Педагогика и просвещение - рубрика Просвещение
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Просвещение"
Просвещение
Авалян С.А. - Искатели истины в процессе трансмутации
Аннотация: В статье анализируется учение русского философа Георгия Ивановича Гурджиева. Любая раса, нация, всякая эпоха, считал он, равно, как и всякая профессия, располагают определенным количеством «поз», из которых они никогда не выходят и которые представляют их особый «стиль», связанный с определенными формами мышления и чувств. Человек не может ни изменить ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не изменив «поз». Все в мире, по Гурджиеву, материально и находится в движении, разные формы материи лишь различные степени плотности. Рассматривается проблема соотношения мистики и философии
Кулагина-Ярцева В.С. - Л. Пикард Викторианский Лондон. Образование
Аннотация: Школы для бедных -- одно из достижений викторианской эпохи. Куинтин Хогг -- один из учителей-практиков. Главным итогом обучения в школах для бедных было превращение не могущих работать юных дикарей в благонравных молодых людей с элементарными социальными навыками, самоуважением и возможностью покинуть единственный знакомый им мир, мир преступления и бедности. Для взрослых работающих людей, не реализовавших свои интеллектуальные возможности, существовали бесчисленные вечерние занятия и образовательные учреждения, например, Лондонский институт механики, основанный в 1823 году. Если не было денег на посещение лекций, в Лондоне можно было найти много способов заняться самообразованием. В 1841 на Пэлл-Мэлл открылась Лондонская библиотека, которая спустя четыре года переехала в свое теперешнее здание на Сент-Джеймс-сквер.Лондонская библиотека остается прекрасным примером всего лучшего, что было в викторианской учености.
Родзинский Д.Л. - БЫТИЙСТВЕННО – НЕБЫТИЙСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАЗУМА В МИФОЛОГИИ
Аннотация: В статье делается попытка представить модель разума человека в мифе, богатое многообразие традиций которого автором условно делится на два вида. Первый – связан с мировоззренческой попыткой объяснить происхождение разума «очеловечиванием» себя природного мира. Другой подход, наоборот, полагает, что окружающий мир - есть «опредмеченный» в высших своих устремлениях разум человека. Автор, анализируя обе формы мифа, пытается определить универсально - мифологическую природу ума.
Родзинский Д.Л. - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЫТИЙСТВЕННО – НЕБЫТИЙСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗУМА В МИСТИКЕ И МЕТАФИЗИКЕ
Аннотация: В статье делается попытка представить модель разума человека в метафизике через рациональный её образ. И хотя автор выборочно не опирается не на одну из традиционно – национальных и конфессиональных концепций ума человека, однако, производится интегральный подход, в котором в той или иной мере почти все они учитываются. Таким образом, задачей автора становится «выведение» самого общего рационального представления о природе ума человека в метафизическом мировоззрении, который объединяет его с Космосом.
Савина О.Н. - Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе и пути их решения
Аннотация: В статье исследуются проблемы формирования налоговой культуры и ее понимание современным российским обществом. Актуальность исследования заключается в том, что налоговая культура напрямую зависит от налоговой политики, проводимой государством в тот или иной период социально-экономического развития страны, и влияет на формирование финансовых ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, а также всех граждан, проживающих в нашей стране. Цель исследования заключается в определении степени осознания обществом необходимости и значимости уплаты налогов; выявлении факторов, влияющих на отношение всех субъектов налоговых отношений к уплате налогов; предложение путей, способствующих формированию и развитию налоговой культуры; обретению активной гражданской позиции. Очевидно, что налоговую культуру необходимо развивать с самого раннего детства. В целях просвещения общества в области налоговых знаний составлен и апробирован урок в школе на тему «Береги честь налогоплательщика смолоду или что такое налоги и почему их надо платить?» Надеемся, что представленный материал поможет учителям школ и всем работникам сферы образования в подготовке проведения налоговых уроков, а также школьникам в осмыслении значения налогов в жизни общества и использовании полученных знаний на практике.
Султанова М.А. - Контркультуры
Аннотация: Главная трудность в понимании контркультуры заключается и в том, что наши обычные методы анализа, будь то общественно-политические, научные или публицистические, в данном случае оказываются непригодными. Мы ищем причины возникновения контркультуры и не находим их или находим такое количество причин, которое дискредитирует даже попытку причинно-следственного анализа.
А.С. Никитина - Критика идеалов просвещения в философии науки и искусства c. 6-13
Аннотация: актуализируется современная критика идеалов Просвещения, рассматривается новое толкование истины. Особое внимание обращается на дискредитацию идею красоты сегодня. Дается сопоставление просветительских и современных идеалов.
Звонова Е.Е. - Метафизика человека в научных работах А. Л. Чижевского

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12240

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются философско-антропологические воззрения Чижевского, отраженные в его научных трудах, а также явным образом следующие из содержания последних. Большое внимание уделено не только общей характеристике научного творчества и реконструкции философских представлений Александра Леонидовича о человеке, но и постановке вопросов, возникающих при их осмыслении. Исследование философско-антропологических взглядов Чижевского осуществляется с учетом того обстоятельства, что его творчество принадлежит к традиции русского космизма, дабы продемонстрировать как «вписанность» идей «Леонардо да Винчи XX века» в рамки определенного течения мысли, так и своеобразие последних. При написании работы использовались следующие методы: анализ текстовых источников (в том числе материалов фонда 1703 Архива Академии Наук Российской Федерации), сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, исторический метод. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в реконструкции философско-антропологических воззрений Чижевского, отраженных в ученых трудах космиста, а также в постановке проблем, коими чреваты соответствующие воззрения, указании их противоречивости. На основании того, что метафизические представления Александра Леонидовича о человеке являются частью его мировоззрения, которое повлияло на творчество Чижевского в целом, делается вывод о необходимости ознакомления с ними для адекватной оценки и раскрытия эвристического потенциала культурного наследия «Леонардо да Винчи XX века».
Звонова Е.Е. - Метафизика человека в научных работах А. Л. Чижевского c. 10-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65196

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются философско-антропологические воззрения Чижевского, отраженные в его научных трудах, а также явным образом следующие из содержания последних. Большое внимание уделено не только общей характеристике научного творчества и реконструкции философских представлений Александра Леонидовича о человеке, но и постановке вопросов, возникающих при их осмыслении. Исследование философско-антропологических взглядов Чижевского осуществляется с учетом того обстоятельства, что его творчество принадлежит к традиции русского космизма, дабы продемонстрировать как «вписанность» идей «Леонардо да Винчи XX века» в рамки определенного течения мысли, так и своеобразие последних. При написании работы использовались следующие методы: анализ текстовых источников (в том числе материалов фонда 1703 Архива Академии Наук Российской Федерации), сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, исторический метод. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в реконструкции философско-антропологических воззрений Чижевского, отраженных в ученых трудах космиста, а также в постановке проблем, коими чреваты соответствующие воззрения, указании их противоречивости. На основании того, что метафизические представления Александра Леонидовича о человеке являются частью его мировоззрения, которое повлияло на творчество Чижевского в целом, делается вывод о необходимости ознакомления с ними для адекватной оценки и раскрытия эвристического потенциала культурного наследия «Леонардо да Винчи XX века».
Остапенко И.А. - К вопросу о формировании культурно-образовательного пространства вуза (из опыта работы Азово-Черноморского инженерного института) c. 18-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34159

Аннотация: Объектом исследования является культурно-образовательное пространство, а предметом – его структура, составляющие культурно-образовательного пространства современного вуза – Азово-Черноморского инженерного института. Культурно-образовательное пространство понимается автором статьи как особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, целенаправленно стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включённого в неё индивида. В ходе исследования использовался метод теоретического анализа научной и методической литературы, методы обобщения, синтеза, сравнения, классификации, а также культурологический, комплексный и системно-структурный подходы. Подчёркивается важность формирования и развития каждым вузом культурно-образовательной среды как условия успешности обучения студентов и их полноценной интеграции в культурное сообщество. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём поднимается вопрос о принципах нахождения оптимального состава компонентов культурно-образовательного пространства современного вуза, причём в качестве основного принципа выдвигается системный – принцип тесной связи компонентов культурно-образовательного пространства. Установлено, что элементами культурно-образовательного пространства являются физическое пространство вуза, содержание образования, образовательные технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания, ситуация культуры, студенческое самоуправление, сфера профессионального самоопределения, сфера реализации личностного потенциала, спортивно-оздоровительная работа, волонтёрская деятельность, досуговая сфера, интернет-составляющая культурно-образовательного пространства и др. Результаты исследования могут быть использованы с целью формирования различными вузами собственного культурно-образовательного пространства, влияющего на эффективность деятельности вуза. Делается вывод о том, что системно организованные компоненты культурно-образовательного пространства взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостное воздействие на личность студента.
Скороходова С.И. - Мост над пропастью: к вопросу о судьбе духовного наследия русской эмиграции в современной России c. 18-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37317

Аннотация: Статья посвящена проблеме духовной преемственности поколений, без решения которой невозможно экстраполировать наше будущее. Утверждается, что потомки русских эмигрантов — тонкий мостик через исторический разлом, отделяющий нас от дореволюционной России, объективные маркёры, не деформированные «новой инкубаторной идеологией». Автор раскрывает духовные основы жизни восточного русского зарубежья в разные исторические периоды на основании общения с М.П. Таут, бывшей репатрианткой из Харбина, опираясь на документы из ее личного архива, которые она любезно предоставила, публикации из журналов и газет, выпущенных потомками русских эмигрантов в настоящее время.     Основной принцип исследования - опора на исторические источники. Обосновывается, что через восстановление связи поколений начнется движение вперед при сохранении многовековых ценностей Русской цивилизации и открытости к технологической модернизации XXI века. Автор убеждает в том, что в эпоху наступления западного глобализма, угрожающего национальной идентичности и исторической целостности России, важно выстроить собственный путь развития, восприняв опыт выживания и духовное наследие русского мира за рубежом. Сделан вывод о том, что необходимо активно изучать документы, находящиеся в личных архивах потомков репатриантов, так как они являются кладезем жизненного опыта, источником национального самопознания.
Пустовойтов Ю.Л. - Формирование культуры речи школьников в эпоху телекоммуникационных технологий

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14367

Аннотация: Статья посвящена проблемам культуры речи и её формирования у школьников в контексте телекоммуникационных технологий. Автор анализирует традиционную трактовку понятия «речевая культура» в науке как с позиций чисто языковых, так и с психологических, а также представляет развитие речи школьников как педагогическую проблему и традиционные подходы к её решению в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется рассмотрению речи в Интернете как письменного дискурса и его влияния на культуру речи школьников Методом исследования в данной статье является анализ классических источников, а также педагогической практики в школе и сопоставление полученных данных с характеристиками дискурса в Интернете и особенностями его функционирования. Новизна статьи состоит в том, что постулаты о культуре речи, выдвинутые отечественными классиками, рассматриваются в ней сквозь призму современных реалий. Основными выводами автора являются следующие. 1) Письменная коммуникация в Интернете весьма специфична, и такая речь не может рассматриваться только с точки зрения теорий, разработанных до его появления. 2) Работа по развитию речи школьников должна проходит с учётом реалий, в которых они будут жить и работать повзрослевшими. Именно поэтому следует уделять внимание не только традиционным текстовым формам письменной речи, но и письменному дискурсу, реализуемому сегодня посредством телекоммуникационных технологий.
Пустовойтов Ю.Л. - Формирование культуры речи школьников в эпоху телекоммуникационных технологий c. 19-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66323

Аннотация: Статья посвящена проблемам культуры речи и её формирования у школьников в контексте телекоммуникационных технологий. Автор анализирует традиционную трактовку понятия «речевая культура» в науке как с позиций чисто языковых, так и с психологических, а также представляет развитие речи школьников как педагогическую проблему и традиционные подходы к её решению в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется рассмотрению речи в Интернете как письменного дискурса и его влияния на культуру речи школьников Методом исследования в данной статье является анализ классических источников, а также педагогической практики в школе и сопоставление полученных данных с характеристиками дискурса в Интернете и особенностями его функционирования. Новизна статьи состоит в том, что постулаты о культуре речи, выдвинутые отечественными классиками, рассматриваются в ней сквозь призму современных реалий. Основными выводами автора являются следующие. 1) Письменная коммуникация в Интернете весьма специфична, и такая речь не может рассматриваться только с точки зрения теорий, разработанных до его появления. 2) Работа по развитию речи школьников должна проходит с учётом реалий, в которых они будут жить и работать повзрослевшими. Именно поэтому следует уделять внимание не только традиционным текстовым формам письменной речи, но и письменному дискурсу, реализуемому сегодня посредством телекоммуникационных технологий.
Полушкин В.А. - Популяризация научного метода познания как механизм противодействия информационным манипуляциям в СМИ c. 26-37

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.36274

Аннотация: Предметом исследования выступила деятельность по популяризации научного метода познания как механизма повышения степени информационной безопасности общества и граждан в условиях трансформации медиапространства под влиянием современным информационных технологий. Целью исследования стало выявление потенциала популяризации научного метода как механизма противодействия информационным манипуляциям, искажениям информации и распространению околонаучных или псевдонаучных теорий и концепций. При этом в качестве ключевой проблемы исследования выступило выявление потенциальных ограничений использования популяризации научного метода для достижения отмеченных целей, а также поиск путей оптимизации деятельности по популяризации научного метода для целей противодействия информационным манипуляциям и обеспечения информационной безопасности. В качестве методологии исследования в статье использовались системный, информационно-коммуникативный, гуманитарный подходы. Также были применены: сравнительный метод, метод статистического анализа, метод анализа вторичных статистических данных, метод интерпретации текстов и др. Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования научно-просветительской деятельности российских СМИ в качестве интеллектуальной гуманитарной технологии, способной повысить культуру личной информационной безопасности. Образованность и владение культурой мышления рассматриваются как интеллектуальные технологии, позволяющие критически осмысливать интерпретации фактов, предлагаемых СМИ. При этом в отличие от других схожих исследований в рамках настоящей статьи акцент сделан на потенциал популяризации именно научного метода, а не конкретных научных знаний по отдельным вопросам. По итогам проведенного анализа был сделан вывод о том, что популяризация научного метода познания позволяет оказать влияние на модель поведения участников массовых коммуникаций, предоставив им научные инструменты самостоятельной проблематизации информационных сообщений, выявления манипулятивных сведений и формирования объективной рациональной позиции общим вопросам информационной повестки.
Шик С.В. - Идеологизация педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.): историко-педагогический анализ c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70233

EDN: CQWLEI

Аннотация: Предметом исследования является изучение идеологизации педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.). Утверждается, что жизнь семьи подчинялась установкам власти: воспитание у детей в духе коммунизма. Идеологизация вела к насыщению передаваемой информации определённым материалом, показывающий преимущество Советской власти: новый счастливый мир, советская семья, воспитание нового человека, советская педагогика. Историко-педагогический анализ позволяет выявить особенности просвещения родителей в условиях тоталитаризма, выделить опасности идеологизации просвещения. Автор подробно анализирует книги для родителей А.С. Макаренко, М.В. Сарычевой, К.А. Аркина и другие. Особое внимание уделяется анализу характера работы с семьей. Выделены следующие формы педагогического просвещения родителей: работа в школе, по месту жительства, родительские университеты.  Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, воспитания, развития семейных отношений, труды педагогов, психологов, журнал «Семья и школа», книги для родителей. Новизна исследования заключается в том, что просвещение родителей рассмотрено в контексте идеологического влияния. Показано, что в условиях тоталитарного режима, при отсутствии эмпирических исследований родительства, изоляции страны просвещение родителей идеологизировалось. Идеальная семья представлялась хозяйственным коллективом с режимом, порядком, беспрекословной дисциплиной. Формы работы с семьей являлись одновременно контролем за поведением семьи. Идеологизация предполагала воспитание сознательной дисциплины у детей и должна была вырабатывать у родителей «правильные» приемы воспитания и стимулировать идейный рост самих родителей, позволяющий противодействовать западным влияниям и воспитывать у детей высшие качества, необходимые в строительстве коммунизма. Результатом идеологизации просвещения родителей явилось распространение неуважения к ребенку, усиление авторитаризма родителей, игнорирование чувств, нарушение коммуникации родителей и детей.
И. Кристол - Контркультуры Перевод М.А. Султановой c. 39-46
Аннотация: Главная трудность в понимании контркультуры заключается и в том, что наши обычные методы анализа, будь то общественно-политические, научные или публицистические, в данном случае оказываются непригодными. Мы ищем причины возникновения контркультуры и не находим их или находим такое количество причин, которое дискредитирует даже попытку причинно-следственного анализа.
Скороходова С.И. - Владыка Нестор как духовный наставник и просветитель русской эмиграции в Маньчжурии c. 48-58

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40594

EDN: TMDUNT

Аннотация: В статье делается попытка представить Нестора (Анисимова), признанного духовного лидера дальневосточной ветви русской эмиграции, как религиозного философа, чье творчество вырастает из глубин русской культуры. Утверждается, что философия не присутствует в наследии владыки в «чистом виде», но растворена в живой ткани его произведений. Отмечено, что язык архипастыря своеобразен и отличается эмоциональной выразительностью, смысловой насыщенностью, символической образностью. Обозначены и раскрыты основные темы его творчества, связанные с судьбой России, православно-патриотическим просвещением, национальным вопросом, русской идеей. Методы, которые применялись в ходе исследования, – герменевтический, источниковедческий, исторический, сравнительный. Обосновано, что идеалом в политической онтологии Нестора является теократия, при которой возможна реализация исторической миссии России как миротворца-посредника между Западом и Востоком. Показано, что эсхатология спасения доминировала в наследии Нестора над апокалиптическими настроениями, так как владыка верил в возрождение своего Отечества через национальное сплочение и соборное очищение от вражды, приводящей к разделению русского мира. Автор статьи подводит к выводу о том, что религиозно-философские взгляды архипастыря не только оказали воздействие на его современников, но актуальны для России в настоящее время, требующего духовного обновления.
Севостьянова Е.В. - Основные направления реализации общественных инициатив в сфере внешкольного просвещения детей в Восточной Сибири в последней четверти XIX – начале XX вв. c. 54-76

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.32636

Аннотация: Рассматривается участие общественности в формировании и развитии внешкольного просвещения детей в неземской Восточной Сибири. Актуальность исследования обусловлена важностью социокультурных гражданских инициатив и в современной России. Выделены важнейшие направления общественной инновационной социокультурной деятельности, к которым относилось экологическое просвещение, организация для детей народных чтений и библиотек, постановка спектаклей и литературно-музыкальных утр, организация физического воспитания и игровой деятельности. В рамках этих направлений выявлены основные формы работы, их распространенность, динамика и интерпретация целей акторами социокультурной активности. Внешкольное просвещение имело всесословный характер и открывало новые грани социального взаимодействия не только для детей, но и для родителей. В основе исследования лежит компаративистская методология. Кроме того, учитывались методологические идеи Глазычева В.А. о трактовке города как социокультурного явления и изучении способности городского сообщества создавать и вновь поддерживать условия своего развития усилиями всех жителей при ведущей роли мобильного инновационного меньшинства. В Восточной Сибири развитие форм внешкольной просветительной работы в целом соответствовало общероссийским тенденциям по направлениям и формам, уступая в масштабах и темпах. Сделан вывод о том, что в губернских городах интеллигенция вела небольшую по объему, но значимую разработку прикладных проблем педагогики, ориентируясь на сферу потребностей ребенка. В совокупности направлений и форм инновационная общественная деятельность расширяла "географию детства" вовлеченных детей. Общественная инициатива восполняла отсутствие государственной системы внешкольного просвещения и эволюционировала к созданию полифункциональных досугово-просветительных детских центров.
Скороходова С.И. - К вопросу о роли национального просвещения в формировании идентичности c. 62-74

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.33091

Аннотация: Объект исследования – национальное просвещение, которое будет рассмотрено на примере образовательной системы русской эмиграции в 20-40-е годы ХХ века (предмет исследования). Статья посвящена насущным вопросам национального просвещения, связанным с мировоззренческой направленностью педагогики, ролью философии и религиозного воспитания, смыслу и содержанию русской православной педагогики, актуальностью духовного наследия славянофилов и со многими другими. Автор проводит параллели между послереволюционной эмиграцией и постсоветской, выявляет истоки, задачи и механизмы, которые существовали в системе просвещения русских беженцев в 20-40-е годы ХХ века. Раскрываются основные религиозно-философские идеи, которые легли в основу эмигрантского образования. Показана преемственность между философско-педагогическими идеями славянофилов и русских мыслителей, оказавшихся после революции за пределами России.            Делается вывод о том, что образовательная система русской эмиграции на Западе и на Востоке в 20–40-е годы ХХ в. опиралась на национальные традиции и историю; оно было ориентировано на сохранение национальной идентичности и исторической памяти и связано с вопросом о выживании; оно было основано на идеях русской религиозной философии, которая составляла мировоззренческий каркас, и включало в себя политическую составляющую. Оно оказало влияние на культуру других народов и привело к тому, что многие эмигранты активно воевали против фашистов в годы Великой Отечественной войны.
С.А. Авалян - Искатели истины в процессе трансмутации c. 68-74
Аннотация: в статье анализируется учение русского философа Георгия Ивановича Гурджиева. Любая раса, нация, всякая эпоха, считал он, равно, как и всякая профессия, располагают определенным количеством «поз», из которых они никогда не выходят и которые представляют их особый «стиль», связанный с определенными формами мышления и чувств. Человек не может ни изменить ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не изменив «поз». Все в мире, по Гурджиеву, материально и находится в движении, разные формы материи лишь различные степени плотности. Рассматривается проблема соотношения мистики и философии.
Л. Пикард - Викторианский Лондон. Образование Перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой c. 69-79
Аннотация: Школы для бедных — одно из достижений викторианской эпохи. Куинтин Хогг — один из учителей-практиков. Главным итогом обучения в школах для бедных было превращение не могущих работать юных дикарей в благонравных молодых людей с элементарными социальными навыками, самоуважением и возможностью покинуть единственный знакомый им мир, мир преступления и бедности. Для взрослых работающих людей, не реализовавших свои интеллектуальные возможности, существовали бесчисленные вечерние занятия и образовательные учреждения, например, Лондонский институт механики, основанный в 1823 году. Если не было денег на посещение лекций, в Лондоне можно было найти много способов заняться самообразованием. В 1841 на Пэлл-Мэлл открылась Лондонская библиотека, которая спустя четыре года переехала в свое теперешнее здание на Сент-Джеймс-сквер. Лондонская библиотека остается прекрасным примером всего лучшего, что было в викторианской учености.
О.Н. Савина, П.Ю. Раменская - Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе c. 78-87
Аннотация: в статье исследуются проблемы формирования налоговой культуры и ее понимание современным российским обществом. Актуальность исследования заключается в том, что налоговая культура напрямую зависит от налоговой политики, проводимой государством в тот или иной период социально-экономического развития страны, и влияет на формирование финансовых ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, а также всех граждан, проживающих в нашей стране. Цель исследования заключается в определении степени осознания обществом необходимости и значимости уплаты налогов; выявлении факторов, влияющих на отношение всех субъектов налоговых отношений к уплате налогов; предложение путей, способствующих формированию и развитию налоговой культуры; обретению активной гражданской позиции. Очевидно, что налоговую культуру необходимо развивать с самого раннего детства. В целях просвещения общества в области налоговых знаний составлен и апробирован урок в школе на тему «Береги честь налогоплательщика смолоду или что такое налоги и почему их надо платить?» Надеемся, что представленный материал поможет учителям школ и всем работникам сферы образования в подготовке проведения налоговых уроков, а также школьникам в осмыслении значения налогов в жизни общества и использовании полученных знаний на практике.
Блейх Н.О. - Просветительская концепция Г.В.Баева (1860 – 1939 гг.), видного осетинского деятеля и первого мэра города Владикавказ

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19756

Аннотация: Предметом нашего исследования стала просветительская деятельность главы городского правления Г.В.Баева, деятельность которого до недавней поры в научной литературе оценивалась неоднозначно, больше с негативным клеймом «врага Советской власти». Однако если его общественно-политическая деятельность в кавказской историографии освещена сравнительно неплохо, то просветительской деятельности уделено гораздо меньше внимания. При этом мы постараемся избавиться от господствующих в науке не одно десятилетие мировоззренческих стереотипов. Наступила пора вернуть вышеназванному деятелю земли осетинской доброе имя и с полным основанием именовать его выдающимся сыном Осетии своей эпохи, первым осетинским экономистом, политиком, книгоиздателем, фольклористом, равно как и горячим радетелем народного образования. В работе использовался метод изучения и теоретического анализа архивных материалов, научных и литературных источников с позиций исторического объективизма. Анализ публицистических материалов Г. В. Баева, касающихся истории и дидактики осетинской школы, приводит автора к выводу о прогрессивном значении выдвигавшихся им идей (гуманизация и демократизация школьного образования, поддержка его на государственном уровне, непрерывность получения знаний, преобразование школы в центр учебно-воспитательной работы, развитие сети начальных, средних и высших заведений и т.д.), которые до сегодняшнего дня являются злободневными и могут использоваться в современном образовании. На примере ознакомления с деятельностью Г.Баева можно учить молодежь любить и уважать свою малую Родину, то место, в котором родился и живешь.
Блейх Н.О. - Просветительская концепция Г.В.Баева (1860 – 1939 гг.), видного осетинского деятеля и первого мэра города Владикавказ c. 152-158

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.67998

Аннотация: Предметом нашего исследования стала просветительская деятельность главы городского правления Г.В.Баева, деятельность которого до недавней поры в научной литературе оценивалась неоднозначно, больше с негативным клеймом «врага Советской власти». Однако если его общественно-политическая деятельность в кавказской историографии освещена сравнительно неплохо, то просветительской деятельности уделено гораздо меньше внимания. При этом мы постараемся избавиться от господствующих в науке не одно десятилетие мировоззренческих стереотипов. Наступила пора вернуть вышеназванному деятелю земли осетинской доброе имя и с полным основанием именовать его выдающимся сыном Осетии своей эпохи, первым осетинским экономистом, политиком, книгоиздателем, фольклористом, равно как и горячим радетелем народного образования. В работе использовался метод изучения и теоретического анализа архивных материалов, научных и литературных источников с позиций исторического объективизма. Анализ публицистических материалов Г. В. Баева, касающихся истории и дидактики осетинской школы, приводит автора к выводу о прогрессивном значении выдвигавшихся им идей (гуманизация и демократизация школьного образования, поддержка его на государственном уровне, непрерывность получения знаний, преобразование школы в центр учебно-воспитательной работы, развитие сети начальных, средних и высших заведений и т.д.), которые до сегодняшнего дня являются злободневными и могут использоваться в современном образовании. На примере ознакомления с деятельностью Г.Баева можно учить молодежь любить и уважать свою малую Родину, то место, в котором родился и живешь.
Чернов С.В. - «Самобытный сподвижник просвещения» : опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.10501

Аннотация: Исследуя хронологию творческой деятельности Ломоносова, мы видим, что от исследований по химии он легко переходил к изучению древней русской истории; от физических экспериментов – к разработке проектов научных экспедиций, от проектов создания первого в России университета или реорганизации Петербургской Академии Наук – к сложению стихов. В ту пору, когда Ломоносов очень интенсивно трудился в своей химической лаборатории, возрождая мозаичное искусство России, он, одновременно, занимался составлением «Древней Российской истории» и «Российской грамматики»; вместе с профессором Рихтером исследовал проблему атмосферного электричества; вел переписку с зарубежным учёным; подготавливал и защищал свои многочисленные диссертации. Исследование творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова, в основу которого положена концепция исследования человеческого гения, разработанная автором с опорой на проблемное поле философской антропологии, ясно показывает, что вся его научная, литературная и общественная деятельность были направлены единственно на строительство того пути, по которому впоследствии пошли и русская наука и российское просвещение. М. В. Ломоносов придал русскому языку не национальное только, но настоящее мировое значение, заложив основания к тому, чтобы русский язык занял своё достойное место во всечеловеческой духовной культуре. Педагогические идеи Ломоносова, которые он не уставал высказывать всю свою жизнь, представлены не только в его научно-гуманитарных произведениях, но и в его естественнонаучных трудах, а также и в поэтических сочинениях. Ломоносов всячески поддерживал молодых и талантливых русских учёных и педагогов. Эти факты показывают, что проблема просвещения и воспитания детей и юношества была одной из центральных в его творчестве.
Чернов С.В. - «Самобытный сподвижник просвещения» : опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова c. 202-224

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.63733

Аннотация: Исследуя хронологию творческой деятельности Ломоносова, мы видим, что от исследований по химии он легко переходил к изучению древней русской истории; от физических экспериментов – к разработке проектов научных экспедиций, от проектов создания первого в России университета или реорганизации Петербургской Академии Наук – к сложению стихов. В ту пору, когда Ломоносов очень интенсивно трудился в своей химической лаборатории, возрождая мозаичное искусство России, он, одновременно, занимался составлением «Древней Российской истории» и «Российской грамматики»; вместе с профессором Рихтером исследовал проблему атмосферного электричества; вел переписку с зарубежным учёным; подготавливал и защищал свои многочисленные диссертации. Исследование творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова, в основу которого положена концепция исследования человеческого гения, разработанная автором с опорой на проблемное поле философской антропологии, ясно показывает, что вся его научная, литературная и общественная деятельность были направлены единственно на строительство того пути, по которому впоследствии пошли и русская наука и российское просвещение. М. В. Ломоносов придал русскому языку не национальное только, но настоящее мировое значение, заложив основания к тому, чтобы русский язык занял своё достойное место во всечеловеческой духовной культуре. Педагогические идеи Ломоносова, которые он не уставал высказывать всю свою жизнь, представлены не только в его научно-гуманитарных произведениях, но и в его естественнонаучных трудах, а также и в поэтических сочинениях. Ломоносов всячески поддерживал молодых и талантливых русских учёных и педагогов. Эти факты показывают, что проблема просвещения и воспитания детей и юношества была одной из центральных в его творчестве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.