random House, pp: 340. Moody, H. L.B., 1971; The Teaching of Literature. London, pp: 112.
20. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: избранные труды.-М.: Флинта: Наука, 2002. С. 159.
21. Там же.
22. История русской литературы ХХ века: в 4-х кн. Кн. 2: 1910-1930 годы. Русское зарубежье. М.: Высшая школа, 2005. С. 12-13.
23. Шаравин А.В. Городская проза 70-80-х годов ХХ века: Дисс. … д-ра филол. наук.-Брянск-Москва, 2001. C.123.
References
1. Likhachev D.S. Ekologiya kul'tury// V kn.: Zemlya rodnaya. M., 1983. 256 c.
2. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. SPb., 1996. S.70.
3. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1961. 464 s.
4. Golikova G.A. Dialog na urokakh literatury (aksiologicheskii aspekt)// Nauka i shkola. 2009. № 3. S.41.
5. Golikova G.A. Formirovanie tsennostno-aksiologicheskogo podkhoda v shkol'nom literaturnom obrazovanii: k postanovke problemy // NB: Pedagogika i prosveshchenie. 2014. № 1. S. 14-24.
6. Golikova G.A. Dialog na urokakh literatury (aksiologicheskii aspekt)// Nauka i shkola. 2009. № 3. S.41; Marksistsko-leninskie kriterii tsennosti v literature: Sb. statei/ pod red. D.M. Urnova. M: Nauka. 1986. S. 277.
7. Bakhtin M.M. K metodologii literaturovedeniya// Kontekst – 1974: Literaturno-teoreticheskie issledovaniya. M., 1975.
8. Tugarinov V.P. Teoriya tsennostei v marksizme. L. 1968. S. 11.
9. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti. M.: Politizdat, 1986. S. 197.
10. Losskii N. O. Tsennost' i bytie. Khar'kov; M.. 2000.
11. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie. 1961. 464 s.
12. Leont'ev D.A. Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: Opyt mnogomernoi rekonstruktsii // Voprosy filosofii. 1996. N 4. S. 15-26.
13. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii. Spb.: Izd-vo «Piter». 1998. 688 s.
14. Golikova G.A., Kuznetsova I.V. Dialog na urokakh literatury kak neobkhodimoe uslovie formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii shkol'nikov// Shkola budushchego. 2013. № 4. S. 147-151.
15. Vafina A.Kh. Formy vyrazheniya avtorskogo soznaniya v avtobiograficheskoi proze Andreya Belogo : avtoreferat dis. ... kand. filol. n. Kazan'. 2011. S.5.
16. Karpova G.A. Pedagogicheskaya diagnostika uchebnoi motivatsii shkol'nikov. Ekaterinburg, 1996. 40 s.
17. Osnitskii A.K. Problemy issledovaniya sub''ektnoi aktivnosti// Voprosy psikhologii. 1996. № 1. S.
18. Golikova G.A. Dialog na urokakh literatury (aksiologicheskii aspekt)// Nauka i shkola.-2009.-№ 3.-S.42.
19. Biddle, A. W. and T. Fulwiler, 1989. Reading, Writing and the Study of Literature. New York: Random House, pp: 340. Moody, H. L.B., 1971; The Teaching of Literature. London, pp: 112.
20. Esin A.B. Literaturovedenie. Kul'turologiya: izbrannye trudy.-M.: Flinta: Nauka, 2002. S. 159.
21. Tam zhe.
22. Istoriya russkoi literatury KhKh veka: v 4-kh kn. Kn. 2: 1910-1930 gody. Russkoe zarubezh'e. M.: Vysshaya shkola, 2005. S. 12-13.
23. Sharavin A.V. Gorodskaya proza 70-80-kh godov KhKh veka: Diss. … d-ra filol. nauk.-Bryansk-Moskva, 2001. C.123.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.