Педагогика и просвещение - рубрика Педагогический идеал
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Педагогический идеал"
Педагогический идеал
Грицай Л.А. - П.Ф. Каптерев о необходимости нравственного закаливания ребенка в семейном воспитании

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7282

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы этико-ориентированного семейного воспитания в трудах одного из известных педагогов конца XIX – начала XX веков П.Ф. Каптерева (1849–1922). Обосновываются периоды нравственного становления личности ребенка, определяется роль родителей в формировании у детей нравственных ценностей, а также изучаются главнейшие факторы, определяющие процесс нравственного воспитания детей в семье. Подробно рассматривается вопрос о необходимости нравственного закаливания детей в условиях семейного воспитания (под этим термином педагог понимает одну из составляющих частей духовного воспитания и подготовки ребенка к жизни, предполагающую отсутствие изнеженности и баловства в развитии ребенка, при котором отец и мать оберегают его ото всех жизненных невзгод и испытаний). Предлагается преимущественный анализ педагогических взглядов ученого, на основе которых делается вывод о содержании и сущности нравственного развития и нравственного закаливания детей в семье.
Ростовцева Ю.А. - Утопический проект Ивана Тревогина «Ученая область» и образовательная политика Екатерины Второй

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13289

Аннотация: Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является проект «Ученая область» (1783) – одно из утопических сочинений неизвестного литератора эпохи Просвещения, редактора «Парнасских ведомостей» Ивана Тревогина. Несмотря на уникальность рукописного материала, опубликована только автобиография "прожектера", в то время как содержание проектов было лишь отчасти отражено в исследовательской литературе. «Ученая область» или «Область знаний» при этом – трактат наименее изученный. Между тем, это одно из первых произведений, написанных автором. Несмотря на свой утопизм, текст заключает в себе большую ценность как материал, отражающий особенности образования и науки екатерининской России. Проект рассматривается в необычном для гуманитарных наук контексте законодательных реформ Екатерины Второй. Наряду с рукописным наследием утописта привлекается ряд источников по истории российского права таких, как екатерининский «Наказ» (1767) и «Указ об учреждении Российской Академии наук» (1783). Новизна заявленного метода позволила существенно скорректировать традиционные взгляды о сущности утопических проектов Тревогина и показать их зависимость от законодательной политики просвещенного абсолютизма. В действительности, автор посвятил свой труд императрице, к тому же датировал его годом учреждения Российской академии наук. Эти и другие особенности позволили прийти к выводу, что Именной указ 1783 года и деятельность Санкт-Петербургской академии могли сущестсвенным образом повлиять на замысел автора.
Ростовцева Ю.А. - Утопический проект Ивана Тревогина «Ученая область» и образовательная политика Екатерины Второй c. 9-16

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65910

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является проект «Ученая область» (1783) – одно из утопических сочинений неизвестного литератора эпохи Просвещения, редактора «Парнасских ведомостей» Ивана Тревогина. Несмотря на уникальность рукописного материала, опубликована только автобиография "прожектера", в то время как содержание проектов было лишь отчасти отражено в исследовательской литературе. «Ученая область» или «Область знаний» при этом – трактат наименее изученный. Между тем, это одно из первых произведений, написанных автором. Несмотря на свой утопизм, текст заключает в себе большую ценность как материал, отражающий особенности образования и науки екатерининской России. Проект рассматривается в необычном для гуманитарных наук контексте законодательных реформ Екатерины Второй. Наряду с рукописным наследием утописта привлекается ряд источников по истории российского права таких, как екатерининский «Наказ» (1767) и «Указ об учреждении Российской Академии наук» (1783). Новизна заявленного метода позволила существенно скорректировать традиционные взгляды о сущности утопических проектов Тревогина и показать их зависимость от законодательной политики просвещенного абсолютизма. В действительности, автор посвятил свой труд императрице, к тому же датировал его годом учреждения Российской академии наук. Эти и другие особенности позволили прийти к выводу, что Именной указ 1783 года и деятельность Санкт-Петербургской академии могли сущестсвенным образом повлиять на замысел автора.
Гусев Д.А., Потатуров В.А., Панич Н.А. - Почему школьники и студенты не хотят учиться, или Основные составляющие педагогического мастерства в единстве логического, риторического и психолого-психологического аспектов c. 13-31

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.32740

Аннотация: Демотивированность, отсутствие познавательного интереса, мировоззренческое безразличие и экзистенциальное равнодушие учащихся воспринимаются нами как что-то совсем не удивительное и даже само собой разумеющееся. Одна из причин заключается в том, что и как рассказывали им учителя в школе, и что и как рассказывают им преподаватели в вузе. Часто учащиеся говорят, что им неинтересно, потому что непонятно, ведь каждый слышит только то, что он понимает. Непонятное закономерным образом становится неинтересным, скучным и «ненужным». Вот один из источников ментального безразличия. Целью исследования является установление соответствия между уровнем познавательного интереса учащихся и педагогическим мастерством преподавателя и выявление основных компонентов этого мастерства и путей их формирования в образовательной деятельности. Методами исследования выступают наблюдение, педагогический эксперимент, эмпирические обобщения, сравнительный анализ, дедуктивные умозаключения, индуктивные выводы, умозаключения с помощью аналогии отношений, идеализация, мысленный эксперимент, деление объемов понятий, классификационные операции и модельные схемы объемных отношений между понятиями. Авторы предлагают обоснование закономерной связи между педагогическим мастерством и уровнем познавательного интереса и образовательной и самообразовательной мотивации учащихся. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в статье раскрыты существенные причины демотивированности учащихся, непосредственно связанные со спецификой образовательной деятельности педагога и показаны основные составляющие педагогического мастерства, а также – пути их формирования, развития и совершенствования, которые могут быть использованы для исправления сложившейся ситуации отсутствия познавательного интереса, учебного и общего мировоззренческого безразличия и экзистенциальнго равнодушия молодежи.
А. Шажинбатын - Образование и будущее человека c. 26-35
Аннотация: обсуждение перспектив человеческого существования — едва ли вечный сюжет мировой философии. В основном эта тема была связана с тремя факторами: колоссальными достижениями человеческого разума, преображением человеческой природы и реализацией космического предназначения человека. Об успехах науки и связанных с нею упованиях говорить много не приходится.
Левин В.И. - Наукометрические показатели и оценка вклада ученого в науку

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17126

Аннотация: В статье дано подробное изложение наукометрического подхода к оценке эффективности научных исследований. Затрагиваются различные наукометрические показатели деятельности научного работника – общее количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журналов, в которых печатается работник, и т.д. Однако главное внимание уделяется наиболее распространенному сегодня показателю – индексу Хирша. Приводится определение этого показателя, различные методы его вычисления, сопровождаемые примерами. Изложена точка зрения Хирша на возможности созданного им показателя по выявлению важности и значимости вклада ученого в науку, по сравнению эффективности различных ученых, по прогнозированию научных достижений ученого. Приводятся критические оценки этого показателя действующими учеными. Изложена также точка зрения автора на указанный, а также другие наукометрические показатели эффективности работы ученого. Дается несколько новых примеров, показывающих неспособность индекса Хирша и других наукометрических показателей адекватно оценивать различные стороны деятельности ученого. Указывается на опасности, связанные с возможностью фальсификации наукометрических показателей. Делается вывод о целесообразности возвращения к оценке научной деятельности с помощью традиционных экспертных оценок.
Левин В.И. - Наукометрические показатели и оценка вклада ученого в науку c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.67686

Аннотация: В статье дано подробное изложение наукометрического подхода к оценке эффективности научных исследований. Затрагиваются различные наукометрические показатели деятельности научного работника – общее количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журналов, в которых печатается работник, и т.д. Однако главное внимание уделяется наиболее распространенному сегодня показателю – индексу Хирша. Приводится определение этого показателя, различные методы его вычисления, сопровождаемые примерами. Изложена точка зрения Хирша на возможности созданного им показателя по выявлению важности и значимости вклада ученого в науку, по сравнению эффективности различных ученых, по прогнозированию научных достижений ученого. Приводятся критические оценки этого показателя действующими учеными. Изложена также точка зрения автора на указанный, а также другие наукометрические показатели эффективности работы ученого. Дается несколько новых примеров, показывающих неспособность индекса Хирша и других наукометрических показателей адекватно оценивать различные стороны деятельности ученого. Указывается на опасности, связанные с возможностью фальсификации наукометрических показателей. Делается вывод о целесообразности возвращения к оценке научной деятельности с помощью традиционных экспертных оценок.
П.С. Гуревич - Дидактические идеи Сократа c. 50-61
Аннотация: в статье изложены дидактические идеи Сократа, проанализированные немецким философом В. Виндельбандом. Особое внимание обращено на личность великого философа, на его отношения с учениками.
Е.Н. Захарова - Глобализация и ее противоречия c. 75-82
Аннотация: материал взят из учебника «Обществознание» для 9 класса общеобразовательной школы, который готовится к публикации издательством «Мнемозина». В данном параграфе отмечается взаимосвязанность всех процессов, происходящих в мире. Указывается на изменения, которые произошли в геополитике.
Л.А. Грицай - П.Ф. Каптерев о необходимости нравственного закаливания ребенка в семейном воспитании c. 79-83

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62559

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы этико-ориентированного семейного воспитания в трудах одного из известных педагогов конца XIX — начала XX веков П.Ф. Каптерева (1849-1922). Обосновываются периоды нравственного становления личности ребенка, определяется роль родителей в формировании у детей нравственных ценностей, а также изучаются главнейшие факторы, определяющие процесс нравственного воспитания детей в семье. Подробно рассматривается вопрос о необходимости нравственного закаливания детей в условиях семейного воспитания (под этим термином педагог понимает одну из составляющих частей духовного воспитания и подготовки ребенка к жизни, предполагающую отсутствие изнеженности и баловства в развитии ребенка, при котором отец и мать оберегают его ото всех жизненных невзгод и испытаний). Предлагается преимущественный анализ педагогических взглядов ученого, на основе которых делается вывод о содержании и сущности нравственного развития и нравственного закаливания детей в семье.
Яновская О.Р., Рыбина Г.А. - Российское образование в контексте «экономики знаний»

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.16363

Аннотация: Предметом проведенного в статье исследования являются понятия «общества знаний» и «экономики знаний» в применении к современной ситуации в российском образовании и науке. Основной задачей является рассмотрение истории и ключевого содержания этих понятий и исследование реформ в современном российском образовании и науке в их контексте, а также критический анализ современных подходов к оценке труда преподавателя и ученого. Центральным вопросом исследования является вопрос о том, насколько целесообразным является применение западных стандартов образования к отечественной образовательной системе. Основные методы исследования: изучение и анализ литературы, исторический подход, критический и сравнительный анализ, общенаучные методы теоретического исследования. Основные выводы исследования следующие: 1) Проводимые по западным образцам реформы в отечественном образовании все больше демонстрируют свою несостоятельность на практике. Это связано с тем, что не было уделено внимание адаптации новых образцов к существующей системой, не была взята в учет история развития отечественного образования и науки, менталитет российского общества. 2) Образование и наука являются такими сферами общественной жизни, к которым методы «экономики знаний», т.е. отношения к знаниям как к товару являются неподходящими. Предлагаемые в современной научно-образовательной системе методы оценки труда ученого и преподавателя с помощью формальных цифровых показателей, попытка свести оценку их деятельности к оценке их экономической эффективности может пагубно сказаться на дальнейшем развитии культуры в целом, поскольку образование и наука являются не только частью экономической системы, но и – в первую очередь – одной из важнейших составляющих культурной жизни общества, которая не может измеряться только исходя из прагматических принципов. Научная новизна исследования заключается в представленном анализе последних актуальных тенденций в отечественном образовании и науке в сравнении с мировыми трендами, еще не получивших достаточного осмысления в отечественной научной литературе.
Яновская О.Р., Рыбина Г.А. - Российское образование в контексте «экономики знаний» c. 108-119

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66940

Аннотация: Предметом проведенного в статье исследования являются понятия «общества знаний» и «экономики знаний» в применении к современной ситуации в российском образовании и науке. Основной задачей является рассмотрение истории и ключевого содержания этих понятий и исследование реформ в современном российском образовании и науке в их контексте, а также критический анализ современных подходов к оценке труда преподавателя и ученого. Центральным вопросом исследования является вопрос о том, насколько целесообразным является применение западных стандартов образования к отечественной образовательной системе. Основные методы исследования: изучение и анализ литературы, исторический подход, критический и сравнительный анализ, общенаучные методы теоретического исследования. Основные выводы исследования следующие: 1) Проводимые по западным образцам реформы в отечественном образовании все больше демонстрируют свою несостоятельность на практике. Это связано с тем, что не было уделено внимание адаптации новых образцов к существующей системой, не была взята в учет история развития отечественного образования и науки, менталитет российского общества. 2) Образование и наука являются такими сферами общественной жизни, к которым методы «экономики знаний», т.е. отношения к знаниям как к товару являются неподходящими. Предлагаемые в современной научно-образовательной системе методы оценки труда ученого и преподавателя с помощью формальных цифровых показателей, попытка свести оценку их деятельности к оценке их экономической эффективности может пагубно сказаться на дальнейшем развитии культуры в целом, поскольку образование и наука являются не только частью экономической системы, но и – в первую очередь – одной из важнейших составляющих культурной жизни общества, которая не может измеряться только исходя из прагматических принципов. Научная новизна исследования заключается в представленном анализе последних актуальных тенденций в отечественном образовании и науке в сравнении с мировыми трендами, еще не получивших достаточного осмысления в отечественной научной литературе.
Розин В.М. - Что такое вопрошание: сущность и типы?

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18709

Аннотация: В статье делается попытка охарактеризовать сущность вопрошания и выделить его основные типы. Автор показывает, что вопрошание складывается в античной культуре одновременно с формированием личности как один из способов ее коммуникации с другими. Другая важная сторона вопрошания ‒ погружение вопрошающего с помощью схем в реальность, где он получает ответ и может разрешить свои проблемы. Рассматриваются следующие типы вопрошания: доличностное и внеличностное, латентное, исходное, физикалистское, традиционное, проблематизирующее. Цель последнего типа, стоящего особняком, ‒ создать проблему у Другого (отвечающего на вопрошание) или изменить его представления. Проблематизирующий тип вопрошания используется для инициации мысли и управления ею, особенно в рамках методологии. В работе использовались такие подходы и методы, как построение типологии, ситуационный анализ и проблематизация, культурологический подход, герменевтический подход, анализ кейсов, построение определений и концепции. В результате автору удалось охарактеризовать сущность вопрошания, показав, что этот феномен расположен в пространстве двух координат ‒ коммуникации вопрошающего с другими и построения с помощью схем особой реальности, позволяющей вопрошающему понять, разрешить свои проблемы, получить помощь и отклик. Предложенная типология вопрошания позволяет продолжить исследование и может иметь практическое значение в сфере образования и методологии.
Розин В.М. - Что такое вопрошание: сущность и типы? c. 159-165

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67999

Аннотация: В статье делается попытка охарактеризовать сущность вопрошания и выделить его основные типы. Автор показывает, что вопрошание складывается в античной культуре одновременно с формированием личности как один из способов ее коммуникации с другими. Другая важная сторона вопрошания ‒ погружение вопрошающего с помощью схем в реальность, где он получает ответ и может разрешить свои проблемы. Рассматриваются следующие типы вопрошания: доличностное и внеличностное, латентное, исходное, физикалистское, традиционное, проблематизирующее. Цель последнего типа, стоящего особняком, ‒ создать проблему у Другого (отвечающего на вопрошание) или изменить его представления. Проблематизирующий тип вопрошания используется для инициации мысли и управления ею, особенно в рамках методологии. В работе использовались такие подходы и методы, как построение типологии, ситуационный анализ и проблематизация, культурологический подход, герменевтический подход, анализ кейсов, построение определений и концепции. В результате автору удалось охарактеризовать сущность вопрошания, показав, что этот феномен расположен в пространстве двух координат ‒ коммуникации вопрошающего с другими и построения с помощью схем особой реальности, позволяющей вопрошающему понять, разрешить свои проблемы, получить помощь и отклик. Предложенная типология вопрошания позволяет продолжить исследование и может иметь практическое значение в сфере образования и методологии.
Новичкова Г.А. - Культура образования и социализация как две составляющие человеческого бытия

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.9731

Аннотация: В статье рассматриваются идеи Д.С. Брунера о социализации детей, которые осуществляются благодаря воспитанию и образованию. Школа как социальный институт, помимо своей главной задачи – обучения и воспитания, должна также способствовать социальному и эмоциональному развитию детей, если она стремится реализовать свою функцию подготовки детей к жизни в социуме. Образование, проводимое школой как вещатель и информатор знаний, выполняет также и культурные функции. Образование становится инструментом воспроизводства культуры. Образование рассматривается в контексте общей культуры, возникающей из нее и формирующей ее. Высшая цель образования, поставленная перед школой, состоит в том, что школа дает ученику поверить в свою компетентность и интеллектуальные силы. Эта основная цель обучения положена в основу любого воспитательного процесса. Стремление к такой высшей цели должно быть подлинным, активным рычагом любых образовательных преобразований.
Новичкова Г.А. - Культура образования и социализация как две составляющие человеческого бытия c. 234-246

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.63735

Аннотация: В статье рассматриваются идеи Д.С. Брунера о социализации детей, которые осуществляются благодаря воспитанию и образованию. Школа как социальный институт, помимо своей главной задачи – обучения и воспитания, должна также способствовать социальному и эмоциональному развитию детей, если она стремится реализовать свою функцию подготовки детей к жизни в социуме. Образование, проводимое школой как вещатель и информатор знаний, выполняет также и культурные функции. Образование становится инструментом воспроизводства культуры. Образование рассматривается в контексте общей культуры, возникающей из нее и формирующей ее. Высшая цель образования, поставленная перед школой, состоит в том, что школа дает ученику поверить в свою компетентность и интеллектуальные силы. Эта основная цель обучения положена в основу любого воспитательного процесса. Стремление к такой высшей цели должно быть подлинным, активным рычагом любых образовательных преобразований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.